Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 14.01.2008 ПО ДЕЛУ N А41-К2-20909/07

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 14 января 2008 г. по делу N А41-К2-20909/07


Арбитражный суд Московской области в составе:
судьи С.А.А.
протокол судебного заседания вел судья С.А.А.
рассмотрел в судебном заседании дело по иску (заявлению)
МЛПУ "Истринская районная больница"
к ИФНС России по г. Истре Московской области
о признании недействительными ненормативного правового акта
при участии в заседании:
- от истца: С.А.В. (доверенность от 30.08.2007 г.), Б. (доверенность от 10.01.2008 г.);
- от ответчика: У. (доверенность от 31.10.2007 г. N 03-09/0978).
установил:

МЛПУ "Истринская районная больница" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по г. Истре Московской области (далее - налоговый орган) от 14.08.2007 г. N 10-7734 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал свои требования.
Представитель налогового органа исковые требования не признал, возражал, по мотивам, изложенным в отзыве.
Заслушав представителей сторон, исследовав в полном объеме и оценив в совокупности материалы дела, арбитражный суд установил:
По результатам камеральной проверки налоговой декларации заявителя по налогу на имущество организаций за 2006 год налоговым органом установлена неуплата данного налога в связи с нарушением порядка использования налоговой льготы.
Решением от 14.08.2007 г. N 10-7734 (л.д. 33 - 39) заявитель привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога (штраф в размере 20% от неуплаченных сумм налога) в сумме 311 161 руб. Ему также предложено уплатить недоимку по налогу в сумме 1 555 805 руб. и начислены пени в размере 66 028 руб. 72 коп.
Арбитражный суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом. Согласно ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения.
Согласно правилам доказывания, установленным ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, возлагается на соответствующий орган.
Основанием для вынесения решения налогового органа части послужил вывод о нарушении заявителем порядка использования налоговой льготы.
Так, в результате проверки установлено, что согласно представленной декларации по налогу на имущество организации за 2006 г. среднегодовая стоимость имущества заявителя за налоговый период составила 70 718 402 руб., среднегодовая стоимость необлагаемого налогом имущества за налоговый период также составила 70 718 402 руб., так как организацией заявлена налоговая льгота по налогу на имущество на основании п. 2 ст. 372 НК РФ (л.д. 69 - 75, 82 - 87).
В соответствии со ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по налогу.
При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
На основании ст. 12 Закона Московской области от 24.11.2004 г. N 151/2004-ОЗ "О льготном налогообложении в Московской области" (далее - Закон о льготном налогообложении), в 2006 году предоставлялась льгота бюджетным учреждениям по налогу на имущество организаций.
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 12 данного Закона бюджетным учреждениям предоставляется освобождение от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления и используемого ими для нужд культуры, искусства, образования, физической культуры, спорта, здравоохранения, социального обеспечения, осуществления управленческих функций и функций государственного надзора (контроля). Основания и условия использования налоговых льгот устанавливаются ст. 4 и соответствующими статьями главы 2 настоящего Закона для каждой льготной категории налогоплательщиков.
Пунктами 3 и 4 ст. 4 Закона о льготном налогообложении предусмотрено что, налогоплательщики, использующие налоговые льготы, представляют расчет суммы высвободившихся средств по итогам налогового (отчетного) периода и отчет об их использовании в соответствии с утвержденными Формами отчетности, если иное не предусмотрено настоящим Законом. Первые экземпляры Форм отчетности, завизированные территориальными структурными подразделениями центрального исполнительного органа государственной власти Московской области, уполномоченного в сфере финансовой, кредитной, бюджетной и налоговой политики, налогоплательщики представляют в налоговые органы по месту постановки на учет в срок, установленный для сдачи отчетов по соответствующим налогам, по которым использована льгота.
В целях реализации ст. 4 Закона о льготном налогообложении разработан Порядок представления отчетности по использованию налоговых льгот, утвержденный Приказом Минфина Московской области и Управления ФПС России по Московской области от 24.02.2005 г. N 13/51 (далее - Порядок), который регламентирует порядок представления организациями, использующими установленные Законом налоговые льготы, отчетности по использованию налоговых льгот, если иное не установлено в примечаниях к утвержденным настоящим Приказом Формам отчетности по использованию налоговых льгот и (или) в письменных разъяснениях (указаниях и т.д.) Министерства финансов Московской области и Управления Федеральной налоговой службы по Московской области.
