Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 16.06.2004 N А13-9614/03-14

Разделы:
Упрощенная система налогообложения (УСН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 16 июня 2004 года Дело N А13-9614/03-14
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Дмитриева В.В., Кузнецовой Н.Г., рассмотрев 16.06.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Александра-Плюс" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 05.02.04 по делу N А13-9614/03-14 (судья Виноградова Т.В.),
УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью "Александра-Плюс" (далее - ООО "Александра-Плюс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Вологде (далее - налоговая инспекция) от 27.11.03 N 69.1 об отказе в возмещении 75000 руб. налога на добавленную стоимость по декларации по налоговой ставке 0 процентов за первый квартал 2003 года.
Решением суда от 05.02.04 требования Общества отклонены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ООО "Александра-Плюс" просит отменить решение от 05.02.04, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. По мнению подателя жалобы, Общество обоснованно предъявило к возмещению из бюджета 75000 руб. налога на добавленную стоимость по экспортным операциям, облагаемым этим налогом по ставке 0 процентов и осуществленным в 2002 году, то есть до перехода Общества на упрощенную систему налогообложения. ООО "Александра-Плюс" считает, что поскольку экспортные операции произведены и налог поставщикам материальных ресурсов, использованных при экспорте товаров, уплачен до перехода заявителя на упрощенную систему налогообложения, Общество не может быть лишено права на возмещение спорной суммы налога только в связи с тем обстоятельством, что полный комплект документов, предусмотренных пунктом 1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), собран и представлен в налоговый орган в первом квартале 2003 года, то есть уже после перехода Общества на упрощенную систему налогообложения. Общество также указывает на то, что к окончанию четвертого квартала 2002 года у него не было всего одного документа, который следовало представить в налоговый орган вместе с декларацией в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ, - выписки банка, подтверждающей поступление остатка оплаты за экспортированное оборудование на расчетный счет ООО "Александра-Плюс".
Общество и налоговая инспекция, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения спора, представителей в суд не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность оспариваемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество 29.08.03 представило в налоговую инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость по ставке 0 процентов за первый квартал 2003 года, а 17.09.03 - уточненную декларацию за тот же период. Согласно декларациям возмещению из бюджета подлежат 75000 руб. налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных при поставке экспортной продукции. Налоговая инспекция провела камеральную проверку уточненной декларации и вынесла решение от 27.11.03 N 69.1 об отказе Обществу в возмещении заявленной суммы налога. В решении налоговый орган указал, что ООО "Александра-Плюс" вместе с декларацией не представлены документы, предусмотренные пунктом 1 статьи 165 НК РФ (контракт, выписки банка, грузовая таможенная декларация, копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов), подтверждающие обоснованность применения Обществом ставки 0 процентов и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость за первый квартал 2003 года. Налоговый орган также сослался на то обстоятельство, что Общество с 01.01.03 не является плательщиком налога на добавленную стоимость, так как применяет упрощенную систему налогообложения, а следовательно, не вправе подавать декларацию по налогу на добавленную стоимость и требовать возмещения из бюджета сумм налога, уплаченных поставщикам.
Налогоплательщик посчитал решение налогового органа незаконным и оспорил его в арбитражном суде. По мнению Общества, налоговый орган неправомерно отказал ему в возмещении налога на добавленную стоимость за первый квартал 2003 года, поскольку фактический экспорт товара состоялся до перехода налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения. Кроме того, заявитель указал, что им выполнены все условия, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает право налогоплательщика на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при экспорте товара.
Суд первой инстанции не согласился с доводами Общества и отклонил заявленные требования.
Кассационная инстанция считает решение суда законным и обоснованным и не подлежащим отмене в связи с нижеследующим.
Согласно подпункту 1 статьи 164 НК РФ налогообложение товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, производится по налоговой ставке 0 процентов.
Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 07.02.02 N 37-О, установленную в статье 164 НК РФ налоговую ставку 0 процентов следует рассматривать как разновидность налоговых льгот, которыми в соответствии со статьей 56 НК РФ признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.
В силу статьи 21 НК РФ налогоплательщик имеет право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 2 статьи 56 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.
Глава 21 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает два случая - в статьях 145 (пункт 4) и 149 (пункт 5) НК РФ - ограничения права налогоплательщика отказаться от применения льгот. Статья 164 НК РФ таких ограничений не содержит.
Главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен целый ряд особенностей, связанных с налогообложением операций по реализации товаров на экспорт.
