Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.07.2008 ПО ДЕЛУ N А62-1495/2008

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2008 г. по делу N А62-1495/2008


Резолютивная часть постановления объявлена 07.07.2008 г.
Полный текст постановления изготовлен 11.07.2008 г.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Еремичевой Н.В.,
судей: Тиминской О.А.,
Стахановой В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Еремичевой Н.В.,
при участии:
- от ООО "Флинт-КСИ": Грудева Р.В. - представителя (доверенность от 09.01.2008.);
- от Управления ФНС России по Смоленской области: Шишовой Н.В. - специалиста 1 разряда юридического отдела (доверенность от 01.08.2007 г. N 07-16),
от Инспекции ФНС России по Заднепровскому району г. Смоленска: Асновской Т.М. - начальника юридического отдела (доверенность от 09.01.2008 г. N 03-11/00001),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Флинт-КСИ" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 16.05.2008 г. по делу N А62-1495/2008 (судья Печорина В.А.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Флинт-КСИ" (далее по тексту - ООО "Флинт-КСИ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании недействительным решения Управления ФНС России по Смоленской области от 12.03.2008 г. N 46 и незаконными действий Инспекции ФНС России по Заднепровскому району г. Смоленска, выразившихся в признании недействительными выданных свидетельств о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес от 24.01.2008 г. N 130 и от 08.02.2008 г. N 131 и об обязании Общества возвратить их в инспекцию (письмо от 17.03.2008 г. N 10-41/085336).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 16.05.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Флинт-КСИ" не согласилось с данным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В отзывах на апелляционную жалобу Управление ФНС России по Смоленской области и Инспекция ФНС России по Заднепровскому району г. Смоленска, опровергая доводы жалобы, считают, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просят в удовлетворении апелляционной жалобы Общества отказать.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали свои доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзывах на нее.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, явившихся в судебное заседание, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзывах на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании заявления ООО "Флинт-КСИ" от 11.01.2008 г. Инспекцией ФНС России по Заднепровскому району г. Смоленска зарегистрировано 10 игровых столов и 60 игровых автоматов по адресу: г. Смоленск, ул. Кашена, д. 1А, о чем Обществу выдано свидетельство от 24.01.2008 г. N 130. Также по заявлению ООО "Флинт-КСИ" от 27.01.2008 г. налоговой инспекцией осуществлена регистрация 20 игровых автоматов и выдано свидетельство от 08.02.2008 г. N 131.
Управлением ФНС России по Смоленской области в порядке контроля за деятельностью Инспекции ФНС России по Заднепровскому району г. Смоленска проведена проверка документов, связанных с выдачей ООО "Флинт-КСИ" свидетельств о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес от 24.01.2008 г. N 130 и от 08.02.2008 г. N 131.
По результатам данной проверки Управление ФНС России по Смоленской области, руководствуясь ст. 9 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" и п. 3 ст. 31 НК РФ, приняло решение от 12.03.2008 г. N 46 о признании незаконными действий инспекции по выдаче Обществу указанных свидетельств и об их отзыве.
Принимая во внимание указанное решение вышестоящего налогового органа, Инспекция ФНС России по Заднепровскому району г. Смоленска направила в адрес ООО "Флинт-КСИ" письмо от 17.03.2008 г. N 10-41/08536, в котором сообщила о том, что выданные свидетельства от 24.01.2008 г. N 130 и от 08.02.2008 г. N 131 являются недействительными, и предложила указанные свидетельства направить в инспекцию.
Считая, что упомянутое решение Управления ФНС России по Смоленской области и действия Инспекции ФНС России по Заднепровскому району г. Смоленска не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, ООО "Флинт-КСИ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации к объектам обложения налогом на игорный бизнес отнесены игровые автоматы и игровые столы.
Пунктом 2 статьи 366 НК РФ установлено, что в целях настоящей главы каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 настоящей статьи, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.
Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, указанный (указанные) в пункте 1 настоящей статьи, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
В силу п. 6 ст. 366 НК РФ налоговые органы обязаны в течение пяти дней с даты получения заявления от налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) выдать свидетельство о регистрации или внести изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.
