Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 16.06.2009 ПО ДЕЛУ N А42-5543/2008

Разделы:
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2009 г. по делу N А42-5543/2008


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Корабухиной Л.И., Кузнецовой Н.Г., рассмотрев 16.06.2009 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.11.2008 (судья Евтушенко О.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2009 (судьи Третьякова Н.О., Дмитриева И.А., Протас Н.И.) по делу N А42-5543/2008,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Каравелла" (далее - Общество, ООО "Каравелла") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительными решений Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция) от 29.05.2008 N 5017, 5020, 5021, 5022, 5023 и 5024, вынесенных по результатам камеральных проверок представленных Обществом деклараций по единому налогу на вмененный доход (далее - ЕНВД) за I - IV кварталы 2006 года и за I - II кварталы 2007 года.
Решением суда первой инстанции от 20.11.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.03.2009, заявление ООО "Каравелла" удовлетворено частично. Признаны недействительными как несоответствующие положениям Налогового кодекса Российской Федерации решения Инспекции от 29.05.2008 N 5017, 5020, 5021, 5022, 5023 и 5024 в части взыскания с Общества 46 409 руб. 25 коп., 32 181 руб. 75 коп., 33 674 руб. 25 коп., 20 713 руб. 50 коп., 7872 руб. 75 коп. и 5477 руб. 25 коп. налоговых санкций, предусмотренных пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) соответственно. В удовлетворении остальной части заявленных требований ООО "Каравелла" отказано.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а именно положений статей 45, 112 и 346.32 НК РФ, просит отменить судебные акты в части признания недействительными решений налогового органа от 29.05.2008 N 5017, 5020, 5021, 5022, 5023 и 5024. Податель жалобы считает ошибочным вывод судов о наличии в рассматриваемом случае обстоятельств, смягчающих ответственность Общества, поскольку исполнение налогоплательщиком предусмотренной законом обязанности по представлению декларации по налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, является для последнего "нормой поведения" и не может считаться обстоятельством, смягчающим ответственность.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, ООО "Каравелла" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц и поставлено на налоговый учет 11.04.2005. С момента регистрации Общество применяло упрощенную систему налогообложения (далее - УСН).
В 2006 - 2007 годах основным видом деятельности ООО "Каравелла" являлось оказание услуг общественного питания (деятельность ресторанов и кафе; код ОКВЭД - 55.30).
С 01.01.2006 на территории муниципального образования "Город Мурманск" в отношении указанной деятельности применяется система налогообложения в виде ЕНВД.
Вместе с тем в течение 2006 года и в I - II кварталах 2007 года Общество представляло в налоговый орган декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.
ООО "Каравелла" 17.01.2008 представило в Инспекцию декларации по ЕНВД за I - IV кварталы 2006 года и за I - II кварталы 2007 года, согласно которым налогоплательщиком исчислено к уплате 0 руб. налога.
Позднее, 20.01.2008 Общество представило в Инспекцию уточненные декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за I квартал и полугодие 2006 года, в которых исчислено к уплате 0 руб. налога.
Также 20.01.2008 ООО "Каравелла" представило в Инспекцию уточненные декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за 9 месяцев 2006 года и за 2006 год, в которых исчислено к уплате по 180 руб. налога.
Кроме того, 20.01.2008 Общество представило в Инспекцию уточненные декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за I квартал и полугодие 2007 года, в которых исчислено к уплате по 180 руб. налога и указан код ОКВЭД - 55.30.
В указанных уточненных декларациях по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, ООО Каравелла" отразило суммы дохода и налога в размерах значительно меньших, чем указано в первоначальных декларациях.
Инспекция направила в адрес Общества требование от 28.02.2008 N 70-26.2-3-13/2-032023 о представлении разъяснений о причинах неисчисления ЕНВД и уменьшения сумм полученных доходов и сумм налога, отраженных в уточненных декларациях по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН.
