Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.11.2008 ПО ДЕЛУ N А46-15737/2008

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 ноября 2008 г. по делу N А46-15737/2008


Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2008 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2008 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.,
судей Шиндлер Н.А., Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лиопа А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5462/2008) общества с ограниченной ответственностью "Сатурниус"
на решение Арбитражного суда Омской области от 06.10.2008 по делу N А46-15737/2008 (судья Храмцов К.В.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сатурниус"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска о признании незаконным отказа и обязании совершить действие,
при участии в судебном заседании представителей:
- от общества с ограниченной ответственностью "Сатурниус" - Ткачев А.Н. (удостоверение N 675 выдано от 06.02.2003, доверенность от 21.06.2008 сроком на 6 месяцев);
- от инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска - Василишин Р.В. (удостоверение УР N 340324 действительно до 31.12.2009, доверенность N 01732 от 20.12.2007 сроком на 1 год); Рожкина Г.В. (удостоверение УР N 338246 действительно до 31.12.2009, доверенность N 15-10 от 23.07.2008 сроком до 31.12.2008 год)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Сатурниус" (далее - ООО "Сатурниус", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу г. Омска (далее - ИФНС России по Кировскому АО г. Омска, налоговый орган) о признании незаконным отказа в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, изложенного в уведомлении N 362 от 26.06.2008 и обязании выдать свидетельство о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Решением Арбитражного суда Омской области от 06.10.2008 по делу N А46-15737/2008 в удовлетворении требований общества отказано в полном объеме.
ООО "Сатурниус" с решением суда первой инстанции не согласилось и обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить принятый по настоящему делу судебный акт и принять новый - об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы:
- - является ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что после 01.01.2007 не могут быть созданы новые игорные заведения, поскольку предусмотренные частью 2 статьи 9 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ) игорные зоны до настоящего времени не созданы;
- - Законом Омской области от 09.03.2007 N 860-ОЗ "О запрете на территории Омской области деятельности по организации и проведению азартных игр в залах игровых автоматов" с 01.07.2007 на территории Омской области запрещена деятельность по организации и проведению азартных игр в залах игровых автоматов, а не деятельности по организации и проведению азартных игр в казино;
- - налоговый орган не доказал, что игорное заведение общества не соответствует требованиям, установленным Законом N 244-ФЗ;
- - Закон N 244-ФЗ не регулирует налоговые правоотношения, поскольку не относится к актам законодательства о налогах и сборах, не регулирует порядок регистрации объекта налогообложения, в связи с чем не может являться основаниям для отказа в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
ИФНС России по Кировскому АО г. Омска представила ФНС России по Кировскому ОА г. я основаниям для отказа ах и сборах, не регулирует порядок регистрации объектов налогообложения отзыв на апелляционную жалобу, в соответствии с которой считает решение суда первой инстанции законным, обоснованными не подлежащим отмене. Просит отказать в удовлетворении доводов апелляционной жалобы.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
18.09.2002 ООО "Сатурниус" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1027739215459 (свидетельство серии 77 N 0449036 от 05.08.2003).
10.11.2002 Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре и спорту обществу выдана лицензия N 000061 сроком до 10.11.2007, в соответствии с которой ООО "Сатурниус" вправе осуществлять деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений.
19.12.2007 общество поставлено на учет в ИФНС России Кировскому АО г. Омска по месту нахождения обособленного подразделения: 644123, г. Омск, ул. Конева, д. 14, о чем налогоплательщику направлено уведомление от 19.12.2007 N 1473890.
16.06.2008 ООО "Сатурниус" обратилось в налоговый орган с заявлением о регистрации 72 игровых автоматов и 10 игровых столов (объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес).
