Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13.03.2012
Постановление изготовлено в полном объеме 16.03.2012
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Индивидуального предпринимателя Куркина Сергея Александровича на решение Арбитражного суда Курской области от 21.07.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2011 по делу N А35-14235/2010,
установил:
индивидуальный предприниматель Куркин Сергей Александрович (далее - Предприниматель налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску (далее - Инспекция, налоговый орган) от 16.07.2010 N 17-12/114 в части взыскания НДС в сумме 893 311 руб., ЕСН в размере 40 599,83 руб., НДФЛ в сумме 61 202 руб., пеней по НДС в сумме 266 652,57 руб., по ЕСН - 7 319,46 руб., по НДФЛ - 10 460,9 руб., а также штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату НДС в сумме 89 331,1 руб., за неуплату НДФЛ - 6 120,2 руб., за неуплату ЕСН - 4 059,99 руб. (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Курской области от 21.07.2011 решение Инспекции признано недействительным в части доначисления НДС в сумме 455 278 руб., ЕСН в размере 40 599,83 руб., НДФЛ в сумме 61 202 руб., пеней по НДС в сумме 130 830,58 руб., по ЕСН - 7 319,46 руб., по НДФЛ - 10 460,9 руб., штрафа за неуплату НДС в сумме 45 527,8 руб., за неуплату ЕСН - 4 059,99 руб., за неуплату НДФЛ - 6 120,2 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2011 решение арбитражного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Предприниматель просит отменить судебные акты в части отказа в признании неправомерным доначисления НДС за 1 квартал 2008 года в сумме 217 777 руб., за 3 квартал 2008 года в размере 220 256 руб., пеней по НДС в сумме 125 848,99 руб. и штрафа в размере 43 803,30 руб., полагая, что судом нарушены нормы материального и процессуального права. Кроме того, по мнению налогоплательщика, в резолютивной части решения суда первой инстанции необоснованно не отражена сумма налоговых вычетов по НДС за 3 квартал 2007 года в размере 2206 105 руб., подлежащая зачету в счет погашения недоимки за иные налоговые периоды.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав объяснения представителя Предпринимателя, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Предпринимателя по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах.
По результатам проверки составлен акт от 30.04.2010 N 17-12/60 и принято решение от 16.07.2010 N 17-12/114, которым налогоплательщику предложено уплатить НДФЛ, ЕСН, НДС в общей сумме 1 019 044,83 руб., пени в размере 287 294,91 руб., а также Предприниматель привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122, п. 1 ст. 126 НК РФ в виде взыскания штрафов общей сумме 99 736,29 руб. (с учетом положений ст. ст. 112, 114 НК РФ)
Решением УФНС России по Курской области от 24.09.2010 N 562 решение от 16.07.2010 N 17-12/114 оставлено без изменения.
Частично не согласившись с решением Инспекции, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, принял обоснованные судебные акты по существу спора.
В соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками налога на добавленную стоимость являются организации, имеющие, согласно законодательству Российской Федерации, статус юридических лиц, и индивидуальные предприниматели.
В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются установленные данной статьей операции, в том числе, реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
В силу п. 1 ст. 153 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Статьей 166 НК РФ определен порядок исчисления налога на добавленную стоимость, сумма которого исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
В соответствии с п. 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Согласно п. 2 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (утв. Приказом Минфина и МНС от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430) индивидуальные предприниматели должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета всех полученных доходов, произведенных расходов и хозяйственных операций при осуществлении предпринимательской деятельности.
В силу п. 9 Порядка выполнение хозяйственных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, должно подтверждаться первичными учетными документами.
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.
В силу пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ в случае отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, налоговый орган вправе определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках.
Положениями п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностному лицу налогового органа, проводящему налоговую проверку, предоставлено право истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Как следует из материалов дела, в налоговых декларациях по НДС за 1 и 3 кварталы 2008 года предпринимателем налогооблагаемая база была исчислена в размере 0 рублей, налог в сумме 0 рублей, налоговые вычеты исчислены в размере 0 рублей, сумма налога к уплате в бюджет - в размере 0 рублей.
