Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 20.05.2005 N А14-8448-2004/243/10

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 20 мая 2005 г. Дело N А14-8448-2004/243/10

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области на Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Воронежской области от 10.02.2005 по делу N А14-8448-2004/243/10,
УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Воронежрегионгаз" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными Решения Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области (в настоящее время - Межрайонная инспекция ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области) от 01.07.2004 N 49 с учетом изменений к нему от 14.07.2004 и требования от 14.07.2004 N 164 в части доначисления и уплаты акциза и пени.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 22.10.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.02.2005 решение суда отменено, заявленные ООО "Воронежрегионгаз" требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей общества, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области по результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации по акцизу на подакцизное минеральное сырье (природный газ) за декабрь 2003 г., представленной ООО "Воронежрегионгаз", принято Решение от 01.07.2004 N 49 с изменениями к нему от 14.07.2004 о доначислении акциза в сумме 11351980 руб. и 254752 руб. пени.
14.07.2004 инспекция направила плательщику требование N 164 об уплате акциза и пени в данных суммах.
Не согласившись с решением и требованием налогового органа, ООО "Воронежрегионгаз" обратилось с заявлением в суд.
Как видно из оспариваемого решения, основанием для доначисления акциза и пени, явился вывод инспекции о занижении обществом налогооблагаемой базы в связи с исключением из нее в декабре 2003 г. суммы полученных авансовых платежей в счет предстоящих поставок минерального сырья (природного газа).
Налоговый орган считает, что до даты вступления в силу Федерального закона N 117-ФЗ, а также ст. ст. 54, 81 НК РФ, учитывая, что корректировка налогооблагаемой базы заявителем была произведена в прошлом налоговом периоде и налогооблагаемая база в соответствии со ст. 189 НК РФ в декабре 2003 г. увеличивалась на суммы авансовых платежей, ООО "Воронежрегионгаз" обязано было исчислить акциз с аванса за прошлый налоговый период.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции исходил из того, что в силу действовавшего до 01.01.2004 налогового законодательства ООО "Воронежрегионгаз" было обязано включать в налоговую базу при исчислении акциза на минеральное сырье суммы полученных авансов, поэтому у него отсутствовали основания для подачи уточненной налоговой декларации с уменьшенной суммой подлежащего уплате акциза.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о неправомерности произведенных налоговым органом доначислений акциза и пени.
В соответствии со ст. 38 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Согласно пп. 16 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ объектом обложения акцизом является, в частности, реализация и (или) передача природного газа на территории Российской Федерации газораспределительным организациям либо непосредственно (минуя газораспределительные организации) конечным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья, за исключением операций, указанных в пп. 8 - 12 п. 1 ст. 183 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 ст. 189 НК РФ установлено, что налоговая база по акцизам увеличивается на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары и (или) подакцизное минеральное сырье в виде финансовой помощи, авансовых или иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, дата реализации которых определяется в соответствии с п. 1 ст. 195 Кодекса.
Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", вступившим в силу с 01.01.2004, внесены изменения в ст. 181 НК РФ, в соответствии с которыми с 01.01.2004 операции с природным газом исключены из объекта обложения акцизом.
Статьей 8 указанного Закона установлено, что по подакцизному минеральному сырью, добытому до дня вступления в силу указанного Закона (до 01.01.2004), акциз исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет в соответствии с законодательством, действовавшим до даты вступления в силу Закона.
Судом установлено и не оспаривается налоговым органом, что вся указанная сумма акциза приходится на природный газ, добытый и отгруженный после 01.01.2004, но оплата, за который была получена в декабре 2003 г. авансом.
Таким образом, реализация природного газа осуществлена в 2004 г., то есть в период, когда в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ природный газ не являлся подакцизным товаром, а обороты по его реализации - объектом обложения акцизом.
Исходя из вышеприведенных правовых норм и фактических обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что общество правомерно уменьшило налогооблагаемую базу по акцизу на сумму авансовых платежей, полученных в счет предстоящей поставки природного газа, добытого после 01.01.2004, и у налогового органа не было законных оснований для доначисления заявителю акциза и пени.
Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судом апелляционной инстанции и им дана правильная оценка, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции от 10.02.2005 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-8448-2004/243/10 - оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу

от 20 мая 2005 г. Дело N А14-8448-2004/243/10

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области на Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Воронежской области от 10.02.2005 по делу N А14-8448-2004/243/10,
УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Воронежрегионгаз" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными Решения Межрайонной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области (в настоящее время - Межрайонная инспекция ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области) от 01.07.2004 N 49 с учетом изменений к нему от 14.07.2004 и требования от 14.07.2004 N 164 в части доначисления и уплаты акциза и пени.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 22.10.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.02.2005 решение суда отменено, заявленные ООО "Воронежрегионгаз" требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей общества, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Межрайонной инспекцией МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам по Воронежской области по результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации по акцизу на подакцизное минеральное сырье (природный газ) за декабрь 2003 г., представленной ООО "Воронежрегионгаз", принято Решение от 01.07.2004 N 49 с изменениями к нему от 14.07.2004 о доначислении акциза в сумме 11351980 руб. и 254752 руб. пени.
14.07.2004 инспекция направила плательщику требование N 164 об уплате акциза и пени в данных суммах.
Не согласившись с решением и требованием налогового органа, ООО "Воронежрегионгаз" обратилось с заявлением в суд.
Как видно из оспариваемого решения, основанием для доначисления акциза и пени, явился вывод инспекции о занижении обществом налогооблагаемой базы в связи с исключением из нее в декабре 2003 г. суммы полученных авансовых платежей в счет предстоящих поставок минерального сырья (природного газа).
Налоговый орган считает, что до даты вступления в силу Федерального закона N 117-ФЗ, а также ст. ст. 54, 81 НК РФ, учитывая, что корректировка налогооблагаемой базы заявителем была произведена в прошлом налоговом периоде и налогооблагаемая база в соответствии со ст. 189 НК РФ в декабре 2003 г. увеличивалась на суммы авансовых платежей, ООО "Воронежрегионгаз" обязано было исчислить акциз с аванса за прошлый налоговый период.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции исходил из того, что в силу действовавшего до 01.01.2004 налогового законодательства ООО "Воронежрегионгаз" было обязано включать в налоговую базу при исчислении акциза на минеральное сырье суммы полученных авансов, поэтому у него отсутствовали основания для подачи уточненной налоговой декларации с уменьшенной суммой подлежащего уплате акциза.
Отменяя решение суда и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о неправомерности произведенных налоговым органом доначислений акциза и пени.
В соответствии со ст. 38 Налогового кодекса РФ объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Согласно пп. 16 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ объектом обложения акцизом является, в частности, реализация и (или) передача природного газа на территории Российской Федерации газораспределительным организациям либо непосредственно (минуя газораспределительные организации) конечным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья, за исключением операций, указанных в пп. 8 - 12 п. 1 ст. 183 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 ст. 189 НК РФ установлено, что налоговая база по акцизам увеличивается на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары и (или) подакцизное минеральное сырье в виде финансовой помощи, авансовых или иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, дата реализации которых определяется в соответствии с п. 1 ст. 195 Кодекса.
Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", вступившим в силу с 01.01.2004, внесены изменения в ст. 181 НК РФ, в соответствии с которыми с 01.01.2004 операции с природным газом исключены из объекта обложения акцизом.
Статьей 8 указанного Закона установлено, что по подакцизному минеральному сырью, добытому до дня вступления в силу указанного Закона (до 01.01.2004), акциз исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет в соответствии с законодательством, действовавшим до даты вступления в силу Закона.
Судом установлено и не оспаривается налоговым органом, что вся указанная сумма акциза приходится на природный газ, добытый и отгруженный после 01.01.2004, но оплата, за который была получена в декабре 2003 г. авансом.
Таким образом, реализация природного газа осуществлена в 2004 г., то есть в период, когда в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 117-ФЗ природный газ не являлся подакцизным товаром, а обороты по его реализации - объектом обложения акцизом.
Исходя из вышеприведенных правовых норм и фактических обстоятельств дела, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что общество правомерно уменьшило налогооблагаемую базу по акцизу на сумму авансовых платежей, полученных в счет предстоящей поставки природного газа, добытого после 01.01.2004, и у налогового органа не было законных оснований для доначисления заявителю акциза и пени.
Все доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования судом апелляционной инстанции и им дана правильная оценка, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции от 10.02.2005 Арбитражного суда Воронежской области по делу N А14-8448-2004/243/10 - оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)