Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 10.06.2011 N 3-54/11

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПРИМОРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 июня 2011 г. N 3-54/11


Приморский краевой суд,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Приморского края о признании противоречащим закону и недействующим в части Закона Приморского края от 2 ноября 2005 г. N 292-КЗ "Об упрощенной системе налогообложения на основе патента для индивидуальных предпринимателей в Приморском крае" в редакции Закона Приморского края от 6 октября 2010 г. N 675-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края "Об упрощенной системе налогообложения на основе патента для индивидуальных предпринимателей в Приморском крае",
установил:

Прокурор Приморского края обратился в суд с данным заявлением, указывая, что п. 1 ст. 346.25.1 Налогового кодекса РФ предусмотрено право налогоплательщиков на применение в качестве системы налогообложения упрощенной системы налогообложения на основе патента.
Пунктом 2 этой же статьи установлены виды деятельности, при осуществлении которых индивидуальные предприниматели вправе воспользоваться указанной системой налогообложения, среди них - оказание автотранспортных услуг и услуг общественного питания.
В силу п. 6 ст. 346.25.1 НК РФ годовая стоимость патента определяется как произведение процентной доли потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода по видам деятельности, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации и налоговой ставки в размере 6%.
В силу п. 3 ст. 346.25.1 НК решение о возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территориях субъектов Российской Федерации принимается законами соответствующих субъектов Российской Федерации. При этом указанными законами на каждый календарный год устанавливаются размеры потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями дохода.
Частью 3 статьи 1 Закона Приморского края от 2 ноября 2005 г. N 292-КЗ "Об упрощенной системе налогообложения на основе патента для индивидуальных предпринимателей в Приморском крае (в редакции Закона Приморского края от 12 октября 2009 г. N 501-КЗ) установлен размер потенциально возможного к получению дохода, используемого для расчета годовой стоимости патента, в зависимости от вида предпринимательской деятельности на 2011 г. согласно перечню видов деятельности, указанному в приложении 1 к данному Закону.
При этом Законом Приморского края дифференцирована величина потенциального дохода по видам деятельности по оказанию автотранспортных услуг в зависимости от вида груза (перевозка грузов, пассажиров) в размере 96000 руб. и 45000 руб. соответственно, а также по способу оказания услуг общественного питания в зависимости от наличия залов обслуживания посетителей в размере 30000 руб. и 120000 руб. соответственно.
Между тем, в силу п. 7 ст. 346.25.1 НК РФ размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода устанавливается законами субъектов Российской Федерации по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которым разрешается применение предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента. При этом допускается его дифференциация с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Установление размера потенциально возможного дохода по подвидам деятельности не предусмотрено.
Поскольку перевозка грузов, пассажиров и оказание услуг общественного питания через залы обслуживания посетителей либо без таковых являются соответствующими подвидами деятельности по оказанию автотранспортных услуг и услуг общественного питания, размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в сфере оказания автотранспортных услуг не может быть установлен отдельно по видам услуг по перевозке грузов и по перевозке пассажиров, а при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг общественного питания - отдельно по видам услуг общественного питания с использованием залов обслуживания посетителей и по услугам общественного питания, оказываемым в отсутствие таких залов.
Поэтому часть 3 статьи 1 Закона Приморского края от 2 ноября 2005 г. N 292-КЗ "Об упрощенной системе налогообложения на основе патента для индивидуальных предпринимателей в Приморском крае" (в редакции Закона Приморского края от 6 октября 2010 г. N 675-КЗ) в части установленных размеров величины потенциального дохода при осуществлении деятельности по оказанию автотранспортных услуг при перевозке грузов и при перевозке пассажиров в размере 96000 руб. и 45000 руб. соответственно, а также услуг общественного питания через залы обслуживания посетителей и без таковых в размере 30 руб. и 120000 руб. соответственно, противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор Е. поддержала заявление по указанным основаниям.
Представитель Законодательного Собрания Приморского края Д. с заявлением не согласилась, пояснив, что оспариваемые нормы были внесены в Закон Законом Приморского края от 2 февраля 2010 г. N 563-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края "Об упрощенной системе налогообложения на основе патента для индивидуальных предпринимателей в Приморском крае", принятым на основании предложения прокурора Приморского края о приведении Закона в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
До 2010 г. размер потенциально возможного к получению годового дохода в отношении автотранспортных услуг был установлен в размере 96000 руб., в отношении услуг общественного питания - 120000 руб.
30 ноября 2009 г. прокурор Приморского края обратился в Законодательное Собрание Приморского края с предложением дифференцировать автотранспортные услуги на услуги по перевозке грузов и по перевозке пассажиров, а услуги общественного питания - на услуги, оказываемые через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей, и через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей, установив размеры потенциально возможного годового дохода в соответствии с требованиями абзаца 2 пункта 7.1 ст. 346.25.1 Налогового кодекса РФ.
