Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 16.09.2008 ПО ДЕЛУ N А55-2191/08

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2008 г. по делу N А55-2191/08


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Далпорт", г. Самара, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 18 по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.05.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2008 по делу N А55-2191/08,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Далпорт" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 18 по Самарской области о признании недействительным ее решения от 05.12.2007 N 14-18/1767/01-43/49447,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Далпорт" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 18 по Самарской области о признании недействительным ее решения от 05.12.2007 N 14-18/1767/01-43/49447.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.05.2008, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2008, заявление удовлетворено частично - решение налогового органа признано недействительным в части доначисления заявителю:
- - НДФЛ в сумме 1 630 565 руб., пени по нему в сумме 315 856 руб. и штрафа по ст. 123 НК РФ в размере 325 113 руб.;
- - страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 1 684 586 руб., пени по ним в сумме 324 472 руб. и штрафа по основаниям ст. 27 ФЗ РФ от 15.12.2001 N 167-ФЗ в размере 336 917 руб.;
- - ЕСН в общей сумме 1 292 564 рублей, пени по нему в сумме 204 890 руб. и штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 258 512 рублей, по п. 2 ст. 119 НК РФ в размере 96 402 рублей и штрафа по основаниям п. 1 ст. 126 НК РФ в размере 58 550 рублей.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить состоявшиеся судебные акты в части удовлетворения заявленных требований и принять новое решение об отказе в этой части в удовлетворении заявленных требований, мотивируя это неправильным применением судами норм материального права.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять в этой части новое решение об удовлетворении его заявления, мотивируя это неправильным применением судами норм материального права.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заседании Федерального арбитражного суда Поволжского округа 09.09.2008 объявлен перерыв до 9 часов 15 минут 16.09.2008.
Проверив в соответствии с положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, судебная коллегия правовых оснований для ее удовлетворения не находит.
Как усматривается из материалов дела, решением налогового органа от 05.12.2007 N 14-18/1767/01-43/49447 по результатам акта выездной налоговой проверки от 30.10.2007 N 114 предложено уплатить недоимку по НДФЛ, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, ЕСН, налогу в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налогу на прибыль, НДС в общей сумме 24 190 565 руб., пени за неуплату налогов в общей сумме 10 992 079 руб., а также штрафные санкции:
- - по основаниям п. 1 ст. 122 НК РФ в общей сумме 4175088 руб.; по основаниям ст. 123 НК РФ за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению НДФЛ в размере 326 113 руб.;
- - по основаниям ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ за неполную уплату сумм страховых взносов на ОПС в размере 336 917 руб.;
- - по основаниям ст. 126 НК РФ за непредставление в налоговые органы документов и иных сведений (в количестве 1171 штук) в размере 58 550 руб.;
- - по основаниям п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций по НДС в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством срока в размере 15 519 826,5 руб.,
- а также штрафные санкции по налогу на прибыль по основаниям п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 13 645 326 руб. и по ЕСН в размере 96 402 руб.
Коллегия выводы судов о частичном удовлетворении заявленных требований находит правильными.
1. Суды в части отказа в удовлетворении заявления о доначислении единого налога по упрощенной системе налогообложения в сумме 1 847 732 рублей, пени по нему в сумме 871 162 рублей и штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 369 547 рублей правомерно отклонили доводы заявителя.
В силу ст. 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения (далее - УСНО) организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством РФ о налогах и сборах. При этом переход к УСНО или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСНО и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 346.13 главы 26.2 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСНО, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на УСНО, заявление в налоговый орган по месту своего нахождения.
В соответствии с п. 2 ст. 346.13 НК РФ вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на УСНО, вправе подать заявление о переходе на УСНО одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять УСНО в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что переход на УСНО является правом налогоплательщика, которое реализуется им в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ, и с момента вступления ее в силу фактически осуществляется в уведомительном, а не в разрешительном порядке.
Объектом обложения единым налогом при применении УСНО признаются доходы и доходы, уменьшенные на величину расходов (ст. 346.14 НК РФ). Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения УСНО.
Согласно материалам дела, Общество обратилось с заявлением в налоговый орган о переходе в 2004 г. на уплату единого налога по УСНО, в котором выбрало в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
В 2004 г. Общество осуществляло следующие виды предпринимательской деятельности: турагентство, торговля торговым оборудованием.
