Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 21 февраля 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 29 февраля 2012 года.
Арбитражный суд г. Москвы
в составе судьи Н.П. Чебурашкиной
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.Н. Михайловой
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО "Саратовнефтегаз"
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
3-е лицо ФНС России
о признании частично незаконным решения N 52/2655 от 13.11.2007, признании недействительными требований N 952/1, N 952/2, N 952/3, N 952/4, N 952/5, N 952/6, N 952/7, N 952/8, N 952/9, N 952/10, N 952/11, N 952/12, N 952/13, N 952/14, N 952/15, N 952/16, N 952/17, N 952/18, N 952/19, N 952/20, N 952/21, N 952, N 953 от 26.06.2009, об обязании произвести возврат налога, пени, штрафа
при участии
от заявителя: Семенова Т.Б. дов. от 12.12.2011, Дюнин А.А. дов. от 12.01.2012
от заинтересованного лица: Водовозов А.А. дов. от 30.09.2011, Щелкин М.А. дов. от 21.02.2012
от третьего лица: Кочкин А.С. дов. от 06.12.2011
установил:
ОАО "Саратовнефтегаз" обратилось с заявлением с учетом последующих уточнений о признании незаконным решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 13.11.2007 N 52/2655 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ОАО "Саратовнефтегаз" в части начисления налога на прибыль организации за 2004 год в размере 41 520 руб., за 2005 год в размере 608 682,48 руб.; начисления налога на добавленную стоимость за 2004 год в размере 1 805 411 руб., за 2005 год в размере 28 063 руб.; начисления транспортного налога за 2004 год в размере 51 420 руб.; начисления налога на имущество организации за 2004 год в размере 260662,91 руб., за 2005 год в размере 199148,23 руб.; начисления налога на доходы физических лиц за 2004 год в размере 4 369 руб., за 2005 год в размере 51 025 руб.; начисления налога на добычу полезных ископаемых за 2004 год в размере 13 281 728 руб., за 2005 год в размере 12241799 руб.; начисления акциза на природный газ за 2004 год в размере 778 670 руб., за 2005 год в размере 159 383 руб.; привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в общей сумме 4 443 794 рублей, в том числе: по налогу на прибыль в сумме 130 040 рублей; по НДС в сумме 123 741 руб.; по НДПИ в сумме 3955260 рублей; по налогу на имущество в сумме 91 962 рубля; по транспортному налогу в сумме 10284 рублей; по налогу на доходы физических лиц в сумме 11 079 рублей; по акцизу на природный газ в сумме 114 664 рубля, по единому социальному налогу в сумме 6 764 рубля; привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ в виде штрафа за непредставление документов в общей сумме 92 650 руб.; начисления пени по налогу на прибыль организаций в размере 148 153 руб.; начисления пени по налогу на добавленную стоимость в размере 166 109 руб.; начисления пени по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 4 190 059 руб.; начисления пени по транспортному налогу в размере 19 792 руб.; начисления пени по налогу на доходы физических лиц в размере 14692 руб.; начисления пени по налогу на имущество в размере 25 039 руб.; начисления пени по акцизу на природный газ в размере 262 989 руб.; признании недействительным требования МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 N 952/20 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 26.06.2009 года в части транспортного налога в размере 51 420 руб., пени по транспортному налогу в размере 19 792 руб., привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа по транспортному налогу в размере 10 284 руб.; об обязании МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 произвести возврат путем зачета излишне взысканных сумм налога, пени, штрафа ОАО "Саратовнефтегаз", а именно: транспортного налога в размере 51 420 руб., налога на добычу полезных ископаемых в размере 25523527 руб., налога на доходы физических лиц в размере 55 394 руб., налога на имущество в размере 459 811 руб., налога на добавленную стоимость в размере 1 833 474 руб., акциза на природный газ в размере 938 053 руб., налога на прибыль в размере 650 202 руб., пени по транспортному налогу, по налогу на добычу полезных ископаемых, по налогу на доходы физических лиц, по единому социальному налогу, по налогу на имущество, по налогу на добавленную стоимость, по акцизу на природный газ, по налогу на прибыль, всего в размере 4 839 069 руб., штрафа по транспортному налогу, по налогу на добычу полезных ископаемых, по налогу на доходы физических лиц, по единому социальному налогу, по налогу на имущество, по налогу на добавленную стоимость, по акцизу на природный газ, по налогу на прибыль, за непредставление сведений, всего в размере 4 536 444 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.11.2010, с учетом определения от 14.01.2011 о внесении исправлений, признано незаконным решение МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 13.11.2007 г. N 52/2655 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" ОАО "Саратовнефтегаз" в части доначисления: налога на прибыль за 2004 г. - 41520 руб., за 2005 г. - 608682 руб. 48 коп., налога на добавленную стоимость за 2004 г. в размере 1805411 руб., за 2005 г. - 28063 руб., транспортного налога а 2004 г. в размере 51420 руб., налога на имущество за 2004 г. 113794 руб., за 2005 г. 72726 руб., налога на доходы физических лиц за 2004 г. в отношении Кирсановой и за 2005 г. в размере 50505 руб., налога на добычу полезных ископаемых за 2004 г. в размере 13281728 руб., за 2005 г. в размере 12241799 руб., начисления соответствующих сумм пени и взыскание штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ, в том числе по ЕСН в сумме 6764 руб., а также штрафа по ст. 126 НК РФ в сумме 92650 руб. Требования в части акциза на природный газ за 2004 г. на сумму 778670 руб. и за 2005 г. на сумму 159383 руб. оставлены без рассмотрения. В остальной части заявленных требований по налогу на доходы физических лиц отказано. Признано недействительным