В ответ на указанное требование ООО "Каравелла" в письме сообщило Инспекции, что обнаружило факт ошибочного представления им в налоговый орган в 2006 - 2007 годах деклараций по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, так как в отношении осуществляемой им деятельности с 01.01.2006 применяется система в виде ЕНВД.
После проведения налоговым органом и Обществом сверки расчетов по состоянию на 05.03.2008 ООО "Каравелла" подало в Инспекцию заявление о зачете 58 057 руб. излишне перечисленного в бюджет единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, в счет уплаты ЕНВД.
Общество 21.03.2008 представило в Инспекцию уточненные декларации по ЕНВД за I - IV кварталы 2006 года и за I - II кварталы 2007 года, согласно которым исчислено к уплате 16 284 руб., 13 409 руб., 17 269 руб., 19 727 руб., 13 121 руб. и 12 172 руб. налога соответственно.
Извещением от 24.03.2008 N 3685 Инспекция сообщила Обществу о принятом ею решении от 24.03.2008 N 1054 о зачете 58 057 руб. излишне перечисленного в бюджет единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, в счет уплаты ЕНВД.
Платежным поручением от 09.04.2008 N 11 ООО "Каравелла" доплатило 33 925 руб. ЕНВД за 2007 год.
Инспекция провела камеральные проверки представленных Обществом 17.01.2008 деклараций по ЕНВД за I - IV кварталы 2006 года и за I - II кварталы 2007 года. В ходе проверок Инспекция установила, что указанные декларации поданы Обществом в налоговый орган с нарушением срока их представления, а именно позднее 180-ти дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока представления таких деклараций.
По результатам проверок Инспекция вынесла решения от 29.05.2008 N 5017, 5020, 5021, 5022, 5023 и 5024 о привлечении Общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 НК РФ, в виде взыскания соответственно 61 879 руб., 42 909 руб., 44 899 руб., 27 618 руб., 10 497 руб. и 7303 руб. налоговых санкций. Указанные суммы рассчитаны налоговым органом с применением пункта 4 статьи 114 НК РФ, предусматривающего увеличение суммы штрафа на 100 процентов, в связи с наличием отягчающих ответственность налогоплательщика обстоятельств.
ООО "Каравелла" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решений Инспекции от 29.05.2008 N 5017, 5020, 5021, 5022, 5023 и 5024, указывая на то, что в 2006 году и в I - II кварталах 2007 года ошибочно считало себя плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, своевременно представляя в налоговый орган декларации по этому налогу и уплачивая этот налог в бюджет; налоговый орган, получая от Общества декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, не сообщал о допущенных налогоплательщиком нарушениях; ООО "Каравелла" самостоятельно выявило и исправило допущенные им нарушения, представив в налоговый орган декларации по ЕНВД за I - IV кварталы 2006 года и за I - II кварталы 2007 года. Общество считает, что Инспекция необоснованно не учла эти обстоятельства как смягчающие ответственность налогоплательщика.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявление Общества частично. Суды указали, что факты непредставления заявителем деклараций по ЕНВД в установленный законом срок подтверждаются материалами дела. Однако суды снизили размер взыскиваемых с ООО "Каравелла" штрафов, признав необоснованными выводы Инспекции о наличии отягчающих ответственность заявителя обстоятельств и установив наличие смягчающих ответственность Общества обстоятельств.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов с учетом следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.28 НК РФ плательщикам ЕНВД являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен ЕНВД, предпринимательскую деятельность, облагаемую этим налогом.
Согласно пунктам 8 и 9 статьи 346.26 НК РФ (в редакции Федерального закона от 21.07.2005 N 101-ФЗ) и пункту 2 решения Совета депутатов города Мурманска от 01.11.2005 N 13-158 "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории муниципального образования "Город Мурманск", вступившего в силу с 01.01.2006, система налогообложения в виде ЕНВД на территории муниципального образования "Город Мурманск" применяется в отношении деятельности по оказанию услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150-ти квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, а также через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 и пунктом 6 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу пункта 3 статьи 346.32 НК РФ декларации по ЕНВД по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.
