Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.04.2009 ПО ДЕЛУ N А41-11090/08

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 апреля 2009 г. по делу N А41-11090/08


Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2009 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мордкиной Л.М.,
судей Александрова Д.Д., Макаровской Э.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сыроежкиной М.С.,
при участии в заседании:
от истца: Доронина Н.М. - представитель, доверенность N 6 от 18.03.2009 г.; Раткевич М.Л. - представитель, доверенность N 3 от 05.03.2009 г.; Раткевич Л.А. - генеральный директор, Распоряжение N 789-р от 16.06.2005 г.,
от ответчика: Киндеева Е.А. - главный специалист - эксперт, доверенность N 09-14/0496 от 11.01.2009 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по г. Красногорску Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 15 декабря 2008 года по делу А41-11090/08, принятое судьей А.Г. Рымаренко, по иску (заявлению) ОАО "520 Ремонтно-эксплуатационное управление" к ИФНС России по г. Красногорску Московской области о признании недействительным решения,

установил:

открытое акционерное общество "520 Ремонтно-эксплуатационное управление" (далее - ОАО "520 РЭУ", общество, организация) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по г. Красногорску Московской области (далее - налоговый орган, Инспекция) N 4759 от 28.05.2008 г.
Решением суда от 15 декабря 2008 года по делу А41-11090/08 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Инспекции ФНС России по г. Красногорску Московской области, в которой она просит решение суда отменить, ссылаясь на следующее.
С 1 января 2006 года на всей территории Российской Федерации вступила в силу Глава 31 "Земельный налог" Налогового кодекса РФ, согласно которой земельный налог устанавливается в качестве местного налога, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
ГУП "596 Ремонтно-эксплуатационное управление" реорганизовано в форме преобразования в ОАО "520 РЭУ" 26.01.2004 г.
По передаточному акту ГУП "596 РЭУ" передало ОАО "520 РЭУ" основные средства, а именно здания, строения и сооружения производственного назначения, земельный участок по состоянию на 01.01.2003 г.
Балансовая стоимость передаваемой части составляет 7 331 000 руб., в том числе: 7 149 000 руб., чистые активы; 182 000 руб., стоимость земельного участка.
Камеральной проверкой установлено, что на балансе ОАО "520 РЭУ" по состоянию на 01.01.2007 года, по кодовой строке пассива баланса 410 "Уставный капитал (85)" отражена денежная сумма, в размере - 7 331 000 руб., в том числе включена и стоимость земельного участка, рассчитанная организацией расчетным путем от общей площади - 2,92 га, по ставке - 2,07 руб., с учетом коэффициента, в сумме - 182 000 рублей.
По мнению налогового органа, данное обстоятельство является основанием для исчисления и уплаты земельного налога за 2007 г.
В соответствии со ст. 35 Земельного кодекса РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу это лицо приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой недвижимостью и необходимой для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник ГУП "596 РЭУ".
ОАО "520 РЭУ" фактически использует данный земельный участок в своей основной деятельности, для получения дохода - это является дополнительным основанием для начисления и уплаты земельного налога.
ОАО "520 РЭУ" при расчете земельного налога не воспользовалось результатами государственной кадастровой оценки земельного участка утвержденного Распоряжением N 216-РМ от 30.11.2005 г., и предоставляло в налоговый орган "нулевые" декларации, и расчеты по земельному налогу в 2007 году.
После опубликования официальных сведений в газете "Красногорские вести" о кадастровой стоимости земельного участка, ОАО "520 РЭУ" в соответствии со ст. 81 НК РФ обязано было представить уточненные налоговые декларации и расчеты по авансовым платежам по земельному налогу, произвести оплату налога и авансовых платежей в бюджет по месту нахождения налогооблагаемых земельных участков, согласно п. 3 ст. 397 НК РФ за налоговый период 2007 г.
Кроме того, как указывалось выше ОАО "520 РЭУ" является правопреемником ГУП "596 РЭУ", вследствие приватизации путем преобразования юридических лиц.
Пунктом 9 Распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 23.12.2003 г. N 445 органам управления организованного Предприятия следовало оформить в соответствии с законодательством Российской Федерации права на земельный участок и осуществить юридические действия по государственной регистрации права собственности на основании передаточного акта.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела установлено: по результатам камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации по земельному налогу за 2007 г. заместителем начальника Инспекции ФНС России по г. Красногорску Московской области принято решение N 4759 от 28.05.2008 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым Общество привлечено к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату земельного налога в виде штрафа в сумме 175 559 руб., начислены пени по земельному налогу в сумме 34 919 руб., а также предложено уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 877 794 руб. (т. 1 л.д. 9 - 15).
