Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 24 марта 2004 года Дело N Ф04/1510-274/А46-2004
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "АТП-1 "Омскагропромстройтранс" на решение от 15.10.2003 и на постановление апелляционной инстанции от 21.01.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 13-477/03 (N А-1252/03) по заявлению ОАО "АТП-1 "Омскагропромстройтранс" к Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N 1 по Центральному административному округу г. Омска об обязании произвести зачет суммы излишне уплаченного земельного налога за 2000 - 2002 годы в размере 473286 руб. 89 коп. и направлении переплаты в счет погашения недоимки по земельному налогу и текущим платежам по указанному налогу,
Открытое акционерное общество (далее - ОАО) "АТП-1 "Омскагропромстройтранс" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением об обязании произвести зачет суммы излишне уплаченного земельного налога за 2000 - 2002 годы в размере 473286 руб. 89 коп. и направлении переплаты в счет погашения недоимки по земельному налогу и текущим платежам по указанному налогу.
В обоснование заявленных требований ОАО "АТП-1 "Омскагропромстройтранс" сослалось на то, что в 2000 - 2001 годах в соответствии с Федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующие годы им производился расчет земельного налога последовательно с учетом повышающих коэффициентов к ставкам означенного налога. Указанные повышающие коэффициенты на 2000 - 2002 годы должны были применяться к ставке 1998 года в конкретном году. В связи с последовательным применением повышающих коэффициентов предприятие излишне уплатило за 2002 год земельный налог в сумме 259680,36 руб., за 2001 год - 121365,22 руб., за 2000 год - 92241,31 руб.
Решением от 15.10.2003 Арбитражного суда Омской области в удовлетворении заявленных требований общества было отказано.
Суд мотивировал данный вывод тем, что установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемых нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов на основе средних ставок и в каждом последующем году коэффициент применяется к ставке, учитывающей коэффициент предшествующего года.
Постановлением от 21.01.2004 апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Апелляционная инстанция поддержала выводы суда первой инстанции по существу спора.
В кассационной жалобе ОАО "АТП-1 "Омскагропромстройтранс" просит отменить состоявшиеся по делу решение и постановление апелляционной инстанции и принять новое решение - об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, судебные акты вынесены с нарушением норм материального права. Утвержденный Федеральным законом от 28.10.98 N 162-ФЗ "О ставках земельного налога" размер ставок земельного налога не изменялся законами о бюджете на 1999 - 2001 годы, изменялись только поправочные коэффициенты, действующие конкретно определенный финансовый год. Поэтому применение в каждом последующем году при исчислении земельного налога коэффициента, установленного утратившим силу нормативным актом, не основано на законе. Кроме того, в части первой Налогового кодекса Российской Федерации в качестве элемента налоговой ставки коэффициенты не предусмотрены, поэтому налогоплательщик считает, что с 01.01.99 поправочные коэффициенты могут влиять только на порядок исчисления налога в конкретном финансовом году.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Заслушав представителя заявителя, поддержавшего свои доводы, проверив в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта по делу.
Материалами дела установлено, что 03.04.2003 ОАО "АТП-1 "Омскагропромстройтранс" представило в налоговый орган уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2000 - 2003 годы и заявление о зачете излишне уплаченного налога в сумме 473286 руб. 89 коп. в счет погашения недоимки по земельному налогу и текущих платежей по указанному налогу.
Решение о зачете либо отказе в возврате излишне уплаченного налога за указанные периоды налоговым органом в адрес ОАО "АТП-1 "Омскагропромстройтранс" не было направлено, в связи с чем ОАО "АТП-1 "Омскагропромстройтранс" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исходя из положений статей 3, 16, 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю" N 1738-1 от 11.10.92 на юридических лиц возложена обязанность не позднее 1 июля представлять в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку и уплачивать налог равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" Правительству Российской Федерации было предписано индексировать ежегодно начиная с 1995 года установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Арбитражный суд первой инстанции, исследуя в полном объеме доводы сторон по существу спора, пришел к выводу, что при расчете земельного налога средние ставки его применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемых федеральными нормативными актами.
Федеральным законом Российской Федерации от 22.02.99 N 36-ФЗ установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом 2.
