Судебные решения, арбитраж
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть решения объявлена 07 августа 2008 года. Полный текст решения изготовлен 09 августа 2008 года.
Арбитражный суд Республики Карелия
в составе:
судьи Курчакова В.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рочевой А.А.,
рассмотрев материалы дела по заявлению открытого акционерного общества "Суоярвская типография"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Карелия
третье лицо - Министерство природных ресурсов Республики Карелия
о признании недействительным уведомления N 11-12/13409 от 03.10.2008
при участии в заседании:
от заявителя - Запевалкиной Елены Алексеевны, директора
от ответчика - Прокапович Дарьяны Сергеевны, представителя по доверенности от 14.01.2008
открытое акционерное общество "Суоярвская типография" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Карелия (далее - ответчик, инспекция) о признании недействительным уведомления инспекции N 11-12/13409 от 03.10.2007 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2007.
Основанием для направления оспариваемого уведомления послужило то обстоятельство, что учредителем акционерного общества является Республика Карелия в лице Министерства природных ресурсов Республики Карелия (далее - Министерство), следовательно, в соответствии с подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) общество не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Заявитель в судебном заседании пояснил, что данная правовая норма не может распространяться на государственный орган - Министерство, так как оно не подпадает под определение понятий "организация" и "юридическое лицо".
Кроме того, заявитель полагает необоснованным решение о переводе на общую систему налогообложения и пересчете налоговых обязательств за 2007 год, поскольку право на применение в 2007 году упрощенной системы налогообложения было предоставлено налоговым органом 04.04.2007. И именно поэтому общество до октября 2007 года применяло указанную систему налогообложения.
Полагая, что перевод на общую систему налогообложения и требование инспекции пересчитать налоговые обязательства за 2007 год приведет к банкротству предприятия, просит суд заявленное требование удовлетворить.
В судебном заседании заявитель в подтверждение своей позиции о неправомерности отказа в применении упрощенной системы налогообложения, просил суд приобщить к материалам дела письмо Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N 05-1-01/228 и решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.11.2003 N 12358/03.
Ответчик считает правомерным перевод общества на общую систему налогообложения и руководствуется при этом нормами налогового законодательства, в том числе подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ, и разъяснениями Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия, решением которого жалоба общества по данному вопросу была отклонена.
Министерство природных ресурсов Республики Карелия (далее - Министерство), привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, своего представителя в суд не направило. Поясняя свою позицию в представленном в суд отзыве, Министерство указывает на то, что ОАО "Суоярвская типография" создано в форме государственного унитарного предприятия. В соответствии со статьей 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Имущество предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (паям, долям) и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности. Таким образом, из приведенной нормы следует, что при создании государственного унитарного предприятия исключается возможность непосредственного участия в этом предприятии других лиц.
При учреждении государственного предприятия все соответствующие учредителю права возникают у государственного образования, в данном случае - Республики Карелия. Государственное образование не является организацией в том смысле, какой заложен в статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах считает уведомление инспекции о невозможности применения обществом упрощенной системы налогообложения неправомерным.
Указанная позиция подтверждается судебной практикой, в частности, постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.07.03 N А26-673/03-23.
Изучив представленные материалы, выслушав пояснения сторон, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, общество 26.10.2006 года обратилось в инспекцию с заявлением о переводе его на упрощенную систему налогообложения, с объектом налогообложения "Доходы, уменьшенные на величину расходов".
20.03.2007 налоговая инспекция уведомило налогоплательщика о возможности применения обществом упрощенной системы налогообложения (л.д. 14). Общество применяло упрощенную систему налогообложения с 01.01.2007.
03.10.2007 инспекция уведомлением N 11-12/13409 отказала обществу в переводе на упрощенную систему налогообложения на основании подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ, поскольку у общества доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов.
Общество не согласилось с решением налогового органа и оспорило уведомление в судебном порядке.
Оценив представленные по делу доказательства, суд считает требование общества законным и обоснованным.
Согласно подпункту 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.
ОАО "Суоярвская типография", единственным учредителем которого, согласно Распоряжению от 14.06.2006 N 378 "Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия Республики Карелия "Суоярвская районная типография", является Республика Карелия в лице Министерства государственной собственности и природных ресурсов Республики Карелия (л.д. 37-39), создано в форме государственного унитарного предприятия.
