Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 31 августа 2006 года Дело N Ф08-3861/2006-1669А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей от заявителя - сельскохозяйственного производственного кооператива "Кавказ", в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Староминскому району, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Кавказ" на решение от 15.05.2006 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-36866-58/761, установил следующее.
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Кавказ" (далее - СПК "Кавказ") обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Староминскому району (далее - инспекция) от 08.08.2005 N 38 в части начисления налога на землю в сумме 66099 рублей по земельным участкам: лесополосы - 318 га, земельные участки под водой - 52 га и болота - 180 га.
Решением суда от 15.05.2006 в удовлетворении требований отказано. Суд пришел к выводу, что решение налогового органа соответствует нормам действующего законодательства. Инспекция правомерно начислила земельный налог, поскольку обязанность исчислять и уплачивать налог обусловлена фактическим использованием СПК "Кавказ" спорных земельных участков.
Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился СПК "Кавказ" с кассационной жалобой, в которой просит решение от 15.05.2006 отменить, признать недействительным решение налоговой инспекции в оспариваемой части. Заявитель считает, что фактическое использование земельных участков не является основанием для уплаты земельного налога. Согласно Закону Российской Федерации "О плате за землю" земли, занятые болотами, кустарником, и под водой не являются объектом обложения земельным налогом. По мнению заявителя, судом неправомерно признан государственный акт на право пользования землей от 07.02.81 основанием для уплаты земельного налога, поскольку данный акт утратил свою силу и не является правоустанавливающим документом.
В судебном заседании представитель СПК "Кавказ" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав представителя СПК "Кавказ", Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно решению руководителя налогового органа от 21.06.2005 N 57 налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку СПК "Кавказ" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.10.2003 г. по 31.03.2005.
Из акта проверки от 12.07.2005 N 38 следует, что в нарушение статьи 1 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон "О плате за землю") СПК "Кавказ" не исчислил земельный налог по закрепленным землям (под лесополосами площадью 318 га, под водой - 52 га и болотами - 180 га) согласно Государственному акту от 07.02.81, а также представленному годовому отчету по форме N 9-АПК. Поскольку статьей 12 вышеуказанного Закона льгот по предоставленному составу земель не предусмотрено, инспекция доначислила СПК "Кавказ" налог на землю в сумме 66099 рублей.
По результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки инспекция вынесла решение от 08.08.2005 N 38а о доначислении СПК "Кавказ" налога на добавленную стоимость в сумме 17490 рублей 07 копеек, 328 рублей 26 копеек пени за его несвоевременную уплату и 69190 рублей налога на землю.
Заявитель не согласился с данным решением в части доначисления налога на землю в сумме 66099 рублей за земли, занятые лесополосами площадью 318 га, под водой - 52 га и болотами - 180 га, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суд правомерно исходил из того, что фактическое пользование спорными земельными участками влечет обязанность уплаты земельного налога.
В соответствии со статьей 1 Закона "О плате за землю", утратившего силу с 01.01.2006, использование земли в Российской Федерации является платным. Ежегодным земельным налогом облагаются как собственники земли, так и землепользователи. Согласно абзацам 2, 3 статьи 1 Закона землепользователи, кроме арендаторов, так же как и собственники земли, облагаются земельным налогом.
Согласно государственному акту на право пользования землей от 07.02.81 серии А-I N 247651 за колхозом "Кавказ" было закреплено в пользование 10877, 51 га земли.
Постановлением главы администрации Староминского района от 12.10.92 N 356 колхоз "Кавказ" перерегистрирован в коллективное хозяйство собственников "Кавказ".
В связи с приватизацией и реорганизацией колхозов и совхозов решением 10-й сессии Староминского районного Совета народных депутатов от 03.04.92 N 5 проведено перераспределение земельного фонда района.
Согласно свидетельству на право собственности на землю от 12.10.92 N 96 коллективному хозяйству собственников "Кавказ" предоставлено в собственность 7211 га пашни для сельскохозяйственного производства. Из текста свидетельства следует, что оно является временным документом и действует до выдачи государственного акта на право собственности на землю.
Постановлением от 22.12.98 N 729 в результате преобразования коллективного хозяйства собственников "Кавказ" зарегистрирован СПК "Кавказ" с переходом всех прав и обязанностей последнего к вновь возникшему юридическому лицу. Из Устава кооператива следует, что СПК "Кавказ" является правопреемником колхоза "Кавказ".
