Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 27 февраля 2002 года Дело N Ф03-А04/02-2/148
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Благовещенску на постановление от 24.12.2001 по делу N А04-2388/2001-18/208 Арбитражного суда Амурской области по иску общества с ограниченной ответственностью "Азимут - Плюс" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Благовещенску о признании недействительным решения от 14.08.2001 N 254.
Общество с ограниченной ответственностью "Азимут - Плюс" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Благовещенску о признании недействительным решения N 254 от 14.08.2001.
Решением суда от 30.10.2001 в удовлетворении исковых требований отказано по мотиву того, что налоговым органом правомерно доначислен налог на игорный бизнес, так как суд пришел к выводу, что налоговым периодом является один месяц, следовательно, необходимо было руководствоваться новыми ставками налога.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.12.2001 решение суда первой инстанции отменено и иск удовлетворен в полном объеме. При этом суд пришел к выводу о том, что налоговым периодом по спорному налогу в 2001 году являлся год и изменения в Федеральный закон "О налоге на игорный бизнес" N 142-ФЗ от 31.07.1998, внесенные Федеральным законом N 8-ФЗ от 12.02.2001, вступят в законную силу только с 01.01.2002. Следовательно, у инспекции по налогам и сборам отсутствовали правовые основания для доначисления налога на игорный бизнес, начисления пени и привлечения истца к ответственности в виде штрафа.
Не согласившись с принятым постановлением апелляционной инстанции, ИМНС РФ по г. Благовещенску подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить и оставить в силе решение суда от 30.10.2001. В обоснование своих требований ответчик по делу ссылается на то, что вследствие ошибочного толкования судом норм Федерального закона "О налоге на игорный бизнес" N 142-ФЗ от 31.07.1998, сделан неправильный вывод о том, что налоговым периодом по налогу на игорный бизнес являлся год.
В отзыве на кассационную жалобу и в заседании суда ООО "Азимут - Плюс" отклоняет доводы, изложенные в кассационной жалобе, и считает обжалуемый в кассационном порядке судебный акт законным и обоснованным, так как инспекцией по налогам и сборам неправомерно распространено действие Федерального закона "О налоге на игорный бизнес" в редакции от 12.02.2001 на правоотношения сторон, возникшие в марте, апреле, мае и июне 2001 года. Кроме того, представитель истца ссылается на необоснованное непринятие во внимание судом апелляционной инстанции и налоговым органом доводов общества о том, что оно является субъектом малого предпринимательства, следовательно, повышение ставок налога создает для его деятельности менее благоприятные условия, поэтому и по данному основанию указанный Федеральный закон применению не подлежит.
Инспекция по налогам и сборам, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, участия в заседании суда кассационной инстанции не принимала.
Как установлено материалами дела, инспекцией по налогам и сборам проведена камеральная проверка ООО "Азимут - Плюс" по расчетам налога на игорный бизнес за май, июнь 2001 года и уточненным расчетом за март, апрель 2001 года. В ходе проверки установлено занижение данного налога, что послужило основанием для принятия 14.08.2001 решения N 254 о привлечении общества за совершенное правонарушение к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 37000 рублей. Также данным решением предложено ООО "Азимут - Плюс" в добровольном порядке перечислить доначисленный налог в сумме 184999 рублей и пени - 3965 руб. 86 коп.
Из расчета налога на игорный бизнес за май и июнь 2001 года и уточненных расчетов за март и апрель 2001 года, представленных в налоговый орган ООО "Азимут - Плюс", следует, что общество исчисляло налог по ставкам, установленным Федеральным законом "О налоге на игорный бизнес" от 31.07.1998 N 142-ФЗ с учетом Закона Амурской области "О ставках налога на игорный бизнес на территории Амурской области", исходя из ставки, установленной на год - 300 минимальных размеров оплаты труда (далее - МРОТ) за каждый игровой стол.
