Судебные решения, арбитраж
Водный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Унитарное муниципальное предприятие "Дербентгорводоканал" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан (далее - управление; налоговый орган) о признании недействительным решения налоговой инспекции от 01.02.07 N ШГ-14/13.
Решением от 22.05.07 суд удовлетворил заявленное требование. Судебный акт мотивирован тем, что предприятием в 2003, 2004 годах правомерно применена ставка водного налога в размере 60 рублей за 1 тыс. кубических метров, установленная Законом Республики Дагестан от 12.01.2000 N 4, поскольку законодательными актами Республики Дагестан в 2003, 2004 годах ставки платы за забор воды не были приняты и утверждены.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.07.07 суд отменил решение от 22.05.07 и отказал предприятию в удовлетворении требования. Постановление апелляционной инстанции мотивировано тем, что с 01.01.03 применению подлежит ставка в размере 272 рублей за 1 тыс. кубических метров забранной воды, установленная Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.01 N 826, принятым во исполнение статьи 4 Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами", поскольку норма Закона Республики Дагестан от 12.01.2000 N 4, устанавливающая ставку налога в размере 60 рублей, прекратила свое действие с 01.01.03.
Предприятие обратилось с кассационной жалобой на постановление апелляционной инстанции от 30.07.07, которое просит отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции от 22.05.07. В обоснование жалобы предприятие ссылается на правомерность применения им ставки водного налога в размере 60 рублей за 1 тыс. кубических метров в 2003, 2004 годах.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя предприятия, считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит частичной отмене ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, управление провело повторную выездную налоговую проверку предприятия по вопросам правильности исчисления и своевременности внесения в бюджет платы за пользование водными объектами за период с 01.04.03 по 01.11.04 и составило акт от 25.12.06 N 19.
По результатам проверки управление вынесло решение от 01.02.07 N ШГ-14/13, которым предприятию доначислено 1281,33 тыс. рублей платы за пользование водными объектами, 256,2 тыс. рублей штрафа и 577,8 тыс. рублей пени.
Основанием для вынесения решения послужил вывод о том, что при расчете платы за пользование водными объектами предприятие обязано было применять ставку платы, установленную Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.01 N 826, в соответствии с которым минимальная ставка забора воды с подземных водных объектов за 1 тыс. кубических метров по Северо-Кавказскому региону на прочие реки и озера установлена в размере 272 рублей.
Полагая, что решение налогового органа является незаконным, предприятие обратилось в арбитражный суд в соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (действовавшему в спорный период) плательщиками платы за пользование водными объектами признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами.
Объектом платы за пользование водными объектами признается, в том числе пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, указанное в статье 1 названного Закона, в целях осуществления забора воды из водных объектов (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ установлены максимальные и минимальные ставки за пользование водными объектами. В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ минимальные и максимальные ставки платы в пределах, определенных пунктом 1 настоящей статьи, по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Пунктом 3 статьи 4 названного Закона предусмотрено, что ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
Пользование водными объектами, связанное с забором воды для водоснабжения населения, оплачивается по минимальным ставкам в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ. Размеры ставки платы за такое пользование водными объектами не должны превышать 60 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта. Настоящее положение действует до 1 января 2003 года.
До утверждения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации ставок платы по категориям плательщиков применяются минимальные ставки платы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями пункта 2 настоящей статьи.
Судом установлено, что предприятие осуществляло забор воды из водного объекта для водоснабжения населения и предприятий г. Дербент.
Согласно Приложению к статье 4 Закона Республики Дагестан от 12.01.2000 N 4 установлена ставка платы по категориям плательщиков и в зависимости от вида пользования водными объектами. Для предприятий жилищно-коммунального хозяйства на водоснабжение населения, предприятий теплоэнергетики (или других предприятий), непосредственно забирающих или подающих воду для населения ставка налога установлена в размере 60 рублей за 1 тыс. кубических метров забранной воды. Данная ставка в соответствии с Приложением может применяться до 1 января 2003 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.01 N 826 определены минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам, в том числе с разделением по видам водопользования. Согласно указанному Постановлению минимальная ставка по подземным водным объектам по Северо-Кавказскому экономическому району составляет 272 рубля за 1 тыс. кубических метров забранной воды.
