Судебные решения, арбитраж
Водный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
28 июня 2007 г. Дело N А41-К2-1237/07
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2007 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 5 июля 2007 г.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ч., судей А.Д., В., при ведении протокола судебного заседания: Ш., при участии в заседании: от истца (заявителя): З., дов. от 01.01.2007, от ответчика (должника): не явился, извещен надлежащим образом, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МРИ ФНС РФ N 4 на решение Арбитражного суда Московской области от 27 марта 2007 г. по делу N А41-К2-1237/07, принятого судьей А.М., по иску (заявлению) ОАО "Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" к МРИ ФНС России N 4 по Московской области о признании недействительным решения,
открытое акционерное общество "Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (ООО "ОГК-4") обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения МРИ ФНС России N 4 Московской области от 04.10.2006 N 2886\\399.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 марта 2007 г. заявленные требования удовлетворены, признано недействительным решение МРИ ФНС России N 4 по Московской области от 04.10.2006 N 2886\\399.
МРИ ФНС России N 4 Московской области находит решение суда незаконным, подлежащем отмене по основаниям несоответствия выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права, в связи с чем подана апелляционная жалоба.
В обоснование жалобы МРИ ФНС РФ N 4 Московской области указала, что 04.10.2006 была проведена камеральная налоговая проверка по представленной 07.07.06 в налоговую инспекцию налоговой декларации по водному налогу за 2 квартал 2006 г., по результатам которой вынесено решение N 2886\\399 от 04.10.2006 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
При проведении проверки установлено, что налогоплательщик осуществляет специальное водопользование на основании лицензий:
- на право пользования недрами МСК 08860 ВЭ, зарегистрированной 22.02.06 со сроком окончания 01.06.2014. Согласно п. 2 условий пользования недрам водоотбор не должен превышать 11448 куб. м (4178,56 тыс. куб. м\\год)
- водопользование (поверхностные водные объекты) МСК 00645 БОЭИЮ, зарегистрированной 17.06.06 со сроком действия до 17.04.09 и установленным лимитом водопользования 10,3 млн. куб. м\\год из Шатурских озер и реки Поля.
В представленной налоговой декларации в разделе 2.1 по поверхностным водным объектам по строке 21-60 указан лимит 10300 тыс. куб. м, по строке и 21-070 объем воды, забранной из водного объекта 28269,715 тыс. куб. м, сумм налога исчислена исходя из ставки 288 руб.\\тыс. куб. м, установленной п. 1 ст. 333.12 НК РФ.
Водный налог по поверхностным водным объектам по данной налоговой декларации составит 1104070 руб., а именно:
288 руб.\\тыс. куб. м x 2575 т. куб. м + 288 руб.\\тыс. куб. м x 5 x 251,715 т. куб. м. Сумма к доначислению - 289976 руб. (1104070 - 814094).
В соответствии с п. 2 ст. 333.12 НК РФ, в случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита. В лицензии на водопользование (поверхностными водными объектами) установлен годовой лимит на пользование водными объектами, у ОАО "Шатурская ГРЭС-5" на момент проверки отчетным периодом является квартал.
Условиями пользования поверхностными водными объектами (приложение к лицензии) N 20-у от 17.04.2006 предусматривается возможность неравномерного забора воды поверхностных водных объектов в течение года на основании заявки о количестве потребляемой воды на 2006 г. Общество должно было обратиться в лицензирующий орган для внесения изменения в лицензию, с целью установить поквартальную разбивку, предусмотренную НК РФ, чего своевременно сделано не было налогоплательщиком.
На основании изложенного, МРИ ФНС РФ N 4 Московской области просит отменить решение Арбитражного суда Московской области от 27 марта 2007 г., в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебное заседание МРИ ФНС РФ N 4 Московской области не явилась, о дне рассмотрения дела была извещена, просит рассмотреть дело в их отсутствие, дело рассмотрено в отсутствие МРИ ФНС РФ N 4 в соответствии со ст. 156 п. 3 АПК РФ.
ОАО "Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" в судебное заседание явилось, с апелляционной жалобой не согласно, решение суда первой инстанции находит законным и обоснованным.
В обоснование жалобы общество указало, что в качестве основания для доначисления водного налога МРИ ФНС РФ N 4 Московской области указала на тот факт, что в связи с тем, что у налогоплательщика не установлены квартальные лимиты забора воды, а установлен только годовой лимит забора в размере 10300 тыс. куб. м, то согласно ч. 2 ст. 333.12 НК РФ квартальный лимит определяется расчетным путем как одна четвертая годового лимита. Рассчитав таким образом квартальный лимит в размере 2575 тыс. куб. м воды налоговый орган указал, что забор воды в размере 2826,715 тыс. куб. м, указанный налогоплательщиком, в налоговой декларации содержит сверхлимитное водопотребление во втором квартале 2006 г. в размере 251,715 тыс. куб. м. Данный объем забора воды и был рассчитан как сверхлимитный с применением пятикратного коэффициента.
