Судебные решения, арбитраж
Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Гусева О.Г., Жаворонкова Д.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.02.2012 по делу N А47-8166/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Оренбургской области.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Оренбургской области, приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью "Росток-общепит" (далее - общество, налогоплательщик) - Завершинский В.С. (доверенность 29.08.2011 N 7);
- инспекции - Кузнецова Е.В. (доверенность от 13.03.2012 N 03-09/00099).
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением об обязании инспекции возвратить излишне уплаченные налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, в сумме 300,15 руб.; налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъектов Российской Федерации, в сумме 548,97 руб.; пени по налогу на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации, в сумме 25,83 руб.; налог на прибыль организаций, зачисляемый до 1 января 2005 года в местные бюджеты, в сумме 45,36 руб.; налог на имущество предприятий в сумме 546,29 руб.; пени по налогу на имущество предприятий в сумме 5,56 руб.; пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 379,77 руб.; пени по сбору на нужды образовательных учреждений с юридических лиц в сумме 0,13 руб.; налог на прочие местные налоги и сборы, мобилизуемые на территориях городских округов, в сумме 1 руб.; единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, в сумме 514 руб.; единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования, в сумме 36 396,05 руб.; пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования, в сумме 252,93 руб.; единый социальный налог, зачисляемый в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 15,03 руб.; единый социальный налог, зачисляемый в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, в сумме 140 руб.; денежные штрафы, принимаемые в качестве налоговых санкций, в сумме 100 руб., налог на имущество организаций в сумме 1131 руб. и пени по данному налогу в сумме 0,95 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части пенсии, в сумме 1641,48 руб. (с учетом уточнения требований).
Решением суда от 16.02.2012 (судья Малышева И.А.) требования общества удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2012 (судьи Бояршинова Е.В., Иванова Н.А., Толкунов В.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении требований отказать в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Налоговый орган ссылается на истечение трехлетнего срока на возврат излишне уплаченных налогов, пеней, штрафов с момента их уплаты, а также пропуск срока на обращение в суд с иском о возврате переплаты.
Инспекция указывает, что в соответствии с общими правилами искового производства обязанность доказывания периодов образования переплаты возлагается на лицо, обратившееся с иском.
Налоговый орган также ссылается на то, что органом, уполномоченным принимать решения о возврате переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, являются территориальные подразделения Пенсионного фонда Российской Федерации, в связи с чем суды необоснованно возложили данную обязанность на инспекцию. Кроме того, общество не обращалось в соответствующие территориальные подразделения Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о возврате переплаты, что противоречит установленному законодательством порядку их возврата.
В представленном отзыве общество возражает против доводов инспекции, просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по заявлению от 08.07.2008 инспекцией обществу выдана справка N 4013 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на 10.07.2008, полученная уполномоченным представителем общества нарочно 17.07.2008.
В результате повторного обращения налогоплательщика в инспекцию 27.06.2011 получены сведения о состоянии расчетов бюджетов на 27.06.2011, в которых содержалась информация о наличии недоимки и переплаты по налогам, сборам, пени, штрафам, в которой были отражены те же суммы переплаты по налогам, пени и штрафам, что и в сведениях о состоянии расчетов по состоянию на 08.07.2008.
После уплаты недоимки, указанной в сведениях о расчетах на 27.06.2011, общество представило в налоговый орган заявление от 28.06.2011 N 30, в котором просило инспекцию вернуть излишне уплаченные суммы налогов и пени, а именно: налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, в сумме 300,15 рублей; налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъектов Российской Федерации, в сумме 548,97 рублей; пени по налогу на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации, в сумме 25,83 рублей; налог на прибыль организаций, зачисляемый до 1 января 2005 года в местные бюджеты, в сумме 45,36 рублей; налог на имущество предприятий в сумме 546,29 рублей; пени по налогу на имущество предприятий в сумме 5,56 рублей; пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 379,77 рублей; пени по сбору на нужды образовательных учреждений с юридических лиц в сумме 0,13 рублей; налог на прочие местные налоги и сборы, мобилизуемые на территориях городских округов, в сумме 1 рубль; единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, в сумме 514 рублей; единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования, в сумме 36 396,05 рублей; пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования, в сумме 252,93 рублей; единый социальный налог, зачисляемый в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 15,03 рублей; единый социальный налог, зачисляемый в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, в сумме 140 рублей; денежные штрафы, принимаемые в качестве налоговых санкций, в сумме 100 рублей.
