Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 09.07.2001 N А26-1464/00-02-06/85

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 9 июля 2001 года Дело N А26-1464/00-02-06/85

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Абакумовой И.Д. и Петренко А.Д., при участии от ОАО "Карелнеруд" Попова А.Н. (доверенность от 30.11.2000), Петлаха А.Р. (доверенность в деле), Севериковой И.В. (доверенность в деле), от Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Карелия Коваленко В.В. (доверенность в деле), Огурцовой Н.С. (доверенность от 30.11.2000 N 09-07748), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Карелия на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Карелия от 03.05.2001 по делу N А26-1464/00-02-06/85 (судьи Романова О.Я., Переплеснин О.Б., Тимошенко А.С.),
УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество "Карелнеруд" (далее - ОАО "Карелнеруд", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о признании недействительным решения Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Карелия (далее - Управление) от 17.03.2000 N 13/10 о доначислении платежей за право пользования недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и пеней, а также привлечении Общества к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Управление предъявило встречный иск о взыскании с ОАО "Карелнеруд" на основании решения от 17.03.2000 N 13/10 штрафа в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 30.06.2000 иск ОАО "Карелнеруд" удовлетворен, во встречном иске Управления о взыскании санкций отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.09.2000 решение суда отменено и дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением суда от 01.02.2001 в удовлетворении первоначального иска отказано, встречный иск Управления удовлетворен.
Постановлением апелляционной инстанции от 03.05.2001 решение суда от 01.02.2001 отменено, первоначальный иск Общества удовлетворен, встречный иск отклонен.
В кассационной жалобе Управление просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции считает, что жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, Управление провело выездную налоговую проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты платежей за право пользования недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы ОАО "Карелнеруд" за период с 01.10.98 по 01.01.2000. По результатам проверки составлен акт от 14.02.2000 и принято решение от 17.03.2000 N 13/10 о доначислении платежей за пользование недрами и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, пеней, а также привлечении к ответственности в виде штрафа в размере 20 процентов от сумм недоимок в соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Налоговая инспекция установила, что Общество реализует в основном не добытое полезное ископаемое, а продукт его переработки, однако размер платежей за добычу полезных ископаемых рассчитывает без применения понижающего коэффициента, как это предусмотрено пунктом 20 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 30.01.93 N 17 "О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами".
Суд апелляционной инстанции, оценив представленные сторонами документы, пришел к выводу о том, что произведенные налоговой инспекцией доначисления платежей за добычу полезных ископаемых не соответствуют налоговому законодательству, поскольку налоговым органом не учтено, что Общество реализовывает как добытое полезное ископаемое - горную массу, так и продукт ее переработки - товарную продукцию более высокой степени технологического передела - щебень, другие нерудные материалы.
В соответствии со статьей 41 Закона Российской Федерации "О недрах" платежи за добычу полезных ископаемых включаются в себестоимость добычи полезных ископаемых и определяются как доля от стоимости добытых полезных ископаемых.
Стоимость добытого минерального сырья с учетом погашенных в недрах запасов исчисляется по ценам реализации товарной продукции (без учета налога на добавленную стоимость), действующим на момент определения суммы, а по общераспространенным полезным ископаемым - исходя из сложившихся свободных цен реализации (пункт 18 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 30.01.93 N 17).
Иной порядок исчисления налогооблагаемой базы и определения размера подлежащей внесению в бюджет платы за право пользования недрами установлен для предприятий, реализующих товарную продукцию более высокой степени технологического передела добытого минерального сырья. Этот порядок установлен пунктом 20 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 30.01.93 N 17.
Согласно названному пункту при реализации товарной продукции более высокой степени технологического передела добытого минерального сырья (концентраты, окатыши, металлы и т.д.) размер платежей корректируется понижающим коэффициентом, определяемым как отношение себестоимости добытых полезных ископаемых к себестоимости реализованных продуктов их передела. На себестоимость добытых полезных ископаемых относятся все затраты по их добыче, транспортировке и первичной переработке.
Учитывая нарушение налоговой инспекцией установленного порядка исчисления размера платежей исходя из вида товарной продукции, суд апелляционной инстанции правомерно признал решение налогового органа необоснованным по праву и по размеру.
Суд апелляционной инстанции признал неправомерным и доначисление налоговой инспекцией сумм отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Суд указал, что примененная Обществом методика расчета не соответствует налоговому законодательству, поскольку налоговый орган производит расчет отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в порядке, установленном для исчисления платы за пользование недрами, в то время для них установлен самостоятельный метод исчисления.
Согласно статье 44 Закона Российской Федерации "О недрах" пользователи недр, осуществляющие добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, производят отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Размеры отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы определяются как установленная доля стоимости фактически добытых полезных ископаемых.
Пунктом 3 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 31.12.96 N 44 "О порядке исчисления, уплаты в фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" предусмотрено, что налогооблагаемая база определяется как стоимость первого товарного продукта, полученного и реализованного из фактически добытых полезных ископаемых.
Применение понижающего коэффициента не предусмотрено, поэтому стоимость первого товарного продукта определяется исходя из рыночных цен на аналогичную по качеству продукцию, а при ее отсутствии - исходя из себестоимости первого товарного продукта с учетом рентабельности предприятия (пункт 13 Инструкции N 44).
Судом апелляционной инстанции установлено, что в 1999 году (после кризиса) цены на нерудные материалы, в том числе горную массу, находились на уровне 1998 года (до кризиса), и учитывая сложившуюся на рынке конъюнктуру спроса на указанную продукцию, Общество вынуждено было производить ее реализацию по ценам ниже себестоимости.
Однако при расчете суммы отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при реализации горной массы - первого товарного продукта - Общество исходило из фактически сложившейся себестоимости продукции с учетом рентабельности.
Суд апелляционной инстанции признал недоказанным вывод налоговой инспекции о неправильном применении Обществом налогового законодательства при определении базы, с которой производятся отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, и осуществлении расчета суммы отчислений.
Оценив приказы об учетной политике Общества, применяемые Обществом методики расчета стоимости 1 куб.м минерального сырья, их соответствие действующему законодательству, апелляционная инстанция признала, что применяемые Обществом методики расчетов не ведут к занижению объектов обложения платежами за пользование недрами и отчислениями на восстановление минерально-сырьевой базы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Карелия от 03.05.2001 по делу N А26-1464/00-02-06/85 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий
КУЗНЕЦОВА Н.Г.

Судьи
АБАКУМОВА И.Д.
ПЕТРЕНКО А.Д.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)