Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 8 июня 2004 года Дело N А66-8339-03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Бухарцева С.Н., Ветошкиной О.В., при участии от открытого акционерного общества "Межрегиональная торгово-промышленная компания "Интерсфера" Ольшевской С.В. (доверенность от 16.04.04), Эпштейн А.Б., (доверенность от 16.04.04), Немченко Д.Г. (доверенность от 01.10.03), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области Кулдиловой В.Н. (доверенность от 05.01.04 N 105), Фоменко А.А. (доверенность от 05.01.04 N 97), рассмотрев 07.06.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области на решение от 15.01.04 (судья Рощина С.Е.) и постановление апелляционной инстанции от 18.03.04 (судьи Орлова В.А., Бажан О.М., Ильина В.Е.) Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-8339-03,
Открытое акционерное общество "Межрегиональная торгово-промышленная компания "Интерсфера" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области (далее - налоговая инспекция) от 20.10.03 N 1322-21/9029 о привлечении общества к налоговой ответственности за неполную уплату земельного налога за 2003 год.
Решением суда от 15.01.04 заявление общества удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.03.04 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты и отказать обществу в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, ставки земельного налога ежегодно увеличиваются, следовательно, налогоплательщик при исчислении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, должен последовательно применять повышающие коэффициенты к ставкам земельного налога, ежегодно вводимые нормативными актами федеральных органов государственной власти.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение суда и постановление апелляционной инстанции без изменения.
В судебном заседании представители налоговой инспекции поддержали доводы кассационной жалобы, а представители общества возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что общество представило в налоговую инспекцию декларацию по земельному налогу за 2003 год, согласно которой подлежащий уплате налог исчислен по ставкам, установленным решением Тверской городской думы от 11.03.99 N 16 "Об утверждении зон градостроительной ценности и дифференцированных ставок земельного налога", с применением поправочного коэффициента "1,8".
По результатам камеральной проверки представленной декларации налоговый орган принял решение от 20.10.03 N 1322-21/9029 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде 163100 руб. штрафа, а также о дополнительном начислении 2117819 руб. земельного налога за 2003 год и 2039 руб. пеней.
Признавая оспариваемое решение налогового органа недействительным, суды первой и апелляционной инстанций сделали ошибочный вывод о том, что поправочные коэффициенты не являются элементом налоговой ставки, а влияют лишь на порядок уплаты налога в соответствующем году.
В соответствии с пунктами 1, 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Средние ставки земельного налога в городе Твери применяются с учетом коэффициентов дифференциации ставок, введенных с 2000 года решением Тверской городской думы от 11.03.99 N 16 "Об утверждении зон градостроительной ценности и дифференцированных ставок земельного налога".
Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Повышающие коэффициенты "2" и "1,5" введены соответственно постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 и от 03.04.96 N 378. Коэффициенты "2", "2", "1,2" введены Федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год от 26.02.97 N 29-ФЗ, от 22.02.99 N 36-ФЗ и от 31.12.99 N 227-ФЗ соответственно. Статьей 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2". В силу статьи 7 Федерального закона от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" действовавшие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом "1,8".
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный соответствующим федеральным законом на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене в связи с неправильным применением судами первой и апелляционной инстанций норм материального права.
Таким образом, налоговая инспекция правомерно доначислила обществу земельный налог за 2003 год в сумме 2117819 руб., а следовательно, в удовлетворении этой части требований заявителя следует отказать.
Вместе с тем суды обеих инстанций не оценили обоснованность суммы штрафа и пеней по размеру, не исследовали вопрос о соблюдении налоговым органом процедуры привлечения общества к налоговой ответственности, не проверили наличие либо отсутствие обстоятельств, исключающих вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения или смягчающих ответственность.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что дело в этой части подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит исследовать вопрос о наличии в действиях (бездействии) общества состава налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, наличии либо отсутствии обстоятельств, смягчающих ответственность, соблюдении налоговой инспекцией процедуры привлечения заявителя к ответственности, обоснованности начисления пеней.
Руководствуясь статьей 286, пунктами 2, 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение от 15.01.04 и постановление апелляционной инстанции от 18.03.04 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-8339-03 отменить.
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Межрегиональная торгово-промышленная компания "Интерсфера" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области от 20.10.03 N 1322-21/9029 в части доначисления 2117819 руб. земельного налога за 2003 год отказать.