В ходе выездной налоговой проверки Инспекцией 30.09.2009 было вручено Предпринимателю требование N 17-12/1366, которым у налогоплательщика истребовались документы по финансово-хозяйственной деятельности за 2007-2008 годы, необходимые для проведения проверки: книги учета входов и расходов и хозяйственных операций, книги продаж, книги покупок, журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, накладные, счета-фактуры, договоры поставки, документы об оплате товара.
В связи с непредставлением Предпринимателем истребуемых у него документов налоговый орган на основании пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ произвел расчет подлежащих уплате сумм налогов за 2007-2008 годы, в том числе НДС, на основании имеющихся у него документов: налоговых деклараций, выписок банков (Курского филиала открытого акционерного общества "Русь-Банк" и Курского отделения N 8596 Сбербанка России) по расчетному счету, документов, полученных в ходе мероприятий налогового контроля (материалов встречных проверок), данных карточки расчетов с бюджетом.
На основании выписок Курского филиала ОАО "Русь-Банк" и Курского отделения N 8596 Сбербанка России по операциям на счете Предпринимателя налоговым органом было установлено, что сумма полученных доходов от реализации в 1 квартале 2008 года составила 1 915 370 руб., в 3 квартале 2008 года - 1 278 258 руб.
Поскольку в 1 и 3 кварталах 2008 года налоговые вычеты налогоплательщиком не применялись и счета-фактуры им не представлены, Инспекция исчислила НДС с налоговой базы 1 915 370 руб. за 1 квартал 2008 года в размере 344 766 руб., с налоговой базы 1 278 258 руб. за 3 квартал 2008 года - 230 086 руб.
При рассмотрении спора по существу суд установил, что налоговым органом при исчислении НДС неправомерно включены в налогооблагаемую базу в 1 квартале 2008 года денежные средства в сумме 705 471 руб., в 3 квартале 2008 года - 54 614 руб., в отношении которых в качестве источника взноса было указано "торговая выручка".
В то же время, выводы суда об обоснованном доначислении налогоплательщику НДС за 1 квартал 2008 года в сумме 217 777 руб. (1 915 370 руб. - 705 471 руб.)*18%) и за 3 квартал 2008 года в сумме 220 256 руб. (1 278 258 руб. - 54 614 руб.)*18%) суд кассационной инстанции считает правильными ввиду следующего.
Как установлено судом, факт занижения налогооблагаемой базы на указанные суммы подтверждается выпиской банка по расчетному счету N 40802810733020102564 в Курском отделении Сбербанка России N 8596 и по расчетному счету N 40802810301090000012 в Курском филиале открытого акционерного общества "Русь-Банк", и Предпринимателем не оспаривается.
В определении Конституционного Суда РФ от 05.07.2005 N 301-О отмечено, что наделение налоговых органов правом исчислять налоги расчетным путем направлено на реализацию целей и задач налогового контроля, осуществление которого не должно иметь произвольных оснований. Допустимость применения расчетного пути исчисления налогов непосредственно связана с обязанностью правильной, полной и своевременной их уплаты и обусловливается неправомерными действиями (бездействием) налогоплательщика. Поэтому сам по себе расчетный путь исчисления налогов, при обоснованном его применении, не может рассматриваться как ущемление прав налогоплательщиков.
Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат, в частности, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи (п. 2 ст. 171 НК РФ).
Согласно ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога на добавленную стоимость, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, названных в пунктах 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Статьей 169 НК РФ установлено, что документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса, является счет-фактура, соответствующий требованиям, установленным названной статьей.
При этом в соответствии со ст. 171, 172 НК РФ обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг), так как именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиком.
Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 N 8686/07.
По общему правилу ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Согласно п. 2 ст. 54 НК РФ налогоплательщики - индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
На основании вышеизложенного, судом правомерно указано, что уменьшение налоговой базы при исчислении НДС на сумму налоговых вычетов является правом налогоплательщика, носит заявительный характер посредством его декларирования в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении установленных в главе 21 Кодекса условий.