В соответствии с Порядком организации, использующие установленные Законом о льготном налогообложении налоговые льготы, представляют Формы отчетности в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования и в налоговый орган по месту постановки на учет. Формы отчетности представляются ежеквартально (ежемесячно) в уполномоченный орган местного самоуправления муниципального образования для визирования за два дня до срока, установленного для представления в налоговые органы отчетов по налогам, по которым используются налоговые льготы.
Порядок представления организациями Форм отчетности, установленных для соответствующей льготной категории налогоплательщиков, является условием использования налоговых льгот.
На основании п. 7 Порядка при невыполнении условий использования налоговых льгот и (или) несоблюдении установленного порядка, а также сроков представления Форм отчетности за налоговый период, платежи налогов взыскиваются в бюджет Московской области без учета льгот. При этом за несвоевременную уплату налоговых платежей плательщик несет ответственность в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах.
Налоговым органом сделан вывод, что МЛПУ "Истринская районная больница" заявляло льготу в соответствии ст. 12 Закона о льготном налогообложении по налогу на имущество организации в 2006 году, однако не представило в Инспекцию Формы отчетности установленные ст. 4 Закона о льготном налогообложении, что послужило основанием для вынесения оспариваемого решения.
Вместе с тем, при вынесении оспариваемого решения налоговым органом не учтено следующее.
Согласно п. 3 ст. 4 Закона о льготном налогообложении налогоплательщики, использующие налоговые льготы, представляют расчет суммы высвободившихся средств по итогам налогового (отчетного) периода и отчет об их использовании в соответствии с утвержденными Формами отчетности, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона о льготном налогообложении условием использования налоговых льгот, установленных настоящей статьей, является направление высвобожденных средств на развитие бюджетных учреждений и на социальную защиту работников в соответствии с пунктами 10, 11 статьи 4 настоящего Закона.
Условие использования налоговых льгот, установленное настоящим пунктом, не применяется в отношении бюджетных учреждений, в смете доходов и расходов которых не предусмотрены средства на уплату налогов, по которым используются льготы.
Судом установлено и налоговым органом не оспаривается, что заявитель является бюджетным учреждением и в 2006 году в его смете доходов и расходов средств на уплату налога на имущество организаций предусмотрено не было (л.д. 12 - 13).
Таким образом, условие использования налоговой льготы, предусмотренное п. 3 ст. 12 Закона о льготном налогообложении и, соответственно, требования п. 3 ст. 4 данного Закона к заявителю не применялись.
Судом также установлено и материалами дела подтверждается, что заявителем 07.05.2007 г. (то есть, до вынесения оспариваемого решения) вместе с уточненной налоговой декларацией по налогу на имущество организаций в налоговый орган представлены соответствующие Формы отчетности (л.д. 76 - 81):
- - расчет удельного веса суммы финансирования из областного или местного бюджетов либо бюджета Московского областного фонда обязательного медицинского страхования в общей сумме поступлений бюджетного учреждения;
- - расчет налогов с учетом использования льгот и суммы средств, высвобождающихся в результате льготного налогообложения у бюджетных учреждений;
- - отчет об использовании средств, высвобожденных у организации в результате использования налоговых льгот.
Суд соглашается с позицией заявителя, что ни НК РФ ни Законом о льготном налогообложении на предусмотрено, что налогоплательщик лишается права на применение льготы в связи с пропуском срока предоставления Форм отчетности.
Суд не принимает ссылки налогового органа на п. 7 Порядка представления отчетности по использованию налоговых льгот, поскольку данный нормативный правовой акт в силу требований ст. 1, ст. 56, ст. 372 НК РФ не относится к актам законодательства о налогах и сборах, определяющим порядок установления и использования льгот по налогам и сборам.
Таким образом, оспариваемое решение подлежит признанию недействительным.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ уплаченная заявителем государственная пошлина в сумме 2 000 руб. (л.д. 3) взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа как стороны по делу. Соответствующая правовая позиция содержится в п. 5 и п. 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.03.2007 г. N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд
решил:

1. Исковое заявление МЛПУ "Истринская районная больница" удовлетворить.
Признать недействительным решение ИФНС России по г. Истре Московской области от 14.08.2007 г. N 10-7734 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
2. Взыскать с ИФНС России по г. Истре Московской области в пользу МЛПУ "Истринская районная больница" государственную пошлину в сумме 2 000 руб.
3. Исполнительный лист выдать в порядке ст. 319 АПК РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные ст. 259, 260, 275 - 277 АПК РФ.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)