В соответствии со статьей 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям). В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Таким образом, из приведенной нормы Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что при создании государственного унитарного предприятия заведомо исключается возможность непосредственного участия в этом предприятии других организаций.
Пунктом 1 статьи 11 НК РФ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 11 Кодекса именно для целей налогообложения дано понятие организации. Организация - это юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранное юридическое лицо, компания, другое корпоративное образование, обладающее гражданской правоспособностью, созданное в соответствии с законодательством иностранного государства, международная организация, ее филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
Следовательно, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, участвующие в создании унитарных предприятий через свои уполномоченные органы, не подпадают под понятие "организация" в целях Налогового кодекса Российской Федерации.
ОАО "Суоярвская типография" отвечает признакам государственного унитарного предприятия, поскольку, являясь коммерческой организацией, оно не наделено правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество.
С учетом изложенного суд считает, что в данном случае у налогового органа не имелось правовых оснований для направления ОАО "Суоярвская типография" уведомления от 03.10.2007 N 11-12/13409 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
Кроме того, суд принимает во внимание также то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 346.13 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения. Таким образом, у налогового органа, выдавшего обществу уведомление о возможности применения им с 01.01.2007 упрощенной системы налогообложения, и подтвердившим тем самым право налогоплательщика на применение выбранной им системы налогообложении, отсутствовали основания для возврата налогоплательщика к общему режиму налогообложения в течение налогового периода, то есть в 2007 году.
Расходы по госпошлине суд в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит на ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия
1. Признать недействительным, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации, уведомление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Карелия N 11-12/13409 от 03.10.2007.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Карелия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Суоярвская типография".
2. Выдать открытому акционерному обществу "Суоярвская типография" справку на возврат госпошлины в сумме 2000 руб., уплаченной платежным поручением N 30 от 10.04.2008.
3. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Карелия в доход федерального бюджета расходы по госпошлине в сумме 100 руб.
4. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург) и в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 09.08.2008 ПО ДЕЛУ N А26-2186/2008
Разделы:Упрощенная система налогообложения (УСН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 9 августа 2008 г. по делу N А26-2186/2008
Резолютивная часть решения объявлена 07 августа 2008 года. Полный текст решения изготовлен 09 августа 2008 года.
Арбитражный суд Республики Карелия
в составе:
судьи Курчакова В.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рочевой А.А.,
рассмотрев материалы дела по заявлению открытого акционерного общества "Суоярвская типография"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Карелия
третье лицо - Министерство природных ресурсов Республики Карелия
о признании недействительным уведомления N 11-12/13409 от 03.10.2008
при участии в заседании:
от заявителя - Запевалкиной Елены Алексеевны, директора
от ответчика - Прокапович Дарьяны Сергеевны, представителя по доверенности от 14.01.2008
установил:
открытое акционерное общество "Суоярвская типография" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Карелия (далее - ответчик, инспекция) о признании недействительным уведомления инспекции N 11-12/13409 от 03.10.2007 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2007.
Основанием для направления оспариваемого уведомления послужило то обстоятельство, что учредителем акционерного общества является Республика Карелия в лице Министерства природных ресурсов Республики Карелия (далее - Министерство), следовательно, в соответствии с подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) общество не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Заявитель в судебном заседании пояснил, что данная правовая норма не может распространяться на государственный орган - Министерство, так как оно не подпадает под определение понятий "организация" и "юридическое лицо".
Кроме того, заявитель полагает необоснованным решение о переводе на общую систему налогообложения и пересчете налоговых обязательств за 2007 год, поскольку право на применение в 2007 году упрощенной системы налогообложения было предоставлено налоговым органом 04.04.2007. И именно поэтому общество до октября 2007 года применяло указанную систему налогообложения.
Полагая, что перевод на общую систему налогообложения и требование инспекции пересчитать налоговые обязательства за 2007 год приведет к банкротству предприятия, просит суд заявленное требование удовлетворить.
В судебном заседании заявитель в подтверждение своей позиции о неправомерности отказа в применении упрощенной системы налогообложения, просил суд приобщить к материалам дела письмо Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N 05-1-01/228 и решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.11.2003 N 12358/03.
Ответчик считает правомерным перевод общества на общую систему налогообложения и руководствуется при этом нормами налогового законодательства, в том числе подпунктом 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ, и разъяснениями Управления Федеральной налоговой службы по Республике Карелия, решением которого жалоба общества по данному вопросу была отклонена.
