Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тимашковой Е.Н.,
судей Тиминской О.А., Еремичевой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коротковой Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 7 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 23 ноября 2011 года по делу N А54-2672/2011 (судья Мегедь И.Ю.), принятое
по заявлению ОАО "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (356128, Ставропольский край, Изобильненский р-н, пос. Солнечнодольск, ОГРН 1052600002180, ИНН 6164232756)
к Межрайонной ИФНС России N 7 по Рязанской области (391200, Рязанская обл., г. Кораблино, ул. Текстильщиков, д. 16)
о признании недействительным решения от 01.03.2011 N 160,
при участии:
от заявителя: Кокорев И.В. - представитель (доверенность от 01.11.2011 N 494/2011),
от ответчика: Кнельц Н.В. - начальник правового отдела (доверенность от 18.01.2012 N 03-19/187), Денисов И.В. - ведущий специалист-эксперт юротдела (доверенность от 10.01.2012 N 03-26/20),
установил:
открытое акционерное общество "Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (далее - ОАО "ОГК-6", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 7 по Рязанской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 01.03.2011 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части предложения уплатить недоимку по налогу на имущество организаций в сумме 24 635 620,79 руб.
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 09.11.2011 в порядке ст. 48 АПК РФ произведена замена заявителя - ОАО "Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (в связи с реорганизацией в форме присоединения) на его правопреемника - ОАО "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии".
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 23.11.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебным актом, Инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "ОГК-6" по месту нахождения филиала представило уточненную налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 2009 год, заявив в ней налоговую льготу в сумме 29 744 845 руб.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка, в ходе которой установлено необоснованное применение Обществом в отношении ряда объектов льготы по налогу на имущество.
Выявленное нарушение отражено в акте камеральной налоговой проверки от 31.12.2010 N 4938.
На основании пункта 5 статьи 100 НК РФ Обществом были представлены возражения на акт проверки.
По результатам рассмотрения материалов проверки Инспекцией 01.03.2011 принято решение N 160 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому Обществу предложено уплатить за филиал ОАО "ОГК-6" Рязанская ГРЭС недоимку в сумме 26 150 679 руб. (по сроку уплаты 01.04.2010).
Указанное решение было обжаловано заявителем в апелляционном порядке в Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области, решением которого от 19.11.2010 N 15-12/14350 оспариваемый ненормативный акт изменен путем отмены в части предложения уплатить недоимку по налогу на имущество в сумме 1 515 058,21 руб.
Не согласившись частично с решением налогового органа от 01.03.2011 N 160, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета.
Согласно пункту 11 статьи 381 НК РФ освобождаются от обложения налогом на имущество организации в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 такой Перечень утвержден.
В Перечне указаны наименования сложных технологических объектов, относящихся к линиям электропередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, и соответствующие этим объектам коды ОКОФ.
Объектом классификации материальных основных фондов в ОКОФ является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.
При этом структура кодов ОКОФ состоит из: X0 0000000 - раздел, XX 0000000 - подраздел, XX XXXX000 - класс, XX XXXX0XX - подкласс, XX XXXXXXX - вид.
В соответствии с Перечнем подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в Перечне, с учетом иерархической структуры кодов (если иное не указано в самом Перечне).
Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе "примечание", состав имущественных объектов по которой является закрытым.
В связи с тем, что коды объектов основных средств по ОКОФ являются более детализированными, чем указанные в Перечне, определение льготируемого имущества, относящегося к соответствующему разделу Перечня, в случае несовпадения инвентарного кода объекта по ОКОФ с кодом ОКОФ, указанным в Перечне, производится по совпадению фактического наименования имущества с примечаниями Перечня, а также, если в соответствии с проектно-сметной документацией на объект данное имущество является неотъемлемой технологической частью объекта, код по ОКОФ которого включен в Перечень, и соответствует основным понятиям, определенным в ОКОФ, и признакам целевого назначения группировок объектов ОКОФ.
В соответствии с правовой позицией Минфина России, изложенной в письме от 13.07.2006 N 03-06-01-04/143, объектом классификации материальных основных фондов в Общероссийском классификаторе основных фондов является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов. Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения).