В соответствии со ст. 365 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Вступившим в законную силу с 01.01.2007 г. Федеральным законом от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон) установлены ограничения по осуществлению деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации, в частности, игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (ч. 4 ст. 5).
В то же время ч. 1 ст. 6 названного Закона предусмотрено, что имеющие соответствующие лицензии игорные заведения при условии их соответствия требованиям, установленным частью 6 статьи 6, частями 1, 3 - 5 статьи 8, частями 2 и 3 статьи 15 настоящего Федерального закона, частью 2 настоящей статьи, вправе продолжить свою деятельность до 30 июня 2009 года без получения предусмотренного настоящим Федеральным законом разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне.
Также Законом Смоленской области от 02.04.2007 г. N 20-З на территории Смоленской области с 01.07.2007 г. введен запрет на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в залах игровых автоматов.
Согласно ч. 6 ст. 6 данного Закона в случае, если деятельность игорных заведений не отвечает упомянутым требованиям, она должна быть прекращена до 01.07.2007 г.
Анализ указанных правовых норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что признание лица налогоплательщиком обусловлено наличием у него права на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса, которое, в свою очередь, может у него возникнуть только в случае соблюдения положений Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ, в том числе положений ч. 1 ст. 6, и законодательства органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятого в порядке ст. 7 данного Закона.
По смыслу вышеуказанных нормативных положений с 01.07.2007 г. на территории Смоленской области вправе продолжать деятельность по организации и проведению азартных игр лишь юридические лица, имеющие уже открытые на территории области игорные заведения в форме казино, в котором в обязательном порядке должны быть установлены не менее 10 игровых столов и 50 игровых автоматов. Кроме того, продолжающие свою деятельность игорные заведения до 01.07.2007 г. должны быть приведены в соответствие с требованиями, установленными ч. ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ООО "Флинт-КСИ" имеет лицензию Федерального агентства по физической культуре и спорту от 01.06.2004 г. N 004565 на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений со сроком действия до 01.06.2009 г.
По условиям договора субаренды от 01.06.2007 г. Общество приобрело право аренды помещения площадью 900 кв. м, расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Кашена, д. 1А для использования под организацию казино.
По состоянию на 01.07.2007 г. в Инспекции ФНС России по Заднепровскому району г. Смоленска ООО "Флинт-КСИ" в качестве объекта обложения налогом на игорный бизнес зарегистрирован 1 игровой автомат с заводским номером 020000002970 по адресу: г. Смоленск, ул. Кашена, д. 1А.
Общество 26.06.2006 г. направило в адрес налоговой инспекции заявление о регистрации 49 игровых автоматов (указанное заявление поступило в налоговый орган 12.07.2007 г.). Вместе с тем, данные объекты не были зарегистрированы Инспекцией ФНС России по Заднепровскому району г. Смоленска, поскольку 19.07.2007 г. от ООО "Флинт-КСИ" поступило заявление о регистрации изменений количества объектов обложения налогом на игорный бизнес - о снятии с налогового учета 50 игровых автоматов, то есть полного количества игровых автоматов, установленных в игорном заведении.
По договору подряда от 25.06.2007 г., заключенному с ООО "ГАЛС-СМ", 26.06.2007 г. в игорном заведении по вышеуказанному адресу произведена сборка и установка 10 игровых столов, что подтверждается соответствующим актом от 26.06.2007 г.
Заявление о регистрации в качестве объектов обложения налогом на игорный бизнес игровых автоматов (50 единиц), игровых столов (10 единиц) по адресу: г. Смоленск, ул. Кашена, д. 1А Общество представило в Инспекцию ФНС России по Заднепровскому району г. Смоленска лишь 11.01.2008 г.
При этом с 01 июля 2007 года по январь 2008 года казино деятельность не осуществляло, что не оспаривается ООО "Флинт-КСИ".
