Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 24.05.2005 N Ф09-2177/05-С2 ПО ДЕЛУ N А76-30573/04

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 24 мая 2005 года Дело N Ф09-2177/05-С2
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе председательствующего Крюкова А.Н., судей Сухановой Н.Н., Слюняевой Л.В. рассмотрел в судебном заседании жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Снежинску Челябинской области (далее - инспекция) на решение суда первой инстанции от 24.01.2005 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-30573/04 по заявлению государственного учреждения здравоохранения "Центральная медико-санитарная часть N 15" Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения Российской Федерации г. Снежинска (далее - учреждение).
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.

Учреждение обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции от 04.10.2004 N 1054 в части доначисления налога на доходы с физических лиц (далее - НДФЛ), единого социального налога (далее - ЕСН), соответствующих пеней и штрафов по ст. 122, 123 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции от 24.01.2005 (судья Арямов А.А.) заявленные требования удовлетворены.
В порядке апелляционного производства решение не обжаловалось.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, инспекция просит судебный акт отменить в части признания недействительным оспариваемого решения инспекции по доначислению НДФЛ на суточные, превышающие нормативы, установленные Правительством Российской Федерации, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Законность обжалуемого судебного акта проверена судом кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку по вопросу правильности исчисления и уплаты учреждением НДФЛ, ЕСН.
В ходе проверки инспекция сделала вывод о занижении обществом подлежащего уплате в бюджет НДФЛ, в том числе в связи с невключением в налоговую базу для исчисления суточных сверх установленных норм.
Решением от 04.10.2004 N 1054 инспекция доначислила обществу НДФЛ за 2003 - 2004 г. в сумме 2964 руб., соответствующие пени, а также привлекла к ответственности по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд, удовлетворяя требования заявителя в части признания недействительным решения инспекции об исчислении НДФЛ с сумм суточных, выплаченных сотрудникам учреждения сверх установленных норм, исходил из того, что ст. 168 Трудового кодекса Российской Федерации установлена обязанность работодателя возместить направленному в служебную командировку работнику расходы по проезду, по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные). Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации. При этом размеры возмещения не могут быть ниже размеров, установленных Правительством Российской Федерации для организаций, финансируемых из федерального бюджета. Поскольку в соответствии с локальным нормативным актом (приказами от 07.01.2003 N 3 и от 26.01.2004 N 26) размер суточных при служебных командировках работников установлен в размере 500 руб., то такие выплаты не включаются в налогооблагаемую базу для исчисления НДФЛ.
Вывод суда является правильным.
Согласно ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации, для всех налогоплательщиков установлен единый, равный порядок признания суточных в составе доходов, не подлежащих налогообложению.
Согласно ст. 168 Трудового кодекса Российской Федерации, размеры возмещения суточных определяются коллективным договором или локальным нормативным актом организации вне зависимости от ее формы собственности и ведомственной принадлежности. Следовательно, в соответствии с действующим законодательством размер суточных для работников всех организаций определяется положениями, не носящими индивидуальный характер и направленными на неоднократное применение.
В целях упорядочения выплат, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета, Правительство Российской Федерации Постановлением от 02.10.2002 N 729 установило расходы на выплату суточных данной категории работников в размере 100 руб. за каждый день нахождения в служебной командировке.
При этом названное Постановление не ограничивает право организаций, финансируемых из федерального бюджета, на установленные нормы суточных в соответствии со ст. 168 Трудового кодекса Российской Федерации в большем размере, чем предусмотрено Постановлением, при наличии средств из других источников, полученных от предпринимательской или иной, приносящей доходы деятельности, а также за счет экономии.
Таким образом, данный нормативный правовой акт ограничивает только размер расходов на командировки, покрываемые за счет средств федерального бюджета, не ограничивая их размера, если они покрываются за счет других источников, и не ставя организации, финансируемые из федерального бюджета, в неравное положение с другими организациями при применении ст. 168 Трудового кодекса Российской Федерации.
Поскольку размер суточных установлен локальным нормативным актом учреждения судом правомерно признано недействительным оспариваемое решение инспекции в части доначисления НДФЛ за 2003 - 2004 г. в сумме 2964 руб., соответствующих пеней и штрафа по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации.
Ссылка инспекции на то, что НДФЛ облагаются суммы суточных, выплаченных сверх норм, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 93, противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации.
Нормы суточных для целей налогообложения установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2002 N 93. Однако в целях исчисления налога на доходы физических лиц это Постановление не может быть применено, поскольку оно принято в соответствии с подп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации и определяет нормы суточных, применяемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Подп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в состав расходов по налогу на прибыль включаются суточные в пределах норм, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
В то же время в соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации не включаются в облагаемый НДФЛ доход суточные в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством.
Следовательно, Правительство Российской Федерации в силу прямого указания Налогового кодекса Российской Федерации не уполномочено принимать нормативный правовой акт, устанавливающий нормы суточных в целях исчисления НДФЛ.
С учетом изложенного судебный акт подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение суда первой инстанции от 24.01.2005 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-30573/04 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Снежинску Челябинской области - без удовлетворения.
Председательствующий
КРЮКОВ А.Н.

Судьи
СУХАНОВА Н.Н.
СЛЮНЯЕВА Л.В.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)