Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "ЮКОС-М" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 07.04.2008 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2008 г. по делу А36-465/2008,
общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "ЮКОС-М" (далее - ООО "Торговый дом "ЮКОС-М", общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Липецкой области от 12.11.2007 г. N 480/109/15133 (за исключением п. 1 решения).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 07.04.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2008 г. решение Арбитражного суда Липецкой области от 07.04.2008 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Торговый Дом "ЮКОС-М" просит отменить названные судебные акты, как принятые с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судом, 22.06.2007 г. ООО "Торговый Дом "ЮКОС-М" представлена в Межрайонную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Липецкой области декларация по акцизам на нефтепродукты за май 2007 года, по данным которой к возмещению из бюджета подлежит 57 896 руб., в том числе по бензинам 38 975 руб., по дизельному топливу - 18 921 руб.
По результатам камеральной проверки указанной декларации налоговым органом принято решение от 12.11.2007 г. N 480/109/15133 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, на основании которого установлено необоснованное предъявление сумм акциза к возмещению из бюджета в размере 57 896 руб. В связи с тем, что уплата налога состоялась ранее, решением предложено перечисление его не производить, а зачесть из переплаты на основании ст. 78 Налогового кодекса РФ.
Частично не согласившись с решением налогового органа, ООО "Торговый Дом "ЮКОС-М" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор и отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с положениями главы 22 Налогового кодекса РФ в редакции, действовавшей в период реализации нефтепродуктов (до 01.01.2007 г.), устанавливались четко определенные условия, при соблюдении которых налогоплательщик был вправе применить налоговый вычет по акцизам.
Согласно п. 8 ст. 200 Налогового кодекса РФ суммы акциза, начисленные при получении нефтепродуктов налогоплательщиком, имеющим свидетельство, при их реализации (передаче) налогоплательщику, имеющему свидетельство, подлежат вычету при условии представления документов в соответствии с п. 8 ст. 201 Налогового кодекса РФ.
На основании п. 8 ст. 201 Налогового кодекса РФ налоговые вычеты, указанные в п. 8 ст. 200 Кодекса, производятся при представлении налогоплательщиком в налоговые органы следующих документов: 1) копии договора с покупателем (получателем) нефтепродуктов, имеющим свидетельство; 2) реестров счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель (получатель) нефтепродуктов. Форма и порядок представления реестров в налоговые органы определяются Министерством финансов Российской Федерации.
Порядок проставления налоговыми органами отметок на реестрах счетов-фактур, представляемых налогоплательщиками, совершающими операции с нефтепродуктами, утвержден приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 31.01.2003 г. N БГ-3-03/38 (далее - Порядок) (утратил силу с 01.01.2006 г. в связи с изданием Приказа Минфина России от 23.12.2005 г. N 155н (далее - Приказ).
В соответствии с указанными документами отметка налогового органа проставляется на реестрах счетов-фактур, выставленных продавцом нефтепродуктов, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, и представленных покупателем нефтепродуктов, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
Отметка налогового органа согласно п. 8 Порядка проставляется налоговым органом на реестре счетов-фактур не позднее пяти дней с даты представления налоговой декларации по акцизам и реестра счетов-фактур.
Реестры счетов-фактур с отметкой налогового органа возвращаются налогоплательщику - покупателю нефтепродуктов по истечении срока, установленного для проставления отметки налогового органа (п. 9 Порядка).
Указанная отметка проставляется в случае соответствия сведений, указанных в налоговой декларации налогоплательщика-покупателя, имеющего свидетельство, сведениям, содержащимся в представленных налогоплательщиком-покупателем реестрах счетов-фактур.
Таким образом, налоговый орган проставляет отметку на реестре счетов-фактур при соблюдении налогоплательщиком - покупателем нефтепродуктов двух условий: наличии свидетельства и соответствии сведений, указанных в налоговой декларации, сведениям, содержащимся в реестрах счетов-фактур.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, реестр счетов-фактур с отметкой ИФНС России N 11 от 22.11.2005 г. был представлен ООО "Торговый Дом "ЮКОС-М" только в 2007 году (Письмо МИФНС N 7 по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу исх. N 11-28/5049 от 24.05.2007 г.).
