Судебные решения, арбитраж
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2009 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыжикова О.Ю.,
судей Шиндлер Н.А., Ивановой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лиопа А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-920/2009) Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 30.12.2008 по делу N А46-19573/2008 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автогаз" к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска о признании недействительным решения N 10-18/16517-1 ДСП от 19.09.2008,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска - Приймак В.Н. (удостоверение, доверенность N 03/13026 от 24.07.2008);
- от общества с ограниченной ответственностью "Автогаз" - Идзон Л.Э. (удостоверение, доверенность от 04.08.2008 на 3 года);
- установил:
Арбитражный суд Омской области решением от 30.12.2008 по делу N А46-19573/2008 удовлетворил требования общества с ограниченной ответственностью "Автогаз" (далее - налогоплательщик, общество, заявитель) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска N 10-18/16517-1 ДСП от 19.09.2008.
Удовлетворяя требования налогоплательщика, суд первой инстанции исходил из того, что налоговый орган исчислил единый налог на вмененный доход с деятельности общества по реализации топлива через АГЗС, исключив из физического показателя (площадь торгового места) лишь площадь зеленых насаждений, в то время как налоговым органом не приведено каких-либо доказательств того, что именно площадь, определенная таким путем, используется заявителем для совершения сделок розничной купли-продажи топлива.
В апелляционной жалобе налоговый орган, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований налогоплательщика.
В обоснование своей позиции инспекция отмечает, что при рассмотрении понятия "торговое место" необходимо учитывать положения статей 458, 492 ГК РФ, из которых принимая во внимание специфику функционирования АГЗС необходимо рассматривать АГЗС в качестве единого комплекса и отсутствуют основания для выделения отдельных входящих в ее состав частей таких как: операторская и топливо раздаточные колонки. Вышеизложенное обуславливает и то, что использование земельного участка, занятого АГЗС на котором расположены и сети, обеспечивающие подачу газа в топливно-раздаточные колонки, через которые газ непосредственно отпускается покупателю, подчинено той же цели - совершению сделок купли-продажи, а без проезда, подхода к зданию операторской и топливораздаточным колонкам исключена возможность совершить такую сделку: оплатить и получить товар, что означает обязанность включения всей площади такого земельного участка, вне зависимости от площади его застройки и назначения в площадь торгового места и исчисление ЕНВД исходя из площади земельного участка.
В представленном в апелляционный суд отзыве на апелляционную жалобу налогового органа общество выражает свое несогласие с позицией инспекции, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В ходе судебного заседания от представителя налогового органа в материалы дела поступили дополнительные документы (архитектурно-планировочная часть проекта и пояснительная записка по проекту).
Представитель налогового органа в судебном заседании указал, что трубопровод и газохранилище, имеющиеся у газовой заправки, являются предметом купли-продажи, а, следовательно, площади с имеющимися газохранилищами и другими коммуникациями газозаправочной станции подпадают под налогообложение. Просит суд отменить решение суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель общества указал, что решение суда первой инстанции законное и обоснованное, в связи с чем просит оставить апелляционную жалобу инспекции без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
Обществом в налоговый орган были представлены налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход за первый квартал 2008 года.
По результатам камеральной налоговой проверки деклараций инспекцией был составлен акт проверки от 30.07.2008 года N 10-18/13337-2 ДСП.
Рассмотрев акт камеральной налоговой проверки от 30.07.2008 года N 10-18/13337-2 ДСП, заместитель начальника инспекции 19.09.2008 года вынес решение N 10-18/16517-1 ДСП, в котором зафиксирован факт неполной уплаты ЕНВД для отдельных видов деятельности в сумме 183 873 рублей. Оспариваемым решением налогового органа ООО "Автогаз" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога, что составило 34 717 рублей.
Основанием для доначисления сумм ЕНВД явились следующие обстоятельства установленные инспекцией в ходе налоговой проверки.
Налогоплательщик исчислил сумму ЕНВД с деятельности по осуществлению розничной торговли с колонок - с использованием физического показателя "торговое место", так как их площадь менее 5 кв. м и с помещения операторской площадью 8,5 кв. м - с использованием физического показателя "площадь торгового места в квадратных метрах".
