Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.08.2007 ПО ДЕЛУ N А75-593/2007

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 августа 2007 г. по делу N А75-593/2007


Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2007 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 августа 2007 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Шиндлер Н.А.
судей Сидоренко О.А., Золотовой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: помощником Грязниковой А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-163/2007) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 10.04.2007 по делу N А75-593/2007 (судья Олещук О.А.),
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
к обществу с ограниченной ответственностью "Няганская генерирующая компания"
о взыскании 3 919 779 руб. 52 коп.
при участии в судебном заседании представителей:
- от ООО "Няганская генерирующая компания" - Патраков Е.В. (паспорт <...>) по доверенности от 12.03.2007;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре - не явился (извещен);

- установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее по тексту Межрайонная ИФНС РФ N 3 по ХМАО-Югре, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа в требованиями о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Няганская генерирующая компания" (далее по тексту - ООО "Няганская генерирующая компания", Общество, налогоплательщик) 3 919 779 руб. 52 коп. налоговых санкций на основании пункта 1 статьи 122, и статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением от 10.04.2007 по делу N А75-593/2007 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа отказал в удовлетворении требования налогового органа, взыскал с ООО "Няганская генерирующая компания" 118 887 руб. штрафных санкций, из которых: 100 000 руб. на основании статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное не перечисление сумм налога на доходы физических лиц, подлежащих удержанию и перечислению налоговым агентом в бюджет, 61 руб. - на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на прибыль за 2003 год, 18 826 руб. - на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату сумм налога на имущество организаций.
В обоснование решения суд указал на то, что совершение Обществом налогового правонарушения подтверждается материалами дела, не оспаривается Обществом, в силу чего привлечение Общества к налоговой ответственности является законным и обоснованным. При этом, суд первой инстанции принял в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность, то, что основной причиной неисполнения Обществом обязательств по перечислению сумм налога на доходы физических лиц, подлежащих перечислению налоговым агентом в бюджет, явились неплатежи основных потребителей услуг водоснабжения, теплоснабжения и водоотведения, а также товариществ собственников жилья, управляющих организаций, за оказанные им Обществом услуги, и снизил размер штрафных санкций, подлежащих взысканию за неправомерное не перечисление сумм налога на доходы физических лиц, подлежащих удержанию и перечислению налоговым агентом в бюджет, до 100 000 руб.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда первой инстанции в части уменьшения штрафных санкций по налогу на доходы физических лиц на 3 800 892 руб. 52 коп. В обоснование жалобы налоговый орган ссылается на то, что не перечисление платежей плательщиками коммунальных услуг не может рассматриваться в качестве смягчающего ответственность обстоятельства, поскольку суммы налога на доходы физических лиц удерживаются и взимаются с налогоплательщиков - физических лиц, то есть фактически плательщиками данного налога являются физические лица, а не юридическое лицо.
ООО "Няганская генерирующая компания" отзыв на апелляционную жалобу не представило, представитель в заседании суда пояснил, что решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Межрайонная ИФНС РФ N 3 по ХМАО-Югре, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в заседание суда не обеспечила.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителя ООО "Няганская генерирующая компания", изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
В период с 03.04.2006 г. по 02.06.2006 г. Межрайонной ИФНС РФ N 3 по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре была проведена выездная налоговая проверка ООО "Няганская генерирующая компания", по результатам которой составлен акт выездной налоговой проверки от 14.07.2006 г. N 21.
В ходе проверки были установлены, в том числе, следующие нарушения:
1. Неполная уплата налога на прибыль за 2003 год в сумме 3 663 руб., в связи с тем, что в результате того, что Обществом затраты по доставке автомашины ВАЗ 21310 в сумме 15 263 руб. 30 коп. не правомерно списаны в состав расходов, то в нарушение пункта 1 статьи 252, пункта 5 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации затраты, связанные с производством и реализацией товаров, продукции, работ, услуг за 2003 г. завышены на сумму 15 263 руб. 30 коп.
2. Неполная уплата налога на имущество организаций в сумме 94 130 руб. за 2003, 2004-2005 годы в результате следующего.
За 2003 год.
Согласно статье 2 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Для целей налогообложения в соответствии со статьей 3 вышеуказанного закона определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия.
В соответствии с пунктом "а" статьи 5 Закона РФ от 13.12.1991 г. N 2030-1 ООО "Няганская генерирующая компания" уменьшает стоимость имущества предприятия, исчисленную для целей налогообложения на балансовую стоимость объектов жилищно-коммунальной сферы, находящихся на балансе предприятия.