Принимая решение о доначислении налога, инспекция по налогам и сборам исходила из того, что в отчетный период действовала новая редакция указанного выше Федерального закона, так как 12.02.2001 принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О налоге на игорный бизнес", в соответствии с которым минимальный размер ставок налога в месяц за каждый игровой стол составил 200 МРОТ.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что налоговым периодом по налогу на игорный бизнес является год, следовательно, изменения и дополнения, внесенные в Федеральный закон "О налоге на игорный бизнес", вступят в законную силу только с 01.01.2002, является ошибочным.
Действительно, в редакции Федерального закона "О налоге на игорный бизнес" от 31.07.1998 N 142-ФЗ понятие налогового периода отсутствовало. Данное понятие введено указанным выше Федеральным законом N 8-ФЗ от 12.02.2001, а именно статьей 4.1. Вместе с тем, Федеральный закон "О налоге на игорный бизнес" вступил в законную силу до введения в действие Налогового кодекса РФ и соответствовал действовавшему на тот период времени налоговому законодательству.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона "О налоге на игорный бизнес" в редакции от 31.07.1998, минимальный размер ставок установлен на год, расчет налога представляется ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Уплата сумм налога производится ежемесячно равными долями в размере одной двенадцатой годовой суммы установленного налога по единой ставке.
В связи с вышеизложенным, так как налоговая база по налогу на игорный бизнес определяется ежемесячно, по итогам года корректировка налога, подлежащего уплате, не производится, уточненные расчеты не представляются, у арбитражного суда отсутствовали правовые основания считать налоговым периодом по данному виду налога календарный год, а ежемесячные платежи расценивать как авансовые. В данном случае, отчетный и налоговый периоды составляют один календарный месяц.
Таким образом, арбитражным судом неверно истолкованы нормы статьи 55 НК РФ, в соответствии с которой под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О налоге на игорный бизнес" от 12.02.2001 N 8-ФЗ опубликован 12.02.2001 в "Собрании законодательства РФ".
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в законную силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Так как налоговым периодом по налогу на игорный бизнес и до принятия Федерального закона N 8-ФЗ от 12.02.2001 являлся календарный месяц, то в редакции от 12.02.2001 Федеральный закон "О налоге на игорный бизнес" вступил в законную силу с 01.04.2001.
Таким образом, при отсутствии нормативного акта субъекта Российской Федерации, принятого в соответствии с вышеуказанным Законом, начиная с 01.04.2001 ООО "Азимут - Плюс" при исчислении налога на игорный бизнес следовало руководствоваться минимальными размерами ставок налога, установленными пунктом 2 статьи 5 Федерального закона "О налоге на игорный бизнес" в редакции от 12.02.2001.
Следовательно, при изложенных обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для признания действий налогового органа по доначислению истцу налога на игорный бизнес за апрель, май, июнь 2001 года по ставкам, установленным вышеизложенной нормой права, неправомерными, в связи с чем удовлетворение исковых требований в данной части является ошибочным.
Вместе с тем, истцом обоснованно представлен в налоговый орган уточненный расчет за март 2001 года исходя из ставок, установленных Федеральным законом "О налоге на игорный бизнес" от 31.07.1998 N 142-ФЗ с учетом Закона Амурской области "О ставках налога на игорный бизнес на территории Амурской области" от 26.04.1999 N 144-ОЗ, так как новые ставки налога подлежали применению только с 01.04.2001, и у инспекции по налогам и сборам отсутствовали правовые основания для доначисления данного налога в сумме 17500 рублей, соответствующие в этой части пени и применения штрафных санкций в сумме 3500 рублей. Таким образом, исковые требования ООО "Азимут - Плюс" о признании недействительным решения ИМНС РФ по г. Благовещенску N 254 от 14.08.2001 в указанной части подлежат удовлетворению.
