Судебные решения, арбитраж
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Боглачевой Е.В., Кузнецовой Н.Г., при участии от общества с ограниченной ответственностью "101-й километр" генерального директора Кудла Е.В. (решение от 22.06.2006 N 1), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области Булкина А.В. (доверенность от 31.01.2012 N 03-14/01325), рассмотрев 22.02.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "101-й километр" на решение Арбитражного суда Тверской области от 13.09.2011 (судья Перкина В.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2011 (судьи Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю., Ралько О.Б.) по делу N А66-4015/2011,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "101-й километр" (место нахождения: 171640, Тверская обл., г. Кашин, Калязинское шоссе, ОГРН 1066910023190; далее - Общество, ООО "101-й километр") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 31.12.2010 N 14-16/37 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 13.09.2011 года в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2011 решение суда от 13.09.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить судебные акты и удовлетворить его требования.
В обоснование своей позиции Общество ссылается на то, что его деятельность подпадает под специальный режим налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД), поскольку оказываемые услуги соответствуют услугам общественного питания и требованиям Государственного стандарта Российской Федерации "Услуги общественного питания" (ГОСТ Р 50764-95), утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 05.04.1995 N 200 (далее - ГОСТ Р 50764-9).
Кроме того, Общество ссылается на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, выразившееся в том, что после выслушивания прений сторон суд продолжил выяснять дополнительные обстоятельства, без указания на это в протоколе судебного заседания, после чего повторно удалился для принятия решения, при этом судебные прения повторно не проводились.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Инспекции возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества за период с 01.01.2007 по 31.12.2009, по результатам которой оформлен акт от 11.11.2010 N 14-16/37 и принято решение от 31.12.2010 N 14-16/37 о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), в виде 20 734 руб. 08 коп. штрафа, пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в виде 541 руб. 94 коп. штрафа, статьей 119 НК РФ, в виде 28 723 руб. 98 коп. штрафа. ООО "101-й километр" также начислены налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, единый социальный налог на общую сумму 344 329 руб. 21 коп. и соответствующие пени в размере 84 616 руб. 53 коп.
В ходе проверки Инспекция пришла к выводу о неправомерности применения заявителем системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении деятельности по реализации продукции собственного изготовления ЗАО "Ритм-Центролит", ОАО "Ритм" "ТПТА", ЗАО "Ритм-Строй сервис" и доначислила налоги по общей системе налогообложения.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области от 01.03.2011 N 11-12/37, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы Общества, решение Инспекции от 31.12.2010 N 14-16/37 оставлено без изменения и утверждено.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении требований, пришли к выводу, что Обществом не выполняются условия, необходимые для применения системы налогообложения в виде ЕНВД, поскольку отсутствуют доказательства создания Обществом условий для потребления и реализации кулинарной продукции, как того требует статья 346.27 Кодекса.
Суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в связи с принятием судебных актов по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения спора.
Согласно пункту 1 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На территории Кашинского района Тверской области ЕНВД введен решениями Собрания депутатов Кашинского района от 14.09.2005 N 50 и от 06.11.2007 N 185, которыми в 2007 - 2009 годах предусматривалось применение ЕНВД в отношении оказания услуг общественного питания.
Основные понятия, используемые для целей обложения ЕНВД, определены в статье 346.27 НК РФ.
Из содержания статьи 346.29 НК РФ следует, что налоговой базой для исчисления суммы ЕНВД признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Для исчисления суммы налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются определенные Кодексом физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц.
В частности, Кодексом установлены физические показатели и базовая доходность для таких видов предпринимательской деятельности, как оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей, и оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей.
Понятие "услуги общественного питания" в целях налогообложения дано в статье 346.27 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2009 году): услуги общественного питания - услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга. К услугам общественного питания не относятся услуги по производству и реализации подакцизных товаров, указанных в подпункте 3 и 4 пункта 1 статьи 181 Кодекса.
Согласно положениям названной статьи объект организации общественного питания, имеющий зал обслуживания посетителей, - здание (его часть) или строение, предназначенное для оказания услуг общественного питания, имеющее специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга. К данной категории объектов организации общественного питания относятся рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные; объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей, - объект организации общественного питания, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров. К данной категории объектов организации общественного питания относятся киоски, палатки, магазины (отделы) кулинарии при ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и другие аналогичные точки общественного питания.
Согласно пункту 1 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На территории Кашинского района Тверской области ЕНВД введен решениями Собрания депутатов Кашинского района от 14.09.2005 N 50 и от 06.11.2007 N 185, которыми в 2007 - 2009 годах предусматривалось применение ЕНВД в отношении оказания услуг общественного питания.
Основные понятия, используемые для целей обложения ЕНВД, определены в статье 346.27 НК РФ.
