Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.11.2006, 30.11.2006 N 09АП-13983/2006-АК ПО ДЕЛУ N А40-43019/06-107-209

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу


23 ноября 2006 г. Дело N 09АП-13983/2006-АК

Резолютивная часть постановления объявлена 23.11.2006.
Постановление в полном объеме изготовлено 30.11.2006.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего К.В., судей П.Е., П.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем К.Д., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2 на решение Арбитражного суда г. Москвы 14.08.2006 по делу N А40-43019/06-107-209, принятое судьей Б.-Н. по заявлению ООО "Пермтрансгаз" к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 о признании незаконным решения и требования, при участии: от заявителя: Т.А. по доверенности от 27.01.2006 паспорт 75 04 020466 выдан 18.11.2003; Т.Л. по доверенности от 21.07.2006 паспорт 57 03 932486 выдан 20.05.2003, от ответчика: М. по дов. от 21.06.2006 уд. N 178008 выдано 07.05.2006
УСТАНОВИЛ:

ООО "Пермтрансгаз" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованием к МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 о признании незаконным решения от 28.02.2006 N 44 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" и требования N 56 об уплате налога по состоянию на 28.02.2006.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 14.08.2006 заявление удовлетворено полностью.
Суд признал недействительными как не соответствующие налоговому законодательству решение МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 от 28.02.2006 N 44 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" и требование N 56 об уплате налога по состоянию на 28.02.2006, вынесенные в отношении ООО "Пермтрансгаз".
При этом Арбитражный суд г. Москвы исходил из того, что при исчислении акциза на природный газ в ноябре 2005 г. заявитель правомерно применял главы 22 Налогового кодекса РФ, в связи с чем решение ответчика от 28.02.2006 N 44 и выставленное на основании данного решения требование N 56 по состоянию на 28.02.2006 об уплате акциза на природный газ в размере 1343879 руб. и пени в сумме 23240,80 руб., являются незаконными.
Не согласившись с принятым решением, ответчик по делу - МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 2 обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.08.2006 по делу N А40-43019/06-107-209 и принять новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что судебный акт вынесен при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, то есть с нарушением и неправильным применением норм материального права, действовавших в период отгрузки до 01.04.1997 и в ноябре 2005 г. (в период оплаты).
Заявитель по делу - ООО "Пермтрансгаз" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало на необоснованность ее доводов.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, выслушав объяснения представителя ответчика, поддержавшего доводы и требования апелляционной жалобы, представителей заявителя, просивших оставить решение без изменения, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного решения, принятого в соответствии с действующим законодательством и обстоятельствами дела.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как видно из материалов дела, ООО "Пермтрансгаз" обратилось в суд с требованиями к МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 2 о признании незаконными решения от 28.02.2006 N 44 "Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" и требования N 56 об уплате налога по состоянию на 28.02.2006.
В соответствии с представленной ООО "Пермтрансгаз" в МИФНС N по крупнейшим налогоплательщикам N 2 налоговой декларации по акцизу на природный газ за ноябрь 2005 г. предприятие исчислило к уплате в бюджет сумму акциза в размере 1343879 руб.
14.03.2006 налоговый орган письмом от 28.02.2006 N 53-18-09/3169 уведомил заявителя о принятом 28.02.2006 решении N 44 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которым ООО "Пермтрансгаз" был доначислен акциз на природный газ в размере 1343879 руб., а также пени в сумме 23240 руб. 80 коп. в связи с неправомерным применением налоговой ставки по оплаченной дебиторской задолженности за отгруженный до 01.04.1997 природный газ.
Заявителю также направлено требование N 56 об уплате налога и пени по состоянию на 28.02.2006.
По мнению ответчика, заявитель не имел права применять к полученной в 2005 г. оплате дебиторской задолженности за газ, отгруженный до 01.04.1997 ставку налогообложения в размере 15%, а обязан был применять ставку налогообложения 30%, действовавшую в момент отгрузки газа.
При этом налоговый орган указывает, что в соответствии с Федеральным законом "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации" положения гл. 22 "Акцизы" распространяют свое действие на правоотношения, возникшие после 01.01.2001.
Поскольку в период до 01.04.1997 ООО "Пермтрансгаз" предъявляло к оплате сумму акциза на природный газ по ставкам, действующим в момент отгрузки, то при последующем погашении сформировавшейся в этот период дебиторской задолженности организация обязана уплатить в бюджет предъявленную покупателю сумму акциз на природный газ, т.е. из расчета ставки 30%.
В соответствии с п. 2 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии со ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Согласно п. 1 ст. 53 НК РФ налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размер сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ.
Таким образом, исходя из системной связи положений ст. ст. 44, 52 и 53 НК РФ, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что порядок исчисления и уплаты в бюджет акцизов на природный газ в 2005 году должен был осуществляться заявителем в соответствии с требованиями гл. 22 Кодекса "Акцизы", которая вступила в силу с 01.01.2001.
В соответствии с пп. 18 п. 1 ст. 182 НК РФ объектом налогообложения акцизом по природному газу признавались операции по его реализации и (или) передаче, в том числе на безвозмездной основе, на территории России газораспределительным организациям либо непосредственно конечным потребителям, использующим природный газ в качестве топлива и (или) сырья.




