Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
25 марта 2005 г. Дело N А40-57313/04-107-543
Резолютивная часть решения объявлена 25.03.05.
Решение в полном объеме изготовлено 01.04.05.
Арбитражный суд в составе судьи Б.-Н., единолично, при ведении протокола судьей Б.-Н., с участием представителей заявителя Н., дов. от 20.12.04, М.С., дов. от 25.11.04, М.А.В., дов. от 25.11.04, З., дов. от 23.11.04, А., дов. от 20.12.04, П., дов. от 20.12.04, ответчика Е., дов. от 01.03.05, Б., дов. от 01.03.05, М.А.А., дов. от 30.12.04, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО "Ямбурггаздобыча" к МИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 о признании незаконным решения и по иску МИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 к ООО "Ямбурггаздобыча" о взыскании налоговых санкций, при ведении протокола судьей Б.-Н.,
ООО "Ямбурггаздобыча" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованием о признании недействительными решения от 01.10.04 N 167/53-08 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, требования N 108 от 08.10.04 об уплате налоговой санкции, требований N 189, 190 об уплате налога по состоянию на 08.10.04.
Свои требования заявитель обосновывает тем, что им добывается полезное ископаемое - нестабильный газовый конденсат на участке недр, на разработку которых заявителем получена соответствующая лицензия, а налоговый орган неправомерно доначислил налог на добычу полезных ископаемых, пени за неуплату налога, привлек заявителя к налоговой ответственности за неуплату налога, исходя из стоимости реализации стабильного газового конденсата, "перерабатываемого" из добытого ООО "Ямбурггаздобыча" нестабильного газового конденсата на мощностях ООО "Уренгойгазпром" и ООО "Сургутгазпром".
Ответчик МИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 требования не признал по доводам отзыва и решения от 01.10.04 N 167/53-8, предъявил встречный иск о взыскании налоговых санкций по оспариваемому решению в размере 57872755 руб. 80 коп.
Выслушав в открытом судебном заседании представителей сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о неправомерности заявленных ООО "Ямбурггаздобыча" требований в связи со следующим.
Как следует из материалов дела в 2002 - 2003 г. ООО "Ямбурггаздобыча" проводило промышленную разработку газоконденсатных месторождений на основании выданных лицензий СЛХ 00739 НЭ и СЛХ 10941 НР.
В 2002 - 2003 году ООО "ЯГД" определяло добытыми полезными ископаемыми в целях исчисления налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ), в том числе следующие виды продукции: конденсат газовый нестабильный Ямбургского месторождения; конденсат газовый сеноманских залежей Заполярного месторождения; конденсат газовый неокомских залежей Заполярного месторождения, добытый в результате геологоразведочных работ.
Межрегиональной инспекцией МНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 на основании решения руководителя Инспекции от 07.04.2004 N 18/53-03 была проведена выездная налоговая проверка ООО "Ямбурггаздобыча" по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за период с 01.01.2002 по 31.12.2003.
В ходе проверки было выявлено занижение ООО "Ямбурггаздобыча" налоговой базы по НДПИ, повлекшее неуплату в бюджет 300595589 руб. 35 коп. налога, которое образовалось в результате неправомерного определения ООО "Ямбурггаздобыча" видов добытых полезных ископаемых в целях НДПИ и, как следствие, неправомерного определения стоимости добываемых полезных ископаемых.
По результатам проверки Инспекцией составлен акт выездной налоговой проверки от 31.08.2004 N 149/53-09.
01.10.2004 руководителем Инспекции в присутствии представителей налогоплательщика, были рассмотрены возражения на акт выездной проверки и принято решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с решением ООО "Ямбурггаздобыча" привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 57872755 руб. 80 коп., обществу предложено уплатить суммы неуплаченного налога в размере 300595589 руб. 35 коп. и пени в сумме 65724720 руб. 12 коп. соответственно. На указанные суммы 08.10.2004 Инспекцией были выставлены требования N 189, 190 об уплате налога и требование N 108 об уплате налоговых санкций, что и послужило основанием для обращения ООО "Ямбурггазодобыча" в суд.
В решении о привлечении ООО "Ямбурггаздобыча" к ответственности Инспекция делает обоснованный вывод о том, что продукцией, содержащейся в фактически добытом из недр минеральном сырье, первой по своему качеству соответствующей стандартам, является после его подготовки на соответствующих установках, товарный (сухой) газ, товарный (сухой отбензиненный) газ, товарный (сухой отбензиненный - газ деэтанизации) газ.
Продукцией, содержащейся в фактически добытом из недр минеральном сырье, первой по своему качеству соответствующей ОСТ 51.65-80 является конденсат газовый стабильный после подготовки на установках ООО "Сургутгазпром", конденсат газовый стабильный, перерабатываемый ООО "Ямбурггаздобыча" в моторные топлива, конденсат газовый стабильный неокомских залежей (подготовке не подвергался т.к. был извлечен в процессе геологоразведочных работ), конденсат газовый стабильный сеноманских залежей.
Качество нестабильного конденсата регламентировалось ТУ 0271-002-05751745-2003 (введен взамен ТУ 05751745-02-88 с 17.09.2003). В то же время из данного конденсата на Сургутском ЗСК ООО "Сургутгазпром" после УПКТ ООО "Уренгойгазпром" выделялся стабильный конденсат, соответствующий ОСТ 51.65-80 (также классифицируется по ГОСТ Р51858-2002). Одновременно, при подготовке нестабильного конденсата Ямбургского месторождения к транспорту, извлекался газ деэтанизации, который после обработки на УКПГ-2С ООО "УГП" соответствовал требованиям ОСТ 51.40-93.
ООО "Ямбурггаздобыча" неправомерно относило к виду добываемого полезного ископаемого в целях налогообложения НДПИ нестабильный газовый конденсат.
В соответствии со статьей 336 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения НДПИ признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 337 Кодекса установлено, что добытым полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия).
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
- Видами добытых полезных ископаемых является, в том числе, углеводородное сырье, а именно: газовый конденсат из газоконденсатных месторождений, прошедший операции по сепарации, обезвоживанию, отделению легких фракций и прочих примесей; газ горючий природный из газовых и газоконденсатных месторождений;
- Продуктами, содержащимися в минеральном сырье ООО "Ямбурггаздобыча", подпадающими под признаки добытого полезного ископаемого по смыслу ст. 337 Налогового кодекса Российской Федерации, являются стабильный газовый конденсат и газ деэтанизации. Стабильный газовый конденсат является углеводородным сырьем, прошедшим операции по сепарации, обезвоживанию, отделению легких фракций (то есть, процесс стабилизации конденсата) и прочих примесей, что подпадает под определение полезного ископаемого в целях налогообложения НДПИ, установленного в п. 2 ст. 337 Налогового кодекса Российской Федерации.
Нестабильный конденсат не может признаваться добытым полезным ископаемым в целях НДПИ, так как:
- - нестабильный конденсат ЯНГКМ соответствует ТУ 0271-002-05751745-2003 и для него отсутствуют перечисленные в статье 337 Налогового кодекса Российской Федерации стандарты. В частности, статья 337 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае отсутствия для отдельного добытого полезного ископаемого международного, государственного, регионального или отраслевого стандарта, добытое полезное ископаемое должно соответствовать стандарту предприятия. Стандарт ООО "ЯГД" на нестабильный конденсат отсутствует;
- - нестабильный конденсат не соответствует определению конденсата, данному в статье 337 Налогового кодекса Российской Федерации. Так, в пункте 2 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что одним из видов добытых полезных ископаемых в целях НДПИ является газовый конденсат из газоконденсатных месторождений, прошедший операции по сепарации, обезвоживанию, отделению легких фракций и прочих примесей. Нестабильный конденсат содержит большое количество легких фракций, которые отделяются от него лишь в процессе получения стабильного конденсата по ОСТ 51.65-80 (деэтанизация на УПКТ ООО "Уренгойгазпром", стабилизация на Сургутском ЗСК ООО "Сургутгазпром" и УПМТ ООО "Ямбурггаздобыча");
- - из сырья ЯНГКМ вырабатывается продукция, соответствующая ОСТ 51.65-80 (стабильный конденсат), что подтверждается технологическими регламентами установок стабилизации конденсата Сургутского ЗСК;
- - балансовые запасы углеводородного сырья ЯНГКМ уменьшаются на объемы извлеченного из недр стабильного конденсата.
