Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 29 апреля 2004 года Дело N А52/3330/2003/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Бухарцева С.Н. и Хохлова Д.В., при участии в судебном заседании представителей: открытого акционерного общества "Псковский кабельный завод" - Давыдычевой И.Е. (доверенность от 05.01.04 N 6/2002) и Гришменовской Н.В. (доверенность от 05.01.04 N 9/2004), Инспекции по городу Пскову Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - Хурват Н.В. (доверенность от 28.01.04 N 36), рассмотрев 27.04.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Псковский кабельный завод" на решение от 05.12.03 (судья Леднева О.А.) и постановление апелляционной инстанции от 05.02.04 (судьи Падучих Н.М., Васильева О.Г., Зотова И.М.) Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/3330/2003/2,
Открытое акционерное общество "Псковский кабельный завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции по городу Пскову Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - налоговая инспекция) от 04.09.03 N 17-01/1667 о привлечении общества к налоговой ответственности на основании части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания 71472 руб. штрафа за неполную уплату земельного налога за 2003 год и доначислении 930710 руб. 25 коп. земельного налога и 77787 руб. 25 коп. пеней.
Решением суда от 05.12.03 признаны недействительными пункт 1 (взыскание 71472 руб. штрафа за неполную уплату земельного налога за 2003 год) и подпункт 2.1 "в" пункта 2 (доначисление 77787 руб. 25 коп. пеней) решения от 04.09.03 N 17-01/1667. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 05.02.04 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит изменить принятые по делу судебные акты и признать оспариваемое решение налогового органа недействительным полностью, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, при исчислении земельного налога, подлежащего уплате в 2003 году, применяются ставки земельного налога, установленные решением Псковского городского Совета народных депутатов от 23.06.92 N 149 "Об утверждении зон различной градостроительной ценности территории города Пскова"; постановление Псковской городской Думы от 09.07.03 N 142 "О внесении изменений в постановление псковской городской Думы от 27.12.02 N 26 "Об арендной плате за землю в городе Пскове на 2003 год" (далее - Постановление от 09.07.03 N 142) не подлежит применению, поскольку на момент принятия решения налоговым органом оно не вступило в законную силу и не установило законных дифференцированных ставок налога.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель налоговой инспекции просил оставить решение и постановление в силе, указывая на их законность и обоснованность.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, общество 20.06.03 представило в налоговую инспекцию декларацию по земельному налогу за 2003 год, согласно которой сумма земельного налога, подлежащего уплате в бюджет, составила 480050 руб. 55 коп. (листы дела 17 - 41).
В ходе камеральной проверки декларации налоговым органом установлено, что налогоплательщик при расчете суммы земельного налога, подлежащего уплате в бюджет за 2003 год, применил ставку земельного налога 4 руб. 41 коп., рекомендованную в пункте 15 инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" как средняя ставка земельного налога для Северо-Западного экономического района с численностью населения от 110 до 250 тысяч человек. По мнению налоговой инспекции, такой расчет неправомерен, поскольку сумма земельного налога, подлежащего уплате за 2003 год, должна определяться исходя из ставки земельного налога в размере 12 руб. 96 коп., установленной Постановлением от 09.07.03 N 142 по второй зоне градостроительной ценности.
По результатам камеральной проверки налоговым органом вынесено решение от 04.09.03 N 17-01/1667 о привлечении общества к налоговой ответственности на основании части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания 71472 руб. штрафа за неполную уплату земельного налога за 2003 год и доначислении 930710 руб. 25 коп. земельного налога и 77787 руб. 25 коп. пеней (листы дела 9 - 13). В соответствии с указанным решением в адрес налогоплательщика направлены два требования от 09.09.03 N 3411 об уплате налога и N 3382 об уплате налоговой санкции (листы дела 14 - 15). Не согласившись с принятым налоговой инспекцией решением, общество оспорило его в арбитражном суде.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. В пункте 2 названной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2". В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.00 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. В силу статьи 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2". В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом "1,8".
Такая формулировка законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится начисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата в бюджет.