Налоговый орган посчитав, что вся территория земельного участка на котором расположена газовая заправка, за исключением территории газонов, используется для осуществления розничной торговли признал означенный алгоритм исчисления ЕНВД неправомерным и рассчитал сумму налога подлежащего уплате с использованием физического показателя "площадь торгового места", исходя из площади земельного участка в 2 106,2 кв. м, определенной путем разницы площадей, указанных в графе 3 "по фактическому использованию" и графе 16 "газоны, цветники, клумбы" раздела II "Экспликация площади земельного участка (кв. м)" технического паспорта нежилого строения "N 107 Б по улице Суворова" с инвентарным номером 6656066.
Считая, что вынесенное налоговым органом решение является незаконным и необоснованным, общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением об его отмене.
Решением от 30.12.2008 по делу N А46-19573/2008 требования налогоплательщика были удовлетворены.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства и проанализировав нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции ошибочным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 6, 7 части 2 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении видов предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через:
а) магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;
б) киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.
В силу абзаца 12 статьи 346.27 НК РФ под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.
Статья 346.27 НК РФ, определяя понятия, используемые в главе "Единый налог на вмененный доход", установила, что:
- стационарная торговая сеть - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях, сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям;
- стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов, - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты;
- открытая площадка - специально оборудованное для торговли или общественного питания место, расположенное на земельном участке;
- торговое место - место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов.
Статьей 346.29 НК РФ установлено, объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика; налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
- - по розничной торговле, осуществляемой в объектах стационарной торговой сети, а также в объектах нестационарной торговой сети, площадь которых не превышает 5 кв. метров, используется физический показатель "торговое место" и базовая доходность "9000 рублей" в месяц;
- - по розничной торговле, осуществляемой в объектах стационарной торговой сети, а также в объектах нестационарной торговой сети, площадь которых превышает 5 кв. метров, используется физический показатель "площадь торгового места в кв. метрах" и базовая доходность "1800 рублей" в месяц.
Апелляционный суд, исходя из анализа вышеназванных понятий приходит к выводу о том, что заправочные колонки нельзя рассматривать как отдельно взятые торговые места, не превышающие по площади 5 кв. метров, поскольку самостоятельно, без дополнительного оборудования (кассовый аппарат, пульт управления колонками) не могут быть использованы для заключения договоров розничной купли-продажи (отпуск топлива, принятие оплаты, выдачи чека).
Следовательно, расчет ЕНВД налогоплательщика, отраженный в декларациях неправомерен. АГЗС необходимо рассматривать как единый комплекс (торговое место площадью более 5 кв. метров) предназначенный для розничной торговли топливом.
Между тем и расчет налога, произведенный инспекцией в оспариваемом решении также не является правомерным.
Так, с одной стороны АГЗС - единый комплекс торговое место, но с другой стороны не вся площадь заправки предназначена для осуществления розничной торговли. При этом необходимо учитывать, что понятие физический показатель площадь торгового места, в силу статьи 346.27 НК РФ может быть применим только в том размере, в котором торговое место используется налогоплательщиком для ведения торговли и (или) используемых для заключения договоров розничной купли-продажи.
Учитывая неопределенность налогового законодательства относительно процедуры (способа) определения площади торгового места стационарной торговой сети не имеющей торгового зала, апелляционный суд находит допустимым в целях определения площади торгового места применить положений статьи 346.27 НК РФ, в части регулирования процедуры определения площади торгового зала.
Так, площадью торгового зала является часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.
При названных обстоятельствах апелляционный суд находит правомерными выводы суда о том, что было бы неправильным относить при налогообложении розничной торговли через АГЗС площади, используемые для приема и хранения газа (например, резервуары, трубопроводы).
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд находит правомерным исчисление налоговым органом ЕНВД с площади занимаемой проездами к АГЗС, без которых отпуск топлива покупателям был бы невозможен; комплексом колонок, установленных под навесом, и операторной, в которой производится оплата продаваемого топлива.