Обществом в инспекцию направлено заявление от 28.06.2011 N 29 о возврате переплаты по налогу на имущество организаций в сумме 1131 руб. и пеней по данному налогу в сумме 0,95 руб.
По результатам рассмотрения заявлений решениями от 08.08.2011 N 557 и от 08.08.2011 N 558 инспекция отказала обществу в возврате переплаты по налогам, сборам, пени, штрафам со ссылкой на истечение установленного п. 7 ст. 78 НК РФ трехлетнего срока со дня их уплаты.
Полагая, что отказ инспекции нарушает его права и законные интересы, общество 07.09.2011 обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с требованием об обязании инспекцию вернуть перечисленные суммы налогов, пени и штрафов, дополнительно заявив требование о возврате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой части пенсии, в сумме 1641,48 руб.
Удовлетворяя требования общества, суды исходили из следующего.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов, которому корреспондирует обязанность налоговых органов, установленная подп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ, принимать решения о возврате налогоплательщику сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.
Согласно п. 6, 7 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В соответствии с п. 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" налогоплательщик вправе также обратиться в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете указанных сумм.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.06.2001 N 173-О указал, что содержащаяся в п. 8 ст. 78 НК РФ (п. 7 ст. 78 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) норма не препятствует в случае пропуска указанного в ней срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Аналогичная правовая позиция высказана Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 08.11.2006 N 6219/06.
В определении от 21.06.2001 N 173-О Конституционный Суд Российской Федерации также отметил, что ст. 78 НК РФ не направлена на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения.
Таким образом, на основании правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О, к возникшим спорным правоотношениям подлежат применению нормы гражданского законодательства, в связи с чем иск может быть заявлен в пределах общего срока исковой давности, который начинается с даты, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего имущественного права (о переплате налога).
Из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 25.02.2009 N 12882/08, следует, что вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога.
Ограничительный перечень событий и фактов, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишне уплаченной сумме налога, законодательством не установлен, следовательно, определяется судом самостоятельно на основе анализа представленных в суд доказательств и их оценки в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исследовав и оценив по правилам ст. 65 - 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды пришли к выводу о том, что срок на обращение в суд с заявлением о возврате переплаты в данном случае необходимо исчислять с 17.07.2008 - момента получения обществом справки N 4013 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на 10.07.2008.
Судами также отмечено, что в материалах дела отсутствуют доказательства уведомления налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ, о наличии у последнего переплаты ранее указанной даты.
Исходя из этого, суды пришли к обоснованному выводу о том, что срок обращения в суд с иском о возврате излишне уплаченного налога, пени, штрафа обществом не пропущен.
В п. 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления о возврате указанных сумм либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.
Аналогичная позиция поддержана в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 18180/10.
Таким образом, поскольку право на обращение в суд с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налогов, пени, штрафов у общества возникло только после вынесения налоговым органом решений от 08.08.2011 N 557, 558 и реализовано им 07.09.2011, суды пришли к правомерному выводу о соблюдении налогоплательщиком установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока.
Удовлетворяя требования о возврате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой части пенсии, в сумме 1 641,48 руб., суды исходили из следующего.
С 01.01.2010 вступил в законную силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), которым предусмотрен порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов, возврат излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе, в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 3 ст. 60 Федерального закона N 212-ФЗ суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31 декабря 2009 года включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 данного Федерального закона.
Согласно п. 3 ст. 62 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ к правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу названного Федерального закона, положения данного Федерального закона применяются в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу, то есть после 01.01.2010.
Суды установили, что переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части пенсии, в сумме 1641,48 руб. образовалась в результате излишней уплаты обществом страховых взносов за 2009 год по платежному поручению от 15.01.2010 N 5 на код бюджетной классификации Российской Федерации 1821020202006100160.
Согласно п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями по принятию решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представлению поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, обладает администратор доходов бюджета.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", приложением N 1 к нему и Приказом Минфина России от 30.12.2009 N 150н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды 2002 - 2009 годы является ФНС России, главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов по главе 182 является Федеральная налоговая служба, по главе 392 - Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации является главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, уплаченных на КБК по главе 392 в 2010 году и на плановый период 2011 и 2012 годов, а Федеральная налоговая служба является главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, уплаченных на КБК по главе 182, как за расчетные периоды 2002 - 2009 гг., так и в 2010 году и на плановый период 2011 и 2012 гг.