Турагентская деятельность осуществлялась по адресу: г. Самара, ул. Куйбышева, 80, а торговля торговым оборудованием: г. Самара, ул. Некрасовская, 62.
Согласно декларациям, представленным за 2004 г., Общество получило доход в сумме 14 171791 руб. и понесло расходы, связанные с получением дохода, в сумме 14 000 445 руб.
Обществом представлены агентские договора с организациями ЗАО "Клуб Русский экспресс", ООО "ЦСП "СКАЙВЭЙ", ООО "Система Алеан", Московский филиал ЗАО "Фирма "НЕВА", а так же договор с ООО "Центр Внешнеэкономического Сотрудничества" о возмездном оказании услуг.
В соответствии со ст. 1008 Гражданского кодекса Российской Федерации в ходе исполнения агентского договора агент обязан представлять принципалу отчеты в порядке и в сроки, которые предусмотрены договором. При отсутствии в договоре соответствующих условий отчеты представляются агентом по мере исполнения им договора либо по окончании действия договора.
По состоянию на 06.09.2007 Обществом для выездной налоговой проверки не предоставлены отчеты об исполнении агентских договоров, несмотря на то, что у Общества было достаточно времени на восстановление бухгалтерских документов, которые были утрачены в ходе пожара, происшедшего 10.07.2006.
В соответствии со статьями 346.15 и 346.17 главы 26.2 НК РФ доходом признаются поступление денежных средств на счета в банках и в кассу предприятия, полученных от реализации товаров, работ и услуг.
В кассу Общества поступили денежные средства в сумме 15 115 988,86 руб.
Данная сумма подтверждается показаниями фискальных отчетов по контрольно-кассовой технике ЭКР 2102Ф N 1338365, сумма дохода составляет 7 986 699,92 руб. и ЭКР 2102Ф N 1339837, сумма дохода составляет 7 129 288,94 руб., а также записями, сделанными в журналах кассира-операциониста.
На расчетный счет Общества в банке поступили денежные средства в сумме 2 336 098,6 руб., в том числе на расчетный счет поступали возвраты в связи с ошибочными перечислениями в сумме 217 821,5 руб. Данная сумма подтверждается выпиской банка.
Таким образом, всего поступило на расчетный счет Общества в банке и в кассу предприятия денежные средства в сумме 17 234 265,96 руб. (15 115 988,86 + 2 336 098,6 - 217 821,5 = 17 234 265,96).
Данный факт не опровергается Обществом.
В 4 квартале 2004 г. доход Общества превысил 15 000 000 рублей, на основании п. 4 статьи 346.13 главы 26.2 НК РФ Общество с 4 квартала 2004 г. переходит на общий режим налогообложения.
По данным налоговой декларации, представленной Обществом в налоговый орган, сумма дохода за 9 месяцев 2004 г. составляет 12 145 801 руб., а расходы 12 007 133 руб.
По данным налоговой проверки Общество получило доход за 9 месяцев 2004 г. в сумме 12 570 211,19 руб., в том числе в кассу предприятия поступило 11 323 053,37 руб. и на расчетный счет 1 247 157,82 рублей.
Данные суммы дохода подтверждаются записями сделанными в журналах кассира-операциониста по ККТ ЭКР 2102Ф з/н 1338365 и ЭКР 2102Ф з/н 1339837 и выпиской банка.
В соответствии с п. 2 ст. 346.16 и ст. 252 НК РФ полученные доходы уменьшаются на сумму произведенных расходов.
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ.
В ходе налоговой проверки и в суд Общество не представило доказательства, подтверждающие свои расходы.
На основании имеющихся в налоговом органе сведений, в расходы приняты затраты, понесенные и заявленные по начисленной заработной плате работникам Общества в сумме 93 215 руб., перечисленные взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 13 036 руб. и НДФЛ в сумме 7 077 руб., в связи с чем по итогам налоговой проверки обоснованно принимается сумма расходов равная 113 328 руб., а сумма единого налога по УСНО за 9 месяцев 2004 г. равная 1 868 532 руб.
Обществом за 9 месяцев 2004 г. уплачен налог в сумме 20 800 руб.
Налоговым органом по результатам налоговой проверки обоснованно Обществу доначислен налог по УСНО за 9 месяцев 2004 г. в сумме 1 847 732 руб.