Налоговым кодексом Российской Федерации установлено два критерия использования льготы, предусмотренной пунктом 11 статьи 381 Кодекса, а именно:
1) это должны быть линии энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов включенные в Перечень, утвержденный постановлением Правительства от 30.09.2004 N 504;
2) имущество должно относиться к основным фондам предприятия и числиться в учете.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, неправильное определение налогоплательщиком кода ОКОФ при постановке объекта основных средств к учету не является основанием для лишения его права на налоговую льготу.
Факт нахождения спорного имущества, на которое заявлена льгота, на балансе заявителя в качестве объектов основных средств Инспекцией не оспаривается.
Обществом заявлена льгота по налогу на имущество за 2009 год в отношении следующих объектов:
- - "Здание Главного корпуса" (инвентарная карточка N 010004);
- - "РУСЫ 6/04 кв" (инвентарная карточка N 010015);
- - "АИИС КУЭ ОАО "ГРЭС-24" (инвентарная карточка N 07-470448);
- - "Автоматиз. систем. контр. и учет" (инвентарная карточка N 047233);
- - "Главный корпус" (инвентарная карточка N 07-100024);
- - "Щит управления" (инвентарная карточка N 07-470347).
Как установлено судом, Арбитражный суд Рязанской области в рамках дела N А54-201/2011 исследовал обоснованность применения льготы по налогу на имущество за 2007 в отношении тех же 24 объектов, по которым в том числе налогоплательщиком была заявлена льгота в последующем налоговом периоде (2009 г.), а именно:
- "Здание Главного корпуса" (инвентарная карточка N 010004),
- "РУСЫ 6/04 кв" (инвентарная карточка N 010015),
- "Автоматиз. систем. контр. и учет".
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 11.04.2011 по делу N А54-201/2011 решение Межрайонной ИФНС России N 7 по Рязанской области от 21.09.2010 N 2732 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, проверенное на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации, признано недействительным в части предложения уплатить недоимку по налогу на имущество организаций в сумме 12 997 620 руб. (пункт 2 резолютивной части решения от 21.09.2010 N 2732).
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2011 по делу N А54-201/2011 указанное решение Арбитражного суда Рязанской области оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22.09.2011 названные судебные акты оставлены без изменения.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
На основании вышеизложенного и с учетом положении статьи 69 АПК РФ суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для переоценки обстоятельств, установленных арбитражным судом по делу N А54-201/2011, решение по которому вступило в законную силу и имеет преюдициальное значение по настоящему делу.
Вместе с тем Обществом также заявлена льгота по налогу на имущество за 2009 года по следующим объектам:
- - "Главный корпус" (инвентарная карточка N 07-100024);
- - "АИИС КУЭ ОАО "ГРЭС-24" (инвентарная карточка N 07 - 470448);
- - "Щит управления" (инвентарная карточка N 07-470347).
В отношении перечисленных объектов заявителем в материалы дела представлены инвентарные карточки учета основных средств, техническая документация, паспорта имущества, фотографии объектов, из анализа которых судом установлено следующее.
Под инвентарной карточкой N 07-100024, наименование объекта "Главный корпус", по инвентарной карточке N 07-100110, наименование объекта "здание трансформаторной подстанции", код ОКОФ согласно инвентарной карточке 110000000, имеется совпадение фактического наименования имущества с примечаниями Перечня по коду ОКОФ - 114521012, а именно инженерное сооружение для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей, общестанционного пункта управления.
В соответствии с ОКОФ объекты основных средств по коду 114521012 - это здания электрических и тепловых сетей.
Согласно разделу "примечания" Перечня по коду ОКОФ - 114521012 указано, что льготированию подлежат инженерные сооружения для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей, общестанционного пункта управления.
В здании главного корпуса расположены центральный щит управления и блочные щиты управления, контролирующие и распределяющие передачу электрической и тепловой энергии.
Факт соответствия центрального щита управления и блочных щитов управления критериям общестанционного пункта управления подтверждается: Нормами технологического проектирования тепловых электрических станций (ВНТП 81) (пункты 8.37 - 8.43, 8.69, 9.1 - 9.7); Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей в РФ (РД 34.20.501 - 95) (пункты 4.1.14, 5.12.6); ГОСТ 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения".
При этом центральный щит управления и блочные щиты управления не имеют собственных инвентарных номеров, не числятся самостоятельными объектами учета, а являются неотъемлемой технологической частью здания.
То есть имеется совпадение фактического наименования и функционального назначения имущества с примечаниями Перечня.
