Судебные решения, арбитраж
Транспортный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 16 января 2003 года Дело N Ф08-4617/2002-1616А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя истца - ИМНС России по г. Анапа и представителя ответчика - ООО "Уренгойгазпром", рассмотрев кассационную жалобу ИМНС России по г. Анапа на решение от 31.07.2002 и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2002 по делу N А32-10017/2002-52/270, установил следующее.
Инспекция Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по г. Анапа (далее - налоговая инспекция) обратилась к обществу с ограниченной ответственностью "Уренгойгазпром" (далее - ООО "Уренгойгазпром"), г. Новый Уренгой, с иском о взыскании 63540 рублей налоговых санкций на основании статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение сроков подачи налоговых деклараций по налогу на прибыль по месту нахождения его структурного подразделения, зарегистрированного и расположенного в г. Анапа.
Решением от 31.07.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.10.2002, в удовлетворении иска отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что обязанность по представлению расчетов налога на прибыль по месту нахождения структурных подразделений налогоплательщика установлена подзаконными актами, а не законом. В связи с этим на налогоплательщика не может быть возложена ответственность по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Не согласившись с судебными актами, налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой. Заявитель считает вывод суда о том, что Инструкция МНС России от 15 июня 2000 г. N 62 и Постановление Правительства России от 1 июля 1995 г. N 660 не подлежат применению, не основанным на законе. По мнению заявителя, судебными инстанциями также не учтены положения статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации. Он просит судебные акты отменить и удовлетворить его исковые требования.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ООО "Уренгойгазпром" в судебном заседании представил свои возражения на кассационную жалобу и просил судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалованные судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка филиала ООО "Уренгойгазпром" - Анапской дирекции за 9 месяцев 2001 года. Проверкой установлено, что налогоплательщик не представил расчет средней величины удельного веса к расчету налога на прибыль, расчет налога от фактической прибыли и расчеты дополнительных платежей налога на прибыль, скорректированные на учетную ставку Центрального банка Российской Федерации, за 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев 2001 года.
Требованием от 26.12.2001 о предоставлении сведений и расчетов налоговый орган обязал налогоплательщика - ООО "Уренгойгазпром" представить в налоговый орган вышеуказанные расчеты и сведения в срок до 10.01.2002, что было выполнено ответчиком 15.01.2002 (л.д. 8).
Решением налоговой инспекции от 25.01.2002 N 2/14-20 ООО "Уренгойгазпром" привлечено к налоговой ответственности по пунктам 1, 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации. Ответчику было предложено уплатить сумму штрафа в срок до 25.06.2002. Поскольку штрафные санкции не уплачены добровольно ответчиком, налоговая инспекция обратилась с иском в суд.
Отказывая в удовлетворении иска, суд указал на то, что Законом "О налоге на прибыль предприятий" до принятия части второй Налогового кодекса Российской Федерации не была установлена обязанность налогоплательщиков представлять налоговые декларации в установленные законом сроки. Расчет налога на прибыль не является декларацией, поскольку его форма и сроки подачи в налоговый орган установлены подзаконными актами, которые не имеют силы закона о налогах и сборах.
Кроме того, суд сослался на отсутствие в Законе "О налоге на прибыль" обязанности налогоплательщика по представлению налоговых деклараций по месту нахождения обособленных подразделений. В связи с этим суд признал, что ответственность по статье 119 Налогового кодекса не может быть применена в случае нарушения сроков подачи расчета налога на прибыль по месту нахождения структурного подразделения налогоплательщика.
Данные выводы суда не основаны на нормах действующего права, противоречат части 2 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения филиалов и иных обособленных подразделений.
В соответствии со статьей 83 Кодекса постановка на учет налогоплательщиков в целях ведения налогового контроля производится как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения ее структурных подразделений. По месту расположения обособленных подразделений налоговыми органами присваивается им индивидуальный номер налогоплательщика. Обязанность постановки на налоговый учет, уплаты налогов по месту нахождения филиалов и иных структурных подразделений налогоплательщика влечет за собой обязанность по подаче налоговых деклараций в соответствии с пунктом 2 статьи 80 Кодекса по месту учета налогоплательщика на бланке установленной формы.
Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 (в редакции от 25 апреля 1995 г.) предусмотрена обязанность производить зачисления налога на прибыль по предприятиям, имеющим структурные подразделения без отдельного баланса и расчетного счета, в части подлежащей зачислению в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации по месту нахождения этих структурных подразделений исходя из доли их прибыли. Пунктом 8 статьи 8 данного Закона предусмотрена обязанность плательщиков налога представлять в установленные сроки расчеты суммы налога на прибыль по формам, утверждаемым Государственной налоговой службой Российской Федерации.
Форма расчета налога от фактической прибыли утверждена приложением N 9 к Инструкции МНС России от 15 июля 2000 г. N 62. Данная форма именуется "Расчет (налоговая декларация) налога от фактической прибыли" и отвечает всем признакам налоговой декларации. По данной форме представляются сведения о наличии объекта налогообложения, источниках доходов, о налоговых льготах, о применяемой ставке налога, об исчисленной сумме налога, причитающегося к уплате.
