Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 29.01.2007 ПО ДЕЛУ N А56-11203/2006

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 29 января 2007 года Дело N А56-11203/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Боглачевой Е.В., Корабухиной Л.И., при участии от закрытого акционерного общества "Каппа Санкт-Петербург" Юдиной Л.Н. (доверенность от 22.05.2006), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области Кондратьевой И.В. (доверенность от 09.01.2007 N 04-23/38), рассмотрев 23.01.2007 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.09.2006 по делу N А56-11203/2006 (судья Градусов А.Е.),
УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество "Каппа Санкт-Петербург" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) от 03.02.2006 N 9 в части начисления 1823153 руб. налога на прибыль за 9 месяцев 2005 года в областной бюджет.
Решением суда от 29.09.2006 заявление Общества удовлетворено.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов обстоятельствам дела, просит отменить решение и отказать в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, в силу пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" Общество вправе пользоваться льготой по налогу на прибыль не более семи лет со дня начала финансирования инвестиционного проекта, то есть до декабря 2004 года. С 01.01.2005 применяются положения главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому льгота может использоваться заявителем в соответствии с размером ставки налога, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и договором об осуществлении инвестиционной деятельности в Ленинградской области от 07.06.2005.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, считая его законным и обоснованным.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества их отклонил.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекцией проведена камеральная проверка представленной Обществом 27.10.2005 в налоговый орган декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2005 года. В ходе камеральной проверки выявлено, что Общество реализует инвестиционный проект на территории Ленинградской области на основании Закона Ленинградской области от 22.07.1997 N 24-оз "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ленинградской области" (далее - Закон N 24-оз) и договора об осуществлении инвестиционной деятельности в Ленинградской области от 16.12.1997. В декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2005 года налогоплательщик заявил льготу по налогу на прибыль, предусмотренную статьей 7 названного Закона в первоначальной редакции, без учета последующих изменений и внесенных дополнений. Инспекция считает, что льготы, предусмотренные для инвесторов в статье 7 Закона N 24-оз, являются в силу статьи 6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон о налоге на прибыль) дополнительными. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.12.2003 N 163-ФЗ и абзацем 10 статьи 2 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 110-ФЗ) дополнительные льготы по налогу на прибыль не могут действовать позднее 01.01.2004.
Налоговый орган признал неправомерным использование Обществом льготы по налогу на прибыль, установленную статьей 7 Закона N 24-оз, и по результатам камеральной проверки принял решение от 03.02.2006 N 9 об отказе в привлечении заявителя к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и доначислении 1823153 руб. налога на прибыль за 9 месяцев 2005 года в областной бюджет.
Общество не согласилось с указанным решением Инспекции и обратилось в арбитражный суд. В обоснование заявленных требований налогоплательщик указал на то, что он, получив в 4 квартале 1997 года право на применение льготы по налогу на прибыль, является участником длящихся налоговых правоотношений, поэтому ограничение срока действия льготы, установленное статьей 3 Закона N 163-ФЗ, к данным отношениям неприменимо.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что использование льготы по налогу на прибыль, предоставленной заявителю ранее, относится к длящимся правоотношениям, и к ним не может применяться новый закон о налогах и сборах, ухудшающий положение налогоплательщика.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона N 24-оз для инвесторов устанавливаются следующие ставки по налогам, зачисляемым в бюджет Ленинградской области:
а) на срок фактической (с учетом предоставляемых льгот) окупаемости инвестиционных затрат (но не превышающий прогнозный срок окупаемости инвестиционных затрат, предусмотренный бизнес-планом инвестиционного проекта):
- по налогу на прибыль организаций - 13,5 процента;
б) на двухлетний период после наступления срока фактической окупаемости инвестиционных затрат:
- по налогу на прибыль организаций - 13,5 процента при объеме инвестиций, превышающем (в рублевом эквиваленте) один миллион долларов США.
В пункте 2 статьи 7 Закона N 24-оз указано, что "устанавливаемые в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи ставки налога на прибыль организаций применяются исключительно в отношении приведенной прибыли".
