Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2006 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2006 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ч.
судей М.Э.П., М.Л.М.
при ведении протокола судебного заседания: З.
при участии в заседании:
от истца (заявителя): А. по дов. от 12.10.2005 N 01-08/87,
от ответчика (должника): Т. по дов. от 30.12.2005 N 12-28834 уд. УР N 011887,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС РФ по г. Воскресенску МО на решение Арбитражного суда Московской области от 26 февраля 2006 г. по делу N А41-К2-23543/05, принятого судьей Г., по иску (заявлению) ЗАО "Воскресенск-Техноткань" к ИФНС по г. Воскресенску Московской области о признании незаконным решения и обязании зачесть излишне уплаченный налог
ЗАО "Воскресенск-Техноткань" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском об обязании ИФНС РФ по г. Воскресенску МО зачесть излишне уплаченную сумму земельного налога в размере 2428166 руб. 17 коп. в счет предстоящих платежей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 февраля 2006 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
ИФНС РФ по г. Воскресенску МО считает решение Арбитражного суда Московской области от 26 февраля 2006 года по делу N А41-К2-23543/05 незаконным, подлежащим отмене по основаниям несоответствия выводов, изложенных в решении суда, фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права, в связи с чем подана апелляционная жалоба.
В обоснование жалобы ИФНС РФ по г. Воскресенску МО указал, что на основании заявления о зачете излишне уплаченной суммы налога ЗАО "Воскресенск-Техноткань", ИФНС РФ по г. Воскресенску МО была проведена камеральная налоговая проверка. На основании материалов камеральной налоговой проверки по периодам за 2002 - 2004 гг. ИФНС РФ по г. Воскресенску МО было установлено, что 04.08.2005 ЗАО "Воскресенск-Техноткань" в ИФНС РФ по г. Воскресенску МО была представлена уточненная декларация к уменьшению на сумму 304489 руб. При исчислений земельного налога за 2002 г. в уточненной декларации, организация использовала заниженную ставку в размере 1,44 руб./кв. м.
В соответствии со ст. ст. 2, 9 Закона Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области" при исчислении земельного налога должны применяться коэффициенты в размере 2,5 и 1,5. Законом МО от 30.06.2005 N 156/2005-ОЗ в Закон Московской области от 16.06.1995 N 18/95-03 "О плате за землю в Московской области" внесены изменения, которые вступают в силу на следующий день после его официального опубликования и распространяются на правоотношения, возникшие с 16 февраля 2005 года. Таким образом, ставка земельного налога за поселковые земли за 2004 г. с учетом вышеуказанных коэффициентов равна 75,8 руб./кв. м. В результате, проведенной ИФНС РФ по г. Воскресенску МО камеральной проверки, земельный налог за 2002 г. подлежит доначислению в сумме 304489 руб.
ЗАО "Воскресенск-Техноткань" 04.08.2005 в ИФНС РФ по г. Воскресенску МО была представлена уточненная декларация к уменьшению на сумму 546294 руб. При исчислении земельного налога за 2003 г. в уточненной декларации ЗАО "Воскресенск-Техноткань" использовала заниженную ставку в размере 2,592 руб./кв. м. При этом коэффициенты, установленные ст. ст. 2, 9 Закона МО от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в МО", были ЗАО "Воскресенск-Техноткань" исключены. Таким образом, ставка земельного налога за поселковые земли за 2003 г. с учетом коэффициентов равна 13,608 руб./кв. м. Поэтому в результате камеральной проверки следует доначислить земельный налог за 2003 г. в сумме 546294 руб.
ЗАО "Воскресенск-Техноткань" 04.08.2005 в ИФНС РФ по г. Воскресенску МО была представлена уточненная декларация по налогу на землю к уменьшению на сумму 1577382 руб. При исчислении земельного налога за 2004 г. в уточненной декларации ЗАО "Воскресенск-Техноткань" использовала заниженную ставку в размере 2,852 руб./кв. м, исключив, в противоречие с Законом МО от 16.09.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в МО", коэффициенты, установленные ст. 2 в размере 2,5 и ст. 9 в размере 1,5. Таким образом, ставка земельного налога за поселковые земли за 2004 г. с учетом коэффициентов, установленных ст. ст. 2, 9 Законом МО от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в МО", равна 14,9688 руб./кв. м поэтому в результате камеральной проверки следует доначислить земельный налог за 2004 г. в сумме 1577382 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ИФНС РФ по г. Воскресенску МО просит отменить решение суда первой инстанции.
