Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 24.04.2007 ПО ДЕЛУ N А40-8358/06-118-84

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 апреля 2007 г. по делу N А40-8358/06-118-84


Резолютивная часть решения объявлена 23 апреля 2007 года.
Решение изготовлено в полном объеме 24 апреля 2007 года.
Арбитражный суд в составе:
Председательствующего: К.
Судей: единолично Протокол ведет судья
при участии: от истца - Ш. дов. от 08.01.2007
от ответчика: - Н. дов. от 10.10.2006 N 105
рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО "АНК" "Башнефть"
к ответчику МРИ ФНС по КН N 1
о признании недействительными Требований, Решений
установил:

иск заявлен ОАО "АНК" "Башнефть" к МРИ ФНС по КН N 1 о признании недействительными Требования N 811, N 814 - 846, N 848 - 861 "Об уплате налога по состоянию на 14.12.2005 на общую сумму 17230382 руб. 07 коп., в т.ч. налога на добычу полезных ископаемых - 5494 руб., пени - 17224888 руб. 07 коп. и основанные на них Решения от 26.01.2006 N 194, 197 - 229, N 231 - 244 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика.
Истец обосновал свои требования следующим. МРИ ФНС по КН N 1 были выставлены Требования N 811, N 814 - 846, N 848 - 861 "Об уплате налога по состоянию на 14.12.2005 на общую сумму 17230382 руб. 07 коп., в т.ч. налога на добычу полезных ископаемых - 5494 руб., пени - 17224888 руб. 07 коп. и основанные на них Решения от 26.01.2006 N 194, 197 - 229, N 231 - 244 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (т. 1 л.д. 59 - 106, т. 2 л.д. 1 - 48).
По мнению Истца, вышеуказанные Требования не соответствуют ст. 69 НК РФ, а именно: не содержат сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Истец указывает, что Требования N 851, 834, 840 были направлены Истцу с пропуском установленного законодательством срока.
Ответчик иск не признал, возразил по основаниям, изложенным в отзыве на иск (т. 2 л.д. 110), а именно. По мнению Инспекции, оспариваемые Требования соответствуют требованиям ст. 69 НК РФ. Ответчик указал, что данные Требования были выставлены только на задолженность по пени по налогу на добычу полезных ископаемых.
Исследовав доказательства, имеющиеся в материалах дела, заслушав мнения сторон, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, МРИ ФНС по КН N 1 были выставлены Требования N 811, N 814 - 846, N 848 - 861 "Об уплате налога по состоянию на 14.12.2005 на общую сумму 17230382 руб. 07 коп., в т.ч. налога на добычу полезных ископаемых - 5494 руб., пени - 17224888 руб. 07 коп. и основанные на них Решения от 26.01.2006 N 194, 197 - 229, N 231 - 244 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (т. 1 л.д. 59 - 106, т. 2 л.д. 1 - 48).
Вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда г. Москвы от 02.06.2006 по делу N А40-54290/05-87-469 решено: "Признать недействительным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 19.08.2005 N 52/635 о привлечении налогоплательщика ОАО "АНК Башнефть" к налоговой ответственности в части доначисления соответствующих налогов (на прибыль, на добавленную стоимость, на имущество, на добычу полезных ископаемых, транспортный налог, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, земельный налог, акцизы), соответствующих сумм пени, привлечения к налоговой ответственности в связи с выводами о:
- - реализации в 2003 году нефти по цене ниже рыночной (пункт 1.1 решения);
- - занижении доходов от реализации на сумму арендной платы 13322 руб. (пункт 1.2 решения);
- - занижении доходов на 2479272 руб. на сумму недополученной арендной платы (пункт 1.4 решения);
- - завышении расходов на 11961537 руб. - сумму оплаты стоимости услуг ООО "Охранное предприятие "Щит" (пункт 1.5 решения);
- - завышении расходов на 30450 руб. - сумму оплаты вознаграждения В. (пункт 1.6 решения);
- - завышении расходов на 1456587 руб. - сумму оплаты услуг ОАО "АК "Транснефть" (пункт 1.8 решения);
- - завышении расходов на 4893999,88 руб. - сумму оплаты услуг ГП "ЦДУ ТЭК" Минэнерго России (пункт 1.9 решения);
- - неправомерном включении в состав расходов на рекламу в суммах 20000 руб. и 199429,31 руб. (пункта 1.17 решения);
- - неправомерном учете в составе расходов технологических потерь при добыче нефти в сумме 474803 руб. (пункт 1.20 решения);
- - неправомерном учете представительских расходов в сумме 53320 руб. (пункт 1.23 решения);
- - завышении расходов на стоимость геофизических исследований и работ в скважинах - 1947658 руб. (пункт 1.29 решения);
- - завышении расходов на стоимость геофизических исследований и работ в сумме 4876086 руб. (пункт 1.34 решения);
- - завышении расходов, связанных с выполнением работ по вводу в эксплуатацию оборудования на сумму 742048 руб. (пункт 1.35 решения);
- - завышении расходов, связанных с выполнением государственных контрактов, на сумму 57925261 руб. и 21201667 руб. (пункт 1.37 решения);
- - неправомерном учете в составе расходов амортизационных начислений в сумме 4694 руб. по переданному в аренду имуществу (пункт 1.38 решения);
- - завышении расходов на средства сотовой связи в суммах 29990,51 руб. и 7289,41 руб. (пункты 1.39 и 1.40 решения);
- - занижении налоговой базы на сумму 2894885 руб. (арифметическая ошибка на стр. 65 решения);
- - невключении в состав прочих расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, сумм налогов, начисленных в установленном законодательством РФ порядке (пункт 1 решения в целом);
- - неправомерном применении льготы по налогу на добавленную стоимость в отношении реализации услуг по предоставлению жилья в общежитиях на сумму 497425 руб., 2397761 руб. и 130655 руб. (пункты 2.5, 2.13 и 2.15 решения);
- - неправомерном невосстановлении сумм налога на добавленную стоимость с переданных на безвозмездной основе в муниципальную собственность основных средств (пункт 2.6 решения);
- - неправомерном принятии к вычету налога на добавленную стоимость по работам, связанным со вводом оборудования в эксплуатацию (пункт 2.14 решения);
- - неправомерном принятии к вычету сумм налога на добавленную стоимость по счетам-фактурам ООО "Ланвикс" на сумму 8891226,4 руб. (пункт 2.22 решения);
- - завышении суммы налогового вычета по налогу на добавленную стоимость на сумму 6453 руб. (пункт 2.23 решения);
- - неправомерном применении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость по приобретенным бытовым приборам на сумму 276757 руб. (пункт 2.25 решения);
- - неправомерном применении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость на сумму 5431 руб. (пункт 2.26 решения);
- - неправомерном применении льготы по налогу на имущество стоимостью 123452 руб., используемое для нужд образования и культуры (пункт 3.4 решения);
- - неправомерном применении льготы по налогу на имущество по объектам жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, учебного комбината, линий электропередач и сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов среднегодовой стоимостью 11446947 руб. (пункт 3.6 решения);
- - неправомерном применении льготы по налогу на имущество в отношении административного здания ЖЭУ (пункт 3.7 решения);
- - неправомерном... применении льготы по налогу на имущество мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей (пункт 3.8 решения);