требование МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 N 952/20 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 26.06.2009 в части транспортного налога в размере 51420 руб., пени по транспортному налогу в размере 19792 руб., штрафа в размере 10284 руб. МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 обязана возвратить ОАО "Саратовнефтегаз" путем зачета излишне взысканных сумм: транспортного налога - 51420 руб., налога на добычу полезных ископаемых - 25523527 руб., налог на доходы физических лиц 51597 руб., налог на имущество - 193520 руб., налог на добавленную стоимость 1833474 руб., налог на прибыль 650202 руб., пени в общей сумме 4560572 руб., штрафа в общей сумме 4336133 руб. В остальной части - отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.09.2011 решение Арбитражного суда города Москвы от 09 ноября 2010 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2011 г. по делу N А40-118755/09-108-879 в части признания незаконным решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 13.11.2007 N 52/2655 в части, касающейся эпизода отнесения суммы списанной дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, а также в части, касающейся эпизода не включения в налоговую базу по НДФЛ стоимости путевок в размере 50 505 руб., отменено, в удовлетворении требования ОАО "Саратовнефтегаз" в данной части отказано. Указанные судебные акты в части удовлетворения требования ОАО "Саратовнефтегаз" об обязании МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 возвратить путем зачета излишне взысканные суммы в части, связанной с вышеназванными эпизодами решения от 13.11.2007 N 52/2655, отменено, удовлетворении требований в данной части отказано. В части оставления без рассмотрения требования ОАО "Саратовнефтегаз" указанные судебные акты отменены, дело в указанной части направлено в Арбитражный суд города Москвы для рассмотрения по существу, в остальной части судебные акты оставлены без изменения.
Дело рассматривается в соответствии с п. 15 ст. 289 АПК РФ, согласно которому в постановлении арбитражного суда кассационной инстанции должны быть указаны действия, которые должны быть выполнены лицами, участвующими в деле, и арбитражным судом первой или апелляционной инстанции, если дело передается на новое рассмотрение. Указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
В судебном заседании 21.02.2012 ОАО "Саратовнефтегаз" заявлено ходатайство об отказе от заявленных требований в части обжалования решения налогового органа по п. 3.3. в части доначисления акциза на природный газ в сумме 1113 рублей по счетам-фактурам N ПУ000002/АП00023 от 31.01.2002 года, N ББ008405 от 31.12.2003 года, пени в сумме 615 рублей, штрафа в сумме 136 рублей.
Арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
Согласно ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установлено, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Учитывая, что заявленный отказ не противоречит требованиям закона и не нарушает права других лиц, отказ принимается судом, и производство по делу в указанной части подлежит прекращению по п. 4 ст. 150 АПК РФ.
Представитель МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 предъявленные требования не признал по доводам, изложенным в письменных пояснениях.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 проведена выездная налоговая проверка ОАО "Саратовнефтегаз" за период с 01.01.2004 по 31.12.2005 года по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и полноты перечисления налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций, налога на операции с ценными бумагами, доходов в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию-акционеру, налога на добычу полезных ископаемых, налога на доходы физических лиц, единого социального налога, транспортного налога, налога на имущество организаций, налога на рекламу, налога на землю, платы за пользование водными объектами, водного налога, платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, иных налогов, сборов и платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о налогах и сборах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки N 52/1633 от 03.08.2007 года, возражений ОАО "Саратовнефтегаз" по акту и документов, представленных ОАО "Саратовнефтегаз" к возражениям, 13 ноября 2007 года инспекцией вынесено решение N 52/2655 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщику доначислены налоги, начислены пени и штраф в общей сумме 218 359 569 руб., в том числе налог 161 507 902 руб., пени 29 951 879 руб. и штраф в размере 30 899 788 руб.
Заявитель направил в ФНС России апелляционную жалобу. Решением N 9-1-08/00134@ от 11.06.2009 года ФНС России изменила решение N 52/2655 от 13.11.2007 года путем отмены в резолютивной части указанного решения: доначисления налога на прибыль организаций в сумме 416 816 рублей и соответствующих сумм пени и штрафа, доначисления налога на прибыль организаций в сумме 78 380 494 рубля и соответствующих сумм пени и штрафа, доначисления акцизов в сумме 256 822 рублей и соответствующих сумм пени и штрафа, доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 45 673 260 рублей и соответствующих сумм пени и штрафа., доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 22 151 рубль и соответствующих сумм пени и штрафа, доначисления транспортного налога в сумме 12 120 рублей и соответствующих сумм пени и штрафа, доначисления налога на имущество в сумме 3 493 009 рублей и соответствующих сумм пени и штрафа, предложения удержать НДФЛ в части 25 869 рублей за 2004 год и 67 470 рублей за 2005 год и соответствующих сумм пени и штрафа, доначисления земельного налога в сумме 567 рублей и соответствующих сумм пени и штрафа, доначисления налога на добычу полезных ископаемых в сумме 1 186 257 рублей и соответствующих сумм пени и штрафа. В остальной части решение МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 13.11.2007 года N 52/2655 оставлено без изменения.