Однако, данное решение налоговый орган принял без учета следующих обстоятельств.
Во втором квартале 2006 г. ОАО "Шатурская ГРЭС-5" осуществляло на основании лицензии на водопользование МСК N 00645, вид БОЭИО, выданной Московско-Окским бассейновым водным управлением. Неотложным приложением к данной лицензии являлись "Условия пользования поверхностным водным объектом" N 20-у от 17.04.2006. Особенностью водопользования ОАО "Шатурская ГРЭС-5", отраженной в данных условиях является возможность неравномерного забора воды из поверхностных водных объектов в течение года.
Объектами водопользования являются река Поля и Шатурские озера (раздел 2 условий.).
Забор воды на технологические и технические нужды осуществляется на озере Черном. Однако, данное озеро является маловодным и в засушливые годы из этого озера в объемах, необходимых для работы электростанции, ведет к обмельчанию данных озер ниже допустимого уровня. В таком случае предусмотрено, что в маловодные годы в целях подкачки озер (т.е. для компенсации забираемой из них технологические нужды воды) ОАО "Шатурская ГРЭС-5" разрешено в паводковый период (апрель - май) забирать воду из р. Поля. (раздел 4 Условий водопользования) таким образом, водопользование ОАО "Шатурская ГРЭС-5" осуществляется в следующем порядке:
- в течение года вода забирается на технологические нужды из озера Черное,
- в маловодные годы, чтобы избежать неблагоприятных экологических последствий ОАО "Шатурская ГРЭС-5" производит в период паводка, который приходится на апрель - май, подкачку озер из р. Поля, при этом получается, что во втором квартале в озера из реки Поля накачивается вода на всю оставшуюся часть года.
Следовательно, в маловодные годы водопотребление во втором квартале (в период паводка) по объективным причинам резко возрастает, поскольку забор воды ведется с запасом для потребления ее не только во втором, но и в третьем, четвертом кварталах.
При таких обстоятельствах, очевидно, что водопользование в течение года является объективно неравномерным, и во втором квартале воды забирается намного больше, чем 1\\4 лимита, хотя по окончании года ОАО "Шатурская ГРЭС-5" укладывается в годовой лимит.
Поскольку подкачка озер носит компенсационный характер и подкачанная вода забирается затем на технологические нужды, то в целях избежания двойного налогообложения одних и тех же объемов воды (во втором квартале подкачанных в озера из реки Поля, в третьем и четвертом кварталах забранных на нужды станции из этих же озер) в разделе 7 "Условия водопользования" определено, что за пользование водным объектом водопользователь уплачивает водный налог в порядке, установленном главой 25.2 Налогового кодекса Российской Федерации, за объемы забираемой воды на подкачку озер из р. Поля в паводковый период, а при отсутствии подкачки озер из реки Поля - за объемы забираемой воды (из Шатурских озер): на обессоливающую установку по приборам учета и на технические нужды по расчетным данным, согласно норм водопотребления до установки приборов учета.
В годы, когда идет забор воды из реки Поля, во втором квартале (поскольку подкачка разрешена только в апреле и мае) вода забирается на все оставшиеся месяцы этого года и именно этот забор воды подлежит налогообложению водным налогом, а последующий забор подкачанной воды из озер на технологические нужды в целях налогообложения не учитывается, т.к. эти объемы уже обложены водным налогом в период подкачки.
Закрепив указанные особенности водопользования в "Условиях пользования поверхностным водным объектом", лицензирующий орган не сделал неравномерной поквартальной разбивки годового лимита в силу того, что указанные особенности водопользования проявляются не каждый год, а только в маловодные годы.
Шатурская ГРЭС согласовывает разрешенные к забору объемы воды (лимит) в органе, осуществляющем лицензирование водопользования - Московско-Окском бассейновом водном управлении из каждого источника с разбивкой по каждому кварталу в заявках о потреблении воды на каждый год.
Согласована такая заявка и на 2006 г. При этом из поквартальной разбивки лимита видно, что лимит распределен неравномерно (как и предусматривают условия водопользования) и во втором квартале 2006 г. лимит составляет 5300 куб. м.
Следовательно, уполномоченным государственным органом в области лицензирования водопользования были согласованы неравномерные в течение года предельно возможные квартальные объемы забора воды, в связи с необходимостью подкачки воды из реки Поля в Шатурские озера, в силу прогнозировавшейся маловодности 2006 г.
Во втором квартале 2006 г. ОАО "Шатурская ГРЭС-5" произвела подкачку озер из реки Поля в полном соответствии с "Условиями пользования поверхностным водным объектом" N 20-у и с соблюдением квартального лимита, согласованного уполномоченным органом в заявке на 2006 г. Таким образом, забор воды из поверхностных водных объектов - Шатурские озера и реки Поля в размере 2826,715 куб. м осуществлен ОАО "Шатурская ГРЭС-5" в пределах согласованного лимита, а не с его превышением, как указал в решении налоговый орган.