Уведомлением от 26.06.2008 N 362 налоговый орган отказал ООО "Сатурниус" в удовлетворении заявления, ввиду нарушения статей 1, 2 Закона Омской области от 09.03.2007 N 860-ОЗ "О запрете на территории Омской области деятельности по организации и проведению азартных игр в залах игровых автоматов" и части 1 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Общество, полагая, что отказ налогового органа в регистрации объектов налогообложения на игорный бизнес противоречит действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
При рассмотрении данного арбитражного дела, суд первой инстанции пришел к выводу, что до 01.01.2007 общество не имело игорного заведения по адресу нахождения обособленного подразделения и, что Законом N 244-ФЗ не предусмотрена возможность открытия новых игорных заведений после указанной даты, кроме как на территории игорных зон. Указанные обстоятельства явились основанием для отказа в удовлетворении требований общества.
Решение Арбитражного суда Омской области по настоящему делу обжалуется ООО "Сатурниус" в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 365 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на игорный бизнес признается, в частности игровой автомат и игровой стол.
В силу пункта 2 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации каждый объект обложения налогом на игорный бизнес, указанный в пункте 1 статьи 366 настоящего Кодекса, подлежит регистрации в налоговом органе по месту его установки не позднее чем за два рабочих дня до даты установки этого объекта.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" определены правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и установлены ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан (статья 1 Закона).
В частях 1, 2 статьи 5 названного Закона предусмотрено, что деятельность по организации и проведению азартных игр может осуществляться исключительно в игорных заведениях, соответствующих требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
Пунктом 11 статьи 4 указанного выше Закона определено, что игорное заведение - здание, строение, сооружение (единая обособленная часть здания, строения, сооружения), в которых осуществляется исключительно деятельность по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг (в том числе филиал или иное место осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и оказанию сопутствующих азартным играм услуг).
В пункте 5 названной статьи предусмотрено, что организатором азартной игры является юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр. Требования к организаторам азартных игр установлены в статье 6 Закона.
Согласно части 4 статьи 5 Закона N 244-ФЗ игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
На территории Российской Федерации создаются четыре игорные зоны в следующих субъектах: Алтайский край, Приморский край, Калининградская область, Краснодарский край и Ростовская область (данная игорная зона включает в себя часть территории каждого из указанных субъектов Российской Федерации) (статья 9 Закона N 244-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 244-ФЗ имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне. При этом требования, установленные частью 2 статьи 15 настоящего Федерального закона, применяются ко всем игорным заведениям вне зависимости от их вида.
В силу части 6 статьи 16 Закона N 244-ФЗ деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным частями 1 и 2 настоящей статьи, должна быть прекращена до 1 июля 2007 года.
Статьей 20 Закона N 244-ФЗ определено, что настоящий Федеральный закон вступает в силу с 01 января 2007 года.
Следовательно, игорные заведения, открытые и действовавшие до момента вступления Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ в силу, то есть до 01.01.2007, вправе продолжить свою деятельность после указанной даты до 30.06.2009 вне территории игорных зон при условии соблюдения требований, установленных Законом. Открытие и функционирование новых игорных заведений после принятия и вступления в силу Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ возможно только на территории игорных зон в соответствии с разрешительным порядком.
Из материалов дела следует, судом первой инстанции установлено, что ООО "Сатурниус" до 01.01.2007 не имело игорного заведения по адресу: г. Омск, ул. Конева, д. 14. Данное обстоятельство не оспаривается обществом и подтверждается тем, что ООО "Сатурниус" поставлено на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения по указанному адресу 19.12.2007, а заявление о регистрации объектов налогообложения подано только16.06.2008.
Омская область не отнесена к субъектам Российской Федерации, на территории которых создаются игорные зоны в соответствии со статьей 9 Закона N 244-ФЗ.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что игорное заведение по адресу: г. Омск, ул. Конева, д. 14, является вновь открываемым, что не соответствует требованиям части 4 статьи 5 Закона N 244-ФЗ.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оснований для осуществления ООО "Сатурниус" деятельности по организации и проведению азартных игр по адресу: г. Омск, ул. Конева, д. 14, на основании статьи 16 Закона N 244-ФЗ не имелось и, соответственно, у налогового органа отсутствовала обязанность по регистрации игровых автоматов и столов, устанавливаемых обществом в месте, где открытие игорных заведений не допускается.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод апелляционной жалобы о том, что при оценке правомерности отказа в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес не подлежит применению Закон N 244-ФЗ, поскольку таковой не является актом законодательства о налогах и сборах и не распространяет свое действие на налоговые правоотношения.