Как усматривается из оспариваемого решения, налоговый орган пришел к выводу о том, что Общество является плательщиком земельного налога, в связи со следующим.
С 1 января 2006 года на всей территории Российской Федерации вступила в силу глава 31 "Земельный налог" Налогового кодекса РФ, согласно которой земельный налог устанавливается в качестве местного налога, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
ГУП "596 Ремонтно-эксплуатационное управление" (ИНН/КПП: 5024000231/502401001) реорганизовано в форме преобразования в ОАО "520 РЭУ" 26.01.2004 года.
По передаточному акту ГУП "596 РЭУ" передало ОАО "520 РЭУ" основные средства, а именно: здания, строения и сооружения производственного назначения, земельный участок по состоянию на 01.01.2003 г. общей площадью 2,92 га, балансовой стоимостью 182,000 руб.
На недвижимое имущество, а именно: на здания, строения и сооружения производственного назначения ОАО "520 РЭУ" зарегистрировало право собственности.
Однако право собственности на земельный участок налогоплательщик не оформил, и по настоящий момент занимается регистрацией права.
Налоговый орган указал в решении, что отсутствие правоустанавливающих документов у ОАО "520 РЭУ" на земельный участок не может служить основанием для освобождения фактического землевладельца и землепользователя от платы за землю, поскольку отсутствие таких документов зависит от волеизъявления последнего.
ОАО "520 РЭУ" при расчете земельного налога не воспользовалось результатами государственной кадастровой оценки земельного участка утвержденного Распоряжением Министерства экологии и природопользования в Московской области N 216-РМ от 30.11.2005 г. "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель промышленного и иного специального назначения Московской области".
На основании данного Распоряжения N 216-РМ от 30.11.2005 г. кадастровая стоимость земельного участка определена в сумме - 58 519 594 руб.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ налоговая ставка по земельному налогу установленная нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований составляет 1,5% в отношении прочих земельных участков.
На основании вышеуказанных данных налоговым органом начислен Обществу земельный налог в сумме 877 794 руб.
Как установлено материалами дела, ОАО "520 РЭУ" не является собственником земельного участка, поскольку принадлежность участка и межевание границ земельного участка оспариваются Управлением лесного хозяйства по г. Москве и Московской области, кадастровый учет земельного участка отсутствует, в регистрации права собственности на земельный участок отказано.
При этом, в процессе акционирования перехода права собственности земельного участка ОАО "520 РЭУ" не произошло, так как Государственное унитарное предприятие "596 Ремонтно-эксплуатационное управление", в результате приватизации которого образовалось ОАО "520 Ремонтно-эксплуатационное управление", использовало данный земельный участок на основании договора аренды от 25 октября 1996 г. N 224, заключенного с Администрацией Красногорского района (т. 1 л.д. 140 - 141).
Распоряжением Территориального управления Минимущества России по Московской области от 23.12.2003 г. N 445 "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "596 Ремонтно-эксплуатационная база Министерства обороны Российской Федерации" Государственное унитарное предприятие "596 Ремонтно-эксплуатационная база Министерства обороны Российской Федерации" приватизировано путем преобразования в Открытое акционерное общество "520 Ремонтно-эксплуатационное управление".
Вышеуказанным Распоряжением вновь образованному акционерному обществу поручено оформить в соответствии с законодательством право на земельный участок, расположенный по адресу: 143400, Московская область, г. Красногорск, п/о Красногорск-4, коммунальная зона "Красногорск-Митино", д. 20. При этом, право собственности Российской Федерации на земельный участок, передаваемый вновь образованному акционерному обществу, зарегистрировано должным образом не было.
Территориальным управлением Минимущества по Московской области на момент приватизации были выполнены только отдельные документы для постановки данного земельного участка на кадастровый учет, поскольку согласно действующему законодательству оформление прав на земельный участок производится путем его первоначальной постановки на кадастровый учет и последующей государственной регистрации права собственности его владельца.
ОАО "520 Ремонтно-эксплуатационное управление", не уклоняясь от оформления права собственности на земельный участок, после выполнения всех регистрационных действий по регистрации ОАО, 15 января 2004 г. представило все необходимые документы, разработанные Территориальным управлением Минимущества по Московской области (как заказчиком землеустроительного дела) на согласование и последующий кадастровый учет земельного участка в земельный комитет Красногорского района (входящий 11/04-43 от 15.01.2004 г.).
