Судебные решения, арбитраж
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии от заявителя - сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) "Россия" - А. (паспорт), в отсутствие заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Дагестан и третьего лица - Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Дагестан, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства (уведомления N 70021, 70018), рассмотрев кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) "Россия" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.02.2008 по делу N А15-674/2007, установил следующее.
СПК (колхоз) "Россия" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании недействительными акта выездной налоговой проверки Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Дагестан (далее - налоговая инспекция) от 10.03.05 N 4 и решения от 18.04.05 N 5 о привлечении к налоговой ответственности, а также признании недействительным акта Служб судебных приставов-исполнителей по Левашинскому и Бабаюртовскому районам Республики Дагестан о наложении ареста на имущество кооператива и восстановлении срока обращения с заявлением в суд.
Определением суда от 16.04.07 на стороне заинтересованных лиц, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Дагестан.
В судебном заседании кооператив заявил отказ от требований к Службам судебных приставов-исполнителей по Левашинскому и Бабаюртовскому районам Республики Дагестан.
Решением от 18.06.07 суд восстановил срок подачи заявления в арбитражный суд, принял частичный отказ кооператива от требований, прекратил производство по делу в части требований о признании недействительным акта выездной налоговой проверки и акта о наложении ареста на имущество, в остальной части заявление удовлетворил частично: признал недействительным решение налоговой инспекции от 18.05.05 N 5 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части 39 400 рублей земельного налога, 7 452 рублей пени, 7 880 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации; в удовлетворении остальной части заявления отказал.
Определением суда от 26.06.07 исправлены арифметические ошибки в мотивировочной и резолютивной частях решения - суд указал, что абзац 3 на листе 6 решения от 18.06.07 необходимо читать следующим образом: "излишне начислила земельный налог за 2003 в сумме 8.800 рублей (67 200 рублей - 58 320 рублей)", "однако решение налоговой инспекции в части излишне начисленного земельного налога в сумме 24 160 рублей (8 880 рублей + 15 280 рублей) является незаконным", а абзац 4 резолютивной части решения суда от 18.06.07 - "Признать недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС России N 9 по Республике Дагестан от 18.04.05 N 5 о привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисленной суммы земельного налога 24 160 рублей, пени - 4 570 рублей, штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации - 4 832 рублей".
Определением суда от 23.07.07 суд отказал кооперативу в удовлетворения заявления об исправлении арифметической ошибки в решении суда от 18.06.07.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.11.2007 решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.06.07 в части признания недействительным решения от 18.04.05 N 5 в части 39 400 рублей земельного налога, 7 452 рублей пени, 7 880 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и отказа в признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Дагестан от 18.04.05 N 5 в части доначисления 724 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, 205 099 рублей земельного налога, 38 791 рубля пени по нему, 308 781 рубля штрафа по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, 41 020 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и определения от 26.06.07 и 23.07.07 отменено. Решение налоговой инспекции от 18.04.05 N 5 признано недействительным в части доначисления 724 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В остальной отмененной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан. В остальной части решение суда от 18.06.07 оставлено без изменения.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.02.2008 в удовлетворении заявления кооперативу отказано. Судебный акт мотивирован тем, что земельный налог на расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), устанавливается в размере 20% от средних ставок земельного налога (приложение 3 к Закону Республики Дагестан "О плате за землю").
В апелляционном порядке решение суда не проверялось.
В кассационной жалобе кооператив просит отменить решение суда от 18.02.2008 и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, суд неполно выяснил обстоятельства дела и неправильно применил нормы материального права. Суд ошибочно признал обоснованным доначисление земельного налога за 2,5 га земель, изъятых из пользования кооператива сельской администрацией селения Верхнее Лабко и переданных ею в аренду ООО "Центр". Применение при расчете налога ставки 20% для земель промышленности является необоснованным.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Налоговая инспекция заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителя общества, считает, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.02.2008 следует отменить, дело - направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку кооператива по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с IV квартала 2002 года по III квартал 2004 года.