Представитель ИФНС РФ по г. Воскресенску МО в судебное заседание явился, доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
ЗАО "Воскресенск-Техноткань" в судебное заседание явилось и представило отзыв на апелляционную жалобу ИФНС РФ по г. Воскресенску МО, составленный в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. ЗАО "Воскресенск-Техноткань" считает решение Арбитражного суда Московской области от 26 февраля 2006 года по делу N А41-К2-23543/05 законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 8 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3). Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территорий и генеральными планами городов.
Таким образом, Закон Российской Федерации "О плате за землю" установил пределы, в рамках которых могут быть установлены конкретные налоговые ставки.
Согласно ст. 2 Законом МО от 16.09.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в МО" средние ставки земельного налога на земли всех категорий (кроме земель сельскохозяйственного назначения) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю": за земли городов - 2,5, за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области (приложение N 1).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами, зданиями и сооружениями, включая объекты курортологических, необходимых для эксплуатации инфраструктуры. Признание территории курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти, органом местного самоуправления на основании специальных гидрологических и других исследований.
Согласно ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, туристические базы, объекты физической культуры и спорта, туристические парки, лесопарки, детские и спортивные лагеря и другие аналогичные объекты. Земли ЗАО "Воскресенск-Техноткань" предназначены для производственных целей, не выполняют функции земель рекреационного назначения, не являются зоной отдыха или курортной зоной. В связи с этим, установленный ст. 2 Законом МО от 16.09.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в МО" повышающий коэффициент не подлежит применению при расчете земельного налога за используемую обществом землю.
Повышающий коэффициент, установленный ст. 9 Законом МО от 16.09.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в МО", также не подлежал применению при расчете земельного налога, т.к. средние ставки земельного налога на городские (поселковые) земли увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов и поселков, уровень развития социального потенциала и местоположение (приложение N 7).
Приложением N 7 к этому Закону для п. Хорлово Воскресенского района Московской области установлен коэффициент увеличения "1,5".
В соответствии с Приложением N 2 (таблица 3) к Закону РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" для поселений с численностью населения до 100 тыс. человек применение повышающего коэффициента не предусмотрено.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" средние ставки земельного налога дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, а границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Закон РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" не предоставляет органам местного самоуправления права повышать ставки налога за городские (поселковые) земли, установленные на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю".
Органы местного самоуправления г. Воскресенск Московской области не произвели дифференцирования ставок земельного налога, установленных Законом Российской Федерации "О плате за землю".
Таким образом, у ЗАО "Воскресенск-Техноткань" отсутствует обязанность применять ставки земельного налога, установленные органами местного самоуправления в спорный период.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения сторон, проверив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебном заседании установлено, что ЗАО "Воскресенск-Техноткань" является плательщиком земельного налога за переданный ему в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок под промплощадку общей площадью 130176 кв. м, расположенный в пос. Хорлово Воскресенского района Московской области (л.д. 9).
В течение 2002 - 2004 гг. ЗАО "Воскресенск-Техноткань" уплатило за предоставленные земли земельный налог с учетом повышающих коэффициентов 2,5 и 1,5, предусмотренных ст. ст. 2 и 9 Закона МО от 16.09.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в МО", в сумме 2999314 руб. 17 коп., что подтверждено платежными поручениями (л.д. 34 - 59).
04.08.2005 ЗАО "Воскресенск-Техноткань" были поданы в ИФНС РФ по г. Воскресенску МО уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2002 г., 2003 г. и 2004 г., в соответствии с которыми исчисленная сумма земельного налога составила 571148 руб. (л.д. 12 2 7).
Вместе с декларациями ЗАО "Воскресенск-Техноткань" представлено в ИФНС РФ по г. Воскресенску МО заявление о зачете излишне уплаченного земельного налога в сумме 2428166 руб. в следующем порядке:
- - в счет предстоящих платежей по земельному налогу 1225439 руб.;
- - в счет предстоящих платежей по налогу на имущество 280000 руб.;
- - в счет предстоящих платежей по налогу на добавленную стоимость в федеральный бюджет 922727 руб. (л.д. 29 - 30).