Законодательное Собрание Приморского края согласилось с прокурором Приморского края и внесло в Закон изменения.
Требования, изложенные в заявлении прокурора Приморского края, являются противоположными - прокурор просит признать недействующими внесенные на основании его предложения изменения, тем самым вернув ранее действующую редакцию.
Она считает, что в этом случае Закон будет противоречить абзацу второму пункта 7.1 статьи 346.25.1 Налогового кодекса РФ.
Также она считает необоснованным довод прокурора, что автотранспортные услуги по перевозке грузов и по перевозке пассажиров, и услуги общественного питания, оказываемые через организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей и через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей, являются подвидами автотранспортных услуг и услуг общественного питания и установление по ним размера потенциально возможного дохода Налоговым кодексом РФ не предусмотрено.
Напротив, в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным постановлением Госстандарта от 28 июня 1993 г. N 163, и Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС ред. 1.1), утвержденным приказом Ростехрегулирования от 22 ноября 2007 г. N 329-ст, услуги пассажирского автомобильного транспорта и услуги грузового автомобильного транспорта обособлены друг от друга и являются самостоятельными группами услуг, внутри которых существует разделение на подгруппы и виды деятельности.
То же самое относится и к услугам общественного питания.
В качестве отдельных видов предпринимательской деятельности перечисленные услуги указываются и в статьях 346.26 и 346.29 Налогового кодекса РФ, которыми установлены виды деятельности и показатели базовой доходности по единому налогу на вмененный доход и на необходимость применения которых прямо указывается в статье 346.25.1 Налогового кодекса РФ.
В данном случае при установлении размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода подлежат применению в совокупности нормы статей 346.25.1, 346.26 и 346.29 Налогового кодекса РФ.
Налогоплательщики, занимающиеся автотранспортными услугами по перевозке пассажиров и услугами общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей, уплачивающие налог по упрощенной системе налогообложения на основе патента, в данном случае будут поставлены в худшее положение по сравнению с налогоплательщиками, уплачивающими налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, тогда как Налоговый кодекс РФ применяет одинаковые подходы к регулированию обеих указанных систем налогообложения (в части использования понятий, видов деятельности, размеров базовой доходности и годового дохода).
В случае исключения дифференциации автотранспортных услуг и услуг общественного питания возникнет неопределенность в вопросе об установлении единого размера потенциально возможного к получению годового дохода - исходить из минимальной или максимальной величины базовой доходности, установленной статьей 346.29 Налогового кодекса РФ. Министерство финансов Российской Федерации предлагает исходить из максимальной величины базовой доходности, однако это будет противоречить п. 7 ст. 3 Налогового кодекса. Использование минимальной величины базовой доходности повлечет за собой уменьшение доходов краевого бюджета, что вызовет необходимость сокращения расходов краевого бюджета.
Часть 3 статьи 1 Закона "Об упрощенной системе налогообложения на основе патента для индивидуальных предпринимателей в Приморском крае" не содержит оспариваемых норм, она устанавливает, что размер потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода в зависимости от вида предпринимательской деятельности устанавливается на 2011 год согласно Приложению 1 к настоящему Закону. Оспариваемые нормы содержатся в Приложении 1 к Закону, которое является самостоятельной структурной единицей закона.
Выслушав прокурора, представителя Законодательного Собрания Приморского края, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации налогообложения и сборов в Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции РФ). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
В силу ст. 346.25.1 НК РФ индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, в том числе автотранспортные услуги и услуги общественного питания, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента (п. п. 1 и 2 ст. 346.25.1). Решение о возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территориях субъектов Российской Федерации принимается законами субъектов Российской Федерации (п. 3 ст. 346.25.1). Годовая стоимость патента определяется как соответствующая налоговой ставке, предусмотренной п. 1 ст. 346.20 настоящего Кодекса, процентная доля установленного по каждому виду предпринимательской деятельности, предусмотренному п. 2 настоящей статьи, потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода (п. 6 ст. 346.25.1). Размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода устанавливается на календарный год законами субъектов Российской Федерации по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента. При этом допускается дифференциация такого годового дохода с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (п. 7.1 ст. 346.25.1 НКРФ).
К особенностям ведения предпринимательской деятельности можно отнести ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность осуществления деятельности, режим работы и другие, к местам ведения предпринимательской деятельности - городские округа, городские поселения, сельские поселения.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Приморского края от 2 ноября 2005 г. N 292-КЗ "Об упрощенной системе налогообложения на основе патента для индивидуальных предпринимателей в Приморском крае" (в редакции Закона от 6 октября 2010 г. N 675-КЗ) настоящий Закон принят в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и устанавливает возможность применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Приморского края.