Пунктом 6 статьи 166 НК РФ установлено, что сумма налога на добавленную стоимость исчисляется отдельно по каждой операции реализации товаров на экспорт.
Согласно пункту 9 статьи 167 НК РФ моментом определения налоговой базы по указанным товарам является последний день месяца, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. В случае, если полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, не собран на 181-й день считая с даты помещения товаров под таможенный режим экспорта, момент определения налоговой базы по реализованным на экспорт товарам определяется по мере отгрузки и предъявлении покупателю расчетных документов - как день отгрузки товара (пункт 9 и подпункт 1 пункта 1 статьи 167 НК РФ).
Пунктами 1 и 2 статьи 171 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в порядке, предусмотренном статьей 166 Кодекса, на суммы налога, предъявленные налогоплательщику продавцами и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Это право на налоговые вычеты распространяется и на операции, облагаемые по налоговой ставке 0 процентов.
Причем, как указано в пункте 6 статьи 164, пункте 10 статьи 165, пункте 3 статьи 172 и пункте 4 статьи 176 НК РФ, вычеты сумм налога, предусмотренные статьей 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг) на экспорт, производятся на основании отдельной декларации и только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Таким образом, принимая во внимание изложенные нормы, налогоплательщик вправе применить налоговую ставку по налогу на добавленную стоимость 0 процентов и налоговые вычеты только в том налоговом периоде, когда сформирована налоговая база по экспортным операциям, то есть собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Из положений статьи 164 НК РФ следует, что право на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов при экспорте товаров, равно как и обязанность по представлению в налоговый орган декларации по налогу на добавленную стоимость и пакета документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, предоставлено только плательщику налога на добавленную стоимость.
Лица, которые не являются налогоплательщиками этого налога, правами и обязанностями, предусмотренными главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации, не обладают, если нормами этой главы прямо не указано иное (например, в пункте 5 статьи 173 и пункте 4 статьи 174 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход на упрощенную систему налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 346.11 НК РФ указано, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Следовательно, налогоплательщик, находящийся на общепринятой системе налогообложения, до принятия решения о добровольном переходе на применение упрощенной системы налогообложения должен взвесить все положительные и возможные отрицательные последствия такого перехода, имея в виду, в том числе, что нормами глав 21 и 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации не регламентирован порядок реализации права налогоплательщика на применение льготной налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в тех случаях, когда налоговая база по экспортным отгрузкам, имевшим место в периоде применения налогоплательщиком общепринятой системы налогообложения, будет сформирована только в периодах применения упрощенной системы налогообложения.
Если налоговая база по экспортным операциям сформирована (собран полный пакет документов) уже в периоде применения налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения, он не может на законных основаниях представить декларацию по налогу на добавленную стоимость за налоговый период, приходящийся на период применения упрощенной системы налогообложения, и предъявить к вычету суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении товарно-материальных ценностей, связанных с операциями реализации товаров на экспорт в периодах, когда он применял общую систему налогообложения, поскольку в данном случае право на применение налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов появилось у налогоплательщика в тот момент, когда он не является плательщиком налога на добавленную стоимость.
Материалами дела подтверждается, что ООО "Александра-Плюс" с 01.01.03 перешло на применение упрощенной системы налогообложения, следовательно, с указанной даты оно перестало признаваться плательщиком налога на добавленную стоимость, в связи с чем на него не распространяются нормы о правах и обязанностях плательщиков этого налога, предусмотренные главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, принимая во внимание существующее правовое регулирование рассматриваемого вопроса, сбор Обществом в первом квартале 2003 года полного пакета документов, предусмотренных статьи 165 НК РФ, и формирование налоговой базы по налогу на добавленную стоимость за первый квартал 2003 года по экспортным операциям не означают, что Общество стало плательщиком налога на добавленную стоимость на этот период.
Следовательно, подача Обществом декларации по налогу на добавленную стоимость за первый квартал 2003 года и предъявление по этой декларации к возмещению налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам, обоснованно признано налоговым органом неправомерным.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что жалоба ООО "Александра-Плюс" не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 05.02.04 по делу N А13-9614/03-14 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Александра-Плюс" - без удовлетворения.
Расходы по уплате госпошлины в сумме 500 руб. оставить на подателе кассационной жалобы.
Председательствующий
КОЧЕРОВА Л.И.

Судьи
ДМИТРИЕВ В.В.
КУЗНЕЦОВА Н.Г.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)