Федеральным законом Российской Федерации от 31.12.99 N 227-ФЗ установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
Федеральным законом Российской Федерации от 27.12.2000 N 150-ФЗ установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Федеральным законом Российской Федерации от 14.12.2001 N 163-ФЗ установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
В силу прямого указания закона (пункт 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1, статья 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ) федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации, или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
При таких обстоятельствах ОАО "АТП-1 "Омскагропромстройтранс" правильно исчислило ставки земельного налога с учетом повышающих коэффициентов в 1999 - 2001 годах и уплатило их в полном объеме. Это подтверждается материалами дела.
Кассационная инстанция считает правомерным вывод суда об отказе заявителю в удовлетворении заявленных требований, находит, что арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, правильно применил нормы материального и процессуального права. По изложенным выше основаниям в удовлетворении кассационной жалобы отказано.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение от 15.10.2003 первой и постановление от 21.01.2004 апелляционной инстанций Арбитражного суда Омской области по делу N 13-477/03 (N А-1252/03) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
от 24 марта 2004 года Дело N Ф04/1510-274/А46-2004
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "АТП-1 "Омскагропромстройтранс" на решение от 15.10.2003 и на постановление апелляционной инстанции от 21.01.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 13-477/03 (N А-1252/03) по заявлению ОАО "АТП-1 "Омскагропромстройтранс" к Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N 1 по Центральному административному округу г. Омска об обязании произвести зачет суммы излишне уплаченного земельного налога за 2000 - 2002 годы в размере 473286 руб. 89 коп. и направлении переплаты в счет погашения недоимки по земельному налогу и текущим платежам по указанному налогу,
Открытое акционерное общество (далее - ОАО) "АТП-1 "Омскагропромстройтранс" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением об обязании произвести зачет суммы излишне уплаченного земельного налога за 2000 - 2002 годы в размере 473286 руб. 89 коп. и направлении переплаты в счет погашения недоимки по земельному налогу и текущим платежам по указанному налогу.
В обоснование заявленных требований ОАО "АТП-1 "Омскагропромстройтранс" сослалось на то, что в 2000 - 2001 годах в соответствии с Федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующие годы им производился расчет земельного налога последовательно с учетом повышающих коэффициентов к ставкам означенного налога. Указанные повышающие коэффициенты на 2000 - 2002 годы должны были применяться к ставке 1998 года в конкретном году. В связи с последовательным применением повышающих коэффициентов предприятие излишне уплатило за 2002 год земельный налог в сумме 259680,36 руб., за 2001 год - 121365,22 руб., за 2000 год - 92241,31 руб.
Решением от 15.10.2003 Арбитражного суда Омской области в удовлетворении заявленных требований общества было отказано.
Суд мотивировал данный вывод тем, что установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемых нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов на основе средних ставок и в каждом последующем году коэффициент применяется к ставке, учитывающей коэффициент предшествующего года.
Постановлением от 21.01.2004 апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Апелляционная инстанция поддержала выводы суда первой инстанции по существу спора.
В кассационной жалобе ОАО "АТП-1 "Омскагропромстройтранс" просит отменить состоявшиеся по делу решение и постановление апелляционной инстанции и принять новое решение - об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, судебные акты вынесены с нарушением норм материального права. Утвержденный Федеральным законом от 28.10.98 N 162-ФЗ "О ставках земельного налога" размер ставок земельного налога не изменялся законами о бюджете на 1999 - 2001 годы, изменялись только поправочные коэффициенты, действующие конкретно определенный финансовый год. Поэтому применение в каждом последующем году при исчислении земельного налога коэффициента, установленного утратившим силу нормативным актом, не основано на законе. Кроме того, в части первой Налогового кодекса Российской Федерации в качестве элемента налоговой ставки коэффициенты не предусмотрены, поэтому налогоплательщик считает, что с 01.01.99 поправочные коэффициенты могут влиять только на порядок исчисления налога в конкретном финансовом году.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Заслушав представителя заявителя, поддержавшего свои доводы, проверив в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта по делу.
Материалами дела установлено, что 03.04.2003 ОАО "АТП-1 "Омскагропромстройтранс" представило в налоговый орган уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2000 - 2003 годы и заявление о зачете излишне уплаченного налога в сумме 473286 руб. 89 коп. в счет погашения недоимки по земельному налогу и текущих платежей по указанному налогу.
