Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 06.05.2009 N Ф03-1659/2009 ПО ДЕЛУ N А51-6808/2008

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2009 г. N Ф03-1659/2009



Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2009 г. Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г.Владивостока
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2009
по делу N А51-6808/2008 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя М.
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г.Владивостока
о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в размере 793350 руб. и процентов на сумму излишне уплаченного налога в размере 21568,77 руб.
Индивидуальный предприниматель М. (далее - предприниматель, заявитель) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Первомайскому району г.Владивостока (далее - ИФНС России по Первомайскому району г.Владивостока, налоговый орган, инспекция) о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в размере 793350 руб. и процентов на сумму излишне уплаченного налога в размере 21568,77 руб.
Решением суда от 03.10.2008 в удовлетворении заявленных требований предпринимателю отказано. В обоснование решения суд сослался на то, что заявитель имеет право на исчисление налога на игорный бизнес с применением ставок, действовавших на момент его государственной регистрации, однако требование о возврате налога и процентов не удовлетворил в связи с непредставлением предпринимателем уточненных налоговых декларации по спорному налогу, поскольку у инспекции отсутствовали данные о переплате налога, обязанность возвратить налог не возникло.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2009 решение от 03.10.2008 отменено, на инспекцию возложена обязанность произвести предпринимателю возврат суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес за период с 01.01.2005 по 31.01.2006 в размере 793350 руб., с инспекции взысканы в пользу предпринимателя проценты на сумму налога на игорный бизнес за период с 10.02.2008 по 18.04.2008 в сумме 18611,99 руб.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, налоговый орган обратилась с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, поскольку судом не всесторонне и не полно исследованы материалы дела, не дана надлежащая правовая оценка всем доказательствам, неверно применены нормы материального права. Считает, что сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Установленный срок, подлежащий исчислению со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления, применяется в ситуации, когда факт излишней уплаты тех или иных сумм и их размер уже был установлен налоговым органом на момент подачи заявления о возврате этих сумм. Подлежащая уплате в бюджет сумма налога определяется налогоплательщиком самостоятельно в налоговой декларации. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При этом согласно состоянию расчетов на 14.12.2007 года за налогоплательщиком переплата по налогу на игорный бизнес не числится.
В судебном заседании представитель инспекции доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал в полном объеме.
Предприниматель М., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимал.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, выслушав в судебном заседании пояснения представителя инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не установил.
Как следует из материалов дела и установлено судом, М. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, Московской регистрационной Палатой 22.01.2002, о чем выдано свидетельство N 77:11:04212.
24.01.2003 Госкомспортом России Предпринимателю выдана лицензия на право организации и содержания тотализаторов и игорных заведений сроком с 24.01.2003 по 24.01.2008.
С января 2005 года предприниматель состоял на налоговом учете в ИФНС России по Первомайскому району г.Владивостока по месту регистрации объектов налогообложения (игровых автоматов) и являлся плательщиком налога на игорный бизнес.
За период с 01.01.2005 по 31.01.2006 предпринимателем уплачен налог на игорный бизнес в размере 967500 руб. по ставке 7500 руб. за один игровой автомат в соответствии с требованиями статьи 2 Закона Приморского края от 06.11.2003 N 75-КЗ "О налоге на игорный бизнес".
14.12.2007 предприниматель М. обратился в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в размере 793350 руб. за период с 01.01.2005 по 31.01.2006. Решением от 17.01.2008 N 2956 налоговый орган отказал в возврате налога в связи с отсутствием по состоянию на 17.01.2008 переплаты по налогу на игорный бизнес.
Не согласившись с решением инспекции, предприниматель М. обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением об обязании инспекции произвести возврат суммы излишне уплаченного налога на игорный бизнес в размере 793350 руб. за период с 01.01.2005 по 31.01.2006, а также о взыскании с нее процентов на сумму излишне уплаченного налога в размере 21568,77 руб. за период с 14.01.2008 по 18.04.2008.
Согласно абзацу второму части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 88-ФЗ) в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
В соответствии со статьей 17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая ставка является элементом налогообложения.
Ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться как в возложении на них дополнительного налогового бремени, в том числе в увеличении ставки налога, так и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности по исчислению и уплате налога, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности.
Поэтому новая норма налогового законодательства не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового закона в силу абзаца второго части 1 статьи 9 Закона N 88-ФЗ.
Указанная правовая позиция изложена в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2002 N 37-О, от 05.06.2003 N 277-О, от 09.07.2004 N 242-О, постановлении от 19.06.2003 N 11-П.
То обстоятельство, что статья 9 Закона N 88-ФЗ утратила силу с 01.01.2005, как правильно указал суд, не повлияло на право субъекта малого предпринимательства, возникшее до отмены названной нормы, использовать предоставленные ему гарантии до истечения четырехлетнего срока с момента его государственной регистрации.
Судом установлено, что на момент государственной регистрации предпринимателя ставка налога на игорный бизнес на территории Приморского края в соответствии с Законом Приморского края от 07.12.1999 (с учетом изменений от 04.05.2001 N 137-КЗ) "О ставках налога на игорный бизнес составляла 13,5 минимальных размеров оплаты труда за один игровой автомат за месяц.
Следовательно, на основании указанных норм права, являясь субъектом малого предпринимательства, заявитель имел право на налогообложение в период с 01.01.2005 по 31.01.2006 по налоговым ставкам, действовавшим на момент регистрации, то есть 1350 руб., который составил 793350 руб.
Согласно пункту 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В силу пунктов 7 - 9 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению, поданному в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
В соответствии с пунктом 10 статьи 78 НК РФ, в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 статьи 78 НК РФ, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.
Расчет суммы налога и размера процентов судом проверен и налоговым органом не оспаривается.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд обоснованно удовлетворил требования заявителя.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводы суда не опровергают и направлены на переоценку доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела, поэтому в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:

постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2009 по делу N А51-6808/2008 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)