Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 15.07.2009 ПО ДЕЛУ N А40-51360/09-145-324

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 июля 2009 г. по делу N А40-51360/09-145-324


Резолютивная часть объявлена 10 июля 2009 года.
Полный текст решения изготовлен 15 июля 2009 года.
Арбитражный суд в составе:
судьи: Лукашовой О.В.
Протокол ведет судья Лукашова О.В.
рассмотрев в судебном заседании суда дело по заявлению ОАО "Московский ювелирный завод"
к ответчику: Центральная акцизная
таможня о признании
недействительными решений
с участием: от заявителя - Карнавский А.В. по дов. от 19.05.09 (пасп. 11 08 661558).
- Кузнецова С.Е. по дов. от 30.04.09 (пасп. 45 05 006050);
- от ответчика - неявка, уведомлен
установил:

ОАО "Московский ювелирный завод" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Центральной акцизной таможни от 04.02.2009 N 10009000/040209/032 об отмене в порядке ведомственного контроля решений Специализированного таможенного поста о принятии таможенной стоимости товаров, оформленных по ГТД N 10009131/171108/0013089, 10009131/191108/0013214; признании недействительными решений Центральной акцизной таможни от 05.02.2009 об отказе от применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами и о ее корректировке в отношении товаров, оформленных по ГТД N 10009131/171108/0013089, 10009131/191108/0013214, формализованные в ДТС-1 к данным таможенным декларациям, о принятии которых ОАО "Московский ювелирный завод" уведомлено письмом Центральной акцизной таможни от 05.02.2009 N 11-12/2235; признании недействительным решения Центральной акцизной таможни от 27.02.2009 б/н по таможенной стоимости товаров, оформленных по ГТД N 10009131/171108/0013089 и 10009131/191108/0013214, о принятии которого ОАО "Московский ювелирный завод" уведомлено письмом Центральной акцизной таможни от 02.03.2009 N 11-12/4285; признании незаконными действий Центральной акцизной таможни по самостоятельному определению таможенной стоимости товаров, оформленных по ГТД N 10009131/171108/0013089, 10009131/191108/0013214, формализованные в ДТС-2 от 27.02.2009 к данным таможенным декларациям, о совершении которых ОАО "Московский ювелирный завод" уведомлено письмом Центральной акцизной таможни от 02.03.2009 N 11-12/4285.
В обоснование заявленных требований заявитель указывает на необоснованность примененного таможенным органом расчета таможенной стоимости товара.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился. Суд располагает документальным подтверждением надлежащего извещения ответчика о месте и времени судебного разбирательства.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика в соответствии со ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Выслушав представителей заявителя, рассмотрев материалы дела, оценив представленные материалы в их совокупности и взаимной связи, арбитражный суд приходит к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт (решение или действие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Учитывая изложенное, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Московский ювелирный завод" и фирмой "САН ХОТЕС ЭлТиДи" заключен внешнеторговый контракт на поставку товаров от 17.09.2007 N 10-SH, согласно условиям которого продавец продает, а покупатель покупает на условиях CIP Москва (Инкотермс-2000) ювелирные изделия, полуфабрикаты и незавершенные ювелирные изделия, включая изделия из золота со вставками из бриллиантов, драгоценных, полудрагоценных, синтетических камней, жемчуга и стекла или без вставок, с нанесением их без нанесения покрытия, а также изделия из жемчуга и прочие сопутствующие товары, ассортимент, количество и стоимость которых согласуются в спецификациях к Контракту, составляемых на каждую поставку и являющихся его неотъемлемой частью (пункт 1.1, 2.3 контракта). Покупатель производит оплату согласованной поставки в долларах США на счет продавца в течение 180 дней после получения груза. Поставка товара должна быть осуществлена в течение 6 недель с даты согласования ассортимента очередной товарной партии (пункт 3.1 Контракта).
17.11.2009 г. и 19.11.2009 г. на Специализированный таможенный пост Центральной акцизной таможни были поданы ГТД N 10009131/171108/0013089, 10009131/191108/0013214 на товары, поступившие в адрес ОАО "Московский ювелирный завод" по указанному контракту ювелирные изделия из золота 585, 750 пробы с гальваническим покрытием и без покрытия, с вставками из драгоценных, полудрагоценных и синтетических камней и ювелирные изделия из золота 585 пробы со вставками из драгоценных камней в количестве 305 изделий и 3366 изделий соответственно.