Решение о зачете либо отказе в возврате излишне уплаченного налога за указанные периоды налоговым органом в адрес ОАО "АТП-1 "Омскагропромстройтранс" не было направлено, в связи с чем ОАО "АТП-1 "Омскагропромстройтранс" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исходя из положений статей 3, 16, 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю" N 1738-1 от 11.10.92 на юридических лиц возложена обязанность не позднее 1 июля представлять в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку и уплачивать налог равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" Правительству Российской Федерации было предписано индексировать ежегодно начиная с 1995 года установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Арбитражный суд первой инстанции, исследуя в полном объеме доводы сторон по существу спора, пришел к выводу, что при расчете земельного налога средние ставки его применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемых федеральными нормативными актами.
Федеральным законом Российской Федерации от 22.02.99 N 36-ФЗ установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом 2.
Федеральным законом Российской Федерации от 31.12.99 N 227-ФЗ установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
Федеральным законом Российской Федерации от 27.12.2000 N 150-ФЗ установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Федеральным законом Российской Федерации от 14.12.2001 N 163-ФЗ установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
В силу прямого указания закона (пункт 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1, статья 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ) федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации, или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
При таких обстоятельствах ОАО "АТП-1 "Омскагропромстройтранс" правильно исчислило ставки земельного налога с учетом повышающих коэффициентов в 1999 - 2001 годах и уплатило их в полном объеме. Это подтверждается материалами дела.
Кассационная инстанция считает правомерным вывод суда об отказе заявителю в удовлетворении заявленных требований, находит, что арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, правильно применил нормы материального и процессуального права. По изложенным выше основаниям в удовлетворении кассационной жалобы отказано.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение от 15.10.2003 первой и постановление от 21.01.2004 апелляционной инстанций Арбитражного суда Омской области по делу N 13-477/03 (N А-1252/03) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 24.03.2004 N Ф04/1510-274/А46-2004
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 24 марта 2004 года Дело N Ф04/1510-274/А46-2004
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "АТП-1 "Омскагропромстройтранс" на решение от 15.10.2003 и на постановление апелляционной инстанции от 21.01.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 13-477/03 (N А-1252/03) по заявлению ОАО "АТП-1 "Омскагропромстройтранс" к Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N 1 по Центральному административному округу г. Омска об обязании произвести зачет суммы излишне уплаченного земельного налога за 2000 - 2002 годы в размере 473286 руб. 89 коп. и направлении переплаты в счет погашения недоимки по земельному налогу и текущим платежам по указанному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество (далее - ОАО) "АТП-1 "Омскагропромстройтранс" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением об обязании произвести зачет суммы излишне уплаченного земельного налога за 2000 - 2002 годы в размере 473286 руб. 89 коп. и направлении переплаты в счет погашения недоимки по земельному налогу и текущим платежам по указанному налогу.
В обоснование заявленных требований ОАО "АТП-1 "Омскагропромстройтранс" сослалось на то, что в 2000 - 2001 годах в соответствии с Федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующие годы им производился расчет земельного налога последовательно с учетом повышающих коэффициентов к ставкам означенного налога. Указанные повышающие коэффициенты на 2000 - 2002 годы должны были применяться к ставке 1998 года в конкретном году. В связи с последовательным применением повышающих коэффициентов предприятие излишне уплатило за 2002 год земельный налог в сумме 259680,36 руб., за 2001 год - 121365,22 руб., за 2000 год - 92241,31 руб.
Решением от 15.10.2003 Арбитражного суда Омской области в удовлетворении заявленных требований общества было отказано.
Суд мотивировал данный вывод тем, что установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемых нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов на основе средних ставок и в каждом последующем году коэффициент применяется к ставке, учитывающей коэффициент предшествующего года.
Постановлением от 21.01.2004 апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Апелляционная инстанция поддержала выводы суда первой инстанции по существу спора.