Министерство природных ресурсов Республики Карелия (далее - Министерство), привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, своего представителя в суд не направило. Поясняя свою позицию в представленном в суд отзыве, Министерство указывает на то, что ОАО "Суоярвская типография" создано в форме государственного унитарного предприятия. В соответствии со статьей 113 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Имущество предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (паям, долям) и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится в государственной или муниципальной собственности. Таким образом, из приведенной нормы следует, что при создании государственного унитарного предприятия исключается возможность непосредственного участия в этом предприятии других лиц.
При учреждении государственного предприятия все соответствующие учредителю права возникают у государственного образования, в данном случае - Республики Карелия. Государственное образование не является организацией в том смысле, какой заложен в статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации.
При указанных обстоятельствах считает уведомление инспекции о невозможности применения обществом упрощенной системы налогообложения неправомерным.
Указанная позиция подтверждается судебной практикой, в частности, постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.07.03 N А26-673/03-23.
Изучив представленные материалы, выслушав пояснения сторон, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, общество 26.10.2006 года обратилось в инспекцию с заявлением о переводе его на упрощенную систему налогообложения, с объектом налогообложения "Доходы, уменьшенные на величину расходов".
20.03.2007 налоговая инспекция уведомило налогоплательщика о возможности применения обществом упрощенной системы налогообложения (л.д. 14). Общество применяло упрощенную систему налогообложения с 01.01.2007.
03.10.2007 инспекция уведомлением N 11-12/13409 отказала обществу в переводе на упрощенную систему налогообложения на основании подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ, поскольку у общества доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов.
Общество не согласилось с решением налогового органа и оспорило уведомление в судебном порядке.
Оценив представленные по делу доказательства, суд считает требование общества законным и обоснованным.
Согласно подпункту 14 пункта 3 статьи 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля непосредственного участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.
ОАО "Суоярвская типография", единственным учредителем которого, согласно Распоряжению от 14.06.2006 N 378 "Об условиях приватизации государственного унитарного предприятия Республики Карелия "Суоярвская районная типография", является Республика Карелия в лице Министерства государственной собственности и природных ресурсов Республики Карелия (л.д. 37-39), создано в форме государственного унитарного предприятия.
В соответствии со статьей 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям). В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Таким образом, из приведенной нормы Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что при создании государственного унитарного предприятия заведомо исключается возможность непосредственного участия в этом предприятии других организаций.
Пунктом 1 статьи 11 НК РФ установлено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 11 Кодекса именно для целей налогообложения дано понятие организации. Организация - это юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранное юридическое лицо, компания, другое корпоративное образование, обладающее гражданской правоспособностью, созданное в соответствии с законодательством иностранного государства, международная организация, ее филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
Следовательно, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, участвующие в создании унитарных предприятий через свои уполномоченные органы, не подпадают под понятие "организация" в целях Налогового кодекса Российской Федерации.
ОАО "Суоярвская типография" отвечает признакам государственного унитарного предприятия, поскольку, являясь коммерческой организацией, оно не наделено правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество.
С учетом изложенного суд считает, что в данном случае у налогового органа не имелось правовых оснований для направления ОАО "Суоярвская типография" уведомления от 03.10.2007 N 11-12/13409 о невозможности применения упрощенной системы налогообложения.
Кроме того, суд принимает во внимание также то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 346.13 НК РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения. Таким образом, у налогового органа, выдавшего обществу уведомление о возможности применения им с 01.01.2007 упрощенной системы налогообложения, и подтвердившим тем самым право налогоплательщика на применение выбранной им системы налогообложении, отсутствовали основания для возврата налогоплательщика к общему режиму налогообложения в течение налогового периода, то есть в 2007 году.
Расходы по госпошлине суд в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит на ответчика.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия
решил:
1. Признать недействительным, как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации, уведомление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Карелия N 11-12/13409 от 03.10.2007.
Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Карелия устранить допущенные нарушения прав и законных интересов открытого акционерного общества "Суоярвская типография".
2. Выдать открытому акционерному обществу "Суоярвская типография" справку на возврат госпошлины в сумме 2000 руб., уплаченной платежным поручением N 30 от 10.04.2008.
3. Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Республике Карелия в доход федерального бюджета расходы по госпошлине в сумме 100 руб.
4. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург) и в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).
Судья
В.М.КУРЧАКОВА
В.М.КУРЧАКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)