Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.06.2007, 05.07.2007 ПО ДЕЛУ N А41-К2-1237/07

Разделы:
Водный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу


28 июня 2007 г. Дело N А41-К2-1237/07

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2007 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 5 июля 2007 г.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ч., судей А.Д., В., при ведении протокола судебного заседания: Ш., при участии в заседании: от истца (заявителя): З., дов. от 01.01.2007, от ответчика (должника): не явился, извещен надлежащим образом, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МРИ ФНС РФ N 4 на решение Арбитражного суда Московской области от 27 марта 2007 г. по делу N А41-К2-1237/07, принятого судьей А.М., по иску (заявлению) ОАО "Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" к МРИ ФНС России N 4 по Московской области о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество "Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (ООО "ОГК-4") обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения МРИ ФНС России N 4 Московской области от 04.10.2006 N 2886\\399.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27 марта 2007 г. заявленные требования удовлетворены, признано недействительным решение МРИ ФНС России N 4 по Московской области от 04.10.2006 N 2886\\399.
МРИ ФНС России N 4 Московской области находит решение суда незаконным, подлежащем отмене по основаниям несоответствия выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права, в связи с чем подана апелляционная жалоба.
В обоснование жалобы МРИ ФНС РФ N 4 Московской области указала, что 04.10.2006 была проведена камеральная налоговая проверка по представленной 07.07.06 в налоговую инспекцию налоговой декларации по водному налогу за 2 квартал 2006 г., по результатам которой вынесено решение N 2886\\399 от 04.10.2006 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
При проведении проверки установлено, что налогоплательщик осуществляет специальное водопользование на основании лицензий:
- на право пользования недрами МСК 08860 ВЭ, зарегистрированной 22.02.06 со сроком окончания 01.06.2014. Согласно п. 2 условий пользования недрам водоотбор не должен превышать 11448 куб. м (4178,56 тыс. куб. м\\год)
- водопользование (поверхностные водные объекты) МСК 00645 БОЭИЮ, зарегистрированной 17.06.06 со сроком действия до 17.04.09 и установленным лимитом водопользования 10,3 млн. куб. м\\год из Шатурских озер и реки Поля.
В представленной налоговой декларации в разделе 2.1 по поверхностным водным объектам по строке 21-60 указан лимит 10300 тыс. куб. м, по строке и 21-070 объем воды, забранной из водного объекта 28269,715 тыс. куб. м, сумм налога исчислена исходя из ставки 288 руб.\\тыс. куб. м, установленной п. 1 ст. 333.12 НК РФ.
Водный налог по поверхностным водным объектам по данной налоговой декларации составит 1104070 руб., а именно:
288 руб.\\тыс. куб. м x 2575 т. куб. м + 288 руб.\\тыс. куб. м x 5 x 251,715 т. куб. м. Сумма к доначислению - 289976 руб. (1104070 - 814094).
В соответствии с п. 2 ст. 333.12 НК РФ, в случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита. В лицензии на водопользование (поверхностными водными объектами) установлен годовой лимит на пользование водными объектами, у ОАО "Шатурская ГРЭС-5" на момент проверки отчетным периодом является квартал.
Условиями пользования поверхностными водными объектами (приложение к лицензии) N 20-у от 17.04.2006 предусматривается возможность неравномерного забора воды поверхностных водных объектов в течение года на основании заявки о количестве потребляемой воды на 2006 г. Общество должно было обратиться в лицензирующий орган для внесения изменения в лицензию, с целью установить поквартальную разбивку, предусмотренную НК РФ, чего своевременно сделано не было налогоплательщиком.
На основании изложенного, МРИ ФНС РФ N 4 Московской области просит отменить решение Арбитражного суда Московской области от 27 марта 2007 г., в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебное заседание МРИ ФНС РФ N 4 Московской области не явилась, о дне рассмотрения дела была извещена, просит рассмотреть дело в их отсутствие, дело рассмотрено в отсутствие МРИ ФНС РФ N 4 в соответствии со ст. 156 п. 3 АПК РФ.
