Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 12.11.2003 N А56-20363/03

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 12 ноября 2003 года Дело N А56-20363/03

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Корпусовой О.А., Ломакина С.А., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга ведущего специалиста юридического отдела Просвирнина С.Ю. (доверенность от 25.12.02 N 01/16155), рассмотрев 12.11.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга на решение от 17.07.03 (судья Левченко Ю.П.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-20363/03,
УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество "Конфлекс" (далее - ЗАО "Конфлекс", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения от 26.05.03 N 07/2047 и незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району по Санкт-Петербургу (далее - налоговая инспекция), выразившегося в неосуществлении возврата излишне уплаченного земельного налога.
В порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Общество при рассмотрении дела в суде первой инстанции уточнило требование и просило признать незаконным решение налоговой инспекции от 15.05.03 N 07/8763, вынесенное в форме ответа на письмо, предусматривающее отказ в возврате земельного налога в связи с тем, что переплаты по данному налогу нет.
Решением арбитражного суда от 17.07.03 заявление Общества удовлетворено.
В апелляционной инстанции решение суда не обжаловалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 17.07.03 и отказать в удовлетворении заявленных требований. Налоговая инспекция считает, что судом неправильно применены нормы материального права, регулирующие порядок определения ставок земельного налога.
В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что налоговой инспекцией проведена камеральная проверка уточненных деклараций по земельному налогу, представленных Обществом за 2001 - 2002 годы. В результате камеральной проверки уточненных налоговых деклараций по данному налогу выявлено неправильное применение Обществом ставок земельного налога, которое привело к занижению суммы земельного налога в 2001 году - на 33998 руб., в 2002 году - на 38467 руб., на что указано в актах проверки от 19.05.03 N 4371 и от 19.05.03 N 4372. В письме от 15.05.03 N 07/8763 налоговая инспекция предложила заявителю внести изменения в уточненные декларации в пятидневный срок после получения письма и сообщила, что у заявителя не имеется излишне уплаченных сумм земельного налога.
Общество, не согласившись с выводами налоговой инспекции, обжаловало письмо от 15.05.03 N 07/8763 в арбитражный суд.
Согласно статье 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам и сборам.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местные налоги устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Однако Федеральным законом "О внесении дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства предметы ведения находящихся на их территориях муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов определяются законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.
Положениями статьи 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" установлено, что налог на городские (поселковые) земли определяется на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территорий.
Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге" утверждены границы социально-экономических районов Санкт-Петербурга и ставки земельного налога по административным районам и зонам градостроительной ценности территорий. Законодательными актами Санкт-Петербурга эти ставки в 2000 и 2001 годах не менялись.
Статьей 15 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2".
Согласно статье 18 Закона Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом "1,2".
По смыслу статьи 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" применение к ставкам земельного налога повышающего коэффициента "2" ограничивается только 1999 годом. В 2000 году этот коэффициент не подлежал применению, поскольку названный закон утратил силу как действовавший в конкретный период времени. Последующим правовым актом, регулирующим аналогичные правоотношения на следующий период времени, а именно Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год", введен новый повышающий налоговую ставку коэффициент - "1,2".
Статьей 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель. В связи с тем, что названный закон не установил повышающий коэффициент, земельный налог в 2001 году подлежал уплате по ставкам, установленным Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге".
Согласно статье 27 Закона Санкт-Петербурга "О бюджете на 2002 год" в 2002 году ставки земельного налога применяются по отношению к 1998 году с коэффициентом "2,688". При таких обстоятельствах следует признать, что арбитражный суд сделал обоснованный вывод о неправомерном использовании налоговой инспекцией при расчете земельного за 2002 год коэффициентов, установленных федеральными законами.
Кассационная инстанция считает, что также неправильным является вывод налогового органа о необходимости использовать в расчете земельного налога коэффициент "4,8", установленный статьей 27 Закона Санкт-Петербурга "О бюджете на 2002 год", поскольку указанная норма введена с нарушением статьи 57 Конституции Российской Федерации. Правомерность данного вывода подтверждается постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.97 N 13-П.
При таких обстоятельствах арбитражный суд принял правильное решение о незаконности бездействия налоговой инспекции и об обязании ее решить вопрос о возврате земельного налога.
Руководствуясь статьей 286, подпунктом 1 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 17.07.03 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-2036З/03 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Красногвардейскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий
КЛИРИКОВА Т.В.

Судьи
КОРПУСОВА О.А.
ЛОМАКИН С.А.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)