Статьей 346.27 НК РФ установлено, что площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
- К инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания), содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы);
- Апелляционный суд находит наличие таковых документов в материалах дела, в связи с чем приходит к выводу о возможности определения размера площади торгового места АГЗС, подлежащего налогообложению ЕНВД,
Как уже было отмечено выше, налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
По розничной торговле, осуществляемой в объектах стационарной торговой сети, а также в объектах нестационарной торговой сети, площадь которых превышает 5 кв. метров, базовая доходность составляется 1 800 рублей в месяц.
Величиной физического показателя в данном случае является площадь торгового места в кв. метрах, которая составляет - 1 710,6 кв. м, и определено путем суммирования площадей:
- Проездов к АГЗС - 1509,8 кв. м, означенная площадь определена из технического паспорта нежилого строения (АГЗС по ул. Суворова N 107Б литера А, в частности л.д. 19)
- Комплекса заправочных колонок под навесом (л.д. 20, 25) - 192,3 кв. м (6,82 м x 28,20 м) означенная площадь также определена из технического паспорта нежилого строения.
- Операторной - 8,5 кв. м. Означенная площадь определена из содержания плана строения ул. Суворова, 107Б (л.д. 26). При этом важно отметить, что в означенном плане не указано назначения помещений строения. В целях идентификации помещения площадью 8,5 кв. м, обозначенных цифрой 1 в плане строения, апелляционный суд учел содержание, представленного налоговым органом апелляционному суду, пояснительной записки к проекту названного строения, согласно которому помещение N 1 является операторной.
Согласно пунктам 4, 6 статьи 346.29 НК РФ базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1 и К2.
При определении величины базовой доходности представительные органы муниципальных районов, городских округов, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут корректировать (умножать) базовую доходность, указанную в пункте 3 настоящей статьи, на корректирующий коэффициент К2.
Корректирующий коэффициент К2 определяется как произведение установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности факторов, предусмотренных статьей 346.27 настоящего Кодекса.
- Согласно статье 346.27 НК РФ К1 - устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, рассчитываемый как произведение коэффициента, применяемого в предшествующем периоде, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году, который определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности, площадь информационного поля электронных табло, площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения, количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы, и иные особенности.
В соответствии с Решением Омского городского Совета от 18.06.2008 N 151 "О внесении изменений и дополнений в Решение Омского городского Совета от 01.11.2005 N 293 "О едином налоге на вмененный доход", на территории г. Омска введен коэффициент, учитывающий площадь торгового места Кптм, значение которого для торговых мест площадью от 30 до 5000 кв. м включительно составляет 0,4. Кроме того, поправками в указанное Решение перечень товарных групп, по которым установлен коэффициент, учитывающий особенности ассортимента товарных групп, дополнен группой "газ реализуемый через стационарные автозаправочные станции" со значением коэффициента 0,4.
Указанные поправки, вступают в силу с 01.10.2008 года, но распространяются на правоотношения с 01.01.2008 года.
Корректирующий коэффициент К2рт для вида предпринимательской деятельности "розничная торговля, осуществляемая через киоски, палатки, лотки, и др. объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети" рассчитывается по формуле:
К2рт = Кд x Ка x Кптм x Кт x Кст, где:
- Кд - коэффициент доходности;
- Ка - коэффициент, учитывающий особенности ассортимента товарных групп;
- Кптм - коэффициент, учитывающий площадь торгового места;
- Кт - коэффициент, учитывающий тип объекта;
- Кст - коэффициент, учитывающий фактор сезонности;
- К2рт = 1 x 0,4 x 0,4 x 1,0 x 0,8 = 0,128
По результатам налоговой проверки инспекция исчислила обществу налог на вмененный доход в сумме 194161,0 руб.
Расчет налогового органа основан на следующем.
Налоговая база для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода и рассчитывается как произведение базовой доходности по данному виду деятельности, исчисленной налоговый период, и величины физического показателя.
