Судебные решения, арбитраж
Водный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2010 года
Постановление в полном объеме изготовлено 29 октября 2010 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Семушкина В.С., Драгоценновой И.С., при ведении протокола секретарем судебного заседания Алтаевой Я.В.,
с участием в судебном заседании:
представителей Федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Ульяновское" Федеральной службы исполнения наказаний - Гасанова М.С. (доверенность от 26 октября 2010 года), Алеева М.Р. (доверенность от 19 августа 2010 года),
представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области - Прониной М.Г. (доверенность от 11 января 2010 года N 16-04-06/10), Леоновой Ю.А. (доверенность от 19 января 2010 года N 16-04-06/1262),
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 октября 2010 года в помещении суда апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Ульяновское" Федеральной службы исполнения наказаний
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 июля 2010 года по делу N А72-3146/2010 (судья Каргина Е.Е.),
принятое по заявлению Федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Ульяновское" Федеральной службы исполнения наказаний, Ульяновская область, с.Ясашная Ташла,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области, р.п. Ишеевка,
об обязании исключить из лицевого счета задолженность,
установил:
Федеральное государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Ульяновское" Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФГУ СХП "Ульяновское" ФСИН, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением (с учетом уточнений) об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области (далее - налоговый орган) исключить из карточки лицевого счета предприятия задолженность по: пени, начисленные по налогу на прибыль организаций в ФБ РФ (КБК 18210101011010000110) в сумме 5790,59 руб.; пени, начисленные по налогу прибыль организаций в бюджет субъекта РФ (КБК18210101012020000110) в сумме 39086,37 руб.; пени, начисленные на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (КБК 18210202010060000160) - 198094,33 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (КБК 18210202020060000160) - 5059,73 руб., пени - 45567,17 руб.; пени по налогу на добавленную стоимость (КБК 182103 01000010000110) - 4175,4 руб., проценты за пользование бюджетными средствами - 1768,77 руб.; единый сельскохозяйственный налог (КБК 182105 03000010000110) - 8341,61 руб., пени - 13856,2 руб.; пени по транспортному налогу (КБК18210604011020000110) - 1253,74 руб.; водный налог (КБК18210703000010000110) - 6850,17 руб., пени 15423,96 руб.; пени на платежи за добычу подземных вод (КБК1821 0903023010000110) - 35,91 руб.; лесные подати в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню (КБК18210903091010000110) - 4130,88 руб., пени - 18227,27 руб., штрафы - 574,17 руб.; штрафы по налогу на имущество предприятий (КБК18210904010020000110) - 200 руб.; земельный налог (КБК18210904050100000110) - 239653 руб., пени - 317191,77 руб., штрафы - 14510 руб.; пени на прочие налоги, пошлины и сборы (КБК18210905010010000110) - 642,49 руб.; пени по налогу с продаж (КБК18210906010020000110) - 6429,21 руб., штрафы - 200 руб.; пени на прочие налоги и сборы субъектов РФ (КБК 18210906030020000110) - 827,65 руб.; пени на целевые сборы с предприятий на содержание милиции (КБК 18210907030050000110) - 1361,44 руб., штрафы - 632,6 руб.; прочие местные налоги и сборы, мобилизуемые на территориях муниципальных районов (КБК 18210907050050000110) - 35255,61 руб., пени - 73647,47 руб., штрафы - 332 руб.; прочие налоги, пошлины и сборы (Н/А) (КБК 18210 908020060000140) - 926965 руб., пени - 3699232,49 руб.; прочие налоги, пошлины и сборы (Н/А) (КБК 1821 0908030070000140) - 85775 руб., пени - 180928,7 руб.; прочие налоги, пошлины и сборы (Н/А) (КБК 182109 08040080000140) - 8926,86 руб., пени - 64800 руб.; прочие налоги, пошлины и сборы (Н/А) (КБК 18210908050090000140) - 153447,97 руб., пени - 1104106,99 руб.; прочие налоги, пошлины и сборы (Н/А) (КБК 18210908060010000140) - 70311,17 руб., пени - 147755,36 руб.; единый социальный налог, зачисляемый в ФБ (Н/А) (КБК 18210909010010000110) - 541728,15 руб., пени - 732945,72 руб.; единый социальный налог, зачисляемый в ФБ (Н/А) (КБК 18210909030080000110)-4242,01 руб., пени - 5709,29 руб.; единый социальный налог в ФСС (Н/А) (КБК 18210909020070000110) - 56218, 07 руб., пени - 80059,39 руб.; единый социальный налог в ТФОМС (Н/А) (КБК 1821090904009 0000110) - 106039,54 руб., пени - 150438,52 руб.; штрафы по налогу на доходы физических лиц (КБК 18210102021010000110) - 25222 руб. (т. 1 л.д. 2-3, 67, 85-91).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.07.2010 по делу N А72-3146/2010 заявление оставлено без удовлетворения (т. 2 л.д. 107-112).
В апелляционной жалобе предприятие просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, обязав налоговый орган исключить из карточки лицевого счета задолженность, указанную в заявленных требованиях предприятия (т. 2 л.д. 119-124).
Налоговый орган апелляционную жалобу отклонил по основаниям, приведенным в отзыве на нее.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в жалобе.
Представитель налогового органа отклонил апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, в отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, по мнению предприятия, акт сверки с налоговым органом расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 N 3963 по состоянию на 01.01.2010 и справка ИФНС о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 01.06.2010 N 106046 содержат недостоверные сведения о задолженности предприятия и спорная задолженность незаконно взыскивается налоговым органом за счет денежных средств на счетах в ЗАО "Народный инвестиционный банк", в Ульяновском филиале ОАО "Бинбанк", незаконно приостановлены расходные операции по счетам. В этой связи предприятие утверждает, что не имеет возможности проводить платежи через расчетные счета, участвовать в размещении государственных и муниципальных заказов на поставку сельскохозяйственной продукции, получать кредиты и субсидии, чем нарушаются его права, и поэтому просит исключить из лицевого счета спорную задолженность.
Кроме того, по мнению предприятия, сумма задолженности по пеням по единому социальному налогу, водному налогу, единому сельскохозяйственному налогу, налогу на добавленную стоимость в общей сумме 77132,12 руб. должна быть исключена из лицевой карточки налогоплательщика в соответствии с решением Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-7699/06-7/269.