Таможенная стоимость указанных товаров была определена декларантом на основе метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (первый метод определения таможенной стоимости) составила 6 973 237,56 рублей по ГТД N 10009131/171108/0013089 и 8 207 794,99 рублей по ГТД N 10009131/191108/0013214. Заявленная таможенная стоимость была принята, о чем свидетельствуют отметки, проставленные в графе "Для отметок таможенного органа" в каждой ДТС-1. Товары, заявленные к таможенному оформлению по вышеуказанным таможенным декларациям, были выпущены в свободное обращение 19.11.2009 и 20.11.2009 соответственно.
Решением Центральной акцизной таможни от 04.02.2009 N 10009000/040209/032 решение Специализированного таможенного поста о принятии таможенной стоимости товаров, оформленных по ГТД N 10009131/171108/0013089, 10009131/191108/0013214, были признанны не соответствующими законодательству Российской Федерации и отменены.
В связи с отменой указанных решений Специализированного таможенного поста, 05.02.2009 г. Центральная акцизная таможня приняла решения об отказе от первого метода определения таможенной стоимости и о необходимости корректировки таможенной стоимости, о чем проставила соответствующую запись в графе "Для отметок таможенного органа" каждой ДТС-1.
Письмом от 05.02.2009 N 11-12/2235 Центральная акцизная таможня уведомила ОАО "Московский ювелирный завод" о принятых решениях и предложила в срок до 13.03.2009 г. самостоятельно определить таможенную стоимость иным методом.
Письмами от 19.02.2009 N 51/09там139,140 и от 24.02.2009 N 51-09/там145,14 ОАО "Московский ювелирный завод" согласилось определить таможенную стоимость иным методом, не изменяя при этом уровень изначально заявленной в ДТС-1 таможенной стоимости на основании прайс-листов продавца и представило заполненные ДТС-2, отказавшись от предложения самостоятельно произвести корректировку таможенной стоимости путем заполнения формы КТС, указав на достаточность представленных документов.
Решением от 27.02.2009 г. Центральной акцизной таможней отказано в принятии таможенной стоимости, определенной ОАО "Московский ювелирный завод" на основании прайс-листов продавца, и самостоятельно определена таможенная стоимость. Определенная таможней таможенная стоимость товаров, оформленных по ГТД N 10009131/171108/0013089, 10009131/191108/0013214, составила 7 001 508,41 рублей и 9 196 516,97 рублей соответственно.
В качестве обоснования отмены решений Специализированного таможенного поста о принятии таможенной стоимости товаров, оформленных по ГТД N 10009131/171108/0013089, 10009131/191108/0013214 в оспариваемом решении Центральной акцизной таможни от 04.02.2009 N 10009000/040209/032 указаны следующие обстоятельства: неподтверждение ОАО "Московский ювелирный завод" сведений о формировании цены ювелирных изделий (элементов, из которых складывается цена единицы изделия, перечисленных в пункте 2.4 контракта от 17.09.2007 г. N 10-SH), в связи с чем заявленная таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, не основываются на документально подтвержденной и количественно определяемой информации, что противоречит пункту 3 статьи 12 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон "О таможенном тарифе") и пункту 2 статьи 323 ТК РФ; наличие в пункте 2.4 указанного контракта условия о фиксации стоимости золота на дату предоплаты, при том, что стороны пришли к соглашению об изменении условий оплаты, свидетельствует, о том, что продажа товаров и их цена могли зависеть от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено, что согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 19 Закона "О таможенном тарифе" является ограничением в применении первого метода определения таможенной стоимости.
В силу ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается в данном случае на таможенные органы, которые приняли оспариваемые решение и требование.
В соответствии со ст. 412 ТК РФ вышестоящему таможенному органу предоставлено право в любое время в порядке ведомственного контроля отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение нижестоящего таможенного органа, а также принять любые предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов.
При этом из данной нормы закона следует, что в порядке ведомственного контроля может быть отменено решение нижестоящего таможенного органа только в случае его несоответствия требованиям законодательства. Иных оснований для отмены решения нижестоящего таможенного органа Кодекс не предусматривает.
Кроме того, согласно ст. 412 ТК РФ объектом ведомственного контроля являются только решения, действия (бездействие) нижестоящих таможенных органов и их должностных лиц. Ведомственный контроль не может быть осуществлен в отношении иных участников таможенных отношений, в частности, декларанта. Сроки осуществления данного вида контроля Кодексом не ограничены.
Как указано выше, одним из оснований отмены решений Специализированного таможенного поста о принятии таможенной стоимости товаров, оформленных по ГТД N 10009131/171108/0013089, 10009131/191108/0013214, явилось неподтверждение ОАО "Московский ювелирный завод" сведений о формировании цены ювелирных изделий (элементов, из которых складывается цена единицы изделия, перечисленных в пункте 2.4 контракта от 17.09.2007 г. N 10-SH).