Как установлено судом и не оспаривается в жалобе, Общество (инвестор) и Правительство Ленинградской области заключили договор от 16.12.1997 об осуществлении инвестиционной деятельности, согласно которому инвестор осуществляет инвестиции в соответствии с инвестиционным проектом "Строительство завода по производству гофрированного картона и упаковочных изделий из него в городе Всеволожске Ленинградской области". В силу пункта 1.1 названного договора для инвестора установлен режим наибольшего благоприятствования в рамках и на условиях, определенных этим договором, который означает в том числе полное освобождение инвестора от уплаты налога на прибыль, зачисляемого в областной бюджет, на период фактической окупаемости инвестиций и освобождение от уплаты этого налога в областной бюджет в размере 50 процентов в течение двух лет после завершения периода фактической окупаемости инвестиций. Согласно пункту 2.4 договора от 16.12.1997 окончание срока окупаемости инвестиций определено в четвертом квартале 2003 года.
В соответствии с пунктом 9 статьи 6 Закона о налоге на прибыль (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации и представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в их бюджеты.
Льгота, установленная пунктом 1 статьи 7 Закона N 24-ОЗ, относится к дополнительным льготам по налогу на прибыль для отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности.
В связи с введением с 1 января 2002 года в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации Закон о налоге на прибыль утратил силу, за исключением ряда статей, которые утрачивают силу в особом порядке, установленном статьей 2 Закона N 110-ФЗ.
Согласно названной норме предусмотренные пунктом 9 статьи 6 Закона о налоге на прибыль дополнительные льготы по этому налогу в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности, установленные законодательными органами субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления по состоянию на 01.07.2001, действуют до окончания срока, на который они были предоставлены. Если срок действия таких льгот не установлен, то они действуют до окончания срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более трех лет с момента их предоставления.
Однако статьей 3 Закона N 163-ФЗ внесены изменения в абзац десятый статьи 2 Закона N 110-ФЗ.
В соответствии с новой редакцией названной нормы предусмотренные пунктом 9 статьи 6 Закона о налоге на прибыль дополнительные льготы по налогу в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с договорами об осуществлении инвестиционной деятельности, установленные законодательными органами субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления по состоянию на 01.07.2001, действуют до окончания срока, на который они были предоставлены, но не позднее 01.01.2004.
Вместе с тем право Общества на применение льготы возникает и реализуется в рамках длящихся правоотношений, которые выходят за пределы одного налогового периода. Отношения по применению льготы по налогу на прибыль по пункту 1 статьи 7 Закона N 24-ОЗ возникли у налогоплательщика до 01.01.2004, то есть возникли длящиеся налоговые правоотношения.
Суд первой инстанции правомерно указал на то, что изменения, внесенные в статью 2 Закона N 110-ФЗ и Законом N 163-ФЗ, ухудшают положение Общества как налогоплательщика, поскольку льгота по налогу на прибыль в данном случае прекращает свое действие до истечения срока, на который она была первоначально предоставлена заявителю в соответствии с Законом N 24-оз.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Конституционный Суд Российской Федерации также указал в своем определении от 01.07.1999 N 111-О на то, что изменения, вносимые в акты законодательства о налогах и сборах, не применяются к длящимся отношениям, возникшим до дня официального введения нового правового регулирования.
В постановлении от 06.06.2000 N 161/00 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации также указывает на то, что ухудшение положения налогоплательщика означает, по существу, придание новым условиям уплаты налогов обратной силы применительно к длящимся правоотношениям, возникшим со дня введения в действие налогового регулирования, что не согласуется с Конституцией Российской Федерации (статья 57) и Налоговым кодексом Российской Федерации (пункт 2 статьи 5) в той мере, в какой новое регулирование ухудшает положение конкретного налогоплательщика.
При таких обстоятельствах следует признать, что суд первой инстанции сделал правильный вывод об обоснованном применении Обществом льготы по налогу на прибыль за 9 месяцев 2005 года, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемого судебного акта. Решение суда от 29.09.2006 является законным.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.09.2006 по делу N А56-11203/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
ПАСТУХОВА М.В.

Судьи
БОГЛАЧЕВА Е.В.
КОРАБУХИНА Л.И.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)