Сроки и обязанность подачи расчетов по налогу на прибыль по месту нахождения структурных подразделений налогоплательщиков установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 660. Указанные нормативные акты являются частью налогового законодательства и, следовательно, основанием для применения ответственности по статье 119 Кодекса ввиду следующего.
Подпунктом 4 пункта 1 и пунктом 4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. За невыполнение или ненадлежащее выполнение этой обязанности он несет ответственность в соответствии со статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 155-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" до введения в действие части второй Кодекса признававшиеся до 01.01.1999 самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам филиалы и представительства организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, уплаты налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и расчетного счета.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенные статьей 2 Закона, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса. Они подлежат приведению в соответствие с частью первой Кодекса. Изданные до введения в действие части первой Налогового кодекса нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам, которые согласно части первой Кодекса могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
Согласно статье 4 Налогового кодекса Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам налогообложения, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах.
Порядок расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят названные территориально обособленные структурные подразделения, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 660.
Инструкция от 15 июня 2000 г. N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" принята во исполнение статьи 14 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Ею установлена обязанность налогоплательщика сообщать филиалам, представительствам, а также налоговым органам по месту нахождения этих подразделений сведения о суммах авансовых взносов налога на прибыль, суммах налога, исчисленного от фактически полученной прибыли, и суммах дополнительных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации до начала квартала и в десятидневный срок со дня, установленного для представления квартальных и годовых бухгалтерских отчетов.
При данных обстоятельствах указанные подзаконные акты до вступления в законную силу части 2 Налогового кодекса Российской Федерации являются частью налогового законодательства и в случае их нарушения - основанием для применения ответственности по статье 119 Кодекса.
Спор о размере начисленных штрафных санкций между истцом и ответчиком отсутствует. Поэтому судебные акты подлежат отмене, а иск - удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.07.2002 и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2002 по делу N А32-10017/2002-52/270 отменить.
Взыскать с ООО "Уренгойгазпром", г. Новый Уренгой, 63540 рублей штрафа и 5012 рублей 40 копеек государственной пошлины по иску, апелляционной и кассационной жалобам.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 16.01.2003 N Ф08-4617/2002-1616А
Разделы:Транспортный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 16 января 2003 года Дело N Ф08-4617/2002-1616А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя истца - ИМНС России по г. Анапа и представителя ответчика - ООО "Уренгойгазпром", рассмотрев кассационную жалобу ИМНС России по г. Анапа на решение от 31.07.2002 и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2002 по делу N А32-10017/2002-52/270, установил следующее.
Инспекция Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по г. Анапа (далее - налоговая инспекция) обратилась к обществу с ограниченной ответственностью "Уренгойгазпром" (далее - ООО "Уренгойгазпром"), г. Новый Уренгой, с иском о взыскании 63540 рублей налоговых санкций на основании статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение сроков подачи налоговых деклараций по налогу на прибыль по месту нахождения его структурного подразделения, зарегистрированного и расположенного в г. Анапа.
Решением от 31.07.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.10.2002, в удовлетворении иска отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что обязанность по представлению расчетов налога на прибыль по месту нахождения структурных подразделений налогоплательщика установлена подзаконными актами, а не законом. В связи с этим на налогоплательщика не может быть возложена ответственность по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Не согласившись с судебными актами, налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой. Заявитель считает вывод суда о том, что Инструкция МНС России от 15 июня 2000 г. N 62 и Постановление Правительства России от 1 июля 1995 г. N 660 не подлежат применению, не основанным на законе. По мнению заявителя, судебными инстанциями также не учтены положения статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации. Он просит судебные акты отменить и удовлетворить его исковые требования.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель ООО "Уренгойгазпром" в судебном заседании представил свои возражения на кассационную жалобу и просил судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что обжалованные судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка филиала ООО "Уренгойгазпром" - Анапской дирекции за 9 месяцев 2001 года. Проверкой установлено, что налогоплательщик не представил расчет средней величины удельного веса к расчету налога на прибыль, расчет налога от фактической прибыли и расчеты дополнительных платежей налога на прибыль, скорректированные на учетную ставку Центрального банка Российской Федерации, за 1 квартал, 1 полугодие и 9 месяцев 2001 года.
Требованием от 26.12.2001 о предоставлении сведений и расчетов налоговый орган обязал налогоплательщика - ООО "Уренгойгазпром" представить в налоговый орган вышеуказанные расчеты и сведения в срок до 10.01.2002, что было выполнено ответчиком 15.01.2002 (л.д. 8).
Решением налоговой инспекции от 25.01.2002 N 2/14-20 ООО "Уренгойгазпром" привлечено к налоговой ответственности по пунктам 1, 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации. Ответчику было предложено уплатить сумму штрафа в срок до 25.06.2002. Поскольку штрафные санкции не уплачены добровольно ответчиком, налоговая инспекция обратилась с иском в суд.