Стабильный конденсат из сырья ЯНГКМ является полезным ископаемым в целях НДПИ, так как:
- - является продукцией, содержащейся в минеральном сырье ЯНГКМ, первой по качеству соответствующей ОСТ 51.65-80 (стабильный конденсат; ООО "СГП" классифицирует его по ГОСТ Р51858-2002);
- - полностью соответствует определению конденсата, данному в пункте 2 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации (в полной мере прошел операции по сепарации, обезвоживанию, отделению легких фракций и прочих примесей);
- - балансовые запасы углеводородного сырья ЯНГКМ уменьшаются на объемы извлеченного из недр стабильного конденсата;
- - стабильный конденсат является продукцией добывающей промышленности, так как классифицируется по коду ОКДП 1112852 (раздел "C". Продукция и услуги горнодобывающей промышленности и разработки карьеров).
Газ деэтанизации, полученный из сырья ЯНГКМ на УПКТ ООО "Уренгойгазпром" (в части углеводородного сырья в виде жидкой фазы с УКПГ-1В ООО "Ямбурггаздобыча") - полезное ископаемое в целях НДПИ, так как является продукцией, содержащейся в минеральном сырье ЯНГКМ, первой по качеству соответствующей ОСТ 51.40-93.
Учитывая изложенное, для сырья ЯНГКМ, в части углеводородного сырья в виде жидкой фазы с УКПГ-1В ООО "Ямбурггаздобыча", продукция, первая по качеству соответствующая отраслевому стандарту, вырабатывается на мощностях принадлежащих ООО "Уренгойгазпром" (газ деэтанизации) и ООО "Сургутгазпром" (стабильный конденсат). Однако, учитывая единство и неразрывность производственных мощностей по подготовке жидких углеводородов Западной Сибири (в т.ч. и жидких углеводородов ЯНГКМ), 100% взаимозависимость ООО "Ямбурггаздобыча", ООО "Уренгойгазпром", ООО "Сургутгазпром" и ОАО "Газпром", централизованное управление движением жидких углеводородов ОАО "Газпром", заявителю ООО "Ямбурггаздобыча" необходимо признавать добытыми полезными ископаемыми в целях НДПИ стабильный конденсат Сургутского ЗСК ООО "Сургутгазпром" и УПМТ ООО "Ямбурггаздобыча" и газ деэтанизации УПКТ ООО "Уренгойгазпром", так как ООО "Сургутгазпром", ООО "Уренгойгазпром" и ООО "Ямбурггаздобыча" функционируют в рамках единого технологического комплекса.
При этом ссылка ООО "Ямбурггазодобыча" на соответствие "стандартам предприятия" нестабильного газового конденсата является несостоятельной по следующим причинам.
- - абзац третий пп. 3 п. 2 ст. 337 Налогового кодекса Российской Федерации к видам полезного ископаемого газовый конденсат после прохождения им очистки и стабилизации;
- - не имеется стандартов качества, в том числе, стандартов предприятия, на нестабильный газовый конденсат, установление таких стандартов невозможно, учитывая специфику нестабильного газового конденсата (содержание легких углеводородных фракций, высокая испаряемость, токсичность, легко воспламеняем, т. 2, л.д. 92). Стабильный конденсат и газ деэтанизации, содержащиеся в нестабильном газовом конденсате - это продукты, первые по своему качеству соответствующие ОСТ 51.65.80 и ОСТ 51.40.93 соответственно, что подтверждается справками качества стабильного конденсата, анализами соответствия показателей качества стабильного конденсата нормам ГОСТ 51858-2002 и ОСТ 51.65-80;
- - технические условия (т. 3, л.д. 108 - 113) не являются стандартами, так как по своему значению стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг, а техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (ст. 2 Закона Российской Федерации "О техническом регулировании" от 27.12.02 N 184-ФЗ).
Таким образом, стандарт - это показатель, характеризующий саму продукцию, а технические условия относятся к процессу производства, транспортировки, безопасности продукции.
Довод ООО "Ямбурггаздобыча" о незаконности признания налоговым органом объектом налогообложения НДПИ продукции, произведенной и реализованной самостоятельными юридическими лицами, судом не принимается по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 334 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ООО "Ямбурггаздобыча" в проверяемом периоде имело лицензию N СЛХ 00738 НЭ на право пользования недрами, выданную Министерством природных ресурсов Российской Федерации, с целевым назначением и видами работ: добыча природного газа из сеноманской залежи; газа и конденсата из неокомских залежей; геологическое изучение юрских отложений Ямбургского газоконденсатного месторождения; лицензию СЛХ 00739 НЭ на право пользования недрами, выданную Министерством природных ресурсов Российской Федерации, с целевым назначением и видами работ: добыча углеводородов из пластов сеноманских и неокомских отложений; геологическое изучение с последующей разработкой новых залежей Заполярного газонефтеконденсатного месторождения.
Понятие "добытого полезного ископаемого" раскрывается в статье 337 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 1 указанной статьи полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия).
Следовательно, при определении объекта налогообложения НДПИ необходимо устанавливать наличие в извлеченном из недр минеральном сырье любых полезных ископаемых, добыча которых подлежит налогообложению.
Таким образом, объектом налогообложения является газ и газовый конденсат, содержащиеся в фактически добытом минеральном сырье независимо от заключения ООО "Ямбурггаздобыча" с ОАО "Газпром", ООО "Сургутгазпром" договоров купли-продажи нестабильного газового конденсата, заключение которых не может изменять элементы налогообложения.
Кроме того, суд принимает во внимание, что ООО "Ямбурггаздобыча", ООО "Сургутгазпром" и ООО "Уренгойгазпром" являются дочерними предприятиями ОАО "Газпром". Согласно учредительным документам ОАО "Газпром" является учредителем всех этих предприятий и имеет 100% доли в их уставных капиталах. Взаимозависимость организаций подтверждается письмами ОАО "Газпром" от 30.11.2001 N Д9-1/913, от 26.12.2002 N Д9-1/1561, от 30.11.2003 N А8-200, от 18.04.2003 N АР-787, от 18.04.2003 N АР-785 приказом ОАО "Газпром" от 21.11.2002 N 111 "О мерах по централизованной реализации жидких углеводородов, вырабатываемых дочерними обществами ОАО "Газпром".
В соответствии с балансом конденсата и нефти по Западной Сибири на 2002 и 2003, утвержденного М.А.Б. и первым заместителем правления ОАО "Газпром" Р., и письмом ОАО "Газпром" от 09.07.2003 N Д14-2480, а также согласно прейскуранту "внутренние расчетные (оптовые) цены на газ и внутренние расчетные тарифы на услуги по транспортировке и хранению газа для организаций ОАО "Газпром" порядок движения жидких углеводородов месторождений Западной Сибири определяется ОАО "Газпром". В частности, ОАО "Газпром" определяет планируемые объемные показатели добычи и подготовки конденсата, внутренние цены на полупродукты (нестабильный конденсат, нефтегазоконденсатная смесь), схему заключения договоров и другие существенные аспекты взаимодействия своих дочерних компаний.
Стабильный конденсат - полезное ископаемое, содержащееся в фактически добытом из недр на ЯНГКМ минеральном сырье первое по своему качеству соответствующее ОСТ 51.65-80.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 337 НК РФ не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности. Таким образом, при определении объекта налогообложения необходимо установить, что извлеченная из добытого минерального сырья продукция является продукцией горнодобывающей промышленности, а не продукцией обрабатывающей промышленности, полученной в результате переработки.
