Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 13.08.2009 года.
Решение в полном объеме изготовлено 14.08.2009 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Сонина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного предприятия "Аэропорт Иркутск"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области
о признании частично недействительным решения от 21.01.2009 г. N 14-32.11/1
при участии представителей
от заявителя: Прудная А.Н., Беликов П.А. - представители по доверенности
от ответчика: Воробьева Н.С. - представители по доверенности
от третьего лица: Канашков Р.А., Ковалев М.В., Журавлева Н.И. - представители по доверенности
установил:
Федеральное государственное предприятие "Аэропорт Иркутск" (далее - предприятие, организация) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области (далее - инспекция, налоговый орган) "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" от 21.01.2009 г. N 14-32.11/1 в части: привлечения к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 612 334 руб. 03 коп. (подпункт 2 пункта 1 резолютивной части решения); начисления пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в сумме 451 177 руб. 39 коп. (подпункт 3.2 пункта 2 резолютивной части решения); предложения уплатить недоимку по налогу на доходы физических лиц в сумме 3 061 670 руб. 16 коп. (пункт 3.4 резолютивной части решения).
В настоящем судебном заседании представители предприятия уточненные требования поддержали, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении и уточнениях к нему.
Представители ответчика и третьего лица привели в судебном заседании доводы, изложенные, соответственно, в отзыве и представленных по делу пояснениях.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 05.08.2009 г. до 14 час. 30 мин. 12.08.2009 г., с 12.08.2009 г. до 15 час. 30 мин. 13.08.2009 г. После окончания перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей сторон и третьего лица.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Федеральное государственное предприятие "Аэропорт Иркутск" зарегистрировано в качестве юридического лица Регистрационной палатой Администрации г. Иркутска, о чем выдано свидетельство серии ИРП-О N 84 от 02.03.1992 г.
Налоговым органом на основании решения от 28.09.2007 г. N 14-32/8 была проведена выездная налоговая проверка ФГУП "Аэропорт-Иркутск" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2005 г. по 31.08.2007 г.
В ходе проверки полноты, правильности, своевременности перечисления в бюджет удержанных сумм налога на доходы физических лиц с 01.12.2005 г. по 31.08.2007 г. инспекцией установлено следующее.
Сальдо по налогу на доходы физических лиц по состоянию на 01.12.2005 составило (кредитовое сальдо) 5 204 094 руб. 31 коп., из них: 2 019 193 руб. 00 коп. - НДФЛ с невыплаченной заработной платы за ноябрь 2005 года (текущий платеж); 3 184 901 руб. 31 коп. - задолженность по налогу прошлых лет, установленная предыдущими налоговыми проверками.
Задолженность по НДФЛ прошлых лет в сумме 3 184 901 руб. 31 коп., установленная предыдущими налоговыми проверками, погашена в 2007 году (07.10.2007 - 1 500 000 руб. 00 коп.; 07.11.2007 - 1 684 901 руб. 31 коп.).
Сумма удержанного и перечисленного в бюджет налога на доходы физических лиц с разбивкой по годам составила:
- за декабрь 2005 г. исчислено налога в сумме 2 067 556 руб. 00 коп., удержано 2 067 556 руб. 00 коп., перечислено в бюджет 1 308 062 руб. 07 коп.;
- за 2006 г. исчислено налога в сумме 25 480 226 руб. 00 коп., удержано налога в сумме 25 480 226 руб. 00 коп., перечислено в бюджет 23 222 683 руб. 35 коп.
за январь - август 2007 г. исчислено налога в сумме 25 292 963 руб. 00 коп., удержано налога 21 968 780 руб. 00 коп., перечислено налога в сумме 22 900 446 руб. 05 коп.
Сумма налога на доходы физических лиц на начисленную, но не выплаченную заработную плату за август 2007 года составила 3 324 183,00 рубля.
Проверкой установлено, что задолженность по налогу по состоянию на 31.08.2007 г. по текущим платежам составила 4 104 543 руб. 53 коп., а общее сальдо по налогу по состоянию на 31.08.2007 (кредитовое сальдо) - 7 428 726 руб. 53 коп. (3 324 183,00 + 4 104 543,53) рублей.