- - занижении объема добытого полезного ископаемого (нефти) на количество фактических потерь сверх установленных нормативов потерь и неполной уплате налога на добычу полезных ископаемых (пункт 4.1 решения);
- - невключении в налогооблагаемую базу по налогу на добычу полезных ископаемых объема нефти, оприходованной в нефтешламах (пункт 4.2 решения);
- - невключении в налоговую базу по транспортному налогу, непредставлении налоговых деклараций и неуплате транспортного налога в сумме 78980 руб. (пункт решения);
- - неисчислении налога на доходы физических лиц со стоимости охранных услуг (пункт 6.1 решения);
- - неисчислении налога на доходы физических лиц с дохода Ч. в размере 390 руб., за исключением привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 6.2 решения);
- - занижении единого социального налога на сумму 239231 руб. в связи с оказанными охранными услугами (пункт 7 решения);
- - неуплате земельного налога с земельного участка площадью 1,1225 га в сумме 50968 руб. (пункт 8.1 решения);
- - неправильном применении ставки земельного налога (пункт 8.2 решения);
- - неправомерном использовании льготы по земельному налогу (пункт 8.4 решения);
- - неправомерном применении льготы по земельному налогу и неправильного применения налоговой ставки (пункт 8.6 решения);
- - неполной уплате акциза в сумме 117923 руб. на природный газ, предназначенный для населения (пункт 2.10 решения);
- - начислении пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 538771 руб. (подпункт б пункта 2.2 резолютивной части решения);
- - начисления пени по транспортному налогу в сумме 3064 руб. (подпункт б пункта 2.2 резолютивной части решения);
- - начисления пени по земельному налогу в сумме 28805 руб. (подпункт б пункта 2.2 резолютивной части решения);
- - начисления пени по налогу на прибыль в сумме 2368871 руб. (подпункт б пункта 2.2 резолютивной части решения);
- - привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 274300 руб. (пункт 1.3 резолютивной части решения).
Признать соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 19.08.2005 N 52/635 о привлечении налогоплательщика ОАО "АНК Башнефть" к налоговой ответственности в части доначисления соответствующих налогов, пени, привлечения к налоговой ответственности в связи с выводами о:
- - занижении доходов от реализации товарно-материальных ценностей на сумму 2292785 руб. (пункт 1.3 решения);
- - завышении расходов на затраты капитального характера по пожарно-охранной сигнализации в сумме 266795,57 руб. (пункт 1.43 решения);
- - завышении расходов, связанным с ремонтом основных средств, в сумме 237634,63 руб. (пункт 1.48 решения);
- - неправомерном принятии к вычету НДС в отсутствие счетов-фактур по ООО НПП "Буринтех" (пункт 2.21 решения);
- - неправомерном применении налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость на сумму 19667 руб. (пункт 2.26 решения);
- - неправомерном применении льготы по налогу на имущество в отношении компьютеров, принтера, радиотелефона, копировальных аппаратов, видеокамеры, станков деревообрабатывающих (пункт 3.7 решения).
В удовлетворении требования ОАО "АНК Башнефть" в этой части отказать.
Прекратить производство по делу в части требования о признании недействительным пункта 1.45 решения".
Постановлением 9 ААС от 24.08.2006 (09АП-9904/2006-АК) и Постановлением ФАС МО от 13.02.2007 Решение от 02.06.2006 оставлено без изменения.




Судом первой инстанции (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.06.2006) признаны незаконными выводы налогового органа о том, что в нарушение пункта 1 ст. 252 и подпункта 3 пункта 7 статьи 252 Кодекса общество учло как расходы, уменьшающие доходы, сверхнормативные потери в сумме 474803 руб. в составе оценки стоимости материальных ресурсов, переданных в производство (п. 1.20 Решения от 19.08.2005 N 52/635).
Судом установлено, что расчет сверхнормативных потерь нефти, произведенный налоговым органом за 2003 год (приложение N 7 к акту N 52/456), составлен в нарушение действующего порядка. В расчете процента норматива потерь (графа 7 приложения N 7 к акту N 52/456) налоговым органом отражен средний процент нормативных потерь по производственному имущественному комплексу ОАО "АНК "Башнефть": ПИК "Аксаковнефть" - 0,420%; ПИК "Арланнефть" - 0,488%, ПИК "Южарланнефть" - 0,459%, ПИК "Чекмагушнефть" - 0,462%. Данная методика противоречит действующему законодательству Российской Федерации.
В соответствии с нормами статьи 339 НК РФ фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого.