Позиция налогового органа сводиться к тому, что:
- - задолженность по пени по НДС в размере 4175,4 руб. образовалась в 2004 году, в отношении данной суммы направлено требование от 30.04.2004 N 493, 16.06.2004 принято решение о взыскании задолженности согласно ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ);
- - задолженность по пени по транспортному налогу в размере 1253,74 руб., образовалась в 2003 году, направлены требования от 31.10.2003 N 545, от 04.07.2003 N 274, от 01.08.2003 N 300, 16.06.2004 принято решение о взыскании задолженности согласно ст. 47 НК РФ;
- - задолженность по водному налогу в размере 6850,17 руб. (налог), 15423,96 (пени) образовалась 05.02.2004, направлены требования от 31.10.2003 N 545, от 04.07.2003 N 274, от 01.08.2003 N 300, от 05.02.2004 N 174, от 04.03.2004 N 234, от 30.01.2004 N 11, от 09.04.2004 N 360, от 09.04.2004 N 335, от 30.04.2004 N 493, от 28.05.2004 N 755, от 30.06.2004 N 801, от 14.09.2006 N 34305, от 24.08.2006 N 32266, от 05.05.2006 N 17948, от 07.02.2007 N 51436, от 07.06.2006 N 19314, от 13.11.2006 N 41245, 16.06.2004 принято решение о взыскании задолженности согласно ст. 47 НК РФ;
- - задолженность по пени по платежам за добычу подземных вод в размере 35,91 руб. образовалась в 2004 году, направлено требование от 29.10.2004 N 1213;
- - задолженность по лесным податям - 4130,88 руб. (налог), 18227,27 руб. (пени), 574,17 руб. (штраф) образовалась 15.06.2003, направлены требования от 31.10.2003 N 545, от 04.07.2003 N 274, от 01.08.2003 N 300, от 30.09.2003 N 506, от 30.04.2004 N 493, от 09.04.2004 N 335, от 09.04.2004 N 360, от 30.01.2004 N 11, от 04.03.2004 N 234, от 05.02.2004 N 174, от 08.12.2003 N 604, 16.06.2004 принято решение о взыскании задолженности согласно ст. 47 НК РФ;
- - в отношении задолженности по налоговым санкциям по налогу на имущество предприятий в размере 200 руб. 16.06.2004 принято решение согласно ст. 47 НК РФ;
- - задолженность по земельному налогу - 239653 руб. (налог), 317191,77 руб. (пени), 14510 руб. (штраф) образовалась с 2003 года, направлены требования от 08.12.2003 N 604, от 05.02.2004 N 174, от 04.03.2004 N 234, от 30.01.2004 N 11, от 09.04.2004 N 360, от 09.04.2004 N 335, от 30.04.2004 N 493, от 30.09.2003 N 506, от 04.07.2003 N 274, от 01.08.2003 N 300, от 31.10.2003 N 545, от 11.05.2010 N 694, от 11.05.2003 N 693, от 24.08.2006 N 32266, от 11.11.2009 N 2341, от 13.11.2006 N 41245, 16.06.2004 принято решение о взыскании задолженности согласно ст. 47 НК РФ;
- - задолженность по прочим налогам, пошлинам и сборам в размере 642,49 руб. (пени) образовалась в 2003 году, направлены требования от 04.07.2003 N 274, от 01.08.2003 N 300, от 31.10.2003 N 545, от 08.12.2003 N 604, от 05.02.2004 N 174, от 04.03.2003 N 234, от 30.01.2004 N 11, от 09.04.2004 N 360, от 09.04.2004 N 335, от 30.04.2004 N 496, 16.06.2004 принято решение о взыскании задолженности согласно ст. 47 НК РФ;
- - задолженность по налогу с продаж в размере 6429,21 (пени), 200 руб. (штраф) образовалась в 2003 году, направлены требования от 08.12.2003 N 604, от 05.02.2004 N 174, N 234 от 04.03.2004, от 30.01.2004 N 11, от 09.04.2004 N 360, от 09.04.2004 N 335, от 30.04.2004 N 493, от 30.09.2003 N 506, от 04.07.2003 N 274, от 01.08.2003 N 300, от 31.10.2003 N 545, от 14.09.2006 N 34305, от 24.08.2006 N 32266, от 07.02.2007 N 51436, 16.06.2004 принято решение о взыскании задолженности согласно ст. 47 НК РФ;
- - задолженность по целевым сборам в размере 1361,44 руб. (пени), 632,6 руб. (штраф) образовалась в 2003 году, направлены требования от 08.12.2003 N 604, от 04.07.2003 N 274, от 30.01.2004 N 11, от 09.04.2004 N 360, от 09.04.2003 N 335, от 30.04.2003 N 493, от 01.08.2003 N 300, от 31.10.2003 N 545, от 14.09.2006 N 34305, от 24.08.2006 N 32266, 16.06.2004 принято решение о взыскании задолженности согласно ст. 47 НК РФ;
- - задолженность по прочим налогам, пошлинам и сборам в размере 827,65 руб. (пени) образовалась в 2003 году, направлены требования от 04.07.2003 N 274, от 01.08.2003 N 300, от 31.10.2003 N 545, от 08.12.2003 N 604, от 05.02.2004 N 174, от 04.03.2003 N 234, от 30.01.2004 N 11, от 09.04.2004 N 360, от 09.04.2004 N 335, от 30.04.2004 N 496, 16.06.2004 принято решение о взыскании задолженности согласно ст. 47 НК РФ;
- - задолженность по прочим налогам, пошлинам и сборам в размере 926965 руб. (налог), 3699232,49 руб. (пени) образовалась в 2003 году, направлены требования N 274 от 04.07.2003, N 300 от 01.08.2003, от 31.10.2003 N 545, от 08.12.2003 N 604, от 05.02.2003 N 174, от 04.03.2004 N 234, от 30.01.2004 N 11, от 09.04.2004 N 360, от 09.04.2004 N 335, от 30.04.2004 N 496, 16.06.2004 принято решение о взыскании задолженности согласно ст. 47 НК РФ;
- - задолженность по прочим налогам, пошлинам и сборам в размере 85775 руб. (налог), 180928,7 руб. (пени) образовалась в 2003 году, направлены требования от 04.07.2003 N 274, от 01.08.2003 N 300, от 31.10.2003 N 545, от 08.12.2003 N 604, от 05.02.2003 N 174, от 04.03.2004 N 234, от 30.01.2004 N 11, от 09.04.2004 N 360, от 09.04.2004 N 335, от 30.04.2004 N 496, 16.06.2004 принято решение о взыскании задолженности согласно ст. 47 НК РФ;
- - задолженность по прочим налогам, пошлинам и сборам в размере 8926,86 руб. (налог), 64800 руб. (пени) образовалась в 2003 году, направлены требования от 04.07.2003 N 274, от 01.08.2003 N 300, от 31.10.2003 N 545, от 08.12.2003 N 604, от 05.02.2003 N 174, от 04.03.2004 N 234, от 30.01.2004 N 11, от 09.04.2004 N 360, от 09.04.2004 N 335, от 30.04.2004 N 496, 16.06.2004 принято решение о взыскании задолженности согласно ст. 47 НК РФ;
- - задолженность по прочим налогам, пошлинам и сборам в размере 153447,97 руб. (налог), 1104106,99 руб. (пени) образовалась в 2003 году, направлены требования от 04.07.2003 N 274, от 01.08.2003 N 300, от 31.10.2003 N 545, от 08.12.2003 N 604, от 05.02.2003 N 174, от 04.03.2004 N 234, от 30.01.2004 N 11, от 09.04.2004 N 360, от 09.04.2004 N 335, от 30.04.2004 N 496, 16.06.2004 принято решение о взыскании задолженности согласно ст. 47 НК РФ;
- - задолженность по прочим налогам, пошлинам и сборам в замере 70311,17 руб. (налог), 147755,36 руб. (пени) образовалась в 2003 году, направлены требования от 04.07.2003 N 274, от 01.08.2003 N 300, от 31.10.2003 N 545, от 08.12.2003 N 604, от 05.02.2003 N 174, от 04.03.2004 N 234, от 30.01.2004 N 11, от 09.04.2004 N 360, от 09.04.2004 N 335, от 30.04.2004 N 496, 16.06.2004 принято решение о взыскании задолженности согласно ст. 47 НК РФ;
- - задолженность по прочим налогам, пошлинам и сборам в размере 35255,61 руб. (налог), 73647,47 руб. (пени), 332 руб. (штраф) образовалась в 2003 году, направлены требования от 04.07.2003 N 274, от 01.08.2003 N 300, от 31.10.2003 N 545, от 08.12.2003 N 604, от 05.02.2004 N 174, от 04.03.2004 N 234, от 30.01.2004 N 11, от 09.04.2003 N 360, от 09.04.2004 N 335, от 30.04.2004 N 496, 16.06.2004 принято решение о взыскании задолженности согласно ст. 47 НК РФ.