Базовая доходность x физический показатель (S кв. м) x величину физического показателя x К1 (дефлятор) x К2 (корректир коэфф. доходности) x
1800 x 2106,2 кв. м x 1,081 x 0,128 = 524575,2 x 3 мес. = 1573726,0 x 15% = 236059,0 руб. в соответствии с налоговой декларацией стр. 3_020_3 сумма страховых взносов, внесенных обществом за работников составила 41898 руб. Таким образом, по данным налогового органа сумма ЕНВД подлежащая уплате обществом в бюджет составила 194161,0 руб. (236059 руб. - 41898 руб.).
Учитывая, то обстоятельство что в расчет налоговой базы по ЕНВД необходимо основывать на площади 1 710,6 кв. м, используемой для реализации топлива, апелляционный суд приходит к выводу, что налоговая база по ЕНВД за 1 квартал фактически составляет 1 278 138,42 (1800 x 1 710,6 кв. м x 1,081 x 0,128 x 3 мес.)
Таким образом, сумма ЕНВД составляет - 191 720 руб. 76 коп. (1 278 138,42 x 15%).
Пунктом 2 статьи 346.32 НК РФ установлено, что сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиками вознаграждений работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.
В соответствии с налоговой декларацией стр. 3_020_3 сумма страховых взносов, уплаченных обществом за работников составила 41898 руб. Таким образом, в силу положений пункта 2 статьи 346.32 НК РФ итоговая сумм ЕНВД, подлежащая исчислению и уплате обществом за 1 квартал 2008 года, составляет 149 822 руб. 76 коп.
Из материалов дела усматривается, что общество в налоговой декларации по ЕНВД за 1 квартал 2008 года исчислило 10 288 рублей налога подлежащего уплате. У заявителя перед бюджетом имелась переплата по ЕНВД в размере 10 289 рублей.
При названных обстоятельствах, апелляционный суд находит правомерным решение налогового органа в части доначисления ЕНВД в размере 139 534 руб. 76 коп. (149 822 руб. 76 коп. - 10 288 рублей), и привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату сумм ЕНВД, с учетом имеющейся у налогоплательщика переплаты, в виде штрафа в размере 25 849 руб. 52 коп. ((139 534,76 - 10289) x 20%).
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Государственная пошлина, уплаченная налоговым органом в размере 1000 руб. при подаче апелляционной жалобы, подлежит возврату инспекции, поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 30.12.2008 по делу N А46-19573/2008 изменить в части признания недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска N 10-18/16517-1 ДСП от 19.09.2008 в части доначисления ЕНВД в размере 139 534 руб. 76 коп., и привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату сумм ЕНВД в виде штрафа в размере 25 849 руб. 52 коп.
В названной части принять новый судебный акт.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Автогаз" о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска N 10-18/16517-1 ДСП от 19.09.2008 отказать в части, касающейся доначисления ЕНВД в размере 139 534 руб. 76 коп., и привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату сумм ЕНВД в виде штрафа в размере 25 849 руб. 52 коп.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Вернуть Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Н.А.ШИНДЛЕР
Н.Е.ИВАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.04.2009 ПО ДЕЛУ N А46-19573/2008
Разделы:Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 апреля 2009 г. по делу N А46-19573/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2009 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рыжикова О.Ю.,
судей Шиндлер Н.А., Ивановой Н.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лиопа А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-920/2009) Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 30.12.2008 по делу N А46-19573/2008 (судья Захарцева С.Г.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автогаз" к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска о признании недействительным решения N 10-18/16517-1 ДСП от 19.09.2008,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска - Приймак В.Н. (удостоверение, доверенность N 03/13026 от 24.07.2008);
- от общества с ограниченной ответственностью "Автогаз" - Идзон Л.Э. (удостоверение, доверенность от 04.08.2008 на 3 года);
- установил:
Арбитражный суд Омской области решением от 30.12.2008 по делу N А46-19573/2008 удовлетворил требования общества с ограниченной ответственностью "Автогаз" (далее - налогоплательщик, общество, заявитель) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска N 10-18/16517-1 ДСП от 19.09.2008.
