Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 1 апреля 2004 г. Дело N А10-5038/03-11-Ф02-1039/04-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Пущиной Л.Ю.,
судей: Гуменюк Т.А., Елфимовой Г.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя открытого акционерного общества "Бурятмебель" - Чудинова А.Б. (доверенность от 09.06.2003),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Бурятия на решение от 4 декабря 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 9 февраля 2004 года Республики Бурятия по делу N А10-5038/03-11 (суд первой инстанции: Найданов О.С.; суд апелляционной инстанции: Ботоева В.И., Устинова Н.В., Муравьева Е.Г.),
Открытое акционерное общество "Бурятмебель" (далее - ОАО "Бурятмебель") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Бурятия (налоговая инспекция) от 22.09.2003 N 0323-13-13-8416 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 4 декабря 2003 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 9 февраля 2004 года решение суда от 4 декабря 2003 года оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты и отказать ОАО "Бурятмебель" в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, плата за землю устанавливается как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и органов самоуправления.
Судом не учтено, что в связи с изменением экономических процессов ставки земельного налога изменялись (увеличивались) почти ежегодно и увеличение ставок в каждом последующем году на установленный в данном году соответствующий коэффициент производилось относительно ставок, действующих в предыдущем году, включая и повысивший данную ставку коэффициент, поэтому для расчета ставки земельного налога последовательно учитываются все установленные ранее законами коэффициенты индексации.
ОАО "Бурятмебель" в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, а обжалуемые судебные акты - без изменения, считая их законными и обоснованными.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомление N 75021 от 16.03.2004 и N 75022 от 17.03.2004), однако представитель налоговой инспекции в судебное заседание не явился, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалованных судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Республики Бурятия норм материального права и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная проверка налоговых деклараций по земельному налогу, представленных ОАО "Бурятмебель" за 2003 год.
По результатам проверки заместителем руководителя налоговой инспекции принято решение N 0323-13-13-8416 от 22.09.2003 о привлечении ОАО "Бурятмебель" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, а также налогоплательщику предложено уплатить земельный налог в размере 1865288 рублей 10 копеек, пени в размере 4140 рублей и исчисленный в заниженном размере земельный налог на сумму 621762 рубля 70 копеек.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходили из того, что повышающий коэффициент ставок земельного налога, предусмотренный Федеральным законом "О федеральном бюджете", ограничивается конкретно определенным финансовым годом.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1 (с изменениями и дополнениями) использование земли в Российской Федерации является платным, одной из форм которой является земельный налог.
Согласно пункту 8 названного Закона налогоплательщики уплачивают земельный налог по ставкам, дифференцированным по местоположению земельных участков и зонам различной градостроительной ценности, а не по средним ставкам.
Из статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы" следует, что земельный налог относится к местным налогам.
При этом в пункте 2 данной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории, конкретные же ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Пунктом 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных данным Кодексом.
В соответствии со статьями 3, 8 Закона "О плате за землю" (с изменениями) размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменениями, не зависящими от пользователя земли условий хозяйствования.
Налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок, согласно приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к настоящему Закону.
Таким образом, дифференцирование ставки земельного налога, действующее в городе Улан-Удэ, не может автоматически повышаться в связи с введением федеральными законами коэффициента, повышающего средние ставки, поскольку это противоречит как статье 53 Налогового кодекса Российской Федерации, так и конституционно установленным принципам налогообложения.
Арбитражный суд Республики Бурятия правомерно удовлетворил требования ОАО "Бурятмебель", так как введение коэффициентов федеральными законами о федеральном бюджете на определенный год не может ограничивать полномочия представительного органа власти в установлении налоговых ставок, поскольку данные коэффициенты подлежат учету не при установлении конкретной ставки земельного налога, а при его исчислении налогоплательщиком в определенном налоговом порядке.
По смыслу статьи 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" применение к ставкам земельного налога повышающего коэффициента, равного 2, ограничивается 1999 годом.
Применение к ставкам земельного налога повышающих коэффициентов ограничивается только периодом действия соответствующего закона о федеральном бюджете, и обязанность налогоплательщиков последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, определяемым органами власти субъектов Российской Федерации, не предусмотрена правовыми актами.