Из содержания статьи 346.29 НК РФ следует, что налоговой базой для исчисления суммы ЕНВД признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Для исчисления суммы налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются определенные Кодексом физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц.
В частности, Кодексом установлены физические показатели и базовая доходность для таких видов предпринимательской деятельности, как оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей, и оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей.
Понятие "услуги общественного питания" в целях налогообложения дано в статье 346.27 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2009 году): услуги общественного питания - услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга. К услугам общественного питания не относятся услуги по производству и реализации подакцизных товаров, указанных в подпункте 3 и 4 пункта 1 статьи 181 Кодекса.
Согласно положениям названной статьи объект организации общественного питания, имеющий зал обслуживания посетителей, - здание (его часть) или строение, предназначенное для оказания услуг общественного питания, имеющее специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга. К данной категории объектов организации общественного питания относятся рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные; объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей, - объект организации общественного питания, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров. К данной категории объектов организации общественного питания относятся киоски, палатки, магазины (отделы) кулинарии при ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и другие аналогичные точки общественного питания.
В ходе проверки Инспекция установила, что ООО "101-й километр" в проверяемых периодах помимо оказания услуг общественного питания осуществляло предпринимательскую деятельность, связанную с реализацией продукции собственного изготовления через кафе, ЗАО "Ритм-Центролит", ОАО "Ритм" "ТПТА", ЗАО "Ритм-Строй сервис" с оформлением договоров поставки от 14.09.2007 N 1, от 29.07.2008 N 1/11-553/2008, от 04.06.2009 N 1, счетов-фактур и товарных накладных.
Согласно пунктам 1.1, 2.1 и 2.2 вышеуказанных договоров поставщик - Общество обязуется передать покупателю продукты питания. Поставка продуктов питания осуществляется транспортом покупателя и в его таре. Пунктами 2.6 и 2.7 договоров оговорен порядок перехода права собственности, а именно: после принятия их ответственным лицом, что удостоверяется подписями сторон в выставленных счетах.
На основании пункта 3.2 договоров от 14.09.2007 N 1, от 29.07.2008 N 1/11-553/2008, от 04.06.2009 N 1 расчет за продукты питания производится путем перевода покупателем денежных сумм, указанных в счете-фактуре на расчетный счет поставщика или наличными в кассу поставщика.
Поэтому Инспекция сделала вывод, что реализация готовой продукции не осуществлялась Обществом через объекты организации общественного питания и данный вид деятельности не подпадает под специальный режим налогообложения в виде ЕНВД.
Однако согласно объяснениям представителя Общества последнее имеет зал для обслуживания посетителей площадью 113 кв. м и оказывает услуги общественного питания методом самообслуживания в одноразовой посуде. Расчет посетителей производится в момент отпуска товара барменом. Посетители потребляют продукцию как в зале кафе, так и на вынос. В данном случае от предприятия обслуживался его представитель, который покупал готовые блюда для питания своих работников, которые не могли в силу специфики производства покинуть свои рабочие места, и увозил продукты питания.
По мнению Общества, им созданы как условия для реализации готовой продукции в кафе, так и условия ее потребления, отношения между заявителем и указанными организациями в рассматриваемом случае связаны с использованием объекта общественного питания и потребления изготовленной продукцией, что соответствует нормам статьи 346.27 НК РФ. Приобретающие у ООО "101-й километр" продукцию юридические лица получают услуги общественного питания.
Общество считает, что судом неправомерно расценена его деятельность как основанная на договорах поставки. Заключенные с предприятиями договоры на поставку не соответствуют фактическим взаимоотношениям сторон, поскольку Общество отпускало продукцию на месте в кафе и осуществляло деятельность по оказанию услуг общественного питания.
В силу статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в решении суда должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела, и доводы в пользу принятого решения, постановления, а также мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Согласно статье 71 АПК РФ оценка доказательств и выводы суда должны быть основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доказательств по делу. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими в совокупности.
Вопреки требованиям названных норм, арбитражный суд сделал вывод об исполнении между сторонами договоров поставки без оценки фактических взаимоотношений сторон, не дал оценки доводам Общества, не изложил мотивы, по которым он отклонил его доводы.