В 2005 году ООО "Торговый Дом "ЮКОС-М" были получены и оприходованы нефтепродукты, которые также в 2005 году были реализованы ООО "Восток", имеющему свидетельство по договору купли-продажи N Ф-05/09-Бл/СВ от 31.01.2005 г. без суммы акциза в цене на нефтепродукты.
Налогоплательщик считает, что полный пакет документов им собран в мае 2007 года, поэтому именно в этом налоговом периоде может быть реализовано право на вычет. При этом положения главы 22 НК РФ должны применяться с учетом норм Федерального закона от 26.07.2006 г. N 134-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса РФ".
На основании Федерального закона от 26.07.2006 г. N 134-ФЗ утратили законную силу положения ст. 179.1 НК РФ, в связи с чем ООО "Торговый Дом "ЮКОС-М" в лице филиала в г. Липецке с 01.01.2007 г. не является плательщиком акцизов на нефтепродукты.
Вместе с тем, статья 5 Федерального закона N 134-ФЗ предусматривает переходные положения, касающиеся уплаты акцизов на нефтепродукты лицами, имевшими свидетельства в 2006 году. Так, согласно части 2 данной статьи по нефтепродуктам, полученным (оприходованным) налогоплательщиками до 1 января 2007 года и (или) отгруженным им до указанной даты, применяются положения главы 22 части второй Налогового кодекса РФ в редакции, действовавшей на 31 декабря 2006 года, если иное не установлено настоящей статьей.
В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ (в редакции до 01.01.2007 г.) получение на территории Российской Федерации нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство, признается объектом налогообложения. В силу п. 1 ст. 202 НК РФ сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком, осуществляющим операции, признаваемые объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты, предусмотренные статьей 200 настоящего Кодекса, сумма акциза, определяемая в соответствии со статьей 194 настоящего Кодекса.
На основании ст. 192 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный месяц. При этом, налоговое законодательство не ставит право на получение налоговых вычетов по акцизам в зависимость от даты отметки налогового органа на реестре счетов-фактур.
Исходя из анализа положений ст. 5 Федерального закона N 134-ФЗ, ст. ст. 192, 194, пунктов 1, 8 ст. 200, п. 8 ст. 201 НК РФ (в редакции до 01.01.2007 г.), суды обоснованно посчитали, что поскольку переходные положения Федерального закона N 134-ФЗ содержат ссылку на положения главы 22 части второй Налогового кодекса РФ в редакции, действовавшей на 31 декабря 2006 года, а последние, в свою очередь, связывают право на применение вычета исключительно с представлением копии договора и реестров счетов-фактур с отметкой налогового органа вне зависимости от даты ее проставления и получения налогоплательщиком, то получение налогового вычета может быть осуществлено именно в том периоде, к которому относится право на его применение.
Подобный правовой подход позволяет исключить возможную корректировку других последующих налоговых периодов в случае получения иных счетов-фактур с отметками налоговых органов при условии их несвоевременного направления налогоплательщику.
При данных обстоятельствах ООО "Торговый Дом "ЮКОС-М" не лишен возможности подачи уточненной налоговой декларации в порядке п. 1 ст. 81 Налогового кодекса РФ к соответствующему налоговому периоду.
Данные выводы обеих судебных инстанций не противоречат и другим нормам главы 22 Кодекса.
Согласно статье 194 Кодекса общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными товарами, признаваемыми в соответствии с настоящей главой объектом налогообложения, исчисляется только его плательщиком.
В статье 200 Кодекса установлено, что налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам, определенную в соответствии со статьей 194 настоящей главы, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Таким образом, правом на налоговые вычеты могут пользоваться только плательщики этого налога.
Следовательно, общество, не являясь с 01.01.2007 г. плательщиком акцизов на нефтепродукты, неправомерно предъявило к вычету в налоговой декларации за май 2007 г. спорную сумму акциза по нефтепродуктам, полученным и реализованным в 2005 году.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных ООО "Торговый Дом "ЮКОС-М" требований, а суд апелляционной инстанции - оставил без изменения принятое по делу решение.