Налоговым периодом по ЕНВД признается квартал (статья 346.30 НК РФ).
Поскольку в 2006 году и в I - II кварталах 2007 года заявитель осуществлял оказание услуг общественного питания, в указанный период он являлся плательщиком ЕНВД и был обязан представить в налоговый орган декларации по этому налогу за I - IV кварталы 2006 года и за I - II кварталы 2007 года, соответственно не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября 2006 года и 20 января, 20 апреля, 20 июля 2007 года.
Согласно пункту 1 статьи 119 НК РФ непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 этой статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Пунктом 2 статьи 119 НК РФ предусмотрено, что непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180-ти дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня.
Материалами дела подтверждается и Обществом не оспаривается, что декларации по ЕНВД за I - IV кварталы 2006 года и за I - II кварталы 2007 года представлены заявителем в налоговый орган 17.01.2008, то есть по прошествии более 180-ти дней по истечении установленного законодательством о налогах и сборах срока представления таких деклараций.
Таким образом, выводы Инспекции о совершении Обществом налоговых правонарушений, ответственность за которые установлена пунктом 2 статьи 119 НК РФ, являются обоснованными.
Вместе с тем, согласно статье 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных нормами главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не менее чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 Налогового кодекса Российской Федерации за совершение налогового правонарушения.
Перечень смягчающих ответственность обстоятельств приведен в пункте 1 статьи 112 НК РФ, однако он не носит исчерпывающего характера.
В подпункте 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ указано, что обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются в том числе иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
В силу пункта 4 статьи 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Таким образом, суды вправе оценить представленные сторонами доказательства и признать то или иное обстоятельство смягчающим ответственность.
Согласно пункту 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса Российской Федерации.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные по делу доказательства, суды первой и апелляционной инстанций признали смягчающими ответственность Общества следующие обстоятельства в совокупности:
- - в 2006 году и в I - II кварталах 2007 года Общество ошибочно считало себя плательщиком единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, но при этом своевременно представляло в налоговый орган декларации по этому налогу и уплачивало его в бюджет;
- - в отдельные периоды суммы перечисленного Обществом единого налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, превышала сумму ЕНВД, подлежащую уплате за эти периоды;
- - налоговый орган, получая от ООО "Каравелла" декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, не сообщал налогоплательщику о допущенных нарушениях;
- - Общество самостоятельно выявило и исправило допущенные нарушения, представив в налоговый орган декларации по ЕНВД за I - IV кварталы 2006 года и за I - II кварталы 2007 года;
- - недоимка по ЕНВД за 2007 год в сумме 33 925 руб., выявленная в результате сверки расчетов, была уплачена Обществом в бюджет до вынесения Инспекцией оспариваемых решений.
С учетом указанных обстоятельств суды в порядке, предусмотренном статьями 112 и 114 НК РФ, сочли возможным снизить суммы взыскиваемых с Общества налоговых санкций в два раза.
Наличие приведенных обстоятельств подтверждается материалами дела. Выводы судов первой и апелляционной инстанций о признании этих обстоятельств смягчающими ответственность Общества в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат переоценке судом кассационной инстанции.
Выводы судов об отсутствии в рассматриваемом случае отягчающих ответственность заявителя обстоятельств и о неправомерном увеличении Инспекцией на 100 процентов взыскиваемых с ООО Каравелла" сумм налоговых санкций не опровергаются в кассационной жалобе.
Поскольку судом кассационной инстанции не установлено нарушений судами первой и апелляционной инстанций положений статей 112 и 114 НК РФ и выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.11.2008 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2009 по делу N А42-5543/2008 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения.

Председательствующий
В.В.ДМИТРИЕВ

Судьи
Л.И.КОРАБУХИНА
Н.Г.КУЗНЕЦОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)