При получении стабильного газового конденсата не происходит ни процесса обогащения, ни технологического передела, а происходят процессы разделения (сепарации) газообразных углеводородов (C1 - C4) и жидких углеводородов C5 (газоконденсата), глубокой осушки газа (удаления водяного пара), очистки газа от активных сернистых соединений, если таковые присутствуют в добытом газе в сколько-нибудь существенном количестве. Для повышения эффективности разделения углеводородов товарной ценности конечной продукции процесс сепарации продукции скважин проводят ступенчато, выделяя сухой газ (обезвоженную смесь метана, этана, азота и углекислого газа), пропан-бутановую фракцию и стабильный конденсат либо нефтегазоконденсатную смесь (все углеводороды C5+выше).
Следовательно, являются неправомерными ссылки заявителя о дальнейшей переработке реализуемого сырья.
Из перечня продуктов обогащения, содержащегося в Классификаторе ОК 004-95 (ОКП) и в Классификаторе ОК 004-93 (ОКДП) следует, что понятие "обогащение" применяется только при добыче горнорудного минерального сырья. Обогащенного природного газа или газового конденсата быть не может. Установок по обогащению природного газа или газового конденсата не бывает.
При определении, к какому виду промышленности (добывающая или обрабатывающая) относится тот или иной вид продукции, следует руководствоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции, работ и услуг ОК 004-93. В пункте 3 введения ОКДП установлено, что идея интеграции в ОКДП состоит в создании единой классификационной схемы для описания предприятий по видам их экономической деятельности и конечным результатом деятельности - производимой продукции и предоставляемым услугам. Объекты классификации ОКДП - виды экономической деятельности, продукция и услуги, в свою очередь, являются основными классификационными признаками предприятий.
В ОКДП выделены следующие разделы:
- - раздел C. Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров;
- - раздел D. Обрабатывающая промышленность.
Конденсат газовый стабильный имеет код по ОКДП 1112852 "Конденсат газовый стабильный" (раздел C "Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров", группа "нефть сырая и газ природный", подгруппа "газ природный, конденсат газовый, гелий").
Таким образом, стабильный конденсат является продукцией горнодобывающей промышленности.
Начиная с 01.01.2003, для определения вида экономической деятельности предприятия следует руководствоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001. ОКВЭД был введен в действие с 01.01.2003 взамен Общесоюзного классификатора "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ) и частей I и IV (применительно к экономической деятельности) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции, работ и услуг (ОКДП) Приказом Государственного комитета России по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 N 454-ст.
Приложение A Общероссийского классификатора видов экономической деятельности содержит подробное описание классификационных группировок.
Так, в соответствии с Приложением A к ОКВЭД, раздел C "добыча полезных ископаемых" включает в себя добычу полезных ископаемых, встречающихся в природе в виде твердых пород (угля и руды), в жидком состоянии (нефти) или в газообразном состоянии (природного газа).
В свою очередь подгруппа 11.10.2 "добыча природного газа и газового конденсата" включает:
- - добычу, обезвоживание и сепарацию фракций жидких углеводородов и производство сырого газообразного углеводорода (природного газа);
- - извлечение метана (метан - основной компонент сухого отбензиненного газа), этана, бутана и пропана (этан, пропан, бутан - это так называемая широкая фракция легких углеводородов (ШФЛУ), получаемая при отбензинивании газа и стабилизации конденсата, и направляемая на производство сжиженных газов) на месте добычи;
- - десульфурацию газа (отделение серосодержащих соединений);
- - добычу газового конденсата (получение стабильного конденсата);
- - извлечение гелия и сероводорода.
Учитывая изложенное, основываясь на положениях ОКВЭД, процессы получения товарного природного газа и конденсата (сепарация, извлечение сероводорода, отбензинивание и стабилизация) являются частью процесса добычи. Следовательно, стабильный конденсат - это продукция добывающей промышленности.
Учитывая изложенное, стабильный конденсат является для ООО "Ямбурггаздобыча" добытым полезным ископаемым, так как:
- - является продукцией, содержащейся в фактически добытом из недр минеральном сырье, первой по своему качеству соответствующей стандартам отрасли (ОСТ 51.65-80);
- - соответствует виду углеводородного сырья, поименованному в пункте 2 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации: стабильный конденсат - газовый конденсат из газоконденсатных месторождений, прошедший операции по сепарации, обезвоживанию, отделению легких фракций и прочих примесей,
- является продукцией горнодобывающей промышленности: - код по ОКДП 1112852,
- не является продукцией обрабатывающей промышленности.
Является несостоятельной ссылка ООО "Ямбурггаздобыча" на понятие "обогащение", данное в Постановлении Госгортехнадзора от 04.06.03 N 47 "Об утверждении Единых правил безопасности при дроблении, сортировке, обогащении полезных ископаемых и окусковании руд и концентратов", где в Приложении N 2 "Термины и определения" указано, что обогащением является "совокупность процессов переработки минерального сырья с целью выделения из него полезных компонентов с концентрацией, превышающей их содержание в исходном сырье", так как указанное Постановление, как следует из его наименования, преследует цели безопасности при осуществлении процессов переработки полезных ископаемых, а при выделении полезного ископаемого из минерального сырья не происходит процессов его переработки, то есть, процессов, полностью изменяющих конечный продукт по сравнению с исходным сырьем, а также изменяющих назначение этого продукта. Таким образом, ООО "Ямбурггаздобыча" ошибочно посчитало, что повышение концентрации полезных компонентов при получении из нестабильного конденсата газа деэтанизации и стабильного конденсата будет означать обогащение полезных ископаемых.
В свою очередь, нестабильный газовый конденсат не является газовым конденсатом, прошедшим операции по сепарации, обезвоживанию, отделению легких фракций и прочих примесей, так как:
- - нестабильный конденсат содержит воду, т.е. он не полностью обезвожен;
- - нестабильный конденсат содержит механические примеси;
- - от нестабильного конденсата не полностью отделены легкие фракции (метан, этан, пропан и бутаны);
- - от нестабильного конденсата не полностью отделены прочие примеси (сероводород, углекислый газ).
По мнению заявителя, налоговый орган, неправильно определив виды добываемых полезных ископаемых, неправильно определил и порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых.
В соответствии с пунктом 2 статьи 338 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых. Стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 340 Налогового кодекса Российской Федерации.
Инспекция определяла налоговую базу на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации: исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого. Стабильный конденсат реализовывался ООО "Сургутгазпром", так как указанные организации действовали в рамках единого технологического процесса по извлечению добытого полезного ископаемого, содержащегося в добытом заявителем минеральном сырье, следовательно, применяемый Инспекцией способ оценки добытых полезных ископаемых соответствует требованиям указанной нормы Кодекса.
Довод заявителя о том, что переход права собственности на нестабильный газовый конденсат в 2002 - 2003 г.г. иным юридическим лицам, к которым право собственности переходило в момент перекачки нестабильного газового конденсата через узел учета на месторождениях ООО "Ямбурггаздобыча", приводит к невозможности уплаты налогов налогоплательщиками по результатам хозяйственной деятельности иных юридических лиц, противоречит ст. 337 НК РФ (т. 1, л.д. 6). Законодатель не связывает объект налогообложения и порядок его определения с переходом права собственности на объект налогообложения к другим лицам, а устанавливает критерии определения объекта налогообложения только с действиями по его выделению из добываемого сырья.
Таким образом, договорные отношения заявителя с ОАО "Газпром" и иными хозяйствующими субъектами на поставку нестабильного газового конденсата не имеют правового значения в вопросе о налогообложении добытого заявителем полезного ископаемого - стабильного газового конденсата, являющегося объектом налогообложения НДПИ, содержащегося в общей массе добытого заявителем минерального сырья.
