Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 31.05.2007 ПО ДЕЛУ N А56-21636/2006

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 31 мая 2007 года Дело N А56-21636/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Блиновой Л.В., судей Ломакина С.А., Самсоновой Л.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Аудитор Плюс" Корчагина Д.Ю. (доверенность от 11.12.06 б/н), рассмотрев 29.05.07 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.07 (судьи Фокина Е.А., Зотеева Л.В., Шульга Л.А.) по делу N А56-21636/2006,
УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Аудитор Плюс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оставлении права применять упрощенную систему налогообложения с 07.04.06 и об обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) выдать уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения.
Решением суда первой инстанции от 15.11.06 в удовлетворении требований Общества отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.07 решение от 15.11.06 отменено, требования заявителя удовлетворены. Апелляционный суд признал незаконным отказ Инспекции в применении Обществом упрощенной системы налогообложения с 07.04.06, выраженный в уведомлении от 10.05.06 N 71/17-16.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение от 15.11.06, ссылаясь на неправильное применение судом положений пункта 2 статьи 346.13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). По мнению подателя жалобы, заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения Общество подало за пределами установленного законодательством пятидневного срока на его подачу, не указав каких-либо уважительных причин пропуска срока, поэтому оно не вправе применять упрощенную систему налогообложения в 2006 году.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения жалобы.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о месте и времени рассмотрения жалобы, своих представителей в судебное заседание не направила, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией Федеральной налоговой службы N 15 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция N 15) Общество зарегистрировано в качестве юридического лица (свидетельство от 07.04.06 N 1067847904849) и в тот же день (07.04.06) Инспекция N 15 осуществила постановку Общества на налоговый учет по месту нахождения. Свидетельства о государственной регистрации и о постановке на учет в налоговом органе получены Обществом 12.04.06, а 13.04.06 заявитель направил в Инспекцию по почте заявление о переходе с 07.04.06 на упрощенную систему налогообложения.
Инспекция отказала Обществу в праве на применение упрощенной системы налогообложения со ссылкой на нарушение им пятидневного срока подачи заявления, предусмотренного пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ, который исчисляется с даты постановки на учет в налоговом органе (уведомление от 10.05.06 N 71/17-16).
Общество оспорило уведомление Инспекции в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения направлено налогоплательщиком с нарушением пятидневного срока подачи заявления.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции, посчитал, что выводы суда основаны на неправильном толковании норм материального права, и удовлетворил требования заявителя.
Кассационная коллегия, рассмотрев доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что апелляционный суд правомерно удовлетворил требования заявителя с учетом следующего.
Федеральным законом от 24.07.02 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства о налогах и сборах" Налоговый кодекс Российской Федерации дополнен главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения", которая введена в действие с 01.01.03.
В силу пункта 2 статьи 346.13 НК РФ вновь созданная организация и вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе, выданном в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 84 НК РФ. В этом случае организация и индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения с даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе (в редакции Федерального закона от 21.07.05 N 101-ФЗ).
Приведенная правовая норма до 01.01.04 действовала во взаимосвязи с положениями пункта 3 статьи 83 НК РФ, согласно которым заявление о постановке на учет организации или физического лица, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, подается в налоговый орган соответственно по месту нахождения или по месту жительства в течение 10 дней после их государственной регистрации.
В соответствии с пунктом "в" части 4 статьи 3 Федерального закона от 23.12.03 N 185-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" пункт 3 статьи 83 НК РФ изложен в следующей редакции: "Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации". Таким образом, обязанность налогоплательщика подавать заявление о постановке на налоговый учет отменена с 01.01.04.
Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена подача заявления о применении упрощенной системы налогообложения одновременно с заявлением о регистрации юридического лица. Заявление подано Обществом до истечения налогового периода, то есть до возникновения у него обязанности исчислять и уплачивать налоги в общем порядке. Следовательно, налогоплательщик правомерно подал заявление о постановке на налоговый учет после получения свидетельства о государственной регистрации, то есть после получения им официального статуса вновь созданного юридического лица, и как юридическое лицо получил возможность выбирать ту или иную систему налогообложения. Поскольку заявление о применении упрощенной системы налогообложения носит уведомительный характер и главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органам не предоставлено право запретить или разрешить налогоплательщику применять выбранную им систему налогообложения, срок подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения для вновь созданных организаций не является пресекательным. Статьей 346.13 НК РФ не предусмотрены основания отказа налогоплательщику в применении упрощенной системы налогообложения, в том числе и в связи с нарушением им сроков подачи заявления в налоговый орган.
Кроме того, на основании материалов дела апелляционным судом установлено, что налогоплательщик выполнил предусмотренное пунктом 2 статьи 346.13 НК РФ условие перехода на упрощенную систему налогообложения.
При таких обстоятельствах кассационная коллегия считает постановление апелляционного суда законным и обоснованным, а жалобу Инспекции - не подлежащей удовлетворению.
На основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ с 01.01.07 утратил силу пункт 5 статьи 333.40 НК РФ. На это обстоятельство обращено внимание судов в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.07 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
Поэтому в связи с неуплатой Инспекцией при подаче кассационной жалобы государственной пошлины с нее подлежит взысканию в доход федерального бюджета 1000 руб. за подачу кассационной жалобы.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.07 по делу N А56-21636/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 26 по Санкт-Петербургу в доход федерального бюджета 1000 руб. госпошлины за подачу кассационной жалобы.
Председательствующий
БЛИНОВА Л.В.

Судьи
ЛОМАКИН С.А.
САМСОНОВА Л.А.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)