По данным сводного расчета земельного налога за период с 1997 по 2001 годы на земли, находящиеся в собственности у СПК "Кавказ", площадь земельного участка, занятого древесными кустарниками, составляет 318 га, болотами - 180 га, под водой - 71 га.
Согласно бухгалтерской отчетности организации агропромышленного комплекса за 2004 г. всего (по данным государственного учета земель) в пользовании СПК "Кавказ" имеется 9923 гектара земли, в том числе: лесные массивы - 318 га, пруды и водоемы - 52 га, болота - 180 га.
Из письма территориального отдела по Староминскому и Щербиновскому районам Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю от 06.07.2005 N 282 также следует, что на балансе СПК "Кавказ" на 01.01.2005 находится 318 га лесополосы, 180 га болот, под водой - 52 га.
Суд на основании вышеуказанных документов пришел к выводу о наличии в пользовании заявителя спорных участков земли и правомерности начисления земельного налога.
Однако при рассмотрении дела суд не выяснил, являются ли объектами налогообложения земельным налогом болота, земельные участки под водой и лесополосы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации к отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.
К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
Согласно статье 11 Водного кодекса Российской Федерации составной частью земельного участка являются обособленные водные объекты. Статьей 1 названного Кодекса установлено, что обособленный водный объект (замкнутый водоем) - небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.
Из содержания данной статьи следует, что объектом налогообложения земельным налогом являются земельные участки, занятые обособленными водными объектами (замкнутыми водоемами).
В соответствии со статьей 7 Водного кодекса Российской Федерации водный объект является объектом водных отношений. Поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект. В силу статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации озера, водохранилища, болота и пруды относятся к водным объектам (поверхностным водоемам).
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельскохозяйственного назначения, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранении и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Из содержания данной статьи следует, что земли, занятые древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, облагаются земельным налогом.
Поскольку суд при рассмотрении дела не выяснил, что собой представляют спорные земельные участки, и не проверил, являются ли они в соответствии с действующим законодательством объектами налогообложения земельным налогом, вывод суда о правомерности начисления земельного налога по этим участкам сделан без учета фактических обстоятельств. Поэтому решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение от 15.05.2006 по делу N А32-36866-58/761 Арбитражного суда Краснодарского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 31.08.2006 N Ф08-3861/2006-1669А ПО ДЕЛУ N А32-36866-58/761
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 31 августа 2006 года Дело N Ф08-3861/2006-1669А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителей от заявителя - сельскохозяйственного производственного кооператива "Кавказ", в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Староминскому району, надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Кавказ" на решение от 15.05.2006 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-36866-58/761, установил следующее.
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Кавказ" (далее - СПК "Кавказ") обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Староминскому району (далее - инспекция) от 08.08.2005 N 38 в части начисления налога на землю в сумме 66099 рублей по земельным участкам: лесополосы - 318 га, земельные участки под водой - 52 га и болота - 180 га.
Решением суда от 15.05.2006 в удовлетворении требований отказано. Суд пришел к выводу, что решение налогового органа соответствует нормам действующего законодательства. Инспекция правомерно начислила земельный налог, поскольку обязанность исчислять и уплачивать налог обусловлена фактическим использованием СПК "Кавказ" спорных земельных участков.
Законность и обоснованность судебного акта в апелляционной инстанции не проверялись.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился СПК "Кавказ" с кассационной жалобой, в которой просит решение от 15.05.2006 отменить, признать недействительным решение налоговой инспекции в оспариваемой части. Заявитель считает, что фактическое использование земельных участков не является основанием для уплаты земельного налога. Согласно Закону Российской Федерации "О плате за землю" земли, занятые болотами, кустарником, и под водой не являются объектом обложения земельным налогом. По мнению заявителя, судом неправомерно признан государственный акт на право пользования землей от 07.02.81 основанием для уплаты земельного налога, поскольку данный акт утратил свою силу и не является правоустанавливающим документом.
В судебном заседании представитель СПК "Кавказ" поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, заслушав представителя СПК "Кавказ", Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно решению руководителя налогового органа от 21.06.2005 N 57 налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку СПК "Кавказ" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.10.2003 г. по 31.03.2005.
Из акта проверки от 12.07.2005 N 38 следует, что в нарушение статьи 1 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон "О плате за землю") СПК "Кавказ" не исчислил земельный налог по закрепленным землям (под лесополосами площадью 318 га, под водой - 52 га и болотами - 180 га) согласно Государственному акту от 07.02.81, а также представленному годовому отчету по форме N 9-АПК. Поскольку статьей 12 вышеуказанного Закона льгот по предоставленному составу земель не предусмотрено, инспекция доначислила СПК "Кавказ" налог на землю в сумме 66099 рублей.