Удовлетворяя требования налогоплательщика, суд первой инстанции исходил из того, что налоговый орган исчислил единый налог на вмененный доход с деятельности общества по реализации топлива через АГЗС, исключив из физического показателя (площадь торгового места) лишь площадь зеленых насаждений, в то время как налоговым органом не приведено каких-либо доказательств того, что именно площадь, определенная таким путем, используется заявителем для совершения сделок розничной купли-продажи топлива.
В апелляционной жалобе налоговый орган, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований налогоплательщика.
В обоснование своей позиции инспекция отмечает, что при рассмотрении понятия "торговое место" необходимо учитывать положения статей 458, 492 ГК РФ, из которых принимая во внимание специфику функционирования АГЗС необходимо рассматривать АГЗС в качестве единого комплекса и отсутствуют основания для выделения отдельных входящих в ее состав частей таких как: операторская и топливо раздаточные колонки. Вышеизложенное обуславливает и то, что использование земельного участка, занятого АГЗС на котором расположены и сети, обеспечивающие подачу газа в топливно-раздаточные колонки, через которые газ непосредственно отпускается покупателю, подчинено той же цели - совершению сделок купли-продажи, а без проезда, подхода к зданию операторской и топливораздаточным колонкам исключена возможность совершить такую сделку: оплатить и получить товар, что означает обязанность включения всей площади такого земельного участка, вне зависимости от площади его застройки и назначения в площадь торгового места и исчисление ЕНВД исходя из площади земельного участка.
В представленном в апелляционный суд отзыве на апелляционную жалобу налогового органа общество выражает свое несогласие с позицией инспекции, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В ходе судебного заседания от представителя налогового органа в материалы дела поступили дополнительные документы (архитектурно-планировочная часть проекта и пояснительная записка по проекту).
Представитель налогового органа в судебном заседании указал, что трубопровод и газохранилище, имеющиеся у газовой заправки, являются предметом купли-продажи, а, следовательно, площади с имеющимися газохранилищами и другими коммуникациями газозаправочной станции подпадают под налогообложение. Просит суд отменить решение суда первой инстанции.
В судебном заседании представитель общества указал, что решение суда первой инстанции законное и обоснованное, в связи с чем просит оставить апелляционную жалобу инспекции без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, выслушав представителей сторон, установил следующие обстоятельства.
Обществом в налоговый орган были представлены налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход за первый квартал 2008 года.
По результатам камеральной налоговой проверки деклараций инспекцией был составлен акт проверки от 30.07.2008 года N 10-18/13337-2 ДСП.
Рассмотрев акт камеральной налоговой проверки от 30.07.2008 года N 10-18/13337-2 ДСП, заместитель начальника инспекции 19.09.2008 года вынес решение N 10-18/16517-1 ДСП, в котором зафиксирован факт неполной уплаты ЕНВД для отдельных видов деятельности в сумме 183 873 рублей. Оспариваемым решением налогового органа ООО "Автогаз" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога, что составило 34 717 рублей.
Основанием для доначисления сумм ЕНВД явились следующие обстоятельства установленные инспекцией в ходе налоговой проверки.
Налогоплательщик исчислил сумму ЕНВД с деятельности по осуществлению розничной торговли с колонок - с использованием физического показателя "торговое место", так как их площадь менее 5 кв. м и с помещения операторской площадью 8,5 кв. м - с использованием физического показателя "площадь торгового места в квадратных метрах".
Налоговый орган посчитав, что вся территория земельного участка на котором расположена газовая заправка, за исключением территории газонов, используется для осуществления розничной торговли признал означенный алгоритм исчисления ЕНВД неправомерным и рассчитал сумму налога подлежащего уплате с использованием физического показателя "площадь торгового места", исходя из площади земельного участка в 2 106,2 кв. м, определенной путем разницы площадей, указанных в графе 3 "по фактическому использованию" и графе 16 "газоны, цветники, клумбы" раздела II "Экспликация площади земельного участка (кв. м)" технического паспорта нежилого строения "N 107 Б по улице Суворова" с инвентарным номером 6656066.