Согласно данным отчетности за 2003 год:
а) количество добытой нефти, на которое уменьшены балансовые запасы нефти, составили 12046412 тонн;
б) количество фактически добытой нефти, определяемое по завершении полного технологического цикла, составило 12020032 тонн;
в) фактические потери нефти составили в количестве 26380 тонн нефти, из них:
ПИК "Аксаковнефть" - 1968 тонн, что составило 0,176% от объема добычи 1119000 тн
ПИК "Арланнефть" - 2804 тонн, что составило 0,152% от объема добычи 1840500 тн
ПИК "Южарланнефть" - 2430 тонн, что составило 0,169% от объема добычи 1439694 тн
ПИК "Чекмагушнефть" - 3432 тонн, что составило 0,189% от объема добычи 1814300 тн.
Подтверждением являются акты на списание добытых в 2003 г. запасов полезных ископаемых, исполнительные балансы нефти за 2003 г. по производственным имущественным комплексам: Аксаковнефть, Арланнефть, Южарланнефть, Чекмагушнефть - нормативы технологических потерь нефти, газового конденсата при добыче, сборе, подготовке и межпромысловой транспортировке на 2003 год, утвержденные Министерством энергетики РФ 13.02.2003.
Статьей 254 Кодекса предусмотрено отнесение технологических потерь при производстве и (или) транспортировке в полном объеме в состав расходов, признанных для целей налогообложения прибыли.
Судом по пункту 4.1 Решения от 19.08.2005 N 52/635 признаны необоснованными выводы налогового органа о неполной уплате обществом налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в 2003 г. на сумму 1169810669 руб. в результате занижения объема добытого полезного ископаемого (нефти) на количество фактических потерь, сверх установленных нормативных потерь нефти, подлежащих налогообложению в установленном порядке.
В соответствии с нормами статей 337, 342 НК РФ и статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых является нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная (п. 2 ст. 337 НК РФ), и налогообложение производится по налоговым ставкам: о процентов - в отношении фактических потерь нефти, но в пределах нормативных потерь полезных ископаемых; 340 рублей с применением коэффициента, характеризующего изменение мировых цен - в отношении нефти: - подготовленной, которая по физико-химическим свойствам, степени подготовки, содержанию сероводорода и легких меркаптанов соответствует техническим условиям, принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 08.01.2002 N 2-ст (ГОСТ Р 51858-2002); - в части фактических потерь нефти, превышающих нормативные потери нефти.
Нормативы технологических потерь нефти при добыче, сборе, подготовке и межпромысловой транспортировке на 2003 год по ОАО "АНК "Башнефть" утверждены Министерством энергетики России по согласованию с Госгортехнадзором России и МПР России 15.02.2003 в разрезе лицензионных участков (месторождений). По ОАО "АНК "Башнефть" фактические потери нефти, отраженные в исполнительных балансах нефти за 2003 год, составили 26380 тонн.
Налоговым органом при расчете фактических потерь полезного ископаемого (нефти) в 2003 году нормативные потери нефти (в тоннах) определены в нарушение порядка, установленного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 N 921, методом математического исчисления как произведение количества добытой нефти, на средний норматив потерь, рассчитанный в целом по ОАО "АНК "Башнефть" и составляющий 0,484 процента. В расчете налогового органа (пункт 4.1 Решения) фактические потери нефти составили в количестве 65683 тонн. Разница составила 39303 тонн нефти.
Таким образом, налоговым органом расчет нормативных потерь нефти (в тоннах) произведен в нарушение действующего законодательства Российской Федерации и исчислен неправильно.
В соответствии с нормами статьи 339 НК РФ, если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
Согласно пункту 44 Правил охраны недр, утвержденных Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 N 71, учет добычи нефти и газа осуществляется по данным коммерческих узлов учета.
Налоговой проверкой было установлено и отражено в решении инспекции, что согласно пункту 5.5.1.2 приказа генерального директора общества от 31.12.2002 N 527 "Об учетной политике на 2003 год" обществом применяется прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого. Учет добытого полезного ископаемого осуществляется непосредственно на местах добычи (месторождениях) при помощи автоматических групповых замерных установок (АГЗУ) "Спутник АМ", оборудованных счетчиками учета добытой нефтесодержащей жидкости.