На основании решения ФНС России заявителю МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 выставлены требования N 952, 952/1, 952/2, 952/3, 952/4, 952/5, 952/6, 952/7, 952/8, 952/9, 952/10, 952/11, 952/12, 952/13, 952/14, 952/15, 952/16, 952/17, 952/18, 952/19, 952/20, 952/21, 952/22, 952/23 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 26.06.2009 года и требование N 953 о перечислении налога по состоянию на 26.06.2009 года в общей сумме 40 596 019 рублей, том числе налога 30 438 974 руб., пени 5085357 руб. и штрафа в размере 5 071 688 рублей.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или нарушающий гражданские права и охраняемые законным интересом гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно ст. 137 НК РФ каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействия нарушают их права.
Выездной налоговой проверкой установлено неправомерное применение налогоплательщиком льготы, установленной пп. 12 п. 1 ст. 183 НК РФ (в редакции проверяемого периода). По указанному основанию начислены 1113 рублей акциза, соответствующие пени и штрафы по пункту 3.3 решения инспекции; нарушение налогоплательщиком положений п. 1 ст. 188 НК РФ в части неприменения императивных требований п. 1 ст. 188 НК РФ об определении налоговой базы по ценам реализации минерального сырья, но не ниже установленных при государственном регулировании. По указанному основанию начислены 1504 руб. акциза, соответствующие пени и штрафы по пункту 3.3 решения инспекции, а также 935436 руб. акциза, соответствующие пени и штрафы по пунктам 3.4, 3.7 решения инспекции. Всего по указанному основанию начислены 936940 руб. акциза, соответствующие пени и штрафы.
В соответствии с пп. 16 п. 1 ст. 182 НК РФ реализация и (или) передача, в том числе на безвозмездной основе, природного газа на территории Российской Федерации газораспределительным организациям либо непосредственно, минуя, газораспределительные организации, конечным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья, за исключением операций, указанных в подпунктах 8 - 12 пункта 1 статьи 183 НК РФ, признается объектом обложения акцизом.
Налогоплательщиком с указанной операции не исчислялись суммы акцизов, т.к. ОАО "Саратовнефтегаз" ошибочно к указанным операциям применяло положения пп. 12 п. 1 ст. 183 НК РФ - операции, не подлежащие налогообложению.
Согласно пп. 12 п. 1 ст. 183 НК РФ освобождена от налогообложения акцизом реализация на территории Российской Федерации природного газа, предназначенного для личного потребления физическими лицами, а также для потребления жилищно-строительными кооперативами, кондоминиумами и иными подобными потребителями, т.е. законодатель ввел ограниченный льготный перечень субъектов, реализация которым подакцизного товара освобождена от налогообложения, а именно: физические лица, лично потребляющие природный газ, жилищно-строительные корпоративы, кондоминиум, потребители, аналогичные указанным.
Организации, покупавшие газ у ОАО "Саратовнефтегаз" - трест "Красноармейскмежрайгаз" ОАО "Саратовоблгаз", трест "Советскоемежрайгаз" ОАО "Саратовоблгаз" и др. - не попадает под определение льготного перечня субъектов.
ОАО "Саратовнефтегаз" не подтвердило возможность отнесения компаний "Красноармейскмежрайгаз" ОАО "Саратовоблгаз", трест "Советскоемежрайгаз" ОАО "Саратовоблгаз" и др. к льготным категориям, указанных в пп. 12 п. 1 ст. 183 НК РФ, в связи с чем, ОАО "Саратовнефтегаз" не подтвердило правомерность использования льготы, установленной в пп. 12 п. 1 ст. 183 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 188 НК РФ налоговая база при реализации (передаче) подакцизного минерального сырья налоговая база при реализации (передаче) природного газа на внутреннем рынке определяется как стоимость реализованного (переданного) транспортируемого природного газа, исчисленная исходя из применяемых цен, но не ниже установленных при государственном регулировании, с учетом предоставленных в установленном порядке скидок, за вычетом налога на добавленную стоимость.
Таким образом, налоговая база по акцизу исчисляется из применяемой налогоплательщиком цены реализации природного газа, но при этом для исчисления базы неправомерно брать суммовое выражение цены ниже, чем установлено законодательством для природного газа: если цена реализации природного газа меньше установленной государством цены природного газа, для расчета налоговой базы по акцизу применяется цена природного газа, установленная государством.
Доводы налогоплательщика о том, что инспекция в рамках оспариваемого решения корректирует цены, установленные сторонами сделки, несостоятельны, поскольку данная цена не подлежит корректировке и считается рыночной пока в установленном порядке не будет доказано обратное.