Согласно пункту 2 статьи 323 ТК РФ и пункту 3 статьи 12 Закона "О таможенном тарифе" таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации.
Перечень документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленных при декларировании товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержден приказом ФТС России от 25.04.2007 г. N 536, в соответствии с которым для подтверждения сведений по таможенной стоимости, определенной методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами, в том числе, должны быть представлены: внешнеторговый договор купли-продажи с действующими приложениями, дополнениями и изменениями; счет-фактура (инвойс); банковские платежные документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта); страховые и транспортные документы в зависимости от установленных договором условий сделки.
Согласно пункту 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" под несоблюдением условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме, отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.
В данном случае при декларировании товаров, оформленных по ГТД N 10009131/171108/0013089, 10009131/191108/0013214, ОАО "Московский ювелирный завод" представлены следующие документы: контракт от 17.09.2007 г. N 10-SH с дополнительными приложениями к нему, спецификации от 30.10.2008 г. N 12 и от 06.11.2008 г. N 13, инвойсы от 30.10.2008 г. N SH023 и от 06.11.2008 г. N SH027, страховые свидетельства от 06.11.2008 г. N 2008/3040/11950 и от 10.11.2008 г. N 2008/3040/11959, авианакладные N 724 HKG 8160 7072 и N 724 HKG 8160 7201, экспортная декларация инопоставщика.
По запросу таможенного органа ОАО "Московский ювелирный завод" также представлены документы об оплате товаров и ведомость банковского контроля по паспорту сделки от 19.11.2007 г. N 07110031/0005/0000/2/0.
Содержание представленных ОАО "Московский ювелирный завод" в таможенный орган документов позволяет однозначно установить какие товары, в каком количестве, по какой стоимости и в соответствии с какими условиями поставки были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что ОАО "Московский ювелирный завод" документально подтвердило заключение внешнеторгового контракта от 17.09.2007 N 10-SH, а также сведения о формировании цены ювелирных изделий, в связи с чем рассматриваемый довод таможенного органа признается судом необоснованным.
Также судом признается необоснованным изложенный в оспариваемом решении от 04.02.2009 N 10009000/040209/032 довод Центральной акцизной таможни о том, что наличие в пункте 2.4 контракта от 17.09.2007 г. N 10-SH условия о фиксации стоимости золота на дату предоплаты, при том, что стороны пришли к соглашению об изменении условий оплаты, свидетельствует, о возможной зависимости продажи товаров и их цены от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона "О таможенном тарифе" при применении первого метода таможенной оценки таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию, дополненная в соответствии со статьей 19 Закона.
Таким образом, для выполнения требований Закона "О таможенном тарифе" о документальном подтверждении таможенной стоимости товаров декларант должен представить документы, подтверждающие цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары и размер обязательных дополнительных начислений к ней.
В значении, используемом в пункте 1 статьи 19 Закона "О таможенном тарифе", ценой фактически уплаченной или подлежащей уплате, является общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу и (или) третьему лицу в пользу продавца за ввозимые товары. Законом не установлено требование о подтверждении способа формирования данной цены и стоимости каждого элемента, из которого она складывается.
Установленный статьей 19 Закона "О таможенном тарифе" перечень дополнительных начислений к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате, носит исчерпывающий характер. Стоимость сырья, материалов и комплектующих, которые были использованы в связи с производством и продажей на экспорт в Российскую Федерацию оцениваемых товаров, требует документального подтверждения только в том случае, если они были прямо или косвенно предоставлены покупателем бесплатно или по сниженной цене (подпункт 2 пункта 1 статьи 19 Закона).
Пунктом 2.4 контракта от 17.09.2007 г. N 10-SH установлено, что цена товара базируется на следующей договоренности: стоимость золота фиксируется на дату предоплаты покупателя по LondonFix PM; стоимость работы по золоту составляет 3 доллара США за грамм для изделий весом до 3-х граммов и 2,50 доллара США за грамм для изделий весом 3 грамма и выше. Цена работы корректируется на величину потерь, составляющих 10% для желтого и 12% для белого и розового (красного) золота; стоимость работы по вставке камней определяется в 25 центов США за обычный камень, 30 центов США за камень, вставленный в гнездо или канал, 60 центов США за микровставку камня, 1 доллар США за вставку центрального камня; стоимость всей работы увеличивается на 5%; стоимость камней должна учитываться по себестоимости их приобретения продавцом, увеличенной на 2% для покрытия производственных потерь; стоимость черного родия не должна превышать 5 долларов США за изделие (серьги считаются двумя изделиями).