По итогам проверки составлен акт от 10.03.05 N 4, согласно которому кооператив занизил облагаемую базу и не уплатил налоги (налог с продаж, НДС, единый сельскохозяйственный налог, транспортный налог, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, налог на прибыль и земельный налог), а также не представил налоговые декларации по транспортному налогу за 2003 год, по НДС за II, III и IV кварталы 2003 года, по налогу с продаж за 2003 и 2004 годы, по налогу на прибыль за 2003 год, по единому сельхозналогу за I полугодие 2004 года, по земельному налогу за 2003 год. Неуплата налогов произошла вследствие занижения выручки от реализации продукции за наличный расчет; невключения в налогооблагаемую базу сумм, полученных в качестве арендной платы за переданные в аренду земельные участки; невключения в налогооблагаемую базу земель, переданных в аренду.
Решением от 18.04.05 N 5 кооператив привлечен к налоговой ответственности в виде штрафов по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 377 410 рублей за непредставление налоговых деклараций по НДС, транспортному налогу, налогу с продаж, налогу на прибыль, единому сельскохозяйственному налогу, земельному налогу, и по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 61 744 рублей за неуплату НДС, транспортного налога, налога с продаж, налога на прибыль, единого сельскохозяйственного налога, земельного налога, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Кооперативу доначислены налоги и пени, в том числе 12 301 рублей налога на прибыль и 2 290 рублей пени, 229 259 рублей земельного налога и 43 361 рубль пени.
Кооператив обратился в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных актов налоговой инспекции недействительными.
При новом рассмотрении дела суд не принял во внимание указания суда кассационной инстанции и вынес решение, основанное на неполном исследовании обстоятельств дела.
Налоговая инспекция вменила кооперативу в 2002 - 2004 годах неуплату земельного налога за 16 га земель в Левашинском районе, из них за 13,5 га земель, переданных в аренду по договорам с предпринимателями от 14.06.03, а также за 2,5 га земель, изъятых из пользования кооператива сельской администрацией селения Верхнее Лабко и переданных ею в аренду ООО "Центр" по договору от 01.09.2000.
Из государственного акта, выданного сельхозартели им. Ленина (правопредшественник кооператива) Левашинским исполкомом Районного Совета депутатов трудящихся 20.04.51, следует, что за кооперативом закреплено в бесплатное и бессрочное пользование 2 438 га земель сельскохозяйственного назначения, 6,60 га земель полосы отвода автодорог и 3 397 га земель из свободных земель государственного фонда.
Согласно расшифровке земель, представленной кооперативом с налоговой декларацией по земельному налогу за 2004, в пользовании кооператива находятся 171 га пашни неорошаемой, 166 га пашни орошаемой, 2 177 га пастбищ и 16,5 га карьеры.
Суд, признав обоснованным исчисление земельного налога по ставке 20% (статья 9 раздела 3 Закон Республики Дагестан от 15.12.98 N 26 "О земельном налоге" (в редакции Закона Республики Дагестан от 18.06.01 N 17), не учел, что передача кооперативом сельхозугодий в аренду предпринимателям под разработку карьеров сама по себе не свидетельствует о наличии у кооператива земель промышленности, поскольку вид земель должен быть определен в установленном порядке, поэтому к ним может быть применена ставка, установленная для данной категории земель.
Статьей 5 Закона Российской Федерации "О плате за землю" установлено, что органами законодательной (исполнительной) власти субъектов Российской Федерации, исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий, устанавливаются и утверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации.
Налоговая инспекция при исчислении земельного налога применила ставку налога 23 копейки, которая ни Законом "О плате за землю", ни Законом Республики Дагестан "О земельном налоге" не установлена.
Закон Республики Дагестан от 15.12.98 N 26 "О земельном налоге" (в редакции Закона Республики Дагестан от 18.06.01 N 17) предусматривает средние ставки земельного налога по видам сельхозугодий, которые и подлежат применению при исчислении земельного налога по сельхозугодьям кооператива и установлены с учетом особенностей формирования ставки земельного налога по конкретным сельхозугодьям.
Суд не принял во внимание выводы суда кассационной инстанции, изложенные в постановлении от 28.11.2007, и надлежаще не проверил расчеты налога, представленные налоговой инспекцией и налогоплательщиком.