В соответствии с пунктом 2 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетным путем, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
Количество добытого стабильного конденсата по ЯНКМ ООО "Ямбурггаздобыча" Инспекцией определено косвенным методом как расчетные объемы добычи стабильного конденсата, содержащегося в пластовом газе неокомских залежей ЯНГКМ, на основании отчетов по добыче газа и конденсата ООО "Ямбурггаздобыча".
Согласно отчетам по добыче газа и конденсата по ООО "Ямбурггаздобыча" в 2002 году было добыто 905994 тонны углеводородов С5+выше (стабильного конденсата). Потери составили 32607 тонн. Всего из недр извлечено 938601 тонн. В форме статистической отчетности 6-ГР содержатся аналогичные данные.
Согласно отчетам по добыче газа и конденсата по ООО "Ямбурггаздобыча" в 2003 году было добыто 903258 тонн углеводородов С5+выше (стабильного конденсата). Потери составили 33377 тонн. Всего из недр извлечено 936635 тонн. В форме статистической отчетности 6-ГР содержатся аналогичные данные.
Количество добытого газа природного горючего (в виде газа деэтанизации после подготовки на УКПГ-2В ООО "Уренгойгазпром") необходимо определять прямым методом как объем его фактической выработки на основании балансов движения жидких углеводородов Западной Сибири ООО "Уренгойгазпром".
Согласно балансам движения жидких углеводородов Западной Сибири ООО "УГП" объем выработки газа природного горючего (в виде газа деэтанизации после подготовки на УКПГ-2В ООО "Уренгойгазпром") в 2002 году составил 235560 млн. куб. метров.
Согласно балансам движения жидких углеводородов Западной Сибири ООО "УГП" объем выработки газа природного горючего (в виде газа деэтанизации после подготовки на УКПГ-2В ООО "Уренгойгазпром") в 2003 году составил 203427 млн. куб. метров.
Подробные данные об объемах добычи стабильного конденсата и природного газа (в части жидкой фазы с УКПГ-1В ООО "Ямбурггаздобыча") в 2002 - 2003 году представлены Инспекцией в материалы дела.
ООО "Ямбурггаздобыча" определяло добытым полезным ископаемым в целях НДПИ конденсат, выделенный из пластового газа сеноманских залежей ЗГНКМ. По смыслу пункта 3 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации добытыми полезными ископаемыми в целях НДПИ могут признаваться лишь ископаемые, учтенные на государственном балансе запасов полезных ископаемых.
Согласно пункту 3 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
Учитывая изложенное, для ЯНГКМ фактические потери по конденсату отдельно учитываться не должны, так как количество добытого конденсата определяется расчетным методом. Т.е., количество конденсата, облагаемого НДПИ, должно быть равно количеству конденсата, на которое уменьшились балансовые запасы.
В отношении нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений налоговым законодательством установлен особый порядок определения налоговой базы: налоговая база при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении в соответствии со статьей 339 главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого. Оценка производится отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого исходя из цен реализации соответствующего добытого полезного ископаемого. Стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со статьей 339 Налогового кодекса Российской Федерации, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого. Стоимость единицы добытого полезного ископаемого рассчитывается как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии с настоящим пунктом, к количеству реализованного добытого полезного ископаемого. При этом оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки от реализации добытых полезных ископаемых, определяемой на основании цен реализации с учетом положений статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации, без налога на добавленную стоимость (при реализации на территории Российской Федерации и в государства - участники Содружества Независимых Государств) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки.
Учитывая изложенное, стоимость добытого из недр ЯНГКМ и ЗГНКМ стабильного конденсата необходимо определять исходя из цен реализации стабильного конденсата (нефти) с Сургутского ЗСК ООО "Сургутгазпром".
В 2002 - 2003 году ООО "Ямбурггаздобыча" рассчитывало стоимость единицы добытого газа природного горючего исходя из сложившихся цен реализации. Цена газа, реализуемого ООО "Ямбурггаздобыча", устанавливалась прейскурантами ОАО "Газпром" (N 04-03-28-2002, 04-03-28-2003 с изменениями). Фактически, средняя стоимость тыс. куб. метров добытого газа в целях НДПИ для ООО "Ямбурггаздобыча" равна цене на газ, установленной ОАО "Газпром". Учитывая изложенное, стоимость одной тыс. куб. метров газа природного горючего, полученного в 2002 - 2003 году на УПКТ ООО "Уренгойгазпром" из сырья, добытого на ЯНГКМ (газ деэтанизации), следует определять как стоимость одной тыс. куб. метров газа, установленную ОАО "Газпром" для ООО "Ямбурггаздобыча" прейскурантами ОАО "Газпром".
С января 2002 года по сентябрь 2002 года цена на газ для ООО "Ямбурггаздобыча" составляла 156 рублей за тыс. куб. метров. С октября 2002 года по сентябрь 2003 года - 148 рублей за тыс. куб. метров. С октября 2003 года по декабрь 2003 года - 104 рубля за тыс. куб. метров.
Согласно описанию технологического производства в ходе деэтанизации на УПКТ ООО "Уренгойгазпром" происходит выделение газа деэтанизации, который, после подготовки на УКПГ-2В ООО "Уренгойгазпром", поступает в магистральный газопровод.
Согласно технологическому регламенту на Сургутском ЗСК ООО "Сургутгазпром" нефтегазоконденсатная смесь стабилизируется на установках стабилизации конденсата (УСК-1 и УСК-2).
Утверждение общества о том, что газ деэтанизации и стабильный конденсат были произведены за пределами предоставленного обществу участка недр, а потому не могут рассматриваться как добытые полезные ископаемые, судом не принимается, поскольку эти продукты содержатся в фактически добытом из недр минеральном сырье, что и послужило одним из оснований их отнесения к объекту налогообложения НДПИ.
Довод заявителя (т. 1, л.д. 6) о том, что месторождение ООО "Ямбурггаздобыча" предоставляется в пользование для добычи конденсата без деления его на стабильный либо нестабильный конденсат, судом не принимается как не имеющий правового значения для разрешения настоящего дела. В соответствии с частью первой НК РФ налоги и сборы, в том числе элементы налогообложения устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Положения главы 26 НК РФ позволяют прийти к выводу о том, что правовое значение лицензии при исчислении и уплате налога на добычу полезных ископаемых исчерпывается разрешительной и регламентирующей функцией в области недропользования и ее содержание неправомерно распространять на какие-либо элементы налогообложения.
Таким образом, решение МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 от 01.10.04 N 167/53-08 требования N 108 от 08.10.04 об уплате налоговой санкции, требований N 189, 190 об уплате налога по состоянию на 08.10.04 являются законными. Инспекцией соблюден досудебный порядок взыскания налоговых санкций, срок на предъявление иска о взыскании налоговых санкций не пропущен, поэтому встречное требование о взыскании налоговых санкций в размере, установленном в оспариваемом решении, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 336, 337, 338, 340 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. ст. 9, 65, 167 - 170, 198 - 200, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
в удовлетворении заявленных ООО "Ямбурггазодобыча" требований отказать.
Взыскать с ООО "Ямбурггазодобыча" (зарегистрировано администрацией муниципального образования г. Новый Уренгой 30.06.99 за N 103836, место нахождения: Российская Федерация, Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Новый Уренгой, ул. Южная, д. 2-А) в доход соответствующих бюджетов налоговые санкции за неуплату налога на добычу полезных ископаемых в размере 57872755 руб. 80 коп. и в доход федерального бюджета госпошлину в размере 10000 руб.
Решение может быть обжаловано в 9 Арбитражный апелляционный суд г. Москвы в течение месяца со дня принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 25.03.2005, 01.04.2005 ПО ДЕЛУ N А40-57313/04-107-543
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
25 марта 2005 г. Дело N А40-57313/04-107-543
Резолютивная часть решения объявлена 25.03.05.
Решение в полном объеме изготовлено 01.04.05.