- - задолженность по ЕСН в ФСС в размере 56218,07 руб. (налог), 80059,39 руб. (пени) образовалась с 2002 года, направлены требования от 08.12.2003 N 604, от 05.02.2004 N 174, от 04.03.2004 N 234, от 30.01.2004 N 11, от 09.04.2003 N 360, от 09.04.2004 N 335, от 30.04.2004 N 493, от 04.07.2003 N 274, от 01.08.2003 N 300, от 31.10.2003 N 545, от 25.04.2003 N 67, от 30.01.2008 N 1292, от 14.09.2006 N 34305, от 24.08.2006 N 32266, от 07.02.2007 N 51436, от 07.06.2006 N 20260, от 05.05.2006 N 17631, от 13.11.2006 N 41245, 16.06.2004, 17.04.2008 приняты решения о взыскании задолженности согласно ст. 47 НК РФ;
- - задолженность по ЕСН в ФБ в размере 541728,15 руб. (налог), 732945,72 руб. (пени) образовалась с 15.04.2003, направлены требования от 08.12.2003 N 604, от 05.02.2004 N 174, от 04.03.2004 N 234, от 30.01.2004 N 11, от 09.04.2004 N 360, от 09.04.2004 N 335, от 30.04.2004 N 493, от 04.07.2003 N 274, от 01.08.2003 N 300, от 31.10.2003 N 545, от 25.04.2003 N 67, от 30.01.2008 N 1291, от 14.09.2006 N 34305, от 24.08.2006 N 32266, от 23.03.2006 N 17165, от 07.02.2007 N 51436, от 07.06.2006 N 20260, от 13.11.2006 N 41245, 16.06.2003, 17.04.2008 приняты решения о взыскании задолженности согласно ст. 47 НК РФ;
- - задолженность по ЕСН в ФФОМС в размере 4242,01 руб. (налог), 5709,29 руб. (пени) образовалась с 15.04.2003, направлены требования от 08.12.2003 N 604, от 05.02.2004 N 174, от 04.03.2004 N 234, от 30.01.2004 N 11, от 09.04.2003 N 360, от 09.04.2004 N 335, от 30.04.2004 N 493, от 04.07.2003 N 274, от 01.08.2003 N 300, от 31.10.2003 N 545, от 25.04.2003 N 67, от 30.01.2008 N 1293, от 14.09.2006 N 34305, от 24.08.2006 N 32266, от 07.02.2007 N 51436, от 07.06.2006 N 20260, от 05.05.2006 N 17631, от 13.11.2006 N 41245, 16.06.2004, 17.04.2008 приняты решения о взыскании задолженности согласно ст. 47 НК РФ;
- - задолженность по ЕСН в ТФОМС в размере 106039,54 руб. (налог), 150438,52 руб. (пени) образовалась с 15.04.2003, направлены требования от 08.12.2003 N 604, от 05.02.2004 N 174, от 04.03.2004 N 234, от 30.01.2004 N 11, от 09.04.2004 N 360, от 09.04.2004 N 335, от 30.04.2004 N 493, от 04.07.2003 N 274, от 01.08.2003 N 300, от 31.10.2003 N 545, от 25.04.2003 N 67, от 30.01.2008 N 1294, от 14.09.2006 N 34305, от 24.08.2006 N 32266, от 07.02.2007 N 51436, от 13.11.2006 N 41245, 16.06.2004, 17.04.2008 приняты решения о взыскании задолженности согласно ст. 47 НК РФ;
- - в отношении задолженности по налоговым санкциям по НДФЛ в размере 25222 руб. 16.06.2004 принято решение о взыскании согласно ст. 47 НК РФ;
- - задолженность по ЕСХН - 8341,61 руб. (налог), 13856,2 руб. (пени) образовалась в 2003 году, направлены требования от 08.12.2003 N 604, от 14.09.2006 N 34305, от 24.08.2006 N 32266, от 07.02.2007 N 51436, от 07.06.2006 N 20260, от 13.10.2008 N 60665, от 13.11.2006 N 41245, 16.06.2004 принято решение о взыскании задолженности согласно ст. 47 НК РФ;
- - задолженность по страховым взносам в размере 5059,73 руб. (налог), 45567,17 руб. (пени) образовалась с 15.04.2003, направлены требования от 08.12.2003 N 604, от 05.02.2004 N 174, от 04.03.2004 N 234, от 30.01.2004 N 11, от 09.04.2003 N 360, от 09.04.2004 N 335, от 30.04.2004 N 493, от 01.08.2003 N 300, от 31.10.2003 N 545, от 25.04.2003 N 67, от 14.09.2006 N 34305, 16.06.2004 принято решение о взыскании задолженности согласно ст. 47 НК РФ;
- - задолженность по страховым взносам в размере 198094,33 руб. (пени) образовалась с 15.04.2003, направлены требования от 08.12.2003 N 604, от 05.02.2004 N 174, от 04.03.2004 N 234, от 30.01.2004 N 11, от 09.04.2004 N 360, от 09.04.2004 N 335, от 30.04.2004 N 493, от 01.08.2003 N 300, от 31.10.2003 N 545, от 25.04.2003 N 67, от 14.09.2006 N 34305, 16.06.2004 принято решение о взыскании задолженности согласно ст. 47 НК РФ.
Перечисленные требования и решения о взыскании по ст. 47 НК РФ подтверждают наличие задолженности предприятия в соответствующие бюджеты, ненормативные акты инспекции в судебном порядке налогоплательщиком не оспорены.
Решение же суда по делу N А72-7699/06-7/269, на которое ссылается предприятие, требуя исключить из лицевого счета суммы пени, указанные в требованиях налогового органа от 20.03.2006 N 16338, от 05.05.2006 N 17631, от 05.05.2006 N 17948, от 07.06.2006 N 19314, от 07.06.2006 N 20260, от 24.08.2006 N 32266 не налагает на налоговый орган каких-либо обязанностей, не обязывает совершить какие-либо действия в целях устранения нарушения прав предприятия, не признает незаконными какие-либо ненормативные акты инспекции.
По данным налогового органа, возможность принудительного взыскания спорной задолженности им утрачена, однако это не является основанием для исключения соответствующих сумм из карточки расчетов с бюджетом, в соответствии с действующим правовым регулированием у налогового органа отсутствуют основания для признания задолженности безнадежной и ее списания. Налоговый орган также указывает, что никакие действия по принудительному взысканию спорной задолженности им не производятся, расходные операции по счетам предприятия приостановлены по иным основаниям, не связанным с данным спором, а именно на основании п. 3 ст. 76 НК РФ в связи с непредставлением предприятием в налоговый орган налоговых расчетов.
