Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 11.07.2006 ПО ДЕЛУ N А65-18321/2005-СА1-23

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 11 июля 2006 года Дело N А65-18321/2005-СА1-23


Общество с ограниченной ответственностью "Татнефть-Нижнекамск", с. Новошешминск Республики Татарстан, обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 12 по Республике Татарстан о признании незаконным ее решения от 30.06.2005 N 08-17/205.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 09.12.2005 заявленные требования удовлетворены. Оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в части, превышающей взыскание налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в размере 1022480 руб., а также соответствующей данной сумме пени и налоговых санкций.
Постановлением апелляционной инстанции от 16.05.2006 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе и дополнении к кассационной жалобе Межрайонная инспекция ФНС Российской Федерации N 12 по Республике Татарстан просит отменить принятые по делу судебные акты, в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель в отзыве на кассационную жалобу считает судебные акты законными и просит оставить их без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон в судебном заседании, судебная коллегия считает обжалуемые судебные акты подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка заявителя по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 20.11.2002 по 31.12.2004.
По результатам проверки был составлен акт выездной налоговой проверки от 15.06.2005 N 08-17/164, на основании которого ответчиком вынесено решение от 30.06.2005 N 08-17/205 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением Общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату НДС в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 840057 руб. Кроме того, Обществу предложено уплатить не полностью уплаченный НДС в сумме 18907286 руб. и пени в сумме 1819443 руб.
Одним из оснований доначисления НДС послужили выводы налогового органа о неправомерном применении налогоплательщиком вычетов по НДС при отсутствии реализации, то есть до момента возникновения налоговой базы в соответствующих налоговых периодах. Соответственно, по мнению налогового органа, сумма НДС в размере 97120 руб. необоснованно отнесена налогоплательщиком к вычетам.
Суды обоснованно признали данные выводы налогового органа ошибочными.
В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 Кодекса, на установленные этой же статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности.
Согласно п. 1 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
При этом в силу ч. 1 ст. 169, ч. 1 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исходя из вышеприведенных норм, условиями получения налоговых вычетов являются приобретение товаров (работ, услуг) для выполнения облагаемых НДС операций, получение и оплата приобретенных товаров (работ, услуг), оформление счетов-фактур в соответствии с требованиями ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации. Иных условий для подтверждения права на применение налоговых вычетов Налоговый кодекс не устанавливает.
Таким образом, позиция налогового органа о принятии НДС к вычету именно в том налоговом периоде, когда будет осуществлена реализация, не основана на нормах действующего налогового законодательства.
Факты уплаты заявителем сумм НДС поставщику товаров (работ, услуг), используемых в производстве, их оприходования и принятия на учет установлены судебными инстанциями.
Следовательно, суды обоснованно признали доводы заявителя правомерными о наличии у него оснований по предъявлению спорных сумм входного налога в сумме 97120 руб. по внутреннему обороту к налоговым вычетам, предусмотренным ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации.
Не основан на законе и вывод налогового органа о неправомерном применении Обществом налоговых вычетов в общей сумме 17828686,07 руб. (п/п. 2 п. 2 решения налогового органа).
По мнению налогового органа, Общество не понесло фактических затрат при возврате задолженности в рамках договора переработки давальческой нефти от 24.04.2000 N 13-10/283, поскольку возврат осуществлялся собственным векселем.
Между тем налоговым органом не учтено то обстоятельство, что правовая позиция Конституционного Суда, изложенная в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2004 N 168-О, 169-О, касается вопроса "реальной" уплаты налогоплательщиком сумм НДС, начисленных ему поставщиками товаров (работ, услуг) в цене товара (работы, услуги). В рассматриваемом случае действия Общества по погашению своей задолженности перед давальцем, образовавшейся в период действия договора переработки давальческой нефти, не влекут за собой возникновение объекта налогообложения по НДС (ст. ст. 39, 146 Налогового кодекса Российской Федерации), поскольку отсутствует реализация товаров (работ, услуг).
Кроме того, доказательства, имеющиеся в деле, подтверждают наличие действительных экономически оправданных хозяйственных отношений между давальцем и переработчиком нефти в рамках договора от 24.04.2000 N 13-10/283 и полное прекращение обязательств сторон по данному договору.
Как установлено судами, спорные суммы налоговых вычетов по НДС были отражены Обществом с ограниченной ответственностью "Татнефть-Нижнекамск" в налоговых декларациях по НДС по строке "сумма налога, исчисленная с авансов и предоплаты, засчитываемая в налоговом периоде при реализации (при возврате авансов)".
