Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ООО ПМК "Новокубанская" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ИМНС России по Новокубанскому району (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налоговой инспекции от 29.12.03 N 220.
Решением суда от 31.03.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.06.04, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что в соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившей в силу 01.01.02 на уплату единого сельскохозяйственного налога могут быть переведены только организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, отвечающие требованиям этой главы и Закону Краснодарского края от 28.12.01 N 430-КЗ. Организации, имевшие до 01.04.02 право на льготу по налогу на прибыль в соответствии с абзацем 1 пункта 5 статьи 1 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и не отвечающие требованиям главы 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации должны уплачивать налог на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса в общеустановленном порядке с 01.04.02.
Общество подало кассационную жалобу, в которой просит отменить указанные судебные акты, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда. По мнению заявителя в соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации организации уплачивают единый сельхозналог, предусматривающий замену совокупности налогов и сборов, в том числе налога на прибыль, поэтому к ним не могут быть применены положения пункта 9 статьи 274 Кодекса. Организации, не переведенные на уплату единого сельхозналога, уплачивают налог на прибыль в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации. Общество не переведено на уплату единого сельхозналога и начислило и уплатило налог на прибыль в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации и Инструкцией по заполнению декларации по налогу на прибыль, согласно которым при исчислении налоговой базы не учитываются в составе доходов и расходов, доходы и расходы организаций, получающих прибыль (убыток) от сельскохозяйственной деятельности.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен. Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании решения от 18.11.03 N 304 ИМНС России по Новокубанскому району проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и иных обязательных платежей за период с 01.10.02 по 01.10.03.
По результатам проверки составлен акт от 02.12.03 N 313 и принято решение от 29.12.03 N 220 о привлечении налогоплательщика к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на прибыль в виде штрафа в сумме 90 826 рублей. Пунктом 2 решения обществу предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль за 2002 год в сумме 454 133 рублей и пени - 61 101 рубля.
В ходе проверки установлено, что общество в нарушение статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговой декларации по налогу на прибыль не отразило доход от сельскохозяйственной деятельности, который составил 6 298 415 рублей. Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации занижены налогоплательщиком на 4 126 133 рублей, в том числе: 244 185 рублей (не исполнен пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете") и 3 881 948 рублей (не отражены расходы по сельскохозяйственной деятельности). Внереализационные доходы занижены на сумму 53 854 рубля и 333 914 рублей. В решении налогового органа указано о занижении налогоплательщиком налоговой базы для исчисления налога на прибыль на 1 892 222 рубля и недоначислении налога на прибыль в сумме 454 133 рублей.
ООО ПМК "Новокубанское" обратилось в суд с заявлением о признании недействительным вышеуказанного решения налогового органа.
Отказывая обществу в удовлетворении заявления, суд недостаточно исследовал фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия правильного решения, в связи с чем решение и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не являются плательщиками налога на прибыль предприятия любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06.08.01 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (в редакции Федерального закона от 29.12.01 N 187-ФЗ) предусмотренный абзацем первым пункта 5 статьи 1 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 порядок освобождения от уплаты налога на прибыль предприятий любых организационно-правовых форм по прибыли, от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, действует впредь до перевода указанных предприятий на специальный налоговый режим (систему налогообложения) для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьями 1, 6 Федерального Закона от 29.12.01 N 187-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" с 01.01.02 введена в действие глава 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии со статьей 346.1 которой система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и вводится в действие законом субъекта Российской Федерации об этом налоге.
Согласно пункту 9 статьи 274 Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении налоговой базы не учитываются в составе доходов и расходов налогоплательщиков доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу. Налогоплательщики, являющиеся организациями игорного бизнеса, а также организации, получающие доходы от деятельности, относящейся к игорному бизнесу, обязаны вести обособленный учет доходов и расходов по такой деятельности. При этом расходы организаций, занимающихся игорным бизнесом, в случае невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов организации от деятельности, относящейся к игорному бизнесу, в общем доходе организации по всем видам деятельности. Аналогичный порядок распространяется на организации, перешедшие на уплату налога на вмененный доход, а также на организации, получающие прибыль (убыток) от сельскохозяйственной деятельности.