Ссылка налогового органа на то, что "Условия пользования поверхностными водными объектами" N 20-у от 17.04.2006 и заявка на водопользование на 2006 г. не были представлены при проведении камеральной налоговой проверки не состоятельна, т.к. указанные документы у налогоплательщика не запрашивались при проведении камеральной налоговой проверки.
Согласно п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части 1 НК РФ" суд обязан и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений по акту выездной налоговой проверки, независимо от того, представлялись эти документы налогоплательщиком налоговому органу в сроки, определенные п. 5 ст. 100 НК РФ.
На основании изложенного, ОАО "ОГК-4" просит оставить решение Арбитражного суда Московской области от 27.03.2007 без изменения, апелляционную жалобу МРИ ФНС РФ N 4 Московской области - без удовлетворения.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, возражения ОАО "ОГК-4", проверив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно ст. 17.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в случае реорганизации юридического лица - пользователя недр путем его разделения и выделения из него другого юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, если вновь созданное юридическое лицо намерено продолжить деятельность в соответствии с лицензией на пользование участками недр, предоставленной прежнему пользователю недр. При переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.
01.07.2006 ОАО "Шатурская ГРЭС-5" было реорганизовано путем присоединения к ОАО "ОГК-4", что подтверждается представленными в материалы дела протоколом внеочередного общего собрания акционеров ОАО "Шатурская ГРЭС-5" N 4 от 03.03.2006 (л.д. 8 - 9) и выпиской из протокола заседания совета директоров от 23.12.2005 N 211 (л.д. 10 - 17).
Согласно передаточному акту от 12.01.2006 (л.д. 18), утвержденному внеочередным общим собранием акционеров ОАО "Шатурская ГРЭС-5", ОАО "Шатурская ГРЭС-5" передает ОАО "ОГК-4" все имущество и обязательства, включая имущество и обязательства, приобретенные ОАО "Шатурская ГРЭС-5" после 30.09.2005 до момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности ОАО "Шатурская ГРЭС-5".
В судебном заседании установлено, что решением Межрайонной инспекции ФНС России N 4 Московской области от 04.10.2006 N 2886\\399 ОАО "Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" - филиал "Шатурская ГРЭС" привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату водного налога в виде штрафа в размере 57995,20 руб. Указанным решением ОАО "Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии - филиал "Шатурская ГРЭС" предложено в срок, указанный в требовании, уплатить штраф в сумме 57995,20 руб., сумму неуплаченного водного налога - 289976,00 руб. (л.д. 28, 29). Решение вынесено по результатам камеральной налоговой проверки, проведенной по представленной налоговой декларации по водному налогу за 2-й квартал 2006 г.
В результате проверки установлено, что налогоплательщик осуществляет специальное водопользование на основании лицензий:
- на право пользования недрами МСК 08860 ВЭ, зарегистрированной 22.02.2006 со сроком окончания действия лицензии 01.06.2014. Согласно п. 2 условий пользований недрами водоотбор не должен превышать 11448 куб. м\\сут. (4178,56 тыс. куб. м\\год),
- водопользование (поверхностные водные объекты) МСК 0645 БОЭИЮ, зарегистрированной 17.06.2006, со сроком действия до 17 апреля 2009 г. и установленным лимитом водопользования 10,3 млн. руб. куб. м\\год из Шатурских озер и реки Поля. (л.д. 30 - 31, 65 - 66).
В представленной налогоплательщиком налоговой декларации по водному налогу за 2-й квартал 2006 г. в разделе 2.1 по поверхностным водным объектам по стр. 21.060 указан лимит 10300 тыс. куб. м, по строке 21 070 объем воды забранной из водного объекта - 2826,715 тыс. куб. м. Сумма налога исчислена исходя из ставки 288 руб.\\тыс. куб. м, установленной п. 1 ст. 333.12 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 333.12 НК РФ при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных п. 1 настоящей статьи. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.
Посчитав квартальный лимит в размере 2575 тыс. куб. м налоговый орган указал, что забор воды в размере 2826,715 тыс. куб. м, указанный ОАО "Шатурская ГРЭС-5" (правопреемник ОАО "ОГК-4") в налоговой декларации содержит сверхлимитное потребление во втором квартале 2006 г. в размере 251,715 тыс. куб. м. Данный объем забора воды был рассчитан налоговым органом с применением пятикратного коэффициента, сумма к доначислению по решению МРИ ФНС РФ N 4 Московской области от 04.10.2006 N 2886/399 установлена в размере 289976 руб. (л.д. 28, 29) (288 руб.\\тыс. куб. м x 2575 тыс. куб. м + 288 руб.\\тыс. куб. м x 5 x 251,715 тыс. куб. м) (1104070 - 814094 руб.).