В отношении задолженности по пени по налогу на прибыль в размере 44876,96 руб., в т.ч. в ФБ - 5790,59 руб., в бюджет субъекта РФ - 39086,37 руб., образовавшейся за период с 29.07.2009 по 31.05.2010 в результате неуплаты суммы налога на прибыль, задекларированной в налоговой декларации за полугодие 2009 года, налоговый орган указывает, что данная задолженность является текущей, и возможность принудительного взыскания не утрачена.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность организации по уплате налога исполняется в принудительном порядке, предусмотренном статьями 46, 47, 48 НК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных актов государственных и иных органов установлен в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из положений ч. 2 ст. 197 АПК РФ и ст. 198 АПК РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обжаловать ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц путем подачи в суд заявления о признании такого акта, решения недействительным, действия (бездействия) незаконным.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия), если оспариваемый ненормативный правовой акт и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания недействительным не нормативного правового акта является одновременное наличие двух условий несоответствие ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Из материалов дела следует, что предприятие считает незаконным учет налоговым органом спорных сумм задолженности по налогам, пеням и штрафам в карточке лицевого счета в общей сумме 9202202,97 руб.
Между тем, учет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов (Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденные приказом Министерства Российской Федерации от 05.08.2002 N БГ-3-10/411).
Лицевые счета используются налоговыми органами для отражения в них всех операций, связанных с расчетами налогоплательщиков с бюджетами всех уровней. Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
Законодательство о налогах и сборах не регламентирует правовой статус карточек лицевых счетов налогоплательщика и не связывает наступление прав и обязанностей налогоплательщика с содержащейся в них информацией.
Неотражение либо отражение в лицевом счете (внутреннем учетном документе налоговых органов, ведение которого не предусмотрено законодательством о налогах и сборах) конкретных сумм налоговых платежей и начисленных пеней, штрафов само по себе не ущемляет прав налогоплательщика (плательщика сборов).
Налоговые органы осуществляют права и несут обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами (п. 2 ст. 31 и п. 2 ст. 32 НК РФ). Должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции (ст. 33 НК РФ).
Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы в своей деятельности руководствуются Кодексом и другими федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
Должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, списывать соответствующие суммы недоимки по налогам, задолженность по пеням и штрафам с лицевого счета налогоплательщика.
В соответствии со ст. 59 НК РФ недоимка, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:
- по федеральным налогам и сборам - Правительством Российской Федерации;
- по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Эти же правила применяются при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.
Во исполнение ст. 59 НК РФ Правительством Российской Федерации принято постановление от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам".
Согласно этому документу признается безнадежной к взысканию и списывается задолженность по федеральным налогам и сборам в случае ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Списание имеющейся у налогоплательщика задолженности по налогам и пеням по иным основаниям действующим законодательством не предусмотрено.
Вопросы признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по региональным и местным налогам и сборам решают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления применительно к порядку, определенному названным постановлением.
В рассматриваемом случае, принимая во внимание сведения представленных в материалы дела документов, суд считает, что налоговая инспекция, учитывая в лицевом счете налогоплательщика спорную задолженность, действует в пределах предоставленных ей полномочий.
Суд первой инстанции правильно указал, что нарушения, допущенные налоговым органом при выставлении отдельных требований об уплате соответствующих сумм задолженности по пеням, что установлено по делу N А72-7699/06-7/269 по заявлению налогового органа о взыскании с предприятия пеней в общей сумме 77132,12 руб., могут являться основанием для признания этих требований недействительным, но это обстоятельство само по себе не является бесспорным доказательством отсутствия этой суммы задолженности по налогам и пеням.
Доказательств, подтверждающих принятие налоговым органом каких-либо мер принудительного взыскания, обеспечительных мер в отношении задолженности, просроченной к взысканию, предприятием также не представлено.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что оснований для удовлетворения заявленного требования об обязании Межрайонной ИФНС России N 2 по Ульяновской области исключить из карточки лицевого счета предприятия сумм задолженности не имеется.
Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливает каких-либо обстоятельств, при наступлении которых у налогового органа возникает обязанность списать задолженность по налоговым платежам. Утрата возможности взыскания такой задолженности в принудительном порядке не может рассматриваться как основание к ее списанию.
Внутренний контроль осуществляется налоговым органом во исполнение ведомственных документов, то есть в порядке, не регламентированном налоговым законодательством.
Налоговые органы обязаны вести карточки лицевых счетов по каждому налогоплательщику и по каждому налогу или сбору, установленному законодательством о налогах и сборах, и отражение в карточках лицевых счетов налоговой задолженности само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика, поскольку не устанавливает каких-либо обязанностей по их уплате, не является основанием для взыскания платежей, то есть не влечет за собой негативных последствий для налогоплательщика.
Судом первой инстанции правильно указано, что действия (бездействия) налогового органа, а также ненормативные акты налогового органа, связанные с использованием сведений, содержащихся в лицевых счетах налогоплательщика по конкретным налогам, могут быть оспорены в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, однако предприятие этого не сделало.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то обстоятельство, что наличие спорной задолженности в справке N 106046, составленной на основании данных карточки лицевого счета, нарушает права предприятия на участие в торгах не имеет правового значения, поскольку в качестве способа защиты нарушенного права по настоящему делу заявитель избрал не оспаривание действий налогового органа о включении в справку о задолженности перед бюджетом спорной суммы, а оспаривание действия налогового органа, выразившегося в отказе исключить из карточки лицевого счета спорную сумму.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.05.2009 N ВАС-6388/09, от 08.06.2009 N ВАС-6501/09.
Представленные предприятием в суд апелляционной инстанции документы, не опровергают установленные судом первой инстанции обстоятельства.
Доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, из апелляционной жалобы не усматривается.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации отнести на заявителя жалобы.
При подаче заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 руб. для физических лиц и 2000 руб. для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 руб. для физических лиц и 1000 руб. для юридических лиц.
При подаче апелляционной жалобы, Федеральным государственным унитарным сельскохозяйственным предприятием "Ульяновское" Федеральной службы исполнения наказаний уплачена в доход федерального бюджета по чеку-ордеру от 10 сентября 2010 государственная пошлина в сумме 2000 руб.