По результатам рассмотрения акта выездной налоговой проверки инспекция вынесла решение от 08.08.2005 N 38а о доначислении СПК "Кавказ" налога на добавленную стоимость в сумме 17490 рублей 07 копеек, 328 рублей 26 копеек пени за его несвоевременную уплату и 69190 рублей налога на землю.
Заявитель не согласился с данным решением в части доначисления налога на землю в сумме 66099 рублей за земли, занятые лесополосами площадью 318 га, под водой - 52 га и болотами - 180 га, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суд правомерно исходил из того, что фактическое пользование спорными земельными участками влечет обязанность уплаты земельного налога.
В соответствии со статьей 1 Закона "О плате за землю", утратившего силу с 01.01.2006, использование земли в Российской Федерации является платным. Ежегодным земельным налогом облагаются как собственники земли, так и землепользователи. Согласно абзацам 2, 3 статьи 1 Закона землепользователи, кроме арендаторов, так же как и собственники земли, облагаются земельным налогом.
Согласно государственному акту на право пользования землей от 07.02.81 серии А-I N 247651 за колхозом "Кавказ" было закреплено в пользование 10877, 51 га земли.
Постановлением главы администрации Староминского района от 12.10.92 N 356 колхоз "Кавказ" перерегистрирован в коллективное хозяйство собственников "Кавказ".
В связи с приватизацией и реорганизацией колхозов и совхозов решением 10-й сессии Староминского районного Совета народных депутатов от 03.04.92 N 5 проведено перераспределение земельного фонда района.
Согласно свидетельству на право собственности на землю от 12.10.92 N 96 коллективному хозяйству собственников "Кавказ" предоставлено в собственность 7211 га пашни для сельскохозяйственного производства. Из текста свидетельства следует, что оно является временным документом и действует до выдачи государственного акта на право собственности на землю.
Постановлением от 22.12.98 N 729 в результате преобразования коллективного хозяйства собственников "Кавказ" зарегистрирован СПК "Кавказ" с переходом всех прав и обязанностей последнего к вновь возникшему юридическому лицу. Из Устава кооператива следует, что СПК "Кавказ" является правопреемником колхоза "Кавказ".
По данным сводного расчета земельного налога за период с 1997 по 2001 годы на земли, находящиеся в собственности у СПК "Кавказ", площадь земельного участка, занятого древесными кустарниками, составляет 318 га, болотами - 180 га, под водой - 71 га.
Согласно бухгалтерской отчетности организации агропромышленного комплекса за 2004 г. всего (по данным государственного учета земель) в пользовании СПК "Кавказ" имеется 9923 гектара земли, в том числе: лесные массивы - 318 га, пруды и водоемы - 52 га, болота - 180 га.
Из письма территориального отдела по Староминскому и Щербиновскому районам Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю от 06.07.2005 N 282 также следует, что на балансе СПК "Кавказ" на 01.01.2005 находится 318 га лесополосы, 180 га болот, под водой - 52 га.
Суд на основании вышеуказанных документов пришел к выводу о наличии в пользовании заявителя спорных участков земли и правомерности начисления земельного налога.
Однако при рассмотрении дела суд не выяснил, являются ли объектами налогообложения земельным налогом болота, земельные участки под водой и лесополосы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации к отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.
К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
Согласно статье 11 Водного кодекса Российской Федерации составной частью земельного участка являются обособленные водные объекты. Статьей 1 названного Кодекса установлено, что обособленный водный объект (замкнутый водоем) - небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.
Из содержания данной статьи следует, что объектом налогообложения земельным налогом являются земельные участки, занятые обособленными водными объектами (замкнутыми водоемами).
В соответствии со статьей 7 Водного кодекса Российской Федерации водный объект является объектом водных отношений. Поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматриваются как единый водный объект. В силу статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации озера, водохранилища, болота и пруды относятся к водным объектам (поверхностным водоемам).
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельскохозяйственного назначения, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, замкнутыми водоемами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранении и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Из содержания данной статьи следует, что земли, занятые древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, облагаются земельным налогом.
Поскольку суд при рассмотрении дела не выяснил, что собой представляют спорные земельные участки, и не проверил, являются ли они в соответствии с действующим законодательством объектами налогообложения земельным налогом, вывод суда о правомерности начисления земельного налога по этим участкам сделан без учета фактических обстоятельств. Поэтому решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.05.2006 по делу N А32-36866-58/761 Арбитражного суда Краснодарского края отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)