Доказательств того, что указанные выше объекты не относятся к сооружениям, предназначенным для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей, налоговым органом не представлено.
По инвентарной карточке N 07 - 470448 "АИИС КУЭ ОАО "ГРЭС-24", код по ОКОФ согласно инвентарной карточке 143222150. Льгота применена по коду ОКОФ - 124521126. В этом случае имеется совпадение фактического наименования имущества с примечаниями Перечня по коду ОКОФ - 142911090.
Соответствие объекта средствам телемеханики (телеуправления и телеизмерения) подтверждается технической документацией объекта.
Использование объекта в процессе передачи тепловой энергии подтверждается нормами Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ" (утверждены приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 N 229.
Объект "Щит управления. Инвентарная карточка N 07-470347", наименование объекта "Щит управления", код по ОКОФ согласно инвентарной карточке 143120020 "Аппаратура электрическая низковольтная". Льгота применена по коду ОКОФ - 143313040 "Средства телемеханики для контроля и регулирования технологических процессов". В этом случае имеется совпадение фактического наименования имущества с примечаниями Перечня по коду ОКОФ - 143313040, а именно: средства телемеханики.
Щит управления электростанции (подстанции) - это совокупность пультов и панелей с устройствами управления, контроля, сигнализации и защиты электростанции (подстанции), расположенных в одном помещении (Государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения" (утв. постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 N 3403).
Механизмы топливоподачи должны управляться автоматически либо дистанционно с центрального щита управления системы топливоподачи (п. 4.1.14 приказа Минэнерго РФ от 19.06.2003 N 229 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации" от 19.06.2003 N 229).
Оценив представленные Обществом в материалы дела на льготируемое имущество инвентарные карточки учета основных средств, техническую документацию, паспорта имущества (статья 71 АПК РФ), арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Общество обоснованно заявило льготу по налогу на имущество организаций в отношении спорного имущества в проверенном периоде на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 381 НК РФ.
Выявленные Инспекцией несоответствия кодов не могут служить безусловным и единственным основанием для признания неправомерной заявленной льготы по налогу на имущество.
С учетом изложенного у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления Обществу налога на имущество за 2009 год в сумме 24 635 620,79 руб.
Довод Инспекции о том, что в отношении отдельных объектов имущества выявлено несовпадение дат постройки и дат принятия их к учету, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку в силу пункта 1 статьи 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств. Факт нахождения спорного имущества на балансе ОАО "ОГК-6" в качестве объектов основных средств подтвержден материалами дела и налоговым органом не оспаривается. При таких обстоятельствах несовпадение дат постройки объектов имущества, в отношении которых ОАО "ОГК-6" заявлена льгота по налогу на имущество организаций, и дат принятия их к учету не может являться основанием для отказа Обществу в применении льготы, установленной п. 11 ст. 381 НК РФ
Ссылка апелляционной жалобы на заключение эксперта от 25.02.2011 N 1300203, подтверждающее, по мнению Инспекции, необоснованность применения Обществом льготы по налогу на имущество, не может быть принята во внимание судом по следующим основаниям.
Исходя из частей 4, 5 статьи 71 АПК РФ заключение эксперта не имеет заранее установленной силы и оценивается судом наряду с другими доказательствами.
Поскольку определение объектов, относящихся к линиям электропередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не требует специальных познаний для определения льготируемого имущества, необходимо, чтобы оно относилось к Перечню объектов, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504.
В данном случае выводы эксперта опровергаются представленными налогоплательщиком в материалы дела документами (инвентарными карточками учета основных средств, технической документацией, паспортами имущества, фотографиями объектов). Необходимо отметить, что экспертиза проводилась без учета названных документов.
Указанная позиция кроме того подтверждается вступившим в законную силу судебным актом по делу N А54-201/2011.