При этом само по себе наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих, по его мнению, право на применение налоговых вычетов, без отражения (указания, заявления) суммы налоговых вычетов в налоговой декларации не является основанием для уменьшения подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода налога на добавленную стоимость. Наличие документов, обуславливающих применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, не заменяет их декларирования.
Материалами рассматриваемого дела установлено, что уточненные налоговые декларации по НДС за 1, 3 квартал 2008 года для применения вычетов не подавались, в связи с чем вывод суда об обоснованном доначислении Инспекцией НДС в сумме 217 777 руб. и 220 256 руб. за 1 и 3 кварталы 2008 года следует признать правильным.
Кроме того, по мнению налогоплательщика, согласно решению суда первой инстанции у Предпринимателя по НДС за 3 квартал 2007 года имеется сумма к возмещению в размере 226 105 руб., не учтенная при вынесении оспариваемых судебных актов.
Данный довод не может быть принят во внимание.
Согласно решению Инспекции от 30.04.2008 N 14-33/90 (т. 9, л.д. 46), применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2007 года в сумме 408 163 руб. признано налоговым органом необоснованным и отказано ИП Куркину С.А. в возмещении НДС в сумме 252 495 руб.
При этом доказательств того, что решение об отказе в возмещении НДС обжаловалось Предпринимателем и было признано судом либо вышестоящим налоговым органом неправомерным, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных налогоплательщиком требований в оспариваемой в кассационном порядке части не имеется.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Курской области от 21.07.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2011 по делу N А35-14235/201 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 16.03.2012 ПО ДЕЛУ N А35-14235/2010
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 марта 2012 г. по делу N А35-14235/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 13.03.2012
Постановление изготовлено в полном объеме 16.03.2012
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Индивидуального предпринимателя Куркина Сергея Александровича на решение Арбитражного суда Курской области от 21.07.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2011 по делу N А35-14235/2010,
установил:
индивидуальный предприниматель Куркин Сергей Александрович (далее - Предприниматель налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску (далее - Инспекция, налоговый орган) от 16.07.2010 N 17-12/114 в части взыскания НДС в сумме 893 311 руб., ЕСН в размере 40 599,83 руб., НДФЛ в сумме 61 202 руб., пеней по НДС в сумме 266 652,57 руб., по ЕСН - 7 319,46 руб., по НДФЛ - 10 460,9 руб., а также штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату НДС в сумме 89 331,1 руб., за неуплату НДФЛ - 6 120,2 руб., за неуплату ЕСН - 4 059,99 руб. (с учетом уточнений).
Решением Арбитражного суда Курской области от 21.07.2011 решение Инспекции признано недействительным в части доначисления НДС в сумме 455 278 руб., ЕСН в размере 40 599,83 руб., НДФЛ в сумме 61 202 руб., пеней по НДС в сумме 130 830,58 руб., по ЕСН - 7 319,46 руб., по НДФЛ - 10 460,9 руб., штрафа за неуплату НДС в сумме 45 527,8 руб., за неуплату ЕСН - 4 059,99 руб., за неуплату НДФЛ - 6 120,2 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2011 решение арбитражного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Предприниматель просит отменить судебные акты в части отказа в признании неправомерным доначисления НДС за 1 квартал 2008 года в сумме 217 777 руб., за 3 квартал 2008 года в размере 220 256 руб., пеней по НДС в сумме 125 848,99 руб. и штрафа в размере 43 803,30 руб., полагая, что судом нарушены нормы материального и процессуального права. Кроме того, по мнению налогоплательщика, в резолютивной части решения суда первой инстанции необоснованно не отражена сумма налоговых вычетов по НДС за 3 квартал 2007 года в размере 2206 105 руб., подлежащая зачету в счет погашения недоимки за иные налоговые периоды.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав объяснения представителя Предпринимателя, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых решения и постановления.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Предпринимателя по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах.
