Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 08.04.2004 N А62-153/2003

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу


от 8 апреля 2004 г. Дело N А62-153/2003

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу ИМНС России по Промышленному району г. Смоленска на Решение Арбитражного суда Смоленской области от 10.12.2003 по делу N А62-153/2003,
УСТАНОВИЛ:

Смоленское государственное унитарное предприятие ПО "Кристалл" обратилось с заявлением в Арбитражный суд Смоленской области о признании незаконным бездействия начальника ИМНС России по Промышленному району г. Смоленска по невозврату излишне уплаченного земельного налога за 1999 - 2002 гг. и об обязании вынести решение о возврате налога в сумме 2057291 руб. 19 коп.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 05.03.2003 признано незаконным бездействие начальника ИМНС России по Промышленному району г. Смоленска по невозврату предприятию излишне уплаченного земельного налога за 2001 г. в сумме 541605 руб. 30 коп. Также суд обязал налоговый орган возвратить заявителю эту сумму налога. В остальной части отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 02.06.2003 решение в части удовлетворенных требований отменено и дело передано на новое рассмотрение.
В ходе нового рассмотрения предприятие уточнило свои требования и просило суд признать незаконным бездействие руководителя инспекции в части невынесения решения о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2001 г. в сумме 541605 руб. 30 коп.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 10.12.2003 заявление удовлетворено.
Апелляционная жалоба не подавалась.
Заявитель кассационной жалобы просит отменить решение от 10.12.2003 и принять новый судебный акт.
Проверив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, ПО "Кристалл" представлены в инспекцию уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 1999 - 2002 гг., согласно которым сумма налога исчислена без повышающих коэффициентов.
Налоговый орган принял уточненные налоговые декларации без исполнения, о чем сообщил налогоплательщику письмом от 19.11.2002.
ПО "Кристалл" 22.11.2002 направлены в инспекцию заявления о возврате излишне уплаченных сумм земельного налога за 1999 - 2002 гг.
Оспаривая в судебном порядке бездействие налогового органа по невозврату предприятию излишне уплаченного налога за 2001 г. в сумме 541605 руб. 30 коп., заявитель ссылался на то, что ФЗ от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." не установлен повышающий коэффициент к ставке земельного налога.
Разрешая этот спор, суд поддержал позицию налогоплательщика, мотивируя тем, что в ст. 12 ФЗ от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." речь идет только о самих ставках земельного налога, поэтому коэффициенты к ставке земельного налога, установленные на 2000 г., применяться в 2001 г. не должны, в связи с чем суд посчитал, что исчисление земельного налога на 2001 г. должно производиться предприятием исходя из ставок земельного налога, установленных Законом "О плате за землю".
Установив, что сумма, приходящаяся на повышающие коэффициенты, применяемые в 1999 - 2000 гг., составила 541605 руб. 30 коп., суд удовлетворил требования налогоплательщика.
Данный вывод суда является ошибочным.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Установленные Законом РФ "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами.
Статьей 18 ФЗ от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2; ст. 12 ФЗ от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." предусмотрено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 г., применяются в 2001 г. для всех категорий земель, ст. 1 ФЗ от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 г., применяются в 2002 г. с коэффициентом 2.
Следовательно, введение поправочных коэффициентов законодательными актами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству.
Согласно п. 1 ст. 53 НК РФ налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Учитывая, что ставки земельного налога в 2000 г. были увеличены на повышающий коэффициент 1,2, в 2001 г. исходя из формулировки ст. 12 ФЗ от 27.12.2000 N 150-ФЗ и ст. 3 ФЗ от 11.10.91 N 1738-1 также должны применяться ставки, увеличенные на коэффициент 1,2.
Таким образом, такой способ исчисления земельного налога за 2001 г. с учетом ежегодной индексации не противоречит п. 1 ст. 53 НК РФ.
В силу изложенного у суда отсутствовали правовые основания для признания незаконным бездействия руководителя инспекции в части невынесения решения о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2001 г. в сумме 541605 руб. 30 коп.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. 2 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 10.12.2003 Арбитражного суда Смоленской области по делу N А62-153/2003 отменить.
ПО "Кристалл" отказать в удовлетворении заявленных требований.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу

от 8 апреля 2004 г. Дело N А62-153/2003

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу ИМНС России по Промышленному району г. Смоленска на Решение Арбитражного суда Смоленской области от 10.12.2003 по делу N А62-153/2003,
УСТАНОВИЛ:

Смоленское государственное унитарное предприятие ПО "Кристалл" обратилось с заявлением в Арбитражный суд Смоленской области о признании незаконным бездействия начальника ИМНС России по Промышленному району г. Смоленска по невозврату излишне уплаченного земельного налога за 1999 - 2002 гг. и об обязании вынести решение о возврате налога в сумме 2057291 руб. 19 коп.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 05.03.2003 признано незаконным бездействие начальника ИМНС России по Промышленному району г. Смоленска по невозврату предприятию излишне уплаченного земельного налога за 2001 г. в сумме 541605 руб. 30 коп. Также суд обязал налоговый орган возвратить заявителю эту сумму налога. В остальной части отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 02.06.2003 решение в части удовлетворенных требований отменено и дело передано на новое рассмотрение.
В ходе нового рассмотрения предприятие уточнило свои требования и просило суд признать незаконным бездействие руководителя инспекции в части невынесения решения о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2001 г. в сумме 541605 руб. 30 коп.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 10.12.2003 заявление удовлетворено.
Апелляционная жалоба не подавалась.
Заявитель кассационной жалобы просит отменить решение от 10.12.2003 и принять новый судебный акт.
Проверив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, ПО "Кристалл" представлены в инспекцию уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 1999 - 2002 гг., согласно которым сумма налога исчислена без повышающих коэффициентов.
Налоговый орган принял уточненные налоговые декларации без исполнения, о чем сообщил налогоплательщику письмом от 19.11.2002.
ПО "Кристалл" 22.11.2002 направлены в инспекцию заявления о возврате излишне уплаченных сумм земельного налога за 1999 - 2002 гг.
Оспаривая в судебном порядке бездействие налогового органа по невозврату предприятию излишне уплаченного налога за 2001 г. в сумме 541605 руб. 30 коп., заявитель ссылался на то, что ФЗ от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." не установлен повышающий коэффициент к ставке земельного налога.
Разрешая этот спор, суд поддержал позицию налогоплательщика, мотивируя тем, что в ст. 12 ФЗ от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." речь идет только о самих ставках земельного налога, поэтому коэффициенты к ставке земельного налога, установленные на 2000 г., применяться в 2001 г. не должны, в связи с чем суд посчитал, что исчисление земельного налога на 2001 г. должно производиться предприятием исходя из ставок земельного налога, установленных Законом "О плате за землю".
Установив, что сумма, приходящаяся на повышающие коэффициенты, применяемые в 1999 - 2000 гг., составила 541605 руб. 30 коп., суд удовлетворил требования налогоплательщика.
Данный вывод суда является ошибочным.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставка земельного налога пересматривается в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Установленные Законом РФ "О плате за землю" средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами.
Статьей 18 ФЗ от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 г." определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. с коэффициентом 1,2; ст. 12 ФЗ от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 г." предусмотрено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 г., применяются в 2001 г. для всех категорий земель, ст. 1 ФЗ от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 г., применяются в 2002 г. с коэффициентом 2.
Следовательно, введение поправочных коэффициентов законодательными актами о федеральном бюджете на соответствующий год не противоречит налоговому законодательству.
Согласно п. 1 ст. 53 НК РФ налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Учитывая, что ставки земельного налога в 2000 г. были увеличены на повышающий коэффициент 1,2, в 2001 г. исходя из формулировки ст. 12 ФЗ от 27.12.2000 N 150-ФЗ и ст. 3 ФЗ от 11.10.91 N 1738-1 также должны применяться ставки, увеличенные на коэффициент 1,2.
Таким образом, такой способ исчисления земельного налога за 2001 г. с учетом ежегодной индексации не противоречит п. 1 ст. 53 НК РФ.
В силу изложенного у суда отсутствовали правовые основания для признания незаконным бездействия руководителя инспекции в части невынесения решения о возврате излишне уплаченного земельного налога за 2001 г. в сумме 541605 руб. 30 коп.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. 2 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 10.12.2003 Арбитражного суда Смоленской области по делу N А62-153/2003 отменить.
ПО "Кристалл" отказать в удовлетворении заявленных требований.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)