Иных доводов, способных повлечь за собой отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 23.11.2011 по делу N А54-2672/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий
Е.Н.ТИМАШКОВА
Судьи
О.А.ТИМИНСКАЯ
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.02.2012 ПО ДЕЛУ N А54-2672/2011
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 февраля 2012 г. по делу N А54-2672/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 февраля 2012 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тимашковой Е.Н.,
судей Тиминской О.А., Еремичевой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коротковой Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 7 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 23 ноября 2011 года по делу N А54-2672/2011 (судья Мегедь И.Ю.), принятое
по заявлению ОАО "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (356128, Ставропольский край, Изобильненский р-н, пос. Солнечнодольск, ОГРН 1052600002180, ИНН 6164232756)
к Межрайонной ИФНС России N 7 по Рязанской области (391200, Рязанская обл., г. Кораблино, ул. Текстильщиков, д. 16)
о признании недействительным решения от 01.03.2011 N 160,
при участии:
от заявителя: Кокорев И.В. - представитель (доверенность от 01.11.2011 N 494/2011),
от ответчика: Кнельц Н.В. - начальник правового отдела (доверенность от 18.01.2012 N 03-19/187), Денисов И.В. - ведущий специалист-эксперт юротдела (доверенность от 10.01.2012 N 03-26/20),
установил:
открытое акционерное общество "Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (далее - ОАО "ОГК-6", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 7 по Рязанской области (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 01.03.2011 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части предложения уплатить недоимку по налогу на имущество организаций в сумме 24 635 620,79 руб.
Определением Арбитражного суда Рязанской области от 09.11.2011 в порядке ст. 48 АПК РФ произведена замена заявителя - ОАО "Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (в связи с реорганизацией в форме присоединения) на его правопреемника - ОАО "Вторая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии".
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 23.11.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебным актом, Инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ОАО "ОГК-6" по месту нахождения филиала представило уточненную налоговую декларацию по налогу на имущество организаций за 2009 год, заявив в ней налоговую льготу в сумме 29 744 845 руб.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка, в ходе которой установлено необоснованное применение Обществом в отношении ряда объектов льготы по налогу на имущество.
Выявленное нарушение отражено в акте камеральной налоговой проверки от 31.12.2010 N 4938.
На основании пункта 5 статьи 100 НК РФ Обществом были представлены возражения на акт проверки.
По результатам рассмотрения материалов проверки Инспекцией 01.03.2011 принято решение N 160 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому Обществу предложено уплатить за филиал ОАО "ОГК-6" Рязанская ГРЭС недоимку в сумме 26 150 679 руб. (по сроку уплаты 01.04.2010).
Указанное решение было обжаловано заявителем в апелляционном порядке в Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области, решением которого от 19.11.2010 N 15-12/14350 оспариваемый ненормативный акт изменен путем отмены в части предложения уплатить недоимку по налогу на имущество в сумме 1 515 058,21 руб.
Не согласившись частично с решением налогового органа от 01.03.2011 N 160, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 1 статьи 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета.
Согласно пункту 11 статьи 381 НК РФ освобождаются от обложения налогом на имущество организации в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 такой Перечень утвержден.
В Перечне указаны наименования сложных технологических объектов, относящихся к линиям электропередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, и соответствующие этим объектам коды ОКОФ.
Объектом классификации материальных основных фондов в ОКОФ является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.
При этом структура кодов ОКОФ состоит из: X0 0000000 - раздел, XX 0000000 - подраздел, XX XXXX000 - класс, XX XXXX0XX - подкласс, XX XXXXXXX - вид.
В соответствии с Перечнем подлежит льготированию имущественный объект, код которого по ОКОФ содержится в Перечне, с учетом иерархической структуры кодов (если иное не указано в самом Перечне).
Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое имущество, являющееся составной частью сложного технологического объекта, поименовано в Перечне по соответствующему коду ОКОФ в графе "примечание", состав имущественных объектов по которой является закрытым.
В связи с тем, что коды объектов основных средств по ОКОФ являются более детализированными, чем указанные в Перечне, определение льготируемого имущества, относящегося к соответствующему разделу Перечня, в случае несовпадения инвентарного кода объекта по ОКОФ с кодом ОКОФ, указанным в Перечне, производится по совпадению фактического наименования имущества с примечаниями Перечня, а также, если в соответствии с проектно-сметной документацией на объект данное имущество является неотъемлемой технологической частью объекта, код по ОКОФ которого включен в Перечень, и соответствует основным понятиям, определенным в ОКОФ, и признакам целевого назначения группировок объектов ОКОФ.
В соответствии с правовой позицией Минфина России, изложенной в письме от 13.07.2006 N 03-06-01-04/143, объектом классификации материальных основных фондов в Общероссийском классификаторе основных фондов является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов. Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения).