Норма абзаца 3 пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами", согласно которой до утверждения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации ставок платы по категориям плательщиков применяются минимальные ставки платы, установленные Правительством Российской Федерации, не ограничена сроком действия.
Поскольку законодательный орган Республики Дагестан правом установить с 01.01.03 иные ставки платы по категориям плательщиков, в частности для осуществляющих забор воды для водоснабжения населения не воспользовался, иных ставок платежей за пользование водными объектами не существовало.
Таким образом, предприятие должно было исчислять водный налог исходя из ставок, определенных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.11.01 N 826.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о правомерности оспариваемого решения в части доначисления платы за пользование водными объектами и пени.
Вместе с тем, постановление апелляционной инстанции является недостаточно обоснованным в части отказа в удовлетворении требования предприятия о признании незаконным оспариваемого решения в части привлечения его к налоговой ответственности и взыскании штрафа. Суд не исследовал и не оценил доводы предприятия об отсутствии его вины в совершении правонарушения и о пропуске срока давности взыскания налоговой санкции.
При новом рассмотрении дела в отмененной части суду необходимо исследовать фактические обстоятельства по делу, оценить представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановление Шестнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 30.07.07 делу N А15-245/2007 отменить в части отказа в признании недействительным пункта 1 решения управления о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и в этой части направить дело на новое рассмотрение в Шестнадцатый Арбитражный апелляционный суд.
В остальной части постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 20.11.2007 N Ф08-6626/07-2468А ПО ДЕЛУ N А15-245/2007
Разделы:Водный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2007 г. N Ф08-6626/07-2468А
Дело N А15-245/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании от заявителя - унитарного муниципального предприятия "Дербентгорводоканал" - Г. (д-ть от 15.11.07), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу унитарного муниципального предприятия "Дербентгорводоканал" на постановление Шестнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 30.07.07 по делу N А15-245/2007, установил следующее.Унитарное муниципальное предприятие "Дербентгорводоканал" (далее - предприятие) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан (далее - управление; налоговый орган) о признании недействительным решения налоговой инспекции от 01.02.07 N ШГ-14/13.
Решением от 22.05.07 суд удовлетворил заявленное требование. Судебный акт мотивирован тем, что предприятием в 2003, 2004 годах правомерно применена ставка водного налога в размере 60 рублей за 1 тыс. кубических метров, установленная Законом Республики Дагестан от 12.01.2000 N 4, поскольку законодательными актами Республики Дагестан в 2003, 2004 годах ставки платы за забор воды не были приняты и утверждены.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.07.07 суд отменил решение от 22.05.07 и отказал предприятию в удовлетворении требования. Постановление апелляционной инстанции мотивировано тем, что с 01.01.03 применению подлежит ставка в размере 272 рублей за 1 тыс. кубических метров забранной воды, установленная Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.01 N 826, принятым во исполнение статьи 4 Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами", поскольку норма Закона Республики Дагестан от 12.01.2000 N 4, устанавливающая ставку налога в размере 60 рублей, прекратила свое действие с 01.01.03.
Предприятие обратилось с кассационной жалобой на постановление апелляционной инстанции от 30.07.07, которое просит отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции от 22.05.07. В обоснование жалобы предприятие ссылается на правомерность применения им ставки водного налога в размере 60 рублей за 1 тыс. кубических метров в 2003, 2004 годах.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя предприятия, считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит частичной отмене ввиду следующего.
Как видно из материалов дела, управление провело повторную выездную налоговую проверку предприятия по вопросам правильности исчисления и своевременности внесения в бюджет платы за пользование водными объектами за период с 01.04.03 по 01.11.04 и составило акт от 25.12.06 N 19.