- В силу статьи 364 Налогового кодекса Российской Федерации игровой автомат - специальное оборудование (механическое, электрическое, электронное или иное техническое оборудование), установленное организатором игорного заведения и используемое для проведения азартных игр с любым видом выигрыша без участия в указанных играх представителей организатора игорного заведения; игровой стол - специально оборудованное у организатора игорного заведения место с одним или несколькими игровыми полями, предназначенное для проведения азартных игр с любым видом выигрыша, в которых организатор игорного заведения через своих представителей участвует как сторона или как организатор;
- Из анализа указанного понятия игрового автомата, игрового стола, статьи 365 и положений статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации о необходимости регистрации налогоплательщиком в налоговом органе объектов налогообложения, а налоговым органом обязанности выдачи свидетельства о регистрации объектов налогообложения, следует, что регистрация игровых автоматов, как объектов налогообложения, непосредственно связана с определением налоговой базы, порядком исчисления налога и его уплатой налогоплательщиком, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Регистрация же объектов налогообложения - игровых автоматов и игровых столов является намерением общества открыть игорное заведение и осуществлять в нем деятельность в сфере игорного бизнеса.
В силу пункта 3 части 2 статьи 16 Федерального закона N 244-ФЗ - контроль за соблюдением организаторами азартных игр установленных частями 1 и 2 настоящей статьи требований осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Федеральная налоговая служба (ФНС России) - является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, согласно пункту 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 506 от 30.09.2004.
Кроме того, требования к порядку организации и осуществления предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса субъектами предпринимательской деятельности глава 29 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит, вследствие этого при оценке действий налогового органа и решения вопроса о законности отказа в регистрации игровых автоматов следует руководствоваться наряду с актами налогового законодательства и иными правовыми актами, регулирующими правоотношения в сфере игорного бизнеса, в их системном единстве и взаимосвязи.
В связи с этим, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что применение только Налогового кодекса Российской Федерации в отрыве от иных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, приведет к положению, при котором любое лицо, обратившееся в налоговый орган с заявлением о регистрации игровых автоматов в качестве объектов налогообложения, автоматически будет расцениваться в качестве налогоплательщика, без учета требований и ограничений, предусмотренных иными законодательными актами.
Учитывая, что в рассматриваемых правоотношениях подлежит применению Закон N 244-ФЗ, а налоговый орган является органом уполномоченным осуществлять контроль за соблюдением организаторами азартных игр требований, установленных статьей 5 Закона N 244-ФЗ в части ограничений осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр с 01.01.2007, то указанный довод общества основан на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Является ошибочной правовая позиция общества, в соответствии с которой оспариваемый отказ налогового органа является неправомерным по причине отсутствия запрета на осуществление деятельности по организации казино на территории Омской области.
Действительно, Законом Омской области от 09.03.2007 N 860-ОЗ "О запрете на территории Омской области деятельности по организации и проведению азартных игр в залах игровых автоматов" с 01.07.2007 на территории Омской области запрещена деятельность по организации и проведению азартных игр в залах игровых автоматов, а не деятельности по организации и проведению азартных игр в казино.
Однако, согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в пункте 3 определения N 150-О от 18.03.2004, федеральный законодатель, реализуя свои полномочия по регулированию предпринимательской деятельности, вправе определять порядок и условия ее осуществления, и исходя из специфики производства и оборота тех или иных видов продукции как объектов гражданских прав, устанавливать дополнительные требования, а также ограничения, которые, однако, должны соответствовать критериям, закрепленным Конституцией Российской Федерации, а именно вводиться федеральным законом и только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3), а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей (статья 74, часть 2).