На основании представленных ЗАО "Воскресенск-Техноткань" уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2002 г., 2003 г. и 2004 г. ИФНС РФ по г. Воскресенску МО провела камеральные проверки и вынесла следующие решения об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения:
- - решение N 1939 от 02.11.2005 (т. 1 л.д. 100 - 102);
- - решение N 1940 от 02.11.2005 (т. 1 л.д. 97 - 99);
- - решение N 319/1941 от 02.11.2005 (т. 1 л.д. 94 - 96).
Апелляционный суд считает правомерным удовлетворение суда первой инстанции требований ЗАО "Воскресенск-Техноткань" о признании незаконными решений и обязании зачесть излишне уплаченный налог на землю, поскольку они противоречат действующему законодательству, опровергаются материалами дела и нарушают права заявителя.
В соответствии со ст. 2 Закона МО от 16.09.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в МО" средние ставки земельного налога на земли всех категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, крестьянских фермерских хозяйств на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", в т.ч. за земли городов - 2,5, за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области.
В таблице 2 приложения N 2 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах - курортных районах и зонах отдыха.
В соответствии со ст. 98 Земельного кодекса РФ землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Земельный участок ЗАО "Воскресенск-Техноткань" не является землей рекреационного назначения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами, зданиями и сооружениями, включая объекты курортологических, необходимых для эксплуатации инфраструктуры. Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" признание территории курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти, органом местного самоуправления на основании специальных гидрологических и других исследований.
В п. 1.3 Положения "О зонах отдыха в г. Москве", утвержденного Постановлением Правительства г. Москвы от 22.08.2000 N 658, указано, что загородные зоны отдыха должны быть определены специальным документом после принятия необходимых законодательных актов, регулирующих отношения Москвы и Московской области в сфере ведения земельным, лесным и водными фондами в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, вся Московская область не является зоной отдыха г. Москвы. Доказательств того, что территория, занимаемая ЗАО "Воскресенск-Техноткань", отнесена в установленном порядке к курортным зонам или зонам отдыха либо к землям рекреационного назначения, ИФНС РФ по г. Воскресенску МО не представила.
Из постановления Главы Воскресенского района Московской области N 294 от 13.07.1998, из Свидетельства о государственной регистрации права от 09.08.1999 следует, что земельный участок предоставлен под промплощадку (л.д. 9-10).
Таким образом, в части установления повышающих коэффициентов для - земельных участков, которые не относятся к зоне отдыха г. Москвы, ст. 2 Закона МО от 16.09.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в МО" не соответствует положениям ст. 8 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю".
Статьей 9 Закона МО от 16.09.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в МО" определено, что к средним ставкам земельного налога на городские (поселковые) земли, установленным в соответствии с Законом РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" и статьей 2 Закона МО от 16.09.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в МО", применяются коэффициенты, учитывающие статус конкретных городов и поселков, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположения городов и поселков.
Для п. Хорлово Воскресенского района Московской области ст. 9 Закона от 16.09.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в МО" установлен коэффициент 1,5.
Приложением 2 (таблица 3) к Закону РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса населенного пункта, развития социально-культурного потенциала, которые применяются при численности населения города от 100 тыс. человек. Таким образом, в связи с тем, что численность населения поселка п. Хорлово как менее 100 тыс. человек, то коэффициенты установленные Приложением 2 (таблица 3) к Закону РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" к поселку п. Хорлово не применимы.
Доводы ИФНС РФ по г. Воскресенску МО о том, что при расчете земельного налога необходимо применять повышающие коэффициенты, установленные Законом МО от 16.09.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в МО", который является действующим нормативным актом, не могут быть приняты арбитражным апелляционным судом, поскольку п. 5 ст. 76 Конституции РФ устанавливает прямое действие федерального закона в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ.
Кроме того, п. 2 ст. 13 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному, имеющему большую юридическую силу, нормативному правовому акту, принимает судебный акт в соответствии с нормативным актом, имеющим большую юридическую силу.