В кассационной жалобе ОАО "АТП-1 "Омскагропромстройтранс" просит отменить состоявшиеся по делу решение и постановление апелляционной инстанции и принять новое решение - об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, судебные акты вынесены с нарушением норм материального права. Утвержденный Федеральным законом от 28.10.98 N 162-ФЗ "О ставках земельного налога" размер ставок земельного налога не изменялся законами о бюджете на 1999 - 2001 годы, изменялись только поправочные коэффициенты, действующие конкретно определенный финансовый год. Поэтому применение в каждом последующем году при исчислении земельного налога коэффициента, установленного утратившим силу нормативным актом, не основано на законе. Кроме того, в части первой Налогового кодекса Российской Федерации в качестве элемента налоговой ставки коэффициенты не предусмотрены, поэтому налогоплательщик считает, что с 01.01.99 поправочные коэффициенты могут влиять только на порядок исчисления налога в конкретном финансовом году.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Заслушав представителя заявителя, поддержавшего свои доводы, проверив в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта по делу.
Материалами дела установлено, что 03.04.2003 ОАО "АТП-1 "Омскагропромстройтранс" представило в налоговый орган уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2000 - 2003 годы и заявление о зачете излишне уплаченного налога в сумме 473286 руб. 89 коп. в счет погашения недоимки по земельному налогу и текущих платежей по указанному налогу.
Решение о зачете либо отказе в возврате излишне уплаченного налога за указанные периоды налоговым органом в адрес ОАО "АТП-1 "Омскагропромстройтранс" не было направлено, в связи с чем ОАО "АТП-1 "Омскагропромстройтранс" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исходя из положений статей 3, 16, 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю" N 1738-1 от 11.10.92 на юридических лиц возложена обязанность не позднее 1 июля представлять в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку и уплачивать налог равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" Правительству Российской Федерации было предписано индексировать ежегодно начиная с 1995 года установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Арбитражный суд первой инстанции, исследуя в полном объеме доводы сторон по существу спора, пришел к выводу, что при расчете земельного налога средние ставки его применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемых федеральными нормативными актами.
Федеральным законом Российской Федерации от 22.02.99 N 36-ФЗ установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом 2.
Федеральным законом Российской Федерации от 31.12.99 N 227-ФЗ установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
Федеральным законом Российской Федерации от 27.12.2000 N 150-ФЗ установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Федеральным законом Российской Федерации от 14.12.2001 N 163-ФЗ установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
В силу прямого указания закона (пункт 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1, статья 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ) федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации, или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
При таких обстоятельствах ОАО "АТП-1 "Омскагропромстройтранс" правильно исчислило ставки земельного налога с учетом повышающих коэффициентов в 1999 - 2001 годах и уплатило их в полном объеме. Это подтверждается материалами дела.
Кассационная инстанция считает правомерным вывод суда об отказе заявителю в удовлетворении заявленных требований, находит, что арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, правильно применил нормы материального и процессуального права. По изложенным выше основаниям в удовлетворении кассационной жалобы отказано.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 15.10.2003 первой и постановление от 21.01.2004 апелляционной инстанций Арбитражного суда Омской области по делу N 13-477/03 (N А-1252/03) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 24 марта 2004 года Дело N Ф04/1510-274/А46-2004
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "АТП-1 "Омскагропромстройтранс" на решение от 15.10.2003 и на постановление апелляционной инстанции от 21.01.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N 13-477/03 (N А-1252/03) по заявлению ОАО "АТП-1 "Омскагропромстройтранс" к Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N 1 по Центральному административному округу г. Омска об обязании произвести зачет суммы излишне уплаченного земельного налога за 2000 - 2002 годы в размере 473286 руб. 89 коп. и направлении переплаты в счет погашения недоимки по земельному налогу и текущим платежам по указанному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество (далее - ОАО) "АТП-1 "Омскагропромстройтранс" обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением об обязании произвести зачет суммы излишне уплаченного земельного налога за 2000 - 2002 годы в размере 473286 руб. 89 коп. и направлении переплаты в счет погашения недоимки по земельному налогу и текущим платежам по указанному налогу.
В обоснование заявленных требований ОАО "АТП-1 "Омскагропромстройтранс" сослалось на то, что в 2000 - 2001 годах в соответствии с Федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующие годы им производился расчет земельного налога последовательно с учетом повышающих коэффициентов к ставкам означенного налога. Указанные повышающие коэффициенты на 2000 - 2002 годы должны были применяться к ставке 1998 года в конкретном году. В связи с последовательным применением повышающих коэффициентов предприятие излишне уплатило за 2002 год земельный налог в сумме 259680,36 руб., за 2001 год - 121365,22 руб., за 2000 год - 92241,31 руб.