ОАО "Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" в судебное заседание явилось, с апелляционной жалобой не согласно, решение суда первой инстанции находит законным и обоснованным.
В обоснование жалобы общество указало, что в качестве основания для доначисления водного налога МРИ ФНС РФ N 4 Московской области указала на тот факт, что в связи с тем, что у налогоплательщика не установлены квартальные лимиты забора воды, а установлен только годовой лимит забора в размере 10300 тыс. куб. м, то согласно ч. 2 ст. 333.12 НК РФ квартальный лимит определяется расчетным путем как одна четвертая годового лимита. Рассчитав таким образом квартальный лимит в размере 2575 тыс. куб. м воды налоговый орган указал, что забор воды в размере 2826,715 тыс. куб. м, указанный налогоплательщиком, в налоговой декларации содержит сверхлимитное водопотребление во втором квартале 2006 г. в размере 251,715 тыс. куб. м. Данный объем забора воды и был рассчитан как сверхлимитный с применением пятикратного коэффициента.
Однако, данное решение налоговый орган принял без учета следующих обстоятельств.
Во втором квартале 2006 г. ОАО "Шатурская ГРЭС-5" осуществляло на основании лицензии на водопользование МСК N 00645, вид БОЭИО, выданной Московско-Окским бассейновым водным управлением. Неотложным приложением к данной лицензии являлись "Условия пользования поверхностным водным объектом" N 20-у от 17.04.2006. Особенностью водопользования ОАО "Шатурская ГРЭС-5", отраженной в данных условиях является возможность неравномерного забора воды из поверхностных водных объектов в течение года.
Объектами водопользования являются река Поля и Шатурские озера (раздел 2 условий.).
Забор воды на технологические и технические нужды осуществляется на озере Черном. Однако, данное озеро является маловодным и в засушливые годы из этого озера в объемах, необходимых для работы электростанции, ведет к обмельчанию данных озер ниже допустимого уровня. В таком случае предусмотрено, что в маловодные годы в целях подкачки озер (т.е. для компенсации забираемой из них технологические нужды воды) ОАО "Шатурская ГРЭС-5" разрешено в паводковый период (апрель - май) забирать воду из р. Поля. (раздел 4 Условий водопользования) таким образом, водопользование ОАО "Шатурская ГРЭС-5" осуществляется в следующем порядке:
- в течение года вода забирается на технологические нужды из озера Черное,
- в маловодные годы, чтобы избежать неблагоприятных экологических последствий ОАО "Шатурская ГРЭС-5" производит в период паводка, который приходится на апрель - май, подкачку озер из р. Поля, при этом получается, что во втором квартале в озера из реки Поля накачивается вода на всю оставшуюся часть года.
Следовательно, в маловодные годы водопотребление во втором квартале (в период паводка) по объективным причинам резко возрастает, поскольку забор воды ведется с запасом для потребления ее не только во втором, но и в третьем, четвертом кварталах.
При таких обстоятельствах, очевидно, что водопользование в течение года является объективно неравномерным, и во втором квартале воды забирается намного больше, чем 1\\4 лимита, хотя по окончании года ОАО "Шатурская ГРЭС-5" укладывается в годовой лимит.
Поскольку подкачка озер носит компенсационный характер и подкачанная вода забирается затем на технологические нужды, то в целях избежания двойного налогообложения одних и тех же объемов воды (во втором квартале подкачанных в озера из реки Поля, в третьем и четвертом кварталах забранных на нужды станции из этих же озер) в разделе 7 "Условия водопользования" определено, что за пользование водным объектом водопользователь уплачивает водный налог в порядке, установленном главой 25.2 Налогового кодекса Российской Федерации, за объемы забираемой воды на подкачку озер из р. Поля в паводковый период, а при отсутствии подкачки озер из реки Поля - за объемы забираемой воды (из Шатурских озер): на обессоливающую установку по приборам учета и на технические нужды по расчетным данным, согласно норм водопотребления до установки приборов учета.
