Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 16.02.2007 ПО ДЕЛУ N А40-1517/06-35-15

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


от 16 февраля 2007 г. Дело N А40-1517/06-35-15

Резолютивная часть решения объявлена 16 февраля 2007 г.
Арбитражный суд г. Москвы в составе: судьи П., при ведении протокола судебного заседания секретарем С., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Московская нефтяная компания "МНК" к Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о признании частично недействительным решения и требований, при участии: от заявителя - Д.Р. и Б. по дов. от 28.09.2006, У. по дов. от 20.12.2006, от заинтересованного лица - К. по дов. от 04.09.2006 (служ. удост. УР N 017353)
УСТАНОВИЛ:

ОАО "Московская нефтяная компания "МНК" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, с учетом уточнения исковых требований, со следующими требованиями:
Признать недействительным как не соответствующим законодательству о налогах и сборах решение Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения N 52/1004 от 30 декабря 2005 года в части начисления открытому акционерному обществу Московская нефтяная компания "МНК" к уплате в бюджет налогов, пени в соответствующей сумме и привлечения общества к налоговой ответственности в виде штрафа по пунктам 1.2, 1.3, 1.7, 1.8, 1.10, 1.11, 1.12, 1.13, 1.14, 1.15, 3.1 (в части НДС, приходящегося на товары (работы, услуги) по пунктам 1.2, 1.3, 1.7, 1.8, 1.10, 1.11, 1.12, 1.13, 1.14, 1.15 указанного решения), 4.1, 6.2 и разделу 2 указанного решения.
Признать недействительными как не соответствующими законодательству о налогах и сборах требования Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 об уплате налога от 30 декабря 2005 года N 902 и об уплате налоговой санкции от 30 декабря 2005 года N 223, направленные в адрес открытого акционерного общества Московская нефтяная компания "МНК", в части начисления открытому акционерному обществу Московская нефтяная компания "МНК" к уплате в бюджет налогов, пени в соответствующей сумме и штрафа по пунктам 1.2, 1.3, 1.7, 1.8, 1.10, 1.11, 1.12, 1.13, 1.14, 1.15, 3.1 (в части НДС, приходящегося на товары (работы, услуги) по пунктам 1.2, 1.3, 1.7, 1.8, 1.10, 1.11, 1.12, 1.13, 1.14, 1.15 указанного решения), 4.1, 6.2 и разделу 2 указанного решения.
Инспекцией заявлено встречное исковое заявление о взыскании с ОАО "МНК" налоговых санкций в размере 96943880,41 руб.
Решением от 14.04.2006 требования заявителя и встречное исковое заявление Инспекции удовлетворены частично.
Постановлением ФАС МО от 27.11.2006 по делу N КА-А40/9582-05 отменено решение Арбитражного суда г. Москвы от 14 апреля 2006 года по делу N А40-1517/06-35-15 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 июля 2006 года по делу N 09АП-6153/06-АК в части отказа в удовлетворении заявления общества о признании недействительными пункта 4.1 решения налогового органа N 52/1004 от 30 декабря 2005 года, частично требований N 902 и 223 и удовлетворения требования налогового органа по сумме, относящейся к пункту 4.1 решения, дело в указанной части передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, ознакомившись с отзывом на заявление, учитывая указания Федерального арбитражного суда Московского округа, суд считает требования заявителя в части касающейся пункта 4.1 оспариваемого решения подлежащими удовлетворению, а встречное исковое заявление Инспекции в сумме 74066066 руб. не подлежащее удовлетворению, по следующим основаниям:
Как следует из материалов дела, Инспекция по результатам рассмотрения акта от 12.12.2005 N 52/936 выездной налоговой проверки заявителя за проверяемый период с 01.01.2002 по 31.12.2003 и возражения организации от 19.12.2005 N 355/14 по акту, а также документы, направленные в Инспекцию сопроводительным письмом б/н от 23.12.2005 - вынесла решение от 30.12.2005 N 52/1004. По решению начислена сумма в размере 700915747,11 руб., из которой:
- сумма налогов в размере 484713164,07 руб.;
- сумма пени в размере 119258702,63 руб.;
- сумма налоговых санкций в размере 96943880,41 руб.
Инспекцией выставлены заявителю требование N 902 об уплате налога по состоянию на 30.12.2005 на уплату налогов в общей сумме 484713164,07 руб. и пени в размере 119258702,63 руб. и требование N 223 об уплате налоговой санкции от 30.12.2005.
Пункт 4.1 оспариваемого решения Инспекцией установлено неправомерное возмещение акциза из бюджета в 2003 году в сумме 370330330 руб.
В обоснование своих выводов налоговый орган утверждает следующее:
ОАО "МНК" был заключен договор N 11/74-01 от 19.07.2001 с ЗАО ТД "МНК", согласно которого агент (ЗАО "ТД МНК") от своего имени по поручению и за счет принципала совершает для принципала юридические и иные действия, связанные с реализацией нефтепродуктов в соответствии с условиями договора и соответствующих протоколов, дополнений и приложений к нему.
В соответствии со ст. 1005 ГК РФ по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент. Поэтому, если счета-фактуры выставляются покупателю нефтепродуктов агентом от своего имени, а не от имени принципала (ОАО "МНК") у принципала не возникает оснований для осуществления налоговых вычетов по данным счетам-фактурам. Заявителем, имеющим свидетельство на оптовую реализацию нефтепродуктов (том 19, л.д. 37), в апреле - декабре 2003 года при получении нефтепродуктов - бензина автомобильного и дизельного топлива, - начислены акцизы, что подтверждается налоговыми декларациями за указанные налоговые периоды с отметками налогового органа об их принятии (том 6, л.д. 3 - 102; том 7, л.д. 2 - 136; том 19, л.д. 27 - 36). Правильность начисления акцизов налоговым органом в решении N 52/1004 от 30.12.2005 не оспаривается.
В соответствии с установленными сроками заявитель уплатил в бюджет акцизы в общей сумме 935629765,00 рублей, что подтверждается копиями платежных поручений и выписок банка, представленными в материалы судебного дела (том 6, л.д. 112 - 140). Соответствие сумм акцизов, уплаченных по указанным документам, данным налоговых деклараций заявителя подтверждено актом сверки начисления и уплаты ОАО "МНК" акцизов на нефтепродукты за период апрель - декабрь 2003 года, составленным заявителем и Межрегиональной инспекцией ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 1.
ОАО "МНК" заключен договор N 11/74-01 от 19.07.2001 с ЗАО ТД "МНК", согласно которого агент (ЗАО "ТД МНК") от своего имени по поручению и за счет принципала совершает для принципала юридические и иные действия, связанные с реализацией нефтепродуктов в соответствии с условиями договора и соответствующих протоколов, дополнений и приложений к нему.