В перечень льготируемого имущества на 01.10.2003, представленного обществом, включены основные средства, оприходованные на 01 счет "Основные средства", предназначенный для обобщения информации о наличии и движении основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном управлении на сумму 474 606 руб. 15 коп., которые согласно бухгалтерской справке от 18.12.2003 сторнируются в декабре со счета "Основные средства" на 07 счет "Оборудование к установке", предназначенном для обобщения информации о наличии и движении технологического, энергетического и производственного оборудования (включая оборудование для мастерских, опытных установок и лабораторий), требующего монтажа и предназначенного для установки в строящихся (реконструируемых) объектах, так как указанное оборудование относится к оборудованию, требующего монтажа.
Таким образом, в нарушение статьи 2 Закона РФ N 2030-1 от 13.12.1991 г. ООО "Няганская генерирующая компания" неправомерно уменьшило стоимость имущества предприятия, исчисленную для целей налогообложения на балансовую стоимость вышеуказанных объектов на 01.10.2003 на сумму 466 696 руб. (первоначальная стоимость 474 606 руб. 15 коп. - амортизация за август, сентябрь 7 910 руб. 32 коп.), т.к. эти объекты не относятся к основным средствам и не могут уменьшить стоимость имущества предприятия, исчисленную для целей налогообложения в соответствии с пунктом "а" статьи 5 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1, т.е. стоимость имущества, уменьшающего стоимость имущества предприятия для целей налогообложения на 01.10.2003 по данным проверки составляет 1 107 812 руб. (остаточная стоимость на 01.10.2003 по данным налогоплательщика 1 574 508 руб. остаточная стоимость на 01.10.2003 по данным проверки 466 696 руб.). Следовательно, среднегодовая стоимость льготируемого имущества по данным проверки равна 460 442 руб.
В результате описанных выше нарушений стоимость льготируемого имущества завышена на 116 674 руб., налог на имущество занижен на 2 333 руб.
За 2004 - 2005 годы.
В соответствии со статьей 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество признаются российские организации. В соответствии со статьей 374 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Налоговая база по налогу на имущество в соответствии со статьей 375 Налогового кодекса Российской Федерации определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, учитываемого по его остаточной стоимости.
В соответствии с пунктом 6 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации организации освобождаются от обложения налогом на имущество в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. К объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса относятся основные фонды предприятий и организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги.
Освобождение от обложения налогом на имущество организаций предоставляется только в отношении тех объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, которые находятся на балансе той организации, которой из соответствующего бюджета выделяется полное или частичное финансирование на содержание именно этих объектов.
Согласно письму департамента имущественных и земельных отношений N 2407 от 01.06.2006 имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств у проверяемого налогоплательщика в проверяемом периоде, принадлежит ООО "Няганская генерирующая компания", за исключением имущества, переданного департаменту имущественных и земельных отношений в муниципальную собственность в счет погашения задолженности по договору аренды N 1068 от 01.08.2004, которое снимается со счета 01 "Основные средства" в установленном порядке ведения бухгалтерского учета.
Согласно письму заместителя главы администрации города директора департамента по финансам ООО "Няганская генерирующая компания" за период с 01.01.2004 по 31.12.2005 не являлось получателем бюджетных средств, т.е. не финансировалось из бюджета, ни полностью, ни частично.
Таким образом, ООО "Няганская генерирующая компания" неправомерно применяло льготу по налогу на имущество в части имущества, относящегося к объектам жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, тем самым неправомерно занизив среднегодовую стоимость имущества для исчисления налога. Среднегодовая стоимость льготируемого имущества, заявленная налогоплательщиком в предъявленных декларациях по налогу на имущество за 2004 год составила 1 658 337 руб., за 2005 год - 2 514 257 руб.
Таким образом, предприятие неправомерно применяло льготу по налогу на имущество в соответствии с пунктом 6 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации.
Неполная уплата налога на имущество за 2004 и 2005 год, в связи с неправомерным применением льготы в соответствии с пунктом 6 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации составила 91 797 руб., в том числе за 2004 год в сумме 36 483 руб. (из них за 1 квартал 7 407 руб., за 2 квартал 7 235 руб., за 3 квартал 9 170 руб., за 4 квартал 12 671 руб.), за 2005 год в сумме 55 314 руб. (из них за 1 квартал 7 530 руб., за 2 квартал 8 419 руб., за 3 квартал 11 363 руб., за 4 квартал 28 002 руб.).
Всего по результатам выездной налоговой проверки ООО "НГК" за проверяемый период неправомерно не уплатило в бюджет налог на имущество в сумме 94 130 руб. в результате неправомерного применения льготы.
3. Неправомерное, несвоевременное перечисление в бюджет налога на доходы физических лиц.
По данным бухгалтерского учета Общества, за проверяемый период с 01.01.2003 по 31.12.2005 задолженность по налогу на доходы физических лиц на 01.01.2003 составила 708 217 руб., от начисленной и выплаченной заработной платы удержано налога на доходы физических лиц в сумме 25 150 162 руб. 60 коп., перечислено в бюджет в сумме 6 145 749 руб.