Статьей 2 Федерального закона от 09.08.04 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю"" Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 года, установленные этим Законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога осуществлена постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году". В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом 2; статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году с коэффициентом 1,2; статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что для всех категорий земель в 2001 году применяются ставки, действовавшие в 2000 году.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и статьей 14 Федерального закона от 30.12.01 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
В силу статьи 7 Федерального закона от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" ставки земельного налога, действовавшие в 2002 году, применяются в 2003 году для земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности с коэффициентом 1,8.
Указанные федеральные законы являются нормативными актами прямого действия и не требуют подтверждения в соответствующих законодательных актах представительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Формулировка законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.04 N 5063/03).
При расчете налога подлежат переумножению коэффициенты индексации, установленные федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, начиная с 1998 года.
Суд указал, что ставка 0,23 копейки за 1 кв. м. при исчислении земельного налога за 2002 год получена путем умножения коэффициентов индексации за 1999, 2000, 2002 годы (0,24 * 2 * 1,2 * 2), где 0,24 - средняя ставка земельного налога за 1 кв. м., установленная в приложении 3 (таблица 1) к Закону Республики Дагестан "О земельном налоге". Аналогично исчислен налог за 2003, 2004 годы.
Вместе с тем, суд не обосновал правомерность применения при расчете земельного налога за земли сельхозназначения ставки 20%, установленной в приложении 3 (таблица 1) к Закону Республики Дагестан "О земельном налоге".
Поскольку разрешение спора связано с необходимостью исследовать дополнительные доказательства и устанавливать новые обстоятельства по делу, что в силу статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции, дело следует направить на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть указания суда кассационной инстанции, изложенные в постановлении от 28.11.2007, полно и всесторонне исследовать обстоятельства дела и на основе правильного применения норм материального права вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.02.2008 по делу N А15-674/2007 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 28.05.2008 N Ф08-2890/2008 ПО ДЕЛУ N А15-674/2007
Разделы:Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2008 г. N Ф08-2890/2008
Дело N А15-674/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии от заявителя - сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) "Россия" - А. (паспорт), в отсутствие заинтересованного лица - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Дагестан и третьего лица - Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Дагестан, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства (уведомления N 70021, 70018), рассмотрев кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза) "Россия" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.02.2008 по делу N А15-674/2007, установил следующее.
СПК (колхоз) "Россия" (далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением о признании недействительными акта выездной налоговой проверки Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Дагестан (далее - налоговая инспекция) от 10.03.05 N 4 и решения от 18.04.05 N 5 о привлечении к налоговой ответственности, а также признании недействительным акта Служб судебных приставов-исполнителей по Левашинскому и Бабаюртовскому районам Республики Дагестан о наложении ареста на имущество кооператива и восстановлении срока обращения с заявлением в суд.
Определением суда от 16.04.07 на стороне заинтересованных лиц, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Дагестан.
В судебном заседании кооператив заявил отказ от требований к Службам судебных приставов-исполнителей по Левашинскому и Бабаюртовскому районам Республики Дагестан.
Решением от 18.06.07 суд восстановил срок подачи заявления в арбитражный суд, принял частичный отказ кооператива от требований, прекратил производство по делу в части требований о признании недействительным акта выездной налоговой проверки и акта о наложении ареста на имущество, в остальной части заявление удовлетворил частично: признал недействительным решение налоговой инспекции от 18.05.05 N 5 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части 39 400 рублей земельного налога, 7 452 рублей пени, 7 880 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации; в удовлетворении остальной части заявления отказал.
Определением суда от 26.06.07 исправлены арифметические ошибки в мотивировочной и резолютивной частях решения - суд указал, что абзац 3 на листе 6 решения от 18.06.07 необходимо читать следующим образом: "излишне начислила земельный налог за 2003 в сумме 8.800 рублей (67 200 рублей - 58 320 рублей)", "однако решение налоговой инспекции в части излишне начисленного земельного налога в сумме 24 160 рублей (8 880 рублей + 15 280 рублей) является незаконным", а абзац 4 резолютивной части решения суда от 18.06.07 - "Признать недействительным решение Межрайонной инспекции ФНС России N 9 по Республике Дагестан от 18.04.05 N 5 о привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисленной суммы земельного налога 24 160 рублей, пени - 4 570 рублей, штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации - 4 832 рублей".