Заявитель в порядке, предусмотренном статьей 100 Налогового кодекса РФ, в представленных в налоговый орган возражениях не согласился с выводами проверяющих, привел следующие доводы.
В акте налоговой проверки от 28.02.2007 года неверно отражено сальдо по НДФЛ по состоянию на 01.12.2005 года в размере 5 204 094,31 рублей, из них:
- - 2 019 193,00 рублей - НДФЛ с невыплаченной заработной платы за ноябрь 2005 года (текущий платеж);
- - 3 184 901,31 рублей - задолженность по налогу прошлых лет, установленная предыдущими налоговыми проверками.
По данным налогоплательщика задолженность по главной книге по состоянию на 01.12.2005 составляла 3 154 177 руб. 85 коп., в т.ч., начисленная за ноябрь 2005 года 2 019 193 руб. 00 коп., задолженность прошлых лет составляет 1 134 984 руб. 85 коп.
На лицевом счете предприятия числится переплата по спорному налогу по актам проверки в размере 548 809 руб. 78 коп., образовавшаяся в результате несвоевременного отражения сумм уплаты по инкассовому поручению N 393 от 14.02.2003, уплаченных с июля 2003 года по август 2005 года. При расчете пени по акту проверки из этой переплаты в мае 2006 года учтена сумма 515 136 руб. 36 коп.
Задолженность по налогу на доходы физических лиц согласно главной книге по состоянию на 31.08.2007 составляет 5 922 958 руб. 91 коп., из них НДФЛ, начисленный на заработную плату за август 2007 года 3 324 183 руб. 00 коп.
По мнению предприятия, из перечисленных платежей в размере 3 184 801,31 рубль, установленная предыдущими налоговыми проверками, сумма в размере 1 501 106 руб. 68 коп. (3 184 901,31 - 1 134 984,85 - 548 809,78) должна приниматься при расчете задолженности по уплате текущих платежей, расчете пеней и суммы штрафа.
Следует произвести перерасчет пеней, учесть суммы переплаты в размере 548 809 руб. 78 коп. по НДФЛ во входящем сальдо по предыдущему акту проверки, как уплаченные до 01.12.2005 г. Задолженность по текущим платежам по НДФЛ предприятием погашена в марте 2008 года.
В подтверждение доводов, изложенных в возражениях на акт проверки, предприятием представлены ответчику: совместное письмо ФГУП "Аэропорт Иркутск" и филиала ОАО Внешторгбанка в г. Иркутске в адрес ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска от 16.08.2005 N 5628; повторное письмо ФГУП "Аэропорт Иркутск" в адрес ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска от 16.02.2006 N 18/48 по поводу зачисления платежей по НДФЛ на лицевой счет налогоплательщика согласно инкассовому поручению N 393 на сумму 584 709 руб. 80 коп.
В ходе рассмотрения возражений ФГУП "Аэропорт Иркутск" дополнительно представленные документы, подтверждают факт оплаты НДФЛ: инкассовое распоряжение N 393 на сумму 502 983 руб. 16 коп.; платежное поручение от 07.03.2008 N 001343 на сумму 2 558 687,00 рублей, которое содержит в назначении платежа: "Налог на доходы физических лиц за декабрь 2007 года" (МС.12.2007) по сроку уплаты 15.01.2008.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки налоговый орган частично согласился с доводами организации о наличии переплаты в сумме 548 809 руб. 78 коп. и произвел соответствующую корректировку доначисленных сумм.
Представленное предприятием платежное поручение от 07.03.2008 г. N 001343 на сумму 2 558 687 руб. 00 коп. не было принято ответчиком во внимание, со ссылкой на то, что указанный документ, датирован 07.03.2008 г. и, соответственно, не относится к проверяемому периоду.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, с учетом представленных заявителем возражений, было вынесено решение от 21.01.2009 г. N 14-32.11/1 о привлечении организации к налоговой ответственности, в том числе по статье 123 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 711 854 руб. 75 коп.
Кроме того, указанным решением предприятию, в том числе, было предложено уплатить в бюджет удержанный налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в общей сумме 3 555 733 руб. 75 коп. и пени по указанному налогу в размере 1 672 424 руб. 54 коп.
Организация в соответствии со статьями 137 - 139 Налогового кодекса РФ обжаловало указанное решение в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области (далее - Управление).