Задолженность по "авансам полученным" в сумме 106972118 руб. (в том числе НДС в сумме 17828686,33 руб.) перешла к Обществу с ограниченной ответственностью "Татнефть - Нижнекамск" в порядке правопреемства в результате реорганизации Общества с ограниченной ответственностью "Татнефть-Нижнекамск" в форме разделения.
Задолженность Общества с ограниченной ответственностью "Татнефть-Нижнекамск" в сумме 106972118 руб. возникла в результате исполнения договора переработки давальческой нефти N 13-10/283 от 28.04.2000, заключенного с Открытым акционерным обществом "Татнефть" имени В.Д.Шашина.
Общество, являясь переработчиком давальческой нефти по указанному выше договору, в соответствии со ст. 182 Налогового кодекса Российской Федерации уплачивало в бюджет акциз.
В соответствии с п. 1 ст. 198 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель предъявил к оплате собственнику давальческого сырья соответствующую сумму акциза.
При этом обязанность ОАО "Татнефть" возмещать Обществу с ограниченной ответственностью "Татнефть-Нижнекамск" сумму акциза, уплаченную последним при реализации нефтепродуктов на внутреннем рынке и на экспорт, стороны предусмотрели и в дополнительном соглашении N 6 от 17.01.2001 к договору N 13-10/283 от 28.04.2000.
В свою очередь, Открытое акционерное общество "Татнефть", исполняя указанное условие договора, на основании выставленных заявителем в соответствии с требованиями п. 1 ст. 198 Налогового кодекса Российской Федерации счетов-фактур перечисляло заявителю сумму акциза, включая НДС.
С полученных сумм заявителем был уплачен в бюджет НДС. При этом налоговая база определялась в соответствии с п. 5 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому налоговая база при реализации услуг по производству товаров из давальческого сырья определяется как стоимость его переработки с учетом акцизов.
Часть произведенных по договору переработки давальческой нефти нефтепродуктов в дальнейшем была реализована на экспорт по договору комиссии N 13-3/603 от 01.08.2001, заключенному собственником нефтепродуктов (ОАО "Татнефть") с ОАО "Татнефть-Ресурс" (комиссионер), на основании договоров, заключенных комиссионером с иностранными покупателями, что не оспаривается ответчиком.
Заявителю в порядке п. 4 ст. 203, п. 6 ст. 198 Налогового кодекса Российской Федерации был возмещен из бюджета акциз в сумме 369761560,26 руб.
При оценке действий налогоплательщика по возмещению спорных сумм НДС необходимо учитывать положения действующей в 2001 г. гл. 22 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой начисление и уплату акциза в бюджет производил переработчик давальческой нефти, а экспорт осуществлял собственник нефти.
При этом в случае документального подтверждения экспорта нефти уплаченная сумма акциза возмещалась переработчику нефти в порядке ст. 203 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку в данном случае предприятие-переработчик нефти (заявитель) во избежание неблагоприятных налоговых последствий в случае не подтверждения факта экспорта нефти исчисляло и уплачивало НДС со всей стоимости переработки нефти с учетом всей исчисленной и уплаченной суммой акциза (п. 5 ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации), то соответственно при возмещении сумм акциза из бюджета при экспорте нефти в порядке ст. 203 Налогового кодекса Российской Федерации спорная сумма НДС фактически является "излишне" уплаченной суммой.
Учитывая, что суммы ранее уплаченного Обществом с ограниченной ответственностью "Татнефть-Нижнекамск" в соответствии с требованиями п/п. 4 п. 1 ст. 183 Налогового кодекса Российской Федерации акциза по произведенным нефтепродуктам возмещалась заявителю согласно п. 1 ст. 198 Налогового кодекса Российской Федерации Открытым акционерным обществом "Татнефть", возмещенные из бюджета по экспортным поставкам суммы акциза были отнесены заявителем на расчеты с ОАО "Татнефть".
Однако в результате всех произведенных Обществом действий задолженности перед бюджетом по уплате НДС не образовалось.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что у налогоплательщика имелись значительные суммы переплат по налогу.
При таких обстоятельствах действия налогового органа по доначислению налогоплательщику НДС, пени и налоговых санкций обоснованно признаны судами неправомерными.
С учетом вышеизложенного кассационная инстанция не усматривает правовых оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 09.12.2005 и Постановление апелляционной инстанции от 16.05.2006 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-18321/2005-СА1-23 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)