Затем добытая нефтесодержащая жидкость направляется на подготовку и доведение до стандарта. По завершении технологического цикла по подготовке нефти осуществляется учет товарной нефти, соответствующей ГОСТам, направляемой в транспортную систему ОАО АК "Транснефть" при помощи систем измерения качества и количества нефти (СИКН).
Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого.
По показателям графы 3 Приложения 2 к Инструкции о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых (РД 07-203-98), утвержденной Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 17.09.1997 N 28, Книга учета списания запасов полезных ископаемых по конкретному месторождению, разрабатываемому организацией по добыче полезных ископаемых, запасы, подлежащие списанию, определяются как сумма списываемых балансовых и (или) забалансовых запасов по вышеназванным причинам.
Основанием для списания являются акты, утвержденные территориальными органами Госгортехнадзора по согласованию с территориальными органами МПР России на списание добытых в 2003 году запасов полезных ископаемых на территории: Оренбургской области на 4 тыс. тонн, Республики Башкортостан - 11061 тыс. тонн, Ханты-Мансийского автономного округа - 780 тыс. тонн, Республики Татарстан - 201 тыс. тонн.
Согласно этим актам за 2003 год фактически списано с учета общества запасов полезных ископаемых 12046 тысяч тонн нефти.
При расчете фактических потерь полезного ископаемого (нефти) количество нефти, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого по состоянию на 01.01.2004, необоснованно определено инспекцией в количестве 13571901 тонн исходя из справок о коэффициентах перерасчета нефти на парковую за январь - декабрь 2003 года (графа таблицы 2 на стр. 119 решения).
Поскольку по состоянию на 01.01.2004 компетентными федеральными органами исполнительной власти утверждены списываемые запасы нефти в количестве 12046 тысяч тонн, суд правильно посчитал, что в компетенцию налоговых органов не входит внесение изменений в отчетные показатели о запасах нефтяных компаний, подлежащих списанию с государственного баланса запасов полезных ископаемых.
Для расчета налога в графе таблицы 2 на стр. 119 решения инспекцией использованы данные графы 3 формы справок о коэффициентах пересчета нефти на парковую, то есть показатели расчетной добычи жидкости с содержанием воды, нефти (в сумме это составило 13571901 тонн).
Данный показатель не может быть использован ни при расчете объекта налогообложения НДПИ, ни при расчете фактических потерь нефти, исходя из следующего.
Расчетная добыча нефти, отраженная в справках о коэффициентах пересчета нефти на парковую, определяется обществом в соответствии с Методикой выполнения измерений дебита нефтяных скважин на групповых установках типа "Спутник АМ", утвержденной Управлением по развитию техники, технологии и организации добычи нефти и газа Министерства нефтяной промышленности в 1977 году, на основании данных дискретных замерных параметров дебита скважин по жидкости и процента обводненности, полученных с помощью групповых замерных установок (ГЗУ), расходомеров и других замерных устройств с учетом отработанного скважинами времени.
Периодичность замеров дебитов жидкости и отборы проб производятся в соответствии с Методическими указаниями по комплексированию и этапности выполнения геофизических, гидродинамических и геохимических исследований нефтяных и нефтегазовых месторождений РД 153-39.0-109-01 (л.д. 121 - 150 т. 30, 2 - 52 т. 31).
Отборами проб устанавливается процентное содержание воды, хлористых солей и механических примесей в нефтесодержащей жидкости (ГОСТ 2477, ГОСТ 21534, ГОСТ 6370).
Расчетная суточная добыча нефти определяется в соответствии с методикой определения расчетной добычи по скважине, утвержденной приказом генерального директора общества от 29.11.2002 N 486, как разница между объемами добычи жидкости и воды.
Для расчета поправочного множителя "К" парковая добыча нефти определяется в соответствии с пунктом 3.1 Инструкции по учету нефти в ОАО "АНК "Башнефть", введенной приказом генерального директора общества от 23.07.2002 N 277.