Решением Управления от 03.04.2009 г. N 26-16/04481 жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения, а решение нижестоящего органа без изменения.
Предприятие, считая, что решение ответчика в части налога на доходы физических лиц, не соответствует законодательству о налогах и сборах, и нарушает его права и законные интересы, обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы и возражения представителей сторон и третьего лица, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно статье 24 Кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.
В пункте 1 статьи 226 главы 23 Кодекса установлено, что российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 данной статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Указанные лица именуются в главе 23 Кодекса налоговыми агентами.
Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога (пункт 2 статьи 226 Кодекса).
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам (пункт 4 статьи 226 Кодекса).
Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы начисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды (пункт 6 статьи 226 Кодекса).
При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Невозможностью удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев (пункт 5 статьи 226 Кодекса).
В соответствии с пунктом 5 статьи 24 Кодекса за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в силу статьи 123 Кодекса влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Таким образом, неисполнение налоговым агентом обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет указанного налога, является основанием для привлечения его к налоговой ответственности.
В соответствии со статьями 8 и 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон и состязательности.
Стороны пользуются равными правами в том числе на представление доказательств, участие в их исследовании, представление суду своих доводов и объяснений (ч. 2 ст. 8 АПК РФ); каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, должны доказать обстоятельства, на которые они ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частями 3 и 4 указанной статьи предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания. Лица, участвующие в деле, вправе ссылаться только на те доказательства, с которыми другие лица, участвующие в деле, были ознакомлены заблаговременно.
В соответствии с указанными выше нормами определением суда от 27.07.2009 г. сторонам было предложено провести сверку по спорному налогу.
Из представленных сторонами и третьим лицом документов, их пояснений, включая пояснения ответчика от 13.08.2009 г. N 04-17/11476, усматривается, что задолженность по спорному налогу без учета платежного поручения от 07.03.2008 г. N 001343 фактически составляет 3 052 750 руб. 59 коп. (4 104 543,53 + 2 133 108,37) - (1 500 000 + 1 684 901,31).
Как следует из материалов дела, предприятием в 07.03.2008 г. по платежному поручению N 001343 перечислен в бюджет налог на доходы физических лиц в сумме 2 558 687 руб. 00 коп. за декабрь 2007 г. Факт зачисления в бюджет указанной суммы налога представителями инспекций не отрицается.
Оспаривая решение ответчика, заявитель пояснил, что при оформлении указанного платежного документа была допущена ошибка в назначении платежа, а именно, ошибочно указан период за который произведена уплата налога - НДФЛ за декабрь 2007 г. по сроку уплаты 15.01.2008 г. Фактически по указанному платежному поручению был перечислен в бюджет НДФЛ за декабрь 2006 г.
Из текста решения инспекции от 21.01.2009 г. N 14-32.11/1 следует, что суммы налога, перечисленные организацией по платежному поручению N 001343, не приняты как доказательство уплаты налога за проверяемый период, в связи с тем, что данный платежный документ датирован 07.03.2008 г.
УФНС России по Иркутской области, оставляя решение ответчика без изменения, исходило из того, что налогоплательщик обратился с заявлением об уточнении наименования уже после вынесения оспариваемого решения, и на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представил документы, подтверждающие внесение изменений в наименование платежа.
Арбитражный суд не может согласиться с доводами, указанными налоговыми органами, соответственно, в решении от 21.01.2009 г. N 14-32.11/1 и в решении от 03.04.2009 г. N 26-16/04481.
Подпунктом 4 пункта 4 статьи 45 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
В силу пункта 7 указанной статьи поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные Правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
При обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.
По предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов. Результаты сверки оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа.
Налоговый орган вправе требовать от банка копию поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, оформленного налогоплательщиком на бумажном носителе. Банк обязан представить в налоговый орган копию указанного поручения в течение пяти дней со дня получения требования налогового органа.
В случае, предусмотренном настоящим пунктом, на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки уплаченных налогоплательщиком налогов, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
Следовательно, ответчик на стадии рассмотрения возражений налогоплательщика должен был принять меры по установлению спорного платежа к тому или иному налоговому периоду путем проведения сверки.
