Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 03.05.2005 ПО ДЕЛУ N А19-3/05-30

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


от 3 мая 2005 г. Дело N А19-3/05-30
Судья Арбитражного суда Иркутской области Верзаков Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Верзаковым Е.И.,
при участии в заседании:
от заявителя: Дворового А.В., представителя (доверенность N 38/10 от 10.11.2004),
от ответчика: Пискун Т.А., представителя (доверенность N 15.1-4/3268 от 15.03.2005),
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ФГУП "Тыретский солерудник" к Межрайонной инспекции ФНС РФ N 14 по Иркутской области о признании незаконным решения налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие "Тыретский солерудник" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным решения МИМНС РФ N 14 по Иркутской области (преобразована в МИФНС РФ N 14 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу, далее - налоговая инспекция) N 02-41/4113 от 24.11.2004 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
В судебном заседании представитель заявителя заявленные требования поддержал полностью.
Представитель налоговой инспекции в судебном заседании требования заявителя не признал и пояснил, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, основания для признания его недействительным отсутствуют, просил в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование своих возражений привел доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.
По существу заявленных требований суд установил следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией по результатам проведения камеральной налоговой проверки в отношении заявителя по расчету по налогу на добычу полезных ископаемых за июль 2004 г. вынесено решение N 02-41/4113 от 24.11.2004 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату (неполную уплату) суммы налога в результате неправильного исчисления в виде взыскания штрафа в размере 649432 руб. Указанным решением налоговой инспекции налогоплательщику предложено уплатить в добровольном порядке сумму штрафа в размере 649432 руб., неуплаченного налога на добычу полезных ископаемых в размере 3247158 руб., пени в размере 127061 руб.
Заявитель, считая указанное решение налоговой инспекции необоснованным и нарушающим его права и законные интересы, обжаловал его в судебном порядке.
Суд исследовал материалы дела, выслушал представителей сторон и пришел к следующим выводам.
В соответствии с Правилами утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Министерством природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Федеральным горным и промышленным надзором России в составе проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и т.д.).
Министерство природных ресурсов Российской Федерации направляет сведения об утвержденных нормативах потерь в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в 10-дневный срок со дня их утверждения.
Нормативы потерь для ФГУП "Тыретский солерудник" предусмотрены проектной документацией (проектом) предприятия "Проект горно-транспортной части отработки опытно-промышленного участка на период 2001 - 2005 гг. Технологическая схема. Том 1. Пояснительная записка", г. Санкт-Петербург, декабрь 2000 г., страницы 30 - 33, по панели П-2-3 (78,93%), и проектом "Отработка очистных камер N 3 и N 4 опытной панели П-1-3. Рабочий проект. Книга 1. Общая пояснительная записка", г. Санкт-Петербург, апрель 1999 г., страницы 23 - 26, по панели П-1-3 (83,8%), которые подлежат ежегодному утверждению.
Как установлено судом, при разработке проекта отработки указанных панелей Институтом по проектированию горнорудных предприятий "Гипроруда" (разработчик проекта) с учетом физических свойств добываемого полезного ископаемого, в целях соблюдения норм безопасности при осуществлении добычи соли (исключения случаев обрушения, обвалов) были установлены нормативы потерь полезного ископаемого, не подлежащего извлечению на поверхность. Указанные потери образуются в результате оставления при разработке целиков (в кровле, в почве, в межкамерных целиках) и рассчитываются исходя из показателей извлечения полезного ископаемого, которые, согласно проекту разработки месторождения, составляют: по панели П-1-3 - 22,07%, по панели П-2-3 - 16,2% (страница 26 и страница 32 указанных проектов).
В целях получения пояснения (характеристики) о связи между показателями извлечения соли, рассчитанными в проектах отработки, и понятием "нормативы потерь", применяемым в постановлении Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, предприятием был сделан соответствующий запрос разработчику проектов (институт "Гипроруда").
Согласно пояснительному письму института "Гипроруда" от 22.03.2005 (исх. N 2-270), при утверждении проекта разработки Тыретского месторождения были соответственно рассчитаны показатели извлечения соли в размере 22,07% и 16,2%, что соответствует нормативам потерь в размере 77,93% по панели П-1-3 и 83,8% по панели П-2-3 соответственно. Согласно названному письму, указанные в проекте нормативы извлечения и потерь полезного ископаемого соответствуют понятию "Нормативы потерь", установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 "Об утверждении Правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения".
Таким образом, на момент представления ФГУП "Тыретский солерудник" налоговой декларации за июль 2004 года нормативы потерь для предприятия были утверждены. Поскольку при представлении налоговой декларации налоговому органу была представлена копия проекта разработки месторождения, налоговый орган обладал документами, подтверждающими утверждение нормативов потерь.
Поскольку разработка месторождения имеет статус опытно-промышленного, нормативы потерь согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 ежегодно уточняются в порядке, предусмотренном пунктом 2 постановления. Результатом такого уточнения явился протокол N 17 технического совещания от 19 ноября 2003 года по рассмотрению планов развития горных работ и нормативов потерь на 2004 год, которым были согласованы нормативы эксплуатационных потерь в тех объемах, которые были изначально установлены проектом разработки Тыретского месторождения. Следовательно, нормативы потерь, утвержденные проектом на момент представления налогоплательщиком, не изменились.
В связи с изложенным выше суд считает, что налогоплательщик обоснованно применял ставку в размере 0 процентов к полезным ископаемым в части нормативов потерь в полном соответствии со ст. 342 НК РФ.
Кроме того, на момент представления в налоговый орган налоговой декларации ФГУП "Тыретский солерудник" письмом от 05.12.2003 в адрес Территориального управления Министерства природных ресурсов по Иркутской области были направлены иные документы, необходимые для согласования в отношении предприятия нормативов потерь полезных ископаемых.
На момент вынесения решения налоговый орган располагал документами, подтверждающими наличие утвержденных нормативов потерь в отношении ФГУП "Тыретский солерудник". Этот вывод неизбежно следует из представленных заявителем документов: копии требования МИМНС РФ N 14 по Иркутской области от 04.03.2004 исх. N 02-41.1/5062, копии письма ФГУП "Тыретский солерудник" от 15.03.2004 N 08/1042 о направлении документов. Эти доказательства свидетельствуют о том, что на момент вынесения оспариваемого решения N 02-41/4113 от 24.11.2004 налоговый орган располагал проектной документацией ФГУП "Тыретский солерудник", в составе которой были утверждены нормативы потерь при разработке Тыретского месторождения. При принятии решения о привлечении к налоговой ответственности налоговый орган основывался на непредставлении налогоплательщиком сведений, подтверждающих факт утверждения нормативов потерь на уровне МПР и МНС России, согласно постановлению Правительства РФ N 921, из чего нельзя сделать вывод о наличии в действиях предприятия вины.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что требования заявителя законны, обоснованны, документально подтверждены, иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 167 - 170, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить.
Признать незаконным решение МИМНС РФ N 14 по Иркутской области N 02-41/4113 от 24.11.2004 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Возвратить ФГУП "Тыретский солерудник" из федерального бюджета расходы по уплате государственной пошлины в размере 1000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Иркутской области в течение месяца со дня его принятия.
Судья
Е.И.ВЕРЗАКОВ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)