Законом N 244-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2007 года, установлено, что ограничения осуществления указанной деятельности устанавливаются в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан (статья 1); правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется как федеральным законом, так и законами субъектов Российской Федерации (статья 2).
В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона N 244-ФЗ игорные заведения могут быть открыты с 01.01.2007 исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 244-ФЗ игорные заведения, имеющие лицензии и соответствующие установленным Законом требованиям вправе продолжать свою деятельность по организации и проведению азартных игр в игорной зоне до 30 июня 2009.
Органы государственной власти субъектов РФ вправе принять до 1 июля 2007 решение о запрете начиная с 1 июля 2007 на территории субъекта РФ (за исключением игорных зон) деятельности по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений) (часть 6 статьи 16 Закона N 244-ФЗ).
Из анализа указанных правовых норм следует, что федеральным законом введены ограничения по организации новых игорных заведений с 01.01.2007, но разрешено продолжать деятельность уже существующих на указанную дату игорных заведений соответствующих установленным требованиям, а законодатель субъекта РФ вправе был ограничить, начиная с 01.07.2007 на территории субъекта РФ, осуществление деятельности даже игорных заведений соответствующих всем установленным требованиям.
Таким образом, установленные федеральным законом (часть 4 статьи 5 Закона N 244-ФЗ) ограничения по осуществлению деятельности по организации и проведению азартных игр во вновь открытых с 01.01.2007 игорных заведениях, даже в случае не введения органом государственной власти субъекта РФ запрета на осуществление деятельности с 01.07.2007 уже существующих игорных заведений, не могут рассматриваться как нарушающие права и законные интересы заявителя в сфере его предпринимательской деятельности.
Из текста апелляционной жалобы следует, что ООО "Сатурниус" придерживается правовой позиции, в соответствии с которой действующее законодательство не содержит полного запрета на открытие новых игорных заведений, создание игорных зон является обязанностью Правительства Российской Федерации, и отсутствие соответствующего постановления препятствует осуществлению законной предпринимательской деятельности.
Данная позиция судом апелляционной инстанции не принимается как необоснованная, поскольку согласно части 4 статьи 5 Закона N 244-ФЗ игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Абзацем 2 части 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такое ограничение деятельности по организации и проведению азартных игр введено Законом N 244-ФЗ, поэтому подлежит соблюдению обществом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действии (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ ИФНС России по Кировскому АО г. Омска зарегистрировать 72 игровых автоматов и 10 игровых столов, выраженный в уведомлении налогового органа от 26.06.2008 N 362 является правомерным и не нарушает законные права и интересы ООО "Сатурниус", поскольку деятельность общества по организации рассматриваемого игорного заведения в целом противоречит требованиям Закона N 244-ФЗ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание явное несоответствие деятельности общества по организации нового игорного заведения требованиям Закона N 244-ФЗ, не имеет правового значения довод жалобы относительно того, что судом первой инстанции сделан вывод, который не был основанием отказа налогового органа в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения суда от 06.10.2008 не имеется, нарушений норм процессуального и материального права судом первой инстанции не допущено, решение суда отвечает требованиям действующего законодательства, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным сторонами доказательствам.
Следовательно, апелляционная жалоба ООО "Сатурниус" удовлетворению не подлежит.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы следует отнести на заявителя апелляционной жалобы. ООО "Сатурниус" уплатило государственную пошлину при подаче апелляционной жалобы в размере 1000 рублей, что подтверждается квитанцией СБ РФ 8634161 от 21.10.2008.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Омской области от 06.10.2008 по делу N А46-15737/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Л.А.ЗОЛОТОВА

Судьи
Н.А.ШИНДЛЕР
О.А.СИДОРЕНКО














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)