При вынесении указанного решения налоговым органом не были учтены особенности водопользования налогоплательщика. Водопользование ОАО "Шатурская ГРЭС-5" во втором квартале 2006 г. осуществляло на основании лицензии на водопользование МСК N 00645, вид БОЭИО, выданной Московско-Окским бассейновым водным управлением (л.д. 65 - 66). В лицензии указан лимит водопользования - 10300 тыс. куб. м\\год, без разбивки на кварталы (л.д. 65). Неотъемлемым приложением к данной лицензии являлись "Условия пользования поверхностным водным объектом N 20-у от 17.04.2006 (л.д. 30 - 31, 32 - 38) особенностью водопользования ОАО "Шатурская ГРЭС-5", отраженной в данных условиях является возможность неравномерного забора воды из поверхностных водных объектов в течение года.
Объектами водопользования являются река Поля и Шатурские озера (раздел 2 условий) (л.д. 33). При этом из озер вода забирается на технологические нужды станции - охлаждении блоков, преобразование в пар, обессоливание и т.д., а из реки Поля забор воды возможен только в маловодные годы в паводковый период (апрель - май) для подкачки уровня озер. (раздел 4 условий л.д. 33 - 34). В силу технологических особенностей производства ОАО "Шатурская ГРЭС-5" забирает воду из Шатурских озер, однако в маловодные годы, когда забор воды грозит возможностью их обмельчания и нарушению экосистемы водоемов, ОАО "Шатурская ГРЭС-5" предоставлено право подкачать воду из реки Поля в озера в пределах забираемых в течение года на технологические нужды.
Поскольку забор воды на технологические нужды ведется круглый год, а право подкачки предоставлено только во втором квартале, то, соответственно, в этом квартале объем воды пропорционально возрастает на объем воды для подкачки озер, чего нет в других кварталах.
Так как подкачка озер носит компенсационный характер и подкачанная вода забирается затем на технологические нужды, то в целях избежания двойного налогообложения одних и тех же объемов воды (во втором квартале подкачанных в озера из реки Поля, а в третьем и четвертом квартале забранных на нужды станций из этих же озер) в разделе 7 Условий водопользования определено, (л.д. 37 - 38) что за пользование водным объектом водопользователь уплачивает земельный налог в порядке, установленном главой 25.2 Налогового кодекса Российской Федерации, за объемы забранной воды на подкачку озер из реки Поля в паводковый период, а при отсутствии подкачки озер из реки Поля - за объемы забираемой воды (из Шатурских озер): на обессоливающую установку по приборам учета и на технические нужды по расчетным данным, согласно норм водопотребления до установки приборов учета.
Закрепив указанные особенности водопользования в "Условиях пользования поверхностными водными объектами" лицензирующий орган не произвел неравномерной поквартальной разбивки годового лимита, т.к. указанные особенности водопользования проявляются не каждый год, а только в маловодные годы.
Шатурская ГРЭС согласовала разрешенные к забору объемы воды в Московско-Окском бассейновом водном управлении в заявках о потреблении воды на каждый год, согласована такая заявка на 2006 г. (л.д. 67). При этом из поквартальной разбивки лимита видно, что лимит распределен неравномерно (как и предусматривают условия водопользования) и во втором квартале 2006 г. лимит составляет 5300 куб. м. Следовательно, уполномоченным государственным органом в области лицензирования водопользования были согласованы неравномерные в течение года предельно возможные квартальные объемы забора воды, в связи с необходимостью подкачки из реки Поля в Шатурские озера в 2006 г.
Во втором квартале 2006 г. ОАО "Шатурская ГРЭС-5" произвела подкачку озер из реки Поля в полном соответствии с "Условиями пользования поверхностным водным объектом" N 20у и с соблюдением квартального лимита, согласованного уполномоченным органом в заявке на 2006 г. Таким образом, забор воды из поверхностных водных объектов из поверхностных водных объектов Шатурские озера и реки Поля в размере 2826,715 куб. м осуществлен ОАО "Шатурская ГРЭС-5" в пределах согласованного лимита.
Ссылка налоговой инспекции о том, что "Условия пользования поверхностным водным объектом" N 20-у от 17.04.2006 и заявка на водопользование на 2006 г. не была представлена при проведении камеральной проверки, не принимается апелляционным судом, т.к. в соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Согласно п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений по акту выездной налоговой проверки, независимо от того, представлялись эти документы налогоплательщиком налоговому органу в сроки, определенные п. 5 ст. 100 НК РФ.
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства, апелляционный суд находит решение суда законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 269 п. 1, 271 АПК РФ, апелляционный суд
решение Арбитражного суда Московской области от 27 марта 2007 г. оставить без изменения. апелляционную жалобу МРИ ФНС РФ N 4 Московской области - без удовлетворения.