Считая, что вынесенное налоговым органом решение является незаконным и необоснованным, общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением об его отмене.
Решением от 30.12.2008 по делу N А46-19573/2008 требования налогоплательщика были удовлетворены.
Означенное решение суда первой инстанции обжалуется в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства и проанализировав нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции ошибочным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 6, 7 части 2 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД может применяться в отношении видов предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через:
а) магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли;
б) киоски, палатки, лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.
В силу абзаца 12 статьи 346.27 НК РФ под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.
Статья 346.27 НК РФ, определяя понятия, используемые в главе "Единый налог на вмененный доход", установила, что:
- стационарная торговая сеть - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях, сооружениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям;
- стационарная торговая сеть, не имеющая торговых залов, - торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях и сооружениях (их частях), не имеющих обособленных и специально оснащенных для этих целей помещений, а также в зданиях, строениях и сооружениях (их частях), используемых для заключения договоров розничной купли-продажи, а также для проведения торгов. К данной категории торговых объектов относятся крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты;
- открытая площадка - специально оборудованное для торговли или общественного питания место, расположенное на земельном участке;
- торговое место - место, используемое для совершения сделок розничной купли-продажи. К торговым местам относятся здания, строения, сооружения (их часть) и (или) земельные участки, используемые для совершения сделок розничной купли-продажи, а также объекты организации розничной торговли и общественного питания, не имеющие торговых залов и залов обслуживания посетителей (палатки, ларьки, киоски, боксы, контейнеры и другие объекты, в том числе расположенные в зданиях, строениях и сооружениях), прилавки, столы, лотки (в том числе расположенные на земельных участках), земельные участки, используемые для размещения объектов организации розничной торговли (общественного питания), не имеющих торговых залов (залов обслуживания посетителей), прилавков, столов, лотков и других объектов.
Статьей 346.29 НК РФ установлено, объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика; налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
- - по розничной торговле, осуществляемой в объектах стационарной торговой сети, а также в объектах нестационарной торговой сети, площадь которых не превышает 5 кв. метров, используется физический показатель "торговое место" и базовая доходность "9000 рублей" в месяц;
- - по розничной торговле, осуществляемой в объектах стационарной торговой сети, а также в объектах нестационарной торговой сети, площадь которых превышает 5 кв. метров, используется физический показатель "площадь торгового места в кв. метрах" и базовая доходность "1800 рублей" в месяц.
Апелляционный суд, исходя из анализа вышеназванных понятий приходит к выводу о том, что заправочные колонки нельзя рассматривать как отдельно взятые торговые места, не превышающие по площади 5 кв. метров, поскольку самостоятельно, без дополнительного оборудования (кассовый аппарат, пульт управления колонками) не могут быть использованы для заключения договоров розничной купли-продажи (отпуск топлива, принятие оплаты, выдачи чека).
Следовательно, расчет ЕНВД налогоплательщика, отраженный в декларациях неправомерен. АГЗС необходимо рассматривать как единый комплекс (торговое место площадью более 5 кв. метров) предназначенный для розничной торговли топливом.
Между тем и расчет налога, произведенный инспекцией в оспариваемом решении также не является правомерным.
Так, с одной стороны АГЗС - единый комплекс торговое место, но с другой стороны не вся площадь заправки предназначена для осуществления розничной торговли. При этом необходимо учитывать, что понятие физический показатель площадь торгового места, в силу статьи 346.27 НК РФ может быть применим только в том размере, в котором торговое место используется налогоплательщиком для ведения торговли и (или) используемых для заключения договоров розничной купли-продажи.
Учитывая неопределенность налогового законодательства относительно процедуры (способа) определения площади торгового места стационарной торговой сети не имеющей торгового зала, апелляционный суд находит допустимым в целях определения площади торгового места применить положений статьи 346.27 НК РФ, в части регулирования процедуры определения площади торгового зала.
Так, площадью торгового зала является часть магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.