При таких обстоятельствах выводы суда о неправильном исчислении налоговым органом ставок земельного налога на 2003 год и платы за землю являются законными и обоснованными.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Решение от 4 декабря 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 9 февраля 2004 года Республики Бурятия по делу N А10-5038/03-11 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
от 1 апреля 2004 г. Дело N А10-5038/03-11-Ф02-1039/04-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Пущиной Л.Ю.,
судей: Гуменюк Т.А., Елфимовой Г.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя открытого акционерного общества "Бурятмебель" - Чудинова А.Б. (доверенность от 09.06.2003),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Бурятия на решение от 4 декабря 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 9 февраля 2004 года Республики Бурятия по делу N А10-5038/03-11 (суд первой инстанции: Найданов О.С.; суд апелляционной инстанции: Ботоева В.И., Устинова Н.В., Муравьева Е.Г.),
Открытое акционерное общество "Бурятмебель" (далее - ОАО "Бурятмебель") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Бурятия (налоговая инспекция) от 22.09.2003 N 0323-13-13-8416 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 4 декабря 2003 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 9 февраля 2004 года решение суда от 4 декабря 2003 года оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты и отказать ОАО "Бурятмебель" в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, плата за землю устанавливается как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и органов самоуправления.
Судом не учтено, что в связи с изменением экономических процессов ставки земельного налога изменялись (увеличивались) почти ежегодно и увеличение ставок в каждом последующем году на установленный в данном году соответствующий коэффициент производилось относительно ставок, действующих в предыдущем году, включая и повысивший данную ставку коэффициент, поэтому для расчета ставки земельного налога последовательно учитываются все установленные ранее законами коэффициенты индексации.
ОАО "Бурятмебель" в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, а обжалуемые судебные акты - без изменения, считая их законными и обоснованными.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомление N 75021 от 16.03.2004 и N 75022 от 17.03.2004), однако представитель налоговой инспекции в судебное заседание не явился, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалованных судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Республики Бурятия норм материального права и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная проверка налоговых деклараций по земельному налогу, представленных ОАО "Бурятмебель" за 2003 год.
По результатам проверки заместителем руководителя налоговой инспекции принято решение N 0323-13-13-8416 от 22.09.2003 о привлечении ОАО "Бурятмебель" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, а также налогоплательщику предложено уплатить земельный налог в размере 1865288 рублей 10 копеек, пени в размере 4140 рублей и исчисленный в заниженном размере земельный налог на сумму 621762 рубля 70 копеек.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходили из того, что повышающий коэффициент ставок земельного налога, предусмотренный Федеральным законом "О федеральном бюджете", ограничивается конкретно определенным финансовым годом.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1 (с изменениями и дополнениями) использование земли в Российской Федерации является платным, одной из форм которой является земельный налог.
Согласно пункту 8 названного Закона налогоплательщики уплачивают земельный налог по ставкам, дифференцированным по местоположению земельных участков и зонам различной градостроительной ценности, а не по средним ставкам.
Из статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы" следует, что земельный налог относится к местным налогам.
При этом в пункте 2 данной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории, конкретные же ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Пунктом 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных данным Кодексом.
В соответствии со статьями 3, 8 Закона "О плате за землю" (с изменениями) размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменениями, не зависящими от пользователя земли условий хозяйствования.
Налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок, согласно приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к настоящему Закону.
Таким образом, дифференцирование ставки земельного налога, действующее в городе Улан-Удэ, не может автоматически повышаться в связи с введением федеральными законами коэффициента, повышающего средние ставки, поскольку это противоречит как статье 53 Налогового кодекса Российской Федерации, так и конституционно установленным принципам налогообложения.
Арбитражный суд Республики Бурятия правомерно удовлетворил требования ОАО "Бурятмебель", так как введение коэффициентов федеральными законами о федеральном бюджете на определенный год не может ограничивать полномочия представительного органа власти в установлении налоговых ставок, поскольку данные коэффициенты подлежат учету не при установлении конкретной ставки земельного налога, а при его исчислении налогоплательщиком в определенном налоговом порядке.
По смыслу статьи 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" применение к ставкам земельного налога повышающего коэффициента, равного 2, ограничивается 1999 годом.
Применение к ставкам земельного налога повышающих коэффициентов ограничивается только периодом действия соответствующего закона о федеральном бюджете, и обязанность налогоплательщиков последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, определяемым органами власти субъектов Российской Федерации, не предусмотрена правовыми актами.
