Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2009 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Канатовой С.А., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице структурного подразделения "Ростовское отделение" филиала "Северо-Кавказская железная дорога" - Дудникова А.С. (доверенность от 15.12.2008 N НЮ-10/708), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ростовской области - Юдиной В.Ф. (доверенность от 09.02.2009 N 13), в отсутствие третьего лица - Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания и заявившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя (уведомление N 04353), рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ростовской области на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2009 по делу N А53-13701/2008-С5-27 (судьи Захарова Л.А., Андреева Е.В., Гуденица Т.Г.), установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" в лице структурного подразделения "Ростовское отделение" филиала "Северо-Кавказская железная дорога" (далее - общество, железная дорога) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ростовской области (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) от 17.06.2008 N 17.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 07.11.2008 в удовлетворении требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что отсутствие у железной дороги правоустанавливающего документа на земельный участок не освобождает ее от уплаты земельного налога, так как железная дорога фактически пользовалась спорным земельным участком.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2009 решение суда отменено. Суд признал недействительным решение налоговой инспекции от 17.06.2008 N 17, указав, что применительно к главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации общество не является плательщиком земельного налога.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой и с уточнением к кассационной жалобе, в которых просит судебный акт отменить. По ее мнению, по состоянию на 2003 год общество являлось плательщиком земельного налога. Оно не заявляло о прекращении права пользования земельными участками. Общество длительное время не предпринимало действий по заключению договора аренды земельного участка. Отсутствие документа о праве пользования землей не является основанием для освобождения от уплаты земельного налога.
В отзыве на жалобу общество просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, ссылаясь на отсутствие в налоговом законодательстве нормы, обязывающей платить земельный налог лицо, не имеющее правоустанавливающих документов на земельный участок.
Третье лицо отзыв на кассационную жалобу не представило.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в жалобе и отзыве на нее.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам правильности исчисления и уплаты земельного налога за период с 01.01.2006 по 31.12.2006.
По результатам проверки составлен акт от 28.04.2008 N 121 и вынесено решение от 17.06.2008 N 17 о привлечении общества к ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 1 536 570 рублей 40 копеек штрафа по земельному налогу, по статье 119 Кодекса в виде 10 755 992 рублей 80 копеек штрафа, по статье 126 Кодекса в виде 200 рублей. Данным решением доначислено 7 682 852 рубля земельного налога и 1 312 236 рублей 24 копейки пени.
В соответствии со статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обжаловало решение налоговой инспекции в арбитражный суд.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом налогообложения земельным налогом является земельный участок, под которым согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации понимается часть поверхности земли, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Следовательно, земельный участок становится объектом налогообложения только после того, как будет в установленном порядке сформирован.
Площадь земельных участков полосы отвода железной дороги, расположенных на территории г. Новошахтинска установлена в соответствии с постановлением мэра г. Новошахтинска от 08.12.2006 N 1370 и состоит из трех земельных участков: площадью 1 856 043 кв. м с кадастровым номером 61:56:0:0040, площадью 610 832 кв. м с кадастровым номером 61:56:0:0041, площадью 10 343 кв. м с кадастровым номером 61:56:06 0301:0012.
Материалы дела свидетельствуют, что данные земельные участки поставлены на кадастровый учет 27.12.2006.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и пункту 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации землями железнодорожного транспорта являются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные в полосах отвода железных дорог, и эти земли являются федеральной собственностью.
В соответствии с абзацем 4 пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Правилам пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными железной дороге, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264, пользование земельными участками в полосе отвода железной дороги осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого с обществом.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения земельными участками возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
На основании пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Суд правильно указал, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, поэтому плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
В 2006 году правоустанавливающие документы на земельные участки (государственный акт, свидетельство) до заключения договора аренды от 07.12.2007 N 594/1 обществу не выдавалось. Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 28.12.2006 N 604015, 604016, 604017 земельные участки с кадастровыми номерами: 61:56:0:0040, 61:56:0:0041 и 61:56:06 03 01:0012 являются федеральной собственностью.
Таким образом, общество в спорный период не являлось плательщиком земельного налога ввиду отсутствия зарегистрированных в установленном порядке прав на спорные земельные участки.
Довод налоговой инспекции о том, что общество фактически пользовалось земельным участком и, следовательно, обязано уплачивать земельный налог, отклоняется, поскольку до 2006 года Правительством Российской Федерации не были установлены порядок и условия пользования земельными участками железной дорогой. Они установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "Российские железные дороги"", согласно которому пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды.