В соответствии со статьей 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает Федеральному государственному унитарному сельскохозяйственному предприятию "Ульяновское" Федеральной службы исполнения наказаний из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку-ордеру от 10 сентября 2010 государственную пошлину в размере 1000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 июля 2010 года по делу N А72-3146/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Ульяновское" Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Возвратить Федеральному государственному унитарному сельскохозяйственному предприятию "Ульяновское" Федеральной службы исполнения наказаний из федерального бюджета излишне уплаченную согласно чеку-ордеру от 10 сентября 2010 года государственную пошлину в сумме 1000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
В.С.СЕМУШКИН
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.10.2010 ПО ДЕЛУ N А72-3146/2010
Разделы:Водный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 2010 г. по делу N А72-3146/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2010 года
Постановление в полном объеме изготовлено 29 октября 2010 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Семушкина В.С., Драгоценновой И.С., при ведении протокола секретарем судебного заседания Алтаевой Я.В.,
с участием в судебном заседании:
представителей Федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Ульяновское" Федеральной службы исполнения наказаний - Гасанова М.С. (доверенность от 26 октября 2010 года), Алеева М.Р. (доверенность от 19 августа 2010 года),
представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области - Прониной М.Г. (доверенность от 11 января 2010 года N 16-04-06/10), Леоновой Ю.А. (доверенность от 19 января 2010 года N 16-04-06/1262),
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 октября 2010 года в помещении суда апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Ульяновское" Федеральной службы исполнения наказаний
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 июля 2010 года по делу N А72-3146/2010 (судья Каргина Е.Е.),
принятое по заявлению Федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Ульяновское" Федеральной службы исполнения наказаний, Ульяновская область, с.Ясашная Ташла,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области, р.п. Ишеевка,
об обязании исключить из лицевого счета задолженность,
установил:
Федеральное государственное унитарное сельскохозяйственное предприятие "Ульяновское" Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФГУ СХП "Ульяновское" ФСИН, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением (с учетом уточнений) об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области (далее - налоговый орган) исключить из карточки лицевого счета предприятия задолженность по: пени, начисленные по налогу на прибыль организаций в ФБ РФ (КБК 18210101011010000110) в сумме 5790,59 руб.; пени, начисленные по налогу прибыль организаций в бюджет субъекта РФ (КБК18210101012020000110) в сумме 39086,37 руб.; пени, начисленные на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (КБК 18210202010060000160) - 198094,33 руб.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (КБК 18210202020060000160) - 5059,73 руб., пени - 45567,17 руб.; пени по налогу на добавленную стоимость (КБК 182103 01000010000110) - 4175,4 руб., проценты за пользование бюджетными средствами - 1768,77 руб.; единый сельскохозяйственный налог (КБК 182105 03000010000110) - 8341,61 руб., пени - 13856,2 руб.; пени по транспортному налогу (КБК18210604011020000110) - 1253,74 руб.; водный налог (КБК18210703000010000110) - 6850,17 руб., пени 15423,96 руб.; пени на платежи за добычу подземных вод (КБК1821 0903023010000110) - 35,91 руб.; лесные подати в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню (КБК18210903091010000110) - 4130,88 руб., пени - 18227,27 руб., штрафы - 574,17 руб.; штрафы по налогу на имущество предприятий (КБК18210904010020000110) - 200 руб.; земельный налог (КБК18210904050100000110) - 239653 руб., пени - 317191,77 руб., штрафы - 14510 руб.; пени на прочие налоги, пошлины и сборы (КБК18210905010010000110) - 642,49 руб.; пени по налогу с продаж (КБК18210906010020000110) - 6429,21 руб., штрафы - 200 руб.; пени на прочие налоги и сборы субъектов РФ (КБК 18210906030020000110) - 827,65 руб.; пени на целевые сборы с предприятий на содержание милиции (КБК 18210907030050000110) - 1361,44 руб., штрафы - 632,6 руб.; прочие местные налоги и сборы, мобилизуемые на территориях муниципальных районов (КБК 18210907050050000110) - 35255,61 руб., пени - 73647,47 руб., штрафы - 332 руб.; прочие налоги, пошлины и сборы (Н/А) (КБК 18210 908020060000140) - 926965 руб., пени - 3699232,49 руб.; прочие налоги, пошлины и сборы (Н/А) (КБК 1821 0908030070000140) - 85775 руб., пени - 180928,7 руб.; прочие налоги, пошлины и сборы (Н/А) (КБК 182109 08040080000140) - 8926,86 руб., пени - 64800 руб.; прочие налоги, пошлины и сборы (Н/А) (КБК 18210908050090000140) - 153447,97 руб., пени - 1104106,99 руб.; прочие налоги, пошлины и сборы (Н/А) (КБК 18210908060010000140) - 70311,17 руб., пени - 147755,36 руб.; единый социальный налог, зачисляемый в ФБ (Н/А) (КБК 18210909010010000110) - 541728,15 руб., пени - 732945,72 руб.; единый социальный налог, зачисляемый в ФБ (Н/А) (КБК 18210909030080000110)-4242,01 руб., пени - 5709,29 руб.; единый социальный налог в ФСС (Н/А) (КБК 18210909020070000110) - 56218, 07 руб., пени - 80059,39 руб.; единый социальный налог в ТФОМС (Н/А) (КБК 1821090904009 0000110) - 106039,54 руб., пени - 150438,52 руб.; штрафы по налогу на доходы физических лиц (КБК 18210102021010000110) - 25222 руб. (т. 1 л.д. 2-3, 67, 85-91).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.07.2010 по делу N А72-3146/2010 заявление оставлено без удовлетворения (т. 2 л.д. 107-112).
В апелляционной жалобе предприятие просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, обязав налоговый орган исключить из карточки лицевого счета задолженность, указанную в заявленных требованиях предприятия (т. 2 л.д. 119-124).
Налоговый орган апелляционную жалобу отклонил по основаниям, приведенным в отзыве на нее.
В судебном заседании представитель предприятия поддержал апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в жалобе.
Представитель налогового органа отклонил апелляционную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, в отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, по мнению предприятия, акт сверки с налоговым органом расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 N 3963 по состоянию на 01.01.2010 и справка ИФНС о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 01.06.2010 N 106046 содержат недостоверные сведения о задолженности предприятия и спорная задолженность незаконно взыскивается налоговым органом за счет денежных средств на счетах в ЗАО "Народный инвестиционный банк", в Ульяновском филиале ОАО "Бинбанк", незаконно приостановлены расходные операции по счетам. В этой связи предприятие утверждает, что не имеет возможности проводить платежи через расчетные счета, участвовать в размещении государственных и муниципальных заказов на поставку сельскохозяйственной продукции, получать кредиты и субсидии, чем нарушаются его права, и поэтому просит исключить из лицевого счета спорную задолженность.
Кроме того, по мнению предприятия, сумма задолженности по пеням по единому социальному налогу, водному налогу, единому сельскохозяйственному налогу, налогу на добавленную стоимость в общей сумме 77132,12 руб. должна быть исключена из лицевой карточки налогоплательщика в соответствии с решением Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-7699/06-7/269.