При таких обстоятельствах выводы суда о неправильном исчислении налоговым органом ставок земельного налога на 2003 год и платы за землю являются законными и обоснованными.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
Решение от 4 декабря 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 9 февраля 2004 года Республики Бурятия по делу N А10-5038/03-11 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 01.04.2004 N А10-5038/03-11-Ф02-1039/04-С1
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 1 апреля 2004 г. Дело N А10-5038/03-11-Ф02-1039/04-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Пущиной Л.Ю.,
судей: Гуменюк Т.А., Елфимовой Г.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя открытого акционерного общества "Бурятмебель" - Чудинова А.Б. (доверенность от 09.06.2003),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Бурятия на решение от 4 декабря 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 9 февраля 2004 года Республики Бурятия по делу N А10-5038/03-11 (суд первой инстанции: Найданов О.С.; суд апелляционной инстанции: Ботоева В.И., Устинова Н.В., Муравьева Е.Г.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Бурятмебель" (далее - ОАО "Бурятмебель") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Бурятия (налоговая инспекция) от 22.09.2003 N 0323-13-13-8416 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 4 декабря 2003 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 9 февраля 2004 года решение суда от 4 декабря 2003 года оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты и отказать ОАО "Бурятмебель" в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, плата за землю устанавливается как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и органов самоуправления.
Судом не учтено, что в связи с изменением экономических процессов ставки земельного налога изменялись (увеличивались) почти ежегодно и увеличение ставок в каждом последующем году на установленный в данном году соответствующий коэффициент производилось относительно ставок, действующих в предыдущем году, включая и повысивший данную ставку коэффициент, поэтому для расчета ставки земельного налога последовательно учитываются все установленные ранее законами коэффициенты индексации.
ОАО "Бурятмебель" в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, а обжалуемые судебные акты - без изменения, считая их законными и обоснованными.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомление N 75021 от 16.03.2004 и N 75022 от 17.03.2004), однако представитель налоговой инспекции в судебное заседание не явился, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалованных судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Республики Бурятия норм материального права и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная проверка налоговых деклараций по земельному налогу, представленных ОАО "Бурятмебель" за 2003 год.
По результатам проверки заместителем руководителя налоговой инспекции принято решение N 0323-13-13-8416 от 22.09.2003 о привлечении ОАО "Бурятмебель" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, а также налогоплательщику предложено уплатить земельный налог в размере 1865288 рублей 10 копеек, пени в размере 4140 рублей и исчисленный в заниженном размере земельный налог на сумму 621762 рубля 70 копеек.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходили из того, что повышающий коэффициент ставок земельного налога, предусмотренный Федеральным законом "О федеральном бюджете", ограничивается конкретно определенным финансовым годом.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1 (с изменениями и дополнениями) использование земли в Российской Федерации является платным, одной из форм которой является земельный налог.
Согласно пункту 8 названного Закона налогоплательщики уплачивают земельный налог по ставкам, дифференцированным по местоположению земельных участков и зонам различной градостроительной ценности, а не по средним ставкам.
Из статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы" следует, что земельный налог относится к местным налогам.
При этом в пункте 2 данной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории, конкретные же ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Пунктом 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных данным Кодексом.
В соответствии со статьями 3, 8 Закона "О плате за землю" (с изменениями) размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменениями, не зависящими от пользователя земли условий хозяйствования.
Налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок, согласно приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к настоящему Закону.
Таким образом, дифференцирование ставки земельного налога, действующее в городе Улан-Удэ, не может автоматически повышаться в связи с введением федеральными законами коэффициента, повышающего средние ставки, поскольку это противоречит как статье 53 Налогового кодекса Российской Федерации, так и конституционно установленным принципам налогообложения.
Арбитражный суд Республики Бурятия правомерно удовлетворил требования ОАО "Бурятмебель", так как введение коэффициентов федеральными законами о федеральном бюджете на определенный год не может ограничивать полномочия представительного органа власти в установлении налоговых ставок, поскольку данные коэффициенты подлежат учету не при установлении конкретной ставки земельного налога, а при его исчислении налогоплательщиком в определенном налоговом порядке.
По смыслу статьи 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" применение к ставкам земельного налога повышающего коэффициента, равного 2, ограничивается 1999 годом.
Применение к ставкам земельного налога повышающих коэффициентов ограничивается только периодом действия соответствующего закона о федеральном бюджете, и обязанность налогоплательщиков последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, определяемым органами власти субъектов Российской Федерации, не предусмотрена правовыми актами.
При таких обстоятельствах выводы суда о неправильном исчислении налоговым органом ставок земельного налога на 2003 год и платы за землю являются законными и обоснованными.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 4 декабря 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 9 февраля 2004 года Республики Бурятия по делу N А10-5038/03-11 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Ю.ПУЩИНА
Л.Ю.ПУЩИНА
Судьи:
Т.А.ГУМЕНЮК
Г.В.ЕЛФИМОВА
Т.А.ГУМЕНЮК
Г.В.ЕЛФИМОВА
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 1 апреля 2004 г. Дело N А10-5038/03-11-Ф02-1039/04-С1
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Пущиной Л.Ю.,
судей: Гуменюк Т.А., Елфимовой Г.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя открытого акционерного общества "Бурятмебель" - Чудинова А.Б. (доверенность от 09.06.2003),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Бурятия на решение от 4 декабря 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 9 февраля 2004 года Республики Бурятия по делу N А10-5038/03-11 (суд первой инстанции: Найданов О.С.; суд апелляционной инстанции: Ботоева В.И., Устинова Н.В., Муравьева Е.Г.),
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Бурятмебель" (далее - ОАО "Бурятмебель") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Республике Бурятия (налоговая инспекция) от 22.09.2003 N 0323-13-13-8416 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением суда от 4 декабря 2003 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 9 февраля 2004 года решение суда от 4 декабря 2003 года оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые судебные акты и отказать ОАО "Бурятмебель" в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, плата за землю устанавливается как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и органов самоуправления.