При изложенных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что расчет ставки земельного налога без применения указанных коэффициентов произведен ЗАО "Воскресенск-Техноткань" в соответствии с действующим законодательством на основании Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю":
- - за 2002 год - 0,72 руб. (ставка 2001 г.) x 2 (коэффициент определен на основании ст. 1 ФЗ от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога") = 1,44 руб. за кв. м;
- - за 2003 год - 1,44 руб. (ставка 2002 г.) x 1,8 (коэффициент определен на основании ст. 7 ФЗ от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые акты законодательства РФ") = 2,59 руб. за кв. м;
- - за 2004 год - 2,59 руб. (ставка 2003 г.) x 1,1 (коэффициент определен на основании ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ" N 117-ФЗ от 07.07.2003) = 2,85 руб. за кв. м.
Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, согласно представленных ЗАО "Воскресенск-Техноткань" уточненных деклараций, за 2002 - 2004 гг. составила 471148 руб. (2002 г. - 71411 руб., 2003 г. - 128540 руб., 2004 г. - 371197 руб.).
Фактически истцом уплачено в бюджет земельного налога за 2002 - 2004 гг. 2999314 руб.
Таким образом, арбитражным апелляционным судом установлено, что сумма излишне уплаченного земельного налога составляет 2428166 руб. 17 коп.
Согласно пп. 5 п. 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять зачет излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.
Порядок зачета излишне уплаченных сумм налога установлен ст. 78 НК РФ, в соответствии с которой сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашении недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их взаимной связи, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 266, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Московской области от 26 февраля 2006 года по делу N А41-К2-23543/05 оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС РФ по г. Воскресенску МО - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.08.2006 ПО ДЕЛУ N А41-К2-23543/05
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 августа 2006 г. по делу N А41-К2-23543/05
Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2006 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2006 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ч.
судей М.Э.П., М.Л.М.
при ведении протокола судебного заседания: З.
при участии в заседании:
от истца (заявителя): А. по дов. от 12.10.2005 N 01-08/87,
от ответчика (должника): Т. по дов. от 30.12.2005 N 12-28834 уд. УР N 011887,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС РФ по г. Воскресенску МО на решение Арбитражного суда Московской области от 26 февраля 2006 г. по делу N А41-К2-23543/05, принятого судьей Г., по иску (заявлению) ЗАО "Воскресенск-Техноткань" к ИФНС по г. Воскресенску Московской области о признании незаконным решения и обязании зачесть излишне уплаченный налог
установил:
ЗАО "Воскресенск-Техноткань" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском об обязании ИФНС РФ по г. Воскресенску МО зачесть излишне уплаченную сумму земельного налога в размере 2428166 руб. 17 коп. в счет предстоящих платежей.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 февраля 2006 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
ИФНС РФ по г. Воскресенску МО считает решение Арбитражного суда Московской области от 26 февраля 2006 года по делу N А41-К2-23543/05 незаконным, подлежащим отмене по основаниям несоответствия выводов, изложенных в решении суда, фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права, в связи с чем подана апелляционная жалоба.
В обоснование жалобы ИФНС РФ по г. Воскресенску МО указал, что на основании заявления о зачете излишне уплаченной суммы налога ЗАО "Воскресенск-Техноткань", ИФНС РФ по г. Воскресенску МО была проведена камеральная налоговая проверка. На основании материалов камеральной налоговой проверки по периодам за 2002 - 2004 гг. ИФНС РФ по г. Воскресенску МО было установлено, что 04.08.2005 ЗАО "Воскресенск-Техноткань" в ИФНС РФ по г. Воскресенску МО была представлена уточненная декларация к уменьшению на сумму 304489 руб. При исчислений земельного налога за 2002 г. в уточненной декларации, организация использовала заниженную ставку в размере 1,44 руб./кв. м.
В соответствии со ст. ст. 2, 9 Закона Московской области от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в Московской области" при исчислении земельного налога должны применяться коэффициенты в размере 2,5 и 1,5. Законом МО от 30.06.2005 N 156/2005-ОЗ в Закон Московской области от 16.06.1995 N 18/95-03 "О плате за землю в Московской области" внесены изменения, которые вступают в силу на следующий день после его официального опубликования и распространяются на правоотношения, возникшие с 16 февраля 2005 года. Таким образом, ставка земельного налога за поселковые земли за 2004 г. с учетом вышеуказанных коэффициентов равна 75,8 руб./кв. м. В результате, проведенной ИФНС РФ по г. Воскресенску МО камеральной проверки, земельный налог за 2002 г. подлежит доначислению в сумме 304489 руб.