В годы, когда идет забор воды из реки Поля, во втором квартале (поскольку подкачка разрешена только в апреле и мае) вода забирается на все оставшиеся месяцы этого года и именно этот забор воды подлежит налогообложению водным налогом, а последующий забор подкачанной воды из озер на технологические нужды в целях налогообложения не учитывается, т.к. эти объемы уже обложены водным налогом в период подкачки.
Закрепив указанные особенности водопользования в "Условиях пользования поверхностным водным объектом", лицензирующий орган не сделал неравномерной поквартальной разбивки годового лимита в силу того, что указанные особенности водопользования проявляются не каждый год, а только в маловодные годы.
Шатурская ГРЭС согласовывает разрешенные к забору объемы воды (лимит) в органе, осуществляющем лицензирование водопользования - Московско-Окском бассейновом водном управлении из каждого источника с разбивкой по каждому кварталу в заявках о потреблении воды на каждый год.
Согласована такая заявка и на 2006 г. При этом из поквартальной разбивки лимита видно, что лимит распределен неравномерно (как и предусматривают условия водопользования) и во втором квартале 2006 г. лимит составляет 5300 куб. м.
Следовательно, уполномоченным государственным органом в области лицензирования водопользования были согласованы неравномерные в течение года предельно возможные квартальные объемы забора воды, в связи с необходимостью подкачки воды из реки Поля в Шатурские озера, в силу прогнозировавшейся маловодности 2006 г.
Во втором квартале 2006 г. ОАО "Шатурская ГРЭС-5" произвела подкачку озер из реки Поля в полном соответствии с "Условиями пользования поверхностным водным объектом" N 20-у и с соблюдением квартального лимита, согласованного уполномоченным органом в заявке на 2006 г. Таким образом, забор воды из поверхностных водных объектов - Шатурские озера и реки Поля в размере 2826,715 куб. м осуществлен ОАО "Шатурская ГРЭС-5" в пределах согласованного лимита, а не с его превышением, как указал в решении налоговый орган.
Ссылка налогового органа на то, что "Условия пользования поверхностными водными объектами" N 20-у от 17.04.2006 и заявка на водопользование на 2006 г. не были представлены при проведении камеральной налоговой проверки не состоятельна, т.к. указанные документы у налогоплательщика не запрашивались при проведении камеральной налоговой проверки.
Согласно п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части 1 НК РФ" суд обязан и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений по акту выездной налоговой проверки, независимо от того, представлялись эти документы налогоплательщиком налоговому органу в сроки, определенные п. 5 ст. 100 НК РФ.
На основании изложенного, ОАО "ОГК-4" просит оставить решение Арбитражного суда Московской области от 27.03.2007 без изменения, апелляционную жалобу МРИ ФНС РФ N 4 Московской области - без удовлетворения.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, возражения ОАО "ОГК-4", проверив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно ст. 17.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" право пользования участками недр переходит к другому субъекту предпринимательской деятельности в случае реорганизации юридического лица - пользователя недр путем его разделения и выделения из него другого юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, если вновь созданное юридическое лицо намерено продолжить деятельность в соответствии с лицензией на пользование участками недр, предоставленной прежнему пользователю недр. При переходе права пользования участком недр лицензия на пользование участком недр подлежит переоформлению. В этом случае условия пользования участком недр, установленные прежней лицензией, пересмотру не подлежат.
01.07.2006 ОАО "Шатурская ГРЭС-5" было реорганизовано путем присоединения к ОАО "ОГК-4", что подтверждается представленными в материалы дела протоколом внеочередного общего собрания акционеров ОАО "Шатурская ГРЭС-5" N 4 от 03.03.2006 (л.д. 8 - 9) и выпиской из протокола заседания совета директоров от 23.12.2005 N 211 (л.д. 10 - 17).