Определением суда от 23.07.07 суд отказал кооперативу в удовлетворения заявления об исправлении арифметической ошибки в решении суда от 18.06.07.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.11.2007 решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.06.07 в части признания недействительным решения от 18.04.05 N 5 в части 39 400 рублей земельного налога, 7 452 рублей пени, 7 880 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и отказа в признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Республике Дагестан от 18.04.05 N 5 в части доначисления 724 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, 205 099 рублей земельного налога, 38 791 рубля пени по нему, 308 781 рубля штрафа по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, 41 020 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и определения от 26.06.07 и 23.07.07 отменено. Решение налоговой инспекции от 18.04.05 N 5 признано недействительным в части доначисления 724 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В остальной отмененной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан. В остальной части решение суда от 18.06.07 оставлено без изменения.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.02.2008 в удовлетворении заявления кооперативу отказано. Судебный акт мотивирован тем, что земельный налог на расположенные вне населенных пунктов земли промышленности (включая карьеры и территории, нарушенные производственной деятельностью), устанавливается в размере 20% от средних ставок земельного налога (приложение 3 к Закону Республики Дагестан "О плате за землю").
В апелляционном порядке решение суда не проверялось.
В кассационной жалобе кооператив просит отменить решение суда от 18.02.2008 и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, суд неполно выяснил обстоятельства дела и неправильно применил нормы материального права. Суд ошибочно признал обоснованным доначисление земельного налога за 2,5 га земель, изъятых из пользования кооператива сельской администрацией селения Верхнее Лабко и переданных ею в аренду ООО "Центр". Применение при расчете налога ставки 20% для земель промышленности является необоснованным.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Налоговая инспекция заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела и выслушав представителя общества, считает, что решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.02.2008 следует отменить, дело - направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан.
Как видно из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку кооператива по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с IV квартала 2002 года по III квартал 2004 года.
По итогам проверки составлен акт от 10.03.05 N 4, согласно которому кооператив занизил облагаемую базу и не уплатил налоги (налог с продаж, НДС, единый сельскохозяйственный налог, транспортный налог, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, налог на прибыль и земельный налог), а также не представил налоговые декларации по транспортному налогу за 2003 год, по НДС за II, III и IV кварталы 2003 года, по налогу с продаж за 2003 и 2004 годы, по налогу на прибыль за 2003 год, по единому сельхозналогу за I полугодие 2004 года, по земельному налогу за 2003 год. Неуплата налогов произошла вследствие занижения выручки от реализации продукции за наличный расчет; невключения в налогооблагаемую базу сумм, полученных в качестве арендной платы за переданные в аренду земельные участки; невключения в налогооблагаемую базу земель, переданных в аренду.
Решением от 18.04.05 N 5 кооператив привлечен к налоговой ответственности в виде штрафов по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 377 410 рублей за непредставление налоговых деклараций по НДС, транспортному налогу, налогу с продаж, налогу на прибыль, единому сельскохозяйственному налогу, земельному налогу, и по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 61 744 рублей за неуплату НДС, транспортного налога, налога с продаж, налога на прибыль, единого сельскохозяйственного налога, земельного налога, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Кооперативу доначислены налоги и пени, в том числе 12 301 рублей налога на прибыль и 2 290 рублей пени, 229 259 рублей земельного налога и 43 361 рубль пени.
Кооператив обратился в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных актов налоговой инспекции недействительными.
При новом рассмотрении дела суд не принял во внимание указания суда кассационной инстанции и вынес решение, основанное на неполном исследовании обстоятельств дела.
Налоговая инспекция вменила кооперативу в 2002 - 2004 годах неуплату земельного налога за 16 га земель в Левашинском районе, из них за 13,5 га земель, переданных в аренду по договорам с предпринимателями от 14.06.03, а также за 2,5 га земель, изъятых из пользования кооператива сельской администрацией селения Верхнее Лабко и переданных ею в аренду ООО "Центр" по договору от 01.09.2000.
Из государственного акта, выданного сельхозартели им. Ленина (правопредшественник кооператива) Левашинским исполкомом Районного Совета депутатов трудящихся 20.04.51, следует, что за кооперативом закреплено в бесплатное и бессрочное пользование 2 438 га земель сельскохозяйственного назначения, 6,60 га земель полосы отвода автодорог и 3 397 га земель из свободных земель государственного фонда.