Учитывая, что соответствующая сверка инспекцией проведена не была, и в материалы дела последним не представлено доказательств, безусловно и объективно свидетельствующих о том, что, по спорному платежному поручению были фактически уплачены текущие платежи (декабрь 2007 г.), а не задолженность по НДФЛ за декабрь 2006 г., суд находит доказанным факт уплаты в бюджет НДФЛ за декабрь 2006 г.
Принимая во внимание результаты сверки, суд считает, что с предприятия подлежит взысканию налог на доходы физических лиц за проверяемый период в сумме 494 063 руб. 59 коп., штраф по статье 123 Налогового кодекса РФ в сумме 98 812 руб. 72 коп. и пени в размере 1 221 247 руб. 15 коп.
При таких обстоятельствах, решение ответчика в оспариваемой части не соответствует статьям 45, 75, 123, 226 Налогового кодекса РФ и подлежит признанию недействительным.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ на ответчика относятся судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб. 00 коп.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
решил:
заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" от 21.01.2009 г. N 14-32.11/1 в части:
- привлечения Федерального государственного унитарного предприятия "Аэропорт Иркутск" к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 612 334 руб. 03 коп. (подпункт 2 пункта 1 резолютивной части решения);
- предложения Федеральному государственному унитарному предприятию "Аэропорт Иркутск" уплатить налог на доходы физических лиц в сумме 3 061 670 руб. 16 коп. (пункт 3.4 резолютивной части решения) и начисленных пеней по налогу на доходы физических лиц в размере 451 177 руб. 39 коп. (подпункт 3 пункта 2 резолютивной части решения), как не соответствующее статьям 45, 75, 123, 226 Налогового кодекса РФ.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Федерального государственного унитарного предприятия "Аэропорт Иркутск".
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Аэропорт Иркутск" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 14.08.2009 ПО ДЕЛУ N А19-11476/09-18
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 августа 2009 г. по делу N А19-11476/09-18
Резолютивная часть решения объявлена 13.08.2009 года.
Решение в полном объеме изготовлено 14.08.2009 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Сонина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного предприятия "Аэропорт Иркутск"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области
о признании частично недействительным решения от 21.01.2009 г. N 14-32.11/1
при участии представителей
от заявителя: Прудная А.Н., Беликов П.А. - представители по доверенности
от ответчика: Воробьева Н.С. - представители по доверенности
от третьего лица: Канашков Р.А., Ковалев М.В., Журавлева Н.И. - представители по доверенности
установил:
Федеральное государственное предприятие "Аэропорт Иркутск" (далее - предприятие, организация) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области (далее - инспекция, налоговый орган) "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" от 21.01.2009 г. N 14-32.11/1 в части: привлечения к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 612 334 руб. 03 коп. (подпункт 2 пункта 1 резолютивной части решения); начисления пени за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц в сумме 451 177 руб. 39 коп. (подпункт 3.2 пункта 2 резолютивной части решения); предложения уплатить недоимку по налогу на доходы физических лиц в сумме 3 061 670 руб. 16 коп. (пункт 3.4 резолютивной части решения).
В настоящем судебном заседании представители предприятия уточненные требования поддержали, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении и уточнениях к нему.
Представители ответчика и третьего лица привели в судебном заседании доводы, изложенные, соответственно, в отзыве и представленных по делу пояснениях.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании объявлялся перерыв с 05.08.2009 г. до 14 час. 30 мин. 12.08.2009 г., с 12.08.2009 г. до 15 час. 30 мин. 13.08.2009 г. После окончания перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей сторон и третьего лица.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах дела документы, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Федеральное государственное предприятие "Аэропорт Иркутск" зарегистрировано в качестве юридического лица Регистрационной палатой Администрации г. Иркутска, о чем выдано свидетельство серии ИРП-О N 84 от 02.03.1992 г.
Налоговым органом на основании решения от 28.09.2007 г. N 14-32/8 была проведена выездная налоговая проверка ФГУП "Аэропорт-Иркутск" по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2005 г. по 31.08.2007 г.
В ходе проверки полноты, правильности, своевременности перечисления в бюджет удержанных сумм налога на доходы физических лиц с 01.12.2005 г. по 31.08.2007 г. инспекцией установлено следующее.