Арбитражный суд в составе судьи Б.-Н., единолично, при ведении протокола судьей Б.-Н., с участием представителей заявителя Н., дов. от 20.12.04, М.С., дов. от 25.11.04, М.А.В., дов. от 25.11.04, З., дов. от 23.11.04, А., дов. от 20.12.04, П., дов. от 20.12.04, ответчика Е., дов. от 01.03.05, Б., дов. от 01.03.05, М.А.А., дов. от 30.12.04, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО "Ямбурггаздобыча" к МИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 о признании незаконным решения и по иску МИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 к ООО "Ямбурггаздобыча" о взыскании налоговых санкций, при ведении протокола судьей Б.-Н.,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Ямбурггаздобыча" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованием о признании недействительными решения от 01.10.04 N 167/53-08 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, требования N 108 от 08.10.04 об уплате налоговой санкции, требований N 189, 190 об уплате налога по состоянию на 08.10.04.
Свои требования заявитель обосновывает тем, что им добывается полезное ископаемое - нестабильный газовый конденсат на участке недр, на разработку которых заявителем получена соответствующая лицензия, а налоговый орган неправомерно доначислил налог на добычу полезных ископаемых, пени за неуплату налога, привлек заявителя к налоговой ответственности за неуплату налога, исходя из стоимости реализации стабильного газового конденсата, "перерабатываемого" из добытого ООО "Ямбурггаздобыча" нестабильного газового конденсата на мощностях ООО "Уренгойгазпром" и ООО "Сургутгазпром".
Ответчик МИФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 требования не признал по доводам отзыва и решения от 01.10.04 N 167/53-8, предъявил встречный иск о взыскании налоговых санкций по оспариваемому решению в размере 57872755 руб. 80 коп.
Выслушав в открытом судебном заседании представителей сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о неправомерности заявленных ООО "Ямбурггаздобыча" требований в связи со следующим.
Как следует из материалов дела в 2002 - 2003 г. ООО "Ямбурггаздобыча" проводило промышленную разработку газоконденсатных месторождений на основании выданных лицензий СЛХ 00739 НЭ и СЛХ 10941 НР.
В 2002 - 2003 году ООО "ЯГД" определяло добытыми полезными ископаемыми в целях исчисления налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ), в том числе следующие виды продукции: конденсат газовый нестабильный Ямбургского месторождения; конденсат газовый сеноманских залежей Заполярного месторождения; конденсат газовый неокомских залежей Заполярного месторождения, добытый в результате геологоразведочных работ.
Межрегиональной инспекцией МНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 на основании решения руководителя Инспекции от 07.04.2004 N 18/53-03 была проведена выездная налоговая проверка ООО "Ямбурггаздобыча" по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за период с 01.01.2002 по 31.12.2003.
В ходе проверки было выявлено занижение ООО "Ямбурггаздобыча" налоговой базы по НДПИ, повлекшее неуплату в бюджет 300595589 руб. 35 коп. налога, которое образовалось в результате неправомерного определения ООО "Ямбурггаздобыча" видов добытых полезных ископаемых в целях НДПИ и, как следствие, неправомерного определения стоимости добываемых полезных ископаемых.
По результатам проверки Инспекцией составлен акт выездной налоговой проверки от 31.08.2004 N 149/53-09.
01.10.2004 руководителем Инспекции в присутствии представителей налогоплательщика, были рассмотрены возражения на акт выездной проверки и принято решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с решением ООО "Ямбурггаздобыча" привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 57872755 руб. 80 коп., обществу предложено уплатить суммы неуплаченного налога в размере 300595589 руб. 35 коп. и пени в сумме 65724720 руб. 12 коп. соответственно. На указанные суммы 08.10.2004 Инспекцией были выставлены требования N 189, 190 об уплате налога и требование N 108 об уплате налоговых санкций, что и послужило основанием для обращения ООО "Ямбурггазодобыча" в суд.
В решении о привлечении ООО "Ямбурггаздобыча" к ответственности Инспекция делает обоснованный вывод о том, что продукцией, содержащейся в фактически добытом из недр минеральном сырье, первой по своему качеству соответствующей стандартам, является после его подготовки на соответствующих установках, товарный (сухой) газ, товарный (сухой отбензиненный) газ, товарный (сухой отбензиненный - газ деэтанизации) газ.
Продукцией, содержащейся в фактически добытом из недр минеральном сырье, первой по своему качеству соответствующей ОСТ 51.65-80 является конденсат газовый стабильный после подготовки на установках ООО "Сургутгазпром", конденсат газовый стабильный, перерабатываемый ООО "Ямбурггаздобыча" в моторные топлива, конденсат газовый стабильный неокомских залежей (подготовке не подвергался т.к. был извлечен в процессе геологоразведочных работ), конденсат газовый стабильный сеноманских залежей.
Качество нестабильного конденсата регламентировалось ТУ 0271-002-05751745-2003 (введен взамен ТУ 05751745-02-88 с 17.09.2003). В то же время из данного конденсата на Сургутском ЗСК ООО "Сургутгазпром" после УПКТ ООО "Уренгойгазпром" выделялся стабильный конденсат, соответствующий ОСТ 51.65-80 (также классифицируется по ГОСТ Р51858-2002). Одновременно, при подготовке нестабильного конденсата Ямбургского месторождения к транспорту, извлекался газ деэтанизации, который после обработки на УКПГ-2С ООО "УГП" соответствовал требованиям ОСТ 51.40-93.
ООО "Ямбурггаздобыча" неправомерно относило к виду добываемого полезного ископаемого в целях налогообложения НДПИ нестабильный газовый конденсат.
В соответствии со статьей 336 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения НДПИ признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 337 Кодекса установлено, что добытым полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия).
Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
- Видами добытых полезных ископаемых является, в том числе, углеводородное сырье, а именно: газовый конденсат из газоконденсатных месторождений, прошедший операции по сепарации, обезвоживанию, отделению легких фракций и прочих примесей; газ горючий природный из газовых и газоконденсатных месторождений;
- Продуктами, содержащимися в минеральном сырье ООО "Ямбурггаздобыча", подпадающими под признаки добытого полезного ископаемого по смыслу ст. 337 Налогового кодекса Российской Федерации, являются стабильный газовый конденсат и газ деэтанизации. Стабильный газовый конденсат является углеводородным сырьем, прошедшим операции по сепарации, обезвоживанию, отделению легких фракций (то есть, процесс стабилизации конденсата) и прочих примесей, что подпадает под определение полезного ископаемого в целях налогообложения НДПИ, установленного в п. 2 ст. 337 Налогового кодекса Российской Федерации.
Нестабильный конденсат не может признаваться добытым полезным ископаемым в целях НДПИ, так как:
- - нестабильный конденсат ЯНГКМ соответствует ТУ 0271-002-05751745-2003 и для него отсутствуют перечисленные в статье 337 Налогового кодекса Российской Федерации стандарты. В частности, статья 337 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случае отсутствия для отдельного добытого полезного ископаемого международного, государственного, регионального или отраслевого стандарта, добытое полезное ископаемое должно соответствовать стандарту предприятия. Стандарт ООО "ЯГД" на нестабильный конденсат отсутствует;
- - нестабильный конденсат не соответствует определению конденсата, данному в статье 337 Налогового кодекса Российской Федерации. Так, в пункте 2 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что одним из видов добытых полезных ископаемых в целях НДПИ является газовый конденсат из газоконденсатных месторождений, прошедший операции по сепарации, обезвоживанию, отделению легких фракций и прочих примесей. Нестабильный конденсат содержит большое количество легких фракций, которые отделяются от него лишь в процессе получения стабильного конденсата по ОСТ 51.65-80 (деэтанизация на УПКТ ООО "Уренгойгазпром", стабилизация на Сургутском ЗСК ООО "Сургутгазпром" и УПМТ ООО "Ямбурггаздобыча");
- - из сырья ЯНГКМ вырабатывается продукция, соответствующая ОСТ 51.65-80 (стабильный конденсат), что подтверждается технологическими регламентами установок стабилизации конденсата Сургутского ЗСК;
- - балансовые запасы углеводородного сырья ЯНГКМ уменьшаются на объемы извлеченного из недр стабильного конденсата.