ЗАО "Воскресенск-Техноткань" 04.08.2005 в ИФНС РФ по г. Воскресенску МО была представлена уточненная декларация к уменьшению на сумму 546294 руб. При исчислении земельного налога за 2003 г. в уточненной декларации ЗАО "Воскресенск-Техноткань" использовала заниженную ставку в размере 2,592 руб./кв. м. При этом коэффициенты, установленные ст. ст. 2, 9 Закона МО от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в МО", были ЗАО "Воскресенск-Техноткань" исключены. Таким образом, ставка земельного налога за поселковые земли за 2003 г. с учетом коэффициентов равна 13,608 руб./кв. м. Поэтому в результате камеральной проверки следует доначислить земельный налог за 2003 г. в сумме 546294 руб.
ЗАО "Воскресенск-Техноткань" 04.08.2005 в ИФНС РФ по г. Воскресенску МО была представлена уточненная декларация по налогу на землю к уменьшению на сумму 1577382 руб. При исчислении земельного налога за 2004 г. в уточненной декларации ЗАО "Воскресенск-Техноткань" использовала заниженную ставку в размере 2,852 руб./кв. м, исключив, в противоречие с Законом МО от 16.09.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в МО", коэффициенты, установленные ст. 2 в размере 2,5 и ст. 9 в размере 1,5. Таким образом, ставка земельного налога за поселковые земли за 2004 г. с учетом коэффициентов, установленных ст. ст. 2, 9 Законом МО от 16.06.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в МО", равна 14,9688 руб./кв. м поэтому в результате камеральной проверки следует доначислить земельный налог за 2004 г. в сумме 1577382 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ИФНС РФ по г. Воскресенску МО просит отменить решение суда первой инстанции.
Представитель ИФНС РФ по г. Воскресенску МО в судебное заседание явился, доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
ЗАО "Воскресенск-Техноткань" в судебное заседание явилось и представило отзыв на апелляционную жалобу ИФНС РФ по г. Воскресенску МО, составленный в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. ЗАО "Воскресенск-Техноткань" считает решение Арбитражного суда Московской области от 26 февраля 2006 года по делу N А41-К2-23543/05 законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 8 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 (таблицы 1, 2, 3). Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территорий и генеральными планами городов.
Таким образом, Закон Российской Федерации "О плате за землю" установил пределы, в рамках которых могут быть установлены конкретные налоговые ставки.
Согласно ст. 2 Законом МО от 16.09.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в МО" средние ставки земельного налога на земли всех категорий (кроме земель сельскохозяйственного назначения) на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю": за земли городов - 2,5, за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области (приложение N 1).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами, зданиями и сооружениями, включая объекты курортологических, необходимых для эксплуатации инфраструктуры. Признание территории курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти, органом местного самоуправления на основании специальных гидрологических и других исследований.
Согласно ст. 98 Земельного кодекса Российской Федерации к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, туристические базы, объекты физической культуры и спорта, туристические парки, лесопарки, детские и спортивные лагеря и другие аналогичные объекты. Земли ЗАО "Воскресенск-Техноткань" предназначены для производственных целей, не выполняют функции земель рекреационного назначения, не являются зоной отдыха или курортной зоной. В связи с этим, установленный ст. 2 Законом МО от 16.09.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в МО" повышающий коэффициент не подлежит применению при расчете земельного налога за используемую обществом землю.
Повышающий коэффициент, установленный ст. 9 Законом МО от 16.09.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в МО", также не подлежал применению при расчете земельного налога, т.к. средние ставки земельного налога на городские (поселковые) земли увеличиваются кратно коэффициентам, учитывающим статус конкретных городов и поселков, уровень развития социального потенциала и местоположение (приложение N 7).
Приложением N 7 к этому Закону для п. Хорлово Воскресенского района Московской области установлен коэффициент увеличения "1,5".