Инспекция, руководствуясь алгоритму расчета налоговой базы по акцизу, установленному п. 1 ст. 188 НК РФ, для расчета применяет наибольшую из двух цен: применяемая цена реализации, цена на природный газ, установленная государственным регулированием, т.к. указанная норма содержит упоминание о государственном регулировании применительно к объекту реализации - природному газу, который в соответствии с постановлением Правительством РФ от 29.12.2000 N 1021 является продукцией, на которую распространяется государственное регулирование, а не к субъекту реализации, т.е. компании, реализующей газ, в связи с чем, при применении положений п. 1 ст. 188 НК РФ определяется цена на природный газ, установленная государственным регулятором.
В данном случае информация содержится в постановлении ФЭК РФ от 29.10.2003 г. N 89-э/6 "Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации" и в 2005 году в Приказе Федеральной службой по тарифам от 03.12.2004 N 229-э/15 "Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации".
В проверяемый период государственный регулятор установил цену реализации применительно к объекту реализации -природному газу, в связи с чем, у налогового органа имелись основания для применения указанного алгоритма расчета налоговой базы по акцизу.
Поскольку положения о государственном регулировании применяются не субъекту реализации, а к объекту реализации, не принимается во внимание довод налогоплательщика о нераспространении на него положений, содержащихся в постановлении ФЭК РФ от 29.10.2003 г. N 89-э/6, приказе Федеральной службой по тарифам от 03.12.2004 N 229-э/15, как не имеющий значения для применения императивных положений п. 1 ст. 188 НК РФ.
Ссылка налогоплательщика на Постановление ФАС Московского округа от 09.04.2007 N КА-А40-2255/07 необоснованна, т.к. указанный спор касается иных обстоятельств, а именно: в рамках данного дела инспекция применила положения ст. 40 НК РФ и изменила цену реализации, что привело к увеличению всех соответствующих налогов (налог на прибыль, НДС, налог на пользователей автомобильных дорог, акцизы), поскольку пришла к выводу о том, что организация установила цену реализации в нарушение п. 13 ст. 40 НК РФ. В рамках данного дела установлена неправомерность применения инспекций положений ст. 40 НК РФ в связи с отсутствием правовых оснований, при этом часть начислений была отменена в связи с нарушением инспекцией положений ст. 101 НК РФ.
Инспекция не оспаривает правильность применения налогоплательщиком цен реализации, а ссылается на наличие императивной нормы п. 1 ст. 188 НК РФ, предписывающей при формировании налоговой базы опираться на цену, установленную государственным регулятором.
Таким образом, налоговым органом при реализации газа налогоплательщиком по ценам ниже государственных регулируемых цен обоснованно доначислен акциз на природный газ.
Кроме того, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.03.2008 года N 5-П указано, что в силу статьи 19 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи ее со статьей 57 налоги и сборы не могут носить дискриминационный характер и различно применяться в зависимости, в частности, от имущественного положения, а также от других обстоятельств.
Согласно Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2001 года N 7-П, принцип равенства всех перед законом гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает возможность установления различных условий для различных категорий субъектов права; такие различия не могут носить произвольный характер, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов.
В налогообложении равенство понимается как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков влекут одинаковое налоговое бремя. Принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенная категория налогоплательщиков попадает в иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, при том, что между ними не имеется существенных различий, оправдывающих неравное правовое регулирование.
Основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 НК РФ), налогоплательщик не может иметь преимущественное положение перед другими налогоплательщиками акциза на природный газ, если это не предусмотрено положениями Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, решение налогового органа в оспариваемой части законно и обоснованно.
На основании ст. 13 ГК РФ, ст. ст. 137, 182, 183, 188 НК РФ, и руководствуясь ст. ст. 4, 29, 70, 110, 150, 156, 167 - 169, 198, 200, 201 АПК РФ арбитражный суд
решил:
Отказать ОАО "Саратовнефтегаз" в удовлетворении требований о признании недействительным решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 13.11.2007 N 52/2655 в части начисления акциза на природный газ за 2004 год в размере 777557 рублей, за 2005 год в размере 159383 рублей (пункты 3.3., 3.4., 3.7. мотивировочной части решения, подпункт 2 пункта 3.1. резолютивной части решения); привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа по акцизу на природный газ в сумме 114528 рубля (пункт 1 резолютивной части решения); начисления пени по акцизу на природный газ в размере 262374 рублей (пункт 2 резолютивной части решения) и в возврате указанных сумм из федерального бюджета путем зачета.
В остальной части производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в сроки и порядке, предусмотренные ст. 181, 257, 259, 273, 276 АПК РФ.
Судья
Н.П.ЧЕБУРАШКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 29.02.2012 ПО ДЕЛУ N А40-118755/09-108-879
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 февраля 2012 г. по делу N А40-118755/09-108-879
Резолютивная часть решения объявлена 21 февраля 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 29 февраля 2012 года.