В этой связи Федеральная налоговая служба и Пенсионный фонд Российской Федерации разработали порядок осуществления возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, зачисленных в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за расчетные периоды с 2002 по 2009 год включительно, на коды бюджетной классификации Российской Федерации, главным администратором которых является ФНС России (Письмо ФНС РФ N ЯК-17-8/58, ПФ РФ N АД-30-24/8509@ от 11.08.2010).
Указанный порядок предусматривает представление плательщиком страховых взносов заявления о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов в территориальный орган ПФР по месту регистрации в качестве плательщика страховых взносов.
По результатам рассмотрения заявления территориальные органы ПФР принимают решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов), которое направляется с копией заявления плательщика о возврате страховых взносов, пеней и штрафов в налоговый орган по месту учета этого лица в качестве налогоплательщика.
Налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня получения решения территориального органа ПФР о возврате оформляет заявку на возврат суммы страховых взносов и направляет ее в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, обязанность по возврату страховых взносов за 2009 год, уплаченных на КБК, администратором которых является налоговый орган, правомерно возложена судами на инспекцию по месту нахождения общества.
При этом законных препятствий для осуществления возврата спорных сумм в соответствии со ст. 26 Федерального закона N 212-ФЗ судами не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.02.2012 по делу N А47-8166/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 03.08.2012 N Ф09-6992/12 ПО ДЕЛУ N А47-8166/11
Разделы:Налог на имущество организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 августа 2012 г. N Ф09-6992/12
Дело N А47-8166/11
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2012 г.Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2012 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Гусева О.Г., Жаворонкова Д.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга (далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.02.2012 по делу N А47-8166/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2012 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
Судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Оренбургской области.
В судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Оренбургской области, приняли участие представители:
- общества с ограниченной ответственностью "Росток-общепит" (далее - общество, налогоплательщик) - Завершинский В.С. (доверенность 29.08.2011 N 7);
- инспекции - Кузнецова Е.В. (доверенность от 13.03.2012 N 03-09/00099).
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением об обязании инспекции возвратить излишне уплаченные налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, в сумме 300,15 руб.; налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъектов Российской Федерации, в сумме 548,97 руб.; пени по налогу на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации, в сумме 25,83 руб.; налог на прибыль организаций, зачисляемый до 1 января 2005 года в местные бюджеты, в сумме 45,36 руб.; налог на имущество предприятий в сумме 546,29 руб.; пени по налогу на имущество предприятий в сумме 5,56 руб.; пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 379,77 руб.; пени по сбору на нужды образовательных учреждений с юридических лиц в сумме 0,13 руб.; налог на прочие местные налоги и сборы, мобилизуемые на территориях городских округов, в сумме 1 руб.; единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, в сумме 514 руб.; единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования, в сумме 36 396,05 руб.; пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования, в сумме 252,93 руб.; единый социальный налог, зачисляемый в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 15,03 руб.; единый социальный налог, зачисляемый в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, в сумме 140 руб.; денежные штрафы, принимаемые в качестве налоговых санкций, в сумме 100 руб., налог на имущество организаций в сумме 1131 руб. и пени по данному налогу в сумме 0,95 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части пенсии, в сумме 1641,48 руб. (с учетом уточнения требований).
Решением суда от 16.02.2012 (судья Малышева И.А.) требования общества удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2012 (судьи Бояршинова Е.В., Иванова Н.А., Толкунов В.М.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит указанные судебные акты отменить, в удовлетворении требований отказать в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Налоговый орган ссылается на истечение трехлетнего срока на возврат излишне уплаченных налогов, пеней, штрафов с момента их уплаты, а также пропуск срока на обращение в суд с иском о возврате переплаты.
Инспекция указывает, что в соответствии с общими правилами искового производства обязанность доказывания периодов образования переплаты возлагается на лицо, обратившееся с иском.
Налоговый орган также ссылается на то, что органом, уполномоченным принимать решения о возврате переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, являются территориальные подразделения Пенсионного фонда Российской Федерации, в связи с чем суды необоснованно возложили данную обязанность на инспекцию. Кроме того, общество не обращалось в соответствующие территориальные подразделения Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о возврате переплаты, что противоречит установленному законодательством порядку их возврата.