При названных обстоятельствах апелляционный суд находит правомерными выводы суда о том, что было бы неправильным относить при налогообложении розничной торговли через АГЗС площади, используемые для приема и хранения газа (например, резервуары, трубопроводы).
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд находит правомерным исчисление налоговым органом ЕНВД с площади занимаемой проездами к АГЗС, без которых отпуск топлива покупателям был бы невозможен; комплексом колонок, установленных под навесом, и операторной, в которой производится оплата продаваемого топлива.
Статьей 346.27 НК РФ установлено, что площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
- К инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания), содержащие необходимую информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы);
- Апелляционный суд находит наличие таковых документов в материалах дела, в связи с чем приходит к выводу о возможности определения размера площади торгового места АГЗС, подлежащего налогообложению ЕНВД,
Как уже было отмечено выше, налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
По розничной торговле, осуществляемой в объектах стационарной торговой сети, а также в объектах нестационарной торговой сети, площадь которых превышает 5 кв. метров, базовая доходность составляется 1 800 рублей в месяц.
Величиной физического показателя в данном случае является площадь торгового места в кв. метрах, которая составляет - 1 710,6 кв. м, и определено путем суммирования площадей:
- Проездов к АГЗС - 1509,8 кв. м, означенная площадь определена из технического паспорта нежилого строения (АГЗС по ул. Суворова N 107Б литера А, в частности л.д. 19)
- Комплекса заправочных колонок под навесом (л.д. 20, 25) - 192,3 кв. м (6,82 м x 28,20 м) означенная площадь также определена из технического паспорта нежилого строения.
- Операторной - 8,5 кв. м. Означенная площадь определена из содержания плана строения ул. Суворова, 107Б (л.д. 26). При этом важно отметить, что в означенном плане не указано назначения помещений строения. В целях идентификации помещения площадью 8,5 кв. м, обозначенных цифрой 1 в плане строения, апелляционный суд учел содержание, представленного налоговым органом апелляционному суду, пояснительной записки к проекту названного строения, согласно которому помещение N 1 является операторной.
Согласно пунктам 4, 6 статьи 346.29 НК РФ базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1 и К2.
При определении величины базовой доходности представительные органы муниципальных районов, городских округов, законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга могут корректировать (умножать) базовую доходность, указанную в пункте 3 настоящей статьи, на корректирующий коэффициент К2.
Корректирующий коэффициент К2 определяется как произведение установленных нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности факторов, предусмотренных статьей 346.27 настоящего Кодекса.
- Согласно статье 346.27 НК РФ К1 - устанавливаемый на календарный год коэффициент-дефлятор, рассчитываемый как произведение коэффициента, применяемого в предшествующем периоде, и коэффициента, учитывающего изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации в предшествующем календарном году, который определяется и подлежит официальному опубликованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- К2 - корректирующий коэффициент базовой доходности, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, режим работы, величину доходов, особенности места ведения предпринимательской деятельности, площадь информационного поля электронных табло, площадь информационного поля наружной рекламы с любым способом нанесения изображения, площадь информационного поля наружной рекламы с автоматической сменой изображения, количество автобусов любых типов, трамваев, троллейбусов, легковых и грузовых автомобилей, прицепов, полуприцепов и прицепов-роспусков, речных судов, используемых для распространения и (или) размещения рекламы, и иные особенности.
В соответствии с Решением Омского городского Совета от 18.06.2008 N 151 "О внесении изменений и дополнений в Решение Омского городского Совета от 01.11.2005 N 293 "О едином налоге на вмененный доход", на территории г. Омска введен коэффициент, учитывающий площадь торгового места Кптм, значение которого для торговых мест площадью от 30 до 5000 кв. м включительно составляет 0,4. Кроме того, поправками в указанное Решение перечень товарных групп, по которым установлен коэффициент, учитывающий особенности ассортимента товарных групп, дополнен группой "газ реализуемый через стационарные автозаправочные станции" со значением коэффициента 0,4.
Указанные поправки, вступают в силу с 01.10.2008 года, но распространяются на правоотношения с 01.01.2008 года.