С учетом изложенного, судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении суду следует дать оценку доводам сторон, исследовать их фактические взаимоотношения и принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 13.09.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2011 по делу N А66-4015/2011 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 27.02.2012 ПО ДЕЛУ N А66-4015/2011
Разделы:Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 февраля 2012 г. по делу N А66-4015/2011
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Боглачевой Е.В., Кузнецовой Н.Г., при участии от общества с ограниченной ответственностью "101-й километр" генерального директора Кудла Е.В. (решение от 22.06.2006 N 1), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области Булкина А.В. (доверенность от 31.01.2012 N 03-14/01325), рассмотрев 22.02.2012 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "101-й километр" на решение Арбитражного суда Тверской области от 13.09.2011 (судья Перкина В.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2011 (судьи Виноградова Т.В., Пестерева О.Ю., Ралько О.Б.) по делу N А66-4015/2011,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "101-й километр" (место нахождения: 171640, Тверская обл., г. Кашин, Калязинское шоссе, ОГРН 1066910023190; далее - Общество, ООО "101-й километр") обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Тверской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 31.12.2010 N 14-16/37 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 13.09.2011 года в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2011 решение суда от 13.09.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить судебные акты и удовлетворить его требования.
В обоснование своей позиции Общество ссылается на то, что его деятельность подпадает под специальный режим налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД), поскольку оказываемые услуги соответствуют услугам общественного питания и требованиям Государственного стандарта Российской Федерации "Услуги общественного питания" (ГОСТ Р 50764-95), утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 05.04.1995 N 200 (далее - ГОСТ Р 50764-9).
Кроме того, Общество ссылается на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, выразившееся в том, что после выслушивания прений сторон суд продолжил выяснять дополнительные обстоятельства, без указания на это в протоколе судебного заседания, после чего повторно удалился для принятия решения, при этом судебные прения повторно не проводились.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Инспекции возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Общества за период с 01.01.2007 по 31.12.2009, по результатам которой оформлен акт от 11.11.2010 N 14-16/37 и принято решение от 31.12.2010 N 14-16/37 о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), в виде 20 734 руб. 08 коп. штрафа, пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в виде 541 руб. 94 коп. штрафа, статьей 119 НК РФ, в виде 28 723 руб. 98 коп. штрафа. ООО "101-й километр" также начислены налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, единый социальный налог на общую сумму 344 329 руб. 21 коп. и соответствующие пени в размере 84 616 руб. 53 коп.
В ходе проверки Инспекция пришла к выводу о неправомерности применения заявителем системы налогообложения в виде ЕНВД в отношении деятельности по реализации продукции собственного изготовления ЗАО "Ритм-Центролит", ОАО "Ритм" "ТПТА", ЗАО "Ритм-Строй сервис" и доначислила налоги по общей системе налогообложения.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Тверской области от 01.03.2011 N 11-12/37, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы Общества, решение Инспекции от 31.12.2010 N 14-16/37 оставлено без изменения и утверждено.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды, отказывая в удовлетворении требований, пришли к выводу, что Обществом не выполняются условия, необходимые для применения системы налогообложения в виде ЕНВД, поскольку отсутствуют доказательства создания Обществом условий для потребления и реализации кулинарной продукции, как того требует статья 346.27 Кодекса.
Суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в связи с принятием судебных актов по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного рассмотрения спора.
Согласно пункту 1 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На территории Кашинского района Тверской области ЕНВД введен решениями Собрания депутатов Кашинского района от 14.09.2005 N 50 и от 06.11.2007 N 185, которыми в 2007 - 2009 годах предусматривалось применение ЕНВД в отношении оказания услуг общественного питания.
Основные понятия, используемые для целей обложения ЕНВД, определены в статье 346.27 НК РФ.
Из содержания статьи 346.29 НК РФ следует, что налоговой базой для исчисления суммы ЕНВД признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Для исчисления суммы налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются определенные Кодексом физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц.
В частности, Кодексом установлены физические показатели и базовая доходность для таких видов предпринимательской деятельности, как оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей, и оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей.
Понятие "услуги общественного питания" в целях налогообложения дано в статье 346.27 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2009 году): услуги общественного питания - услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга. К услугам общественного питания не относятся услуги по производству и реализации подакцизных товаров, указанных в подпункте 3 и 4 пункта 1 статьи 181 Кодекса.
Согласно положениям названной статьи объект организации общественного питания, имеющий зал обслуживания посетителей, - здание (его часть) или строение, предназначенное для оказания услуг общественного питания, имеющее специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга. К данной категории объектов организации общественного питания относятся рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные; объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей, - объект организации общественного питания, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров. К данной категории объектов организации общественного питания относятся киоски, палатки, магазины (отделы) кулинарии при ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и другие аналогичные точки общественного питания.
Согласно пункту 1 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На территории Кашинского района Тверской области ЕНВД введен решениями Собрания депутатов Кашинского района от 14.09.2005 N 50 и от 06.11.2007 N 185, которыми в 2007 - 2009 годах предусматривалось применение ЕНВД в отношении оказания услуг общественного питания.
Основные понятия, используемые для целей обложения ЕНВД, определены в статье 346.27 НК РФ.