До 25.05.2004 г., ОАО "520 Ремонтно-эксплуатационное управление" и МосНИиПИ землеустройства (как непосредственный изготовитель землеустроительного дела) трижды представлялись документы в земельный комитет Красногорского района для присвоения кадастрового номера земельному участку.
Письма Росимущества, жалобы в адрес Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Московской области о согласовании границ земельного участка и постановке его на кадастровый учет до настоящего времени остались без удовлетворения.
Изготовленное МосНИиПИ землеустройства землеустроительное дело (по Договору с Территориальным управлением Минимущества по Московской области) было передано в Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Московской области. В июле 2006 г. землеустроительное дело ОАО "520 РЭУ" возвращено в Территориальное управление по Московской области.
Поскольку землеустроительное дело является собственностью разработчика, ОАО "520 РЭУ" заключило договор с ООО "Интерстройбизнесом" на разработку землеустроительного дела и постановку земельного участка организации на государственный кадастровый учет.
В июне 2007 г. разработка землеустроительного дела по договору с ООО "Интерстройбизнес" завершена, однако, до настоящего времени границы земельного участка ОАО "520 РЭУ" с организациями Федерального агентства лесного хозяйства не согласованы.
При межевании земельного участка (согласовании границ) было установлено, что по данным учета ФГУП "Рослеспроект" весь земельный участок, на котором располагается производственная база ОАО "520 РЭУ", относится к категории земель лесного фонда, вследствие чего, Обществу было отказано в согласовании границ Истринским лесхозом.
В настоящее время Общество обжаловало в Арбитражный суд Московской области отказ Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве в согласовании границ земельного участка (дело N А41-14408/08).
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что вышеуказанные действия Общества подтверждаются материалами дела и не свидетельствуют о бездействии и уклонении организации от регистрации прав не земельный участок.
С введением в действие с 1 января 2006 г. ст. 388 НК РФ "Налогоплательщиками (земельного налога) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения". Принимая во внимание, что ОАО "520 РЭУ" несмотря на все принимаемые меры по оформлению прав на спорный земельный участок не обладает таковыми, оснований для исчисления земельного налога в силу вышеуказанной статьи не имеется.
Основанием для установления земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения и пользования земельным участком.
Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно статье 12 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" разделы Единого государственного реестра прав, содержащие записи о правах на объект недвижимого имущества, возникновения, переходе и прекращении таких прав, об ограничениях (обременениях), идентифицируются в указанном реестре кадастровым номером объекта недвижимого имущества.
При этом, идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.
Согласно статье 70 Земельного кодекса РФ государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах участка и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки.
Как было отмечено ранее, ОАО "520 РЭУ" не является собственником земельного участка, документ, удостоверяющий право собственности на земельный участок отсутствует, границы земельного участка не утверждены и кадастровый номер земельному участку не присвоен, таким образом, ОАО "520 РЭУ" не может быть признано налогоплательщиком в соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ.
Как усматривается из материалов дела, ОАО "520 РЭУ" на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества, расположенные на этом земельном участке, что подтверждается представленными документами.
Добровольная уплата Обществом земельного налога за земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости, исходя из расчета площади застройки, не свидетельствует о правомерности принятого налоговым органом ненормативного акта. Субъектный состав лиц, являющихся плательщиками земельного налога определен ст. 388 Налогового кодекса РФ. Данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит, фактические пользователи земельных участков не отнесены статьей 388 НК РФ к плательщикам налога.
В соответствии с п. 1 ст. 65, п. 5 ст. 200 АПК РФ каждый участник процесса обязан доказать обстоятельства, на которые он ссылается, а бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого не нормативного акта, а также законности совершения действий (бездействий) государственным органом, возлагается на данный государственный орган.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение налогового органа подлежит признанию недействительным, поскольку не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и охраняемые законом интересы Общества.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, п. 1 ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 15 декабря 2008 г. по делу А41-11090/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по г. Красногорску Московской области - без удовлетворения.

Председательствующий
Л.М.МОРДКИНА

Судьи
Д.Д.АЛЕКСАНДРОВ
Э.П.МАКАРОВСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)