Оснований считать, что судами неправильно применены нормы материального права не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не являются новыми, получили надлежащую судебную оценку, с которой соглашается суд кассационной инстанции, в силу чего они не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Липецкой области от 07.04.2008 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2008 г. по делу N А36-465/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "ЮКОС-М" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 28.10.2008 ПО ДЕЛУ N А36-465/2008
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2008 г. по делу N А36-465/2008
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "ЮКОС-М" (далее - ООО "Торговый дом "ЮКОС-М", общество) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Липецкой области от 12.11.2007 г. N 480/109/15133 (за исключением п. 1 решения).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 07.04.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2008 г. решение Арбитражного суда Липецкой области от 07.04.2008 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Торговый Дом "ЮКОС-М" просит отменить названные судебные акты, как принятые с нарушением норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судом, 22.06.2007 г. ООО "Торговый Дом "ЮКОС-М" представлена в Межрайонную ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Липецкой области декларация по акцизам на нефтепродукты за май 2007 года, по данным которой к возмещению из бюджета подлежит 57 896 руб., в том числе по бензинам 38 975 руб., по дизельному топливу - 18 921 руб.
По результатам камеральной проверки указанной декларации налоговым органом принято решение от 12.11.2007 г. N 480/109/15133 об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, на основании которого установлено необоснованное предъявление сумм акциза к возмещению из бюджета в размере 57 896 руб. В связи с тем, что уплата налога состоялась ранее, решением предложено перечисление его не производить, а зачесть из переплаты на основании ст. 78 Налогового кодекса РФ.
Частично не согласившись с решением налогового органа, ООО "Торговый Дом "ЮКОС-М" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор и отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с положениями главы 22 Налогового кодекса РФ в редакции, действовавшей в период реализации нефтепродуктов (до 01.01.2007 г.), устанавливались четко определенные условия, при соблюдении которых налогоплательщик был вправе применить налоговый вычет по акцизам.
Согласно п. 8 ст. 200 Налогового кодекса РФ суммы акциза, начисленные при получении нефтепродуктов налогоплательщиком, имеющим свидетельство, при их реализации (передаче) налогоплательщику, имеющему свидетельство, подлежат вычету при условии представления документов в соответствии с п. 8 ст. 201 Налогового кодекса РФ.
На основании п. 8 ст. 201 Налогового кодекса РФ налоговые вычеты, указанные в п. 8 ст. 200 Кодекса, производятся при представлении налогоплательщиком в налоговые органы следующих документов: 1) копии договора с покупателем (получателем) нефтепродуктов, имеющим свидетельство; 2) реестров счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель (получатель) нефтепродуктов. Форма и порядок представления реестров в налоговые органы определяются Министерством финансов Российской Федерации.
Порядок проставления налоговыми органами отметок на реестрах счетов-фактур, представляемых налогоплательщиками, совершающими операции с нефтепродуктами, утвержден приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 31.01.2003 г. N БГ-3-03/38 (далее - Порядок) (утратил силу с 01.01.2006 г. в связи с изданием Приказа Минфина России от 23.12.2005 г. N 155н (далее - Приказ).
В соответствии с указанными документами отметка налогового органа проставляется на реестрах счетов-фактур, выставленных продавцом нефтепродуктов, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, и представленных покупателем нефтепродуктов, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
Отметка налогового органа согласно п. 8 Порядка проставляется налоговым органом на реестре счетов-фактур не позднее пяти дней с даты представления налоговой декларации по акцизам и реестра счетов-фактур.
Реестры счетов-фактур с отметкой налогового органа возвращаются налогоплательщику - покупателю нефтепродуктов по истечении срока, установленного для проставления отметки налогового органа (п. 9 Порядка).
Указанная отметка проставляется в случае соответствия сведений, указанных в налоговой декларации налогоплательщика-покупателя, имеющего свидетельство, сведениям, содержащимся в представленных налогоплательщиком-покупателем реестрах счетов-фактур.
Таким образом, налоговый орган проставляет отметку на реестре счетов-фактур при соблюдении налогоплательщиком - покупателем нефтепродуктов двух условий: наличии свидетельства и соответствии сведений, указанных в налоговой декларации, сведениям, содержащимся в реестрах счетов-фактур.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, реестр счетов-фактур с отметкой ИФНС России N 11 от 22.11.2005 г. был представлен ООО "Торговый Дом "ЮКОС-М" только в 2007 году (Письмо МИФНС N 7 по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу исх. N 11-28/5049 от 24.05.2007 г.).