В соответствии с договором N 11/74-01 от 19.07.2001 принципал (ОАО "МНК") в 2003 году передавал агенту (ЗАО "ТД МНК") нефтепродукты - бензин и дизельное топливо - по актам приема-передачи.
Нефтепродукты были реализованы агентом следующим покупателям: ООО "Альянс Комэкс" по договору N 1-3Т/58-04-03 от 09.04.2003; ООО "Сириус" по договору N 1-3Т/78-06-03 от 16.06.2003; ООО "ОЙЛРОС" по договору N 1-3Т/74-06-2003 от 02.06.2003; ООО "СПб Продукт Сервис" по договору N 1-3Т/106-08-03 от 07.08.2003; ЗАО "Байкал Ресурс" по договору N 1-3Т/100-07-03 от 25.07.2003; ООО "Дентоникс" по договору N 1-3Т/108-08-03 от 27.08.2003; ООО "Ярфинтрейд" по договору N 1-3Т/112-08-03 от 27.08.2003; ООО "Отделресурссервис" по договору N 1-3Т/113-09-03 от 29.09.2003; ОАО "Эртан" по договору N 1-3Т/139-11-03 от 28.11.2003.
Как следует из п. 1 ст. 200 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам, определенную в соответствии со статьей 194 настоящей главы, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
П. 8 ст. 200 НК РФ установлено, что вычетам подлежат суммы акциза, начисленные при получении нефтепродуктов налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство, и (или) свидетельство на оптовую реализацию, и (или) свидетельство на оптово-розничную реализацию, при их реализации (передаче) налогоплательщику, имеющему свидетельство (при представлении документов в соответствии с пунктом 8 статьи 201 настоящего Кодекса).
В силу п. 8 ст. 201 НК РФ налоговые вычеты, указанные в пункте 8 статьи 200 настоящего Кодекса, производятся при представлении налогоплательщиком в налоговые органы следующих документов:
1) копии договора с покупателем (получателем) нефтепродуктов, имеющим свидетельство;
2) реестров счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель (получатель) нефтепродуктов.
В рассматриваемом случае договора на реализацию нефтепродуктов заключались ЗАО "ТД МНК" в соответствии с условиями договора N 11/74-01 от 19.07.2001 от своего имени, соответственно, счета-фактуры также выставлялись от имени ЗАО "ТД МНК".
Ссылка Инспекции на ст. 1005 ГК РФ, которой установлено, что по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, судом не принимается.
П. 3 ст. 2 ГК РФ установлено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется.
Таким образом, приобретение агентом прав и обязанностей по гражданско-правовой сделке с третьим лицом не означает переход к нему прав и обязанностей налогоплательщика, в том числе в части акцизов (включая право на применение налоговых вычетов).
В силу ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
П. 2 ст. 179 НК РФ предусмотрено, что организации и иные лица, указанные в настоящей статье, признаются налогоплательщиками, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с настоящей главой.
П. 3 ст. 182 НК РФ установлено, что для целей настоящей главы получением нефтепродуктов признаются:
- приобретение нефтепродуктов в собственность;
- оприходование нефтепродуктов, полученных в счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья и материалов (в том числе из подакцизных нефтепродуктов);
- оприходование подакцизных нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов);
- получение собственником сырья и материалов нефтепродуктов в качестве готовой продукции, произведенных из этого сырья и материалов на основе договора переработки.
В соответствии со ст. 1011 ГК РФ к отношениям, вытекающим из агентского договора, соответственно применяются правила, предусмотренные гл. 51 ГК РФ ("Комиссия"), если по условиям агентского договора агент действует от своего имени.
Вопрос относительно права собственности на вещи, передаваемые агенту главой 52 ГК РФ ("Агентирование") не урегулирован. В связи с чем, в силу ст. 1011 ГК РФ по данному вопросу применяются правила, предусмотренные гл. 51 ГК РФ ("Комиссия").
В силу п. 1 ст. 996 ГК РФ вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего.
В силу п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Таким образом, передача права собственности на товар, то есть реализация товара, осуществляется именно принципалом, а не агентом, так как у последнего права собственности на реализуемый по агентскому договору товар нет.
Таким образом, право на применение налоговых вычетов в силу п. 8 ст. 200 НК РФ при реализации нефтепродуктов через агента возникает именно у принципала по договору, поскольку именно он является налогоплательщиком, реализующим товар.
При этом, гл. 22 НК РФ не установлено, что налогоплательщик не может воспользоваться налоговыми вычетами при реализации нефтепродуктов через агента в случае выставления счетов-фактур агентом.
П. 6 ст. 3 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
В силу п. 7 ст. 3 НК РФ: "Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, плательщика сборов".
Основанием для принятия налоговых вычетов в силу п. 8 ст. 200 НК РФ является представление реестров счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель (получатель) нефтепродуктов.
Данные реестры с необходимыми отметками представлены были, что Инспекцией не оспаривается.
На основании изложенного, довод Инспекции о том, что если счета-фактуры выставляются покупателю нефтепродуктов агентом от своего имени, а не от имени принципала (ОАО "МНК") у принципала не возникает оснований для осуществления налоговых вычетов по данным счетам-фактурам, необоснован.
В материалы дела представлены договор N 11/74-01 от 19.07.2001 с ЗАО ТД "МНК", акты приема-передачи, договора с покупателями, реестр счетов-фактур, данные документы в силу пункта 8 статьи 200 НК РФ подтверждают право заявителя на применение налоговых вычетов при их реализации нефтепродуктов налогоплательщику, имеющему свидетельство через агента.
В соответствии с п. 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений по акту выездной налоговой проверки, независимо от того, представлялись ли эти документы налогоплательщиком налоговому органу в сроки, определенные п. 5 ст. 100 НК РФ.
Таким образом, Инспекцией необоснованно произведено доначисление акциза в 2003 году в сумме 370330330 руб., а также привлечение ОАО "МНК" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату (неполную) уплату акциза в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налогов в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм в сумме 74066066 руб.
Письменные консультации по спорному вопросу советника налоговой службы РФ III ранга Д.И. не относятся к актам законодательства о налогах и сборах. В связи с чем, ссылки сторон на эти консультации не принимаются.