Оценив указанные обстоятельства в совокупности и во взаимосвязи с вышепроанализированными нормами материального права, суд пришел к правильному выводу о том, что по состоянию на 01.07.2007 г. деятельность ООО "Флинт-КСИ" по организации и проведению азартных игр в игорном заведении по адресу: г. Смоленск, ул. Кашена, д. 1А не соответствовала положениям Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ, так как деятельность казино фактически не была организована, а следовательно, подлежала прекращению с 01.07.2007 г.
Из положений п. 2 ст. 366 НК РФ следует, что регистрация объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика с обязательной выдачей ему свидетельства.
При этом согласно п. 3 ст. 30 НК РФ налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации, в связи с чем они не вправе осуществлять действия, которые не предусмотрены законодательством РФ и не входят в перечень их прав и (или) обязанностей.
Контроль за соблюдением организаторами азартных игр требований Федерального закона от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ указанным Законом, а также Законом Смоленской области от 02.04.2007 г. N 20-З возложен на налоговые органы.
Таким образом, при обращении в налоговую инспекцию лица, не выполнившего требований названных Законов, с заявлением о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес, налоговый орган не вправе их регистрировать и выдавать соответствующее свидетельство.
Поскольку по состоянию на 01.07.2007 г. деятельность ООО "Флинт-КСИ" по организации и проведению азартных игр в игорном заведении по адресу: г. Смоленск, ул. Кашена, д. 1А не соответствовала положениям Федерального закона N 244-ФЗ от 29.12.2006 г., то при обращении Общества в Инспекцию ФНС России по Заднепровскому району г. Смоленска с заявлениями от 11.01.2008 г. и от 27.01.2008 г. о регистрации по вышеуказанному адресу, соответственно, 10 игровых столов, 60 игровых автоматов и 20 игровых автоматов у налогового органа не имелось законных оснований для выдачи ООО "Флинт-КСИ" свидетельств от 24.01.2008 г. N 130 и от 08.02.2008 г. N 131.
При таких обстоятельствах Управление ФНС России по Смоленской области, реализуя свои полномочия, определенные ст. 9 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" и п. 3 ст. 31 НК РФ, обоснованно приняла решение от 12.03.2008 г. N 46, в соответствии с которым признала незаконными действия Инспекции ФНС России по Заднепровскому району г. Смоленска по выдаче Обществу упомянутых свидетельств и указала на их отзыв, а инспекция, выполняя указания вышестоящего налогового органа, правомерно направила в адрес ООО "Флинт-КСИ" письмо от 17.03.2008 г. N 10-41/08536 с предложением их возвратить.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии у налогового органа оснований при решении вопроса о регистрации налогоплательщиками объектов налогообложения налогом на игорный бизнес руководствоваться Федеральным законом от 29.12.2006 г. N 244-ФЗ отклоняется, так как возможность приобретения лицом статуса налогоплательщика по налогу на игорный бизнес, а следовательно, и возможность возникновения налоговых правоотношений, в силу ст. 365 НК РФ, поставлена в зависимость от наличия у него права на осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса. При этом правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и ограничения осуществления данной деятельности установлены Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ. То обстоятельство, что указанный Закон не относится к законодательству о налогах и сборах, в рассматриваемом случае не имеет правового значения, поскольку данный Закон не изменяет положений главы 29 НК РФ, в том числе в части определения налогоплательщиков по налогу на игорный бизнес и элементов налогообложения.
Ссылка ООО "Флинт-КСИ" в обоснование апелляционной жалобы на то, что суд, делая вывод, согласно которому деятельность казино не была организована по состоянию на 01.07.2007 г., в том числе и исходя из заявления Общества от 19.07.2007 г. о снятии с учета игрового оборудования, не учел, что оборудование может выходить из строя, требовать профилактических работ либо его эксплуатация экономически не оправдана, является несостоятельной, поскольку Общество не представило соответствующих доказательств, тогда как суд может основывать свои выводы исключительно на представленных в материалы дела доказательствах.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену решения суда.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, уплаченная ООО "Флинт-КСИ" за рассмотрение апелляционной жалобы, возврату не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 16.05.2008 по делу N А62-1495/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Флинт-КСИ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.

Председательствующий
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА

Судьи
О.А.ТИМИНСКАЯ
В.Н.СТАХАНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)