Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 31.05.2007 ПО ДЕЛУ N А56-13877/2006

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 31 мая 2007 года Дело N А56-13877/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Асмыковича А.В., судей Дмитриева В.В., Кузнецовой Н.Г., при участии от иностранной организации "Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов, Пенсильвания" Чимирова А.Ю. (доверенность от 17.10.2005), Тремба Д.В. (доверенность от 08.02.2006), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Санкт-Петербургу Анисимовой А.В. (доверенность от 26.03.2007 N 03-30-09/02316), рассмотрев 31.05.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу иностранной организации "Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов, Пенсильвания" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.11.2006 (судья Пасько О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2007 (судьи Петренко Т.И., Загараева Л.П., Протас Н.И.) по делу N А56-13877/2006,

УСТАНОВИЛ:

Иностранная организация "Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов, Пенсильвания" (далее - Общество), зарегистрированная в Соединенных Штатах Америки как некоммерческая корпорация (том 1, лист дела 36) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным уведомления от 15.12.2005 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 4 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) о невозможности применения упрощенной системы налогообложения и обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем выдачи уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения с 01.01.2006.
Решением суда первой инстанции от 16.11.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.03.2007, в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение от 16.11.2006 и постановление от 02.03.2007 в связи с неправильным применением положений статей 346.11 и 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). По мнению подателя жалобы, суды сделали неправомерный вывод о невозможности применения Обществом упрощенной системы налогообложения со ссылкой на отсутствие доходов и деятельности, направленной на их получение, и не учли судебную практику по такого рода спорам.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы жалобы, а представитель Инспекции просил оставить судебные акты без изменения.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция полагает, что Общество, являясь иностранной организацией, не имеет объекта налогообложения, указанного в статье 346.14 НК РФ, и не отвечает критериям, предусмотренным статьей 346.12 НК РФ для перехода на упрощенную систему налогообложения.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 16.11.2006 и постановления апелляционного суда от 02.03.2007 проверены в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, Общество является некоммерческой организацией, зарегистрировано первоначально 15 декабря 1884 года в соответствии с законодательством Соединенных Штатов Америки как некоммерческая корпорация с местонахождением (согласно Уставу с поправками и изменениями от 26.02.2001) зарегистрированного офиса "1630 Spring Run Extension, Coraopolis, Pennsylvania, 15108", не имеет в Российской федерации представительств, филиалов, обособленных подразделений и состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Санкт-Петербургу по месту нахождения принадлежащего Обществу недвижимого имущества (том 1, листы дела 37 - 38, 42).
В соответствии с уставом Общества его целью является "религиозная, просветительская и благотворительная деятельность, включая исполнение функции служителя и законного всемирного руководящего органа религиозной группы, в которую входят исповедующие христианство лица, известные как Свидетели Иеговы", а также проповедническая и издательская деятельность. При этом, "корпорация не ставит целью достижения материальных выгод или прибыли, побочно или другим образом" (том 1, лист дела 38).
Общество обратилось в Инспекцию с заявлением от 23.11.2005 (принято налоговым органом 29.11.2005) о переходе с 01.01.2006 на упрощенную систему налогообложения, указав нулевые показатели в определении доходов, средней численности работников и стоимости амортизируемого имущества, выбрав при этом объект налогообложения "доходы".
Уведомлением от 15.12.2005 Инспекция сообщила о невозможности применения иностранной организацией упрощенной системы налогообложения, сославшись на Федеральный закон от 21.07.2005 N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй НК РФ и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", в соответствии с которым с "1 января 2006 года иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации, не вправе применять упрощенную систему налогообложения".
Не согласившись с решением налогового органа, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным названного уведомления.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции исходили из того, что положениями статей 346.11, 346.12, 346.13 НК РФ не предусмотрено право иностранной организации, не зарегистрированной в Российской Федерации и не получающей доход на территории Российской Федерации, применять специальный налоговый режим - упрощенную систему налогообложения.
Кассационная инстанция считает такой вывод судов правильным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 НК РФ специальные налоговые режимы устанавливаются Кодексом и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах.
Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанностей по уплате отдельных видов налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 - 15 названного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 346.11 НК РФ предусматривается, что упрощенная система налогообложения организациями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 2 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с названным Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.13 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.
Положениями пункта 2 статьи 346.13 НК РФ предусмотрено, что вновь созданные организации и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему налогообложения в текущем календарном году с момента создания организации или с момента регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Пунктом 3 статьи 83 НК РФ предусмотрено, что заявление о постановке на налоговый учет подается организациями в налоговый орган в течение 10 дней после их государственной регистрации, при этом постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации".
Согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ для целей НК РФ под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 48 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Согласно пункту 2 статьи 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.
Таким образом, в Налоговом кодексе Российской Федерации содержатся различные понятия - "местонахождение юридического лица" и "постановка на налоговый учет организации", с которыми НК РФ и ГК РФ связывает и различные юридические последствия.
В данном случае в соответствии с имеющимся в деле уставом Общества его местонахождение определено в соответствии с местонахождением в Соединенных Штатах Америки зарегистрированного офиса некоммерческой корпорации - "1630 Spring Run Extension, Coraopolis, Pennsylvania, 15108", главный офис - "25 Columbia Heights Brooklyn, New York 11201-2483" (том 1, лист дела 36, 38).
При таких обстоятельствах при подаче заявления в Инспекцию от 23.11.2005 о переходе заявителя с 01.01.2006 на упрощенную систему налогообложения Обществом нарушены положения пункта 1 статьи 346.13 НК РФ.
Кроме того, в данном случае Общество не вправе применять упрощенную систему налогообложения, поскольку не имеет объекта налогообложения, предусмотренного в статье 346.14 НК РФ, и не отвечает критериям, предусмотренным для перехода на упрощенную систему налогообложения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.12 НК РФ организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысили 15 млн рублей (в редакции Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 248 НК РФ к доходам в целях главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав; внереализационные доходы.
Доходы определяются на основании первичных документов и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы, и документов налогового учета.
Доходы от реализации и внереализационные доходы определяются в порядке, установленном статьей 249 Кодекса с учетом положений главы 25 Кодекса.
Статьей 249 НК РФ предусмотрено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей главы 25 Кодекса в соответствии со статьей 271 или статьей 273 Кодекса.
Особенности определения доходов от реализации для отдельных категорий налогоплательщиков либо доходов от реализации, полученных в связи с особыми обстоятельствами, устанавливаются положениями главы 25 Кодекса.
Внереализационными доходами в соответствии со статьей 250 НК РФ признаются доходы, не указанные в статье 249 Кодекса.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает обоснованными доводы Инспекции об отсутствии оснований для перехода на упрощенную систему налогообложения, поскольку у иностранной организации не имеется объекта налогообложения, отвечающего критериям, предусмотренными положениями статьи 248 НК РФ.
Что касается довода подателя жалобы о неучете судебными инстанциями арбитражной практики по аналогичным делам, то кассационная инстанция считает этот довод несостоятельным.
Из решения от 02.06.2006 N 9 УФНС России по Республике Дагестан, на которое ссылается заявитель, следует, что местная религиозная организация Свидетелей Иеговы "Саранск" зарегистрирована на территории Российской Федерации. Заявитель же зарегистрирован на территории Соединенных Штатов Америки, где и находится его зарегистрированный офис.
В письме УМНС России по городу Москве от 05.02.2004 N 21-09/07173 разъясняется ситуация относительно религиозных организаций, а не иностранных организаций.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2004 N 3114/04 в качестве заявителя по делу выступала российская автономная некоммерческая организация.
В определении от 18.01.2005 N 8-О Конституционного Суда Российской Федерации содержится разъяснение термина "организация" применительно к статье 346.12 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2006, с учетом критерия определения доходов, содержащихся в статье 248 НК РФ.
Таким образом, названные разъяснения не имеют отношения к рассматриваемому случаю.
При таких обстоятельствах упрощенная система налогообложения не может применяться иностранной организацией, поскольку она не создана на территории Российской Федерации, и не отвечает требованиям, установленным статьями 346.12, 346.13, 346.14 НК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.11.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.03.2007 по делу N А56-13877/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу иностранной организации "Общество Сторожевой Башни, Библий и трактатов, Пенсильвания" - без удовлетворения.

Председательствующий
АСМЫКОВИЧ А.В.

Судьи
ДМИТРИЕВ В.В.
КУЗНЕЦОВА Н.Г.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)