Арбитражный суд г. Москвы
в составе судьи Н.П. Чебурашкиной
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.Н. Михайловой
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ОАО "Саратовнефтегаз"
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1
3-е лицо ФНС России
о признании частично незаконным решения N 52/2655 от 13.11.2007, признании недействительными требований N 952/1, N 952/2, N 952/3, N 952/4, N 952/5, N 952/6, N 952/7, N 952/8, N 952/9, N 952/10, N 952/11, N 952/12, N 952/13, N 952/14, N 952/15, N 952/16, N 952/17, N 952/18, N 952/19, N 952/20, N 952/21, N 952, N 953 от 26.06.2009, об обязании произвести возврат налога, пени, штрафа
при участии
от заявителя: Семенова Т.Б. дов. от 12.12.2011, Дюнин А.А. дов. от 12.01.2012
от заинтересованного лица: Водовозов А.А. дов. от 30.09.2011, Щелкин М.А. дов. от 21.02.2012
от третьего лица: Кочкин А.С. дов. от 06.12.2011
установил:
ОАО "Саратовнефтегаз" обратилось с заявлением с учетом последующих уточнений о признании незаконным решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 13.11.2007 N 52/2655 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ОАО "Саратовнефтегаз" в части начисления налога на прибыль организации за 2004 год в размере 41 520 руб., за 2005 год в размере 608 682,48 руб.; начисления налога на добавленную стоимость за 2004 год в размере 1 805 411 руб., за 2005 год в размере 28 063 руб.; начисления транспортного налога за 2004 год в размере 51 420 руб.; начисления налога на имущество организации за 2004 год в размере 260662,91 руб., за 2005 год в размере 199148,23 руб.; начисления налога на доходы физических лиц за 2004 год в размере 4 369 руб., за 2005 год в размере 51 025 руб.; начисления налога на добычу полезных ископаемых за 2004 год в размере 13 281 728 руб., за 2005 год в размере 12241799 руб.; начисления акциза на природный газ за 2004 год в размере 778 670 руб., за 2005 год в размере 159 383 руб.; привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в общей сумме 4 443 794 рублей, в том числе: по налогу на прибыль в сумме 130 040 рублей; по НДС в сумме 123 741 руб.; по НДПИ в сумме 3955260 рублей; по налогу на имущество в сумме 91 962 рубля; по транспортному налогу в сумме 10284 рублей; по налогу на доходы физических лиц в сумме 11 079 рублей; по акцизу на природный газ в сумме 114 664 рубля, по единому социальному налогу в сумме 6 764 рубля; привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ в виде штрафа за непредставление документов в общей сумме 92 650 руб.; начисления пени по налогу на прибыль организаций в размере 148 153 руб.; начисления пени по налогу на добавленную стоимость в размере 166 109 руб.; начисления пени по налогу на добычу полезных ископаемых в размере 4 190 059 руб.; начисления пени по транспортному налогу в размере 19 792 руб.; начисления пени по налогу на доходы физических лиц в размере 14692 руб.; начисления пени по налогу на имущество в размере 25 039 руб.; начисления пени по акцизу на природный газ в размере 262 989 руб.; признании недействительным требования МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 N 952/20 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 26.06.2009 года в части транспортного налога в размере 51 420 руб., пени по транспортному налогу в размере 19 792 руб., привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа по транспортному налогу в размере 10 284 руб.; об обязании МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 произвести возврат путем зачета излишне взысканных сумм налога, пени, штрафа ОАО "Саратовнефтегаз", а именно: транспортного налога в размере 51 420 руб., налога на добычу полезных ископаемых в размере 25523527 руб., налога на доходы физических лиц в размере 55 394 руб., налога на имущество в размере 459 811 руб., налога на добавленную стоимость в размере 1 833 474 руб., акциза на природный газ в размере 938 053 руб., налога на прибыль в размере 650 202 руб., пени по транспортному налогу, по налогу на добычу полезных ископаемых, по налогу на доходы физических лиц, по единому социальному налогу, по налогу на имущество, по налогу на добавленную стоимость, по акцизу на природный газ, по налогу на прибыль, всего в размере 4 839 069 руб., штрафа по транспортному налогу, по налогу на добычу полезных ископаемых, по налогу на доходы физических лиц, по единому социальному налогу, по налогу на имущество, по налогу на добавленную стоимость, по акцизу на природный газ, по налогу на прибыль, за непредставление сведений, всего в размере 4 536 444 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.11.2010, с учетом определения от 14.01.2011 о внесении исправлений, признано незаконным решение МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 13.11.2007 г. N 52/2655 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" ОАО "Саратовнефтегаз" в части доначисления: налога на прибыль за 2004 г. - 41520 руб., за 2005 г. - 608682 руб. 48 коп., налога на добавленную стоимость за 2004 г. в размере 1805411 руб., за 2005 г. - 28063 руб., транспортного налога а 2004 г. в размере 51420 руб., налога на имущество за 2004 г. 113794 руб., за 2005 г. 72726 руб., налога на доходы физических лиц за 2004 г. в отношении Кирсановой и за 2005 г. в размере 50505 руб., налога на добычу полезных ископаемых за 2004 г. в размере 13281728 руб., за 2005 г. в размере 12241799 руб., начисления соответствующих сумм пени и взыскание штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ, в том числе по ЕСН в сумме 6764 руб., а также штрафа по ст. 126 НК РФ в сумме 92650 руб. Требования в части акциза на природный газ за 2004 г. на сумму 778670 руб. и за 2005 г. на сумму 159383 руб. оставлены без рассмотрения. В остальной части заявленных требований по налогу на доходы физических лиц отказано. Признано недействительным требование МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 N 952/20 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 