Согласно пп. 2 п. 1 ст. 188 НК РФ налоговая база акциза по природному газу определялась как стоимость реализованной (переданной) продукции, исчисленная исходя из применяемых цен, но не ниже государственных регулируемых цен, с учетом предоставленных в установленном порядке скидок без НДС и надбавки для газораспределительных организаций при реализации транспортированного (поставленного) газа непосредственно потребителям минуя газораспределительные организации.
В соответствии с п. 1 ст. 193 Кодекса налогообложение акцизом природного газа, реализуемого на территории Российской Федерации, осуществлялось по налоговым ставкам 15%.
В соответствии со п. 1 ст. 195 НК РФ дата реализации подакцизного минерального сырья, указанного в пп. 2 п. 2 ст. 181 НК РФ (природный газ), определялась как день оплаты указанного подакцизного минерального сырья.
Таким образом, порядок исчисления и уплаты акцизов с такого объекта налогообложения, как операции по реализации природного газа, сформированного у ООО "Пермтрансгаз" в 2005 году, должен осуществляться с учетом положений гл. 22 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе, должны применяться установленные этой главой налоговые ставки.
Кроме того, ст. 31 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах установлено, что часть вторая Кодекса применяется к правоотношениям, регулируемым законодательством о налогах и сборах, возникшим после введения ее в действие.
По правоотношениям, возникшим до введения в действие части второй Кодекса, часть вторая Кодекса применятся к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.




В соответствии со ст. 2 указанного Закона признаны утратившими силу со дня введения в действие части второй Кодекса ранее действовавшие законы и нормативные акты о налогах, в том числе об акцизах (Закон РФ от 06.12.1991 "Об акцизах"), а также Постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие ставки акциза в периоды до 2001 г., на которые ссылается ответчик - от 28.02.1995 N 205 "О государственном регулировании цен на природный газ"; от 01.09.1995 N 859 "О ставке акциза на природный газ"; от 03.09.1998 N 1018 "О ставке акциза на природный газ".
Также, 01.01.2004 в силу вступил Федеральный закон от 07.07.2003 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации", в соответствии с п. п. 14 и 15 ст. 1 и ст. 9 которого минеральное сырье было исключено из числа подакцизных товаров.
При этом положениями ст. 8 Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ было установлено специальное правило, согласно которому по подакцизному минеральному сырью, добытому до дня вступления в силу указанного Федерального закона, акциз исчисляется и уплачивается в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до даты вступления в силу данного Федерального закона.
До 01.01.2004, то есть до даты вступления в силу Федерального закона от 07.07.2003 117-ФЗ, порядок взимания акцизов по природному газу регулировался положениями гл. 22 Налогового кодекса Российской Федерации, которые устанавливали дату реализации подакцизного минерального сырья как день его оплаты (п. 1 ст. 195) и ставку по налогу в размере 15% (ст. 193).
Следовательно, ООО "Пермтрансгаз" правомерно применило в 2005 году при исчислении акциза с суммы поступившей в данном налоговом периоде оплаты за отгруженный до 01.04.1997 природный газ налоговую ставку 15%.
Судом первой инстанции правомерно не принят довод ответчика о том, что акциз является косвенным налогом, поэтому уплата его в бюджет, должна осуществляться по ставкам, которые были заложены в цену товара на момент отгрузки природного газа, так как в соответствии с порядком исчисления акциза, установленным Законом Российской Федерации "Об акцизах" в 90-х годах акциз непосредственно включался в цену товаров и минерального сырья, и в отличие от НДС и налога с продаж, не взимался "сверху".




Требование о выделении в расчетных документах суммы акциза отдельной строкой появилось в законодательстве только в 1998 году, после внесения в ст. 5 Закона "Об акцизах" дополнения, в соответствии с которым сумма акциза в расчетных документах и первичных учетных документах, в том числе счетах-фактурах, выделяется отдельной строкой" (п. 5 Федерального закона от 14.02.1998 N 29-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об акцизах").
В договорных и расчетных документах до 01.04.1997 акциз отдельной строкой не выделялся.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что сформированная до 01.04.1997 дебиторская задолженность ООО "Пермтрансгаз" по отгруженному, но не оплаченному газу, реально отражала цену природного газа.
Однако это не означает, что в цене присутствовала конкретная и точная сумма акциза как косвенного налога.
Размер акциза при отгрузке имел условную величину и конкретно, т.е. для целей внесения в бюджет, точный его размер мог быть определен только после оплаты товара, т.е. после возникновения объекта налогообложения и формирования налоговой базы, к которой и применялась соответствующая налоговая ставка, действующая на дату реализации.
Таким образом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что при исчислении акциза на природный газ в ноябре 2005 г. заявитель правомерно применял нормы главы 22 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем решение ответчика от 28.02.2006 N 44 и выставленное на основании данного решения требование N 56 по состоянию на 28.02.2006 об уплате акциза на природный газ в размере 1343879 руб. и пени в сумме 23240,80 руб., являются незаконными.
Таким образом, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции принято в соответствии с действующим законодательством, с учетом всех обстоятельств дела, поэтому оснований для его отмены не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, касаются обстоятельств, которым дана надлежащая оценка судом первой инстанции, они не опровергают выводов суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены решения.
Госпошлина по апелляционной жалобе подлежит распределению в соответствии со ст. 110 АПК РФ с учетом того, что налоговый орган освобожден от ее уплаты при обращении в арбитражный суд.
На основании изложенного и ст. ст. 44, 52, 53, 181, 182, 188, 193, 195 НК РФ, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.08.2006 по делу N А40-43019/06-107-209 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)