Решением от 15.10.2003 Арбитражного суда Омской области в удовлетворении заявленных требований общества было отказано.
Суд мотивировал данный вывод тем, что установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" от 11.10.91 N 1738-1 средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемых нормативными актами. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов на основе средних ставок и в каждом последующем году коэффициент применяется к ставке, учитывающей коэффициент предшествующего года.
Постановлением от 21.01.2004 апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Апелляционная инстанция поддержала выводы суда первой инстанции по существу спора.
В кассационной жалобе ОАО "АТП-1 "Омскагропромстройтранс" просит отменить состоявшиеся по делу решение и постановление апелляционной инстанции и принять новое решение - об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, судебные акты вынесены с нарушением норм материального права. Утвержденный Федеральным законом от 28.10.98 N 162-ФЗ "О ставках земельного налога" размер ставок земельного налога не изменялся законами о бюджете на 1999 - 2001 годы, изменялись только поправочные коэффициенты, действующие конкретно определенный финансовый год. Поэтому применение в каждом последующем году при исчислении земельного налога коэффициента, установленного утратившим силу нормативным актом, не основано на законе. Кроме того, в части первой Налогового кодекса Российской Федерации в качестве элемента налоговой ставки коэффициенты не предусмотрены, поэтому налогоплательщик считает, что с 01.01.99 поправочные коэффициенты могут влиять только на порядок исчисления налога в конкретном финансовом году.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Заслушав представителя заявителя, поддержавшего свои доводы, проверив в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебного акта по делу.
Материалами дела установлено, что 03.04.2003 ОАО "АТП-1 "Омскагропромстройтранс" представило в налоговый орган уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2000 - 2003 годы и заявление о зачете излишне уплаченного налога в сумме 473286 руб. 89 коп. в счет погашения недоимки по земельному налогу и текущих платежей по указанному налогу.
Решение о зачете либо отказе в возврате излишне уплаченного налога за указанные периоды налоговым органом в адрес ОАО "АТП-1 "Омскагропромстройтранс" не было направлено, в связи с чем ОАО "АТП-1 "Омскагропромстройтранс" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Исходя из положений статей 3, 16, 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю" N 1738-1 от 11.10.92 на юридических лиц возложена обязанность не позднее 1 июля представлять в налоговые органы расчет причитающегося с них налога по каждому земельному участку и уплачивать налог равными долями не позднее 15 сентября и 15 ноября. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О плате за землю" Правительству Российской Федерации было предписано индексировать ежегодно начиная с 1995 года установленные Законом Российской Федерации "О плате за землю" ставки земельного налога исходя из динамики изменения минимального размера оплаты труда.
Арбитражный суд первой инстанции, исследуя в полном объеме доводы сторон по существу спора, пришел к выводу, что при расчете земельного налога средние ставки его применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемых федеральными нормативными актами.
Федеральным законом Российской Федерации от 22.02.99 N 36-ФЗ установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом 2.
Федеральным законом Российской Федерации от 31.12.99 N 227-ФЗ установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.
Федеральным законом Российской Федерации от 27.12.2000 N 150-ФЗ установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
Федеральным законом Российской Федерации от 14.12.2001 N 163-ФЗ установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действующие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
В силу прямого указания закона (пункт 2 статьи 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1, статья 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ) федеральные нормативные акты, которыми устанавливаются поправочные коэффициенты, являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации, или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
При таких обстоятельствах ОАО "АТП-1 "Омскагропромстройтранс" правильно исчислило ставки земельного налога с учетом повышающих коэффициентов в 1999 - 2001 годах и уплатило их в полном объеме. Это подтверждается материалами дела.
Кассационная инстанция считает правомерным вывод суда об отказе заявителю в удовлетворении заявленных требований, находит, что арбитражный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, правильно применил нормы материального и процессуального права. По изложенным выше основаниям в удовлетворении кассационной жалобы отказано.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 15.10.2003 первой и постановление от 21.01.2004 апелляционной инстанций Арбитражного суда Омской области по делу N 13-477/03 (N А-1252/03) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)