Судами обоснованно отклонены доводы Общества о том, что по заключенным договорам Общество выступало агентом и доходом является агентское вознаграждение, а не вся сумма выручки. Кроме того, часть поступивших на расчетный счет сумм была возвращена клиентам по их заявлениям.
К расходам налоговый орган отнес только начисленную заработную плату и начисления на обязательное пенсионное страхование.
После вручения акта проверки Общество вместе с возражениями предоставило часть восстановленных отчетов Общества перед туроператорами, а также восстановленный регистр учета туристических услуг за 2004 г., 2005 г., 2006 г.
Поскольку представленные отчеты не содержали ни даты, ни номера, а также информации к какому агентскому договору данный отчет был составлен, они не были учтены налоговым органом при вынесении решения.
Указанный регистр, который якобы является подтверждением полученных Обществом доходов за проверяемый период, не содержит полной информации по деятельности Общества и содержит сведения противоречащие декларации, предоставленной Обществом.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах для отражения на счетах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
Из системного анализа указанных норм следует, что подтверждением произведенных расходов являются первичные документы и, как правильно указали суды, регистры бухгалтерского учета первичными документами, служащими основанием для исчисления налога, не являются.
В проверяемый период Общество осуществляло несколько видов деятельности.
Согласно предоставленному регистру, доход Общества от деятельности в качестве турагента за 2004 г. составил 885 031,99 руб. Данный регистр содержит неполные сведения.
По данным декларации за 2004 г. доходы задекларированы в сумме 14 171 791 руб. От каких видов деятельности получены Обществом доходы в сумме 13 286 759 руб., отсутствует информация. Согласно первоначальной представленной декларации за 9 месяцев 2004 г. сумма полученного дохода составляла 23 953 090 руб. Впоследствии данный отчет Обществом был скорректирован в сторону уменьшения дохода.
Обществом представлены выписки о движении денежных средств по расчетному счету, которые не могут служить основанием для подтверждения понесенных Обществом расходов. Обществом не подтверждено документально, что поступившая выручка является не доходом, а денежными средствами, полученными в ходе исполнения агентских договоров. До проведения налоговой проверки Общество сам отражал все поступившие денежные средства в декларациях по УСНО, как полученный им доход.
Судом обоснованно отклонены доводы Общества об утрате всех первичных бухгалтерских документов в ходе пожара и необходимости в связи с этим применения расчетного метода определения расходов и доходов.
Как следует из справки МЧС (т. 1 л. д. 31), пожар произошел 10.07.2006. При этом в справке не отражено какая именно документация была уничтожена. До момента начала проверки (24.04.2007), т.е. в течение более 9-ти месяцев, Обществом не предпринято никаких мер для восстановления утраченных бухгалтерских документов.
Суды сделали правильные выводы о правомерности доначисления Обществу единого налога по УСНО в сумме 1 847 732 руб., пени за просрочку его уплаты в сумме 871 162 руб. а так же привлечение к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 369 547 руб.
2. Суды правильно отклонили доводы Общества о необоснованном доначислении Обществу налога на прибыль в сумме 10 011 987 руб., начисления пени в сумме 7 442 127 руб., привлечения к ответственности налоговым органом на основании п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 2 002 397 руб. и на основании п. 2 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в размере 13 645 326 руб.
В связи с непредставлением Обществом для проверки документов, подтверждающих расходы и доходы предприятия, сумма доходов определена налоговым органом на основании данных, полученных по запросу из банка о движении по расчетному счету Общества, фискальных отчетов, журналов кассира-операциониста.
За 2004 г. Обществом получена выручка в сумме 17 234 265,96 руб.
Общество в 2004 г. являлось плательщиком единого налога по УСНО.
В соответствии с п. 4 ст. 346.13 НК РФ, если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщика превысит 15 000 000 рублей, то такой налогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала того квартала, в котором произошло это превышение. При этом, суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном законодательством РФ о налогах и сборах для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, учитывая, что сумма дохода Общества за 2004 г., как установлено материалами дела, превысила 15 000 000 руб., Общество считается перешедшим на общий режим налогообложения с начала 4 квартала 2004 г.