Взыскать с МРИ ФНС РФ N 4 Московской области госпошлину 1000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.06.2007, 05.07.2007 ПО ДЕЛУ N А41-К2-1237/07
Разделы:Водный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу
28 июня 2007 г. Дело N А41-К2-1237/07
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2007 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 5 июля 2007 г.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ч., судей А.Д., В., при ведении протокола судебного заседания: Ш., при участии в заседании: от истца (заявителя): З., дов. от 01.01.2007, от ответчика (должника): не явился, извещен надлежащим образом, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МРИ ФНС РФ N 4 на решение Арбитражного суда Московской области от 27 марта 2007 г. по делу N А41-К2-1237/07, принятого судьей А.М., по иску (заявлению) ОАО "Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" к МРИ ФНС России N 4 по Московской области о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (ООО "ОГК-4") обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения МРИ ФНС России N 4 Московской области от 04.10.2006 N 2886\\399.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 марта 2007 г. заявленные требования удовлетворены, признано недействительным решение МРИ ФНС России N 4 по Московской области от 04.10.2006 N 2886\\399.
МРИ ФНС России N 4 Московской области находит решение суда незаконным, подлежащем отмене по основаниям несоответствия выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права, в связи с чем подана апелляционная жалоба.
В обоснование жалобы МРИ ФНС РФ N 4 Московской области указала, что 04.10.2006 была проведена камеральная налоговая проверка по представленной 07.07.06 в налоговую инспекцию налоговой декларации по водному налогу за 2 квартал 2006 г., по результатам которой вынесено решение N 2886\\399 от 04.10.2006 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
При проведении проверки установлено, что налогоплательщик осуществляет специальное водопользование на основании лицензий:
- на право пользования недрами МСК 08860 ВЭ, зарегистрированной 22.02.06 со сроком окончания 01.06.2014. Согласно п. 2 условий пользования недрам водоотбор не должен превышать 11448 куб. м (4178,56 тыс. куб. м\\год)
- водопользование (поверхностные водные объекты) МСК 00645 БОЭИЮ, зарегистрированной 17.06.06 со сроком действия до 17.04.09 и установленным лимитом водопользования 10,3 млн. куб. м\\год из Шатурских озер и реки Поля.
В представленной налоговой декларации в разделе 2.1 по поверхностным водным объектам по строке 21-60 указан лимит 10300 тыс. куб. м, по строке и 21-070 объем воды, забранной из водного объекта 28269,715 тыс. куб. м, сумм налога исчислена исходя из ставки 288 руб.\\тыс. куб. м, установленной п. 1 ст. 333.12 НК РФ.
Водный налог по поверхностным водным объектам по данной налоговой декларации составит 1104070 руб., а именно:
288 руб.\\тыс. куб. м x 2575 т. куб. м + 288 руб.\\тыс. куб. м x 5 x 251,715 т. куб. м. Сумма к доначислению - 289976 руб. (1104070 - 814094).
В соответствии с п. 2 ст. 333.12 НК РФ, в случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита. В лицензии на водопользование (поверхностными водными объектами) установлен годовой лимит на пользование водными объектами, у ОАО "Шатурская ГРЭС-5" на момент проверки отчетным периодом является квартал.
Условиями пользования поверхностными водными объектами (приложение к лицензии) N 20-у от 17.04.2006 предусматривается возможность неравномерного забора воды поверхностных водных объектов в течение года на основании заявки о количестве потребляемой воды на 2006 г. Общество должно было обратиться в лицензирующий орган для внесения изменения в лицензию, с целью установить поквартальную разбивку, предусмотренную НК РФ, чего своевременно сделано не было налогоплательщиком.
На основании изложенного, МРИ ФНС РФ N 4 Московской области просит отменить решение Арбитражного суда Московской области от 27 марта 2007 г., в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебное заседание МРИ ФНС РФ N 4 Московской области не явилась, о дне рассмотрения дела была извещена, просит рассмотреть дело в их отсутствие, дело рассмотрено в отсутствие МРИ ФНС РФ N 4 в соответствии со ст. 156 п. 3 АПК РФ.
ОАО "Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" в судебное заседание явилось, с апелляционной жалобой не согласно, решение суда первой инстанции находит законным и обоснованным.
В обоснование жалобы общество указало, что в качестве основания для доначисления водного налога МРИ ФНС РФ N 4 Московской области указала на тот факт, что в связи с тем, что у налогоплательщика не установлены квартальные лимиты забора воды, а установлен только годовой лимит забора в размере 10300 тыс. куб. м, то согласно ч. 2 ст. 333.12 НК РФ квартальный лимит определяется расчетным путем как одна четвертая годового лимита. Рассчитав таким образом квартальный лимит в размере 2575 тыс. куб. м воды налоговый орган указал, что забор воды в размере 2826,715 тыс. куб. м, указанный налогоплательщиком, в налоговой декларации содержит сверхлимитное водопотребление во втором квартале 2006 г. в размере 251,715 тыс. куб. м. Данный объем забора воды и был рассчитан как сверхлимитный с применением пятикратного коэффициента.