По результатам проверки составлен акт от 30.04.2010 N 17-12/60 и принято решение от 16.07.2010 N 17-12/114, которым налогоплательщику предложено уплатить НДФЛ, ЕСН, НДС в общей сумме 1 019 044,83 руб., пени в размере 287 294,91 руб., а также Предприниматель привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122, п. 1 ст. 126 НК РФ в виде взыскания штрафов общей сумме 99 736,29 руб. (с учетом положений ст. ст. 112, 114 НК РФ)
Решением УФНС России по Курской области от 24.09.2010 N 562 решение от 16.07.2010 N 17-12/114 оставлено без изменения.
Частично не согласившись с решением Инспекции, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд полно и всесторонне исследовал доказательства, представленные сторонами, и, правильно применив нормы материального права, принял обоснованные судебные акты по существу спора.
В соответствии со ст. 143 НК РФ плательщиками налога на добавленную стоимость являются организации, имеющие, согласно законодательству Российской Федерации, статус юридических лиц, и индивидуальные предприниматели.
В соответствии со ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются установленные данной статьей операции, в том числе, реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
В силу п. 1 ст. 153 НК РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Статьей 166 НК РФ определен порядок исчисления налога на добавленную стоимость, сумма которого исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
В соответствии с п. 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.
Согласно п. 2 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (утв. Приказом Минфина и МНС от 13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430) индивидуальные предприниматели должны обеспечивать полноту, непрерывность и достоверность учета всех полученных доходов, произведенных расходов и хозяйственных операций при осуществлении предпринимательской деятельности.
В силу п. 9 Порядка выполнение хозяйственных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, должно подтверждаться первичными учетными документами.
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.
В силу пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ в случае отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги, налоговый орган вправе определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюджетные фонды), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках.
Положениями п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностному лицу налогового органа, проводящему налоговую проверку, предоставлено право истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Как следует из материалов дела, в налоговых декларациях по НДС за 1 и 3 кварталы 2008 года предпринимателем налогооблагаемая база была исчислена в размере 0 рублей, налог в сумме 0 рублей, налоговые вычеты исчислены в размере 0 рублей, сумма налога к уплате в бюджет - в размере 0 рублей.
В ходе выездной налоговой проверки Инспекцией 30.09.2009 было вручено Предпринимателю требование N 17-12/1366, которым у налогоплательщика истребовались документы по финансово-хозяйственной деятельности за 2007-2008 годы, необходимые для проведения проверки: книги учета входов и расходов и хозяйственных операций, книги продаж, книги покупок, журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, накладные, счета-фактуры, договоры поставки, документы об оплате товара.
В связи с непредставлением Предпринимателем истребуемых у него документов налоговый орган на основании пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ произвел расчет подлежащих уплате сумм налогов за 2007-2008 годы, в том числе НДС, на основании имеющихся у него документов: налоговых деклараций, выписок банков (Курского филиала открытого акционерного общества "Русь-Банк" и Курского отделения N 8596 Сбербанка России) по расчетному счету, документов, полученных в ходе мероприятий налогового контроля (материалов встречных проверок), данных карточки расчетов с бюджетом.
На основании выписок Курского филиала ОАО "Русь-Банк" и Курского отделения N 8596 Сбербанка России по операциям на счете Предпринимателя налоговым органом было установлено, что сумма полученных доходов от реализации в 1 квартале 2008 года составила 1 915 370 руб., в 3 квартале 2008 года - 1 278 258 руб.
Поскольку в 1 и 3 кварталах 2008 года налоговые вычеты налогоплательщиком не применялись и счета-фактуры им не представлены, Инспекция исчислила НДС с налоговой базы 1 915 370 руб. за 1 квартал 2008 года в размере 344 766 руб., с налоговой базы 1 278 258 руб. за 3 квартал 2008 года - 230 086 руб.
При рассмотрении спора по существу суд установил, что налоговым органом при исчислении НДС неправомерно включены в налогооблагаемую базу в 1 квартале 2008 года денежные средства в сумме 705 471 руб., в 3 квартале 2008 года - 54 614 руб., в отношении которых в качестве источника взноса было указано "торговая выручка".