Сама справка о коэффициентах пересчета нефти на парковую является внутренним документом и введена обществом в рамках действующих отраслевых нормативных документов для исчисления поправочного множителя "К", который:
характеризует изменение объема жидкости за счет растворенного и свободного "окклюдированного" газа и зависимость от давления, плотности нефти и обводненности жидкости.
Судом по пункту 4.1 Решения от 19.08.2005 N 52/635 признаны необоснованными выводы налогового органа о неполной уплате обществом налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в 2003 г. на сумму 1169810669 руб. в результате занижения объема добытого полезного ископаемого (нефти) на количество фактических потерь, сверх установленных нормативных потерь нефти, подлежащих налогообложению в установленном порядке.
В соответствии с нормами статей 337, 342 НК РФ и статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 126-ФЗ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых является нефть обезвоженная, обессоленная и стабилизированная (п. 2 ст. 337 НК РФ), и налогообложение производится по налоговым ставкам: о процентов - в отношении фактических потерь нефти, но в пределах нормативных потерь полезных ископаемых; 340 рублей с применением коэффициента, характеризующего изменение мировых цен - в отношении нефти: - подготовленной, которая по физико-химическим свойствам, степени подготовки, содержанию сероводорода и легких меркаптанов соответствует техническим условиям, принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта России от 08.01.2002 N 2-ст (ГОСТ Р 51858-2002); - в части фактических потерь нефти, превышающих нормативные потери нефти.
Нормативы технологических потерь нефти при добыче, сборе, подготовке и межпромысловой транспортировке на 2003 год по ОАО "АНК "Башнефть" утверждены Министерством энергетики России по согласованию с Госгортехнадзором России и МПР России 15.02.2003 в разрезе лицензионных участков (месторождений). По ОАО "АНК "Башнефть" фактические потери нефти, отраженные в исполнительных балансах нефти за 2003 год, составили 26380 тонн.
Налоговым органом при расчете фактических потерь полезного ископаемого (нефти) в 2003 году нормативные потери нефти (в тоннах) определены в нарушение порядка, установленного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 N 921, методом математического исчисления как произведение количества добытой нефти, на средний норматив потерь, рассчитанный в целом по ОАО "АНК "Башнефть" и составляющий 0,484 процента. В расчете налогового органа (пункт 4.1 Решения) фактические потери нефти составили в количестве 65683 тонн. Разница составила 39303 тонн нефти.
Таким образом, налоговым органом расчет нормативных потерь нефти (в тоннах) произведен в нарушение действующего законодательства Российской Федерации и исчислен неправильно.
В соответствии с нормами статьи 339 НК РФ, если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
Согласно пункту 44 Правил охраны недр, утвержденных Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 N 71, учет добычи нефти и газа осуществляется по данным коммерческих узлов учета.
Налоговой проверкой было установлено и отражено в решении инспекции, что согласно пункту 5.5.1.2 приказа генерального директора общества от 31.12.2002 N 527 "Об учетной политике на 2003 год" обществом применяется прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого. Учет добытого полезного ископаемого осуществляется непосредственно на местах добычи (месторождениях) при помощи автоматических групповых замерных установок (АГЗУ) "Спутник АМ", оборудованных счетчиками учета добытой нефтесодержащей жидкости.
Затем добытая нефтесодержащая жидкость направляется на подготовку и доведение до стандарта. По завершении технологического цикла по подготовке нефти осуществляется учет товарной нефти, соответствующей ГОСТам, направляемой в транспортную систему ОАО АК "Транснефть" при помощи систем измерения качества и количества нефти (СИКН).
Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого.
По показателям графы 3 Приложения 2 к Инструкции о порядке списания запасов полезных ископаемых с учета предприятий по добыче полезных ископаемых (РД 07-203-98), утвержденной Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 17.09.1997 N 28, Книга учета списания запасов полезных ископаемых по конкретному месторождению, разрабатываемому организацией по добыче полезных ископаемых, запасы, подлежащие списанию, определяются как сумма списываемых балансовых и (или) забалансовых запасов по вышеназванным причинам.