В представленном отзыве общество возражает против доводов инспекции, просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по заявлению от 08.07.2008 инспекцией обществу выдана справка N 4013 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на 10.07.2008, полученная уполномоченным представителем общества нарочно 17.07.2008.
В результате повторного обращения налогоплательщика в инспекцию 27.06.2011 получены сведения о состоянии расчетов бюджетов на 27.06.2011, в которых содержалась информация о наличии недоимки и переплаты по налогам, сборам, пени, штрафам, в которой были отражены те же суммы переплаты по налогам, пени и штрафам, что и в сведениях о состоянии расчетов по состоянию на 08.07.2008.
После уплаты недоимки, указанной в сведениях о расчетах на 27.06.2011, общество представило в налоговый орган заявление от 28.06.2011 N 30, в котором просило инспекцию вернуть излишне уплаченные суммы налогов и пени, а именно: налог на прибыль организаций, зачисляемый в федеральный бюджет, в сумме 300,15 рублей; налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджет субъектов Российской Федерации, в сумме 548,97 рублей; пени по налогу на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации, в сумме 25,83 рублей; налог на прибыль организаций, зачисляемый до 1 января 2005 года в местные бюджеты, в сумме 45,36 рублей; налог на имущество предприятий в сумме 546,29 рублей; пени по налогу на имущество предприятий в сумме 5,56 рублей; пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 379,77 рублей; пени по сбору на нужды образовательных учреждений с юридических лиц в сумме 0,13 рублей; налог на прочие местные налоги и сборы, мобилизуемые на территориях городских округов, в сумме 1 рубль; единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет, в сумме 514 рублей; единый социальный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования, в сумме 36 396,05 рублей; пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования, в сумме 252,93 рублей; единый социальный налог, зачисляемый в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 15,03 рублей; единый социальный налог, зачисляемый в территориальные фонды обязательного медицинского страхования, в сумме 140 рублей; денежные штрафы, принимаемые в качестве налоговых санкций, в сумме 100 рублей.
Обществом в инспекцию направлено заявление от 28.06.2011 N 29 о возврате переплаты по налогу на имущество организаций в сумме 1131 руб. и пеней по данному налогу в сумме 0,95 руб.
По результатам рассмотрения заявлений решениями от 08.08.2011 N 557 и от 08.08.2011 N 558 инспекция отказала обществу в возврате переплаты по налогам, сборам, пени, штрафам со ссылкой на истечение установленного п. 7 ст. 78 НК РФ трехлетнего срока со дня их уплаты.
Полагая, что отказ инспекции нарушает его права и законные интересы, общество 07.09.2011 обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с требованием об обязании инспекцию вернуть перечисленные суммы налогов, пени и штрафов, дополнительно заявив требование о возврате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой части пенсии, в сумме 1641,48 руб.
Удовлетворяя требования общества, суды исходили из следующего.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов, которому корреспондирует обязанность налоговых органов, установленная подп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ, принимать решения о возврате налогоплательщику сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ.
Согласно п. 6, 7 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В соответствии с п. 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" налогоплательщик вправе также обратиться в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете указанных сумм.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 21.06.2001 N 173-О указал, что содержащаяся в п. 8 ст. 78 НК РФ (п. 7 ст. 78 НК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) норма не препятствует в случае пропуска указанного в ней срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Аналогичная правовая позиция высказана Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 08.11.2006 N 6219/06.
В определении от 21.06.2001 N 173-О Конституционный Суд Российской Федерации также отметил, что ст. 78 НК РФ не направлена на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения.
Таким образом, на основании правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О, к возникшим спорным правоотношениям подлежат применению нормы гражданского законодательства, в связи с чем иск может быть заявлен в пределах общего срока исковой давности, который начинается с даты, когда плательщик узнал или должен был узнать о нарушении своего имущественного права (о переплате налога).
Из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении от 25.02.2009 N 12882/08, следует, что вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога.
Ограничительный перечень событий и фактов, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишне уплаченной сумме налога, законодательством не установлен, следовательно, определяется судом самостоятельно на основе анализа представленных в суд доказательств и их оценки в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исследовав и оценив по правилам ст. 65 - 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды пришли к выводу о том, что срок на обращение в суд с заявлением о возврате переплаты в данном случае необходимо исчислять с 17.07.2008 - момента получения обществом справки N 4013 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам на 10.07.2008.