Позиция налогового органа сводиться к тому, что:
- - задолженность по пени по НДС в размере 4175,4 руб. образовалась в 2004 году, в отношении данной суммы направлено требование от 30.04.2004 N 493, 16.06.2004 принято решение о взыскании задолженности согласно ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ);
- - задолженность по пени по транспортному налогу в размере 1253,74 руб., образовалась в 2003 году, направлены требования от 31.10.2003 N 545, от 04.07.2003 N 274, от 01.08.2003 N 300, 16.06.2004 принято решение о взыскании задолженности согласно ст. 47 НК РФ;
- - задолженность по водному налогу в размере 6850,17 руб. (налог), 15423,96 (пени) образовалась 05.02.2004, направлены требования от 31.10.2003 N 545, от 04.07.2003 N 274, от 01.08.2003 N 300, от 05.02.2004 N 174, от 04.03.2004 N 234, от 30.01.2004 N 11, от 09.04.2004 N 360, от 09.04.2004 N 335, от 30.04.2004 N 493, от 28.05.2004 N 755, от 30.06.2004 N 801, от 14.09.2006 N 34305, от 24.08.2006 N 32266, от 05.05.2006 N 17948, от 07.02.2007 N 51436, от 07.06.2006 N 19314, от 13.11.2006 N 41245, 16.06.2004 принято решение о взыскании задолженности согласно ст. 47 НК РФ;
- - задолженность по пени по платежам за добычу подземных вод в размере 35,91 руб. образовалась в 2004 году, направлено требование от 29.10.2004 N 1213;
- - задолженность по лесным податям - 4130,88 руб. (налог), 18227,27 руб. (пени), 574,17 руб. (штраф) образовалась 15.06.2003, направлены требования от 31.10.2003 N 545, от 04.07.2003 N 274, от 01.08.2003 N 300, от 30.09.2003 N 506, от 30.04.2004 N 493, от 09.04.2004 N 335, от 09.04.2004 N 360, от 30.01.2004 N 11, от 04.03.2004 N 234, от 05.02.2004 N 174, от 08.12.2003 N 604, 16.06.2004 принято решение о взыскании задолженности согласно ст. 47 НК РФ;
- - в отношении задолженности по налоговым санкциям по налогу на имущество предприятий в размере 200 руб. 16.06.2004 принято решение согласно ст. 47 НК РФ;
- - задолженность по земельному налогу - 239653 руб. (налог), 317191,77 руб. (пени), 14510 руб. (штраф) образовалась с 2003 года, направлены требования от 08.12.2003 N 604, от 05.02.2004 N 174, от 04.03.2004 N 234, от 30.01.2004 N 11, от 09.04.2004 N 360, от 09.04.2004 N 335, от 30.04.2004 N 493, от 30.09.2003 N 506, от 04.07.2003 N 274, от 01.08.2003 N 300, от 31.10.2003 N 545, от 11.05.2010 N 694, от 11.05.2003 N 693, от 24.08.2006 N 32266, от 11.11.2009 N 2341, от 13.11.2006 N 41245, 16.06.2004 принято решение о взыскании задолженности согласно ст. 47 НК РФ;
- - задолженность по прочим налогам, пошлинам и сборам в размере 642,49 руб. (пени) образовалась в 2003 году, направлены требования от 04.07.2003 N 274, от 01.08.2003 N 300, от 31.10.2003 N 545, от 08.12.2003 N 604, от 05.02.2004 N 174, от 04.03.2003 N 234, от 30.01.2004 N 11, от 09.04.2004 N 360, от 09.04.2004 N 335, от 30.04.2004 N 496, 16.06.2004 принято решение о взыскании задолженности согласно ст. 47 НК РФ;
- - задолженность по налогу с продаж в размере 6429,21 (пени), 200 руб. (штраф) образовалась в 2003 году, направлены требования от 08.12.2003 N 604, от 05.02.2004 N 174, N 234 от 04.03.2004, от 30.01.2004 N 11, от 09.04.2004 N 360, от 09.04.2004 N 335, от 30.04.2004 N 493, от 30.09.2003 N 506, от 04.07.2003 N 274, от 01.08.2003 N 300, от 31.10.2003 N 545, от 14.09.2006 N 34305, от 24.08.2006 N 32266, от 07.02.2007 N 51436, 16.06.2004 принято решение о взыскании задолженности согласно ст. 47 НК РФ;
- - задолженность по целевым сборам в размере 1361,44 руб. (пени), 632,6 руб. (штраф) образовалась в 2003 году, направлены требования от 08.12.2003 N 604, от 04.07.2003 N 274, от 30.01.2004 N 11, от 09.04.2004 N 360, от 09.04.2003 N 335, от 30.04.2003 N 493, от 01.08.2003 N 300, от 31.10.2003 N 545, от 14.09.2006 N 34305, от 24.08.2006 N 32266, 16.06.2004 принято решение о взыскании задолженности согласно ст. 47 НК РФ;
- - задолженность по прочим налогам, пошлинам и сборам в размере 827,65 руб. (пени) образовалась в 2003 году, направлены требования от 04.07.2003 N 274, от 01.08.2003 N 300, от 31.10.2003 N 545, от 08.12.2003 N 604, от 05.02.2004 N 174, от 04.03.2003 N 234, от 30.01.2004 N 11, от 09.04.2004 N 360, от 09.04.2004 N 335, от 30.04.2004 N 496, 16.06.2004 принято решение о взыскании задолженности согласно ст. 47 НК РФ;
- - задолженность по прочим налогам, пошлинам и сборам в размере 926965 руб. (налог), 3699232,49 руб. (пени) образовалась в 2003 году, направлены требования N 274 от 04.07.2003, N 300 от 01.08.2003, от 31.10.2003 N 545, от 08.12.2003 N 604, от 05.02.2003 N 174, от 04.03.2004 N 234, от 30.01.2004 N 11, от 09.04.2004 N 360, от 09.04.2004 N 335, от 30.04.2004 N 496, 16.06.2004 принято решение о взыскании задолженности согласно ст. 47 НК РФ;
- - задолженность по прочим налогам, пошлинам и сборам в размере 85775 руб. (налог), 180928,7 руб. (пени) образовалась в 2003 году, направлены требования от 04.07.2003 N 274, от 01.08.2003 N 300, от 31.10.2003 N 545, от 08.12.2003 N 604, от 05.02.2003 N 174, от 04.03.2004 N 234, от 30.01.2004 N 11, от 09.04.2004 N 360, от 09.04.2004 N 335, от 30.04.2004 N 496, 16.06.2004 принято решение о взыскании задолженности согласно ст. 47 НК РФ;
- - задолженность по прочим налогам, пошлинам и сборам в размере 8926,86 руб. (налог), 64800 руб. (пени) образовалась в 2003 году, направлены требования от 04.07.2003 N 274, от 01.08.2003 N 300, от 31.10.2003 N 545, от 08.12.2003 N 604, от 05.02.2003 N 174, от 04.03.2004 N 234, от 30.01.2004 N 11, от 09.04.2004 N 360, от 09.04.2004 N 335, от 30.04.2004 N 496, 16.06.2004 принято решение о взыскании задолженности согласно ст. 47 НК РФ;
- - задолженность по прочим налогам, пошлинам и сборам в размере 153447,97 руб. (налог), 1104106,99 руб. (пени) образовалась в 2003 году, направлены требования от 04.07.2003 N 274, от 01.08.2003 N 300, от 31.10.2003 N 545, от 08.12.2003 N 604, от 05.02.2003 N 174, от 04.03.2004 N 234, от 30.01.2004 N 11, от 09.04.2004 N 360, от 09.04.2004 N 335, от 30.04.2004 N 496, 16.06.2004 принято решение о взыскании задолженности согласно ст. 47 НК РФ;
- - задолженность по прочим налогам, пошлинам и сборам в замере 70311,17 руб. (налог), 147755,36 руб. (пени) образовалась в 2003 году, направлены требования от 04.07.2003 N 274, от 01.08.2003 N 300, от 31.10.2003 N 545, от 08.12.2003 N 604, от 05.02.2003 N 174, от 04.03.2004 N 234, от 30.01.2004 N 11, от 09.04.2004 N 360, от 09.04.2004 N 335, от 30.04.2004 N 496, 16.06.2004 принято решение о взыскании задолженности согласно ст. 47 НК РФ;
- - задолженность по прочим налогам, пошлинам и сборам в размере 35255,61 руб. (налог), 73647,47 руб. (пени), 332 руб. (штраф) образовалась в 2003 году, направлены требования от 04.07.2003 N 274, от 01.08.2003 N 300, от 31.10.2003 N 545, от 08.12.2003 N 604, от 05.02.2004 N 174, от 04.03.2004 N 234, от 30.01.2004 N 11, от 09.04.2003 N 360, от 09.04.2004 N 335, от 30.04.2004 N 496, 16.06.2004 принято решение о взыскании задолженности согласно ст. 47 НК РФ.