Налоговым кодексом Российской Федерации установлено два критерия использования льготы, предусмотренной пунктом 11 статьи 381 Кодекса, а именно:
1) это должны быть линии энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов включенные в Перечень, утвержденный постановлением Правительства от 30.09.2004 N 504;
2) имущество должно относиться к основным фондам предприятия и числиться в учете.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, неправильное определение налогоплательщиком кода ОКОФ при постановке объекта основных средств к учету не является основанием для лишения его права на налоговую льготу.
Факт нахождения спорного имущества, на которое заявлена льгота, на балансе заявителя в качестве объектов основных средств Инспекцией не оспаривается.
Обществом заявлена льгота по налогу на имущество за 2009 год в отношении следующих объектов:
- - "Здание Главного корпуса" (инвентарная карточка N 010004);
- - "РУСЫ 6/04 кв" (инвентарная карточка N 010015);
- - "АИИС КУЭ ОАО "ГРЭС-24" (инвентарная карточка N 07-470448);
- - "Автоматиз. систем. контр. и учет" (инвентарная карточка N 047233);
- - "Главный корпус" (инвентарная карточка N 07-100024);
- - "Щит управления" (инвентарная карточка N 07-470347).
Как установлено судом, Арбитражный суд Рязанской области в рамках дела N А54-201/2011 исследовал обоснованность применения льготы по налогу на имущество за 2007 в отношении тех же 24 объектов, по которым в том числе налогоплательщиком была заявлена льгота в последующем налоговом периоде (2009 г.), а именно:
- "Здание Главного корпуса" (инвентарная карточка N 010004),
- "РУСЫ 6/04 кв" (инвентарная карточка N 010015),
- "Автоматиз. систем. контр. и учет".
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 11.04.2011 по делу N А54-201/2011 решение Межрайонной ИФНС России N 7 по Рязанской области от 21.09.2010 N 2732 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, проверенное на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации, признано недействительным в части предложения уплатить недоимку по налогу на имущество организаций в сумме 12 997 620 руб. (пункт 2 резолютивной части решения от 21.09.2010 N 2732).
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2011 по делу N А54-201/2011 указанное решение Арбитражного суда Рязанской области оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22.09.2011 названные судебные акты оставлены без изменения.
В соответствии с частью 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
На основании вышеизложенного и с учетом положении статьи 69 АПК РФ суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для переоценки обстоятельств, установленных арбитражным судом по делу N А54-201/2011, решение по которому вступило в законную силу и имеет преюдициальное значение по настоящему делу.
Вместе с тем Обществом также заявлена льгота по налогу на имущество за 2009 года по следующим объектам:
- - "Главный корпус" (инвентарная карточка N 07-100024);
- - "АИИС КУЭ ОАО "ГРЭС-24" (инвентарная карточка N 07 - 470448);
- - "Щит управления" (инвентарная карточка N 07-470347).
В отношении перечисленных объектов заявителем в материалы дела представлены инвентарные карточки учета основных средств, техническая документация, паспорта имущества, фотографии объектов, из анализа которых судом установлено следующее.
Под инвентарной карточкой N 07-100024, наименование объекта "Главный корпус", по инвентарной карточке N 07-100110, наименование объекта "здание трансформаторной подстанции", код ОКОФ согласно инвентарной карточке 110000000, имеется совпадение фактического наименования имущества с примечаниями Перечня по коду ОКОФ - 114521012, а именно инженерное сооружение для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей, общестанционного пункта управления.
В соответствии с ОКОФ объекты основных средств по коду 114521012 - это здания электрических и тепловых сетей.
Согласно разделу "примечания" Перечня по коду ОКОФ - 114521012 указано, что льготированию подлежат инженерные сооружения для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей, общестанционного пункта управления.
В здании главного корпуса расположены центральный щит управления и блочные щиты управления, контролирующие и распределяющие передачу электрической и тепловой энергии.
Факт соответствия центрального щита управления и блочных щитов управления критериям общестанционного пункта управления подтверждается: Нормами технологического проектирования тепловых электрических станций (ВНТП 81) (пункты 8.37 - 8.43, 8.69, 9.1 - 9.7); Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей в РФ (РД 34.20.501 - 95) (пункты 4.1.14, 5.12.6); ГОСТ 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения".
При этом центральный щит управления и блочные щиты управления не имеют собственных инвентарных номеров, не числятся самостоятельными объектами учета, а являются неотъемлемой технологической частью здания.