В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В соответствии с п. 2 ст. 249 НК РФ выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Из полученной информации из банка, выручка от реализации за 4 квартал 2004 г. (кредит по счету) без НДС определена в ходе налоговой проверки в сумме 4 076 319 рублей. Бухгалтерские документы, подтверждающие затраты Общества, представлены не в полном объеме. На основании представленных документов налоговым органом приняты расходы (заработная плата, взносы на обязательное пенсионное страхование, затраты связанные с обслуживанием расчетного счета в банке) в сумме 96 126 руб.
Налогооблагаемая база по налогу на прибыль за 4 квартал 2004 г. определена налоговым органом в сумме 3 980 157 руб., сумма налога составила 955 238 руб.
Судами сделан правильный вывод, что сумма налога на прибыль Обществом занижена на 955 238 руб.
За 2005 г. согласно фискальным отчетам, снятым с ККТ, выручка составила 22 407 612,64 руб.
Согласно выпискам банка Обществом оприходована и сдана в банк выручка в сумме 19 031 272,40 руб. Сумма выручки, не оприходованная путем сдачи ее в учреждения банка, составляет 3 376 340 руб. Документы, свидетельствующие об оприходовании и расходовании данной суммы, Обществом в нарушение ст. 65 АПК РФ, не представлены.
Установлено, что выручка от реализации в 2005 г. составляет 22 407 612,64 руб., которая на основании выписок банка в сумме 16 128 196,4 руб. (без НДС) увеличена на сумму выручки, поступившей в кассу предприятия и не сданной в банк в сумме 3 418 110 руб. (без НДС).
Судами сделан правильный вывод, что выручка от реализации за 2005 г. (без НДС) составляет 18 989 501,4 руб.
По отчетным данным Общества расходы составили 1 377 руб.
Налогооблагаемая база по налогу на прибыль за 2005 г. определена налоговым органом в сумме 18 558 744,4 руб., сумма налога 4 454 635 руб.
По отчетным данным Общества за 2005 г. получен убыток, сумма налога 0 руб.
Таким образом, занижение Обществом налогооблагаемой базы по налогу на прибыль за 2005 г. составило 18 558 744,4 руб., занижение суммы налога на прибыль в сумме 4 454 635 руб.
За 2006 г. согласно фискальным отчетам, снятым с ККТ, выручка Общества составила 23 411 929 руб.
Согласно выпискам банка, Обществом оприходована и сдана в банк выручка в сумме 16 596 854 руб. Сумма выручки, не оприходованная путем сдачи ее в учреждения банка, составляет 6 815 075 руб. Документы, свидетельствующие об оприходовании и расходовании данной суммы, Обществом в нарушение ст. 65 АПК РФ, не представлены.
Установлено, что выручка от реализации в 2006 г. составляет в сумме 23 411 929 руб., на основании выписок банка в сумме 14 065 131,12 руб. (без НДС), увеличена на сумму выручки, поступившей в кассу Общества и не сданной в банк в сумме 5 775 488 руб. (без НДС).
Судами сделан правильный вывод, что выручка от реализации за 2006 г. (без НДС) составляет 19 840 619 руб.
Бухгалтерские документы, подтверждающие затраты, Обществом представлены не в полном объеме. На основании представленных документов налоговым органом приняты расходы в сумме 655 142 руб.
Налогооблагаемая база по налогу на прибыль за 2006 г. составляет в сумме 19 175 476,1 руб., сумма налога - 4 602 114 руб.
По отчетным данным Общества за 2006 г. сумма убытка составила 33 446 руб., сумма налога - 0 руб.
Судами сделан правильный вывод, что занижение Обществом налогооблагаемой базы по налогу на прибыль за 2006 г. составило 19 142 030,122 руб., занижение суммы налога на прибыль в сумме 4 602 114 руб.
Таким образом, общая сумма неуплаченного налога составляет 10 011 987 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном вышеназванной статьей.
Как видно из материалов дела, Обществом не были представлены в налоговый орган декларации по налогу на прибыль за 4 квартал 2004 г., 1 - 2 кварталы 2005 г., 4 квартал 2006 г.
Нарушение этой обязанности, выразившееся в нарушении сроков представления налоговой декларации, независимо от правильности отражения сведений в самой налоговой декларации и наличия переплаты по налогу, рассматривается как налоговое правонарушение, подпадающее под действие ст. 119 НК РФ.
Размер налоговой санкции зависит от продолжительности времени, в течение которого не представлялась налоговая декларация, и исчисляется в процентном отношении от суммы, указанной в этой декларации.