Согласно пунктам 2.2 и 2.3 контракта от 17.09.2007 г. N 10-SH стоимость изделия определяется за единицу изделия, устанавливается в долларах США и указывается в спецификациях и дополнениях к контракту, которые являются его неотъемлемой частью и составляются на каждую поставку.
Цена за каждую единицу изделия определена в спецификации от 30.10.2008 N 12 и от 06.11.2008 N 13, инвойсах от 30.10.2008 N SH023 и от 06.11.2008 N SH027, выставленных продавцом ОАО "Московский ювелирный завод" на оплату ювелирных изделий.
Указанные спецификации и инвойсы были представлены ОАО "Московский ювелирный завод" при таможенном оформлении, ссылки на указанные документы имеются в таможенных декларациях N 10009131/171108/0013089, 10009131/191108/0013214.
Согласно пункту 2 статьи 323 ТК РФ заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации.
Судом установлено, что требования пункта 2 статьи 323 ТК РФ декларантом соблюдены, сведения, относящиеся к определению таможенной стоимости товара, документально подтверждены. Достоверность представленных декларантом сведений таможенным органом не оспаривается.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии у таможенного органа оснований для принятия решения от 04.02.2009 N 10009000/040209/032 об отмене в порядке ведомственного контроля решений Специализированного таможенного поста о принятии таможенной стоимости товаров, оформленных по ГТД N 10009131/171108/0013089, 10009131/191108/0013214, поскольку принятие Специализированным таможенным постом заявленной ОАО "Московский ювелирный завод" таможенной стоимости товара является правомерным и соответствует нормам Закона "О таможенном тарифе" и ТК РФ.
В связи с изложенным, вынесенные Центральной акцизной таможней решения от 05.02.2009 об отказе от применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами и о ее корректировке в отношении товаров, оформленных по ГТД N 10009131/171108/0013089, 10009131/191108/0013214 и решение от 27.02.2009 б/н по таможенной стоимости товаров, оформленных по ГТД N 10009131/171108/0013089 и 10009131/191108/0013214 также являются необоснованными.
Поскольку судом установлено правомерное применение декларантом заявленного метода определения таможенной стоимости декларируемого товара действия Центральной акцизной таможни по самостоятельному определению таможенной стоимости товаров, оформленных по ГТД N 10009131/171108/0013089, 10009131/191108/0013214, формализованные в ДТС-2 от 27.02.2009 к данным таможенным декларациям подлежат признанию незаконными, поскольку противоречат нормам Закона "О таможенном тарифе" и ТК РФ, а также нарушают права и законные интересы ОАО "Московский ювелирный завод" в сфере экономической деятельности, необоснованно возлагая обязанность по дополнительной уплате таможенных платежей.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Ответчиком в нарушение ст. ст. 65, 200 АПК РФ не доказаны обстоятельства правомерности вынесения оспариваемых решений и совершения оспариваемых действий.
В связи с удовлетворением требований заявителя, с учетом того, что ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, уплаченная заявителем по платежным поручениям от 20.04.2009 г. N 15279, от 20.04.2009 г. N 15280, от 20.04.2009 г. N 15281, от 20.04.2009 г. N 15282 государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 65, 71, 75, 110, 167 - 170, 176, 181, 200, 201 АПК РФ, суд
решил:

проверив на соответствие Таможенному кодексу Российской Федерации, Закону Российской Федерации от 21.05.1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе", признать недействительными: решение Центральной акцизной таможни от 04.02.2009 г. N 10009000/040209/032 об отмене в порядке ведомственного контроля решений Специализированного таможенного поста о принятии таможенной стоимости товаров, оформленных по ГТД N 10009131/171108/0013089, 10009131/191108/0013214, решение Центральной акцизной таможни от 05.02.2009 г. об отказе от применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами и о ее корректировке в отношении товаров, оформленных по ГТД N 10009131/171108/0013089, 10009131/191108/0013214, формализованное в ДТС-1 к данным таможенным декларациям, решение Центральной акцизной таможни от 27.02.2009 г. по таможенной стоимости товаров, оформленных по ГТД N 10009131/171108/0013089 и 10009131/191108/0013214.
Признать незаконными действия Центральной акцизной таможни по самостоятельному определению таможенной стоимости товаров, оформленных по ГТД N 10009131/171108/0013089 и 10009131/191108/0013214, формализованные в ДТС-2 от 27.03.2009 г. к данным таможенным декларациям.
Возвратить ОАО "Московский ювелирный завод" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2.000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 20.04.2009 г. N 15279, в размере 4.000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 20.04.2009 г. N 15280, в размере 2.000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 20.04.2009 г. N 15281, в размере 4.000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 20.04.2009 г. N 15282.
Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд и двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Судья
О.В.ЛУКАШОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)