Вопрос о том, являлось ли общество плательщиком налога на прибыль от сельскохозяйственной деятельности в 2001 году и пользовалось ли льготой по налогу на прибыль, предусмотренной пунктом 5 статьи 1 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" судом не исследовался. Не исследовался также и вопрос о том, были ли соблюдены в спорном периоде налогоплательщиком требования пункта 9 статьи 274 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения должны быть указаны фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Сделав вывод о том, что оспариваемое решение налогового органа соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд не проверил поэпизодно выводы налогового органа, изложенные в решении от 29.12.03 N 220 и акте проверки от 02.12.03 о занижении обществом доходов, в том числе внереализационных, и расходов, а следовательно, не проверил обоснованность доначисления налога в указанной в решении сумме и соответствующих штрафа и пени.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть указанные обстоятельства, исследовать фактические обстоятельства по делу, дать оценку представленным доказательствам и доводам сторон и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение от 31.03.04 и постановление апелляционной инстанции от 30.06.04 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-4123/2004-53/233 отменить.
Передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 13.09.2004 N Ф08-4102/04-1573А ПО ДЕЛУ N А32-4123/2004-53/233
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 сентября 2004 г. N Ф08-4102/04-1573А
Дело N А32-4123/2004-53/233
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рудь Г.В., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью передвижной механизированной колонны "Новокубанская" - Коблева Х.Х. (начальник, полномочия подтверждены), в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Новокубанскому району Краснодарского края, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью передвижной механизированной колонны "Новокубанская" на решение от 31.03.04 (судья Пристяжнюк А.Г.) и постановление апелляционной инстанции 30.06.04 (судьи Улько Е.В., Грязева В.В., Третьякова Н.Н.) Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-4123/2004-53/233, установил следующее.ООО ПМК "Новокубанская" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к ИМНС России по Новокубанскому району (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налоговой инспекции от 29.12.03 N 220.
Решением суда от 31.03.04, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.06.04, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что в соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации, вступившей в силу 01.01.02 на уплату единого сельскохозяйственного налога могут быть переведены только организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, отвечающие требованиям этой главы и Закону Краснодарского края от 28.12.01 N 430-КЗ. Организации, имевшие до 01.04.02 право на льготу по налогу на прибыль в соответствии с абзацем 1 пункта 5 статьи 1 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и не отвечающие требованиям главы 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации должны уплачивать налог на прибыль организаций в соответствии с главой 25 Кодекса в общеустановленном порядке с 01.04.02.
Общество подало кассационную жалобу, в которой просит отменить указанные судебные акты, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда. По мнению заявителя в соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации организации уплачивают единый сельхозналог, предусматривающий замену совокупности налогов и сборов, в том числе налога на прибыль, поэтому к ним не могут быть применены положения пункта 9 статьи 274 Кодекса. Организации, не переведенные на уплату единого сельхозналога, уплачивают налог на прибыль в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации. Общество не переведено на уплату единого сельхозналога и начислило и уплатило налог на прибыль в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации и Инструкцией по заполнению декларации по налогу на прибыль, согласно которым при исчислении налоговой базы не учитываются в составе доходов и расходов, доходы и расходы организаций, получающих прибыль (убыток) от сельскохозяйственной деятельности.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен. Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителя общества, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании решения от 18.11.03 N 304 ИМНС России по Новокубанскому району проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам соблюдения налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и иных обязательных платежей за период с 01.10.02 по 01.10.03.
По результатам проверки составлен акт от 02.12.03 N 313 и принято решение от 29.12.03 N 220 о привлечении налогоплательщика к ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на прибыль в виде штрафа в сумме 90 826 рублей. Пунктом 2 решения обществу предложено уплатить недоимку по налогу на прибыль за 2002 год в сумме 454 133 рублей и пени - 61 101 рубля.