В остальной части дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 08.06.2004 N А66-8339-03
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2004 года Дело N А66-8339-03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Бухарцева С.Н., Ветошкиной О.В., при участии от открытого акционерного общества "Межрегиональная торгово-промышленная компания "Интерсфера" Ольшевской С.В. (доверенность от 16.04.04), Эпштейн А.Б., (доверенность от 16.04.04), Немченко Д.Г. (доверенность от 01.10.03), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области Кулдиловой В.Н. (доверенность от 05.01.04 N 105), Фоменко А.А. (доверенность от 05.01.04 N 97), рассмотрев 07.06.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области на решение от 15.01.04 (судья Рощина С.Е.) и постановление апелляционной инстанции от 18.03.04 (судьи Орлова В.А., Бажан О.М., Ильина В.Е.) Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-8339-03,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Межрегиональная торгово-промышленная компания "Интерсфера" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области (далее - налоговая инспекция) от 20.10.03 N 1322-21/9029 о привлечении общества к налоговой ответственности за неполную уплату земельного налога за 2003 год.
Решением суда от 15.01.04 заявление общества удовлетворено.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.03.04 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебные акты и отказать обществу в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, ставки земельного налога ежегодно увеличиваются, следовательно, налогоплательщик при исчислении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, должен последовательно применять повышающие коэффициенты к ставкам земельного налога, ежегодно вводимые нормативными актами федеральных органов государственной власти.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение суда и постановление апелляционной инстанции без изменения.
В судебном заседании представители налоговой инспекции поддержали доводы кассационной жалобы, а представители общества возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что общество представило в налоговую инспекцию декларацию по земельному налогу за 2003 год, согласно которой подлежащий уплате налог исчислен по ставкам, установленным решением Тверской городской думы от 11.03.99 N 16 "Об утверждении зон градостроительной ценности и дифференцированных ставок земельного налога", с применением поправочного коэффициента "1,8".
По результатам камеральной проверки представленной декларации налоговый орган принял решение от 20.10.03 N 1322-21/9029 о привлечении общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде 163100 руб. штрафа, а также о дополнительном начислении 2117819 руб. земельного налога за 2003 год и 2039 руб. пеней.
Признавая оспариваемое решение налогового органа недействительным, суды первой и апелляционной инстанций сделали ошибочный вывод о том, что поправочные коэффициенты не являются элементом налоговой ставки, а влияют лишь на порядок уплаты налога в соответствующем году.
В соответствии с пунктами 1, 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Средние ставки земельного налога в городе Твери применяются с учетом коэффициентов дифференциации ставок, введенных с 2000 года решением Тверской городской думы от 11.03.99 N 16 "Об утверждении зон градостроительной ценности и дифференцированных ставок земельного налога".
Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Повышающие коэффициенты "2" и "1,5" введены соответственно постановлениями Правительства Российской Федерации от 07.06.95 N 562 и от 03.04.96 N 378. Коэффициенты "2", "2", "1,2" введены Федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год от 26.02.97 N 29-ФЗ, от 22.02.99 N 36-ФЗ и от 31.12.99 N 227-ФЗ соответственно. Статьей 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2". В силу статьи 7 Федерального закона от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" действовавшие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом "1,8".
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный соответствующим федеральным законом на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты подлежат отмене в связи с неправильным применением судами первой и апелляционной инстанций норм материального права.
Таким образом, налоговая инспекция правомерно доначислила обществу земельный налог за 2003 год в сумме 2117819 руб., а следовательно, в удовлетворении этой части требований заявителя следует отказать.
Вместе с тем суды обеих инстанций не оценили обоснованность суммы штрафа и пеней по размеру, не исследовали вопрос о соблюдении налоговым органом процедуры привлечения общества к налоговой ответственности, не проверили наличие либо отсутствие обстоятельств, исключающих вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения или смягчающих ответственность.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что дело в этой части подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит исследовать вопрос о наличии в действиях (бездействии) общества состава налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, наличии либо отсутствии обстоятельств, смягчающих ответственность, соблюдении налоговой инспекцией процедуры привлечения заявителя к ответственности, обоснованности начисления пеней.
Руководствуясь статьей 286, пунктами 2, 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 15.01.04 и постановление апелляционной инстанции от 18.03.04 Арбитражного суда Тверской области по делу N А66-8339-03 отменить.
В удовлетворении заявления открытого акционерного общества "Межрегиональная торгово-промышленная компания "Интерсфера" о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Тверской области от 20.10.03 N 1322-21/9029 в части доначисления 2117819 руб. земельного налога за 2003 год отказать.
В остальной части дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий
ХОХЛОВ Д.В.
Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
ВЕТОШКИНА О.В.
ХОХЛОВ Д.В.
Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
ВЕТОШКИНА О.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)