Так как налог на игорный бизнес за апрель, май, июнь 2001 года доначислен обоснованно налоговым органом, следовательно, со стороны ООО "Азимут - Плюс" имело место неправильное его исчисление, что в силу пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ является основанием для привлечения ООО "Азимут - Плюс" к ответственности и взыскания штрафа в размере 20% от доначисленного налога в сумме 33500 руб., взыскания налога в сумме 167499 руб. и доначисления на данный налог пени в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ.
Возражения ООО "Азимут - Плюс" о том, что указанный Федеральный закон не подлежит применению, так как создает для него менее благоприятные условия хозяйствования, являются необоснованными.
В соответствии с пунктом 7 статьи 6 Федерального закона "О налоге на игорный бизнес" сумма налога включается в состав расходов, связанных с осуществлением данного вида предпринимательской деятельности. Следовательно, увеличение ставки налога на игорный бизнес влечет увеличение размера данного налога, но не создает автоматически менее благоприятные условия хозяйствования, вследствие чего абзац 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", согласно которому субъекты малого предпринимательства в течение первых четырех лет своей деятельности подлежат налогообложению в том порядке, который действовал на момент их государственной регистрации, в случае, если изменение налогового законодательства создает для них менее благоприятные условия по сравнению с ранее действовавшими условиями налогообложения, применению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в апелляционной и кассационной инстанциях следует возложить на ООО "Азимут - Плюс" в сумме 1000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 95, 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Амурской области от 24.12.2001 по делу N А04-2388/01-18/208 отменить. Исковые требования ООО "Азимут - Плюс" удовлетворить частично: признать недействительным решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Благовещенску от 14.08.2001 N 254 в части доначисления налога на игорный бизнес за март 2001 года в сумме 17500 руб., соответствующей части пени, штрафа в сумме 3500 руб. В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Взыскать с ООО "Азимут - Плюс" в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб. Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Амурской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 27.02.2002 N Ф03-А04/02-2/148
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 27 февраля 2002 года Дело N Ф03-А04/02-2/148
Арбитражный суд рассмотрел кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Благовещенску на постановление от 24.12.2001 по делу N А04-2388/2001-18/208 Арбитражного суда Амурской области по иску общества с ограниченной ответственностью "Азимут - Плюс" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Благовещенску о признании недействительным решения от 14.08.2001 N 254.
Общество с ограниченной ответственностью "Азимут - Плюс" обратилось в Арбитражный суд Амурской области с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Благовещенску о признании недействительным решения N 254 от 14.08.2001.
Решением суда от 30.10.2001 в удовлетворении исковых требований отказано по мотиву того, что налоговым органом правомерно доначислен налог на игорный бизнес, так как суд пришел к выводу, что налоговым периодом является один месяц, следовательно, необходимо было руководствоваться новыми ставками налога.
Постановлением апелляционной инстанции от 24.12.2001 решение суда первой инстанции отменено и иск удовлетворен в полном объеме. При этом суд пришел к выводу о том, что налоговым периодом по спорному налогу в 2001 году являлся год и изменения в Федеральный закон "О налоге на игорный бизнес" N 142-ФЗ от 31.07.1998, внесенные Федеральным законом N 8-ФЗ от 12.02.2001, вступят в законную силу только с 01.01.2002. Следовательно, у инспекции по налогам и сборам отсутствовали правовые основания для доначисления налога на игорный бизнес, начисления пени и привлечения истца к ответственности в виде штрафа.
Не согласившись с принятым постановлением апелляционной инстанции, ИМНС РФ по г. Благовещенску подала кассационную жалобу, в которой просит его отменить и оставить в силе решение суда от 30.10.2001. В обоснование своих требований ответчик по делу ссылается на то, что вследствие ошибочного толкования судом норм Федерального закона "О налоге на игорный бизнес" N 142-ФЗ от 31.07.1998, сделан неправильный вывод о том, что налоговым периодом по налогу на игорный бизнес являлся год.