Сальдо по налогу на доходы физических лиц по состоянию на 01.12.2005 составило (кредитовое сальдо) 5 204 094 руб. 31 коп., из них: 2 019 193 руб. 00 коп. - НДФЛ с невыплаченной заработной платы за ноябрь 2005 года (текущий платеж); 3 184 901 руб. 31 коп. - задолженность по налогу прошлых лет, установленная предыдущими налоговыми проверками.
Задолженность по НДФЛ прошлых лет в сумме 3 184 901 руб. 31 коп., установленная предыдущими налоговыми проверками, погашена в 2007 году (07.10.2007 - 1 500 000 руб. 00 коп.; 07.11.2007 - 1 684 901 руб. 31 коп.).
Сумма удержанного и перечисленного в бюджет налога на доходы физических лиц с разбивкой по годам составила:
- за декабрь 2005 г. исчислено налога в сумме 2 067 556 руб. 00 коп., удержано 2 067 556 руб. 00 коп., перечислено в бюджет 1 308 062 руб. 07 коп.;
- за 2006 г. исчислено налога в сумме 25 480 226 руб. 00 коп., удержано налога в сумме 25 480 226 руб. 00 коп., перечислено в бюджет 23 222 683 руб. 35 коп.
за январь - август 2007 г. исчислено налога в сумме 25 292 963 руб. 00 коп., удержано налога 21 968 780 руб. 00 коп., перечислено налога в сумме 22 900 446 руб. 05 коп.
Сумма налога на доходы физических лиц на начисленную, но не выплаченную заработную плату за август 2007 года составила 3 324 183,00 рубля.
Проверкой установлено, что задолженность по налогу по состоянию на 31.08.2007 г. по текущим платежам составила 4 104 543 руб. 53 коп., а общее сальдо по налогу по состоянию на 31.08.2007 (кредитовое сальдо) - 7 428 726 руб. 53 коп. (3 324 183,00 + 4 104 543,53) рублей.
Заявитель в порядке, предусмотренном статьей 100 Налогового кодекса РФ, в представленных в налоговый орган возражениях не согласился с выводами проверяющих, привел следующие доводы.
В акте налоговой проверки от 28.02.2007 года неверно отражено сальдо по НДФЛ по состоянию на 01.12.2005 года в размере 5 204 094,31 рублей, из них:
- - 2 019 193,00 рублей - НДФЛ с невыплаченной заработной платы за ноябрь 2005 года (текущий платеж);
- - 3 184 901,31 рублей - задолженность по налогу прошлых лет, установленная предыдущими налоговыми проверками.
По данным налогоплательщика задолженность по главной книге по состоянию на 01.12.2005 составляла 3 154 177 руб. 85 коп., в т.ч., начисленная за ноябрь 2005 года 2 019 193 руб. 00 коп., задолженность прошлых лет составляет 1 134 984 руб. 85 коп.
На лицевом счете предприятия числится переплата по спорному налогу по актам проверки в размере 548 809 руб. 78 коп., образовавшаяся в результате несвоевременного отражения сумм уплаты по инкассовому поручению N 393 от 14.02.2003, уплаченных с июля 2003 года по август 2005 года. При расчете пени по акту проверки из этой переплаты в мае 2006 года учтена сумма 515 136 руб. 36 коп.
Задолженность по налогу на доходы физических лиц согласно главной книге по состоянию на 31.08.2007 составляет 5 922 958 руб. 91 коп., из них НДФЛ, начисленный на заработную плату за август 2007 года 3 324 183 руб. 00 коп.
По мнению предприятия, из перечисленных платежей в размере 3 184 801,31 рубль, установленная предыдущими налоговыми проверками, сумма в размере 1 501 106 руб. 68 коп. (3 184 901,31 - 1 134 984,85 - 548 809,78) должна приниматься при расчете задолженности по уплате текущих платежей, расчете пеней и суммы штрафа.
Следует произвести перерасчет пеней, учесть суммы переплаты в размере 548 809 руб. 78 коп. по НДФЛ во входящем сальдо по предыдущему акту проверки, как уплаченные до 01.12.2005 г. Задолженность по текущим платежам по НДФЛ предприятием погашена в марте 2008 года.