Такая позиция следует и из постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.04 N 5063/03 и решения Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.04 N ГКПИ 03-1422.
Следовательно, ставкой земельного налога в городе Пскове в 1999 году являлась ставка, предусмотренная нормативным актом представительного органа города Пскова в 1998 году, увеличенная в 2 раза, в 2000 - 2001 годах - в 2,4 раза, в 2002 году - в 4,8 раза, а в 2003 году - в 5,76 раза.
Согласно разъяснениям, представленным Администрацией города Пскова от 02.12.03 N 1898 и Псковской городской Думы от 02.12.03 N 59, при формировании доходной части бюджета города Пскова поступления земельного налога предусмотрены в размерах, рассчитанных исходя из последовательного применения коэффициентов, предусмотренных нормами федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, что соответствует твердым ставкам земельного налога, установленным Постановлением от 09.07.03 N 142 (листы дела 74 - 77).
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций сделан законный и обоснованный вывод о том, что Постановлением от 09.07.03 N 142 представительный орган города Пскова устранил возникшую правовую неопределенность по вопросу исчисления земельного налога за 2003 год, фактически не изменяя порядка исчисления и уплаты земельного налога на территории города Пскова.
Налоговая инспекция признала заявленные обществом требования в части привлечения общества к налоговой ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания 71472 руб. штрафа за неполную уплату земельного налога за 2003 год (пункт 1 решения налогового органа) и доначисления 77787 руб. 25 коп. пеней (подпункт 2.1 "в" пункта 2 решения налогового органа). Кассационная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования относительно указанных пунктов решения налоговой инспекции от 04.09.03 N 17-01/1667.
Поскольку дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение от 05.12.03 и постановление апелляционной инстанции от 05.02.04 Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/3330/2003/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Псковский кабельный завод" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 29.04.2004 N А52/3330/2003/2
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2004 года Дело N А52/3330/2003/2
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Бухарцева С.Н. и Хохлова Д.В., при участии в судебном заседании представителей: открытого акционерного общества "Псковский кабельный завод" - Давыдычевой И.Е. (доверенность от 05.01.04 N 6/2002) и Гришменовской Н.В. (доверенность от 05.01.04 N 9/2004), Инспекции по городу Пскову Министерства Российской Федерации по налогам и сборам - Хурват Н.В. (доверенность от 28.01.04 N 36), рассмотрев 27.04.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Псковский кабельный завод" на решение от 05.12.03 (судья Леднева О.А.) и постановление апелляционной инстанции от 05.02.04 (судьи Падучих Н.М., Васильева О.Г., Зотова И.М.) Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/3330/2003/2,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Псковский кабельный завод" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции по городу Пскову Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - налоговая инспекция) от 04.09.03 N 17-01/1667 о привлечении общества к налоговой ответственности на основании части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания 71472 руб. штрафа за неполную уплату земельного налога за 2003 год и доначислении 930710 руб. 25 коп. земельного налога и 77787 руб. 25 коп. пеней.
Решением суда от 05.12.03 признаны недействительными пункт 1 (взыскание 71472 руб. штрафа за неполную уплату земельного налога за 2003 год) и подпункт 2.1 "в" пункта 2 (доначисление 77787 руб. 25 коп. пеней) решения от 04.09.03 N 17-01/1667. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 05.02.04 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество просит изменить принятые по делу судебные акты и признать оспариваемое решение налогового органа недействительным полностью, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, при исчислении земельного налога, подлежащего уплате в 2003 году, применяются ставки земельного налога, установленные решением Псковского городского Совета народных депутатов от 23.06.92 N 149 "Об утверждении зон различной градостроительной ценности территории города Пскова"; постановление Псковской городской Думы от 09.07.03 N 142 "О внесении изменений в постановление псковской городской Думы от 27.12.02 N 26 "Об арендной плате за землю в городе Пскове на 2003 год" (далее - Постановление от 09.07.03 N 142) не подлежит применению, поскольку на момент принятия решения налоговым органом оно не вступило в законную силу и не установило законных дифференцированных ставок налога.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель налоговой инспекции просил оставить решение и постановление в силе, указывая на их законность и обоснованность.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, общество 20.06.03 представило в налоговую инспекцию декларацию по земельному налогу за 2003 год, согласно которой сумма земельного налога, подлежащего уплате в бюджет, составила 480050 руб. 55 коп. (листы дела 17 - 41).