Судами также отмечено, что в материалах дела отсутствуют доказательства уведомления налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ, о наличии у последнего переплаты ранее указанной даты.
Исходя из этого, суды пришли к обоснованному выводу о том, что срок обращения в суд с иском о возврате излишне уплаченного налога, пени, штрафа обществом не пропущен.
В п. 22 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что судам необходимо исходить из того, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления о возврате указанных сумм либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законом срок.
Аналогичная позиция поддержана в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2011 N 18180/10.
Таким образом, поскольку право на обращение в суд с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм налогов, пени, штрафов у общества возникло только после вынесения налоговым органом решений от 08.08.2011 N 557, 558 и реализовано им 07.09.2011, суды пришли к правомерному выводу о соблюдении налогоплательщиком установленного ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока.
Удовлетворяя требования о возврате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой части пенсии, в сумме 1 641,48 руб., суды исходили из следующего.
С 01.01.2010 вступил в законную силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), которым предусмотрен порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов, возврат излишне взысканных страховых взносов, пеней и штрафов.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе, в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 3 ст. 60 Федерального закона N 212-ФЗ суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по состоянию на 31 декабря 2009 года включительно подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном статьями 26 и 27 данного Федерального закона.
Согласно п. 3 ст. 62 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ к правоотношениям, возникшим до дня вступления в силу названного Федерального закона, положения данного Федерального закона применяются в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления его в силу, то есть после 01.01.2010.
Суды установили, что переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемым на выплату страховой части пенсии, в сумме 1641,48 руб. образовалась в результате излишней уплаты обществом страховых взносов за 2009 год по платежному поручению от 15.01.2010 N 5 на код бюджетной классификации Российской Федерации 1821020202006100160.
Согласно п. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочиями по принятию решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представлению поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, обладает администратор доходов бюджета.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.11.2009 N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", приложением N 1 к нему и Приказом Минфина России от 30.12.2009 N 150н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетные периоды 2002 - 2009 годы является ФНС России, главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов по главе 182 является Федеральная налоговая служба, по главе 392 - Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, Пенсионный фонд Российской Федерации является главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, уплаченных на КБК по главе 392 в 2010 году и на плановый период 2011 и 2012 годов, а Федеральная налоговая служба является главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, уплаченных на КБК по главе 182, как за расчетные периоды 2002 - 2009 гг., так и в 2010 году и на плановый период 2011 и 2012 гг.
В этой связи Федеральная налоговая служба и Пенсионный фонд Российской Федерации разработали порядок осуществления возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов, зачисленных в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за расчетные периоды с 2002 по 2009 год включительно, на коды бюджетной классификации Российской Федерации, главным администратором которых является ФНС России (Письмо ФНС РФ N ЯК-17-8/58, ПФ РФ N АД-30-24/8509@ от 11.08.2010).
Указанный порядок предусматривает представление плательщиком страховых взносов заявления о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов в территориальный орган ПФР по месту регистрации в качестве плательщика страховых взносов.
По результатам рассмотрения заявления территориальные органы ПФР принимают решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (пеней, штрафов), которое направляется с копией заявления плательщика о возврате страховых взносов, пеней и штрафов в налоговый орган по месту учета этого лица в качестве налогоплательщика.
Налоговый орган в течение пяти рабочих дней со дня получения решения территориального органа ПФР о возврате оформляет заявку на возврат суммы страховых взносов и направляет ее в установленном порядке в орган Федерального казначейства по месту обслуживания для осуществления возврата страхователю в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Учитывая изложенное, обязанность по возврату страховых взносов за 2009 год, уплаченных на КБК, администратором которых является налоговый орган, правомерно возложена судами на инспекцию по месту нахождения общества.
При этом законных препятствий для осуществления возврата спорных сумм в соответствии со ст. 26 Федерального закона N 212-ФЗ судами не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 16.02.2012 по делу N А47-8166/2011 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Оренбурга - без удовлетворения.
Председательствующий
ТОКМАКОВА А.Н.
Судьи
ГУСЕВ О.Г.
ЖАВОРОНКОВ Д.В.
ТОКМАКОВА А.Н.
Судьи
ГУСЕВ О.Г.
ЖАВОРОНКОВ Д.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)