Выводы суда основаны на исследованных доказательствах, которым в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка, подтверждаются материалами дела и документально не опровергаются заявителем, нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Нормы материального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2009 по делу N А53-13701/2008-С5-27 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 15.06.2009 ПО ДЕЛУ N А53-13701/2008-С5-27
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 2009 г. по делу N А53-13701/2008-С5-27
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2009 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июня 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Канатовой С.А., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице структурного подразделения "Ростовское отделение" филиала "Северо-Кавказская железная дорога" - Дудникова А.С. (доверенность от 15.12.2008 N НЮ-10/708), от заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ростовской области - Юдиной В.Ф. (доверенность от 09.02.2009 N 13), в отсутствие третьего лица - Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания и заявившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя (уведомление N 04353), рассмотрев кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ростовской области на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2009 по делу N А53-13701/2008-С5-27 (судьи Захарова Л.А., Андреева Е.В., Гуденица Т.Г.), установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" в лице структурного подразделения "Ростовское отделение" филиала "Северо-Кавказская железная дорога" (далее - общество, железная дорога) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Ростовской области (далее - налоговая инспекция, налоговый орган) от 17.06.2008 N 17.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ростовской области.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 07.11.2008 в удовлетворении требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что отсутствие у железной дороги правоустанавливающего документа на земельный участок не освобождает ее от уплаты земельного налога, так как железная дорога фактически пользовалась спорным земельным участком.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2009 решение суда отменено. Суд признал недействительным решение налоговой инспекции от 17.06.2008 N 17, указав, что применительно к главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации общество не является плательщиком земельного налога.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой и с уточнением к кассационной жалобе, в которых просит судебный акт отменить. По ее мнению, по состоянию на 2003 год общество являлось плательщиком земельного налога. Оно не заявляло о прекращении права пользования земельными участками. Общество длительное время не предпринимало действий по заключению договора аренды земельного участка. Отсутствие документа о праве пользования землей не является основанием для освобождения от уплаты земельного налога.
В отзыве на жалобу общество просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, ссылаясь на отсутствие в налоговом законодательстве нормы, обязывающей платить земельный налог лицо, не имеющее правоустанавливающих документов на земельный участок.
Третье лицо отзыв на кассационную жалобу не представило.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в жалобе и отзыве на нее.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей сторон, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку общества по вопросам правильности исчисления и уплаты земельного налога за период с 01.01.2006 по 31.12.2006.
По результатам проверки составлен акт от 28.04.2008 N 121 и вынесено решение от 17.06.2008 N 17 о привлечении общества к ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 1 536 570 рублей 40 копеек штрафа по земельному налогу, по статье 119 Кодекса в виде 10 755 992 рублей 80 копеек штрафа, по статье 126 Кодекса в виде 200 рублей. Данным решением доначислено 7 682 852 рубля земельного налога и 1 312 236 рублей 24 копейки пени.
В соответствии со статьями 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации общество обжаловало решение налоговой инспекции в арбитражный суд.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
В соответствии со статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Пунктом 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что объектом налогообложения земельным налогом является земельный участок, под которым согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации понимается часть поверхности земли, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Следовательно, земельный участок становится объектом налогообложения только после того, как будет в установленном порядке сформирован.
Площадь земельных участков полосы отвода железной дороги, расположенных на территории г. Новошахтинска установлена в соответствии с постановлением мэра г. Новошахтинска от 08.12.2006 N 1370 и состоит из трех земельных участков: площадью 1 856 043 кв. м с кадастровым номером 61:56:0:0040, площадью 610 832 кв. м с кадастровым номером 61:56:0:0041, площадью 10 343 кв. м с кадастровым номером 61:56:06 0301:0012.
Материалы дела свидетельствуют, что данные земельные участки поставлены на кадастровый учет 27.12.2006.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и пункту 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации землями железнодорожного транспорта являются земли транспорта, используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций железнодорожного транспорта и (или) эксплуатации зданий, строений и других объектов железнодорожного транспорта, в том числе земельные участки, расположенные в полосах отвода железных дорог, и эти земли являются федеральной собственностью.
В соответствии с абзацем 4 пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Правилам пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными железной дороге, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264, пользование земельными участками в полосе отвода железной дороги осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого с обществом.
В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Статьей 25 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения земельными участками возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
На основании пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.
Суд правильно указал, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, поэтому плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
В 2006 году правоустанавливающие документы на земельные участки (государственный акт, свидетельство) до заключения договора аренды от 07.12.2007 N 594/1 обществу не выдавалось. Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 28.12.2006 N 604015, 604016, 604017 земельные участки с кадастровыми номерами: 61:56:0:0040, 61:56:0:0041 и 61:56:06 03 01:0012 являются федеральной собственностью.
Таким образом, общество в спорный период не являлось плательщиком земельного налога ввиду отсутствия зарегистрированных в установленном порядке прав на спорные земельные участки.
Довод налоговой инспекции о том, что общество фактически пользовалось земельным участком и, следовательно, обязано уплачивать земельный налог, отклоняется, поскольку до 2006 года Правительством Российской Федерации не были установлены порядок и условия пользования земельными участками железной дорогой. Они установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2006 N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "Российские железные дороги"", согласно которому пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды.
Выводы суда основаны на исследованных доказательствах, которым в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка, подтверждаются материалами дела и документально не опровергаются заявителем, нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Нормы материального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2009 по делу N А53-13701/2008-С5-27 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.А.КАНАТОВА
Судьи
Т.Н.ДРАБО
Л.А.ЧЕРНЫХ
С.А.КАНАТОВА
Судьи
Т.Н.ДРАБО
Л.А.ЧЕРНЫХ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)