Неполная уплата сумм налога на прибыль за период с 01.09.2004 по 25.06.2007 в результате занижения налоговой базы влечет взыскание штрафа в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ.
Доводы Общества о том, что Общество продолжает оставаться на упрощенной системе налогообложения, а потому вывод налогового органа о превышении дохода в 4-ом квартале 2004 г., является неправомерным, суды правильно отклонили. По мнению Общества в доходы необходимо включать только суммы агентского вознаграждения, следовательно, Общество не является плательщиком налога на прибыль.
Вместе с тем, в нарушение ст. 65 АПК РФ Общество не представило доказательств, что поступившая выручка является не доходом, а денежными средствами, полученными в ходе исполнения агентских договоров.
Общество в своих декларациях по УСНО за проверяемый период само отражало все поступившие денежные средства как полученный им доход, а о том, что в качестве доходов необходимо отражать не всю выручку, стало указывать только в ходе налоговой проверки.
Поскольку доводы Общества в этой части являются необоснованными, суды в связи вышеизложенным правомерно признали доначисление Обществу налога на прибыль в сумме 10 011 987 руб., пени в сумме 7 442 127 руб., привлечение к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 2 002 397 руб. и п. 2 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в размере 13 645 326 руб.
3. Суды правильно отклонили доводы Общества о неправомерности доначисления Обществу НДС в сумме 7 723 160 руб., начисления пени в сумме 1 833 572 руб., привлечение к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 1 544 632 руб., привлечения к ответственности по п. 2 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в размере 15 519 826,50 руб.
В связи с переходом в 4-ом квартале 2004 г. на общий режим налогообложения, Общество в соответствии с положениями статьи 143 НК РФ является налогоплательщиком НДС.
На основании п. 2 ст. 153 НК РФ при определении налоговой базы от реализации товаров (работ, услуг) выручка определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетом по оплате товаров, полученных им в денежной и (или) натуральной формах.
Учитывая, что Общество представило документы несвоевременно и не в полном объеме, а на основании предоставленных документов невозможно определить достоверность отражения в его отчетности доходов, полученных от финансово-хозяйственной деятельности, то сумма доходов за проверяемый период налоговым органом определена на основании данных, полученных по запросу из банка о движении по расчетному счету Общества, журналов кассира-операциониста и фискальных отчетов по контрольно-кассовой технике.
Пунктами 1 и 2 ст. 171 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на полагающиеся налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг).
По общему правилу, установленному п. 1 ст. 172 НК РФ, вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг).
Согласно п. 1 ст. 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога.
В соответствии с п. 2 ст. 169 НК РФ у Общества с октября 2004 г. по декабрь 2006 г. налоговым периодом по НДС является месяц.
Поскольку Общество считало, что находится на УСНО, декларации по НДС Обществом в налоговый орган не сдавались, НДС не исчислялся и не уплачивался.
Налоговым органом по результатам выездной налоговой проверки Общества доначислен с октября 2004 г. по декабрь 2006 г. НДС в сумме 7 723 160 руб.
Кроме того, Обществом не были представлены с октября 2004 г. по декабрь 2006 г. декларации по НДС.
В соответствии с п. 2 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством срок налоговых деклараций по НДС влечет взыскание штрафа.
Согласно п. 1 ст. 122 НК РФ неполная уплата НДС за период с 01.10.2004 по 25.06.2007 в результате занижения налоговой базы влечет взыскание штрафа.
Исходя из изложенного, суды обоснованно признали правомерным доначисление Обществу НДС в сумме 7 723 160 руб., пени по нему в сумме 1 833 572 руб., привлечение к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 1 544 632 руб. и по п. 2 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в размере 15 519 826,50 руб.
4. Суды обоснованно отклонили довод налогового органа о необоснованном признании неправомерности доначисления Обществу НДФЛ и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пени и штрафов.
В результате проведенной налоговым органом проверкой по вопросу полноты оприходования наличных денежных средств, полученных с применением контрольно-кассовой машины установлено, что в период с 01.01.2004 по 31.12.2006. Обществом не сдана в учреждения банка выручка в сумме 14 574 844,82 руб., в том числе за 2004 г. - 2 045 833 руб., за 2005 г. - 3 376 340,24 руб., за 2006 г. - 7 519 692,88 руб.