В соответствии с Приложением N 2 (таблица 3) к Закону РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" для поселений с численностью населения до 100 тыс. человек применение повышающего коэффициента не предусмотрено.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" средние ставки земельного налога дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории, а границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Закон РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" не предоставляет органам местного самоуправления права повышать ставки налога за городские (поселковые) земли, установленные на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к Закону РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю".
Органы местного самоуправления г. Воскресенск Московской области не произвели дифференцирования ставок земельного налога, установленных Законом Российской Федерации "О плате за землю".
Таким образом, у ЗАО "Воскресенск-Техноткань" отсутствует обязанность применять ставки земельного налога, установленные органами местного самоуправления в спорный период.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения сторон, проверив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебном заседании установлено, что ЗАО "Воскресенск-Техноткань" является плательщиком земельного налога за переданный ему в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок под промплощадку общей площадью 130176 кв. м, расположенный в пос. Хорлово Воскресенского района Московской области (л.д. 9).
В течение 2002 - 2004 гг. ЗАО "Воскресенск-Техноткань" уплатило за предоставленные земли земельный налог с учетом повышающих коэффициентов 2,5 и 1,5, предусмотренных ст. ст. 2 и 9 Закона МО от 16.09.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в МО", в сумме 2999314 руб. 17 коп., что подтверждено платежными поручениями (л.д. 34 - 59).
04.08.2005 ЗАО "Воскресенск-Техноткань" были поданы в ИФНС РФ по г. Воскресенску МО уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2002 г., 2003 г. и 2004 г., в соответствии с которыми исчисленная сумма земельного налога составила 571148 руб. (л.д. 12 2 7).
Вместе с декларациями ЗАО "Воскресенск-Техноткань" представлено в ИФНС РФ по г. Воскресенску МО заявление о зачете излишне уплаченного земельного налога в сумме 2428166 руб. в следующем порядке:
- - в счет предстоящих платежей по земельному налогу 1225439 руб.;
- - в счет предстоящих платежей по налогу на имущество 280000 руб.;
- - в счет предстоящих платежей по налогу на добавленную стоимость в федеральный бюджет 922727 руб. (л.д. 29 - 30).
На основании представленных ЗАО "Воскресенск-Техноткань" уточненные налоговые декларации по земельному налогу за 2002 г., 2003 г. и 2004 г. ИФНС РФ по г. Воскресенску МО провела камеральные проверки и вынесла следующие решения об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения:
- - решение N 1939 от 02.11.2005 (т. 1 л.д. 100 - 102);
- - решение N 1940 от 02.11.2005 (т. 1 л.д. 97 - 99);
- - решение N 319/1941 от 02.11.2005 (т. 1 л.д. 94 - 96).
Апелляционный суд считает правомерным удовлетворение суда первой инстанции требований ЗАО "Воскресенск-Техноткань" о признании незаконными решений и обязании зачесть излишне уплаченный налог на землю, поскольку они противоречат действующему законодательству, опровергаются материалами дела и нарушают права заявителя.
В соответствии со ст. 2 Закона МО от 16.09.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в МО" средние ставки земельного налога на земли всех категорий, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, крестьянских фермерских хозяйств на территории Московской области применяются с повышающими коэффициентами, установленными в соответствии с Приложением 2 (таблица 2) к Закону РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", в т.ч. за земли городов - 2,5, за земли других категорий - согласно коэффициентам увеличения средних ставок земельного налога в зависимости от рекреационной ценности территории Московской области.
В таблице 2 приложения N 2 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах - курортных районах и зонах отдыха.
В соответствии со ст. 98 Земельного кодекса РФ землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Земельный участок ЗАО "Воскресенск-Техноткань" не является землей рекреационного назначения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" под курортом понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами, зданиями и сооружениями, включая объекты курортологических, необходимых для эксплуатации инфраструктуры. Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" признание территории курортом осуществляется в зависимости от ее значения Правительством Российской Федерации, соответствующим органом исполнительной власти, органом местного самоуправления на основании специальных гидрологических и других исследований.