Однако, данное решение налоговый орган принял без учета следующих обстоятельств.
Во втором квартале 2006 г. ОАО "Шатурская ГРЭС-5" осуществляло на основании лицензии на водопользование МСК N 00645, вид БОЭИО, выданной Московско-Окским бассейновым водным управлением. Неотложным приложением к данной лицензии являлись "Условия пользования поверхностным водным объектом" N 20-у от 17.04.2006. Особенностью водопользования ОАО "Шатурская ГРЭС-5", отраженной в данных условиях является возможность неравномерного забора воды из поверхностных водных объектов в течение года.
Объектами водопользования являются река Поля и Шатурские озера (раздел 2 условий.).
Забор воды на технологические и технические нужды осуществляется на озере Черном. Однако, данное озеро является маловодным и в засушливые годы из этого озера в объемах, необходимых для работы электростанции, ведет к обмельчанию данных озер ниже допустимого уровня. В таком случае предусмотрено, что в маловодные годы в целях подкачки озер (т.е. для компенсации забираемой из них технологические нужды воды) ОАО "Шатурская ГРЭС-5" разрешено в паводковый период (апрель - май) забирать воду из р. Поля. (раздел 4 Условий водопользования) таким образом, водопользование ОАО "Шатурская ГРЭС-5" осуществляется в следующем порядке:
- в течение года вода забирается на технологические нужды из озера Черное,
- в маловодные годы, чтобы избежать неблагоприятных экологических последствий ОАО "Шатурская ГРЭС-5" производит в период паводка, который приходится на апрель - май, подкачку озер из р. Поля, при этом получается, что во втором квартале в озера из реки Поля накачивается вода на всю оставшуюся часть года.
Следовательно, в маловодные годы водопотребление во втором квартале (в период паводка) по объективным причинам резко возрастает, поскольку забор воды ведется с запасом для потребления ее не только во втором, но и в третьем, четвертом кварталах.
При таких обстоятельствах, очевидно, что водопользование в течение года является объективно неравномерным, и во втором квартале воды забирается намного больше, чем 1\\4 лимита, хотя по окончании года ОАО "Шатурская ГРЭС-5" укладывается в годовой лимит.
Поскольку подкачка озер носит компенсационный характер и подкачанная вода забирается затем на технологические нужды, то в целях избежания двойного налогообложения одних и тех же объемов воды (во втором квартале подкачанных в озера из реки Поля, в третьем и четвертом кварталах забранных на нужды станции из этих же озер) в разделе 7 "Условия водопользования" определено, что за пользование водным объектом водопользователь уплачивает водный налог в порядке, установленном главой 25.2 Налогового кодекса Российской Федерации, за объемы забираемой воды на подкачку озер из р. Поля в паводковый период, а при отсутствии подкачки озер из реки Поля - за объемы забираемой воды (из Шатурских озер): на обессоливающую установку по приборам учета и на технические нужды по расчетным данным, согласно норм водопотребления до установки приборов учета.
В годы, когда идет забор воды из реки Поля, во втором квартале (поскольку подкачка разрешена только в апреле и мае) вода забирается на все оставшиеся месяцы этого года и именно этот забор воды подлежит налогообложению водным налогом, а последующий забор подкачанной воды из озер на технологические нужды в целях налогообложения не учитывается, т.к. эти объемы уже обложены водным налогом в период подкачки.
Закрепив указанные особенности водопользования в "Условиях пользования поверхностным водным объектом", лицензирующий орган не сделал неравномерной поквартальной разбивки годового лимита в силу того, что указанные особенности водопользования проявляются не каждый год, а только в маловодные годы.
Шатурская ГРЭС согласовывает разрешенные к забору объемы воды (лимит) в органе, осуществляющем лицензирование водопользования - Московско-Окском бассейновом водном управлении из каждого источника с разбивкой по каждому кварталу в заявках о потреблении воды на каждый год.
Согласована такая заявка и на 2006 г. При этом из поквартальной разбивки лимита видно, что лимит распределен неравномерно (как и предусматривают условия водопользования) и во втором квартале 2006 г. лимит составляет 5300 куб. м.
Следовательно, уполномоченным государственным органом в области лицензирования водопользования были согласованы неравномерные в течение года предельно возможные квартальные объемы забора воды, в связи с необходимостью подкачки воды из реки Поля в Шатурские озера, в силу прогнозировавшейся маловодности 2006 г.
Во втором квартале 2006 г. ОАО "Шатурская ГРЭС-5" произвела подкачку озер из реки Поля в полном соответствии с "Условиями пользования поверхностным водным объектом" N 20-у и с соблюдением квартального лимита, согласованного уполномоченным органом в заявке на 2006 г. Таким образом, забор воды из поверхностных водных объектов - Шатурские озера и реки Поля в размере 2826,715 куб. м осуществлен ОАО "Шатурская ГРЭС-5" в пределах согласованного лимита, а не с его превышением, как указал в решении налоговый орган.