В отзыве на кассационную жалобу и в заседании суда ООО "Азимут - Плюс" отклоняет доводы, изложенные в кассационной жалобе, и считает обжалуемый в кассационном порядке судебный акт законным и обоснованным, так как инспекцией по налогам и сборам неправомерно распространено действие Федерального закона "О налоге на игорный бизнес" в редакции от 12.02.2001 на правоотношения сторон, возникшие в марте, апреле, мае и июне 2001 года. Кроме того, представитель истца ссылается на необоснованное непринятие во внимание судом апелляционной инстанции и налоговым органом доводов общества о том, что оно является субъектом малого предпринимательства, следовательно, повышение ставок налога создает для его деятельности менее благоприятные условия, поэтому и по данному основанию указанный Федеральный закон применению не подлежит.
Инспекция по налогам и сборам, извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, участия в заседании суда кассационной инстанции не принимала.
Как установлено материалами дела, инспекцией по налогам и сборам проведена камеральная проверка ООО "Азимут - Плюс" по расчетам налога на игорный бизнес за май, июнь 2001 года и уточненным расчетом за март, апрель 2001 года. В ходе проверки установлено занижение данного налога, что послужило основанием для принятия 14.08.2001 решения N 254 о привлечении общества за совершенное правонарушение к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 37000 рублей. Также данным решением предложено ООО "Азимут - Плюс" в добровольном порядке перечислить доначисленный налог в сумме 184999 рублей и пени - 3965 руб. 86 коп.
Из расчета налога на игорный бизнес за май и июнь 2001 года и уточненных расчетов за март и апрель 2001 года, представленных в налоговый орган ООО "Азимут - Плюс", следует, что общество исчисляло налог по ставкам, установленным Федеральным законом "О налоге на игорный бизнес" от 31.07.1998 N 142-ФЗ с учетом Закона Амурской области "О ставках налога на игорный бизнес на территории Амурской области", исходя из ставки, установленной на год - 300 минимальных размеров оплаты труда (далее - МРОТ) за каждый игровой стол.
Принимая решение о доначислении налога, инспекция по налогам и сборам исходила из того, что в отчетный период действовала новая редакция указанного выше Федерального закона, так как 12.02.2001 принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О налоге на игорный бизнес", в соответствии с которым минимальный размер ставок налога в месяц за каждый игровой стол составил 200 МРОТ.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что налоговым периодом по налогу на игорный бизнес является год, следовательно, изменения и дополнения, внесенные в Федеральный закон "О налоге на игорный бизнес", вступят в законную силу только с 01.01.2002, является ошибочным.
Действительно, в редакции Федерального закона "О налоге на игорный бизнес" от 31.07.1998 N 142-ФЗ понятие налогового периода отсутствовало. Данное понятие введено указанным выше Федеральным законом N 8-ФЗ от 12.02.2001, а именно статьей 4.1. Вместе с тем, Федеральный закон "О налоге на игорный бизнес" вступил в законную силу до введения в действие Налогового кодекса РФ и соответствовал действовавшему на тот период времени налоговому законодательству.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона "О налоге на игорный бизнес" в редакции от 31.07.1998, минимальный размер ставок установлен на год, расчет налога представляется ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Уплата сумм налога производится ежемесячно равными долями в размере одной двенадцатой годовой суммы установленного налога по единой ставке.
В связи с вышеизложенным, так как налоговая база по налогу на игорный бизнес определяется ежемесячно, по итогам года корректировка налога, подлежащего уплате, не производится, уточненные расчеты не представляются, у арбитражного суда отсутствовали правовые основания считать налоговым периодом по данному виду налога календарный год, а ежемесячные платежи расценивать как авансовые. В данном случае, отчетный и налоговый периоды составляют один календарный месяц.
Таким образом, арбитражным судом неверно истолкованы нормы статьи 55 НК РФ, в соответствии с которой под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О налоге на игорный бизнес" от 12.02.2001 N 8-ФЗ опубликован 12.02.2001 в "Собрании законодательства РФ".