26.06.2009 в части транспортного налога в размере 51420 руб., пени по транспортному налогу в размере 19792 руб., штрафа в размере 10284 руб. МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 обязана возвратить ОАО "Саратовнефтегаз" путем зачета излишне взысканных сумм: транспортного налога - 51420 руб., налога на добычу полезных ископаемых - 25523527 руб., налог на доходы физических лиц 51597 руб., налог на имущество - 193520 руб., налог на добавленную стоимость 1833474 руб., налог на прибыль 650202 руб., пени в общей сумме 4560572 руб., штрафа в общей сумме 4336133 руб. В остальной части - отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 13.09.2011 решение Арбитражного суда города Москвы от 09 ноября 2010 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 апреля 2011 г. по делу N А40-118755/09-108-879 в части признания незаконным решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 13.11.2007 N 52/2655 в части, касающейся эпизода отнесения суммы списанной дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, а также в части, касающейся эпизода не включения в налоговую базу по НДФЛ стоимости путевок в размере 50 505 руб., отменено, в удовлетворении требования ОАО "Саратовнефтегаз" в данной части отказано. Указанные судебные акты в части удовлетворения требования ОАО "Саратовнефтегаз" об обязании МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 возвратить путем зачета излишне взысканные суммы в части, связанной с вышеназванными эпизодами решения от 13.11.2007 N 52/2655, отменено, удовлетворении требований в данной части отказано. В части оставления без рассмотрения требования ОАО "Саратовнефтегаз" указанные судебные акты отменены, дело в указанной части направлено в Арбитражный суд города Москвы для рассмотрения по существу, в остальной части судебные акты оставлены без изменения.
Дело рассматривается в соответствии с п. 15 ст. 289 АПК РФ, согласно которому в постановлении арбитражного суда кассационной инстанции должны быть указаны действия, которые должны быть выполнены лицами, участвующими в деле, и арбитражным судом первой или апелляционной инстанции, если дело передается на новое рассмотрение. Указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
В судебном заседании 21.02.2012 ОАО "Саратовнефтегаз" заявлено ходатайство об отказе от заявленных требований в части обжалования решения налогового органа по п. 3.3. в части доначисления акциза на природный газ в сумме 1113 рублей по счетам-фактурам N ПУ000002/АП00023 от 31.01.2002 года, N ББ008405 от 31.12.2003 года, пени в сумме 615 рублей, штрафа в сумме 136 рублей.
Арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу.
Согласно ст. 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установлено, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Учитывая, что заявленный отказ не противоречит требованиям закона и не нарушает права других лиц, отказ принимается судом, и производство по делу в указанной части подлежит прекращению по п. 4 ст. 150 АПК РФ.
Представитель МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 предъявленные требования не признал по доводам, изложенным в письменных пояснениях.
Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы сторон, суд установил, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 проведена выездная налоговая проверка ОАО "Саратовнефтегаз" за период с 01.01.2004 по 31.12.2005 года по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и полноты перечисления налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций, налога на операции с ценными бумагами, доходов в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим предприятию-акционеру, налога на добычу полезных ископаемых, налога на доходы физических лиц, единого социального налога, транспортного налога, налога на имущество организаций, налога на рекламу, налога на землю, платы за пользование водными объектами, водного налога, платы за негативное воздействие на окружающую природную среду, иных налогов, сборов и платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о налогах и сборах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки N 52/1633 от 03.08.2007 года, возражений ОАО "Саратовнефтегаз" по акту и документов, представленных ОАО "Саратовнефтегаз" к возражениям, 13 ноября 2007 года инспекцией вынесено решение N 52/2655 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщику доначислены налоги, начислены пени и штраф в общей сумме 218 359 569 руб., в том числе налог 161 507 902 руб., пени 29 951 879 руб. и штраф в размере 30 899 788 руб.
Заявитель направил в ФНС России апелляционную жалобу. Решением N 9-1-08/00134@ от 11.06.2009 года ФНС России изменила решение N 52/2655 от 13.11.2007 года путем отмены в резолютивной части указанного решения: доначисления налога на прибыль организаций в сумме 416 816 рублей и соответствующих сумм пени и штрафа, доначисления налога на прибыль организаций в сумме 78 380 494 рубля и соответствующих сумм пени и штрафа, доначисления акцизов в сумме 256 822 рублей и соответствующих сумм пени и штрафа, доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 45 673 260 рублей и соответствующих сумм пени и штрафа., доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 22 151 рубль и соответствующих сумм пени и штрафа, доначисления транспортного налога в сумме 12 120 рублей и соответствующих сумм пени и штрафа, доначисления налога на имущество в сумме 3 493 009 рублей и соответствующих сумм пени и штрафа, предложения удержать НДФЛ в части 25 869 рублей за 2004 год и 67 470 рублей за 2005 год и соответствующих сумм пени и штрафа, доначисления земельного налога в сумме 567 рублей и соответствующих сумм пени и штрафа, доначисления налога на добычу полезных ископаемых в сумме 1 186 257 рублей и соответствующих сумм пени и штрафа. В остальной части решение МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 13.11.2007 года N 52/2655 оставлено без изменения.