- - задолженность по ЕСН в ФСС в размере 56218,07 руб. (налог), 80059,39 руб. (пени) образовалась с 2002 года, направлены требования от 08.12.2003 N 604, от 05.02.2004 N 174, от 04.03.2004 N 234, от 30.01.2004 N 11, от 09.04.2003 N 360, от 09.04.2004 N 335, от 30.04.2004 N 493, от 04.07.2003 N 274, от 01.08.2003 N 300, от 31.10.2003 N 545, от 25.04.2003 N 67, от 30.01.2008 N 1292, от 14.09.2006 N 34305, от 24.08.2006 N 32266, от 07.02.2007 N 51436, от 07.06.2006 N 20260, от 05.05.2006 N 17631, от 13.11.2006 N 41245, 16.06.2004, 17.04.2008 приняты решения о взыскании задолженности согласно ст. 47 НК РФ;
- - задолженность по ЕСН в ФБ в размере 541728,15 руб. (налог), 732945,72 руб. (пени) образовалась с 15.04.2003, направлены требования от 08.12.2003 N 604, от 05.02.2004 N 174, от 04.03.2004 N 234, от 30.01.2004 N 11, от 09.04.2004 N 360, от 09.04.2004 N 335, от 30.04.2004 N 493, от 04.07.2003 N 274, от 01.08.2003 N 300, от 31.10.2003 N 545, от 25.04.2003 N 67, от 30.01.2008 N 1291, от 14.09.2006 N 34305, от 24.08.2006 N 32266, от 23.03.2006 N 17165, от 07.02.2007 N 51436, от 07.06.2006 N 20260, от 13.11.2006 N 41245, 16.06.2003, 17.04.2008 приняты решения о взыскании задолженности согласно ст. 47 НК РФ;
- - задолженность по ЕСН в ФФОМС в размере 4242,01 руб. (налог), 5709,29 руб. (пени) образовалась с 15.04.2003, направлены требования от 08.12.2003 N 604, от 05.02.2004 N 174, от 04.03.2004 N 234, от 30.01.2004 N 11, от 09.04.2003 N 360, от 09.04.2004 N 335, от 30.04.2004 N 493, от 04.07.2003 N 274, от 01.08.2003 N 300, от 31.10.2003 N 545, от 25.04.2003 N 67, от 30.01.2008 N 1293, от 14.09.2006 N 34305, от 24.08.2006 N 32266, от 07.02.2007 N 51436, от 07.06.2006 N 20260, от 05.05.2006 N 17631, от 13.11.2006 N 41245, 16.06.2004, 17.04.2008 приняты решения о взыскании задолженности согласно ст. 47 НК РФ;
- - задолженность по ЕСН в ТФОМС в размере 106039,54 руб. (налог), 150438,52 руб. (пени) образовалась с 15.04.2003, направлены требования от 08.12.2003 N 604, от 05.02.2004 N 174, от 04.03.2004 N 234, от 30.01.2004 N 11, от 09.04.2004 N 360, от 09.04.2004 N 335, от 30.04.2004 N 493, от 04.07.2003 N 274, от 01.08.2003 N 300, от 31.10.2003 N 545, от 25.04.2003 N 67, от 30.01.2008 N 1294, от 14.09.2006 N 34305, от 24.08.2006 N 32266, от 07.02.2007 N 51436, от 13.11.2006 N 41245, 16.06.2004, 17.04.2008 приняты решения о взыскании задолженности согласно ст. 47 НК РФ;
- - в отношении задолженности по налоговым санкциям по НДФЛ в размере 25222 руб. 16.06.2004 принято решение о взыскании согласно ст. 47 НК РФ;
- - задолженность по ЕСХН - 8341,61 руб. (налог), 13856,2 руб. (пени) образовалась в 2003 году, направлены требования от 08.12.2003 N 604, от 14.09.2006 N 34305, от 24.08.2006 N 32266, от 07.02.2007 N 51436, от 07.06.2006 N 20260, от 13.10.2008 N 60665, от 13.11.2006 N 41245, 16.06.2004 принято решение о взыскании задолженности согласно ст. 47 НК РФ;
- - задолженность по страховым взносам в размере 5059,73 руб. (налог), 45567,17 руб. (пени) образовалась с 15.04.2003, направлены требования от 08.12.2003 N 604, от 05.02.2004 N 174, от 04.03.2004 N 234, от 30.01.2004 N 11, от 09.04.2003 N 360, от 09.04.2004 N 335, от 30.04.2004 N 493, от 01.08.2003 N 300, от 31.10.2003 N 545, от 25.04.2003 N 67, от 14.09.2006 N 34305, 16.06.2004 принято решение о взыскании задолженности согласно ст. 47 НК РФ;
- - задолженность по страховым взносам в размере 198094,33 руб. (пени) образовалась с 15.04.2003, направлены требования от 08.12.2003 N 604, от 05.02.2004 N 174, от 04.03.2004 N 234, от 30.01.2004 N 11, от 09.04.2004 N 360, от 09.04.2004 N 335, от 30.04.2004 N 493, от 01.08.2003 N 300, от 31.10.2003 N 545, от 25.04.2003 N 67, от 14.09.2006 N 34305, 16.06.2004 принято решение о взыскании задолженности согласно ст. 47 НК РФ.
Перечисленные требования и решения о взыскании по ст. 47 НК РФ подтверждают наличие задолженности предприятия в соответствующие бюджеты, ненормативные акты инспекции в судебном порядке налогоплательщиком не оспорены.
Решение же суда по делу N А72-7699/06-7/269, на которое ссылается предприятие, требуя исключить из лицевого счета суммы пени, указанные в требованиях налогового органа от 20.03.2006 N 16338, от 05.05.2006 N 17631, от 05.05.2006 N 17948, от 07.06.2006 N 19314, от 07.06.2006 N 20260, от 24.08.2006 N 32266 не налагает на налоговый орган каких-либо обязанностей, не обязывает совершить какие-либо действия в целях устранения нарушения прав предприятия, не признает незаконными какие-либо ненормативные акты инспекции.
По данным налогового органа, возможность принудительного взыскания спорной задолженности им утрачена, однако это не является основанием для исключения соответствующих сумм из карточки расчетов с бюджетом, в соответствии с действующим правовым регулированием у налогового органа отсутствуют основания для признания задолженности безнадежной и ее списания. Налоговый орган также указывает, что никакие действия по принудительному взысканию спорной задолженности им не производятся, расходные операции по счетам предприятия приостановлены по иным основаниям, не связанным с данным спором, а именно на основании п. 3 ст. 76 НК РФ в связи с непредставлением предприятием в налоговый орган налоговых расчетов.