В то же время, выводы суда об обоснованном доначислении налогоплательщику НДС за 1 квартал 2008 года в сумме 217 777 руб. (1 915 370 руб. - 705 471 руб.)*18%) и за 3 квартал 2008 года в сумме 220 256 руб. (1 278 258 руб. - 54 614 руб.)*18%) суд кассационной инстанции считает правильными ввиду следующего.
Как установлено судом, факт занижения налогооблагаемой базы на указанные суммы подтверждается выпиской банка по расчетному счету N 40802810733020102564 в Курском отделении Сбербанка России N 8596 и по расчетному счету N 40802810301090000012 в Курском филиале открытого акционерного общества "Русь-Банк", и Предпринимателем не оспаривается.
В определении Конституционного Суда РФ от 05.07.2005 N 301-О отмечено, что наделение налоговых органов правом исчислять налоги расчетным путем направлено на реализацию целей и задач налогового контроля, осуществление которого не должно иметь произвольных оснований. Допустимость применения расчетного пути исчисления налогов непосредственно связана с обязанностью правильной, полной и своевременной их уплаты и обусловливается неправомерными действиями (бездействием) налогоплательщика. Поэтому сам по себе расчетный путь исчисления налогов, при обоснованном его применении, не может рассматриваться как ущемление прав налогоплательщиков.
Согласно п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные данной статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат, в частности, суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи (п. 2 ст. 171 НК РФ).
Согласно ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога на добавленную стоимость, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, названных в пунктах 3, 6 - 8 статьи 171 Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
Статьей 169 НК РФ установлено, что документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса, является счет-фактура, соответствующий требованиям, установленным названной статьей.
При этом в соответствии со ст. 171, 172 НК РФ обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов первичной документацией лежит на налогоплательщике - покупателе товаров (работ, услуг), так как именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиком.
Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 30.10.2007 N 8686/07.
По общему правилу ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Согласно п. 2 ст. 54 НК РФ налогоплательщики - индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 80 НК РФ налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.
На основании вышеизложенного, судом правомерно указано, что уменьшение налоговой базы при исчислении НДС на сумму налоговых вычетов является правом налогоплательщика, носит заявительный характер посредством его декларирования в подаваемых в налоговый орган налоговых декларациях и может быть реализовано только при соблюдении установленных в главе 21 Кодекса условий.
При этом само по себе наличие у налогоплательщика документов, подтверждающих, по его мнению, право на применение налоговых вычетов, без отражения (указания, заявления) суммы налоговых вычетов в налоговой декларации не является основанием для уменьшения подлежащего уплате в бюджет по итогам налогового периода налога на добавленную стоимость. Наличие документов, обуславливающих применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, не заменяет их декларирования.
Материалами рассматриваемого дела установлено, что уточненные налоговые декларации по НДС за 1, 3 квартал 2008 года для применения вычетов не подавались, в связи с чем вывод суда об обоснованном доначислении Инспекцией НДС в сумме 217 777 руб. и 220 256 руб. за 1 и 3 кварталы 2008 года следует признать правильным.
Кроме того, по мнению налогоплательщика, согласно решению суда первой инстанции у Предпринимателя по НДС за 3 квартал 2007 года имеется сумма к возмещению в размере 226 105 руб., не учтенная при вынесении оспариваемых судебных актов.
Данный довод не может быть принят во внимание.
Согласно решению Инспекции от 30.04.2008 N 14-33/90 (т. 9, л.д. 46), применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2007 года в сумме 408 163 руб. признано налоговым органом необоснованным и отказано ИП Куркину С.А. в возмещении НДС в сумме 252 495 руб.
При этом доказательств того, что решение об отказе в возмещении НДС обжаловалось Предпринимателем и было признано судом либо вышестоящим налоговым органом неправомерным, в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных налогоплательщиком требований в оспариваемой в кассационном порядке части не имеется.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности, им дана надлежащая правовая оценка, кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых решения и постановления, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Курской области от 21.07.2011 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2011 по делу N А35-14235/201 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)