Основанием для списания являются акты, утвержденные территориальными органами Госгортехнадзора по согласованию с территориальными органами МПР России на списание добытых в 2003 году запасов полезных ископаемых на территории: Оренбургской области на 4 тыс. тонн, Республики Башкортостан - 11061 тыс. тонн, Ханты-Мансийского автономного округа - 780 тыс. тонн, Республики Татарстан - 201 тыс. тонн.
Согласно этим актам за 2003 год фактически списано с учета общества запасов полезных ископаемых 12046 тысяч тонн нефти.
При расчете фактических потерь полезного ископаемого (нефти) количество нефти, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого по состоянию на 01.01.2004, необоснованно определено инспекцией в количестве 13571901 тонн исходя из справок о коэффициентах перерасчета нефти на парковую за январь - декабрь 2003 года (графа таблицы 2 на стр. 119 решения).
Поскольку по состоянию на 01.01.2004 компетентными федеральными органами исполнительной власти утверждены списываемые запасы нефти в количестве 12046 тысяч тонн, суд правильно посчитал, что в компетенцию налоговых органов не входит внесение изменений в отчетные показатели о запасах нефтяных компаний, подлежащих списанию с государственного баланса запасов полезных ископаемых.
Для расчета налога в графе таблицы 2 на стр. 119 решения инспекцией использованы данные графы 3 формы справок о коэффициентах пересчета нефти на парковую, то есть показатели расчетной добычи жидкости с содержанием воды, нефти (в сумме это составило 13571901 тонн).
Данный показатель не может быть использован ни при расчете объекта налогообложения НДПИ, ни при расчете фактических потерь нефти, исходя из следующего.
Расчетная добыча нефти, отраженная в справках о коэффициентах пересчета нефти на парковую, определяется обществом в соответствии с Методикой выполнения измерений дебита нефтяных скважин на групповых установках типа "Спутник АМ", утвержденной Управлением по развитию техники, технологии и организации добычи нефти и газа Министерства нефтяной промышленности в 1977 году, на основании данных дискретных замерных параметров дебита скважин по жидкости и процента обводненности, полученных с помощью групповых замерных установок (ГЗУ), расходомеров и других замерных устройств с учетом отработанного скважинами времени.
Периодичность замеров дебитов жидкости и отборы проб производятся в соответствии с Методическими указаниями по комплексированию и этапности выполнения геофизических, гидродинамических и геохимических исследований нефтяных и нефтегазовых месторождений РД 153-39.0-109-01 (л.д. 121 - 150 т. 30, 2 - 52 т. 31).
Отборами проб устанавливается процентное содержание воды, хлористых солей и "механических примесей в нефтесодержащей жидкости (ГОСТ 2477, ГОСТ 21534, ГОСТ 6370).
Расчетная суточная добыча нефти определяется в соответствии с методикой определения расчетной добычи по скважине, утвержденной приказом генерального директора общества от 29.11.2002 N 486, как разница между объемами добычи жидкости и воды.
Для расчета поправочного множителя "К" парковая добыча нефти определяется в соответствии с пунктом 3.1 Инструкции по учету нефти в ОАО "АНК "Башнефть", введенной приказом генерального директора общества от 23.07.2002 N 277.
Сама справка о коэффициентах пересчета нефти на парковую является внутренним документом и введена обществом в рамках действующих отраслевых нормативных документов для исчисления поправочного множителя "К", который:
- характеризует изменение объема жидкости за счет растворенного и свободного "окклюдированного" газа и зависимость от давления, плотности нефти и обводненности жидкости;
- учитывает погрешность измерений используемых обществом групповых замерных установок (ГЗУ), расходомеров и других замерных устройств, а также систем (средств, устройств) измерений количества и показателей качества сырой нефти;
- характеризует неточность по данным дискретных замерных параметров дебита жидкости и процента обводненности.
В соответствии с приказом от 29.11.2002 N 486 поправочный множитель - "К" применяется обществом для определения объема (массы) парковой добычи нефти по каждой скважине.