В отношении задолженности по пени по налогу на прибыль в размере 44876,96 руб., в т.ч. в ФБ - 5790,59 руб., в бюджет субъекта РФ - 39086,37 руб., образовавшейся за период с 29.07.2009 по 31.05.2010 в результате неуплаты суммы налога на прибыль, задекларированной в налоговой декларации за полугодие 2009 года, налоговый орган указывает, что данная задолженность является текущей, и возможность принудительного взыскания не утрачена.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность организации по уплате налога исполняется в принудительном порядке, предусмотренном статьями 46, 47, 48 НК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных актов государственных и иных органов установлен в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из положений ч. 2 ст. 197 АПК РФ и ст. 198 АПК РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обжаловать ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц путем подачи в суд заявления о признании такого акта, решения недействительным, действия (бездействия) незаконным.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконными решений и действий (бездействия), если оспариваемый ненормативный правовой акт и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, основанием для признания недействительным не нормативного правового акта является одновременное наличие двух условий несоответствие ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
Из материалов дела следует, что предприятие считает незаконным учет налоговым органом спорных сумм задолженности по налогам, пеням и штрафам в карточке лицевого счета в общей сумме 9202202,97 руб.
Между тем, учет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов (Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утвержденные приказом Министерства Российской Федерации от 05.08.2002 N БГ-3-10/411).
Лицевые счета используются налоговыми органами для отражения в них всех операций, связанных с расчетами налогоплательщиков с бюджетами всех уровней. Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.
Законодательство о налогах и сборах не регламентирует правовой статус карточек лицевых счетов налогоплательщика и не связывает наступление прав и обязанностей налогоплательщика с содержащейся в них информацией.
Неотражение либо отражение в лицевом счете (внутреннем учетном документе налоговых органов, ведение которого не предусмотрено законодательством о налогах и сборах) конкретных сумм налоговых платежей и начисленных пеней, штрафов само по себе не ущемляет прав налогоплательщика (плательщика сборов).
Налоговые органы осуществляют права и несут обязанности, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами (п. 2 ст. 31 и п. 2 ст. 32 НК РФ). Должностные лица налоговых органов обязаны реализовывать права и обязанности в пределах своей компетенции (ст. 33 НК РФ).
Согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговые органы в своей деятельности руководствуются Кодексом и другими федеральными законами, названным Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
Должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, списывать соответствующие суммы недоимки по налогам, задолженность по пеням и штрафам с лицевого счета налогоплательщика.
В соответствии со ст. 59 НК РФ недоимка, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:
- по федеральным налогам и сборам - Правительством Российской Федерации;
- по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.
Эти же правила применяются при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам.
Во исполнение ст. 59 НК РФ Правительством Российской Федерации принято постановление от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам".
Согласно этому документу признается безнадежной к взысканию и списывается задолженность по федеральным налогам и сборам в случае ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Списание имеющейся у налогоплательщика задолженности по налогам и пеням по иным основаниям действующим законодательством не предусмотрено.
Вопросы признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по региональным и местным налогам и сборам решают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления применительно к порядку, определенному названным постановлением.
В рассматриваемом случае, принимая во внимание сведения представленных в материалы дела документов, суд считает, что налоговая инспекция, учитывая в лицевом счете налогоплательщика спорную задолженность, действует в пределах предоставленных ей полномочий.
Суд первой инстанции правильно указал, что нарушения, допущенные налоговым органом при выставлении отдельных требований об уплате соответствующих сумм задолженности по пеням, что установлено по делу N А72-7699/06-7/269 по заявлению налогового органа о взыскании с предприятия пеней в общей сумме 77132,12 руб., могут являться основанием для признания этих требований недействительным, но это обстоятельство само по себе не является бесспорным доказательством отсутствия этой суммы задолженности по налогам и пеням.
Доказательств, подтверждающих принятие налоговым органом каких-либо мер принудительного взыскания, обеспечительных мер в отношении задолженности, просроченной к взысканию, предприятием также не представлено.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что оснований для удовлетворения заявленного требования об обязании Межрайонной ИФНС России N 2 по Ульяновской области исключить из карточки лицевого счета предприятия сумм задолженности не имеется.
Налоговый кодекс Российской Федерации не устанавливает каких-либо обстоятельств, при наступлении которых у налогового органа возникает обязанность списать задолженность по налоговым платежам. Утрата возможности взыскания такой задолженности в принудительном порядке не может рассматриваться как основание к ее списанию.
Внутренний контроль осуществляется налоговым органом во исполнение ведомственных документов, то есть в порядке, не регламентированном налоговым законодательством.
Налоговые органы обязаны вести карточки лицевых счетов по каждому налогоплательщику и по каждому налогу или сбору, установленному законодательством о налогах и сборах, и отражение в карточках лицевых счетов налоговой задолженности само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика, поскольку не устанавливает каких-либо обязанностей по их уплате, не является основанием для взыскания платежей, то есть не влечет за собой негативных последствий для налогоплательщика.
Судом первой инстанции правильно указано, что действия (бездействия) налогового органа, а также ненормативные акты налогового органа, связанные с использованием сведений, содержащихся в лицевых счетах налогоплательщика по конкретным налогам, могут быть оспорены в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, однако предприятие этого не сделало.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то обстоятельство, что наличие спорной задолженности в справке N 106046, составленной на основании данных карточки лицевого счета, нарушает права предприятия на участие в торгах не имеет правового значения, поскольку в качестве способа защиты нарушенного права по настоящему делу заявитель избрал не оспаривание действий налогового органа о включении в справку о задолженности перед бюджетом спорной суммы, а оспаривание действия налогового органа, выразившегося в отказе исключить из карточки лицевого счета спорную сумму.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.05.2009 N ВАС-6388/09, от 08.06.2009 N ВАС-6501/09.
Представленные предприятием в суд апелляционной инстанции документы, не опровергают установленные судом первой инстанции обстоятельства.
Доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, из апелляционной жалобы не усматривается.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации отнести на заявителя жалобы.
При подаче заявлений неимущественного характера, как заявление о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 200 руб. для физических лиц и 2000 руб. для юридических лиц (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных размеров и составляет 100 руб. для физических лиц и 1000 руб. для юридических лиц.
При подаче апелляционной жалобы, Федеральным государственным унитарным сельскохозяйственным предприятием "Ульяновское" Федеральной службы исполнения наказаний уплачена в доход федерального бюджета по чеку-ордеру от 10 сентября 2010 государственная пошлина в сумме 2000 руб.
В соответствии со статьей 333.40 НК РФ суд апелляционной инстанции возвращает Федеральному государственному унитарному сельскохозяйственному предприятию "Ульяновское" Федеральной службы исполнения наказаний из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку-ордеру от 10 сентября 2010 государственную пошлину в размере 1000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 июля 2010 года по делу N А72-3146/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Ульяновское" Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Возвратить Федеральному государственному унитарному сельскохозяйственному предприятию "Ульяновское" Федеральной службы исполнения наказаний из федерального бюджета излишне уплаченную согласно чеку-ордеру от 10 сентября 2010 года государственную пошлину в сумме 1000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий
В.Е.КУВШИНОВ
Судьи
В.С.СЕМУШКИН
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)