Судом не учтено, что в связи с изменением экономических процессов ставки земельного налога изменялись (увеличивались) почти ежегодно и увеличение ставок в каждом последующем году на установленный в данном году соответствующий коэффициент производилось относительно ставок, действующих в предыдущем году, включая и повысивший данную ставку коэффициент, поэтому для расчета ставки земельного налога последовательно учитываются все установленные ранее законами коэффициенты индексации.
ОАО "Бурятмебель" в отзыве на кассационную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, а обжалуемые судебные акты - без изменения, считая их законными и обоснованными.
Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомление N 75021 от 16.03.2004 и N 75022 от 17.03.2004), однако представитель налоговой инспекции в судебное заседание не явился, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалованных судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Республики Бурятия норм материального права и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, налоговой инспекцией проведена камеральная проверка налоговых деклараций по земельному налогу, представленных ОАО "Бурятмебель" за 2003 год.
По результатам проверки заместителем руководителя налоговой инспекции принято решение N 0323-13-13-8416 от 22.09.2003 о привлечении ОАО "Бурятмебель" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, а также налогоплательщику предложено уплатить земельный налог в размере 1865288 рублей 10 копеек, пени в размере 4140 рублей и исчисленный в заниженном размере земельный налог на сумму 621762 рубля 70 копеек.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходили из того, что повышающий коэффициент ставок земельного налога, предусмотренный Федеральным законом "О федеральном бюджете", ограничивается конкретно определенным финансовым годом.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю" от 11.10.1991 N 1738-1 (с изменениями и дополнениями) использование земли в Российской Федерации является платным, одной из форм которой является земельный налог.
Согласно пункту 8 названного Закона налогоплательщики уплачивают земельный налог по ставкам, дифференцированным по местоположению земельных участков и зонам различной градостроительной ценности, а не по средним ставкам.
Из статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы" следует, что земельный налог относится к местным налогам.
При этом в пункте 2 данной статьи указано, что земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории, конкретные же ставки этого налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Пунктом 2 статьи 53 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных данным Кодексом.
В соответствии со статьями 3, 8 Закона "О плате за землю" (с изменениями) размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменениями, не зависящими от пользователя земли условий хозяйствования.
Налог на городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок, согласно приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к настоящему Закону.
Таким образом, дифференцирование ставки земельного налога, действующее в городе Улан-Удэ, не может автоматически повышаться в связи с введением федеральными законами коэффициента, повышающего средние ставки, поскольку это противоречит как статье 53 Налогового кодекса Российской Федерации, так и конституционно установленным принципам налогообложения.
Арбитражный суд Республики Бурятия правомерно удовлетворил требования ОАО "Бурятмебель", так как введение коэффициентов федеральными законами о федеральном бюджете на определенный год не может ограничивать полномочия представительного органа власти в установлении налоговых ставок, поскольку данные коэффициенты подлежат учету не при установлении конкретной ставки земельного налога, а при его исчислении налогоплательщиком в определенном налоговом порядке.
По смыслу статьи 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" применение к ставкам земельного налога повышающего коэффициента, равного 2, ограничивается 1999 годом.
Применение к ставкам земельного налога повышающих коэффициентов ограничивается только периодом действия соответствующего закона о федеральном бюджете, и обязанность налогоплательщиков последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых нормами законов о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, определяемым органами власти субъектов Российской Федерации, не предусмотрена правовыми актами.
При таких обстоятельствах выводы суда о неправильном исчислении налоговым органом ставок земельного налога на 2003 год и платы за землю являются законными и обоснованными.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 4 декабря 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 9 февраля 2004 года Республики Бурятия по делу N А10-5038/03-11 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Ю.ПУЩИНА
Л.Ю.ПУЩИНА
Судьи:
Т.А.ГУМЕНЮК
Г.В.ЕЛФИМОВА
Т.А.ГУМЕНЮК
Г.В.ЕЛФИМОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)