Согласно передаточному акту от 12.01.2006 (л.д. 18), утвержденному внеочередным общим собранием акционеров ОАО "Шатурская ГРЭС-5", ОАО "Шатурская ГРЭС-5" передает ОАО "ОГК-4" все имущество и обязательства, включая имущество и обязательства, приобретенные ОАО "Шатурская ГРЭС-5" после 30.09.2005 до момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности ОАО "Шатурская ГРЭС-5".
В судебном заседании установлено, что решением Межрайонной инспекции ФНС России N 4 Московской области от 04.10.2006 N 2886\\399 ОАО "Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" - филиал "Шатурская ГРЭС" привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату водного налога в виде штрафа в размере 57995,20 руб. Указанным решением ОАО "Четвертая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии - филиал "Шатурская ГРЭС" предложено в срок, указанный в требовании, уплатить штраф в сумме 57995,20 руб., сумму неуплаченного водного налога - 289976,00 руб. (л.д. 28, 29). Решение вынесено по результатам камеральной налоговой проверки, проведенной по представленной налоговой декларации по водному налогу за 2-й квартал 2006 г.
В результате проверки установлено, что налогоплательщик осуществляет специальное водопользование на основании лицензий:
- на право пользования недрами МСК 08860 ВЭ, зарегистрированной 22.02.2006 со сроком окончания действия лицензии 01.06.2014. Согласно п. 2 условий пользований недрами водоотбор не должен превышать 11448 куб. м\\сут. (4178,56 тыс. куб. м\\год),
- водопользование (поверхностные водные объекты) МСК 0645 БОЭИЮ, зарегистрированной 17.06.2006, со сроком действия до 17 апреля 2009 г. и установленным лимитом водопользования 10,3 млн. руб. куб. м\\год из Шатурских озер и реки Поля. (л.д. 30 - 31, 65 - 66).
В представленной налогоплательщиком налоговой декларации по водному налогу за 2-й квартал 2006 г. в разделе 2.1 по поверхностным водным объектам по стр. 21.060 указан лимит 10300 тыс. куб. м, по строке 21 070 объем воды забранной из водного объекта - 2826,715 тыс. куб. м. Сумма налога исчислена исходя из ставки 288 руб.\\тыс. куб. м, установленной п. 1 ст. 333.12 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 333.12 НК РФ при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных п. 1 настоящей статьи. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.
Посчитав квартальный лимит в размере 2575 тыс. куб. м налоговый орган указал, что забор воды в размере 2826,715 тыс. куб. м, указанный ОАО "Шатурская ГРЭС-5" (правопреемник ОАО "ОГК-4") в налоговой декларации содержит сверхлимитное потребление во втором квартале 2006 г. в размере 251,715 тыс. куб. м. Данный объем забора воды был рассчитан налоговым органом с применением пятикратного коэффициента, сумма к доначислению по решению МРИ ФНС РФ N 4 Московской области от 04.10.2006 N 2886/399 установлена в размере 289976 руб. (л.д. 28, 29) (288 руб.\\тыс. куб. м x 2575 тыс. куб. м + 288 руб.\\тыс. куб. м x 5 x 251,715 тыс. куб. м) (1104070 - 814094 руб.).
При вынесении указанного решения налоговым органом не были учтены особенности водопользования налогоплательщика. Водопользование ОАО "Шатурская ГРЭС-5" во втором квартале 2006 г. осуществляло на основании лицензии на водопользование МСК N 00645, вид БОЭИО, выданной Московско-Окским бассейновым водным управлением (л.д. 65 - 66). В лицензии указан лимит водопользования - 10300 тыс. куб. м\\год, без разбивки на кварталы (л.д. 65). Неотъемлемым приложением к данной лицензии являлись "Условия пользования поверхностным водным объектом N 20-у от 17.04.2006 (л.д. 30 - 31, 32 - 38) особенностью водопользования ОАО "Шатурская ГРЭС-5", отраженной в данных условиях является возможность неравномерного забора воды из поверхностных водных объектов в течение года.