В ходе проверки установлено, что общество в нарушение статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговой декларации по налогу на прибыль не отразило доход от сельскохозяйственной деятельности, который составил 6 298 415 рублей. Расходы, уменьшающие сумму доходов от реализации занижены налогоплательщиком на 4 126 133 рублей, в том числе: 244 185 рублей (не исполнен пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете") и 3 881 948 рублей (не отражены расходы по сельскохозяйственной деятельности). Внереализационные доходы занижены на сумму 53 854 рубля и 333 914 рублей. В решении налогового органа указано о занижении налогоплательщиком налоговой базы для исчисления налога на прибыль на 1 892 222 рубля и недоначислении налога на прибыль в сумме 454 133 рублей.
ООО ПМК "Новокубанское" обратилось в суд с заявлением о признании недействительным вышеуказанного решения налогового органа.
Отказывая обществу в удовлетворении заявления, суд недостаточно исследовал фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для принятия правильного решения, в связи с чем решение и постановление апелляционной инстанции подлежат отмене.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не являются плательщиками налога на прибыль предприятия любых организационно-правовых форм по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06.08.01 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (в редакции Федерального закона от 29.12.01 N 187-ФЗ) предусмотренный абзацем первым пункта 5 статьи 1 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 порядок освобождения от уплаты налога на прибыль предприятий любых организационно-правовых форм по прибыли, от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, действует впредь до перевода указанных предприятий на специальный налоговый режим (систему налогообложения) для сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьями 1, 6 Федерального Закона от 29.12.01 N 187-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" с 01.01.02 введена в действие глава 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии со статьей 346.1 которой система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и вводится в действие законом субъекта Российской Федерации об этом налоге.
Согласно пункту 9 статьи 274 Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении налоговой базы не учитываются в составе доходов и расходов налогоплательщиков доходы и расходы, относящиеся к игорному бизнесу. Налогоплательщики, являющиеся организациями игорного бизнеса, а также организации, получающие доходы от деятельности, относящейся к игорному бизнесу, обязаны вести обособленный учет доходов и расходов по такой деятельности. При этом расходы организаций, занимающихся игорным бизнесом, в случае невозможности их разделения определяются пропорционально доле доходов организации от деятельности, относящейся к игорному бизнесу, в общем доходе организации по всем видам деятельности. Аналогичный порядок распространяется на организации, перешедшие на уплату налога на вмененный доход, а также на организации, получающие прибыль (убыток) от сельскохозяйственной деятельности.
Вопрос о том, являлось ли общество плательщиком налога на прибыль от сельскохозяйственной деятельности в 2001 году и пользовалось ли льготой по налогу на прибыль, предусмотренной пунктом 5 статьи 1 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" судом не исследовался. Не исследовался также и вопрос о том, были ли соблюдены в спорном периоде налогоплательщиком требования пункта 9 статьи 274 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в мотивировочной части решения должны быть указаны фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Сделав вывод о том, что оспариваемое решение налогового органа соответствует закону и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд не проверил поэпизодно выводы налогового органа, изложенные в решении от 29.12.03 N 220 и акте проверки от 02.12.03 о занижении обществом доходов, в том числе внереализационных, и расходов, а следовательно, не проверил обоснованность доначисления налога в указанной в решении сумме и соответствующих штрафа и пени.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть указанные обстоятельства, исследовать фактические обстоятельства по делу, дать оценку представленным доказательствам и доводам сторон и принять решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
решение от 31.03.04 и постановление апелляционной инстанции от 30.06.04 Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-4123/2004-53/233 отменить.
Передать дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Г.В.РУДЬ
Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
Т.Н.ДРАБО
Г.В.РУДЬ
Судьи
Л.Н.ВОЛОВИК
Т.Н.ДРАБО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)