В ходе камеральной проверки декларации налоговым органом установлено, что налогоплательщик при расчете суммы земельного налога, подлежащего уплате в бюджет за 2003 год, применил ставку земельного налога 4 руб. 41 коп., рекомендованную в пункте 15 инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю" как средняя ставка земельного налога для Северо-Западного экономического района с численностью населения от 110 до 250 тысяч человек. По мнению налоговой инспекции, такой расчет неправомерен, поскольку сумма земельного налога, подлежащего уплате за 2003 год, должна определяться исходя из ставки земельного налога в размере 12 руб. 96 коп., установленной Постановлением от 09.07.03 N 142 по второй зоне градостроительной ценности.
По результатам камеральной проверки налоговым органом вынесено решение от 04.09.03 N 17-01/1667 о привлечении общества к налоговой ответственности на основании части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания 71472 руб. штрафа за неполную уплату земельного налога за 2003 год и доначислении 930710 руб. 25 коп. земельного налога и 77787 руб. 25 коп. пеней (листы дела 9 - 13). В соответствии с указанным решением в адрес налогоплательщика направлены два требования от 09.09.03 N 3411 об уплате налога и N 3382 об уплате налоговой санкции (листы дела 14 - 15). Не согласившись с принятым налоговой инспекцией решением, общество оспорило его в арбитражном суде.
В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам. В пункте 2 названной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2". В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.00 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. В силу статьи 1 Федерального закона от 14.12.01 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2". В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.02 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом "1,8".
Такая формулировка законов позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного налога, на основании которой производится начисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата в бюджет.
Такая позиция следует и из постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.04 N 5063/03 и решения Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.04 N ГКПИ 03-1422.
Следовательно, ставкой земельного налога в городе Пскове в 1999 году являлась ставка, предусмотренная нормативным актом представительного органа города Пскова в 1998 году, увеличенная в 2 раза, в 2000 - 2001 годах - в 2,4 раза, в 2002 году - в 4,8 раза, а в 2003 году - в 5,76 раза.
Согласно разъяснениям, представленным Администрацией города Пскова от 02.12.03 N 1898 и Псковской городской Думы от 02.12.03 N 59, при формировании доходной части бюджета города Пскова поступления земельного налога предусмотрены в размерах, рассчитанных исходя из последовательного применения коэффициентов, предусмотренных нормами федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, что соответствует твердым ставкам земельного налога, установленным Постановлением от 09.07.03 N 142 (листы дела 74 - 77).
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций сделан законный и обоснованный вывод о том, что Постановлением от 09.07.03 N 142 представительный орган города Пскова устранил возникшую правовую неопределенность по вопросу исчисления земельного налога за 2003 год, фактически не изменяя порядка исчисления и уплаты земельного налога на территории города Пскова.
Налоговая инспекция признала заявленные обществом требования в части привлечения общества к налоговой ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде взыскания 71472 руб. штрафа за неполную уплату земельного налога за 2003 год (пункт 1 решения налогового органа) и доначисления 77787 руб. 25 коп. пеней (подпункт 2.1 "в" пункта 2 решения налогового органа). Кассационная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования относительно указанных пунктов решения налоговой инспекции от 04.09.03 N 17-01/1667.
Поскольку дело рассмотрено судом полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.12.03 и постановление апелляционной инстанции от 05.02.04 Арбитражного суда Псковской области по делу N А52/3330/2003/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Псковский кабельный завод" - без удовлетворения.
Председательствующий
КОРПУСОВА О.А.
Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
ХОХЛОВ Д.В.
КОРПУСОВА О.А.
Судьи
БУХАРЦЕВ С.Н.
ХОХЛОВ Д.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)