На основании решения ФНС России заявителю МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 выставлены требования N 952, 952/1, 952/2, 952/3, 952/4, 952/5, 952/6, 952/7, 952/8, 952/9, 952/10, 952/11, 952/12, 952/13, 952/14, 952/15, 952/16, 952/17, 952/18, 952/19, 952/20, 952/21, 952/22, 952/23 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 26.06.2009 года и требование N 953 о перечислении налога по состоянию на 26.06.2009 года в общей сумме 40 596 019 рублей, том числе налога 30 438 974 руб., пени 5085357 руб. и штрафа в размере 5 071 688 рублей.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или нарушающий гражданские права и охраняемые законным интересом гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно ст. 137 НК РФ каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению налогоплательщика или налогового агента, такие акты, действия или бездействия нарушают их права.
Выездной налоговой проверкой установлено неправомерное применение налогоплательщиком льготы, установленной пп. 12 п. 1 ст. 183 НК РФ (в редакции проверяемого периода). По указанному основанию начислены 1113 рублей акциза, соответствующие пени и штрафы по пункту 3.3 решения инспекции; нарушение налогоплательщиком положений п. 1 ст. 188 НК РФ в части неприменения императивных требований п. 1 ст. 188 НК РФ об определении налоговой базы по ценам реализации минерального сырья, но не ниже установленных при государственном регулировании. По указанному основанию начислены 1504 руб. акциза, соответствующие пени и штрафы по пункту 3.3 решения инспекции, а также 935436 руб. акциза, соответствующие пени и штрафы по пунктам 3.4, 3.7 решения инспекции. Всего по указанному основанию начислены 936940 руб. акциза, соответствующие пени и штрафы.
В соответствии с пп. 16 п. 1 ст. 182 НК РФ реализация и (или) передача, в том числе на безвозмездной основе, природного газа на территории Российской Федерации газораспределительным организациям либо непосредственно, минуя, газораспределительные организации, конечным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья, за исключением операций, указанных в подпунктах 8 - 12 пункта 1 статьи 183 НК РФ, признается объектом обложения акцизом.
Налогоплательщиком с указанной операции не исчислялись суммы акцизов, т.к. ОАО "Саратовнефтегаз" ошибочно к указанным операциям применяло положения пп. 12 п. 1 ст. 183 НК РФ - операции, не подлежащие налогообложению.
Согласно пп. 12 п. 1 ст. 183 НК РФ освобождена от налогообложения акцизом реализация на территории Российской Федерации природного газа, предназначенного для личного потребления физическими лицами, а также для потребления жилищно-строительными кооперативами, кондоминиумами и иными подобными потребителями, т.е. законодатель ввел ограниченный льготный перечень субъектов, реализация которым подакцизного товара освобождена от налогообложения, а именно: физические лица, лично потребляющие природный газ, жилищно-строительные корпоративы, кондоминиум, потребители, аналогичные указанным.
Организации, покупавшие газ у ОАО "Саратовнефтегаз" - трест "Красноармейскмежрайгаз" ОАО "Саратовоблгаз", трест "Советскоемежрайгаз" ОАО "Саратовоблгаз" и др. - не попадает под определение льготного перечня субъектов.
ОАО "Саратовнефтегаз" не подтвердило возможность отнесения компаний "Красноармейскмежрайгаз" ОАО "Саратовоблгаз", трест "Советскоемежрайгаз" ОАО "Саратовоблгаз" и др. к льготным категориям, указанных в пп. 12 п. 1 ст. 183 НК РФ, в связи с чем, ОАО "Саратовнефтегаз" не подтвердило правомерность использования льготы, установленной в пп. 12 п. 1 ст. 183 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 188 НК РФ налоговая база при реализации (передаче) подакцизного минерального сырья налоговая база при реализации (передаче) природного газа на внутреннем рынке определяется как стоимость реализованного (переданного) транспортируемого природного газа, исчисленная исходя из применяемых цен, но не ниже установленных при государственном регулировании, с учетом предоставленных в установленном порядке скидок, за вычетом налога на добавленную стоимость.
Таким образом, налоговая база по акцизу исчисляется из применяемой налогоплательщиком цены реализации природного газа, но при этом для исчисления базы неправомерно брать суммовое выражение цены ниже, чем установлено законодательством для природного газа: если цена реализации природного газа меньше установленной государством цены природного газа, для расчета налоговой базы по акцизу применяется цена природного газа, установленная государством.