Стабильный конденсат из сырья ЯНГКМ является полезным ископаемым в целях НДПИ, так как:
- - является продукцией, содержащейся в минеральном сырье ЯНГКМ, первой по качеству соответствующей ОСТ 51.65-80 (стабильный конденсат; ООО "СГП" классифицирует его по ГОСТ Р51858-2002);
- - полностью соответствует определению конденсата, данному в пункте 2 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации (в полной мере прошел операции по сепарации, обезвоживанию, отделению легких фракций и прочих примесей);
- - балансовые запасы углеводородного сырья ЯНГКМ уменьшаются на объемы извлеченного из недр стабильного конденсата;
- - стабильный конденсат является продукцией добывающей промышленности, так как классифицируется по коду ОКДП 1112852 (раздел "C". Продукция и услуги горнодобывающей промышленности и разработки карьеров).
Газ деэтанизации, полученный из сырья ЯНГКМ на УПКТ ООО "Уренгойгазпром" (в части углеводородного сырья в виде жидкой фазы с УКПГ-1В ООО "Ямбурггаздобыча") - полезное ископаемое в целях НДПИ, так как является продукцией, содержащейся в минеральном сырье ЯНГКМ, первой по качеству соответствующей ОСТ 51.40-93.
Учитывая изложенное, для сырья ЯНГКМ, в части углеводородного сырья в виде жидкой фазы с УКПГ-1В ООО "Ямбурггаздобыча", продукция, первая по качеству соответствующая отраслевому стандарту, вырабатывается на мощностях принадлежащих ООО "Уренгойгазпром" (газ деэтанизации) и ООО "Сургутгазпром" (стабильный конденсат). Однако, учитывая единство и неразрывность производственных мощностей по подготовке жидких углеводородов Западной Сибири (в т.ч. и жидких углеводородов ЯНГКМ), 100% взаимозависимость ООО "Ямбурггаздобыча", ООО "Уренгойгазпром", ООО "Сургутгазпром" и ОАО "Газпром", централизованное управление движением жидких углеводородов ОАО "Газпром", заявителю ООО "Ямбурггаздобыча" необходимо признавать добытыми полезными ископаемыми в целях НДПИ стабильный конденсат Сургутского ЗСК ООО "Сургутгазпром" и УПМТ ООО "Ямбурггаздобыча" и газ деэтанизации УПКТ ООО "Уренгойгазпром", так как ООО "Сургутгазпром", ООО "Уренгойгазпром" и ООО "Ямбурггаздобыча" функционируют в рамках единого технологического комплекса.
При этом ссылка ООО "Ямбурггазодобыча" на соответствие "стандартам предприятия" нестабильного газового конденсата является несостоятельной по следующим причинам.
- - абзац третий пп. 3 п. 2 ст. 337 Налогового кодекса Российской Федерации к видам полезного ископаемого газовый конденсат после прохождения им очистки и стабилизации;
- - не имеется стандартов качества, в том числе, стандартов предприятия, на нестабильный газовый конденсат, установление таких стандартов невозможно, учитывая специфику нестабильного газового конденсата (содержание легких углеводородных фракций, высокая испаряемость, токсичность, легко воспламеняем, т. 2, л.д. 92). Стабильный конденсат и газ деэтанизации, содержащиеся в нестабильном газовом конденсате - это продукты, первые по своему качеству соответствующие ОСТ 51.65.80 и ОСТ 51.40.93 соответственно, что подтверждается справками качества стабильного конденсата, анализами соответствия показателей качества стабильного конденсата нормам ГОСТ 51858-2002 и ОСТ 51.65-80;
- - технические условия (т. 3, л.д. 108 - 113) не являются стандартами, так как по своему значению стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг, а техническое регулирование - правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (ст. 2 Закона Российской Федерации "О техническом регулировании" от 27.12.02 N 184-ФЗ).
Таким образом, стандарт - это показатель, характеризующий саму продукцию, а технические условия относятся к процессу производства, транспортировки, безопасности продукции.
Довод ООО "Ямбурггаздобыча" о незаконности признания налоговым органом объектом налогообложения НДПИ продукции, произведенной и реализованной самостоятельными юридическими лицами, судом не принимается по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 334 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ООО "Ямбурггаздобыча" в проверяемом периоде имело лицензию N СЛХ 00738 НЭ на право пользования недрами, выданную Министерством природных ресурсов Российской Федерации, с целевым назначением и видами работ: добыча природного газа из сеноманской залежи; газа и конденсата из неокомских залежей; геологическое изучение юрских отложений Ямбургского газоконденсатного месторождения; лицензию СЛХ 00739 НЭ на право пользования недрами, выданную Министерством природных ресурсов Российской Федерации, с целевым назначением и видами работ: добыча углеводородов из пластов сеноманских и неокомских отложений; геологическое изучение с последующей разработкой новых залежей Заполярного газонефтеконденсатного месторождения.
Понятие "добытого полезного ископаемого" раскрывается в статье 337 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 1 указанной статьи полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту организации (предприятия).
Следовательно, при определении объекта налогообложения НДПИ необходимо устанавливать наличие в извлеченном из недр минеральном сырье любых полезных ископаемых, добыча которых подлежит налогообложению.
Таким образом, объектом налогообложения является газ и газовый конденсат, содержащиеся в фактически добытом минеральном сырье независимо от заключения ООО "Ямбурггаздобыча" с ОАО "Газпром", ООО "Сургутгазпром" договоров купли-продажи нестабильного газового конденсата, заключение которых не может изменять элементы налогообложения.
Кроме того, суд принимает во внимание, что ООО "Ямбурггаздобыча", ООО "Сургутгазпром" и ООО "Уренгойгазпром" являются дочерними предприятиями ОАО "Газпром". Согласно учредительным документам ОАО "Газпром" является учредителем всех этих предприятий и имеет 100% доли в их уставных капиталах. Взаимозависимость организаций подтверждается письмами ОАО "Газпром" от 30.11.2001 N Д9-1/913, от 26.12.2002 N Д9-1/1561, от 30.11.2003 N А8-200, от 18.04.2003 N АР-787, от 18.04.2003 N АР-785 приказом ОАО "Газпром" от 21.11.2002 N 111 "О мерах по централизованной реализации жидких углеводородов, вырабатываемых дочерними обществами ОАО "Газпром".
В соответствии с балансом конденсата и нефти по Западной Сибири на 2002 и 2003, утвержденного М.А.Б. и первым заместителем правления ОАО "Газпром" Р., и письмом ОАО "Газпром" от 09.07.2003 N Д14-2480, а также согласно прейскуранту "внутренние расчетные (оптовые) цены на газ и внутренние расчетные тарифы на услуги по транспортировке и хранению газа для организаций ОАО "Газпром" порядок движения жидких углеводородов месторождений Западной Сибири определяется ОАО "Газпром". В частности, ОАО "Газпром" определяет планируемые объемные показатели добычи и подготовки конденсата, внутренние цены на полупродукты (нестабильный конденсат, нефтегазоконденсатная смесь), схему заключения договоров и другие существенные аспекты взаимодействия своих дочерних компаний.
Стабильный конденсат - полезное ископаемое, содержащееся в фактически добытом из недр на ЯНГКМ минеральном сырье первое по своему качеству соответствующее ОСТ 51.65-80.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 337 НК РФ не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности. Таким образом, при определении объекта налогообложения необходимо установить, что извлеченная из добытого минерального сырья продукция является продукцией горнодобывающей промышленности, а не продукцией обрабатывающей промышленности, полученной в результате переработки.