Согласно расшифровке земель, представленной кооперативом с налоговой декларацией по земельному налогу за 2004, в пользовании кооператива находятся 171 га пашни неорошаемой, 166 га пашни орошаемой, 2 177 га пастбищ и 16,5 га карьеры.
Суд, признав обоснованным исчисление земельного налога по ставке 20% (статья 9 раздела 3 Закон Республики Дагестан от 15.12.98 N 26 "О земельном налоге" (в редакции Закона Республики Дагестан от 18.06.01 N 17), не учел, что передача кооперативом сельхозугодий в аренду предпринимателям под разработку карьеров сама по себе не свидетельствует о наличии у кооператива земель промышленности, поскольку вид земель должен быть определен в установленном порядке, поэтому к ним может быть применена ставка, установленная для данной категории земель.
Статьей 5 Закона Российской Федерации "О плате за землю" установлено, что органами законодательной (исполнительной) власти субъектов Российской Федерации, исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий, устанавливаются и утверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. Минимальные ставки земельного налога за один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий устанавливаются органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации.
Налоговая инспекция при исчислении земельного налога применила ставку налога 23 копейки, которая ни Законом "О плате за землю", ни Законом Республики Дагестан "О земельном налоге" не установлена.
Закон Республики Дагестан от 15.12.98 N 26 "О земельном налоге" (в редакции Закона Республики Дагестан от 18.06.01 N 17) предусматривает средние ставки земельного налога по видам сельхозугодий, которые и подлежат применению при исчислении земельного налога по сельхозугодьям кооператива и установлены с учетом особенностей формирования ставки земельного налога по конкретным сельхозугодьям.
Суд не принял во внимание выводы суда кассационной инстанции, изложенные в постановлении от 28.11.2007, и надлежаще не проверил расчеты налога, представленные налоговой инспекцией и налогоплательщиком.
Статьей 2 Федерального закона от 09.08.04 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О плате за землю"" Правительству Российской Федерации поручалось индексировать ежегодно, начиная с 1995 года, установленные этим Законом ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Индексация ставок земельного налога осуществлена постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 "Об индексации ставок земельного налога в 1995 году". В дальнейшем соответствующие нормы включались в федеральные законы о федеральном бюджете.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом 2; статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" определено, что ставки налога, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году с коэффициентом 1,2; статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что для всех категорий земель в 2001 году применяются ставки, действовавшие в 2000 году.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и статьей 14 Федерального закона от 30.12.01 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
В силу статьи 7 Федерального закона от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" ставки земельного налога, действовавшие в 2002 году, применяются в 2003 году для земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности с коэффициентом 1,8.
Указанные федеральные законы являются нормативными актами прямого действия и не требуют подтверждения в соответствующих законодательных актах представительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Формулировка законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.04 N 5063/03).
При расчете налога подлежат переумножению коэффициенты индексации, установленные федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год, начиная с 1998 года.
Суд указал, что ставка 0,23 копейки за 1 кв. м. при исчислении земельного налога за 2002 год получена путем умножения коэффициентов индексации за 1999, 2000, 2002 годы (0,24 * 2 * 1,2 * 2), где 0,24 - средняя ставка земельного налога за 1 кв. м., установленная в приложении 3 (таблица 1) к Закону Республики Дагестан "О земельном налоге". Аналогично исчислен налог за 2003, 2004 годы.
Вместе с тем, суд не обосновал правомерность применения при расчете земельного налога за земли сельхозназначения ставки 20%, установленной в приложении 3 (таблица 1) к Закону Республики Дагестан "О земельном налоге".
Поскольку разрешение спора связано с необходимостью исследовать дополнительные доказательства и устанавливать новые обстоятельства по делу, что в силу статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не допускается в суде кассационной инстанции, дело следует направить на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть указания суда кассационной инстанции, изложенные в постановлении от 28.11.2007, полно и всесторонне исследовать обстоятельства дела и на основе правильного применения норм материального права вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 18.02.2008 по делу N А15-674/2007 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Дагестан.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)