Из содержания статьи 346.29 НК РФ следует, что налоговой базой для исчисления суммы ЕНВД признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Для исчисления суммы налога в зависимости от вида предпринимательской деятельности используются определенные Кодексом физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, и базовая доходность в месяц.
В частности, Кодексом установлены физические показатели и базовая доходность для таких видов предпринимательской деятельности, как оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, имеющие залы обслуживания посетителей, и оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания, не имеющие залов обслуживания посетителей.
Понятие "услуги общественного питания" в целях налогообложения дано в статье 346.27 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2009 году): услуги общественного питания - услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга. К услугам общественного питания не относятся услуги по производству и реализации подакцизных товаров, указанных в подпункте 3 и 4 пункта 1 статьи 181 Кодекса.
Согласно положениям названной статьи объект организации общественного питания, имеющий зал обслуживания посетителей, - здание (его часть) или строение, предназначенное для оказания услуг общественного питания, имеющее специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга. К данной категории объектов организации общественного питания относятся рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные; объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей, - объект организации общественного питания, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров. К данной категории объектов организации общественного питания относятся киоски, палатки, магазины (отделы) кулинарии при ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и другие аналогичные точки общественного питания.
В ходе проверки Инспекция установила, что ООО "101-й километр" в проверяемых периодах помимо оказания услуг общественного питания осуществляло предпринимательскую деятельность, связанную с реализацией продукции собственного изготовления через кафе, ЗАО "Ритм-Центролит", ОАО "Ритм" "ТПТА", ЗАО "Ритм-Строй сервис" с оформлением договоров поставки от 14.09.2007 N 1, от 29.07.2008 N 1/11-553/2008, от 04.06.2009 N 1, счетов-фактур и товарных накладных.
Согласно пунктам 1.1, 2.1 и 2.2 вышеуказанных договоров поставщик - Общество обязуется передать покупателю продукты питания. Поставка продуктов питания осуществляется транспортом покупателя и в его таре. Пунктами 2.6 и 2.7 договоров оговорен порядок перехода права собственности, а именно: после принятия их ответственным лицом, что удостоверяется подписями сторон в выставленных счетах.
На основании пункта 3.2 договоров от 14.09.2007 N 1, от 29.07.2008 N 1/11-553/2008, от 04.06.2009 N 1 расчет за продукты питания производится путем перевода покупателем денежных сумм, указанных в счете-фактуре на расчетный счет поставщика или наличными в кассу поставщика.
Поэтому Инспекция сделала вывод, что реализация готовой продукции не осуществлялась Обществом через объекты организации общественного питания и данный вид деятельности не подпадает под специальный режим налогообложения в виде ЕНВД.
Однако согласно объяснениям представителя Общества последнее имеет зал для обслуживания посетителей площадью 113 кв. м и оказывает услуги общественного питания методом самообслуживания в одноразовой посуде. Расчет посетителей производится в момент отпуска товара барменом. Посетители потребляют продукцию как в зале кафе, так и на вынос. В данном случае от предприятия обслуживался его представитель, который покупал готовые блюда для питания своих работников, которые не могли в силу специфики производства покинуть свои рабочие места, и увозил продукты питания.
По мнению Общества, им созданы как условия для реализации готовой продукции в кафе, так и условия ее потребления, отношения между заявителем и указанными организациями в рассматриваемом случае связаны с использованием объекта общественного питания и потребления изготовленной продукцией, что соответствует нормам статьи 346.27 НК РФ. Приобретающие у ООО "101-й километр" продукцию юридические лица получают услуги общественного питания.
Общество считает, что судом неправомерно расценена его деятельность как основанная на договорах поставки. Заключенные с предприятиями договоры на поставку не соответствуют фактическим взаимоотношениям сторон, поскольку Общество отпускало продукцию на месте в кафе и осуществляло деятельность по оказанию услуг общественного питания.
В силу статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в решении суда должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела, и доводы в пользу принятого решения, постановления, а также мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Согласно статье 71 АПК РФ оценка доказательств и выводы суда должны быть основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании доказательств по делу. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими в совокупности.
Вопреки требованиям названных норм, арбитражный суд сделал вывод об исполнении между сторонами договоров поставки без оценки фактических взаимоотношений сторон, не дал оценки доводам Общества, не изложил мотивы, по которым он отклонил его доводы.
С учетом изложенного, судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При новом рассмотрении суду следует дать оценку доводам сторон, исследовать их фактические взаимоотношения и принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 13.09.2011 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2011 по делу N А66-4015/2011 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тверской области.
Председательствующий
Л.В.БЛИНОВА
Л.В.БЛИНОВА
Судьи
Е.В.БОГЛАЧЕВА
Н.Г.КУЗНЕЦОВА
Е.В.БОГЛАЧЕВА
Н.Г.КУЗНЕЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)