При получении стабильного газового конденсата не происходит ни процесса обогащения, ни технологического передела, а происходят процессы разделения (сепарации) газообразных углеводородов (C1 - C4) и жидких углеводородов C5 (газоконденсата), глубокой осушки газа (удаления водяного пара), очистки газа от активных сернистых соединений, если таковые присутствуют в добытом газе в сколько-нибудь существенном количестве. Для повышения эффективности разделения углеводородов товарной ценности конечной продукции процесс сепарации продукции скважин проводят ступенчато, выделяя сухой газ (обезвоженную смесь метана, этана, азота и углекислого газа), пропан-бутановую фракцию и стабильный конденсат либо нефтегазоконденсатную смесь (все углеводороды C5+выше).
Следовательно, являются неправомерными ссылки заявителя о дальнейшей переработке реализуемого сырья.
Из перечня продуктов обогащения, содержащегося в Классификаторе ОК 004-95 (ОКП) и в Классификаторе ОК 004-93 (ОКДП) следует, что понятие "обогащение" применяется только при добыче горнорудного минерального сырья. Обогащенного природного газа или газового конденсата быть не может. Установок по обогащению природного газа или газового конденсата не бывает.
При определении, к какому виду промышленности (добывающая или обрабатывающая) относится тот или иной вид продукции, следует руководствоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции, работ и услуг ОК 004-93. В пункте 3 введения ОКДП установлено, что идея интеграции в ОКДП состоит в создании единой классификационной схемы для описания предприятий по видам их экономической деятельности и конечным результатом деятельности - производимой продукции и предоставляемым услугам. Объекты классификации ОКДП - виды экономической деятельности, продукция и услуги, в свою очередь, являются основными классификационными признаками предприятий.
В ОКДП выделены следующие разделы:
- - раздел C. Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров;
- - раздел D. Обрабатывающая промышленность.
Конденсат газовый стабильный имеет код по ОКДП 1112852 "Конденсат газовый стабильный" (раздел C "Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров", группа "нефть сырая и газ природный", подгруппа "газ природный, конденсат газовый, гелий").
Таким образом, стабильный конденсат является продукцией горнодобывающей промышленности.
Начиная с 01.01.2003, для определения вида экономической деятельности предприятия следует руководствоваться Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2001. ОКВЭД был введен в действие с 01.01.2003 взамен Общесоюзного классификатора "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ) и частей I и IV (применительно к экономической деятельности) Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции, работ и услуг (ОКДП) Приказом Государственного комитета России по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 N 454-ст.
Приложение A Общероссийского классификатора видов экономической деятельности содержит подробное описание классификационных группировок.
Так, в соответствии с Приложением A к ОКВЭД, раздел C "добыча полезных ископаемых" включает в себя добычу полезных ископаемых, встречающихся в природе в виде твердых пород (угля и руды), в жидком состоянии (нефти) или в газообразном состоянии (природного газа).
В свою очередь подгруппа 11.10.2 "добыча природного газа и газового конденсата" включает:
- - добычу, обезвоживание и сепарацию фракций жидких углеводородов и производство сырого газообразного углеводорода (природного газа);
- - извлечение метана (метан - основной компонент сухого отбензиненного газа), этана, бутана и пропана (этан, пропан, бутан - это так называемая широкая фракция легких углеводородов (ШФЛУ), получаемая при отбензинивании газа и стабилизации конденсата, и направляемая на производство сжиженных газов) на месте добычи;
- - десульфурацию газа (отделение серосодержащих соединений);
- - добычу газового конденсата (получение стабильного конденсата);
- - извлечение гелия и сероводорода.
Учитывая изложенное, основываясь на положениях ОКВЭД, процессы получения товарного природного газа и конденсата (сепарация, извлечение сероводорода, отбензинивание и стабилизация) являются частью процесса добычи. Следовательно, стабильный конденсат - это продукция добывающей промышленности.
Учитывая изложенное, стабильный конденсат является для ООО "Ямбурггаздобыча" добытым полезным ископаемым, так как:
- - является продукцией, содержащейся в фактически добытом из недр минеральном сырье, первой по своему качеству соответствующей стандартам отрасли (ОСТ 51.65-80);
- - соответствует виду углеводородного сырья, поименованному в пункте 2 статьи 337 Налогового кодекса Российской Федерации: стабильный конденсат - газовый конденсат из газоконденсатных месторождений, прошедший операции по сепарации, обезвоживанию, отделению легких фракций и прочих примесей,
- является продукцией горнодобывающей промышленности: - код по ОКДП 1112852,
- не является продукцией обрабатывающей промышленности.
Является несостоятельной ссылка ООО "Ямбурггаздобыча" на понятие "обогащение", данное в Постановлении Госгортехнадзора от 04.06.03 N 47 "Об утверждении Единых правил безопасности при дроблении, сортировке, обогащении полезных ископаемых и окусковании руд и концентратов", где в Приложении N 2 "Термины и определения" указано, что обогащением является "совокупность процессов переработки минерального сырья с целью выделения из него полезных компонентов с концентрацией, превышающей их содержание в исходном сырье", так как указанное Постановление, как следует из его наименования, преследует цели безопасности при осуществлении процессов переработки полезных ископаемых, а при выделении полезного ископаемого из минерального сырья не происходит процессов его переработки, то есть, процессов, полностью изменяющих конечный продукт по сравнению с исходным сырьем, а также изменяющих назначение этого продукта. Таким образом, ООО "Ямбурггаздобыча" ошибочно посчитало, что повышение концентрации полезных компонентов при получении из нестабильного конденсата газа деэтанизации и стабильного конденсата будет означать обогащение полезных ископаемых.
В свою очередь, нестабильный газовый конденсат не является газовым конденсатом, прошедшим операции по сепарации, обезвоживанию, отделению легких фракций и прочих примесей, так как:
- - нестабильный конденсат содержит воду, т.е. он не полностью обезвожен;
- - нестабильный конденсат содержит механические примеси;
- - от нестабильного конденсата не полностью отделены легкие фракции (метан, этан, пропан и бутаны);
- - от нестабильного конденсата не полностью отделены прочие примеси (сероводород, углекислый газ).
По мнению заявителя, налоговый орган, неправильно определив виды добываемых полезных ископаемых, неправильно определил и порядок оценки стоимости добытых полезных ископаемых.
В соответствии с пунктом 2 статьи 338 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых. Стоимость добытых полезных ископаемых определяется в соответствии со статьей 340 Налогового кодекса Российской Федерации.
Инспекция определяла налоговую базу на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации: исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого. Стабильный конденсат реализовывался ООО "Сургутгазпром", так как указанные организации действовали в рамках единого технологического процесса по извлечению добытого полезного ископаемого, содержащегося в добытом заявителем минеральном сырье, следовательно, применяемый Инспекцией способ оценки добытых полезных ископаемых соответствует требованиям указанной нормы Кодекса.
Довод заявителя о том, что переход права собственности на нестабильный газовый конденсат в 2002 - 2003 г.г. иным юридическим лицам, к которым право собственности переходило в момент перекачки нестабильного газового конденсата через узел учета на месторождениях ООО "Ямбурггаздобыча", приводит к невозможности уплаты налогов налогоплательщиками по результатам хозяйственной деятельности иных юридических лиц, противоречит ст. 337 НК РФ (т. 1, л.д. 6). Законодатель не связывает объект налогообложения и порядок его определения с переходом права собственности на объект налогообложения к другим лицам, а устанавливает критерии определения объекта налогообложения только с действиями по его выделению из добываемого сырья.
Таким образом, договорные отношения заявителя с ОАО "Газпром" и иными хозяйствующими субъектами на поставку нестабильного газового конденсата не имеют правового значения в вопросе о налогообложении добытого заявителем полезного ископаемого - стабильного газового конденсата, являющегося объектом налогообложения НДПИ, содержащегося в общей массе добытого заявителем минерального сырья.