Отказывая в удовлетворении иска, суд указал на то, что Законом "О налоге на прибыль предприятий" до принятия части второй Налогового кодекса Российской Федерации не была установлена обязанность налогоплательщиков представлять налоговые декларации в установленные законом сроки. Расчет налога на прибыль не является декларацией, поскольку его форма и сроки подачи в налоговый орган установлены подзаконными актами, которые не имеют силы закона о налогах и сборах.
Кроме того, суд сослался на отсутствие в Законе "О налоге на прибыль" обязанности налогоплательщика по представлению налоговых деклараций по месту нахождения обособленных подразделений. В связи с этим суд признал, что ответственность по статье 119 Налогового кодекса не может быть применена в случае нарушения сроков подачи расчета налога на прибыль по месту нахождения структурного подразделения налогоплательщика.
Данные выводы суда не основаны на нормах действующего права, противоречат части 2 статьи 19 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения филиалов и иных обособленных подразделений.
В соответствии со статьей 83 Кодекса постановка на учет налогоплательщиков в целях ведения налогового контроля производится как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения ее структурных подразделений. По месту расположения обособленных подразделений налоговыми органами присваивается им индивидуальный номер налогоплательщика. Обязанность постановки на налоговый учет, уплаты налогов по месту нахождения филиалов и иных структурных подразделений налогоплательщика влечет за собой обязанность по подаче налоговых деклараций в соответствии с пунктом 2 статьи 80 Кодекса по месту учета налогоплательщика на бланке установленной формы.
Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2116-1 (в редакции от 25 апреля 1995 г.) предусмотрена обязанность производить зачисления налога на прибыль по предприятиям, имеющим структурные подразделения без отдельного баланса и расчетного счета, в части подлежащей зачислению в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации по месту нахождения этих структурных подразделений исходя из доли их прибыли. Пунктом 8 статьи 8 данного Закона предусмотрена обязанность плательщиков налога представлять в установленные сроки расчеты суммы налога на прибыль по формам, утверждаемым Государственной налоговой службой Российской Федерации.
Форма расчета налога от фактической прибыли утверждена приложением N 9 к Инструкции МНС России от 15 июля 2000 г. N 62. Данная форма именуется "Расчет (налоговая декларация) налога от фактической прибыли" и отвечает всем признакам налоговой декларации. По данной форме представляются сведения о наличии объекта налогообложения, источниках доходов, о налоговых льготах, о применяемой ставке налога, об исчисленной сумме налога, причитающегося к уплате.
Сроки и обязанность подачи расчетов по налогу на прибыль по месту нахождения структурных подразделений налогоплательщиков установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 660. Указанные нормативные акты являются частью налогового законодательства и, следовательно, основанием для применения ответственности по статье 119 Кодекса ввиду следующего.
Подпунктом 4 пункта 1 и пунктом 4 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые он обязан уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. За невыполнение или ненадлежащее выполнение этой обязанности он несет ответственность в соответствии со статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 155-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" до введения в действие части второй Кодекса признававшиеся до 01.01.1999 самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам филиалы и представительства организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, уплаты налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и расчетного счета.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенные статьей 2 Закона, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса. Они подлежат приведению в соответствие с частью первой Кодекса. Изданные до введения в действие части первой Налогового кодекса нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации по вопросам, которые согласно части первой Кодекса могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.
Согласно статье 4 Налогового кодекса Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях издают нормативные правовые акты по вопросам налогообложения, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах.
Порядок расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят названные территориально обособленные структурные подразделения, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 660.
Инструкция от 15 июня 2000 г. N 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" принята во исполнение статьи 14 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Ею установлена обязанность налогоплательщика сообщать филиалам, представительствам, а также налоговым органам по месту нахождения этих подразделений сведения о суммах авансовых взносов налога на прибыль, суммах налога, исчисленного от фактически полученной прибыли, и суммах дополнительных платежей в бюджеты субъектов Российской Федерации до начала квартала и в десятидневный срок со дня, установленного для представления квартальных и годовых бухгалтерских отчетов.
При данных обстоятельствах указанные подзаконные акты до вступления в законную силу части 2 Налогового кодекса Российской Федерации являются частью налогового законодательства и в случае их нарушения - основанием для применения ответственности по статье 119 Кодекса.
Спор о размере начисленных штрафных санкций между истцом и ответчиком отсутствует. Поэтому судебные акты подлежат отмене, а иск - удовлетворению.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.07.2002 и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Краснодарского края от 01.10.2002 по делу N А32-10017/2002-52/270 отменить.
Взыскать с ООО "Уренгойгазпром", г. Новый Уренгой, 63540 рублей штрафа и 5012 рублей 40 копеек государственной пошлины по иску, апелляционной и кассационной жалобам.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)