В п. 1.3 Положения "О зонах отдыха в г. Москве", утвержденного Постановлением Правительства г. Москвы от 22.08.2000 N 658, указано, что загородные зоны отдыха должны быть определены специальным документом после принятия необходимых законодательных актов, регулирующих отношения Москвы и Московской области в сфере ведения земельным, лесным и водными фондами в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, вся Московская область не является зоной отдыха г. Москвы. Доказательств того, что территория, занимаемая ЗАО "Воскресенск-Техноткань", отнесена в установленном порядке к курортным зонам или зонам отдыха либо к землям рекреационного назначения, ИФНС РФ по г. Воскресенску МО не представила.
Из постановления Главы Воскресенского района Московской области N 294 от 13.07.1998, из Свидетельства о государственной регистрации права от 09.08.1999 следует, что земельный участок предоставлен под промплощадку (л.д. 9-10).
Таким образом, в части установления повышающих коэффициентов для - земельных участков, которые не относятся к зоне отдыха г. Москвы, ст. 2 Закона МО от 16.09.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в МО" не соответствует положениям ст. 8 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю".
Статьей 9 Закона МО от 16.09.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в МО" определено, что к средним ставкам земельного налога на городские (поселковые) земли, установленным в соответствии с Законом РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" и статьей 2 Закона МО от 16.09.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в МО", применяются коэффициенты, учитывающие статус конкретных городов и поселков, уровень развития социально-культурного потенциала и местоположения городов и поселков.
Для п. Хорлово Воскресенского района Московской области ст. 9 Закона от 16.09.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в МО" установлен коэффициент 1,5.
Приложением 2 (таблица 3) к Закону РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" установлены коэффициенты увеличения средней ставки земельного налога за счет статуса населенного пункта, развития социально-культурного потенциала, которые применяются при численности населения города от 100 тыс. человек. Таким образом, в связи с тем, что численность населения поселка п. Хорлово как менее 100 тыс. человек, то коэффициенты установленные Приложением 2 (таблица 3) к Закону РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" к поселку п. Хорлово не применимы.
Доводы ИФНС РФ по г. Воскресенску МО о том, что при расчете земельного налога необходимо применять повышающие коэффициенты, установленные Законом МО от 16.09.1995 N 18/95-ОЗ "О плате за землю в МО", который является действующим нормативным актом, не могут быть приняты арбитражным апелляционным судом, поскольку п. 5 ст. 76 Конституции РФ устанавливает прямое действие федерального закона в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ.
Кроме того, п. 2 ст. 13 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному, имеющему большую юридическую силу, нормативному правовому акту, принимает судебный акт в соответствии с нормативным актом, имеющим большую юридическую силу.
При изложенных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд считает, что расчет ставки земельного налога без применения указанных коэффициентов произведен ЗАО "Воскресенск-Техноткань" в соответствии с действующим законодательством на основании Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю":
- - за 2002 год - 0,72 руб. (ставка 2001 г.) x 2 (коэффициент определен на основании ст. 1 ФЗ от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога") = 1,44 руб. за кв. м;
- - за 2003 год - 1,44 руб. (ставка 2002 г.) x 1,8 (коэффициент определен на основании ст. 7 ФЗ от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые акты законодательства РФ") = 2,59 руб. за кв. м;
- - за 2004 год - 2,59 руб. (ставка 2003 г.) x 1,1 (коэффициент определен на основании ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ" N 117-ФЗ от 07.07.2003) = 2,85 руб. за кв. м.
Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, согласно представленных ЗАО "Воскресенск-Техноткань" уточненных деклараций, за 2002 - 2004 гг. составила 471148 руб. (2002 г. - 71411 руб., 2003 г. - 128540 руб., 2004 г. - 371197 руб.).
Фактически истцом уплачено в бюджет земельного налога за 2002 - 2004 гг. 2999314 руб.
Таким образом, арбитражным апелляционным судом установлено, что сумма излишне уплаченного земельного налога составляет 2428166 руб. 17 коп.
Согласно пп. 5 п. 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять зачет излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.
Порядок зачета излишне уплаченных сумм налога установлен ст. 78 НК РФ, в соответствии с которой сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашении недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их взаимной связи, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 266, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 26 февраля 2006 года по делу N А41-К2-23543/05 оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС РФ по г. Воскресенску МО - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)