В подтверждение доводов, изложенных в возражениях на акт проверки, предприятием представлены ответчику: совместное письмо ФГУП "Аэропорт Иркутск" и филиала ОАО Внешторгбанка в г. Иркутске в адрес ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска от 16.08.2005 N 5628; повторное письмо ФГУП "Аэропорт Иркутск" в адрес ИФНС России по Октябрьскому округу г. Иркутска от 16.02.2006 N 18/48 по поводу зачисления платежей по НДФЛ на лицевой счет налогоплательщика согласно инкассовому поручению N 393 на сумму 584 709 руб. 80 коп.
В ходе рассмотрения возражений ФГУП "Аэропорт Иркутск" дополнительно представленные документы, подтверждают факт оплаты НДФЛ: инкассовое распоряжение N 393 на сумму 502 983 руб. 16 коп.; платежное поручение от 07.03.2008 N 001343 на сумму 2 558 687,00 рублей, которое содержит в назначении платежа: "Налог на доходы физических лиц за декабрь 2007 года" (МС.12.2007) по сроку уплаты 15.01.2008.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки налоговый орган частично согласился с доводами организации о наличии переплаты в сумме 548 809 руб. 78 коп. и произвел соответствующую корректировку доначисленных сумм.
Представленное предприятием платежное поручение от 07.03.2008 г. N 001343 на сумму 2 558 687 руб. 00 коп. не было принято ответчиком во внимание, со ссылкой на то, что указанный документ, датирован 07.03.2008 г. и, соответственно, не относится к проверяемому периоду.
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, с учетом представленных заявителем возражений, было вынесено решение от 21.01.2009 г. N 14-32.11/1 о привлечении организации к налоговой ответственности, в том числе по статье 123 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в сумме 711 854 руб. 75 коп.
Кроме того, указанным решением предприятию, в том числе, было предложено уплатить в бюджет удержанный налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в общей сумме 3 555 733 руб. 75 коп. и пени по указанному налогу в размере 1 672 424 руб. 54 коп.
Организация в соответствии со статьями 137 - 139 Налогового кодекса РФ обжаловало указанное решение в вышестоящий налоговый орган - Управление Федеральной налоговой службы по Иркутской области (далее - Управление).
Решением Управления от 03.04.2009 г. N 26-16/04481 жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения, а решение нижестоящего органа без изменения.
Предприятие, считая, что решение ответчика в части налога на доходы физических лиц, не соответствует законодательству о налогах и сборах, и нарушает его права и законные интересы, обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы и возражения представителей сторон и третьего лица, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Согласно статье 24 Кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов.
В пункте 1 статьи 226 главы 23 Кодекса установлено, что российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 данной статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Указанные лица именуются в главе 23 Кодекса налоговыми агентами.
Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляется в соответствии со статьями 214.1, 227 и 228 Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога (пункт 2 статьи 226 Кодекса).
Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам (пункт 4 статьи 226 Кодекса).
Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы начисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды (пункт 6 статьи 226 Кодекса).
При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Невозможностью удержать налог, в частности, признаются случаи, когда заведомо известно, что период, в течение которого может быть удержана сумма начисленного налога, превысит 12 месяцев (пункт 5 статьи 226 Кодекса).
В соответствии с пунктом 5 статьи 24 Кодекса за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в силу статьи 123 Кодекса влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
Таким образом, неисполнение налоговым агентом обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет указанного налога, является основанием для привлечения его к налоговой ответственности.
В соответствии со статьями 8 и 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе равноправия сторон и состязательности.
Стороны пользуются равными правами в том числе на представление доказательств, участие в их исследовании, представление суду своих доводов и объяснений (ч. 2 ст. 8 АПК РФ); каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств (ч. 2 ст. 9 АПК РФ).
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, должны доказать обстоятельства, на которые они ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частями 3 и 4 указанной статьи предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания. Лица, участвующие в деле, вправе ссылаться только на те доказательства, с которыми другие лица, участвующие в деле, были ознакомлены заблаговременно.
В соответствии с указанными выше нормами определением суда от 27.07.2009 г. сторонам было предложено провести сверку по спорному налогу.
Из представленных сторонами и третьим лицом документов, их пояснений, включая пояснения ответчика от 13.08.2009 г. N 04-17/11476, усматривается, что задолженность по спорному налогу без учета платежного поручения от 07.03.2008 г. N 001343 фактически составляет 3 052 750 руб. 59 коп. (4 104 543,53 + 2 133 108,37) - (1 500 000 + 1 684 901,31).
