Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПРИМОРСКОГО КРАЯ ОТ 02.08.2005 ПО ДЕЛУ N А51-3063/2005 10-103

Разделы:
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


от 2 августа 2005 г. Дело N А51-3063/2005 10-103

Арбитражный суд Приморского края установил:
Открытое акционерное общество "Н." заявило в Арбитражный суд Приморского края заявление 21.03.2005 о признании частично недействительным решения от 22.12.2004 N 1 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю.
Представитель открытого акционерного общества "Н." в судебном заседании 01.08.2005 заявил ходатайство от уточнении предмета спора, не меняя при этом оснований требований, просил признать незаконными действия руководителя налоговой службы в части выдачи обществу уведомления от 22.12.2004 N 1 о невозможности перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога на том основании, что ОАО "Н." не является сельскохозяйственным товаропроизводителем. Второе основание отказа - наличие филиала - ОАО "Н." не оспаривает.
Заявитель, настаивая на удовлетворении заявленных требований, пояснил, что открытое акционерное общество "Н." занимается выловом, переработкой и реализацией рыбопродукции, которая относится в соответствии с ОКДП код 98 9934 к продукции животноводства, то есть к сельскохозяйственной продукции.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются физические или юридические лица, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции, то есть данная норма приравнивает вылов рыбы к производству сельскохозяйственной продукции. Таким образом, заявитель полагает, что организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие вылов рыбы и других водных биоресурсов при соблюдении условий, установленных статьей 346.2 НК РФ, вправе перейти на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, независимо от их организационно-правовых форм.
Кроме того, представитель ОАО "Н." в судебном заседании 20.05.2005 пояснил, что переход предприятия на данный специальный режим является его правом и на будущее время общество хотело бы им воспользоваться.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Приморском краю против заявленных требований ОАО "Н." возражала, в материалы дела 12.04.2005 представила отзыв на заявление, пояснив, что в соответствии с п. 1 ст. 346.2 НК РФ налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД), введенному в действие Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст, сельское хозяйство относится к разделу А, а рыболовство и рыбоводство - к разделу Б, то есть указанные виды деятельности являются самостоятельными.
При этом налоговый орган указал, что статьей 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации произведено разделение понятий сельскохозяйственная продукция и рыболовство, поэтому все, что связано с производством рыбной продукции, подпадает под действие указанной нормы, если только организация занимается ее выращиванием. Именно из вида деятельности законодатель выделил в самостоятельную категорию организации, занимающиеся разведением рыбы, как организации, имеющие право на переход на уплату единого сельскохозяйственного налога.
Кроме того, представитель налоговой службы в судебное заседание 01.08.2005 в материалы дела представил пояснения, из которых следует, что Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" определяет правовые и экономические основы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, составляющих систему сельскохозяйственной кооперации Российской Федерации, а открытое акционерное общество "Н." не является по своей организационно-правовой форме ни сельскохозяйственным кооперативом, ни их союзом, следовательно, не является сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Открытое акционерное общество "Н." обратилось с заявлением от 17.12.2004 в Межрайонную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю о переходе на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, указав, что доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы, в общем объеме полученных доходов от реализации товаров (работ, услуг) составляет восемьдесят семь процентов.
Налоговый орган уведомлением от 22.12.2004 N 1 известил заявителя о невозможности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в связи с тем, что ОАО "Н." присвоен код ОКВЭД 05.01.12 "вылов рыбы и водных биоресурсов в открытых районах мирового океана и внутренних морских водах", что не относится к продукции сельского хозяйства, в связи с чем ОАО "Н." не является сельскохозяйственным товаропроизводителем и на уплату единого сельскохозяйственного налога не переводится. При этом налоговая служба указала, что ОАО "Н." имеет филиал - зверохозяйство "Тигровое", расположенное в г. Партизанске, и обособленное подразделение - профилакторий "Волна", расположенное в г. Находка.
Не согласившись частично с отказом налогового органа о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, открытое акционерное общество "Н." обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий руководителя МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю в части выдачи уведомления от 22.12.2004 N 1 о невозможности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, осуществляющие ее первичную и последующую переработку и реализующие эту продукцию и (или) рыбу при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной рыбы, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной рыбы, составляет не менее 70 процентов.
Сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов.
Открытое акционерное общество "Н." осуществляет деятельность, связанную с выловом, переработкой и реализацией рыбы. По Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301, раздел 98, код 98 9934 "продукция рыбная, вылов рыбы, и других водных биоресурсов" отнесены к продукции животноводства, то есть к сельскохозяйственной продукции.
Статья 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации не раскрывает понятие "лица, производящие сельскохозяйственную продукцию", поэтому согласно п. 1 ст. 11 НК РФ для определения данного понятия возможно использование понятий и терминов других отраслей законодательства Российской Федерации. В данном случае применимо понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя, предусмотренного статьей 1 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации".
Согласно указанной статье Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ сельскохозяйственным товаропроизводителем является физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной (рыбной) продукции и объем вылова водных биоресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции.
Следовательно, если предприятие (юридическое лицо) осуществляет производство сельскохозяйственной продукции, доля доходов от реализации которой в стоимостном выражении составляет более 70% общего объема производимой продукции, оно является сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Принимая во внимание, что заявитель в ходе судебного заседания представил доказательства о том, что доля доходов от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в общем объеме полученных доходов от реализации товаров составила восемьдесят семь процентов, открытое акционерное общество "Н." относится к сельскохозяйственным производителям.
Таким образом, суд считает, что заявитель на дату обращения с заявлением о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога является сельскохозяйственным товаропроизводителем и отказ в праве на переход на уплату единого сельскохозяйственного налога по основанию, что общество не является сельскохозяйственным товаропроизводителем, является необоснованным.
Довод Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю о том, что вылов рыбы и водных биоресурсов в открытых районах мирового океана и внутренних морских водах нельзя рассматривать как производство сельскохозяйственной продукции, суд признает ошибочным, поскольку в статье 346.2 Налогового кодекса Российской Федерации законодатель, давая понятие сельскохозяйственного товаропроизводителя, главным критерием его определил не организационно-правовую форму налогоплательщика и виды осуществляемой им деятельности, а результат производственной деятельности - производство сельскохозяйственной продукции и ее реализация.
Учитывая результаты рассмотрения спора, государственная пошлина, уплаченная открытым акционерным обществом "Н." по платежному поручению от 11.03.2005 N 844, на основании п. 5 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату заявителю.
Настоящее решение является основание для возврата государственной пошлины.
Руководствуясь ст. ст. 167 - 171, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:

Признать незаконными действия руководителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Приморскому краю в части выдачи уведомления от 22.12.2004 N 1 открытому акционерному обществу "Н." о невозможности применения системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей по основанию, что ОАО "Н." не является сельскохозяйственным товаропроизводителем.
Решение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в установленные законом срок и порядке.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)