Объектами водопользования являются река Поля и Шатурские озера (раздел 2 условий) (л.д. 33). При этом из озер вода забирается на технологические нужды станции - охлаждении блоков, преобразование в пар, обессоливание и т.д., а из реки Поля забор воды возможен только в маловодные годы в паводковый период (апрель - май) для подкачки уровня озер. (раздел 4 условий л.д. 33 - 34). В силу технологических особенностей производства ОАО "Шатурская ГРЭС-5" забирает воду из Шатурских озер, однако в маловодные годы, когда забор воды грозит возможностью их обмельчания и нарушению экосистемы водоемов, ОАО "Шатурская ГРЭС-5" предоставлено право подкачать воду из реки Поля в озера в пределах забираемых в течение года на технологические нужды.
Поскольку забор воды на технологические нужды ведется круглый год, а право подкачки предоставлено только во втором квартале, то, соответственно, в этом квартале объем воды пропорционально возрастает на объем воды для подкачки озер, чего нет в других кварталах.
Так как подкачка озер носит компенсационный характер и подкачанная вода забирается затем на технологические нужды, то в целях избежания двойного налогообложения одних и тех же объемов воды (во втором квартале подкачанных в озера из реки Поля, а в третьем и четвертом квартале забранных на нужды станций из этих же озер) в разделе 7 Условий водопользования определено, (л.д. 37 - 38) что за пользование водным объектом водопользователь уплачивает земельный налог в порядке, установленном главой 25.2 Налогового кодекса Российской Федерации, за объемы забранной воды на подкачку озер из реки Поля в паводковый период, а при отсутствии подкачки озер из реки Поля - за объемы забираемой воды (из Шатурских озер): на обессоливающую установку по приборам учета и на технические нужды по расчетным данным, согласно норм водопотребления до установки приборов учета.
Закрепив указанные особенности водопользования в "Условиях пользования поверхностными водными объектами" лицензирующий орган не произвел неравномерной поквартальной разбивки годового лимита, т.к. указанные особенности водопользования проявляются не каждый год, а только в маловодные годы.
Шатурская ГРЭС согласовала разрешенные к забору объемы воды в Московско-Окском бассейновом водном управлении в заявках о потреблении воды на каждый год, согласована такая заявка на 2006 г. (л.д. 67). При этом из поквартальной разбивки лимита видно, что лимит распределен неравномерно (как и предусматривают условия водопользования) и во втором квартале 2006 г. лимит составляет 5300 куб. м. Следовательно, уполномоченным государственным органом в области лицензирования водопользования были согласованы неравномерные в течение года предельно возможные квартальные объемы забора воды, в связи с необходимостью подкачки из реки Поля в Шатурские озера в 2006 г.
Во втором квартале 2006 г. ОАО "Шатурская ГРЭС-5" произвела подкачку озер из реки Поля в полном соответствии с "Условиями пользования поверхностным водным объектом" N 20у и с соблюдением квартального лимита, согласованного уполномоченным органом в заявке на 2006 г. Таким образом, забор воды из поверхностных водных объектов из поверхностных водных объектов Шатурские озера и реки Поля в размере 2826,715 куб. м осуществлен ОАО "Шатурская ГРЭС-5" в пределах согласованного лимита.
Ссылка налоговой инспекции о том, что "Условия пользования поверхностным водным объектом" N 20-у от 17.04.2006 и заявка на водопользование на 2006 г. не была представлена при проведении камеральной проверки, не принимается апелляционным судом, т.к. в соответствии с п. 3 ст. 88 НК РФ если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Согласно п. 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" суд обязан принять и оценить документы и иные доказательства, представленные налогоплательщиком в обоснование своих возражений по акту выездной налоговой проверки, независимо от того, представлялись эти документы налогоплательщиком налоговому органу в сроки, определенные п. 5 ст. 100 НК РФ.
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства, апелляционный суд находит решение суда законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 269 п. 1, 271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 27 марта 2007 г. оставить без изменения. апелляционную жалобу МРИ ФНС РФ N 4 Московской области - без удовлетворения.
Взыскать с МРИ ФНС РФ N 4 Московской области госпошлину 1000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)