Как следует из материалов дела, предприятием в 07.03.2008 г. по платежному поручению N 001343 перечислен в бюджет налог на доходы физических лиц в сумме 2 558 687 руб. 00 коп. за декабрь 2007 г. Факт зачисления в бюджет указанной суммы налога представителями инспекций не отрицается.
Оспаривая решение ответчика, заявитель пояснил, что при оформлении указанного платежного документа была допущена ошибка в назначении платежа, а именно, ошибочно указан период за который произведена уплата налога - НДФЛ за декабрь 2007 г. по сроку уплаты 15.01.2008 г. Фактически по указанному платежному поручению был перечислен в бюджет НДФЛ за декабрь 2006 г.
Из текста решения инспекции от 21.01.2009 г. N 14-32.11/1 следует, что суммы налога, перечисленные организацией по платежному поручению N 001343, не приняты как доказательство уплаты налога за проверяемый период, в связи с тем, что данный платежный документ датирован 07.03.2008 г.
УФНС России по Иркутской области, оставляя решение ответчика без изменения, исходило из того, что налогоплательщик обратился с заявлением об уточнении наименования уже после вынесения оспариваемого решения, и на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представил документы, подтверждающие внесение изменений в наименование платежа.
Арбитражный суд не может согласиться с доводами, указанными налоговыми органами, соответственно, в решении от 21.01.2009 г. N 14-32.11/1 и в решении от 03.04.2009 г. N 26-16/04481.
Подпунктом 4 пункта 4 статьи 45 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
В силу пункта 7 указанной статьи поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные Правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
При обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.
По предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов. Результаты сверки оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа.
Налоговый орган вправе требовать от банка копию поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, оформленного налогоплательщиком на бумажном носителе. Банк обязан представить в налоговый орган копию указанного поручения в течение пяти дней со дня получения требования налогового органа.
В случае, предусмотренном настоящим пунктом, на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки уплаченных налогоплательщиком налогов, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
Следовательно, ответчик на стадии рассмотрения возражений налогоплательщика должен был принять меры по установлению спорного платежа к тому или иному налоговому периоду путем проведения сверки.
Учитывая, что соответствующая сверка инспекцией проведена не была, и в материалы дела последним не представлено доказательств, безусловно и объективно свидетельствующих о том, что, по спорному платежному поручению были фактически уплачены текущие платежи (декабрь 2007 г.), а не задолженность по НДФЛ за декабрь 2006 г., суд находит доказанным факт уплаты в бюджет НДФЛ за декабрь 2006 г.
Принимая во внимание результаты сверки, суд считает, что с предприятия подлежит взысканию налог на доходы физических лиц за проверяемый период в сумме 494 063 руб. 59 коп., штраф по статье 123 Налогового кодекса РФ в сумме 98 812 руб. 72 коп. и пени в размере 1 221 247 руб. 15 коп.
При таких обстоятельствах, решение ответчика в оспариваемой части не соответствует статьям 45, 75, 123, 226 Налогового кодекса РФ и подлежит признанию недействительным.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ на ответчика относятся судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб. 00 коп.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
решил:
заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" от 21.01.2009 г. N 14-32.11/1 в части:
- привлечения Федерального государственного унитарного предприятия "Аэропорт Иркутск" к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ в виде штрафа в размере 612 334 руб. 03 коп. (подпункт 2 пункта 1 резолютивной части решения);
- предложения Федеральному государственному унитарному предприятию "Аэропорт Иркутск" уплатить налог на доходы физических лиц в сумме 3 061 670 руб. 16 коп. (пункт 3.4 резолютивной части решения) и начисленных пеней по налогу на доходы физических лиц в размере 451 177 руб. 39 коп. (подпункт 3 пункта 2 резолютивной части решения), как не соответствующее статьям 45, 75, 123, 226 Налогового кодекса РФ.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Федерального государственного унитарного предприятия "Аэропорт Иркутск".
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Иркутской области в пользу Федерального государственного унитарного предприятия "Аэропорт Иркутск" судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Судья
А.А.СОНИН
А.А.СОНИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)