В ходе проведения выездной налоговой проверки ООО "Няганская генерирующая компания" образовавшаяся задолженность перед бюджетом по налогу на доходы физических лиц была частично погашена в сумме 216 000 руб., в связи с чем на конец проверяемого периода задолженность по налогу на доходы физических лиц от выплаченной заработной платы составила 19 496 630 руб. 60 коп.
ООО "Няганская генерирующая компания" за период с 01.01.2003 по 31.12.2005 не своевременно и не в полном объеме перечисляло налог на доходы физических лиц, удержанный с физических лиц, что является нарушением: пункта 6 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщиков либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.
В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также для, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды.
28.06.2006 ООО "Няганская генерирующая компания" направлены возражения к акту выездной налоговой проверки о несогласии с выводами проверяющих в части доначислений налога на имущество организаций, соответствующих пени, штрафных санкций.
04.08.2006 по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки и возражений налогоплательщика Межрайонной ИФНС РФ N 3 Ханты-Мансийского автономного округа было принято решение N 26-11/969 о привлечении ООО "Няганская генерирующая компания" к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений, в том числе:
- - по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное не перечисление сумм налога на доходы физических лиц, подлежащих удержанию и перечислению налоговым агентом в бюджет, в виде штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению, что составило 3 900 892 руб. 52 коп.;
- - по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на прибыль за 2003 год в виде штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм, подлежащих перечислению налогоплательщиком в бюджеты, что составило 732 руб. 60 коп., в том числе: Федеральный бюджет в сумме 183 руб. 20 коп.; Территориальный бюджет в сумме 488 руб. 40 коп.; Местный бюджет в сумме 61 руб.;
- - по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату сумм налога на имущество организаций в виде штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм, подлежащих перечислению налогоплательщиком в бюджет, что составило 18 826 руб.
Кроме того, данным решением ООО "Няганская генерирующая компания" привлечено так же к ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации за не полную уплату: сумм единого социального налога, сумм транспортного налога, налога на добавленную стоимость.
ООО "Няганская генерирующая компания" суммы штрафа, указанные в требовании N 822 от 04.08.2006 (пункты 1, 2, 5, 6, 7, 8, 9, 10) оплатило всего в размере 6 622 руб. 39 коп.
В связи с тем, что штрафные санкции в сумме 3 919 779 руб. 52 коп. не были уплачены в добровольном порядке, налоговый орган обратился в арбитражный суд с требованиями об из взыскании.
Решением суда первой инстанции требования налогового органа удовлетворены в сумме 118 887 руб.
Означенное решение обжалуется налоговым органом в суд апелляционной инстанции в части уменьшения штрафных санкций по налогу на доходы физических лиц на 3 800 892 руб. 52 коп.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку лица, участвующие в деле не заявили возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованности решения суда первой инстанции только в части уменьшения штрафных санкций по налогу на доходы физических лиц на 3 800 892 руб. 52 коп.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения или отмены, а доводы апелляционной жалобы не принимает как необоснованные, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.
Пункт 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции обоснованно принял в качестве смягчающих ответственность обстоятельств неисполнение своих обязательств потребителями услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, поскольку наличие задолженности подтверждаются материалами дела, а оценка обстоятельств в качестве смягчающих ответственность относится к прерогативе суда.
Доводы апелляционной жалобы в этой части судом апелляционной инстанции не принимаются.
Действительно, согласно статье 207 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на доходы физических лиц являются физические лица.
Обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет данного налога возложена в силу пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации на российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, облагаемые данным налогом (налоговые агенты).
Однако, ответственность по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, несут именно налоговые агенты.
В силу приведенных норм действующего законодательства, неисполнение потребителями услуг обязанности по их оплате, наличие задолженности по их оплате, не освобождает налогового агента от обязанности по исчислению и удержанию сумм налога на доходы физических лиц, и не освобождает налогового агента от ответственности за неисполнение этой обязанности, однако, может рассматриваться в качестве смягчающего ответственность обстоятельства.
При таких обстоятельствах, основания для отмены решения суда первой инстанции отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд именем Российской Федерации

постановил:

Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 10.04.2007 по делу N А75-593/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу постановления.

Председательствующий
Н.А.ШИНДЛЕР

Судьи
О.А.СИДОРЕНКО
Л.А.ЗОЛОТОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)