В соответствии с пунктом 2 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации количество добытого полезного ископаемого определяется прямым (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным (расчетным путем, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье) методом. В случае, если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
Количество добытого стабильного конденсата по ЯНКМ ООО "Ямбурггаздобыча" Инспекцией определено косвенным методом как расчетные объемы добычи стабильного конденсата, содержащегося в пластовом газе неокомских залежей ЯНГКМ, на основании отчетов по добыче газа и конденсата ООО "Ямбурггаздобыча".
Согласно отчетам по добыче газа и конденсата по ООО "Ямбурггаздобыча" в 2002 году было добыто 905994 тонны углеводородов С5+выше (стабильного конденсата). Потери составили 32607 тонн. Всего из недр извлечено 938601 тонн. В форме статистической отчетности 6-ГР содержатся аналогичные данные.
Согласно отчетам по добыче газа и конденсата по ООО "Ямбурггаздобыча" в 2003 году было добыто 903258 тонн углеводородов С5+выше (стабильного конденсата). Потери составили 33377 тонн. Всего из недр извлечено 936635 тонн. В форме статистической отчетности 6-ГР содержатся аналогичные данные.
Количество добытого газа природного горючего (в виде газа деэтанизации после подготовки на УКПГ-2В ООО "Уренгойгазпром") необходимо определять прямым методом как объем его фактической выработки на основании балансов движения жидких углеводородов Западной Сибири ООО "Уренгойгазпром".
Согласно балансам движения жидких углеводородов Западной Сибири ООО "УГП" объем выработки газа природного горючего (в виде газа деэтанизации после подготовки на УКПГ-2В ООО "Уренгойгазпром") в 2002 году составил 235560 млн. куб. метров.
Согласно балансам движения жидких углеводородов Западной Сибири ООО "УГП" объем выработки газа природного горючего (в виде газа деэтанизации после подготовки на УКПГ-2В ООО "Уренгойгазпром") в 2003 году составил 203427 млн. куб. метров.
Подробные данные об объемах добычи стабильного конденсата и природного газа (в части жидкой фазы с УКПГ-1В ООО "Ямбурггаздобыча") в 2002 - 2003 году представлены Инспекцией в материалы дела.
ООО "Ямбурггаздобыча" определяло добытым полезным ископаемым в целях НДПИ конденсат, выделенный из пластового газа сеноманских залежей ЗГНКМ. По смыслу пункта 3 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации добытыми полезными ископаемыми в целях НДПИ могут признаваться лишь ископаемые, учтенные на государственном балансе запасов полезных ископаемых.
Согласно пункту 3 статьи 339 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
Учитывая изложенное, для ЯНГКМ фактические потери по конденсату отдельно учитываться не должны, так как количество добытого конденсата определяется расчетным методом. Т.е., количество конденсата, облагаемого НДПИ, должно быть равно количеству конденсата, на которое уменьшились балансовые запасы.
В отношении нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений налоговым законодательством установлен особый порядок определения налоговой базы: налоговая база при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении в соответствии со статьей 339 главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого. Оценка производится отдельно по каждому виду добытого полезного ископаемого исходя из цен реализации соответствующего добытого полезного ископаемого. Стоимость добытого полезного ископаемого определяется как произведение количества добытого полезного ископаемого, определяемого в соответствии со статьей 339 Налогового кодекса Российской Федерации, и стоимости единицы добытого полезного ископаемого. Стоимость единицы добытого полезного ископаемого рассчитывается как отношение выручки от реализации добытого полезного ископаемого, определяемой в соответствии с настоящим пунктом, к количеству реализованного добытого полезного ископаемого. При этом оценка стоимости единицы добытого полезного ископаемого производится исходя из выручки от реализации добытых полезных ископаемых, определяемой на основании цен реализации с учетом положений статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации, без налога на добавленную стоимость (при реализации на территории Российской Федерации и в государства - участники Содружества Независимых Государств) и акциза, уменьшенных на сумму расходов налогоплательщика по доставке в зависимости от условий поставки.
Учитывая изложенное, стоимость добытого из недр ЯНГКМ и ЗГНКМ стабильного конденсата необходимо определять исходя из цен реализации стабильного конденсата (нефти) с Сургутского ЗСК ООО "Сургутгазпром".
В 2002 - 2003 году ООО "Ямбурггаздобыча" рассчитывало стоимость единицы добытого газа природного горючего исходя из сложившихся цен реализации. Цена газа, реализуемого ООО "Ямбурггаздобыча", устанавливалась прейскурантами ОАО "Газпром" (N 04-03-28-2002, 04-03-28-2003 с изменениями). Фактически, средняя стоимость тыс. куб. метров добытого газа в целях НДПИ для ООО "Ямбурггаздобыча" равна цене на газ, установленной ОАО "Газпром". Учитывая изложенное, стоимость одной тыс. куб. метров газа природного горючего, полученного в 2002 - 2003 году на УПКТ ООО "Уренгойгазпром" из сырья, добытого на ЯНГКМ (газ деэтанизации), следует определять как стоимость одной тыс. куб. метров газа, установленную ОАО "Газпром" для ООО "Ямбурггаздобыча" прейскурантами ОАО "Газпром".
С января 2002 года по сентябрь 2002 года цена на газ для ООО "Ямбурггаздобыча" составляла 156 рублей за тыс. куб. метров. С октября 2002 года по сентябрь 2003 года - 148 рублей за тыс. куб. метров. С октября 2003 года по декабрь 2003 года - 104 рубля за тыс. куб. метров.
Согласно описанию технологического производства в ходе деэтанизации на УПКТ ООО "Уренгойгазпром" происходит выделение газа деэтанизации, который, после подготовки на УКПГ-2В ООО "Уренгойгазпром", поступает в магистральный газопровод.
Согласно технологическому регламенту на Сургутском ЗСК ООО "Сургутгазпром" нефтегазоконденсатная смесь стабилизируется на установках стабилизации конденсата (УСК-1 и УСК-2).
Утверждение общества о том, что газ деэтанизации и стабильный конденсат были произведены за пределами предоставленного обществу участка недр, а потому не могут рассматриваться как добытые полезные ископаемые, судом не принимается, поскольку эти продукты содержатся в фактически добытом из недр минеральном сырье, что и послужило одним из оснований их отнесения к объекту налогообложения НДПИ.
Довод заявителя (т. 1, л.д. 6) о том, что месторождение ООО "Ямбурггаздобыча" предоставляется в пользование для добычи конденсата без деления его на стабильный либо нестабильный конденсат, судом не принимается как не имеющий правового значения для разрешения настоящего дела. В соответствии с частью первой НК РФ налоги и сборы, в том числе элементы налогообложения устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Положения главы 26 НК РФ позволяют прийти к выводу о том, что правовое значение лицензии при исчислении и уплате налога на добычу полезных ископаемых исчерпывается разрешительной и регламентирующей функцией в области недропользования и ее содержание неправомерно распространять на какие-либо элементы налогообложения.
Таким образом, решение МИМНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 от 01.10.04 N 167/53-08 требования N 108 от 08.10.04 об уплате налоговой санкции, требований N 189, 190 об уплате налога по состоянию на 08.10.04 являются законными. Инспекцией соблюден досудебный порядок взыскания налоговых санкций, срок на предъявление иска о взыскании налоговых санкций не пропущен, поэтому встречное требование о взыскании налоговых санкций в размере, установленном в оспариваемом решении, подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 336, 337, 338, 340 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. ст. 9, 65, 167 - 170, 198 - 200, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявленных ООО "Ямбурггазодобыча" требований отказать.
Взыскать с ООО "Ямбурггазодобыча" (зарегистрировано администрацией муниципального образования г. Новый Уренгой 30.06.99 за N 103836, место нахождения: Российская Федерация, Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Новый Уренгой, ул. Южная, д. 2-А) в доход соответствующих бюджетов налоговые санкции за неуплату налога на добычу полезных ископаемых в размере 57872755 руб. 80 коп. и в доход федерального бюджета госпошлину в размере 10000 руб.
Решение может быть обжаловано в 9 Арбитражный апелляционный суд г. Москвы в течение месяца со дня принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)