Оспариваемый Закон принят Законодательным Собранием Приморского края в пределах своих полномочий.
Закон опубликован 11 ноября 2005 г. в "Ведомостях Законодательного Собрания Приморского края" N 110, а также 13 октября 2010 г. в "Ведомостях Законодательного Собрания Приморского края" N 163.
Согласно ч. 2 ст. 1 Закона Приморского края N 292-КЗ (в редакции закона от 10 сентября 2008 г. N 300) возможность применения упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Приморского края устанавливается для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, предусмотренные статьей 346.25.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании п. 2 ст. 346.25.1 Налогового кодекса РФ применение упрощенной системы налогообложения на основе патента разрешается индивидуальным предпринимателям, осуществляющим следующие виды деятельности: автотранспортные услуги (подп. 38), услуги общественного питания (подп. 62).
Установление размера потенциально возможного дохода по отдельным подвидам деятельности в ст. 346.25.1 НК РФ не предусмотрено.
Поэтому размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в сфере оказания автотранспортных услуг не может быть установлен отдельно по услугам по перевозке грузов и по услугам по перевозке пассажиров, а по предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг общественного питания размер потенциального дохода не может быть установлен отдельно по услугам общественного питания, оказываемым через объекты общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей, и по услугам общественного питания, оказываемым через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей.
Между тем, в Приложении 1 к Закону Приморского края от 2 ноября 2005 г. N 292-КЗ размер потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода в зависимости от вида предпринимательской деятельности на 2011 г. установлен на автотранспортные услуги: по перевозке грузов в размере 96000 руб., по перевозке пассажиров в размере 45000 руб.; на услуги общественного питания: через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей, в размере 30000 руб., через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей, в размере 120000 руб.
Сравнительный анализ оспариваемых положений с федеральными нормами позволяет сделать вывод, что оспариваемые нормы противоречат Налоговому кодексу Российской Федерации.
Нельзя согласиться с доводом представителя Законодательного Собрания Приморского края, что положения ст. 346.25.1 НК РФ должны применяться в совокупности со ст. 346.26 и ст. 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации.
В ст. 346.26 Налогового кодекса РФ установлены общие положения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
В ст. 346.29 Налогового кодекса РФ установлены физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц для исчисления суммы единого налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности.
Таким образом, для исчисления суммы единого налога на вмененный доход установлен иной подход.
Абзац 2 пункта 7.1 ст. 346.25.1 Налогового кодекса РФ в данном случае, по мнению суда, не применим.
В силу ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поэтому заявленное требование подлежит удовлетворению. Приложенные к возражениям представителя Законодательного Собрания Приморского края законы других субъектов Российской Федерации, регулирующие применение упрощенной системы налогообложения на основе патента, не могут повлиять на принятие судом решения.
В связи с тем, что оспариваемые положения содержатся не в части 3 статьи 1 Закона "Об упрощенной системе налогообложения на основе патента для индивидуальных предпринимателей в Приморском крае", а в Приложении 1 к нему, то заявление подлежит удовлетворению с учетом данного замечания.
Между тем суд не может согласиться с мнением прокурора о необходимости признать недействующими оспариваемые нормы со дня их принятия.
Изменения, внесенные Законом Приморского края от 6 октября 2010 г. N 675-КЗ, вступили в силу с 1 января 2011 г., на их основании в 2011 г. было реализовано право индивидуальных предпринимателей на переход к упрощенной системе налогообложения на основе патента. Поэтому оспариваемые положения подлежат признанию недействующими со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:

Заявление прокурора Приморского края удовлетворить.
Признать противоречащей федеральному закону и недействующей со дня вступления в законную силу решения суда часть 3 статьи 1 Закона Приморского края от 2 ноября 2005 г. N 292-КЗ "Об упрощенной системе налогообложения на основе патента для индивидуальных предпринимателей в Приморском крае" в редакции Закона Приморского края от 6 октября 2010 г. N 675-КЗ "О внесении изменений в Закон Приморского края "Об упрощенной системе налогообложения на основе патента для индивидуальных предпринимателей в Приморском крае" в части установленных в Приложении 1 размеров величины потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода при осуществлении деятельности по оказанию автотранспортных услуг при перевозке грузов в размере 96000 руб. и перевозке пассажиров в размере 45000 руб., а также услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей, в размере 30000 руб., и через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей, в размере 120000 руб.
Обязать Законодательное Собрание Приморского края после вступления решения в законную силу опубликовать сообщение о решении в "Ведомостях Законодательного Собрания Приморского края" и "Приморской газете".
На решение может быть подана кассационная жалоба или принесено кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней путем подачи жалобы или представления в Приморский краевой суд.

















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)