Ссылка налогового органа на то, что "Условия пользования поверхностными водными объектами" N 20-у от 17.04.2006 и заявка на водопользование на 2006 г. не были представлены при проведении камеральной налоговой проверки не состоятельна, т.к. указанные документы у налогоплательщика не запрашивались при проведении камеральной налоговой проверки.
Согласно п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части 1 НК РФ" суд обязан и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений по акту выездной налоговой проверки, независимо от того, представлялись эти документы налогоплательщиком налоговому органу в сроки, определенные п. 5 ст. 100 НК РФ.
На основании изложенного, ОАО "ОГК-4" просит оставить решение Арбитражного суда Московской области от 27.03.2007 без изменения, апелляционную жалобу МРИ ФНС РФ N 4 Московской области - без удовлетворения.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, возражения ОАО "ОГК-4", проверив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно ст. 17.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в случае реорганизации юридического лица - пользователя недр путем его разделения и выделения из него другого юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, если вновь созданное юридическое лицо намерено продолжить деятельность в соответствии с лицензией на пользование участками недр, предоставленной прежнему пользователю недр. При переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.
01.07.2006 ОАО "Шатурская ГРЭС-5" было реорганизовано путем присоединения к ОАО "ОГК-4", что подтверждается представленными в материалы дела протоколом внеочередного общего собрания акционеров ОАО "Шатурская ГРЭС-5" N 4 от 03.03.2006 (л.д. 8 - 9) и выпиской из протокола заседания совета директоров от 23.12.2005 N 211 (л.д. 10 - 17).
Согласно передаточному акту от 12.01.2006 (л.д. 18), утвержденному внеочередным общим собранием акционеров ОАО "Шатурская ГРЭС-5", ОАО "Шатурская ГРЭС-5" передает ОАО "ОГК-4" все имущество и обязательства, включая имущество и обязательства, приобретенные ОАО "Шатурская ГРЭС-5" после 30.09.2005 до момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности ОАО "Шатурская ГРЭС-5".
В судебном заседании установлено, что решением Межрайонной инспекции ФНС России N 4 Московской области от 04.10.2006 N 2886\\399 ОАО "Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" - филиал "Шатурская ГРЭС" привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату водного налога в виде штрафа в размере 57995,20 руб. Указанным решением ОАО "Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии - филиал "Шатурская ГРЭС" предложено в срок, указанный в требовании, уплатить штраф в сумме 57995,20 руб., сумму неуплаченного водного налога - 289976,00 руб. (л.д. 28, 29). Решение вынесено по результатам камеральной налоговой проверки, проведенной по представленной налоговой декларации по водному налогу за 2-й квартал 2006 г.
В результате проверки установлено, что налогоплательщик осуществляет специальное водопользование на основании лицензий:
- на право пользования недрами МСК 08860 ВЭ, зарегистрированной 22.02.2006 со сроком окончания действия лицензии 01.06.2014. Согласно п. 2 условий пользований недрами водоотбор не должен превышать 11448 куб. м\\сут. (4178,56 тыс. куб. м\\год),
- водопользование (поверхностные водные объекты) МСК 0645 БОЭИЮ, зарегистрированной 17.06.2006, со сроком действия до 17 апреля 2009 г. и установленным лимитом водопользования 10,3 млн. руб. куб. м\\год из Шатурских озер и реки Поля. (л.д. 30 - 31, 65 - 66).
В представленной налогоплательщиком налоговой декларации по водному налогу за 2-й квартал 2006 г. в разделе 2.1 по поверхностным водным объектам по стр. 21.060 указан лимит 10300 тыс. куб. м, по строке 21 070 объем воды забранной из водного объекта - 2826,715 тыс. куб. м. Сумма налога исчислена исходя из ставки 288 руб.\\тыс. куб. м, установленной п. 1 ст. 333.12 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 333.12 НК РФ при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных п. 1 настоящей статьи. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.
Посчитав квартальный лимит в размере 2575 тыс. куб. м налоговый орган указал, что забор воды в размере 2826,715 тыс. куб. м, указанный ОАО "Шатурская ГРЭС-5" (правопреемник ОАО "ОГК-4") в налоговой декларации содержит сверхлимитное потребление во втором квартале 2006 г. в размере 251,715 тыс. куб. м. Данный объем забора воды был рассчитан налоговым органом с применением пятикратного коэффициента, сумма к доначислению по решению МРИ ФНС РФ N 4 Московской области от 04.10.2006 N 2886/399 установлена в размере 289976 руб. (л.д. 28, 29) (288 руб.\\тыс. куб. м x 2575 тыс. куб. м + 288 руб.\\тыс. куб. м x 5 x 251,715 тыс. куб. м) (1104070 - 814094 руб.).