Согласно выпискам из учреждения банка, наличные денежные средства для выплаты заработной платы работникам Общества с расчетного счета не снимались. Документов, свидетельствующих о расходовании денежных средств на иные хозяйственные нужды, в налоговый орган Обществом не представлены.
С учетом вышеизложенного, а так же исходя из свидетельских показаний бывших работников Общества, заработная плата выплачивалась фактически работникам больше, чем указано в ведомостях, поэтому налоговым органом сделан вывод, что сумма 14 574 844,82 руб. была потрачена Обществом на выплату заработной платы своим работникам.
Суды обоснованно признали неправомерными доводы налогового органа по данному эпизоду.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.
Документом, учитывающим доходы, полученные физическими лицами от налогового агента, является налоговая карточка по учету доходов и НДФЛ.
Доказательств фактического получения работниками Общества дохода, с которого налоговым органом исчислен НДФЛ, в нарушение ст. 65 АПК РФ налоговым органом в арбитражный в суд не представлено.
Ссылка налогового органа о "серой" схеме выплаты Обществом заработной платы не нашла своего документального подтверждения, следовательно, является несостоятельной.
Налоговыми агентами согласно п. 1 ст. 24 НК РФ признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
Частью 1 п. 1 ст. 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Частью 3 п. 2 ст. 45 НК РФ, действовавшей в проверяемый период, предусмотрено, что если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с настоящим Кодексом на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.
В соответствии с положениями п/п. 4, 6 п. 9 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика исчисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.
Таким образом, налоговые агенты перечисляют в бюджет только удержанный из доходов налогоплательщика налог, а если налог не удержан, то подлежащий уплате налогоплательщиком в бюджет налог за счет средств налогового агента не допускается, в связи с чем, решение налогового органа о доначислении Обществу НДФЛ является неправомерным.
Следовательно, суды обоснованно признали недействительным решение налогового органа в части доначисления Обществу по НДФЛ в сумме 1 630 565 руб. пени по нему в сумме 315 856 руб. и штрафа по ст. 123 НК РФ в размере 325 113 руб., а также доначисление Обществу страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 1 684 586 руб., пени в сумме 324 472 руб., а также привлечение к ответственности на основании ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ в виде штрафа в размере 336 917 руб.
5. Кроме того, исходя из вышеизложенного, суды обоснованно признали неправомерным доначисление Обществу ЕСН, в том числе платежей в фонды социального и медицинского страхования в общей сумме 1 292 564 руб., начисления пени в сумме 204 890 руб., привлечение к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 258 512 руб. и по п. 2 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в размере 96 402 руб.
6. Из оспариваемого решения налогового органа следует, что Общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление документов по требованию от 24.04.2007 в виде штрафа в размере 58 550 руб. (Обществом не представлен 1171 документ).
Как следует из материалов дела, 24.04.2007 налоговым органом вручено Обществу требование о предоставлении документов для проведения выездной налоговой проверки.
В исполнение указанного требования, Обществом переданы налоговому органу документы по актам приема-передачи. Однако налоговым органом со ссылкой на сведения, полученные из Поволжского банка Сбербанка РФ, сделан вывод о непредставлении 976 документов (счетов и счетов-фактур), которые поименованы в оспариваемом решении и несвоевременном предоставлении справок НДФЛ.
В самом требовании отсутствует "поименная" расшифровка, какие документы необходимо было представить для проверки, а имеются только указания общего характера, о предоставлении банковских документов с приложениями, счетов-фактур, других документов.
Судами сделан правильный вывод, что привлечение Общества к ответственности за непредставление конкретно непоименованного в оспариваемом решении 1171 документа является незаконным.
Кроме того, документы не могли быть представлены в связи с их утратой в результате пожара.
Отказывая в удовлетворении заявления налогового органа, судами сделаны правильные выводы о том, что поскольку налоговым органом не доказано наличие у Общества запрашиваемых документов, то в его действиях отсутствует состав налогового правонарушения, предусмотренный п. 1 ст. 126 НК РФ, так как у Общества отсутствовали запрашиваемые документы.
Поскольку налоговый орган не доказал наличие на момент проверки у Общества запрашиваемых документов, его привлечение к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ неправомерно.
При таких обстоятельствах коллегия судебные акты находит законными и обоснованными.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Самарской области от 16.05.2008 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2008 по делу N А55-2191/08 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)