В 2005 году ООО "Торговый Дом "ЮКОС-М" были получены и оприходованы нефтепродукты, которые также в 2005 году были реализованы ООО "Восток", имеющему свидетельство по договору купли-продажи N Ф-05/09-Бл/СВ от 31.01.2005 г. без суммы акциза в цене на нефтепродукты.
Налогоплательщик считает, что полный пакет документов им собран в мае 2007 года, поэтому именно в этом налоговом периоде может быть реализовано право на вычет. При этом положения главы 22 НК РФ должны применяться с учетом норм Федерального закона от 26.07.2006 г. N 134-ФЗ "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса РФ".
На основании Федерального закона от 26.07.2006 г. N 134-ФЗ утратили законную силу положения ст. 179.1 НК РФ, в связи с чем ООО "Торговый Дом "ЮКОС-М" в лице филиала в г. Липецке с 01.01.2007 г. не является плательщиком акцизов на нефтепродукты.
Вместе с тем, статья 5 Федерального закона N 134-ФЗ предусматривает переходные положения, касающиеся уплаты акцизов на нефтепродукты лицами, имевшими свидетельства в 2006 году. Так, согласно части 2 данной статьи по нефтепродуктам, полученным (оприходованным) налогоплательщиками до 1 января 2007 года и (или) отгруженным им до указанной даты, применяются положения главы 22 части второй Налогового кодекса РФ в редакции, действовавшей на 31 декабря 2006 года, если иное не установлено настоящей статьей.
В соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 182 Налогового кодекса РФ (в редакции до 01.01.2007 г.) получение на территории Российской Федерации нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство, признается объектом налогообложения. В силу п. 1 ст. 202 НК РФ сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком, осуществляющим операции, признаваемые объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты, предусмотренные статьей 200 настоящего Кодекса, сумма акциза, определяемая в соответствии со статьей 194 настоящего Кодекса.
На основании ст. 192 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный месяц. При этом, налоговое законодательство не ставит право на получение налоговых вычетов по акцизам в зависимость от даты отметки налогового органа на реестре счетов-фактур.
Исходя из анализа положений ст. 5 Федерального закона N 134-ФЗ, ст. ст. 192, 194, пунктов 1, 8 ст. 200, п. 8 ст. 201 НК РФ (в редакции до 01.01.2007 г.), суды обоснованно посчитали, что поскольку переходные положения Федерального закона N 134-ФЗ содержат ссылку на положения главы 22 части второй Налогового кодекса РФ в редакции, действовавшей на 31 декабря 2006 года, а последние, в свою очередь, связывают право на применение вычета исключительно с представлением копии договора и реестров счетов-фактур с отметкой налогового органа вне зависимости от даты ее проставления и получения налогоплательщиком, то получение налогового вычета может быть осуществлено именно в том периоде, к которому относится право на его применение.
Подобный правовой подход позволяет исключить возможную корректировку других последующих налоговых периодов в случае получения иных счетов-фактур с отметками налоговых органов при условии их несвоевременного направления налогоплательщику.
При данных обстоятельствах ООО "Торговый Дом "ЮКОС-М" не лишен возможности подачи уточненной налоговой декларации в порядке п. 1 ст. 81 Налогового кодекса РФ к соответствующему налоговому периоду.
Данные выводы обеих судебных инстанций не противоречат и другим нормам главы 22 Кодекса.
Согласно статье 194 Кодекса общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными товарами, признаваемыми в соответствии с настоящей главой объектом налогообложения, исчисляется только его плательщиком.
В статье 200 Кодекса установлено, что налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам, определенную в соответствии со статьей 194 настоящей главы, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Таким образом, правом на налоговые вычеты могут пользоваться только плательщики этого налога.
Следовательно, общество, не являясь с 01.01.2007 г. плательщиком акцизов на нефтепродукты, неправомерно предъявило к вычету в налоговой декларации за май 2007 г. спорную сумму акциза по нефтепродуктам, полученным и реализованным в 2005 году.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных ООО "Торговый Дом "ЮКОС-М" требований, а суд апелляционной инстанции - оставил без изменения принятое по делу решение.
Оснований считать, что судами неправильно применены нормы материального права не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не являются новыми, получили надлежащую судебную оценку, с которой соглашается суд кассационной инстанции, в силу чего они не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 07.04.2008 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2008 г. по делу N А36-465/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Торговый Дом "ЮКОС-М" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)