По результатам проверки управление вынесло решение от 01.02.07 N ШГ-14/13, которым предприятию доначислено 1281,33 тыс. рублей платы за пользование водными объектами, 256,2 тыс. рублей штрафа и 577,8 тыс. рублей пени.
Основанием для вынесения решения послужил вывод о том, что при расчете платы за пользование водными объектами предприятие обязано было применять ставку платы, установленную Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.01 N 826, в соответствии с которым минимальная ставка забора воды с подземных водных объектов за 1 тыс. кубических метров по Северо-Кавказскому региону на прочие реки и озера установлена в размере 272 рублей.
Полагая, что решение налогового органа является незаконным, предприятие обратилось в арбитражный суд в соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" (действовавшему в спорный период) плательщиками платы за пользование водными объектами признаются организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами.
Объектом платы за пользование водными объектами признается, в том числе пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, указанное в статье 1 названного Закона, в целях осуществления забора воды из водных объектов (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ установлены максимальные и минимальные ставки за пользование водными объектами. В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ минимальные и максимальные ставки платы в пределах, определенных пунктом 1 настоящей статьи, по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам устанавливаются Правительством Российской Федерации. Пунктом 3 статьи 4 названного Закона предусмотрено, что ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
Пользование водными объектами, связанное с забором воды для водоснабжения населения, оплачивается по минимальным ставкам в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ. Размеры ставки платы за такое пользование водными объектами не должны превышать 60 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта. Настоящее положение действует до 1 января 2003 года.
До утверждения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации ставок платы по категориям плательщиков применяются минимальные ставки платы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с требованиями пункта 2 настоящей статьи.
Судом установлено, что предприятие осуществляло забор воды из водного объекта для водоснабжения населения и предприятий г. Дербент.
Согласно Приложению к статье 4 Закона Республики Дагестан от 12.01.2000 N 4 установлена ставка платы по категориям плательщиков и в зависимости от вида пользования водными объектами. Для предприятий жилищно-коммунального хозяйства на водоснабжение населения, предприятий теплоэнергетики (или других предприятий), непосредственно забирающих или подающих воду для населения ставка налога установлена в размере 60 рублей за 1 тыс. кубических метров забранной воды. Данная ставка в соответствии с Приложением может применяться до 1 января 2003 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.01 N 826 определены минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам, в том числе с разделением по видам водопользования. Согласно указанному Постановлению минимальная ставка по подземным водным объектам по Северо-Кавказскому экономическому району составляет 272 рубля за 1 тыс. кубических метров забранной воды.
Норма абзаца 3 пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 06.05.98 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами", согласно которой до утверждения законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации ставок платы по категориям плательщиков применяются минимальные ставки платы, установленные Правительством Российской Федерации, не ограничена сроком действия.
Поскольку законодательный орган Республики Дагестан правом установить с 01.01.03 иные ставки платы по категориям плательщиков, в частности для осуществляющих забор воды для водоснабжения населения не воспользовался, иных ставок платежей за пользование водными объектами не существовало.
Таким образом, предприятие должно было исчислять водный налог исходя из ставок, определенных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28.11.01 N 826.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о правомерности оспариваемого решения в части доначисления платы за пользование водными объектами и пени.
Вместе с тем, постановление апелляционной инстанции является недостаточно обоснованным в части отказа в удовлетворении требования предприятия о признании незаконным оспариваемого решения в части привлечения его к налоговой ответственности и взыскании штрафа. Суд не исследовал и не оценил доводы предприятия об отсутствии его вины в совершении правонарушения и о пропуске срока давности взыскания налоговой санкции.
При новом рассмотрении дела в отмененной части суду необходимо исследовать фактические обстоятельства по делу, оценить представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
постановление Шестнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 30.07.07 делу N А15-245/2007 отменить в части отказа в признании недействительным пункта 1 решения управления о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и в этой части направить дело на новое рассмотрение в Шестнадцатый Арбитражный апелляционный суд.
В остальной части постановление апелляционной инстанции оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)