Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.09.2005 ПО ДЕЛУ N А42-10101/03-26

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2005 г. по делу N А42-10101/03-26


Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2005 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2005 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего: И.Б.Лопато
судей: А.С.Тимошенко, В.М.Горбик
при ведении протокола судебного заседания: Е.А.Немшановой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7141/2005) Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.06.2005 г. по делу N А42-10101/03-26 (судья А.А.Романов),
по заявлению ОАО "Ковдорский горно-обогатительный комбинат"
к Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области
о признании недействительным решения от 30.09.2003 г. N 71
при участии:
от заявителя: Э.А.Андросов, доверенность N 71/2-13-21 от 01.10.2004 г.
от ответчика: В.А.Смирнов, доверенность N 01-14-41-07/5191 от 15.07.2005 г.

установил:

Открытое акционерное общество "Ковдорский горно-обогатительный комбинат" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области от 30.09.2003 г. N 71 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения". В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом произведена замена ответчика на Межрайонную Инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области (далее - Инспекция).
Решением от 08.06.2005 г. требования Общества удовлетворены.
В апелляционной жалобе Инспекция просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права. Податель жалобы указывает на то, что нормативы потерь полезных ископаемых, утвержденные Министерством природных ресурсов Российской Федерации (далее - МПР РФ) и согласованные с Госгортехнадзором России, не были представлены для камеральной проверки в Инспекцию. Действие писем МПР РФ от 16.08.2002 г. N ПС-19-4467 и Госгортехнадзора России от 13.08.2002 г. N АС-04-35/472 ограничено 2002 годом. Представленные письмом от 14.11.2003 г. нормативы потерь на 2003 год не свидетельствуют о незаконности обжалуемого Обществом решения Инспекции от 30.09.2003 г.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Общества просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что по результатам камеральной налоговой проверки представленной Обществом налоговой декларации за май 2003 года по налогу на добычу полезных ископаемых по налоговой ставке 0 процентов Инспекцией 30 сентября 2003 года вынесено решение N 71 "Об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения". Означенным решением Обществу предложено уплатить 1109976 руб. налога на добычу полезных ископаемых - железа, апатито-нефелиновой руды, других редких металлов, добываемых в карьерах "Железный" и "ММС".
Основанием для вынесения решения послужил вывод проверяющих о том, что налогоплательщик не подтвердил правомерность применения налоговой ставки 0 процентов, предусмотренной подпунктами 1 и 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не представил нормативы потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанной с принятой схемой и технологией разработки месторождения, а также нормативы содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 336 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
Нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Такие нормативы на 2003 год утверждены Обществу протоколом N 61-11/0616 МПР РФ в отношении карьера "Железный" (по бадделеит-апатит-магнетитовым и маложелезистым апатитовым рудам) и карьера "ММС" 1 поля хвостохранилища (по хвостам мокрой магнитной сепарации) и получены лишь 20.11.2003 г. Таким образом, на момент подачи налоговой декларации за май 2003 года у налогоплательщика отсутствовала возможность представить утвержденные в установленном порядке нормативы потерь на 2003 год.
В отсутствие утвержденных в установленном порядке нормативов потерь Общество руководствовалось разъяснением, данным совместным письмом от 13, 16.08.2002 г. N ПС-19-46/4467 АС-04-35/472 Госгортехнадзора России и МПР РФ об утверждении нормативов на 2002 год.
В данном случае Общество не может быть лишено права на применение ставки 0 процентов, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации, при наличии нормативов потерь, утвержденных в прежнем порядке, поскольку законодатель ограничивает нормативами лишь пределы применения этой ставки, а не само право на ее применение.
Довод Инспекции о том, что нормативы не согласованы с Федеральным горным и промышленным надзором России отклоняется апелляционной инстанцией, поскольку в пункте 2 заключительной части Протокола от 20.06.2003 г. N 52 содержится утверждение о согласовании нормативов потерь с Госгортехнадзором России (л.д. 57). Доказательства обратного Инспекцией не представлены. Кроме того, факт согласования подтверждается также письмом Госгортехнадзора России от 12.04.2004 г. N АС-04-35/141 (л.д. 125).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в Российской Федерации промышленной технологии их извлечения, а также добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов) в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Указанная норма применена Обществом в отношении налога по маложелезистым апатитовым рудам (далее - МЖАР) и отходам обогащения 1-го поля хвостохранилища.
Апелляционная инстанция считает законным и обоснованным вывод суда первой инстанции о правомерности применения Обществом ставки ноль процентов.
В соответствии с пунктом 1 Правил отнесения запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам и утверждения нормативов содержания полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 г. N 899, определение нормативов осуществляется Министерством природных ресурсов России по результатам технико-экономического обоснования эксплуатационных кондиций для подсчета разведанных запасов. Запасы МЖАР и нормативы содержания полезных ископаемых в этих рудах утверждены Государственной комиссией по запасам полезных ископаемых при Совете Министров СССР 10.12.1975 г.
Судом установлено, что МЖАР, являющиеся отходами горного производства, в соответствии с Техническим проектом реконструкции карьера, складируются в спецотвал, на переработку не поступают, потребителям не реализуются, поскольку не соответствуют требованиям действующего на предприятии стандарта СТП 182 2-16.01-2001. Таким образом, маложелезистые апатитовые руды не являются фактически добытым полезным ископаемым и до их промышленной добычи и переработки подлежат обложению по ставке 0 процентов.
Временные методические рекомендации по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с определением содержания твердых полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах горнодобывающего и перерабатывающего производства, разработанные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2001 г. N 899, утверждены распоряжением МПР РФ от 15.09.2003 г. N 408-р. Таким образом, на момент представления налоговой декларации за май 2003 года и на момент вынесения Инспекция оспариваемого решения указанные нормативы не были утверждены, а потому не могли быть представлены Обществом.
В Постановлении от 19 июля 2005 года N 3788/05 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что неутверждение МПР России в течение полутора лет после вступления в силу главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации механизма получения налогоплательщиками подтверждения их права на законную льготу при извлечении полезных ископаемых не может являться основанием для лишения предприятий такой льготы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Мурманской области от 08.06.2005 г. по делу N А42-10101/03-26 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
И.Б.ЛОПАТО
Судьи
А.С.ТИМОШЕНКО
В.М.ГОРБИК














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)