Доводы налогоплательщика о том, что инспекция в рамках оспариваемого решения корректирует цены, установленные сторонами сделки, несостоятельны, поскольку данная цена не подлежит корректировке и считается рыночной пока в установленном порядке не будет доказано обратное.
Инспекция, руководствуясь алгоритму расчета налоговой базы по акцизу, установленному п. 1 ст. 188 НК РФ, для расчета применяет наибольшую из двух цен: применяемая цена реализации, цена на природный газ, установленная государственным регулированием, т.к. указанная норма содержит упоминание о государственном регулировании применительно к объекту реализации - природному газу, который в соответствии с постановлением Правительством РФ от 29.12.2000 N 1021 является продукцией, на которую распространяется государственное регулирование, а не к субъекту реализации, т.е. компании, реализующей газ, в связи с чем, при применении положений п. 1 ст. 188 НК РФ определяется цена на природный газ, установленная государственным регулятором.
В данном случае информация содержится в постановлении ФЭК РФ от 29.10.2003 г. N 89-э/6 "Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации" и в 2005 году в Приказе Федеральной службой по тарифам от 03.12.2004 N 229-э/15 "Об оптовых ценах на газ, добываемый ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, реализуемый потребителям Российской Федерации".
В проверяемый период государственный регулятор установил цену реализации применительно к объекту реализации -природному газу, в связи с чем, у налогового органа имелись основания для применения указанного алгоритма расчета налоговой базы по акцизу.
Поскольку положения о государственном регулировании применяются не субъекту реализации, а к объекту реализации, не принимается во внимание довод налогоплательщика о нераспространении на него положений, содержащихся в постановлении ФЭК РФ от 29.10.2003 г. N 89-э/6, приказе Федеральной службой по тарифам от 03.12.2004 N 229-э/15, как не имеющий значения для применения императивных положений п. 1 ст. 188 НК РФ.
Ссылка налогоплательщика на Постановление ФАС Московского округа от 09.04.2007 N КА-А40-2255/07 необоснованна, т.к. указанный спор касается иных обстоятельств, а именно: в рамках данного дела инспекция применила положения ст. 40 НК РФ и изменила цену реализации, что привело к увеличению всех соответствующих налогов (налог на прибыль, НДС, налог на пользователей автомобильных дорог, акцизы), поскольку пришла к выводу о том, что организация установила цену реализации в нарушение п. 13 ст. 40 НК РФ. В рамках данного дела установлена неправомерность применения инспекций положений ст. 40 НК РФ в связи с отсутствием правовых оснований, при этом часть начислений была отменена в связи с нарушением инспекцией положений ст. 101 НК РФ.
Инспекция не оспаривает правильность применения налогоплательщиком цен реализации, а ссылается на наличие императивной нормы п. 1 ст. 188 НК РФ, предписывающей при формировании налоговой базы опираться на цену, установленную государственным регулятором.
Таким образом, налоговым органом при реализации газа налогоплательщиком по ценам ниже государственных регулируемых цен обоснованно доначислен акциз на природный газ.
Кроме того, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.03.2008 года N 5-П указано, что в силу статьи 19 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи ее со статьей 57 налоги и сборы не могут носить дискриминационный характер и различно применяться в зависимости, в частности, от имущественного положения, а также от других обстоятельств.
Согласно Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2001 года N 7-П, принцип равенства всех перед законом гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает возможность установления различных условий для различных категорий субъектов права; такие различия не могут носить произвольный характер, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов.
В налогообложении равенство понимается как равномерность, нейтральность и справедливость налогообложения. Одинаковые экономические результаты деятельности налогоплательщиков влекут одинаковое налоговое бремя. Принцип равенства налогового бремени нарушается в тех случаях, когда определенная категория налогоплательщиков попадает в иные по сравнению с другими налогоплательщиками условия, при том, что между ними не имеется существенных различий, оправдывающих неравное правовое регулирование.
Основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 НК РФ), налогоплательщик не может иметь преимущественное положение перед другими налогоплательщиками акциза на природный газ, если это не предусмотрено положениями Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, решение налогового органа в оспариваемой части законно и обоснованно.
На основании ст. 13 ГК РФ, ст. ст. 137, 182, 183, 188 НК РФ, и руководствуясь ст. ст. 4, 29, 70, 110, 150, 156, 167 - 169, 198, 200, 201 АПК РФ арбитражный суд
решил:
Отказать ОАО "Саратовнефтегаз" в удовлетворении требований о признании недействительным решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 13.11.2007 N 52/2655 в части начисления акциза на природный газ за 2004 год в размере 777557 рублей, за 2005 год в размере 159383 рублей (пункты 3.3., 3.4., 3.7. мотивировочной части решения, подпункт 2 пункта 3.1. резолютивной части решения); привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа по акцизу на природный газ в сумме 114528 рубля (пункт 1 резолютивной части решения); начисления пени по акцизу на природный газ в размере 262374 рублей (пункт 2 резолютивной части решения) и в возврате указанных сумм из федерального бюджета путем зачета.
В остальной части производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в сроки и порядке, предусмотренные ст. 181, 257, 259, 273, 276 АПК РФ.
Судья
Н.П.ЧЕБУРАШКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)