Корректирующий коэффициент К2рт для вида предпринимательской деятельности "розничная торговля, осуществляемая через киоски, палатки, лотки, и др. объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети" рассчитывается по формуле:
К2рт = Кд x Ка x Кптм x Кт x Кст, где:
- Кд - коэффициент доходности;
- Ка - коэффициент, учитывающий особенности ассортимента товарных групп;
- Кптм - коэффициент, учитывающий площадь торгового места;
- Кт - коэффициент, учитывающий тип объекта;
- Кст - коэффициент, учитывающий фактор сезонности;
- К2рт = 1 x 0,4 x 0,4 x 1,0 x 0,8 = 0,128
По результатам налоговой проверки инспекция исчислила обществу налог на вмененный доход в сумме 194161,0 руб.
Расчет налогового органа основан на следующем.
Налоговая база для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода и рассчитывается как произведение базовой доходности по данному виду деятельности, исчисленной налоговый период, и величины физического показателя.
Базовая доходность x физический показатель (S кв. м) x величину физического показателя x К1 (дефлятор) x К2 (корректир коэфф. доходности) x
1800 x 2106,2 кв. м x 1,081 x 0,128 = 524575,2 x 3 мес. = 1573726,0 x 15% = 236059,0 руб. в соответствии с налоговой декларацией стр. 3_020_3 сумма страховых взносов, внесенных обществом за работников составила 41898 руб. Таким образом, по данным налогового органа сумма ЕНВД подлежащая уплате обществом в бюджет составила 194161,0 руб. (236059 руб. - 41898 руб.).
Учитывая, то обстоятельство что в расчет налоговой базы по ЕНВД необходимо основывать на площади 1 710,6 кв. м, используемой для реализации топлива, апелляционный суд приходит к выводу, что налоговая база по ЕНВД за 1 квартал фактически составляет 1 278 138,42 (1800 x 1 710,6 кв. м x 1,081 x 0,128 x 3 мес.)
Таким образом, сумма ЕНВД составляет - 191 720 руб. 76 коп. (1 278 138,42 x 15%).
Пунктом 2 статьи 346.32 НК РФ установлено, что сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиками вознаграждений работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.
В соответствии с налоговой декларацией стр. 3_020_3 сумма страховых взносов, уплаченных обществом за работников составила 41898 руб. Таким образом, в силу положений пункта 2 статьи 346.32 НК РФ итоговая сумм ЕНВД, подлежащая исчислению и уплате обществом за 1 квартал 2008 года, составляет 149 822 руб. 76 коп.
Из материалов дела усматривается, что общество в налоговой декларации по ЕНВД за 1 квартал 2008 года исчислило 10 288 рублей налога подлежащего уплате. У заявителя перед бюджетом имелась переплата по ЕНВД в размере 10 289 рублей.
При названных обстоятельствах, апелляционный суд находит правомерным решение налогового органа в части доначисления ЕНВД в размере 139 534 руб. 76 коп. (149 822 руб. 76 коп. - 10 288 рублей), и привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату сумм ЕНВД, с учетом имеющейся у налогоплательщика переплаты, в виде штрафа в размере 25 849 руб. 52 коп. ((139 534,76 - 10289) x 20%).
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Государственная пошлина, уплаченная налоговым органом в размере 1000 руб. при подаче апелляционной жалобы, подлежит возврату инспекции, поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 30.12.2008 по делу N А46-19573/2008 изменить в части признания недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска N 10-18/16517-1 ДСП от 19.09.2008 в части доначисления ЕНВД в размере 139 534 руб. 76 коп., и привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату сумм ЕНВД в виде штрафа в размере 25 849 руб. 52 коп.
В названной части принять новый судебный акт.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Автогаз" о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска N 10-18/16517-1 ДСП от 19.09.2008 отказать в части, касающейся доначисления ЕНВД в размере 139 534 руб. 76 коп., и привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату сумм ЕНВД в виде штрафа в размере 25 849 руб. 52 коп.
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Вернуть Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
О.Ю.РЫЖИКОВ
Судьи
Н.А.ШИНДЛЕР
Н.Е.ИВАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)