На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 39, 88, 93, 106, 108, 109, 122, 179, 182, 200, 2001 НК РФ, ст. ст. 65, 69, 110, 167, 168, 169, 170, 171, 176, 177, 197, 200, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:

признать недействительным, как не соответствующее главе 22 НК РФ, решение МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения N 52/1004 от 30 декабря 2005 года в части начисления ОАО Московская нефтяная компания "МНК" к уплате в бюджет налогов, пени в соответствующей сумме и привлечения общества к налоговой ответственности в виде штрафа по пунктам 4.1 указанного решения.
Признать недействительными, как не соответствующими ст. 69 НК РФ, требования МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 об уплате налога от 30 декабря 2005 года N 902 и об уплате налоговой санкции от 30 декабря 2005 года N 223, направленные в адрес ОАО Московская нефтяная компания "МНК", в части начисления ОАО Московская нефтяная компания "МНК" к уплате в бюджет налогов, пени в соответствующей сумме и штрафа по пунктам 4.1 указанного решения.
В удовлетворении остальной части встречного искового заявления МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в части взыскания с ОАО Московская нефтяная компания "МНК" суммы налоговых санкций в размере 74066066 руб. отказать.
Возвратить ОАО Московская нефтяная компания "МНК" государственную пошлину из федерального бюджета в размере 3000 руб.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в Девятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с момента принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)