Таким образом, количество полезного ископаемого, на которое уменьшены запасы полезного ископаемого за 2003 год, составили 12046412 тн нефти; количество фактически добытого полезного ископаемого, определяемого по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого, составило 12020032 тн нефти; фактические потери нефти составили 26380 тн.
Расчет инспекции произведен в нарушение норм главы 26 Кодекса и законодательства о недропользовании РФ, поскольку:
- расчет фактических потерь нефти произведен не в разрезе лицензионных участков, а исходя из среднего норматива потерь;
- неправильно определено расчетное количество добытой нефти, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого по состоянию на 01.01.2004;
- при расчете объекта налогообложения использованы не соответствующие первичные документы.
Фактически инспекция изменила избранный налогоплательщиком прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, рассчитав это количество косвенным способом, что недопустимо, поскольку в соответствии с пунктами 1 и 3 ст. 339 Кодекса количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно. Применяемый налогоплательщиком метод определения количества добытого полезного ископаемого подлежит утверждению в учетной политике налогоплательщика для целей налогообложения и применяется налогоплательщиком в течение всей деятельности по добыче полезного ископаемого. Метод определения количества добытого полезного ископаемого, утвержденный налогоплательщиком, подлежит изменению только в случае внесения изменений в технический проект разработки месторождения полезных ископаемых в связи с изменением применяемой технологии добычи полезных ископаемых.
Суд по п. 4.2 вышеуказанного решения признал необоснованным вывод инспекции о занижении суммы налога на добычу полезных ископаемых на 3748466 руб. из-за невключения в налоговую базу объема добытого полезного ископаемого (нефти), оприходованного в нефтешламах.
В исполнительном балансе общества за 2003 г. оприходован продукт переработки нефтяных шламов на установке "Альфа-Лаваль" в количестве 5091 тонн. Данный продукт не может быть признан объектом обложения по налогу на добычу полезных ископаемых по следующим основаниям:
В соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 336 Кодекса (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) объектом обложения налогом на добычу полезных ископаемых не признаются полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов (потерь) горно-добывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если при их добыча из недр они подлежали налогообложению в общеустановленном порядке.
Согласно п. 1 ст. 337 Кодекса полезным ископаемым признается продукция горно-добывающей промышленности и разработки карьеров (если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи), содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли и т.д.; не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке (обогащении, технологическом переделе) полезного ископаемого, являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности.
При проведении выездной налоговой проверки инспекцией не установлены и не выделены в акте проверки и решении случаи образования нефтяных шламов и их количество в процессе добычи нефти, а также их относимость к проверяемому периоду.
Ссылка налогового органа на Постановление Президиума ВАС РФ от 23.08.2005 N 4540/05 судом признан несостоятельной, поскольку предметом судебного разбирательства явился иной объект налогообложения НДПИ - добываемый и сжигаемый на факеле газ.
Согласно п. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда, по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
При таких обстоятельствах суд считает иск подлежащим удовлетворению, а Требования и Решения, выставленные на основании указанных Требований, незаконными.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 170, 171, 201 АПК РФ,



решил:

признать недействительными Требования Межрегиональной ИФНС по КН N 1 N 811, N 814 - 846, N 848 - 861 "Об уплате налога по состоянию на 14.12.2005 на общую сумму 17230382 руб. 07 коп., в т.ч. налога на добычу полезных ископаемых - 5494 руб., пени - 17224888 руб. 07 коп. и основанные на них Решения от 26.01.2006 N 194, 197 - 229, N 231 - 244 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика, вынесенных в отношении ОАО "Акционерная нефтяная компания "Башнефть", как не соответствующих ч. I НК РФ.
Взыскать с Межрегиональной ИФНС по КН N 1 в пользу ОАО "Акционерная нефтяная компания "Башнефть" расходы по госпошлине в размере 96000 руб.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с даты принятия в порядке апелляционного производства. Вступившее в законную силу Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства.













© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)