При вынесении указанного решения налоговым органом не были учтены особенности водопользования налогоплательщика. Водопользование ОАО "Шатурская ГРЭС-5" во втором квартале 2006 г. осуществляло на основании лицензии на водопользование МСК N 00645, вид БОЭИО, выданной Московско-Окским бассейновым водным управлением (л.д. 65 - 66). В лицензии указан лимит водопользования - 10300 тыс. куб. м\\год, без разбивки на кварталы (л.д. 65). Неотъемлемым приложением к данной лицензии являлись "Условия пользования поверхностным водным объектом N 20-у от 17.04.2006 (л.д. 30 - 31, 32 - 38) особенностью водопользования ОАО "Шатурская ГРЭС-5", отраженной в данных условиях является возможность неравномерного забора воды из поверхностных водных объектов в течение года.
Объектами водопользования являются река Поля и Шатурские озера (раздел 2 условий) (л.д. 33). При этом из озер вода забирается на технологические нужды станции - охлаждении блоков, преобразование в пар, обессоливание и т.д., а из реки Поля забор воды возможен только в маловодные годы в паводковый период (апрель - май) для подкачки уровня озер. (раздел 4 условий л.д. 33 - 34). В силу технологических особенностей производства ОАО "Шатурская ГРЭС-5" забирает воду из Шатурских озер, однако в маловодные годы, когда забор воды грозит возможностью их обмельчания и нарушению экосистемы водоемов, ОАО "Шатурская ГРЭС-5" предоставлено право подкачать воду из реки Поля в озера в пределах забираемых в течение года на технологические нужды.
Поскольку забор воды на технологические нужды ведется круглый год, а право подкачки предоставлено только во втором квартале, то, соответственно, в этом квартале объем воды пропорционально возрастает на объем воды для подкачки озер, чего нет в других кварталах.
Так как подкачка озер носит компенсационный характер и подкачанная вода забирается затем на технологические нужды, то в целях избежания двойного налогообложения одних и тех же объемов воды (во втором квартале подкачанных в озера из реки Поля, а в третьем и четвертом квартале забранных на нужды станций из этих же озер) в разделе 7 Условий водопользования определено, (л.д. 37 - 38) что за пользование водным объектом водопользователь уплачивает земельный налог в порядке, установленном главой 25.2 Налогового кодекса Российской Федерации, за объемы забранной воды на подкачку озер из реки Поля в паводковый период, а при отсутствии подкачки озер из реки Поля - за объемы забираемой воды (из Шатурских озер): на обессоливающую установку по приборам учета и на технические нужды по расчетным данным, согласно норм водопотребления до установки приборов учета.
Закрепив указанные особенности водопользования в "Условиях пользования поверхностными водными объектами" лицензирующий орган не произвел неравномерной поквартальной разбивки годового лимита, т.к. указанные особенности водопользования проявляются не каждый год, а только в маловодные годы.
Шатурская ГРЭС согласовала разрешенные к забору объемы воды в Московско-Окском бассейновом водном управлении в заявках о потреблении воды на каждый год, согласована такая заявка на 2006 г. (л.д. 67). При этом из поквартальной разбивки лимита видно, что лимит распределен неравномерно (как и предусматривают условия водопользования) и во втором квартале 2006 г. лимит составляет 5300 куб. м. Следовательно, уполномоченным государственным органом в области лицензирования водопользования были согласованы неравномерные в течение года предельно возможные квартальные объемы забора воды, в связи с необходимостью подкачки из реки Поля в Шатурские озера в 2006 г.
Во втором квартале 2006 г. ОАО "Шатурская ГРЭС-5" произвела подкачку озер из реки Поля в полном соответствии с "Условиями пользования поверхностным водным объектом" N 20у и с соблюдением квартального лимита, согласованного уполномоченным органом в заявке на 2006 г. Таким образом, забор воды из поверхностных водных объектов из поверхностных водных объектов Шатурские озера и реки Поля в размере 2826,715 куб. м осуществлен ОАО "Шатурская ГРЭС-5" в пределах согласованного лимита.
Ссылка налоговой инспекции о том, что "Условия пользования поверхностным водным объектом" N 20-у от 17.04.2006 и заявка на водопользование на 2006 г. не была представлена при проведении камеральной проверки, не принимается апелляционным судом, т.к. в соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Согласно п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений по акту выездной налоговой проверки, независимо от того, представлялись эти документы налогоплательщиком налоговому органу в сроки, определенные п. 5 ст. 100 НК РФ.
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства, апелляционный суд находит решение суда законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 269 п. 1, 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27 марта 2007 г. оставить без изменения. апелляционную жалобу МРИ ФНС РФ N 4 Московской области - без удовлетворения.
Взыскать с МРИ ФНС РФ N 4 Московской области госпошлину 1000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)