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса РФ акты законодательства о налогах и сборах вступают в законную силу не ранее, чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Так как налоговым периодом по налогу на игорный бизнес и до принятия Федерального закона N 8-ФЗ от 12.02.2001 являлся календарный месяц, то в редакции от 12.02.2001 Федеральный закон "О налоге на игорный бизнес" вступил в законную силу с 01.04.2001.
Таким образом, при отсутствии нормативного акта субъекта Российской Федерации, принятого в соответствии с вышеуказанным Законом, начиная с 01.04.2001 ООО "Азимут - Плюс" при исчислении налога на игорный бизнес следовало руководствоваться минимальными размерами ставок налога, установленными пунктом 2 статьи 5 Федерального закона "О налоге на игорный бизнес" в редакции от 12.02.2001.
Следовательно, при изложенных обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для признания действий налогового органа по доначислению истцу налога на игорный бизнес за апрель, май, июнь 2001 года по ставкам, установленным вышеизложенной нормой права, неправомерными, в связи с чем удовлетворение исковых требований в данной части является ошибочным.
Вместе с тем, истцом обоснованно представлен в налоговый орган уточненный расчет за март 2001 года исходя из ставок, установленных Федеральным законом "О налоге на игорный бизнес" от 31.07.1998 N 142-ФЗ с учетом Закона Амурской области "О ставках налога на игорный бизнес на территории Амурской области" от 26.04.1999 N 144-ОЗ, так как новые ставки налога подлежали применению только с 01.04.2001, и у инспекции по налогам и сборам отсутствовали правовые основания для доначисления данного налога в сумме 17500 рублей, соответствующие в этой части пени и применения штрафных санкций в сумме 3500 рублей. Таким образом, исковые требования ООО "Азимут - Плюс" о признании недействительным решения ИМНС РФ по г. Благовещенску N 254 от 14.08.2001 в указанной части подлежат удовлетворению.
Так как налог на игорный бизнес за апрель, май, июнь 2001 года доначислен обоснованно налоговым органом, следовательно, со стороны ООО "Азимут - Плюс" имело место неправильное его исчисление, что в силу пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ является основанием для привлечения ООО "Азимут - Плюс" к ответственности и взыскания штрафа в размере 20% от доначисленного налога в сумме 33500 руб., взыскания налога в сумме 167499 руб. и доначисления на данный налог пени в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ.
Возражения ООО "Азимут - Плюс" о том, что указанный Федеральный закон не подлежит применению, так как создает для него менее благоприятные условия хозяйствования, являются необоснованными.
В соответствии с пунктом 7 статьи 6 Федерального закона "О налоге на игорный бизнес" сумма налога включается в состав расходов, связанных с осуществлением данного вида предпринимательской деятельности. Следовательно, увеличение ставки налога на игорный бизнес влечет увеличение размера данного налога, но не создает автоматически менее благоприятные условия хозяйствования, вследствие чего абзац 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", согласно которому субъекты малого предпринимательства в течение первых четырех лет своей деятельности подлежат налогообложению в том порядке, который действовал на момент их государственной регистрации, в случае, если изменение налогового законодательства создает для них менее благоприятные условия по сравнению с ранее действовавшими условиями налогообложения, применению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в апелляционной и кассационной инстанциях следует возложить на ООО "Азимут - Плюс" в сумме 1000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 95, 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Амурской области от 24.12.2001 по делу N А04-2388/01-18/208 отменить. Исковые требования ООО "Азимут - Плюс" удовлетворить частично: признать недействительным решение Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Благовещенску от 14.08.2001 N 254 в части доначисления налога на игорный бизнес за март 2001 года в сумме 17500 руб., соответствующей части пени, штрафа в сумме 3500 руб. В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Взыскать с ООО "Азимут - Плюс" в доход федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб. Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Амурской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)