То есть имеется совпадение фактического наименования и функционального назначения имущества с примечаниями Перечня.
Доказательств того, что указанные выше объекты не относятся к сооружениям, предназначенным для размещения специального оборудования электрических и тепловых сетей, налоговым органом не представлено.
По инвентарной карточке N 07 - 470448 "АИИС КУЭ ОАО "ГРЭС-24", код по ОКОФ согласно инвентарной карточке 143222150. Льгота применена по коду ОКОФ - 124521126. В этом случае имеется совпадение фактического наименования имущества с примечаниями Перечня по коду ОКОФ - 142911090.
Соответствие объекта средствам телемеханики (телеуправления и телеизмерения) подтверждается технической документацией объекта.
Использование объекта в процессе передачи тепловой энергии подтверждается нормами Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей РФ" (утверждены приказом Минэнерго РФ от 19.06.2003 N 229.
Объект "Щит управления. Инвентарная карточка N 07-470347", наименование объекта "Щит управления", код по ОКОФ согласно инвентарной карточке 143120020 "Аппаратура электрическая низковольтная". Льгота применена по коду ОКОФ - 143313040 "Средства телемеханики для контроля и регулирования технологических процессов". В этом случае имеется совпадение фактического наименования имущества с примечаниями Перечня по коду ОКОФ - 143313040, а именно: средства телемеханики.
Щит управления электростанции (подстанции) - это совокупность пультов и панелей с устройствами управления, контроля, сигнализации и защиты электростанции (подстанции), расположенных в одном помещении (Государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения" (утв. постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 N 3403).
Механизмы топливоподачи должны управляться автоматически либо дистанционно с центрального щита управления системы топливоподачи (п. 4.1.14 приказа Минэнерго РФ от 19.06.2003 N 229 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации" от 19.06.2003 N 229).
Оценив представленные Обществом в материалы дела на льготируемое имущество инвентарные карточки учета основных средств, техническую документацию, паспорта имущества (статья 71 АПК РФ), арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Общество обоснованно заявило льготу по налогу на имущество организаций в отношении спорного имущества в проверенном периоде на основании подпункта 11 пункта 1 статьи 381 НК РФ.
Выявленные Инспекцией несоответствия кодов не могут служить безусловным и единственным основанием для признания неправомерной заявленной льготы по налогу на имущество.
С учетом изложенного у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления Обществу налога на имущество за 2009 год в сумме 24 635 620,79 руб.
Довод Инспекции о том, что в отношении отдельных объектов имущества выявлено несовпадение дат постройки и дат принятия их к учету, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку в силу пункта 1 статьи 374 НК РФ объектом обложения налогом на имущество организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств. Факт нахождения спорного имущества на балансе ОАО "ОГК-6" в качестве объектов основных средств подтвержден материалами дела и налоговым органом не оспаривается. При таких обстоятельствах несовпадение дат постройки объектов имущества, в отношении которых ОАО "ОГК-6" заявлена льгота по налогу на имущество организаций, и дат принятия их к учету не может являться основанием для отказа Обществу в применении льготы, установленной п. 11 ст. 381 НК РФ
Ссылка апелляционной жалобы на заключение эксперта от 25.02.2011 N 1300203, подтверждающее, по мнению Инспекции, необоснованность применения Обществом льготы по налогу на имущество, не может быть принята во внимание судом по следующим основаниям.
Исходя из частей 4, 5 статьи 71 АПК РФ заключение эксперта не имеет заранее установленной силы и оценивается судом наряду с другими доказательствами.
Поскольку определение объектов, относящихся к линиям электропередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не требует специальных познаний для определения льготируемого имущества, необходимо, чтобы оно относилось к Перечню объектов, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504.
В данном случае выводы эксперта опровергаются представленными налогоплательщиком в материалы дела документами (инвентарными карточками учета основных средств, технической документацией, паспортами имущества, фотографиями объектов). Необходимо отметить, что экспертиза проводилась без учета названных документов.
Указанная позиция кроме того подтверждается вступившим в законную силу судебным актом по делу N А54-201/2011.
Иных доводов, способных повлечь за собой отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 23.11.2011 по делу N А54-2672/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий
Е.Н.ТИМАШКОВА
Судьи
О.А.ТИМИНСКАЯ
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)